Обследование ребенка с зпр 4 года
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Изучение лексического развития. Словарь предметов.
№
Цель
Материал
Инструкция
Помощь
1
А. Выявление уровня активного словаря (повседневная лексика)
Картинки с изображением куклы, мишки, мяч, машинки, матрёшки, пирамидки, тарелки, блюдца, кастрюли, чашки, чайника.
Перед ребёнком раскладываются картинки. «Что это?»
В случае отсутствия данного слова в словаре в активном словаре дается задание: «Покажи где…»
2
Б. Выявление уровня пассивного словаря (редкоупотребляемая лексика)
Картинки 5-6 лет: ноги
руки
голова
глаза
уши
спинка стула
сиденье стула
ножки стула
кузов машины
колёса машины
рукав
пуговица
кабина машина
руль
живот
грудь
шея
«Что это?» (экспериментатор предъявляет картинный материал).
В случае отсутствия данного слова в активном словаре дается задание: «Покажи где…».
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Изучение лексического развития.
Словарь предметов.
5 баллов – все 28 слов правильно понимаются и употребляются в активном словаре;
4 балла – все слова из раздела «А» (11 слов) и 10-12 слов из раздела «Б» есть в активном словаре, а 5-7 слов из раздела «Б» отсутствуют в активном, но есть в пассивном словаре;
3 балла – 1-2 слова из раздела «А» и 11-12 из раздела «Б» отсутствуют в активном, но есть в пассивном словаре, все остальные предложенные слова (14-16 слов) употребляются ребенком в активном словаре;
2 балла – 7-8 слов из раздела «А» есть в активном словаре, остальные – в пассивном; из раздела «Б» в активном словаре есть 2-3 слова, в пассивном – 8-9 слов, 5-7 слов из раздела «Б» отсутствуют и в активном, и в пассивном словаре;
1 балл – 5-6 слов из раздела «А» и большая часть слов из раздела «Б» отсутствуют в активном и пассивном словаре
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Картинный материал:
мальчик, девочка.
«Солнышко светит, греет, печет, восходит, заходит. А что делает…»
Повтор инструкции
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Изучение лексического развития.
Глагольный словарь.
5 баллов – самостоятельно придумано по каждому из предложенных слов более -4х лексем;
4 балла – самостоятельно придумано по каждому из предложенных слов – 3лексемы;
3 балла – самостоятельно придумано по каждому из предложенных слов, 2 лексемы самостоятельно, 1 лексема с помощью в виде побуждающих вопросов;
2 балла – требуется повторение, расширение инструкций; из предложенных слов придумано по 1-й лексеме с помощью в виде побуждающих вопросов, контекстной подсказки.
1 балл – в случае отказа, придумывании вербальных замен («ребенок» — «укачивать ребенка можно»), слов-действий, не свойственных данным предметам; помощь не используют.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Картинный материал:
мяч
печенье
платок
«Вот пальто (предъявляется картинка). Какое пальто? Пальто теплое, длинное, шерстяное, модное, женское, красивое, коричневого цвета. А какая (кокой, какое)…»
Повтор инструкции
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Изучение лексического развития.
Подбор определений.
5 баллов – самостоятельно придумано по каждому из предложенных слов более 3-х определений;
4 балла – самостоятельно придумано к каждому из предложенных слов 1 определение самостоятельно, а по 2 определения с помощью;
3 балла – к каждому из предложенных слов придумано по 2 определения с помощью в виде побуждающих вопросов, повторения инструкции;
2 балла – к каждому из предложенных слов придумано по 1 определению с помощью в виде побуждающих вопросов или контекстной подсказки; требуется повторение, расширение инструкции;
1 балл – неадекватные ответы, замены ,помощь не использует.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Понимание отдельных предложений и содержание знакомой сказки
Цель
Материал
Инструкция
Помощь
Выявление уровня понимания содержания предложения, знакомых сказок.
Сюжетные картинки
«Мальчик поздравляет девочку», а потом «Девочка поздравляет мальчика»
Сюжетные картинки по сказке «Репка».
покажи где мальчик поздравляет девочку. А где девочка поздравляет мальчика.
Спросить знает ли он сказку «Репка». «Что посадил дед?», «Кто стал репку тянуть?», «Кого позвал дед?» и т.д.
Если ребенку сказка не знакома, ему рассказывают ее с опорой на картинку и только после этого задают вопросы или показать картинки.
Повтор инструкции
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Изучение лексического развития.
