Обследование ребенка 3 года дефектолог

Обследование ребенка 3 года дефектолог thumbnail

Карта первичного обследования учителя — дефектолога

(средняя группа)

Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________________________________________

Дата поступления в группу__________________________________________________________________________

Заключение ПМПК_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

Заключение логопеда детского сада___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________

Сведения ребенка о себе и своей семье

  • Как тебя зовут?

  • Сколько тебе лет? (Покажи на пальцах).

  • С кем ты пришел?

  • Как зовут твою маму? Папу?

  • Покажи, где глаза у куклы?

  • А где у тебя?

  • Зачем нужны глаза (уши)?

  • Ты любишь рисовать?

  • Нарисуй что-нибудь (домик, елочку).

Представления о явлениях природы

  • Когда можно кататься на санках, зимой или летом? Почему?

  • Покажи, где лето, где зима.

3. Восприятие.

Матрешка 5-ти составная или пирамидка (я сниму колечко, а ты одень их).

Ящик форм (6 форм).

Цветные кубики. 
Покажи, где красный. 
Дай синий.

Разрезные картинки, 4 части. 

Конструирование по образцу. 
Построй как у меня из кубиков 4 элемента. 
Из палочек 5 элементов.

4. Исследование элементарных математических представлений.

  • Один и много. 

  • Возьми (дай) 3, 2, 1 палочку. 

  • Покажи столько же пальчиков.

5. Понимание речи

Понимание инструкции: 

  • Возьми зайку. 

  • Дай мячик мне. 

  • Помаши флажком. 

  • Возьми игрушку и дай мне. 

  • Возьми кубик и дай кукле. 

  • Покажи ручки и топни ножкой.

Узнавание предметов по назначению “покажи”:

  • из чего пьют?

  • чем едят?

  • что мы кушаем?

  • что мы надеваем?

  • чем можно играть?

  • чем мы расчесываем волосы?

  • чем мы вытираемся?

  • чем мы рисуем?

  • чем копаем?

6. Состояние словаря:

Звукоподражание;

Предметный;

Глагольный;

Называние родовых понятий с опорой на картинки:

  • одежда

  • игрушки

  • посуда.

7. Грамматический строй речи. 

мн. число существительных 
 карандаш

мн. число глаголов: 
 Покажи, где 
 Читает – читают 
 Рисует – рисуют

предлоги

в,

на,

под в действии

уменьшительно-ласкательная форма существительных: 
 миска 
 подушка 
 коляска 
 стул

8. Связная речь.

Сюжетная картинка “Дождик”.

9. Фонематическое восприятие

Повтори:

  • та – да

  • да – та

  • ка – га

  • ка – ха

  • на – ба

  • па – ба

  • ба – па

Покажи, где

  • мишка – миска

  • крыша – крыса

  • суп – зуб

  • коза – коса

  • трава – дрова

10. Состояние мелкой моторики.

Сделай, как я (пальчиковая гимнастика).

  • Деревья,

  • трава,

  • зайчик и т.д. 

Заключение дефектолога по результатам обследования:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План коррекционной работы на _____________________________учебный год.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Что смотреть на первом обследовании у ребёнка, чтобы понять каким образом выстраивать коррекционную работу? (думаю будет серия постов, так как все не поместится в один)

????Я сейчас буду рассказывать свой опыт и он в большей степени основан на детках с ОВЗ, поэтому я стараюсь посмотреть очень много (для детей от 1,5лет)

обследование ребенка

????В таком обследовании важен этап наблюдения. Строить выводы о том, что ребёнок чего-то делать не умеет из-за того, что он не увлёкся вашим методическим материалом не стоит.

????Данные игрушки и картинки могли не входить в сферу его интересов или вы ребёнку не особо понравились как человек и специалист, чтобы рассматривать, а что там в руках у вас находится. Это нормально, ребёнок имеет право на собственные предпочтения и интересы.

Поэтому, лучше смотреть, что ребёнок делает и как он это делает в свободной ситуации.

