Обследование ребенка с зпр 3 года образец
«ПРИНЯТО» На педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2018 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор ГБОУ школа № 69 ___________Е.А. Ткачев Приказ № от « » сентября 2018 г. |
Карта обследования ребенка с задержкой психического развития
младшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Данная карта обследования предназначена для обследования детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Карта предусматривает различный уровень сложности заданий в зависимости от возраста ребенка.
В процессе исследования учитель — дефектолог использует различные методы: изучение педагогической документации, наблюдение, беседа, совместная игровая деятельность с ребенком, игровые упражнения.
Для обследования используются предметы (различной величины, формы, цвета), игрушки, дидактические игры, картинки, пазлы, разрезные картинки, речевой материал.
Время обследования ребенка специалистом составляет не более 15-20 минут ежедневно.
Анализ полученных результатов обследования позволяет установить этиологию нарушений, уточнить симптоматику, а также механизмы нарушений психических функций.
Карта обследования позволяет:
-определив проблемные стороны в развитии дошкольника, разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в дошкольной организации;
-организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно- развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его выравниванию, объединив усилия всех специалистов ДОУ;
-наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников.
Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Домашний адрес______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Из какого д/с поступил_________________________________________________________
Дата поступления в группу______________________________________________________
Решение медико–педагогической комиссии от_____________________________________
ПРОТОКОЛ № _____________ ПРИНЯТ на срок___________________________________
Заключение медико-педагогической комиссии
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения карты_____________________________________________________________
Дефектолог___________________________________________________________________
Заведующая спец д/с________________________________________________________________
Решением РМПК от________________________________________________________________
выпускается с_________________________________________________________________
Члены РМПК (фамилии логопедов, место работы)____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез
Сведения о родителях__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Речевой анамнез
Первые слова (с какого возраста)_________________________________________________
Первые фразы (с какого возраста) ________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие________________________________________________
ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
- ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При наблюдении за игрой отметить:
- наличие интереса к игрушкам, игровые предпочтения _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Адекватен ли выбор игрушек (кукла-одежда, машина, кубики, кирпичики) __________________________________________________________________________
- Умение воспроизводить в игре ряд последовательных действий (покорми куклу, прокати машинку) _______________________________________________________________
- Наличие волевых усилий (доводит ли игру до конца) ______________________________________________________________________________________________________________________________
- Сопровождает ли игру речью _______________________________________________________________
- Характер игровой деятельности ребенка ( манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно- ролевые игры) _______________________________________________________________
II. Исследование психических процессов
- Особенности внимания (устойчивое, неустойчивое) _________________________
- Состояние слухового внимания :
а) дифференциация звучащих игрушек _____________________________________________________________
б) определение направления звучания игрушки _____________________________________________________________
в) дифференциация музыкальных инструментов (с 3-х лет) (барабан, дудочка) _______________________________________________________________________
1-е задание- при соотнесении с инструментом выполняет соответствующие действия (звучит барабан- шагать, дудочка- кружиться)________________________
2-е задание- то же без зрительного соотнесения (инструменты за ширмой)________________________________________________________________
- Исследование зрительного восприятия
а) узнавание реальных предметов____________________________________________________
б) узнавание предметов на картинке_______________________________________________________
в) выделение основных деталей предметов (кукла- части тела, лица, рубашка- рукава, карман, пуговицы и т.п. _____________________________________________________________
г) Восприятие величины (не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом) самый большой, самый маленький _____________________________________________________________
1- е задание- разобрать матрешку и поставить в ряд по величине_____________________________________________________
2- е задание- собрать матрешку_____________________________________________________
д) Восприятие цвета- ( не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом)____________________________________________________________________________________________________________________
е) Восприятие формы (с 3 лет) Различение геометрических форм — подобрать картинку к образу
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Исследование зрительно- пространственного гнозиса и праксиса
а) ориентировка в пространстве (вверху- внизу, впереди-сзади)________________________________________________________
б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей) ____________________________________________________________
в) кубики «горка» _____________________________________________________________
г) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки) (с 3- лет)__________________________________________________________
- Особенности памяти (какой игрушки не стало – из 3-х предметов) _______________________________________________________________________
- Особенности мышления