Понимание отдельных предложений и содержание знакомой сказки
5 баллов – по всем заданиям дан правильный ответ;
4 балла – встречаются единичные ошибочные ответы, которые исправляются самостоятельно или после уточняющего вопроса;
3 балла – большинство заданий выполняются с уточняющей помощью, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции;
2 балла – часть ответов с уточняющей помощью, часть – с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции;
1 балл – не отвечает на вопросы помощь не использует.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Картинки
Игрушки
Обувь
Одежда
Голубь – птица, ворона – птица, воробей – птица, синица – птица, ласточка – птица (сопровождает показом картинок). Всех этих существ (указание жестом) мы называем одним словом «птицы» (выделяет слово голосом). А теперь ты посмотри на картинки и назови одним словом (последовательно предъявляются серии картинок)».
Повтор инструкции
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Изучение лексического развития.
Уровень обобщений
5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла – большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
3 балла – большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;
2 балла – все задания выполняются с контекстной подсказкой, требуется повторение инструкции;
1 балл – не отвечает на вопросы, помощь не использует.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Проверка правильного употребления существительных множественного числа
Картинки
Стол
рот
кукла
рука
окно
«Один – мяч, а если много, то скажем, что это – мячи».
Повтор инструкции
Проверка предложно-падежных форм существительных
Коробка, любая игрушка, цветок, бабочка.
Где стоит коробка? на столе
Где лежит игрушка? В коробке
Куда я поставила коробку? под стол
Над чем порхает бабочка? Над цветами
Повтор инструкции
Проверка умения согласовывать прилагательные с существительными
Картинки
Красный мяч
Синий шар
Желтое ведро
«Посмотри на картинку и послушай, как я о ней скажу: синяя кастрюля (при произнесении слова «синяя» артикуляция четкая). А теперь ты смотри на картинки и называй».
Повтор инструкции
Проверка навыков словообразования
Образование названий детенышей животных.
картинки:
У кошки…
У лисы
У утки
У слона
«У кошки – котята. А у…»
Повтор инструкции
Образование существительных в уменьшительно ласкательной форме.
Картинки:
Стол-столик
Чашка – чашечка
Кукла – куколка
«Вот это большой предмет – мяч, к нему подходит маленький предмет – мячик. Я буду называть большой предмет, а ты – маленький»
Употребление имен существительных в косвенных падежах
Картинки
Что есть у мальчика? (мяч)
Чего нет у мальчика? (мяча)
Кому мальчик дает мяч? (девочке)
Что ты видишь на картинке? (машину)
Чем рисует девочка? (карандашом)
О ком думает кошка? (о мышке)
«Посмотри на картинки и ответь на вопросы»
Повтор инструкции
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Изучение грамматического строя языка.
5 баллов – по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ;
4 балла – большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, единичные задания – с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с самокоррекцией;
3 балла – задания выполняются в замедленном темпе, с ошибками, часть ошибок исправляется после уточняющих вопросов, некоторые ошибки не исправляются;
2 балла – большинство заданий выполняется с ошибками, требуется значительная помощь (вопросы, подсказки), иногда помощь неэффективна;
1 балл – невыполнение, помощь не использует.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Выявить умение отражённо воспроизводитьслоги с оппозиционными звуками
«Слушай и повторяй за мной»
ба-па
да-та-
га-ка
ма-ба
на-ня
ва-ка
Повтор инструкции
Выявить умение Дифференцировать
Оппозиционные звуки, не смешиваемых в произношении
««Покажи на картинке, где »
кот-кит
дом-дым
мышка-мишка
уточка-удочка
Повтор инструкции
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Обследование фонематического слуха.
5 баллов – все задания точно воспроизводятся;
4 балла – имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, но при этом слоговая воспроизводится точно;
3 балла – задания выполняются в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары — точно;
2 балла – большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно воспроизводятся и слоговые (словесные) пары;
1 балл – невыполнение.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Картинки:
кот
вода
стук
мост
спина
банка
фантик
тропинка
«Послушай и повтори за мной»
кот
вода
стук
мост
спина
банка
фантик
тропинка
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов
5 баллов – все слова точно воспроизводятся;
4 балла – большинство слов воспроизводится точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут быть запинки;
3 балла – слова воспроизводятся в замедленном темпе, с запинками, 1-2 слова с искажением слоговой структуры;
2 балла – большинство слов воспроизводится с искажением слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала;
1 балл – отказ от выполнения, неадекватные ответы.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Исследование связной речи
Цель
Материал
Инструкция
Помощь
Выявить уровень сформированности развернутого монологического высказывания.