Я всегда смотрю:

????Поле зрения

Читайте также:  Сделать новогоднюю открытку своими руками ребенку 3 года

????Слуховое внимание (на неречевые и речевые звуки)

????Указательный жест

????Совместное внимание

????Прослеживание за предметом

????Умение поймать движущийся предмет (обычно это машинка на батарейках, которая катается по кругу или едет на ребёнка) или мяч

????Зрительное восприятие. Цвета и изображения

????Крупную моторику (как ребёнок ходит, бегает, прыгает ли на двух ногах, как поднимается по лестнице)

????Мелкую моторику есть ли пинцетный захват, как держит ручку, как начинает движение карандашом)

????Подражательную деятельность

????Эмоции (как ребёнок реагирует на яркие эмоции, заряжается ли, оттормаживает ли их, может ли переключиться между эмоциями)

????Сенсорную сферу (тактильную проприоцептивную, обонятельную)

????Оральный праксис.

????Слушаю что ребёнок говорит или какие звуки произносит и заношу в табличку (там делю на звуки раннего и позднего онтогенеза) это мне даёт понимание как именно двигается язык. Может ли он оттягиваться кзади, и поднимается ли наверх. На первичных обследованиях я больше слушаю, так как 90% детей не готовы открывать рот и показывать, что и как они произносят.

обследование

????Проверяю произвольность произнесения звуков и слов.

????Выстраивание ряда (последовательность действий)

????Всегда узнаю как обстоят дела с питанием и туалетом.

????Часто провоцирую ребёнка на отстаивание интересов. Или спрашиваю у родителей, как он поступает в таких случаях (готов ли он к сотрудничеству, умеет ли договариваться, как добивается своего, ведущий или ведомый)

????Смотрю длину и силу выдоха.

????Смотрю как ребёнок сидит (его постуральную стабильность)

????Сколько времени ребёнок удерживается на одном задании

????Через сколько он истощается

Это основная часть, но я ее ещё дроблю на множество подпунктов. Каждый пункт ещё может содержать от 5-20 подпунктов, которые я учитываю

Даже не понимаю, как это все поместить в пост. Поэтому только основные пункты.

Часто, то что мне увидеть не удалось я узнаю у родителей. И всегда перепроверяю все, что я увидела по 2-3 раза

Конечно смотрю память, внимание, мышление, воображение . А все остальные пункты зависят от ребёнка. Это мой минимальный набор за первичное обследование.

Благодаря которому я даю рекомендации или выстраиваю коррекционные занятия, если занимаюсь дальше с ребёнком.????

Рекомендую к прочтению Бью и тут же извиняюсь

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

Источник

Карта первичного обследования учителя — дефектолога

(старшая группа)

Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________________________________________

Дата поступления в группу__________________________________________________________________________

Заключение ПМПК_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

Заключение логопеда детского сада___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________

Критичность в оценке своей деятельности.

Понимание эмоционального смысла картинок, текстов.

2. Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений

Сведения ребенка о себе и своей семье

  • Как тебя зовут?

  • А фамилия?

  • Ты девочка или мальчик?

  • Сколько тебе лет?

  • Кем ты будешь, когда вырастешь большой?

  • Где ты живешь?

  • С кем ты живешь?

  • Как зовут твою маму?

  • А папу?

  • Какие у тебя есть игрушки?

  • Ты сюда пришел или приехал?

Представления о труде родителей или взрослых из ближайшего окружения.

  • Где и кем работает твоя мама?

  • Где и кем работает папа?

  • Кто водит машину?

  • Кто учит детей?

  • Что делает на работе врач?

  • Парикмахер?

  • Продавец?

Читайте также:  Размер валенок ребенка 3 года

Цвет /палочки красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, белого, черного цвета/.

Какого цвета эта палочка?

  • Красный

  • Желтый

  • Оранжевый

  • Синий

  • Зеленый

  • Белый

  • Черный

Покажи палочку ___________ цвета.

  • Красный

  • Желтый

  • Оранжевый

  • Синий

  • Зеленый

  • Белый

  • Черный

Представления о явлениях природы

  • Какое сейчас время года?

  • Как ты догадался?

Предлагаются картинки времен года.

  • Это какое время года? (зима)

  • А это? (лето).

  • Где весна? Где осень?

  • Покажи и назови каждое время года на этих картинках?

  • Когда можно кататься на санках: зимой или летом?

  • Когда можно купаться в реке?

  • Почему?

Способность ориентироваться в пространстве.

  • Покажи, что находится от тебя слева?

  • Справа?

  • Вверху?

  • Внизу?

  • Впереди?

  • Сзади?

По картинкам:

  • Где мишка идет вверх?

  • Вниз?

  • Куда идет мишка?

  • Где мальчик наклонился вперед?

  • Куда наклонился этот мальчик?

  • Лево – право на себе

  • Покажи правый глаз?

  • Левое ухо? и т.д.

Включение в ряд /матрешка шестиместная/.

  • Убежала матрешка от подружек, найди ее место.

Конструктивная деятельность:

  • Из 5 – 6 элементов по образцу сделай как у меня.

б) Сюжетная разрезная картинка из 4 – 5 частей.

  • Разрезали картинку, чтобы тебе было интересно ее сложить, как было.

/Отметить представление о конечной цели или действует хаотично, без анализа, как принимает помощь, какую помощь использует, целенаправленность, самостоятельность/

3.Обследование знакомых родовых понятий

Назови одним словом:

  • Мишка, машина, юля, кукла.

  • Носки, платье варежки, шуба.

  • Сапоги, тапочки, туфли, валенки.

  • Тарелка, ложка, чашка, сковорода.

  • Шкаф, стол, стул, тумбочка.

  • Роза, одуванчик, ромашка, астра.

  • Голубь, ворона, утка, гусь.

  • Автобус, трамвай, самолет.

Конкретизация понятий:

Назови, какие знаешь:

  • Какие знаешь игрушки?

  • Одежду?

  • Обувь?

  • Посуду?

  • Мебель?

  • Цветы?

  • Транспорт?

4.Обследование мышления.

Серия картин из 2 – 3 частей.

Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось.

Отметь правильность установления последовательности картинок (а),

умение их объяснять (б).

Исключение 4-й лишней картинки.

  • Здесь нарисованы 4 предметы, 3 из них подходят друг другу, а один не подходит, какой лишний предмет?

  • Почему?

Ответь на вопросы по рассказу типа:

Папа принес Тане матрешку и сказал: «Вот тебе три игрушки».

  • Почему Тане так сказал папа?

Маленький Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, вязла зонт и ушла.

  • Почему Саша проснулся невеселый?

  • Какая погода была на улице?

5. Исследование памяти

Расскажи стихотворение, какое помнишь.

Посмотри картинки (3 – 5), назови, запомни их порядок, закрой глаза (2 – 3 сек.) Порядок за это время меняется или убирается одна из картинок.

  • Что изменилось?

  • Чего не стало?

Посмотри картинки. Послушай, какие я назову, и положи их в том порядке (3-5).

6. Исследование элементарных математических представлений.

Пересчет конкретных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке с названием итога.

  • Посчитай, сколько всего?

Выделение из множества в пределе 5.

  • Взять пять палочек.

  • Сколько взял?

Обратить внимание на то, отличает ли ребенок процесс от итога.

Понимание соотношений: меньше — больше.

  • Где грибков больше?

  • Меньше?

  • Чего больше, елочек или грибков?

  • Меньше?

  • Сделай одинаково.

  • Как по-другому можно сделать?

Отметить, владеет ли ребенок обоими способами или одним?

Каким?

Счетные операции /в пределах 5/.

  • 2 + 1

  • 4 – 1

  • 3 + 1

  • 5 – 1

Решение задач.

  • Было 5 шаров. Один лопнул. Сколько осталось?

  • Гуляли 5 человек. Один из них мальчик. Сколько девочек?

  • На ветке сидели 2 воробья. Потом прилетел еще один. Сколько воробьев стало?

  • Их стало больше или меньше?

Читайте также:  Ребенок 3 года не понимает вопросов

Геометрические фигуры:

  • Покажи круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

  • Назови, что это /круг, квадрат, треугольник, прямоугольник /.

7. Исследование речи.

Понимание речи

а) Понимание инструкций их 2-х частей

  • Возьми меня за руку и встань со стула

  • Инструкций из 3-х частей

  • Похлопай в ладоши, помаши ручкой, возьми карандаш

б) Понимание лексического значения падежных окончаний существительных

  • Покажи рукой картинку

  • Покажи фломастером ручку

  • Покажи картинкой ручку

  • Покажи ручкой фломастер

в) Понимание лексического значения отдельных фраз

  • Собака бежит за мальчиком. Кто бежит впереди?

  • Сад позади дома. Что впереди?

г) Понимание текста.

Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

  • Где спала кошка?

  • Как она спала?

  • Кто сел возле кошки?

  • Что мы скажем птичке?

8. Связная речь.

Составление рассказа по сюжетной картинке:

  • Рассмотри картинку и расскажи:

  • Кто нарисован?

  • Что делают и почему?

9. Состояние словаря

Знание частей тела:

Что это?

  • Шея

  • Лоб

  • Бровь

  • Ресницы

  • Ладонь

  • Плечи

  • Колени

  • Локти

  • Ногти

Покажи, где у тебя?

  • Шея

  • Лоб

  • Бровь

  • Ресницы

  • Ладонь

  • Плечи

  • Колени

  • Локти

  • Ногти

Части предметов.

Назвать. Если не может, то показать по слову, указанному взрослым

  • У чайника (дно, крышка, носик, ручка)

  • У стула (спинка, сиденье, ножки)

  • У машины (колеса, кузов, кабинка)

Детеныши животных

  • Как называют детенышей кошки?

  • собаки?

  • коровы?

  • козы?

  • зайца?

  • лисы?

  • медведя? Покажи.

Качественный словарь.

Что можно сказать о платье?

  • Какое оно может быть?

  • платье (какое?)

  • лимон (какой?)

  • лиса (какая?)

  • ножницы (какие?)

  • карандаш (какой?)

Глагольный словарь.

Что умеет делать рыба?

  • птица?

  • конь?

  • собака?

  • бабочка?

  • змея?

10. Грамматический строй речи.

Множественное число существительных

Покажи и назови:

  • один – лист, а много – листья

  • один — глаз, а много — …

  • ухо,

  • стул,

  • окно,

  • ведро,

  • мост,

  • утенок

Предложно-падежная форма:

Куда я положила карандаш?

Откуда я взяла карандаш?

  • в,

  • из,

  • на,

  • за,

  • под,

  • с

Уменьшительно-ласкательная форма

Скажи ласково:

  • юбка

  • елка

  • заяц

  • шкаф

  • Лена

  • Женя

  • Саша

  • Володя

11. Фонематическое восприятие

Хлопни в ладоши, когда услышишь комариную песенку: “Зззззз………”

з, т, с, ш, з, ж, з.

Хлопни, когда услышишь слог ШО:

шо, ща, со, ши, жи, шо, зо.

Покажи картинку:

  • шар – шарф

  • зуб – суп

  • уточка – удочка

  • Марина – малина

  • шишки – мышки

  • катушка – подушка

Раздели картинки со звуками с-з на две группы

(коляска, арбузы, ваза, сосиски, смородина, козлики)

Повтори:

  • та – да

  • ка – га

  • па – ба

  • та – то – ту

  • та – та – та

  • кот – год – кот

  • том – дом – том

  • удочка – уточка

12. Слоговая структура

  • портфель,

  • крокодил,

  • черепаха,

  • балалайка

Повтори:

  • градусник

  • милиционер

  • клубника

  • телевизор

  • велосипед

9. Состояние мелкой моторики.

Сделай, как я (пальчиковая гимнастика).

  • Деревья,

  • грибок

  • зайчик и т.д. 

  • Покатай пальчиками палочку.

  • Нарисуй, как падают листья.

Заключение дефектолога по результатам обследования:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План коррекционной работы на _____________________________учебный год.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник