Обследование лексического развития ребенка

Обследование лексического развития ребенка thumbnail

Диагностический материал обследования

1. Методика Ф. Г. Даскаловой.

        Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение – «Что такое…?» и «Что значит слово?» При диагностике используется специальный тест-словарь, состоящий из четырех субтестов для детей трех, четырех, пяти и шести лет. В него включаются имена существительные двух типов — конкретные и абстрактные. Количество абстрактных слов увеличивается в тестах, предназначенных для детей более старшего возраста. Перечни слов составлены на основе данных о 1000 слов, наиболее часто употребляемых в активной речи детьми дошкольного возраста, и 1000 существительных из семантического атласа Ч. Осгуда.

Список слов, включенных в тест-словарь

Отец                                                                                  Свобода

Сон                                                                                    Езда      

Сказка                                                                               Врач

Рыба                                                                                  Змея

Игра                                                                                   Девочка

Камень                                                                               Фрукты

Краска                                                                                Язык

Лошадь                                                                               Стул

Удочка                                                                                 Ухо

Облако                                                                                 Зуб                                                                            

Кошка                                                                                 Товарищ                                                                              

Встреча                                                                               Смерь

Огонь                                                                                    Деньги                                                                          

Сердце                                                                                  Удовлетворение

Хлеб                                                                                      Суп

Волосы                                                                                   Мир

Озеро                                                                                      Смех

Картина                                                                                   Боль

Работа                                                                                      Жара

Читайте также:  Мезосоматическое физическое развитие ребенка

Любовь                                                                                    Голод

        Правильный ответ на каждый вопрос условно оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для трехлетних детей — 20, четырехлетних — 40, пятилетних — 60, шестилетних — 80. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов. Если оценочный коэффициент приближается к 1, это говорит и о богатстве словаря, и об успешности овладения понятийным значением слов.

Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

        1 балл – низкий уровень развития словаря;

        2 балла — средний уровень развития словаря;

        3 балла – высокий уровень развития словаря.

2. Диагностика лексического развития.

Автор: В.И. Яшина

Задание №1. Классификация понятий

        Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Высшая оценка — 30 баллов.

Задание № 2. Подбор синонимов

        Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по смыслу. Всего предъявляется 10 слов (хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).

        Высшая оценка — 10 баллов.

        1 балл — если подобранное слово является синонимом названного;

        0 баллов — если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.

Задание № 3. Подбор определений

Автор: Н.И. Гуткина

        Проводится в форме игры в слова. Предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса («Платье. Какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть`?»).

        Высшая оценка — 10 баллов.

        2 балла — если придумано более 3 слов.

        1 балл — если придумано менее 3 слов.

        0 баллов – если ответ отсутствует или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова.

        После выполнения всех трех заданий подсчитывается суммарная оценка.

        Высшая оценка — 50 баллов — соответствует высокому уровню.

        32-49 баллов – старшему.

        Менее 32 баллов — низкому уровню лексического развития детей.

        Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

        1 балл – низкий уровень развития словаря;

        2 балла — средний уровень развития словаря;

        3 балла – высокий уровень развития словаря.

        3. Проверка словарного запаса (на уровне слов)

        Инструкция испытуемому: «Мы сейчас вспомним всевозможные предметы одежды. Подумаем, что можно надеть. Подумай хорошенько. Назови то, что могут надеть мужичины, женщины и дети — летом и зимой — днем и ночью — начиная с головы и кончая ногами».

        Первая часть инструкции произносится обычно, а начиная со слов «назови то, что могут надеть…» артикуляция становится очень четкой.         Экспериментатор говорит медленно, выделенные слова подчеркивает голосом (тире соответствуют коротким паузам). При произнесении последних слов взрослый делает движение рукой, указывая сначала на голову, потом на тело и на ноги.

        Если ребенок не начинает говорить, то можно повторить просьбу: «Назови то, что могут надеть…» Когда испытуемый при перечислении предметов одежды делает более продолжительную паузу, потому что не знает больше слов, экспериментатор помогает ему вопросом: «Что еще надевают?» Формулировка «что еще» особенно хорошо подходит для побуждения ребенка. Можно повторить и слова: мужчины, женщины и дети и спустя некоторое время -летом и зимой и т. д. В случае необходимости задание после 1,5-3 мин можно повторить еще раз.

