Обследование развития речи ребенка 2 лет

Обследование развития речи ребенка 2 лет thumbnail

Логопедическое обследования ребенка 2-3 года жизни

Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 1 мес. — 1 год. 3 мес.

1.Понимание названий окружающих предметов (три-четыре игрушки):

Где машина,часы, мячик, собака?______________________________________________

Где штаны, шапка, ботинки, платье?____________________________________________

2.Понимание действий:

Дай мяч____________________________________________________________________

Покорми куклу_____________________________________________________________

Положи куклу _______________________________________________________________

3.Ориентируется в комнате:

Найди часы________________________________________________________________

Подойди к столу____________________________________________________________

4.Активная речь:

лепетные слова____________________________________________________________

звукоподражания___________________________________________________________

облегченные слова__________________________________________________________

Заключение._______________________________________________________________

Рекомендациии.____________________________________________________________

Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 4 мес. — 1 год. 6 мес.

1.Понимание речи:

Обобщение предметов по существенным признакам в понимании речи:

Покажи, где игрушки________________________________________________________

Покажи , где посуда_____________________________________________________________

2.Понимание предлогов в,на:

Спрячь машинку в коробку ___________________________________________________

Поставь машинку на коробку _________________________________________________

3.Слуховое внимание и фонематический слух (неречевые звуки):___________________

Покажи, что звучит часы, поезд, машина________________________________________

4.Активная речь:

лепетные слова_____________________________________________________________

звукоподражания___________________________________________________________

облегченные слова__________________________________________________________

слова______________________________________________________________________

Заключение._______________________________________________________________

Рекомендациии.____________________________________________________________

Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 7 мес. — 1 год. 9 мес.

1.Понимание несложного рассказа по сюжетной картинке «Дети поливают цветы» :______________________________________________________________________________

2.Понимание предложно-падежных конструкций с предлогом «под»:

Спрячь машинку под коробку__________________________________________________

3.Понимание единственного и множественного числа:

Покажи, где машина и машины_______________________________________________
Покажи, где кукла и куклы____________________________________________________
Покажи, где мяч и мячи_____________________________________________________

4.Понимание слов-действий:

Покажи, где рисует, поливает, моет, прыгает, кормит

______________________________________________________________________

5.Понимание слов с уменшительно-ласкательным суффиксом:

Покажи, где мячик, домик, машинка ______________________________________ _______________________________________________________________________

6.Слуховое внимание и фонематический слух (различение речевых звуков):

гласные звуки__________________________________________________________________

согласные звуки_______________________________________________________________

7.Активная речь:

полные слова______________________________________________________________

образцы двухсловных предложений __________________________________________

характер аграмматизма в предложении_________________________________________

8.Слоговая структура:

употребление односложных слов____________________________________________

употребление двухсложных слов____________________________________________

9.Звуковая сторона слова:

гласные звуки_______________________________________________________________

согласные звуки____________________________________________________________

Заключение._______________________________________________________________

Рекомендациии.____________________________________________________________

Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 10мес. — 2 года

1.Понимание короткого рассказа без показа, бывшего в опыте ребенка:

___________________________________________________________________________

2. Понимание предложно-падежных конструкций с педлогами «у», «с»:

Поставь машинку у дома ________________________________________________

3.Понимание единственного и множественного числа глагола:

Покажи, где едут машины — едет машина_____________________________________

Покажи, где летят самолеты — летит самолет__________________________________

4.Слуховое внимание и фонематический слух — различение высоты голоса

Игра «Тихо-громко»: _________________________________________________________

5.Активная речь:

пользуется трехсложным предложением, употребляя прилагательные и местоимения

_____________________________________________________________________________

характер аграмматизма_________________________________________________________

употребление винительного падежа___________________________________________

употребление предложного падежа слов уменьшительно-ласкательной формы

__________________________________________________________________________

употребление винительного падежа множественного числа с окончанием»ы» и «и»

__________________________________________________________________________

6.Слоговая структура слова:

употребление трехсложных слов без стечения согласных машина, сапоги

_________________________________________________________________________

7.Звуковая сторона речи:

гласные звуки____________________________________________________________

согласные звуки___________________________________________________________

Заключение._______________________________________________________________

Рекомендациии.____________________________________________________________

Схема протокола обследования речевого развития ребенка 2 года 1мес. — 2 года 6 мес.

1.Понимание слов , обозначающие предметы, действия,признаки:________________________________________________________________________

2.Понимание предложно-падежных конструкций с педлогами «за», «по», «до», «над»:

__________________________________________________________________________

3.Понимание единственного и множественного числа прилагательного:

Покажи, где маленький мяч и маленькие мячи _____________________________________

Покажи, где красное яблако и красные яблаки____________________________________

4.Понимание настоящего и прошедшеге времени глагола:

Покажи, где мальчик нарисовал?_______________________________________________

Покажи, где мальчик рисует?____________________________________________________

5.Слуховое внимание и фонематический слух , разлечение слов близких по звучанию: Покажи, где мышка и мишка___________________________________________________

Покажи, где стол и стул______________________________________________________

Покажи, где коза и коса____________________________________________________

6.Активная речь:

пользуется многословным предложением______________________________________

характер аграмматизма_____________________________________________________

употребление родительного падежа___________________________________________

употребление дательного падежа_____________________________________________

употребление творительного падежа___________________________________________

употребление единственного и множественного числа существительного ___________________________________________________________________________

употребление возратных глаголов_____________________________________________

употребление единственного и множественного числа глаголов

_________________________________________________________________________

появляются вопросы__________________________________________________________

7.Слоговая структура слова:

употребление двухсложных слов (лимон)_______________________________________

8.Звуковая сторона слова:

гласные звуки_______________________________________________________________

согласные звуки_____________________________________________________________

Заключение._______________________________________________________________

Рекомендациии.____________________________________________________________

Схема протокола обследования речевого развития ребенка 2 год 7 мес. — 3 года

1.Понимание предложно-падежных конструкций с педлогами «через», «около», «перед»:

Встань перед стулом________________________________________________________

Встань около стола__________________________________________________________

Перепрыгни через веревочку_________________________________________________

2.Понимание слов с суффиксом увеличительности:

Покажи, где дом — домище______________________________________________________

Покажи, где дуб — дубище_____________________________________________________

_

3.Понимание префиксальных отношений:

Где, машина уехала- приехала____________________________________________________

где девочка входит-выходит____________________________________________________

4.Слуховое внимание и фонематический слух :

Покажи, где уточка и удочка____________________________________________________

Покажи, где мышка и мишка___________________________________________________

5.Активная речь:

Употребления сложных придаточных предложений

_________________________________________________________________________

Появления вопросов: почему? когда?

___________________________________________________________________________

6.Усвоения частей речи:

существительные____________________________________________________________

глаголы___________________________________________________________________

прилагательные, наречия, местоимения________________________________________

числительные______________________________________________________________

предлоги__________________________________________________________________

союзы___________________________________________________________________

употребление единственного и множественного числа существительного и связанного с ним прилагательного:

___________________________________________________________________________

7.Слоговая структура слова:

употребление слов со стечением согласных (вилка, чашка, мишка, зайка)

__________________________________________________________________________

8.Звуковая сторона слова:

гласные звуки______________________________________________________________

согласные звуки_____________________________________________________________

Заключение._______________________________________________________________

Рекомендациии.____________________________________________________________

Источник

            Автор: Бахарева  Ирина  Николаевна, учитель-логопед  МДОУ д/с «Росинка»

Е. А. Стребелёва   считает,
 что чем раньше начинается целенаправленная
работа с ребенком, тем более эффективной оказывается кор­рекция и компенсация
нарушений. Необходимость ранней диагностики определяет­ся важнейшим свойством
нервной системы ребенка — пла­стичностью, то есть нервная система молодого
организма гиб­ко реагирует на воздействие извне. [3]

В настоящее время
растет количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Причины этого
явления разнообразны и многочисленны. Это и следствие сочетания различных
неблагоприятных факторов: биологических, социальных, и следствие поражения
центральной нервной системы различного характера. Вредные факторы,
воздействующие на мозг в период его развития, приводят к задержке развития
различных функций, в том числе речи.

В нашем городе дети с
речевыми нарушениями попадают в специализированные группы в пять лет, в лучшем
случае в четыре года, и самый значимый для развития ребенка возраст — до
четырех-пяти лет — оказывается упущенным. В школе у такого ребенка возникают
проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму.

Ранняя диагностика нарушений
познавательной дея­тельности и речи у детей чрезвычайно важна и крайне
необходима. Доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с
ребенком, тем более полной и эффективной может оказаться кор­рекция, а в
некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

Как и во
всех детских садах города, в нашем ДОУ в 2005 году был организован ПМПк
(психолого-медико-педагогический консилиум). В своей работе ПМПк
руководствуется письмом Миноб­разования
РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»
от 27.03.2000 г. № 27/901-6.

Согласно Положению о
ПМПк, основными задачами ПМПк являются следующие:

–обнаружение и ранняя (с первых дней пребывания воспи­танника
в детском саду) диагностика отклонений в развитии;

–выявление резервных возможностей развития
воспитанника;

–определение характера, продолжительности и эффективно­сти
специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в МДОУ возможностей.

Еще
одним не менее важным моментом, побудившим заняться поиском методик диагностики
речи младших дошкольников, является запрос родителей детей раннего и младшего
возраста. Нарушения речи (а именно — ее отсутствие,
непонимание ребенком речи взрослых, непонятность детских высказываний,
нежелание использовать речь в общении со взрослым и др.) вызывают беспокойство
у родителей малышей второго и третьего года жизни и заставляют их обращаться к
специалистам, и прежде всего, к логопедам.

В связи с
вышеназванными причинами встал вопрос всестороннего логопедического
обследования детей начиная со 2-ой младшей группы.

Современный подход к проблеме выявления и
коррекции нарушений речи требует от логопеда четких представлений о том, каким
образом и по каким законам происходит становление речи у нормально
развивающегося ребенка. Эти знания служат основой для грамотного проведения
логопедического обследования детей, своевременного выявления у них речевых
нарушений и их адекватной классификации. Лишь на этой основе возможно
правильное планирование и реализация систематической коррекционной помощи детям
с речевой патологией.

Схема логопедического
обследования детей среднего и старшего возраста в ДОУ хорошо отработана и
обеспечена достаточным количеством методических пособий и материалов. Обследованиеразвития
речи ребенка младшего дошкольного возраста нередко представляет трудности,
обусловленные возрастными особенностями. Также возникли сложности с подбором
методик и пособий для логопедического обследования детей младшего возраста в
условиях дошкольного учреждения. Подобных методик крайне мало, они
многозатратны по времени, что является безусловным минусом, так как логопед
работающий на коррекционной группе не располагает достаточным временем, для
обследования детей массовых групп детского сада по классическим методикам. [1]

Указанные причины послужили
толчком для разработки методики «Экспресс-обследование речи детей 2-3 лет». [2].

Данная методика предназначена для оперативного
массового обследования развития речи у детей 2 – 3 лет с целью выявления
нарушений речи и постановки воспитанников на учет ПМПк.

Методика удобна для использования как в кабинете
логопеда, так и в условиях массовой группы. Обследование занимает мало времени,
в этом смысле практически исключается возможность утомления ребенка.Содержит необходимый
материал для предварительного обследования и анализа общей картины развития
речи у детей 2 – 3 лет: лексического запаса, уровня овладения ребенком
звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.

Оборудование для обследования: картинный материал (15
шт.), иллюстрации к стихам А.Барто, иллюстрации к сказке «Курочка Ряба».
Картинки однофигурные, с четким контуром, цвета классические достаточно яркие.

Схема
обследования следующая.

Обследование
начинается с приглашения ребенка посмотреть картинки.

Затем следует предварительная беседа с
ребенком о нем самом, о его семье, о любимых игрушках, домашних животных, и
т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке и его речевом развитии.
В зависимости от желания ребенка, беседа может быть разбита на части и
проводится по ходу обследования.

Далее ребенку
предъявляются комплекты картинок. Всего пять комплектов по 3 картинки.
Предлагается поочередно назвать картинки и выполнить задания логопеда по этим
картинкам.

1 комплект: собака, кошка, утка.  Проверяется
воспроизведение звукоподражаний, предъявленных и названных логопедом животных и
птиц. При желании ребенка можно побеседовать о его домашних питомцах.

2 комплект: зайка, мишка, девочка (кукла). Сказать ребенку, что девочку зовут Таня, предложить
ребенку рассказать стихи А.Барто: «Наша Таня», «Зайка», «Мишка»; стихотворение
«Мишка косолапый». Уточняется, знает ли ребенок другие стихи.

3 комплект:юла, кубик, мячик.Предлагается назвать цвета предметов.

4комплект:телефон, лопатка, ведёрко.Подбор глаголов к существительным.

5 комплект:машина, пирамидка, Дед Мороз.Части предметов.

При назывании всех картинок проверяется
словарь, отмечается сформированность звукопроизношения, слоговой структуры
слова.

После
этого ребенку предлагается посмотреть книжку «Курочка Ряба», пересказать сказку
по иллюстрациям.

По
ходу обследования заполняется Карта экспресс-обследования ребенка 2 – 3 лет (Приложение
1).

Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволяет
обратить внимание родителей на задержку речевого развития ребенка,воспитаннику по
показаниям получить своевременную медицинскую помощь. Педагоги разрабатывают
индивидуальный образовательный маршрут, представляют родителям необходимые
консультации. Таким образом имеется возможность компенсировать первичный дефект
и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.

                                                                       Литература:

1.  Громова О.Е.
Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет. Методическое пособие/  О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина.  М.: Сфера,
2004.

2.Нищева Н.В.
Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста./Н. В. Нищева.  Спб.:
Детство-ПРЕСС, 2003.

3. Стреблева Е.А. Психолого-педагогическая
диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Е. А. Стребелёва.  М.: Просвещение, 2007.

Приложение
1.

КАРТА
ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 2 – 3 ЛЕТ

____________________________________________________________________

Фамилия,
имя ребенка                возраст

1.      Беседа

2.      Словарь. Звуко-слоговая структура слов.

Собака

Юла

Красный

Кошка

Кубик

Зеленый

Утка

Мячик

Желтый

Мишка

Телефон

Синий

Зайка

Лопата

Машина

Девочка (кукла)

Ведро

Пирамидка

Дед Мороз

3.      Воспроизведение звукоподражаний

АВ-АВ
(собака) .

ПИ-ПИ
(цыпленок, мышка) .

МЯУ-МЯУ
( кошка) .

КО-КО
(курица) .

КРЯ-КРЯ
(утка)

ГА-ГА
(гусь).

4.     
Связная речь.  Стихи

«Таня»

«Зайка»

«Мишка»

«Мишка
косолапый»

Пересказ
сказки
«Курочка Ряба»

5.      Состояние
звукопроизношения
(изолированно, в
слогах)

Ы 

М

Н

Х

С

Ж

Ц

Э

П

Б

В

С′

Ш

Л

Л′

Т

Д

Ф

З

Ч

Р

Й

К

Г

З′

Щ

Р′

Дополнения. 
Заключение.

Дата ______________Учитель-логопед ____________ /_____________/      

Источник

Развитие речи детей от 1,5 до 2 лет

Возраст от полутора до двух лет ознаменован относительным спокойствием, кризис миновал, ребенок становится старше, понятливее и послушнее. Уровень развития 2-х летнего малыша часто колеблется в зависимости от его личностных особенностей. Постарайтесь не сравнивать своего ребенка с другими детьми, принимайте его таким, каков он есть. В этом возрасте ребенок уже понимает очень многое и важно, чтобы он слышал позитивные высказывания о себе. Когда мама говорит, что ее ребенок ленивый, трусливый или бестолковый, она формирует определенный образ личности и эти, далеко не лестные определения становятся частью представлений ребенка о себе.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нор­мального речевого окружения и от воспитания и обучения

Пример:

  1. Дети из неблагополучных семей – плохо разговаривают
  2. «Дети Маугли» — они находятся вне речевой среды, их никто не воспитывает, если они не попадут в благополучную среду до 3-5 лет, то уже никогда не смогут в полной мере овладеть грамотной речью. Это не значит, что они не научатся говорить, но речь будет существенно отличаться от той речи, к которой мы привыкли.

В полтора года речь ребенка претерпевает переход с одного периода – накопления словаря, в другой – овладение активной речью. Поэтому очень важно уделить внимание именно развитию речи ребенка в этом возрасте. Важно помнить, что развитие речи полуторагодовалого ребенка не может проходить самостоятельно, автономно, а только вместе с познанием окружающего мира, с развитием сенсорных способностей.

Звукопроизношение

Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие – меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать,
но все же существует так называемая норма речевого развития:

в 1 год 8 мес. ребенок уже очень хорошо произносит гласные – а, у, о, и; согласные – п, б, м, к, г, нь, ть, дь, ль, сь. Большинство согласных малыш еще или совсем не произносит, или произносит неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками.

в 1 год 10 мес. Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный. Стечение согласных появляется в середине отдельных слов ЛЬК, СЬК

в 1 год 10 мес. – 2 года появляются твердые согласные Т, Д, Н, большинство стечений согласных замещаются одним звуком.

Ряд твердых согласных заменяется мягкими.

Звук Ы – его произнесение требует очень сложной работы органов артикуляционного аппарата, недаром мало кто из иностранцев могут произнести этот звук (заменяют звуком И).

Словарь

С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окру­жающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа — пришел папа; нет папы; папа, подой­ди и т.п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение с взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрос­лого, усвоения знаний, накопления новых слов.

Вот данные о разви­тии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:

  • к 1 году 6 месяцам — 10-15 слов;
  • к 1 году 8 месяцев – около 30 слов;
  • к 1 году 10 месяцев – около 90 слов;
  • к концу 2-го года — 300 слов (за 6 месяцев около 300 слов!).

Объем словаря зависит как от условий воспитания ребенка, от частоты объяснения его с взрослыми, а качество — от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как четко указывают малышу на то, какие действия можно производить с игрушками, предметами, как действует сам ребенок, указывают на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).

Грамматический строй речи

Примерно в 1 год 10 мес. у ребенка появляется фразовая речь: объединяют в одном предложении два аморфных слова. Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложный один слог опускается.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существитель­ных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно пре­восходит произносительные возможности.

Понимание речи:

в 1 год и 3 месяца малыш понимает простые указания с одним действием, например: «Принеси мячик»;

к 2 годам ребенок может выполнить указание с 2 действиями, например: «Найди, пожалуйста, мячик и принеси мне», способен выполнить словесные указания, которые не подкреплены действием взрослых;

После 1,5 лет ребенок может прислушаться, если родитель скажет: «Не сейчас. Может быть, позже».

Кстати, в полтора – два года речь мальчиков и девочек чаще всего заметно отличается: почти все девочки опережают сверстников — мальчиков в речевом развитии. Но эта разница через короткое время исчезнет, поэтому не нужно сравнивать первые попытки связно разговаривать своего сына с бойкой речью дочери соседки или подруги. Пройдет совсем немного времени, и дети сравняются в своих успехах.

P.s. С 24 по 28 ноября Елена Барышева специально для читателей сайта «Растем и развиваемся вместе с мамой» проведет бесплатную диагностическую неделю «Как говорит мой малыш». В течение 5 дней мы будем играть с малышами в игры, которые помогут определить уровень:

— понимания речи у ребенка,

— развития артикуляционной и мелкой моторики,

— слухового внимания и сенсорного развития, что является базой для нормального речевого развития.

Также эти игры помогут определить какой активный словарь у вашего малыша, и соответствует ли его звукопроизношение возрастным нормам.

Чтобы провести диагностику речи своего ребенка под руководством опытного логопеда вам необходимо оформить подписку!

это ссылка на он лайн диагностику:

http:/ /deti-burg.ru/wppage/diagnostika-rechi-u-detey (убрать пробел)

Источник