Обследование ребенка логопедом 3 года

Обследование ребенка логопедом 3 года thumbnail

Протокол логопедического обследования (3-4 года)

Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования_________________________

Ф.И. ребенка_____________________________________________________________________________

Беседа: Как тебя зовут?_______________Сколько тебе лет?      _____________________________________

С кем ты пришел в детский сад?_____________________________________________________________

Как зовут твою маму, твоего папу?___________________________________________________________           

I. ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ.

1.     Понимание слов, обозначающих предметы а) Реальные игрушки:

Покажи, где зайчик___________Покажи, где паровозик__________________ 

Возьми матрешку________________Возьми пирамидку____________________       

б) Понимание названий предметов, изображенных на картинке:

Покажи, где собака___________Покажи, где дом_________________ 

Покажи, где кошка _____________Покажи, где машина_____________________      

в) Понимание функционального назначения предметов (с опорой на картинки)

Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?     

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?        

Если ручки замерзнут, что наденешь на них?       

Что возьмешь на улицу. Если пойдет дождь?       

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?           

Чем режут бумагу?  

2.     Понимание слов, обозначающих действие (с опорой на картинки)

Покажи, кто здесь: Катается__________качается _________Моет__________

Кормит _________поливает _________одевается_________

3.    Понимание падежных вопросов (с опорой на картинку) Покажи:

На чем везет?_________Кого везет?_____________Кто везет?

4. Понимание простых предлогов:

На (поставь машинку на коробку)__________В (спрячь машинку в коробку)_________       

Под (спрячь машинку под коробку)_________За (поставь машинку за коробку)___________          

5.    Понимание слов, обозначающих признаки предмета (с опорой на картинки)

Покажи, где большая кукла, а где маленькая кукла ____________        

Покажи, где большой самолет, где маленький самолет____________  

6.     Понимание категории числа существительных (с опорой на картинки)

Покажи, где шар, а где шары           ___________Где гриб, где грибы_____________ 

Покажи, где яблоко, а где яблоки____________Где карандаш, где карандаши____________

П. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:

1. Кто как голос подает (реальные игрушки)

Кто кричит Му?__________Кто кричит Мяу?__________Кто кричит Бе?_____________     

2.    Покажи (с опорой на картинки)

Где мишка, а где мышка__________Где уши, а где усы___________Где рожки, а где ложки__________   

III. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

I. Предметный словарь (назови, что покажу).

а) Реальные игрушки: юла    кукла       машина

б) Части тела и лица: голова                руки     ноги                  живот       нос      глаза        рот      уши           

в) Название и показ частей предмета (реальные игрушки): Машина: руль        колеса кабина

г) Картинки одежды: куртка          рубашка            платье

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

4.     Глагольный словарь опорой на картинки )

Скажи, что делает:

Кушает (что делает мальчик)          _________Играет (что делает мальчик)__________        

Читает (что делает дедушка)           __________Рисует (что делает дядя)          _____________

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

5.     Словарь признаков (какой мяч?) (реальные игрушки)

Большой         маленький          Красный        синий          

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

6.    Словарь звукоподражаний (реальные игрушки)

Кто как голос подает:

кошка  корова собака

петух  утка     лягушка         

(не называет, называет, называет с ошибками)

7.                  СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА (с опорой на картинки)

Повтори за мной: два открытых слога

пила    рыба    часы   

три открытых слога

сапоги       молоко     корова                       

односложные без стечения согласных

мяч      лук      нож    

двусложные с закрытым слогом

двусложные со стечением согласных в середине

ложка               мишка            туфли 

7.                  ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ.

1. Речевое сопровождение игр (реальные игрушкимишка, зайка)

Методика обследования: ребенку предлагается поиграть с мишкой и зайкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топа­ет. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. На­зови, что делает мишка.

(звукоподражание, лепет, слова, фразовая речь)        

2. Рассказывание стихотворного текста (не рассказывает, звукоподражание, лепет, слова, рассказывает)           

Общая характеристика речи: (речь отсутствует, звукопо­дражания, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)    

Темп _____________Голос__________Разборчивость ____________Дыхание__________   

8.                  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ (с опорой на картинки)

1. Произношение общеупотребительных слов.

Что (кто) это? (при затруднении в самостоятельном назывании картинок либо при назывании имен собственных используется отраженное повторение слов)

Читайте также:  Сказки сутеева для ребенка 3 года

А: Аня         санки      пила             изолир. 

О: Оля          зонт       окно             изолир. 

И: иглы        киска      носки           изолир. 

У: утка                     лук         изолир.          

М: муха

замок

дом

изолир.

Мь: мяч

змея

изолир.

П: папа

сапоги

суп

изолир.

Пь: петух

спина

изолир.

Б: банан

собака

изолир.

Бь: белка

кубик

изолир.

Т: туфли

петух

мост

изолир.

Ть: тётя

изолир.

Д: дом

деда

изолир.

Дь: дядя

изолир.

Н: носки

окно

слон

изолир.

Нь: нитки

сани

конь

изолир.

В: ваза

диван

изолир.

Вь: весы

ковёр

изолир.

Ф: фонарик

туфли

шкаф

изолир.

Фь: Филя

конфеты

изолир.

К: кот

белка

паук

изолир.

Кь: кепка

утки

изолир.

Г: губы

рога

изолир.

Гь: гитара

сапоги

изолир.

X: халат

ухо

петух

изо лир.

Хь: мухи

изолир.

Й: юбка

майка

мой!

изолир.

С: собака

усы

нос

изо ли р.

Сь: сеть

письмо

гусь

изолир.

3:зонт

коза

изолир.

Зь: зебра

газета

изолир.

Ль: лимон       самолёт          ель      изолир.          

2. Произношение облегченных слов и звукоподражаний.

А: Малыш плачет: «А-а-а…». Как плачет малыш?           

О: Дедушка кряхтит: «Ох!». Как кряхтит дедушка?

И: Птенчики пищат: «И-и-и…» Как пищат птенчики?      

У: Волк воет: «У-у-у…». Как воет волк?    

Ы: Самолёт гудит: «Ы-ы-ы.Как гудит самолёт?        

М: Как мычит корова?         

Мь: Как мяукает кошка?      

П: «Пух!» — стреляет пистолет. Как стреляет пистолет? 

«Оп-оп!»-скачет мячик. Как скачет мячик?           

Пь: Мышка пищит: «Пи-пи». Как пищит мышка? 

Б: «Бай-бай»,- качаем лялю. Как качаем лялю?    

Бь: Машина сигналит: «Би-би». Как сигналит машина?   

Т: «Тук-тук», — стучит молоток. Как стучит молоток?     

Ть: «Тик-тик»,-тикают часы. Как тикают часы?    

Д: «Ду-ду», — играем на дудочке. Как играем на дудочке?          

Дь: «Динь», — звенит колокольчик. Как звенит колокольчик? _

Н: «Но-но!» — скачем на лошадке. Как скачем на лошадке?        

В: Мальчик заболел, у мальчика вава. Что у мальчика?  

Ф: Мальчик не хочет кушать: «Фу!». Как мальчик говорит        

Фь: Мальчику не нравится: «Фи!». Как говорит мальчик?          

К: Как курочка кудахчет?    

Г: Как гусь гогочет?             

X: Сова ухает: «Ух!». Как ухает сова?      

Ль: Это ляля. Кто это?         

VII. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Строение артикуляционного аппарата:

губы __________зубы          ___________прикус  ___________язык____________    

уздечка____________твёрдое         и мягкое небо_________________________        

Мимические движения (по подражанию):

Движение оскаливания___________надувание щек_____________      

Наморщивание____________нахмуривание          ________________

Подвижность артикуляционного аппарата (по подражанию):

губы: улыбочка __________оскал____________трубочка – улыбочка______________        

язьи: лопаточка____________иголочка___________________ 

высунуть язык на нижнюю губу_____________высунуть язык на верхнюю губу________________

горка____________часики___________«цоканье»___________кончиком обвести губы___________

мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте    

Учитель-логопед__________________________________________________________________________

Источник

Ольга Бардюг
Карта обследования ребенка с 3–4 лет. Методическое пособие в помощь логопедам ДОУ

Карта обследования ребенка (с 3–4 лет младшая группа)

Ф. И. О. ___

Год рождения ___

Откуда прибыл ___

Взят на учет ___

Домашний адрес ___

Мама (Ф. И.) ___

(где и кем работает) ___

Папа (Ф. И.) ___

(где и кем работает) ___

Анамнез:

Беременность___ Протекание беременности ___ Роды ___ Протекание родов ___

Раннее физическое развитие:

Голову держит (1,5м.)___Сидит (6 м.)___ Ползает (6-7 м.)___Стоит (10- 11 м.) ___

Ходит (11-12 м.)___ Перес заболевания ___

___

Раннее речевое развитие

Гуление (2 м.)___ Лепет (4-6 м.) ___ Слова (к 1 г.)___ Фраза (1,5- 2 г.) ___

Прерывалось ли речевое развитие ребенка (причина) ___

___

Зрение ___ Слух ___

1.Вводная беседа:

Как тебя зовут? ___ Сколько тебе лет? ___ Ты мальчик или девочка?___

Как зовут маму?___ Где мама работает?___

Как зовут папу? ___ Где папа работает? ___

Где ты живешь? ___ С кем ты живешь?___

2. Поведение и эмоциональная сфера.

Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Характер игровой деятельности:

(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)

Читайте также:  Форма для ребенка 3 года

3. Обследование неречевых психических функций.

Слуховое восприятие: (контрастное звучание 2-х игрушек)

Молоточек – дудочка ___ Колокольчик – свисток ___

Зрительное восприятие: величина (большой — маленький)

Большой мяч___ маленький мячик ______ Большой дом___ маленький домик___

Цвета (покажи)

Красный ___ Синий ___

Зеленый ___ Желтый ___

Геометрические формы (покажи)

___ ___ ___

Разрезные картинки из 2-х частей по образцу

Юла___ Платье___ Чашка___

4.Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

— Губы- (толстые, тонкие, расщелина, шрам)

— Зубы- (мелкие, редкие, кривые, отсутствуют)

— Прикус- (нормальный, прогения, прогнотия)

— Твердое небо- (высокое, готическое, плоское)

— язык- (массивный, маленький, короткий)

— уздечка- (нормальная, короткая, укороченная)

-Подвижность- (медленный, умеренный, быстрый)

5. Обследованиефонематической стороны речи: (повторить)

Кукла плачет- А-А-А

Мышка пищит- И-И-И

Ребенок плачет- УА-УА-УА

Заблудились в лесу- АУ-АУ-АУ

Поезд гудит- У- У- У

Ослик кричит- ИА-ИА-ИА

Как голос подает?

Собака___ Кошка___

Корова___ Петух___

А) Обследование звуко- слоговой структуры слов: (повторить)

Дом___ Вода ___ Бананы___ Кот___ Панама ___ Шар___

Вагоны ___ Снег___Дома___

Б) Обследование фонематической стороны речи (покажи)

Стол___ стул___ Папа___ баба___

Коса___ коза___ Киска___ миска___

6. Обследование понимания речи (покажи предметы, части)

Кукла___

Голова___ Руки ___ Ноги ___ Глаза___ Нос___ Рот___ Волосы ___

Чайник ___

Ручка___ Крышка___ Носик___

Стул___

Спинка ___ Сиденье ___Ножки ___

Машина___

Колеса___Кабина___ Кузов___

Понимание обобщающих слов (выбрать картинки по темам)

Игрушки ___ Посуда ___ Одежда ___

Понимание действий (покажи где)

Девочка спит___ Рисует___ Играет ___ Ест___ Моет___ Стоит___

Понимание форм единственного и множественного числа существительных

(покажи где)

Мяч- мячи___ Машинка- машинки___ Кукла- куклы___ Кубик- кубики___

Понимание предложно- падежных конструкций (из, на, в)

Положи мяч в корзин___ Мяч на стол___ Достань из коробки мяч___

Понимание у/ласкательного суффикса существительных:

(покажи где)

Дом___ домик___ Кукла___ куколка___ Машина___ машинка___ Мяч___ мячик___

7. Обследование экспрессивной речи:

Есть, отсутствует, лепетная, отдельными словами, фразовая)

Активный словарь.

Существительные (назвать 3-4 картинки по теме)

Игрушки___ Посуда___

Одежда___ Обувь___

Глаголы (назвать действия по картинкам)

Моет посуду___ Спит ___ Бежит___ Ест___ Сидит___ Играет___

Словарь признаков (назвать признаки)

Цвет:

Помидор какой?- красный___ Шарик какой? синий___

Лимон какой? – желтый___ Огурец какой?- зеленый___

Величина:

Мяч какой?- большой___ Мячик какой?- маленький___

Форма: (покажи такой же) ___ ___ ___

Вкус:

Арбуз какой? – сладкий___ Лимон какой?- кислый___

Грамматический строй.

Именительный падеж единственное и множественное число (назвать)

Машина___ машинки___ Шар___ шары___ Кукла___ куклы___ Мяч___ мячи___

Винительный падеж единственное число (вижу кого)

Вижу мяч___ куклу___ машинку___ дом___ собаку___ стул___ Согласование прилагательных с существительным

Флажок какой? — красный___ Автобус какой?- синий___

Роза какая? – красная___ Сумка какая? – синяя___

Предложно- падежные конструкции

Мяч у мальчика___ Волк в клетке___ Котенок на окне___ Щенок под стулом ___

Существительные с у/ласкательным суффиксом (назови маленький предмет)

Машинка___ Мячик___ Домик___ Куколка___ Шарик___

9. Обследование связной речи (при наличии фразы)

«Кот лакает молоко»___

___

10. Заключение логопеда: ___

Список использованной литературы

1. Филичева Т. Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста». Москва. «Просвещение». 1999.

2. К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Москва. «Просвещение». 1986г.

3. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.

Источник

Логопедическое обследования ребенка 2-3 года жизни

Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 1 мес. — 1 год. 3 мес.

1.Понимание названий окружающих предметов (три-четыре игрушки):

Где машина,часы, мячик, собака?______________________________________________

Где штаны, шапка, ботинки, платье?____________________________________________

2.Понимание действий:

Дай мяч____________________________________________________________________

Покорми куклу_____________________________________________________________

Положи куклу _______________________________________________________________

3.Ориентируется в комнате:

Найди часы________________________________________________________________

Подойди к столу____________________________________________________________

4.Активная речь:

лепетные слова____________________________________________________________

звукоподражания___________________________________________________________

облегченные слова__________________________________________________________

Заключение._______________________________________________________________

Рекомендациии.____________________________________________________________

Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 4 мес. — 1 год. 6 мес.

Читайте также:  Эффективное лечение ангины ребенок 3 года

1.Понимание речи:

Обобщение предметов по существенным признакам в понимании речи:

Покажи, где игрушки________________________________________________________

Покажи , где посуда_____________________________________________________________

2.Понимание предлогов в,на:

Спрячь машинку в коробку ___________________________________________________

Поставь машинку на коробку _________________________________________________

3.Слуховое внимание и фонематический слух (неречевые звуки):___________________

Покажи, что звучит часы, поезд, машина________________________________________

4.Активная речь:

лепетные слова_____________________________________________________________

звукоподражания___________________________________________________________

облегченные слова__________________________________________________________

слова______________________________________________________________________

Заключение._______________________________________________________________

Рекомендациии.____________________________________________________________

Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 7 мес. — 1 год. 9 мес.

1.Понимание несложного рассказа по сюжетной картинке «Дети поливают цветы» :______________________________________________________________________________

2.Понимание предложно-падежных конструкций с предлогом «под»:

Спрячь машинку под коробку__________________________________________________

3.Понимание единственного и множественного числа:

Покажи, где машина и машины_______________________________________________
Покажи, где кукла и куклы____________________________________________________
Покажи, где мяч и мячи_____________________________________________________

4.Понимание слов-действий:

Покажи, где рисует, поливает, моет, прыгает, кормит

______________________________________________________________________

5.Понимание слов с уменшительно-ласкательным суффиксом:

Покажи, где мячик, домик, машинка ______________________________________ _______________________________________________________________________

6.Слуховое внимание и фонематический слух (различение речевых звуков):

гласные звуки__________________________________________________________________

согласные звуки_______________________________________________________________

7.Активная речь:

полные слова______________________________________________________________

образцы двухсловных предложений __________________________________________

характер аграмматизма в предложении_________________________________________

8.Слоговая структура:

употребление односложных слов____________________________________________

употребление двухсложных слов____________________________________________

9.Звуковая сторона слова:

гласные звуки_______________________________________________________________

согласные звуки____________________________________________________________

Заключение._______________________________________________________________

Рекомендациии.____________________________________________________________

Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 10мес. — 2 года

1.Понимание короткого рассказа без показа, бывшего в опыте ребенка:

___________________________________________________________________________

2. Понимание предложно-падежных конструкций с педлогами «у», «с»:

Поставь машинку у дома ________________________________________________

3.Понимание единственного и множественного числа глагола:

Покажи, где едут машины — едет машина_____________________________________

Покажи, где летят самолеты — летит самолет__________________________________

4.Слуховое внимание и фонематический слух — различение высоты голоса

Игра «Тихо-громко»: _________________________________________________________

5.Активная речь:

пользуется трехсложным предложением, употребляя прилагательные и местоимения

_____________________________________________________________________________

характер аграмматизма_________________________________________________________

употребление винительного падежа___________________________________________

употребление предложного падежа слов уменьшительно-ласкательной формы

__________________________________________________________________________

употребление винительного падежа множественного числа с окончанием»ы» и «и»

__________________________________________________________________________

6.Слоговая структура слова:

употребление трехсложных слов без стечения согласных машина, сапоги

_________________________________________________________________________

7.Звуковая сторона речи:

гласные звуки____________________________________________________________

согласные звуки___________________________________________________________

Заключение._______________________________________________________________

Рекомендациии.____________________________________________________________

Схема протокола обследования речевого развития ребенка 2 года 1мес. — 2 года 6 мес.

1.Понимание слов , обозначающие предметы, действия,признаки:________________________________________________________________________

2.Понимание предложно-падежных конструкций с педлогами «за», «по», «до», «над»:

__________________________________________________________________________

3.Понимание единственного и множественного числа прилагательного:

Покажи, где маленький мяч и маленькие мячи _____________________________________

Покажи, где красное яблако и красные яблаки____________________________________

4.Понимание настоящего и прошедшеге времени глагола:

Покажи, где мальчик нарисовал?_______________________________________________

Покажи, где мальчик рисует?____________________________________________________

5.Слуховое внимание и фонематический слух , разлечение слов близких по звучанию: Покажи, где мышка и мишка___________________________________________________

Покажи, где стол и стул______________________________________________________

Покажи, где коза и коса____________________________________________________

6.Активная речь:

пользуется многословным предложением______________________________________

характер аграмматизма_____________________________________________________

употребление родительного падежа___________________________________________

употребление дательного падежа_____________________________________________

употребление творительного падежа___________________________________________

употребление единственного и множественного числа существительного ___________________________________________________________________________

употребление возратных глаголов_____________________________________________

употребление единственного и множественного числа глаголов

_________________________________________________________________________

появляются вопросы__________________________________________________________

7.Слоговая структура слова:

употребление двухсложных слов (лимон)_______________________________________

8.Звуковая сторона слова:

гласные звуки_______________________________________________________________

согласные звуки_____________________________________________________________

Заключение._______________________________________________________________

Рекомендациии.____________________________________________________________

Схема протокола обследования речевого развития ребенка 2 год 7 мес. — 3 года

1.Понимание предложно-падежных конструкций с педлогами «через», «около», «перед»:

Встань перед стулом________________________________________________________

Встань около стола__________________________________________________________

Перепрыгни через веревочку_________________________________________________

2.Понимание слов с суффиксом увеличительности:

Покажи, где дом — домище______________________________________________________

Покажи, где дуб — дубище_____________________________________________________

_

3.Понимание префиксальных отношений:

Где, машина уехала- приехала____________________________________________________

где девочка входит-выходит____________________________________________________

4.Слуховое внимание и фонематический слух :

Покажи, где уточка и удочка____________________________________________________

Покажи, где мышка и мишка___________________________________________________

5.Активная речь:

Употребления сложных придаточных предложений

_________________________________________________________________________

Появления вопросов: почему? когда?

___________________________________________________________________________

6.Усвоения частей речи:

существительные____________________________________________________________

глаголы___________________________________________________________________

прилагательные, наречия, местоимения________________________________________

числительные______________________________________________________________

предлоги__________________________________________________________________

союзы___________________________________________________________________

употребление единственного и множественного числа существительного и связанного с ним прилагательного:

___________________________________________________________________________

7.Слоговая структура слова:

употребление слов со стечением согласных (вилка, чашка, мишка, зайка)

__________________________________________________________________________

8.Звуковая сторона слова:

гласные звуки______________________________________________________________

согласные звуки_____________________________________________________________

Заключение._______________________________________________________________

Рекомендациии.____________________________________________________________

Источник