        Дли перечисления слов испытуемому дается 3 мин. Экспериментатор записывает все, что говорит ребенок. При оценке учитываются все названные ребенком предметы одежды. Повторенные и не относящиеся к теме «Одежда» слова (платяной шкаф, скатерть и др.) при подсчете общего количества названных слов не учитываются. Но они указывают на особенности развития: частые повторения могут свидетельствовать о недостаточной сосредоточенности; неадекватные, не относящиеся к теме слова свидетельствуют о том, что ребенок не может сосредоточиться, чтобы выстроить ассоциативный ряд (нарушается логика).

        Если ребенок сначала называет слово шапка, а потом шапка-ушанка, то это считается двумя разными словами. Как одно слово оценивается, если ребенок говорит красная шапка, голубая шапка. В некоторых случаях ребенок говорит верхняя и нижняя одежда и потом молчит. Тогда экспериментатор спрашивает: «А что относится к верхней и нижней одежде?» Некоторые дети не могут назвать ни одного предмета одежды, а начинают рассказывать, например, следующее: «Мама купила мне ботинки, а потом мы пошли есть мороженое» или: «У меня есть короткие штаны и длинные голубые, и еще коричневые». В этом случае экспериментатор останавливает ребенка и дружески обращается к нему со словами: «Назови мне быстро все, что можно надеть». Иногда ребенок во время перечисления предметов одежды называет совершенно неадекватные предметы, например автомобиль. И в этом случае взрослый повторяет ребенку, что он должен называть только предметы одежды.

        Словарный запас оценивается следующим образом. Для детей старшей группы детского сада неудовлетворительным считается результат, если названо 8 или меньше слов. Для первоклассников неудовлетворительный результат при 11 и менее словах.

        При оценке необходимо учитывать разный возраст ребят в пределах одной группы. Так, если в старшей группе детского сада ребенок в возрасте 5 лет 4 мес называет 10 предметов одежды, то этот результат оценивается выше, чем тот же результат у ребенка той же группы, но в возрасте 6 лет 1 мес.

        Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

        1 балл – низкий уровень развития словаря;

        2 балла — средний уровень развития словаря;

        3 балла – высокий уровень развития словаря.

Источник

Разработка данной методики обусловлена тем, что на сегодняшний день не существует ни одной диагностической методики, позволяющей подробно и пошагово исследовать особенности лексики детей старшего дошкольного возраста. Изучая методы и приемы исследования речи детей, описанные в работах Г. А. Волковой, Т. Б. Филичевой, Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахи и других можно отметить , что внимание уделяемое исследованию номинативного, предикативного и атрибутивного словаря ребенка крайне недостаточно. Как правило, такие задания предполагают подбор и актуализацию не более 5-7 слов-предметов, слов-действий и слов-признаков. Практически не исследуется словарь наречий, задания на актуализацию слов-антонимов, включают подбор для каждой части речи лишь 2-3 слова-антонима, не приводится ни одного задания на подбор слов-синонимов. Без сомнения, этих данных совершенно недостаточно для объективной оценки состояния словаря ребенка.

В связи с этим была разработана диагностическая методика базирующаяся на методах и приемах, описанных в работах Г. А. Волковой, Т.Б.Филичевой, Н.В.Серебряковой, Л.С.Соломахи, Л.Ф.Спировой и А.В.Ястребовой. Данная методика направлена на подробное исследование лексического строя речи детей в соответствии с закономерностями развития словаря в онтогенезе.

Читайте также:  Ребенок 4 месяца развитие гимнастика

Таким образом, данная диагностическая методика включает следующие разделы:

  • исследование предикативного словаря;

  • исследование номинативного словаря;

  • исследование атрибутивного словаря.

  • исследование явления синонимии

  • исследование явления антонимии.

Обследование проводится с использованием набора изображений (картинок) и вопросов детям по этим картинкам.

Сначала необходимо исследовать состояние предикативного или глагольного словаря детей, поскольку в процессе логокоррекционной работы в первую очередь развивается и обогащается именно глагольный словарь ребенка. Глагол является основой фразы и способствует развитию внутренней речи, которая предикативна, согласно мнению Л.С. Выготского.

Далее проводится исследование номинативного словаря, или словаря существительных. Он не менее важен, чем предикативный словарь, и формируется параллельно с глагольным словарем, так как на первых этапах речь ребенка формируется ситуативно, и в первую очередь в речи появляются слова, необходимые для обозначения окружающих предметов.

На третьем этапе необходимо исследовать атрибутивный словарь, который, в отличие от глагольного словаря и словаря существительных формируется значительно позже. За счет него обогащается словарный запас детей, речь становится более выразительной.