а) Наглядно действенное (достать мяч со шкафа, достать кубик из коробочки)_____________________________________________________________
б) способность к обобщению. Выбрать из множества картинку на заданную тему (игрушки, посуда, одежда)__________________________________________
в) классификация предметов (с 3-х лет) Положить картинку к соответствующей логической группе. Две группы картинок по темам «Одежда» и «Посуда» ( ребенку даны игрушки- платье, чашка) __________________________________________________________________________________________________________________________
- Развитие элементарных математических представлений (с 3- х лет)
а) один- много _____________________________________________________________
б) счет от 1 до 3 _____________________________________________________________
в) соотнесение заданного количества с количеством пальцев на руке
(1-3)___________________________________________________________________
г) выделение из множества по образцу , по показу и слову ( 1,2-х, предметов)_____________________________________________________________
д) больше- меньше, одинаково _____________________________________________________________
- Состояние ручной моторики ( нормальная моторика, нарушения моторики)
а) какой руке отдает предпочтение ( правой, левой, одинаково пользуется обеими руками )______________________________________________________________
б) сформированность навыков самообслуживания__________________________
в) сформированность навыков конструирования, лепки, рисования______________________________________________________________
3-4 года – расстегивание, застегивание пуговиц, умение держать карандаш, рисование горизонтальных и вертикальных линий; рисование круга, тела человека, складывание крупной мозаики.
III. Состояние эмоционально- личностной сферы ребенка
- Коммуникативные особенности ребенка (легко вступает в контакт, инициативен, или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)_______________________________________
- Эмоциональный статус (преимущественное состояние эмоций — радостное, тревожное, аффективное и др.) _______________________________________________________
- Наличие познавательного интереса к окружающему _____________________________________________________________
- Сформированность целенаправленной деятельности___________________________________________________________
- Межличностные отношения_______________________________________________
а) со взрослыми____________________________________________________
б) со сверстниками_________________________________________________
в) адаптация в коллективе_________________________________________________
IV. Обследование речи
1)Пассивный словарь
а) понимание конкретных существительных (показать по словесной инструкции дефектолога- предметы, части предметов части тела ит.п.)______________________________________________________________
б) понимание обобщающих слов ( с 3-х лет) _______________________________________________________________
(выбрать предметы или картинки по темам «игрушки», «посуда», «одежда»)
в) понимание действий __________________________________________________________________
— покажи, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.п. (на картинках)
— выполнить поручения по речевой инструкции (дай куклу, покорми куклу, посади куклу)
2) Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи (есть речь, или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).__________________________________________
2. Активный словарь (существительные, глаголы, прилагательные)___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение дефектолога по результатам обследования__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
—
Источник
Карта обследования детей с задержкой психического развития
(Авторы: Г.Н. Чуйкова, Л.Г. Богданова)
Фамилия, Имя ребенка________________________________
Дата рождения____________________
Домашний адрес____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Из какого д/с поступил_________________________________________________________
Дата поступления в группу__________________________________________
Решение медико–педагогической комиссии от________________
ПРОТОКОЛ № _____________ ПРИНЯТ на срок___________
Диагноз медико-педагогической комиссии
Дата заполнения карты______________________________________
Дефектолог________________________________________
Заведующая спец д/с________________________________________
Решением РМПК от__________________Выпускается с_____________
Члены РМПК (фамилии логопедов, место работы)_____________________________________
Сведения о родителях_______________________________________________________
Наследственные заболевания___________________________________________________
Анамнез
Какие по счету роды___________ от какой беременности ребенок ______________
Характер беременности ________ (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)
Роды___________________ (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные) Стимуляция ___________ (механическая, химическая, электростимуляция)
Когда закричал ребенок _________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая) _________________________
Резус-фактор (отриц., положит.) __________.________
Вес и рост при рождении___________________________________
Вскармливание________________________ (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал, поперхивание)________________________________________________________________
Выписался из роддома на день __________ (причины задержки) ______________________________
Раннее психомоторное развитие (отметить, не было ли отклонений от нормы) ____________________
Перенесенные заболевания
(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре — до года, после года) ______
_______________________________________________________________________________________
Речевой анамнез
Первые слова_______________________________ Первые фразы с ___________________________
Отношение к своей речи_______________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие_______________________________________________________
Неврологический статус________________________________________________________________
Данные психолого-педагогнческого обследования
1. Легко ли вступает в контакт при обследовании ___________________________________________
2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений) _____________
Беседа:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет? (Сколько будет через год?)
