Обследование ребенка с зпр 4 года

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Изучение лексического развития. Словарь предметов.

Цель

Материал

Инструкция

Помощь

1

А. Выявление уровня активного словаря (повседневная лексика)

Картинки с изображением куклы, мишки, мяч, машинки, матрёшки, пирамидки, тарелки, блюдца, кастрюли, чашки, чайника.

Перед ребёнком раскладываются картинки. «Что это?»

В случае отсутствия данного слова в словаре в активном словаре дается задание: «Покажи где…»

2

Б. Выявление уровня пассивного словаря (редкоупотребляемая лексика)

  1. Картинки 5-6 лет: ноги

  2. руки

  3. голова

  4. глаза

  5. уши

  6. спинка стула

  7. сиденье стула

  8. ножки стула

  9. кузов машины

  10. колёса машины

  11. рукав

  12. пуговица

  13. кабина машина

  14. руль

  15. живот

  16. грудь

  17. шея

«Что это?» (экспериментатор предъявляет картинный материал).

В случае отсутствия данного слова в активном словаре дается задание: «Покажи где…».

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Изучение лексического развития.

Словарь предметов.

5 баллов – все 28 слов правильно понимаются и употребляются в активном словаре;

4 балла – все слова из раздела «А» (11 слов) и 10-12 слов из раздела «Б» есть в активном словаре, а 5-7 слов из раздела «Б» отсутствуют в активном, но есть в пассивном словаре;

3 балла – 1-2 слова из раздела «А» и 11-12 из раздела «Б» отсутствуют в активном, но есть в пассивном словаре, все остальные предложенные слова (14-16 слов) употребляются ребенком в активном словаре;

2 балла – 7-8 слов из раздела «А» есть в активном словаре, остальные – в пассивном; из раздела «Б» в активном словаре есть 2-3 слова, в пассивном – 8-9 слов, 5-7 слов из раздела «Б» отсутствуют и в активном, и в пассивном словаре;

1 балл – 5-6 слов из раздела «А» и большая часть слов из раздела «Б» отсутствуют в активном и пассивном словаре

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Картинный материал:

мальчик, девочка.

«Солнышко светит, греет, печет, восходит, заходит. А что делает…»

Повтор инструкции

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Изучение лексического развития.

Глагольный словарь.

5 баллов – самостоятельно придумано по каждому из предложенных слов более -4х лексем;

4 балла – самостоятельно придумано по каждому из предложенных слов – 3лексемы;

3 балла – самостоятельно придумано по каждому из предложенных слов, 2 лексемы самостоятельно, 1 лексема с помощью в виде побуждающих вопросов;

2 балла – требуется повторение, расширение инструкций; из предложенных слов придумано по 1-й лексеме с помощью в виде побуждающих вопросов, контекстной подсказки.

1 балл – в случае отказа, придумывании вербальных замен («ребенок» — «укачивать ребенка можно»), слов-действий, не свойственных данным предметам; помощь не используют.

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

Картинный материал:

  1. мяч

  2. печенье

  3. платок

«Вот пальто (предъявляется картинка). Какое пальто? Пальто теплое, длинное, шерстяное, модное, женское, красивое, коричневого цвета. А какая (кокой, какое)…»

Повтор инструкции

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Изучение лексического развития.

Подбор определений.

5 баллов – самостоятельно придумано по каждому из предложенных слов более 3-х определений;

4 балла – самостоятельно придумано к каждому из предложенных слов 1 определение самостоятельно, а по 2 определения с помощью;

3 балла – к каждому из предложенных слов придумано по 2 определения с помощью в виде побуждающих вопросов, повторения инструкции;

2 балла – к каждому из предложенных слов придумано по 1 определению с помощью в виде побуждающих вопросов или контекстной подсказки; требуется повторение, расширение инструкции;

1 балл – неадекватные ответы, замены ,помощь не использует.

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Понимание отдельных предложений и содержание знакомой сказки

Цель

Материал

Инструкция

Помощь

Выявление уровня понимания содержания предложения, знакомых сказок.

Сюжетные картинки

«Мальчик поздравляет девочку», а потом «Девочка поздравляет мальчика»

Сюжетные картинки по сказке «Репка».

  1. покажи где мальчик поздравляет девочку. А где девочка поздравляет мальчика.

  2. Спросить знает ли он сказку «Репка». «Что посадил дед?», «Кто стал репку тянуть?», «Кого позвал дед?» и т.д.

Если ребенку сказка не знакома, ему рассказывают ее с опорой на картинку и только после этого задают вопросы или показать картинки.

Читайте также:  Ребенку 4 года болит желудок

Повтор инструкции

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Изучение лексического развития.