И затем необходимо исследовать состояние синонимии и антонимии в структуре лексического строя. Исследование данного компонента словаря является важнейшим для определения предпосылок готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению школе. Это связано с тем, что владение синонимами и антонимами говорит о сформированности у ребенка лексической системности а также о высоком уровне развития его мыслительных операций. А эти два аспекта, в свою очередь являются главным индикатором готовности ребенка к обучению в школе.

Первая серия заданий. Обследование предикативного словаря

Детям предлагается выполнение трех видов заданий:

Задание 1. Называние действий по предъявленному предмету.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается назвать действие по предъявленному предмету (картинке).

Лексический материал: ручкой – пишут, «ножницами»-стригут, «ложкой»-«едят», «карандашом»-«рисуют(пишут)», «топором»-«рубят»,«кистью»-«красят», «пилой»-«пилят», «молотком»-«забивают», «щеткой»-«чистят», «иголкой»-«шьют».

Задание 2. Голосовая реакция животного.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается назвать голосовую реакцию животного, ответив на вопрос «кто как кричит» или «какие звуки издает?»

Лексический материал: «собака»-«лает», «корова»-«мычит», «лягушка»-«квакает», «петух»-«кукарекает», «кошка»-«мяукает», «утка»-«крякает».

Задание 3. Способ передвижения.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается назвать способ передвижения изображенного животного. «Кто как передвигается или в каком состоянии находится?»

Лексический материал: «ласточка»-«летает»,«щука»-«плавает», «кузнечик»-«прыгает», «змея»-«ползает», «лошадка»-«скачет», «собака»-«бегает», «корова»-«ходит», «самолет»-«летает».

Исследование номинативного словаря предполагает выполнение трех видов заданий.

Задание 1. Называние предметных картинок по лексическим темам.

Процедура и инструкция. Ребенку предъявляются картинки и задавался вопрос: «Назови, что это?».

Лексический материал:

предметные картинки с изображениями по логическим группам: «Игрушки»,«Одежда»,«Обувь»,«Посуда»,«Мебель»,«Овощи»,«Фрукты»,«Домашние животные»,«Дикие животные»,«Транспорт»,«Профессии».

Задание 2. Называние предметов по описанию.

Процедура и инструкция. Ребенку дается описание различных предметов по схеме: «Как называется предмет, которым…?»

Лексический материал:

«Как называется предмет, которым расчесывают волосы?», «…предмет, которым намыливают руки?»,«…предмет,которым вытирают руки и лицо после умывания?»,«… предмет, которым рисуют красками?», «… предмет, который лежит под головой, когда человек спит?»,«… предмет, которым вышивают?», «… предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?»,«… предмет, на котором любят качаться дети?», «предмет, которым мальчики играют в футбол?»

Задание 3. Анализ употребления обобщающих слов.

Процедура и инструкция. Ребенок называет картинки с изображением предметов по разным лексическим темам одним словом по предъявляемой инструкции: «рассмотри и назови картинки одним словом».

Лексический материал:

предметные картинки по лексическим темам: «Посуда»,«Одежда»,«Обувь», «Птицы»,«Звери»,«Мебель».

3. Исследование атрибутивного словаря (словаря прилагательных) предполагает выполнение трех видов заданий.

Задание 1. Называние цветов и их оттенков.

Процедура и инструкция. Использовались карточки разных цветов и оттенков. Ребенку нужно ответить на вопрос: «Какой это цвет?», «Какой это оттенок?»

Лексический материал:

карточки следующих цветов: белый, черный, красный, синий, зеленый, коричневый, розовый, голубой, оранжевый.

Задание 2. Употребление ребенком качественных прилагательных.

Процедура и инструкция. Используются предметные картинки с парными изображениями предметов с ярко выраженным размером. По предъявляемой картинке (парной) детям задается вопрос: «Какие предметы здесь нарисованы?», «Назови, какой?»

Лексический материал:

предметные картинки: мячи (большой и маленький), дома (высокий и низкий), люди (худой и толстый).

Задание 3. Употребление ребенком относительных прилагательных.

Процедура и инструкция. Ребенка просят назвать, из чего сделан предмет.

Лексический материал:

Шкаф (какой) – деревянный; чашка(какая?) – фарфоровая; шапка(какая?) – шерстяная; машина(какая?) – железная; стакан(какой?) – стеклянный; мячик (какой?) – резиновый.

  1. Исследование явления синонимии предполагает выполнение четырех видов заданий.

Задание 1. Синонимия в предикативном словаре ребенка.

Процедура и инструкция. «Я буду называть слово, а ты должен подобрать сходное по значению, т.е. придумай слова – приятели».