3. Ты будешь дядей или тетей (мужчиной или женщиной), когда вырастешь?
4. Как зовут маму, папу?
5. Сейчас утро или вечер? (Чем отличается день от ночи?)
6. Что остается на земле после дождя?
7. Кто больше корова или собака?
8. Какого человека называют хорошим, плохим?
9. Сколько лап у петуха, кошки? (У кого больше лап – у кошки или собаки?)
10. Чем ты любишь заниматься?
II. Характеристика интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия:
1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схе¬матическом, пересекающемся изображении) __________________________________________________________
2. Выделение в предмете существенных деталей, частей ______________________________________
3. Умение дорисовывать предмет _________________________________________________________
4. Восприятие величины _________________________________________________________________
5. Восприятие цвета:
а) используя безречевую инструкцию, проверить, соотносит ли цвет __________________________
б) различает ли цвета ___________________________________________________________________
в) различает и знает названия цветов ______________________________________________________
6. Восприятие формы
— знает, дифференцирует основные геометрические фигуры __________________________________
— узнает формы в рисунке, в предмете (Задания «помоги маме и дочке развесить цветные платочки» и т.п.) _________________________________________________________________________________
7. Восприятие пространства
— различает правую и левую сторону на себе, на другом человеке __________________________
— сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)______________
— ориентируется в пространстве ___________________________________________________________
— понимание предлогов (простых, сложных) ________________________________________________
8. Восприятие времени (части суток, времена года) ___________________________________________
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики
1. Срисовать картинку «домик»:
Оценки: 1б – неправильное изображение элементов
1б – замена одного элемента другим
1б – отсутствие одного элемента
1б – разрыв между линиями
0б – воспроизведение без ошибок
Анализ результатов: 0б – достаточное внимание, сформирован навык моторики
1-2б – средний уровень внимания и навыка моторики больше 2б – низкий уровень внимания и навыка моторики.
________________________________________________________
2. Умение зрительно планировать выполнения задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке» и т.п.) ________________________________________________________________
Особенности памяти
1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1-5 раз, затем через 50-60 минут). _____________________________________
Норма – 3-4 слова через час __________________________________________________________
2. Заучивание короткого стихотворения. ___________________________________________________
Особенности мышления
1. Невербальная классификация геометрических фигур:
— понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) __________________________________________________________________
(используются 24-26 карточек с изображением геометрических фигур)
2. Способность к обобщению (по картинке)
а) по назначению (что можно надеть, кушать) _____________________________________________
б) название обобщающего слова __________________________________________________________
3. Классификация обобщающих понятий (посуда, чашка) ____________________________________
4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний) ____________________________________________
5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом __________________________________
6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок ________________________________
7. Может ли объяснить смысл загадки ___________________________________________________
8. Устанавливает ли причинно-следственные связи ________________________________________
9. Умение абстрагировать ______________________________________________________________
Особенности речи
1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи) ___________________________
2. Объем пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) __________________________
3. Объем активного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) ____________________________
4. Особенности фразовой речи (вопросно-ответная, самостоятельная) ___________________________
5. Связная речь;
а) составить рассказ по малосюжетной картинке _____________________________________________
6) по серии картинок __________________________________________________________________
в) пересказ короткого текста ____________________________________________________________
Развитие элементарных математических представлений
1. Пересчет предметов до 5-10 ___________________________________________________________
2. Соотнесение данного количества с количеством пальцев _________________________________
3. Выделение из множества (1-5) по слову, образцу, показу ___________________________________
4. Сравнение множеств (больше, меньше, равно) ___________________________________________
5. Счетные операции:
— на конкретном материале — открытый результат __________________________________________
— на конкретном материале — закрытый результат по представлению__________________________
— отвлеченно (без конкретного материала) __________________________________________________
6. Решение простых задач (6 лет) _________________________________________________________
7. Придумывание простых задач (6 лет)
— открытый результат ___________________________________________________________________
— закрытый результат ___________________________________________________________________
— отвлеченный результат __________________________________________________________________
Конструктивная деятельность
1. Умение строить по образцу _____________________________________________________________
2. Строит по графическому рисунку ________________________________________________________
3. Строит самостоятельно ________________________________________________________________
4. Умение зарисовать, обыграть постройку __________________________________________________
Особенности эмоционально-волевой сферы
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования __________________________________
2. Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса ________________________________________
_______________________________________________________________________________________
б) целенаправленность деятельности _______________________________________________________
в) наличие самоконтроля в деятельности ____________________________________________________
( нуждается ли в помощи, а какой мере)
3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания ______ _______________________________________________________________________________________
4. Критичность в оценке своей деятельности ________________________________________________
5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов ______________________________________
6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения _________________________________
7. Контактность в общении со взрослыми, детьми ____________________________________________
_______________________________________________________________________________________
—
Источник
Юдина Ирина Анатольевна
Образец психолого-педагогического заключения на ребенка с ЗПР на ПМПК
педагогического заключения на ребенка с ЗПР на ПМПК.
Юдина Ирина Анатольевна
педагога-психолога ГКУ СО
«ЦДиК СО» Сергиевское отделение
Саша В. возраст на момент обследования 6лет 11 месяцев.
Анамнестические данные:
Ребенок от 2 беременности. Роды 2 срочные. Вес 3.100. Закричал сразу. Комплекс оживления проявился с 3месяцев. Сидит с 7 мес., ходит с 1,2 г. Отдельные слова с 1,9 лет, фразовая речь с 3 лет. Со слов матери на первом году был беспокойный, плохо засыпал, спал короткими промежутками, был очень привязан к матери, навык самостоятельной опрятности формировался медленно.
Отношение к обследованию пассивное-подчинение. Мимика бедная, невыразительная. На вопросы отвечает избирательно,замкнут. При предъявлении инструкции часто требуется повторение. Темп психических процессов замедленный, переключаемость затруднена. Нуждается в постоянной стимулирующей помощи.
Особенности восприятия: сформировано представление о цвете, форме, величине предмета, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформировано немного ниже возрастной нормы. Собирает разрезную картинку методом практического примеривания.
Особенности памяти: понимает цель задания, устанавливает смысловые связи между словами и картинками, установление более далеких связей вызывает затруднения.
Особенности внимания: объем внимания недостаточный; имеются трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала, переключаемость внимания замедленная, затрудненная. Общий уровень произвольного внимания низкий.
Особенности мышления: навыки сравнения, обобщения и классификации не сформированы в полном объеме, при выполнении заданий необходимы наводящие вопросы, причинно-следственные связи устанавливает с помощью взрослого. Особенности воображения: преобладает репродуктивное воображение, бедность фантазии.
Особенности речевого развития: активный словарный запас малый, при составлении связного рассказа по серии сюжетных картинок использует односложные фразы, неразвернутые предложения.
Характеристика моторики: уровень развития мелкой моторики не соответствует возрасту. Отмечается низкий уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации. Ведущая рука – правая.
Представления об окружающем мире: сформированы недостаточно, пространственно-временные представления сформированы частично.
Эмоционально-волевая сфера и особенности личности: замкнут, застенчив. Отмечаются пассивность и инертность. Произвольная регуляция собственной деятельности снижена, необходим внешний контроль, поддержка со стороны взрослого. Способность к волевому усилию недостаточная, не проявляет настойчивости при встречающихся трудностях.
Заключение педагога-психолога: уровень психического развития ниже показателей возрастной нормы. Недостаточное развито целостное восприятие, память снижена, внимание, мышление, речевое развитие ниже возрастной нормы, мелкая моторика и графические навыки сформированы недостаточно. Снижены навыки саморегуляции, эмоциональной сферы.
Рекомендации: Рекомендована АООП начального общего образования с первого класса (вариант ФГОС НОО ОВЗ 7.2).
Развитие высших психических функций. Коррекции недостатков внимания, памяти, восприятия; развитие мыслительной деятельности. Развитие пространственной ориентации.
Формирование учебной мотивации. Развитие коммуникативных навыков и навыков межличностного взаимодействия. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Источник