Понимание отдельных предложений и содержание знакомой сказки

5 баллов – по всем заданиям дан правильный ответ;

4 балла – встречаются единичные ошибочные ответы, которые исправляются самостоятельно или после уточняющего вопроса;

3 балла – большинство заданий выполняются с уточняющей помощью, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции;

2 балла – часть ответов с уточняющей помощью, часть – с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции;

1 балл – не отвечает на вопросы помощь не использует.

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Картинки

  1. Игрушки

  2. Обувь

  3. Одежда

Голубь – птица, ворона – птица, воробей – птица, синица – птица, ласточка – птица (сопровождает показом картинок). Всех этих существ (указание жестом) мы называем одним словом «птицы» (выделяет слово голосом). А теперь ты посмотри на картинки и назови одним словом (последовательно предъявляются серии картинок)».

Повтор инструкции

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Изучение лексического развития.

Уровень обобщений

5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;

4 балла – большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

3 балла – большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;

2 балла – все задания выполняются с контекстной подсказкой, требуется повторение инструкции;

1 балл – не отвечает на вопросы, помощь не использует.

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Проверка правильного употребления существительных множественного числа

Картинки

  1. Стол

  2. рот

  3. кукла

  4. рука

  5. окно

«Один – мяч, а если много, то скажем, что это – мячи».

Повтор инструкции

Проверка предложно-падежных форм существительных

Коробка, любая игрушка, цветок, бабочка.

  1. Где стоит коробка? на столе

  2. Где лежит игрушка? В коробке

  3. Куда я поставила коробку? под стол

Над чем порхает бабочка? Над цветами

Повтор инструкции

Проверка умения согласовывать прилагательные с существительными

Картинки

  1. Красный мяч

  2. Синий шар

  3. Желтое ведро

«Посмотри на картинку и послушай, как я о ней скажу: синяя кастрюля (при произнесении слова «синяя» артикуляция четкая). А теперь ты смотри на картинки и называй».

Повтор инструкции

Проверка навыков словообразования

Образование названий детенышей животных.

картинки:

  1. У кошки…

  2. У лисы

  3. У утки

  4. У слона

«У кошки – котята. А у…»

Повтор инструкции

Образование существительных в уменьшительно ласкательной форме.

Картинки:

  1. Стол-столик

  2. Чашка – чашечка

  3. Кукла – куколка

«Вот это большой предмет – мяч, к нему подходит маленький предмет – мячик. Я буду называть большой предмет, а ты – маленький»

Употребление имен существительных в косвенных падежах

Картинки

  1. Что есть у мальчика? (мяч)

  2. Чего нет у мальчика? (мяча)

  3. Кому мальчик дает мяч? (девочке)

  4. Что ты видишь на картинке? (машину)

  5. Чем рисует девочка? (карандашом)

  6. О ком думает кошка? (о мышке)

«Посмотри на картинки и ответь на вопросы»

Повтор инструкции

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Изучение грамматического строя языка.

5 баллов – по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ;

4 балла – большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, единичные задания – с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с самокоррекцией;

3 балла – задания выполняются в замедленном темпе, с ошибками, часть ошибок исправляется после уточняющих вопросов, некоторые ошибки не исправляются;

2 балла – большинство заданий выполняется с ошибками, требуется значительная помощь (вопросы, подсказки), иногда помощь неэффективна;

1 балл – невыполнение, помощь не использует.

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Выявить умение отражённо воспроизводитьслоги с оппозиционными звуками

«Слушай и повторяй за мной»

  1. ба-па

  2. да-та-

  3. га-ка

  4. ма-ба

  5. на-ня

  6. ва-ка

Повтор инструкции

Выявить умение Дифференцировать

Оппозиционные звуки, не смешиваемых в произношении

««Покажи на картинке, где »

  1. кот-кит

  2. дом-дым

  3. мышка-мишка

  4. уточка-удочка

Повтор инструкции

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Обследование фонематического слуха.

5 баллов – все задания точно воспроизводятся;

4 балла – имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, но при этом слоговая воспроизводится точно;

3 балла – задания выполняются в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары — точно;

Читайте также:  Вермокс ребенку 4 года

2 балла – большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно воспроизводятся и слоговые (словесные) пары;

1 балл – невыполнение.

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Картинки:

  1. кот

  2. вода

  3. стук

  4. мост

  5. спина

  6. банка

  7. фантик

  8. тропинка

«Послушай и повтори за мной»

  1. кот

  2. вода

  3. стук

  4. мост

  5. спина

  6. банка

  7. фантик

  8. тропинка

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов

5 баллов – все слова точно воспроизводятся;

4 балла – большинство слов воспроизводится точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут быть запинки;

3 балла – слова воспроизводятся в замедленном темпе, с запинками, 1-2 слова с искажением слоговой структуры;

2 балла – большинство слов воспроизводится с искажением слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала;

1 балл – отказ от выполнения, неадекватные ответы.