Лексический материал:

унывать, бежать, говорить, рисовать, трудиться, радоваться, бояться, торопиться, глядеть.

Задание 2. Синонимия в номинативном словаре.

Процедура и инструкция.«Я буду называть слова, а ты должен определить, какой из картинок подходит каждое из них».

Лексический материал:

густой, дремучий (лес, туман); горячий, знойный (лето, вода, привет); старый, пожилой (человек, учебник); трудная, тяжёлая (сумка, задача).

Задание 3. Синонимия в атрибутивном словаре.

Процедура и инструкция. «Я буду называть словосочетание, а ты должен заменить прилагательное близким по значению.

Лексический материал:

бесстрашный летчик, правильный ответ, занимательный рассказ, студёная зима, искусный мастер.

Задание 4. Синонимия в словаре наречий.

Процедура и инструкция: «Я буду называть предложение, а ты должен подобрать близкое по значению к выделенному слову».

Лексический материал:

дело пошло гладко, мальчик резво побежал к маме, дождей в этом году обильно.

  1. Исследование явления антонимии – предполагает выполнение четырех видов заданий (аналогично исследованию синонимии в лексической системе детей).

Задание 1. Предикативный словарь.

Процедура и инструкция. «Я тебе буду говорить слово, а ты называй противоположнее по значению.

Лексический материал:

сидит, надевает, открывает, входит, покупает, работает.

Задание 2. Номинативный словарь.

Процедура и инструкция.«Я тебе буду говорить слово, а ты называй противоположнее по значению.

Лексический материал:

вход, холод, добро, богатство, болтун, ложь, великан, потолок, зима.

Задание 3. Атрибутивный словарь.

Процедура и инструкция.«Я тебе буду говорить слово, а ты называй противоположное по значению.

Лексический материал:

черный, мелкий, большой, правдивый, узкий, кислый, прилежный, храбрый, прочный, пустой, ясный, веселый, мягкий.

Задание 4. Словарь наречий.

Процедура и инструкция.«Я тебе буду говорить слово, а ты называй противоположнее по значению.

Лексический материал:

вверху, слева, высоко, жарко, близко, низко, долго, вперед.

За выполнение каждого задания предусмотрена количественная оценка в баллах и ее критерии.

2 балла – высокий уровень – ребенок полностью и без ошибок узнает и называет действие (предмет, признак).

1 балл – средний уровень – ребенок выполняет задание при помощи экспериментатора, отмечаются некоторые трудности соотнесения слов с картинкой.

0 баллов – низкий уровень – ребенок выполняет задание при помощи наводящих вопросов, отмечается большое количество ошибочных номинаций.

Читайте также:  Центр развития ребенка дегунино

Источник

Обследование  словарного запаса детей дошкольного возраста.

        В ходе обследования  словарного запаса  решаются следующие задачи:

— определить количественный и качественный состав активного и пассивного словаря;

— выявить уровень владения значением лексических единиц;

— наметить рациональные пути формирования и совершенствования лексической стороны речи ребенка.

        Обследование рекомендуется начинать с заданий, направленных на изучение активного словаря ребенка. Понимание (пассивный словарь) исследуется только в том случае, если в активной речи нет данной лексической единицы.

        Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть детям известно.  Для проверки уровня речевого развития детей  младшего и среднего дошкольного возраста широко используется  наглядность (предметы, игрушки, картинки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь особое значение приобретает точная формулировка  вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление:

        — умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам;

        — способности к точному (в смысловом отношении) упорядочению слов;

        — навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций);

        — навыков составления различных типов высказываний.

Выявление уровня владения лексической стороной речи  по разным возрастным группам.

Младший дошкольный возраст.

Выявить умения:

— называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, дом, мяч) и отвечающие на вопрос: кто это? Что это?

— обозначить признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы: какой? Какая?

— называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: что делает? Что можно с ним делать?

— употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки);

— понимать противоположные значения слов (большой-маленький, громко-тихо)

Средний дошкольный возраст.

Выявить умения:

— понимать слова близкие и противоположные  по смыслу, а также разные значения многозначного слова;

— понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда)

— подбирать  признаки, качества и действия к названию предметов;

— сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Старший дошкольный возраст.

— активизировать им. прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;

-подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

— понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

— дифференцировать обобщающие понятия ( дикие и домашние животные).

Примерные виды заданий, используемые при обследовании словарного запаса.

        Обследование объема пассивного и активного словарного запаса с опорой на картинки:

Ребенку предъявляются предметные картинки: книга, ручка, капуста, морковь и т.д. Количество картинок, и  порядок их предъявления определяются его возрастом и индивидуальными особенностями (вниманием, работоспособностью и т.д.). При обследовании словаря ставится вопрос «Что это?», пассивного – задание «Покажи, где…»

        Называние предмета по его описанию:

Инструкция: «Отгадайте, что это (кто это). Пример: покрыто перьями, летает». Даются задания разного уровня трудности.

        Обобщающие понятия:

В рамках данного теста детям предлагается выполнить три задания:

            1. Назвать картинки и соотнести их с видовым понятием. Ребенку предлагаются картинки: баклажан, лимон, огурец, яблоко, помидор, груша …  Задание: «Назови (покажи) овощи, фрукты».

        2. Перечислить ряд названий предметов, относящихся к данному педагогом обобщающему понятию. Ребенка просят перечислить, какие предметы мебели (обуви, одежды и т.д.) они знают.

        3. Назвать обобщающее слово. Ребенку предлагается продолжить ряд предметов и назвать их обобщающим словом: тарелка…чашка…ложка…

        Понимание сходных по звучанию слов.

Педагог показывает ребенку картинку и просит отгадать, что на ней нарисовано. Например, предлагается картинка «молоток». Инструкция: «Отгадай, что это: молоко или молоток?»  Задание: подобрать подходящее по смыслу слово в предложении: на вершину горы … (взойти, войти); в класс … (взойти, войти).

Исправить предложение, заменив слова: Искусственный мастер соткал красивый ковер. В зале раздался заразный смех. Раздались буйные аплодисменты.

        Лексическая сочетаемость слов.

  1. Подобрать к словам – названиям предметов соответствующие слова – названия их признаков и действий. Составить словосочетания по образцу: какой? Что делает? Пример: собака (какая?)- большая,  (что делает?) — лает.
  2. Подобрать к им. прилагательным соответствующие существительные. Пример: мокрая трава (рука, тряпка и т.д.) Примерная подборка слов: тяжелый, радостный, прямой , ловкий  и т.д.)
  3. Подобрать к глаголам соответствующие им. существительные. Пример: светит…(солнце, луна,  фонарь…). Подбираются соответствующие существительные к глаголам: пишет, ползает, прыгает, кланяется, разливается.

Подбор слов — синонимов…

Инструкция: «Подбери слова, похожие по значению на данное». Пример: радость-веселье, труд-работа и т.д. Примерные слова: храбрость, печаль, пламя, несчастье, зной и т.д. (соответственно подбираются слова- глаголы и прилагательные).

Подбор слов — антонимов.

  1. Сравнить предметы, нарисованные на картинках. Пример: большой шар и маленький шар;

Высокий дом и маленький дом.

  1. Подобрать к словам – существительным, глаголам, прилагательным слова с противоположным значением: друг – враг, хороший-плохой, идти- стоять.
  2. Закончить предложения:

Пластилин мягкий, а камень….

Уголь черный, а снег…

Таня рисует хорошо, а  Зина ….

Многозначность слова и его лексическая сочетаемость.

Задания, направленные на выявление понимания прямого и переносного значения слов и словосочетаний. Инструкции: «Послушай и ответь, можно ли так сказать?», «Объясни, что это значит?».

Составить словосочетания с данными прилагательными:

-глухой (город, старик, переулок, печь, комната, согласный звук);

-свежий (хлеб, земля, вечер, стол, след, небо, воздух);

-густой (клей, пакет, кисель, кустарник, борода, человек);

Составить словосочетания из слов 1-го и 2-го столбиков.

коричневый, карий                                платье, глаза, костюм

густой, дремучий                                лес, туман

горячий, знойный                                лето, вода, привет

смуглый, темный                                волосы, лицо, небо

старый, пожилой                                человек, учебник

        Оценка по всем заданиям даётся в количественном выражении (по баллам)

При условности количественных оценок за высказывания разной полноты  и правильности они (оценки) помогают  выявить уровни речевого развития: 1 – высокий, 2 – средний и 3 (ниже среднего).

3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 – уровень ниже среднего.

Использование литературы:

Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика о развитии речи детей дошкольного возраста. – М; 2004

Бессонного Т.П. Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М; 1997.

Методы обследования речи у детей. Под ред. И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной. – М; 1996.

                                   Консультация для воспитателей

Обследование словарного запаса детей дошкольного возраста.

Составила:

                Учитель – логопед: Хайбуллина А.М.

Источник