Пересказ текста
Чтение рассказа. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. Пересказ текста ребёнком (текст пересказа логопед записывает в карту)
«Котенок»
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
Вопросы по тексту
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Исследование связной речи
Пересказ
5 баллов – пересказ составлен самостоятельно, структура текста, последовательность событий не нарушены, соблюдаются грамматические нормы, используются разнообразные лексические средства, передается основная мысль текста;
4 балла – пересказ составлен с некоторой помощью в виде уточняющих вопросов (или побуждающих), отмечаются незначительные трудности в реализации замысла, недостаточная развернутость высказывания; грамматические нормы соблюдены, основная мысль передается;
3 балла – при пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, может нарушаться последовательность событий, отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, лексика авторского текста используется неполностью, преобладают простые распространенные предложения, отмечаются аграмматизмы;
2 балла – пересказ составлен по вопросам, ответы односложные, связное высказывание затруднено, словарный запас небольшой, в основном, существительные и глаголы, отмечаются ошибочные употребления слов, сужение или расширение значения слов, преобладают простые предложения, иногда простые распространенные, отмечаются аграмматизмы (нарушение порядка слов в предложении, отсутствие или неправильное употребление предлогов, ошибки в словоизменении существительных по падежам, в согласовании существительных с прилагательными), соскальзывание на побочные темы;
1 балл – неадекватные ответы, отказ от деятельности.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО
по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Исследование звукопроизносительной стороны речи
Цель
Материал
Инструкция
Помощь
Выявление умения произносить согласные (если есть необходимость, то и гласные) звуки изолированно и на материале слогов, слов, фразовой речи.
Предметные картинки: «Альбом для логопеда» О.Б. Иншакова.
Повтори слоги, назови предметы, повтори предложения. Звуки свистящие, шипящие, сонорные.
Побуждающие вопросы, повторение инструкции
Оценка по разделу «Звукопроизносительная сторона речи»:
5 баллов – все звуки произносит правильно;
4 балла – один-два звука недостаточно автоматизированы, т.е. в самостоятельной речи ребенок произносит эти звуки неправильно, но при указании на ошибку исправляет ее;
3 балла – нарушено произношение группы звуков, но не более пяти;
2 балла – нарушено произношение двух-трех групп звуков, но не более 10;
1 балл – нарушено произношение более 10 звуков.
Источник
При поступлении в учебное заведение проводится обязательное исследование уровня развития ребенка. Это позволяет в раннем возрасте выявить сильные стороны личности или врожденные, приобретенные отклонения. В том числе – задержку психологического развития (ЗПР).
Методики современной психологической диагностики детей-дошкольников с 2 до 7 лет с ЗПР для поступления в ДОУ, позволяют установить степень задержки, подобрать наиболее действенные способы коррекции, которые позволят ребятам развиваться и преодолевать свою особенность.
Принцип диагностики ЗПР у дошкольников
Задержка психического развития – заболевание, достаточно распространенное у детей дошкольного и раннего школьного возраста. Развивается из-за множества причин. Как физиологических, связанных с трудностями беременности и родов, болезнями в первые месяцы жизни, так и психологических.
Часто возникает как реакция организма маленького человека на тяжелую обстановку в семье или жесткое обращение с ним взрослых.
Диагноз не приговор, при правильном применении методик обследования детей с ЗПР, использования психодиагностик, скорректировать здоровье дошкольника возможно при помощи комплексного лечения.
В программу диагностики и анализа детей с ЗПР входит:
- Реакция на взаимодействие, отношение к работе дефектолога. Спокойно воспринимаются тесты, выполняются задания, либо малыш капризничает, не может сосредоточиться, отвлекается.
- Степень развития речи в соответствии с возрастом. При наличии диагноза наблюдается ограниченный словарный запас, плохо развитая внутренняя речь, проблемы с опознаванием фонем слова.
- Реакция на вербальное и невербальное объяснение правил прохождения тестов. Пациенты, с психическими отклонениями лучше понимают через жесты, а не словами.
- Характеристика детской деятельности. Уровень интереса и сосредоточенности, применяемые способы решения разноплановых задач, желание дойти до результата при наличии ошибок.
- Реакция на успех/неудачу. Необходимо следить за эмоциями испытуемого после озвучивания результатов. Если она резко неадекватная, то ставится вопрос об у/о. Ребята с задержкой психологического развития реагируют в пределах нормы.
При анализе используются различные диагностики и учитываются особенности и реакции конкретного обследуемого, что позволяет ставить диагноз с достаточной точностью.
Популярные методики диагностики ЗПР
Сегодня психолого-педагогическая диагностика детей с предполагаемым ЗПР проводится дефектологами в ДОУ с 2 до 7 лет, при этом возможна встреча с специалистом онлайн. На занятии специалист проверяет основные компетенции, способные обозначить уровень развития и отклонения в нем у малыша:
- внимание, понимание порядка деятельности;
- интеллектуальные способности;
- речевое развитие;
- память;
- мировосприятие;
- образовательная мотивация.
Для того, чтобы сделать вывод обо всех аспектах психики, необходимо пройти комплексное обследование из нескольких тестов, каждый из которых покажет результат в своей сфере.
Тест Д. Векслера
Исследования с помощью теста Д. Векслера проводятся с 1939 года, когда его разработали для определения уровня интеллекта с учетом возраста испытуемого. Позже вышли еще две редакции, адаптированные специально для детей и подростков:
- WISC для людей в возрасте от 6,5 до 16 лет;
- WPPSI для малышей от 4,5 лет до 6,5.
В каждый из тестовых блоков входит 11 субтестов, разделенных в свою очередь на две группы. Из них 6 призваны оценить уровень вербального проявления способностей детей, а 5 – невербального.
К вербальным относятся:
- арифметика;
- нахождение сходства;
- общая осведомленность;
- понимание;
- словарный запас;
- запоминание цифр.
Шкала действий (невербальная) состоит из:
- недостающие детали;
- шифровки;
- последовательные картинки;
- конструирование блока;
- сборка объекта.
Тесты призваны проверить не знания о окружающем мире, а способность понимать задание, принимать решение, логически мыслить.
Особенность выполнения методики Векслера с детьми ЗПР состоит в том, что тестирование проводится не за одно, а за несколько занятий. Общее время проверки составляет около 60 минут, которые ребята просто неспособны выдержать. Их внимание быстро рассеивается, что влияет на точность результатов.
Решение о диагнозе выносится по результатам механического подсчета правильных ответов и личных наблюдений психолога за работой испытуемого.
Тест М. В. Когана
Простое и быстрое исследование, характеризующее уровень развитости схематического мышления.
В работе используются простые материалы:
- таблица с пропечатанными условиями задачи и таблицей, изображающей разные по форме и цвету фигуры;
- карточки с изображением геометрических фигур разных цветов.
Ребенок должен совместить изображение в таблице и на карточке.
При наличии задержки психологического развития, с такой задачей малыши справляются примерно на 50%. Потому что не могут точно идентифицировать близкие по внешнему виду фигуры (круг и овал, квадрат и прямоугольник).
Исследование направленно на изучение уровня внимательности испытуемого, его умнея концентрироваться на задаче, способности отвлечься или переключиться.
Перед ребенком раскладывают изображения трех знакомых предметов на карточках (по 8 в ряд, несколько рядов) и предлагают отметить однотипные. При этом необходимо один вид отметить определенным знаком, а другой вид другим.
Если задание выполняется менее, чем на 50%, то ЗПР подтверждается, так как для таких малышей крайне сложно долго концентрироваться на задаче, не несущей в себе игровой деятельности.
Методики развития и устранения заболевания
Для того, чтобы скорректировать задержку психологического развития, необходимо комплексное обследование, выявляющее индивидуальные особенности пациента. Важно установить не только причину возникновения отклонения, но и особенности организма человека, чтобы подобрать правильную терапию.
Стойкий результат даст только комплексное лечение с помощью развивающих методик диагностики и приемов терапевтического воздействия на мозг маленьких детей и младших школьников с ЗПР.
С хорошей стороны зарекомендовали себя такие методики:
- биологическая обратная связь (БОС);
- транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС);
- зрительная и слуховая стимуляция;
- специальные развивающие психолого-педагогические методики;
- ЛФК.
Список использованной литературы
- Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей / Н. Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под. ред. С. Г. Шевченко. — М., 2001.
- Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. — М., 1993.
- Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. — Волгоград: Учитель, 2012. — 182 с.
- Adjective Learning in Young Typically Developing Children and Children With Developmental Language Disorder: A Retrieval-Based Approach. Leonard LB, Deevy P, Karpicke JD, Christ S, Weber C, Kueser JB, Haebig E. J SpeechLang Hear Res. 2019 Nov 18;62(12):4433-4449.
- Attention, Speech-Language Dissociations, and Stuttering Chronicity. Singer CM, Walden TA, Jones RM. Am J SpeechLang Pathol. 2019 Dec 16:1-11. doi: 10.1044/2019_AJSLP-19-00039.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Источник