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Исследование связной речи

Цель

Материал

Инструкция

Помощь

Выявить уровень сформированности развернутого монологического высказывания.

Пересказ текста

Чтение рассказа. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. Пересказ текста ребёнком (текст пересказа логопед записывает в карту)

«Котенок»

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

Вопросы по тексту

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Исследование связной речи

Пересказ

5 баллов – пересказ составлен самостоятельно, структура текста, последовательность событий не нарушены, соблюдаются грамматические нормы, используются разнообразные лексические средства, передается основная мысль текста;

4 балла – пересказ составлен с некоторой помощью в виде уточняющих вопросов (или побуждающих), отмечаются незначительные трудности в реализации замысла, недостаточная развернутость высказывания; грамматические нормы соблюдены, основная мысль передается;

3 балла – при пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, может нарушаться последовательность событий, отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, лексика авторского текста используется неполностью, преобладают простые распространенные предложения, отмечаются аграмматизмы;

2 балла – пересказ составлен по вопросам, ответы односложные, связное высказывание затруднено, словарный запас небольшой, в основном, существительные и глаголы, отмечаются ошибочные употребления слов, сужение или расширение значения слов, преобладают простые предложения, иногда простые распространенные, отмечаются аграмматизмы (нарушение порядка слов в предложении, отсутствие или неправильное употребление предлогов, ошибки в словоизменении существительных по падежам, в согласовании существительных с прилагательными), соскальзывание на побочные темы;

1 балл – неадекватные ответы, отказ от деятельности.

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ПОД.РЕД. С.Г.ШЕВЧЕНКО

по разделу «Ознакомление с окружающим и развитие речи» подраздел «Речевое развитие детей». 4- 5 ЛЕТ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Исследование звукопроизносительной стороны речи

Цель

Материал

Инструкция

Помощь

Выявление умения произносить согласные (если есть необходимость, то и гласные) звуки изолированно и на материале слогов, слов, фразовой речи.

Предметные картинки: «Альбом для логопеда» О.Б. Иншакова.

Повтори слоги, назови предметы, повтори предложения. Звуки свистящие, шипящие, сонорные.

Побуждающие вопросы, повторение инструкции

Оценка по разделу «Звукопроизносительная сторона речи»:

5 баллов – все звуки произносит правильно;

4 балла – один-два звука недостаточно автоматизированы, т.е. в самостоятельной речи ребенок произносит эти звуки неправильно, но при указании на ошибку исправляет ее;

3 балла – нарушено произношение группы звуков, но не более пяти;

2 балла – нарушено произношение двух-трех групп звуков, но не более 10;

1 балл – нарушено произношение более 10 звуков.

Источник

При поступлении в учебное заведение проводится обязательное исследование уровня развития ребенка. Это позволяет в раннем возрасте выявить сильные стороны личности или врожденные, приобретенные отклонения. В том числе – задержку психологического развития (ЗПР).

Методики современной психологической диагностики детей-дошкольников с 2 до 7 лет с ЗПР для поступления в ДОУ, позволяют установить степень задержки, подобрать наиболее действенные способы коррекции, которые позволят ребятам развиваться и преодолевать свою особенность.

Принцип диагностики ЗПР у дошкольников

Задержка психического развития – заболевание, достаточно распространенное у детей дошкольного и раннего школьного возраста. Развивается из-за множества причин. Как физиологических, связанных с трудностями беременности и родов, болезнями в первые месяцы жизни, так и психологических.

Часто возникает как реакция организма маленького человека на тяжелую обстановку в семье или жесткое обращение с ним взрослых.

Диагноз не приговор, при правильном применении методик обследования детей с ЗПР, использования психодиагностик, скорректировать здоровье дошкольника возможно при помощи комплексного лечения.

В программу диагностики и анализа детей с ЗПР входит:

  • Реакция на взаимодействие, отношение к работе дефектолога. Спокойно воспринимаются тесты, выполняются задания, либо малыш капризничает, не может сосредоточиться, отвлекается.
  • Степень развития речи в соответствии с возрастом. При наличии диагноза наблюдается ограниченный словарный запас, плохо развитая внутренняя речь, проблемы с опознаванием фонем слова.
Читайте также:  Куда отдать ребенка 4 года в москве
  • Реакция на вербальное и невербальное объяснение правил прохождения тестов.  Пациенты, с психическими отклонениями лучше понимают через жесты, а не словами.
  • Характеристика детской деятельности. Уровень интереса и сосредоточенности, применяемые способы решения разноплановых задач, желание дойти до результата при наличии ошибок.
  • Реакция на успех/неудачу. Необходимо следить за эмоциями испытуемого после озвучивания результатов. Если она резко неадекватная, то ставится вопрос об у/о. Ребята с задержкой психологического развития реагируют в пределах нормы.

При анализе используются различные диагностики и учитываются особенности и реакции конкретного обследуемого, что позволяет ставить диагноз с достаточной точностью.

Популярные методики диагностики ЗПР

Сегодня психолого-педагогическая диагностика детей с предполагаемым ЗПР проводится дефектологами в ДОУ с 2 до 7 лет, при этом возможна встреча с специалистом онлайн. На занятии специалист проверяет основные компетенции, способные обозначить уровень развития и отклонения в нем у малыша:

  • внимание, понимание порядка деятельности;
  • интеллектуальные способности;
  • речевое развитие;
  • память;
  • мировосприятие;
  • образовательная мотивация.

Для того, чтобы сделать вывод обо всех аспектах психики, необходимо пройти комплексное обследование из нескольких тестов, каждый из которых покажет результат в своей сфере.

Тест Д. Векслера

Исследования с помощью теста Д. Векслера проводятся с 1939 года, когда его разработали для определения уровня интеллекта с учетом возраста испытуемого. Позже вышли еще две редакции, адаптированные специально для детей и подростков:

  • WISC для людей в возрасте от 6,5 до 16 лет;
  • WPPSI для малышей от 4,5 лет до 6,5.

В каждый из тестовых блоков входит 11 субтестов, разделенных в свою очередь на две группы. Из них 6 призваны оценить уровень вербального проявления способностей детей, а 5 – невербального.

К вербальным относятся:

  • арифметика;
  • нахождение сходства;
  • общая осведомленность;
  • понимание;
  • словарный запас;
  • запоминание цифр.

Шкала действий (невербальная) состоит из:

  • недостающие детали;
  • шифровки;
  • последовательные картинки;
  • конструирование блока;
  • сборка объекта.

Тесты призваны проверить не знания о окружающем мире, а способность понимать задание, принимать решение, логически мыслить.

Особенность выполнения методики Векслера с детьми ЗПР состоит в том, что тестирование проводится не за одно, а за несколько занятий. Общее время проверки составляет около 60 минут, которые ребята просто неспособны выдержать. Их внимание быстро рассеивается, что влияет на точность результатов.

Решение о диагнозе выносится по результатам механического подсчета правильных ответов и личных наблюдений психолога за работой испытуемого.

Тест М. В. Когана

Простое и быстрое исследование, характеризующее уровень развитости схематического мышления.

В работе используются простые материалы:

  • таблица с пропечатанными условиями задачи и таблицей, изображающей разные по форме и цвету фигуры;
  • карточки с изображением геометрических фигур разных цветов.

Ребенок должен совместить изображение в таблице и на карточке.

При наличии задержки психологического развития, с такой задачей малыши справляются примерно на 50%. Потому что не могут точно идентифицировать близкие по внешнему виду фигуры (круг и овал, квадрат и прямоугольник).

Исследование направленно на изучение уровня внимательности испытуемого, его умнея концентрироваться на задаче, способности отвлечься или переключиться.

Перед ребенком раскладывают изображения трех знакомых предметов на карточках (по 8 в ряд, несколько рядов) и предлагают отметить однотипные. При этом необходимо один вид отметить определенным знаком, а другой вид другим.

Если задание выполняется менее, чем на 50%, то ЗПР подтверждается, так как для таких малышей крайне сложно долго концентрироваться на задаче, не несущей в себе игровой деятельности.

Методики развития и устранения заболевания

Для того, чтобы скорректировать задержку психологического развития, необходимо комплексное обследование, выявляющее индивидуальные особенности пациента. Важно установить не только причину возникновения отклонения, но и особенности организма человека, чтобы подобрать правильную терапию.

Стойкий результат даст только комплексное лечение с помощью развивающих методик диагностики и приемов терапевтического воздействия на мозг маленьких детей и младших школьников с ЗПР.

С хорошей стороны зарекомендовали себя такие методики:

  • биологическая обратная связь (БОС);
  • транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС);
  • зрительная и слуховая стимуляция;
  • специальные развивающие психолого-педагогические методики;
  • ЛФК.

Список использованной литературы

  1. Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей / Н. Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под. ред. С. Г. Шевченко. — М., 2001.
  2. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. — М., 1993.
  3. Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. — Волгоград: Учитель, 2012. — 182 с.
  4. Adjective Learning in Young Typically Developing Children and Children With Developmental Language Disorder: A Retrieval-Based Approach. Leonard LB, Deevy P, Karpicke JD, Christ S, Weber C, Kueser JB, Haebig E. J SpeechLang Hear Res. 2019 Nov 18;62(12):4433-4449.
  5. Attention, Speech-Language Dissociations, and Stuttering Chronicity. Singer CM, Walden TA, Jones RM. Am J SpeechLang Pathol. 2019 Dec 16:1-11. doi: 10.1044/2019_AJSLP-19-00039.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник