Обследование грамматического строя ребенка 3 года

Наталья Гончаренко
Диагностика сформированности грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста

Цель исходного этапа опытно – поисковой работы — выявить уровень грамматического строя речи детей четвертого года жизни.

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Подбор диагностических заданий и внедрение их в практическую деятельность.

2. Организация целенаправленного педагогического наблюдения за детьми.

3. Анализ полученных результатов.

4. Количественная и качественная обработка данных.

Несмотря на активный процесс естественного развития речи детей четвертого года жизни, желательно включить в работу систематическое обследование речи, цель которого – фиксировать положительные и отрицательные тенденции в речевом развитии каждого ребенка. Обследование проводится два раза в год (начало и конец года) на постепенно усложняющемся материале.

Правильное и эффективное планирование и проведение работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста возможно только тогда, когда педагог:

— хорошо знает возрастные особенности развития речи четвертого года жизни;

— умеет соотнести индивидуальные особенности развития речи каждого ребенка группы с возрастными особенностями.

Индивидуальные особенности развития речи выявляются при детальном обследовании состояния речи детей группы в начале учебного года.

В возрасте четвертого года жизни речь ребенка еще агроматична, но имеющееся у него языковое чутье позволяет ему справляться со многими сторонами грамматического строя родного языка.

В исследовании предполагала использовать для диагностики индивидуальную и групповую формы работы с детьми, так как такая организация педагогического процесса наиболее естественна в условиях работы в свободное от образовательной деятельности время.

Для проверки уровня грамматического строя речи с детьми младшего дошкольного возраста используется наглядность (предметы, игрушки, картинки). Большое значение приобретает точная формулировка вопросов.

Методика исследования

Для нашего исследования основополагающими являются следующие положения:

Лингвистические представления о грамматическом строе языка (Е. А. Земская). Словообразование и словоизменение устанавливают нормы изменения слов и способы их соединения. Кроме того, она определяет конструктивные словообразовательные модели языка.

Современные научные данные о процессе развития словообразования и словоизменения в онтогенезе (А. Н. Гвоздев и др.). Каждый из этапов усвоения языка характеризуется тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемых ребенком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет все большие и большие дробные элементы и единицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером. Ребенок усваивает родной язык как систему.

Методика исследования навыков словоизменения и словообразования рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.

Речевой материал подобран с учётом программы детского сада [Л. Н Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик и др, 2007. – 128 с. ]

Диагностика уровня сформированности грамматического строя речи проводилась по методикам Т. И Гризик, Л. Е. Тимощук [Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М. : Просвещение, 2004. – 221 с. ].

Детям предлагается пять игровых заданий, объединенных общим сказочным сюжетом и героем. Все полученные данные заносятся в таблицу. Неправильные ответы фиксируются.

Проводя обследование грамматического строя речи ребёнка, педагог проверяет, умеет ли он:

— образовывать существительные множественного числа;

— образовывать существительные множественного числа в родительном падеже;

— образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;

— употреблять предлоги (у, в, под, с, из, к, за, на);

— согласовывать существительные с прилагательными.

Состояние грамматического строя речи

Вид задания Высокий уровень выполнения (кол-во человек, %) Средний уровень выполнения (количество человек, %) Уровень выполнения ниже среднего (кол-во человек, %)

1. Множественное число существительных

2. Употребление имен существ. в родительн. падеже множественного числа

3. Уменьшительно- ласкательная форма существительных

4. Употребление предлогов

5. Согласование существительных с прилагательными

Задание 1. Один — много

Образовывать существительные множественного числа.

Педагог показывает карточку ребенку, на которой нарисованы две картинки (парные картинки): — один предмет; — много предметов.

Ребенок закрывает часть картинок, согнув лист по пунктирной линии. Называет предметы в единственном числе. Затем открывает закрытые картинки и называет предметы во множественном числе:

Педагог просит назвать, что здесь нарисовано:

Дерево – деревья, конфета – конфеты шар – шары, стол — столы

Гриб – грибы, машина – машины, цветок – цветы.

Задание 2. Чего не стало?

Образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.

Ребенок рассматривает пары предметов на рисунке. Называет предметы: Мыши, жуки, чашки, мячи, медведи, машины, яблоки. Педагог просит запомнить предметы. Ребенок закрывает картинки, согнув лист по пунктирной линии. Затем отвечает на вопрос: чего не стало? (Не стало: мышей, жуков, чашек)

(Не стало: мячей, медведей, машин, яблок.)

Задание 3. Маленькие предметы

Образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных.

Педагог использует парные картинки на рисунке. Один предмет в паре изображен большим, другой – маленьким.

Предлагая задание детям, воспитатель может дать образец. Например: елка – елочка. Далее предметы называет ребенок:

Лопата – лопаточка, цветок – цветочек, ложка – ложечка, ключ – ключик, дом – домик, шапка – шапочка, мяч – мячик.

Задание 4. Бывает – не бывает.

Понимание и употребление предлогов.

Ребенок работает с сюжетной картинкой. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать, где спрятались друзья гномика. При выполнении задания воспитатель может помочь ребенку, предлагая закончить предложения. Например:

Где летает бабочка?

Бабочка летает … (над цветком).

Где сидит птица?

Птица сидит … (на ветке).

Куда спряталась белка?

Белка спряталась … (в дупло).

Где лежит ежик?

Ежик лежит … (под кустом).

Куда скачет кузнечик?

Кузнечик скачет … (к грибу).

Куда спрятался заяц?

Заяц спрятался … (за пень).

Откуда выглядывает мышонок?

Мышонок выглядывает … (из норки).

С кем в траве прячется жук?

В траве прячется жук … (с божьей коровкой).

Воспитатель может задать вопрос ребенку вопросы: где летает бабочка? Где сидит птица? Куда спряталась белка? Где лежит ежик? Куда скачет кузнечик? Куда спрятался заяц? Откуда выглядывает мышонок? С кем в траве прячется жук? Ребенок дает полный ответ.

Задание 5. Что какого цвета?

Согласовывать существительные с прилагательными.

Перед выполнением задания воспитатель вырезает: большой разноцветный квадрат (двусторонний, предметы по пунктирной линии.

Получаются своеобразные «окошечки». Ребенок работает с картинками. Педагог предлагает определить по вырезанному контуру предметы и назвать их. Перед выполнением задания воспитатель может дать образец (подложив под страницу белый лист бумаги): белая груша, белый бант, белое платье, белые варежки. Затем ребенок подкладывает под рисунки лист с квадратиками красного, синего, зеленого и желтого цветов.

Читайте также:  Ребенок 3 года придумывает

Воспитатель спрашивает: что какого цвета? Ответ ребенка представляет словосочетание, состоящее из существительного и прилагательного, согласованных в роде и числе. Например: красная груша или груша красная; синий бант или бант синий; зеленые варежки или варежки зеленые; желтое платье или платье желтое [Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук 2005]. [Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук 2007].

Оценка результатов:

3 балла — за точный и правильный ответ;

2 балла — допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (правильный ответ после стимулирующей помощи);

1 балла — если не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (форма образована неверно).

Сформированность грамматических конструкций

Высокий уровень — 3 балла

Средний уровень — 2балла

Уровень ниже среднего — 1 балл

Высокий уровень.

Самостоятельно и правильно образуют формы: существительные множественного числа, существительные множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Понимают и правильно употребляют предлоги (у, в, под, с, из, к, за, на, согласуют существительные с прилагательными.

Средний уровень.

Допускают незначительные ошибки при образовании существительных множественного числа в именительном падеже, существительных множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные формы существительных, при согласовании существительных с прилагательными. Понимают предлоги с пространственным значением (у, в, под, с, из, к, за, на, но затрудняется в их самостоятельном использовании (допускает 1-2 ошибки). Исправляют ошибки по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (правильный ответ после стимулирующей помощи).

Уровень ниже среднего.

Дети не могут самостоятельно образовать формы слов: существительные множественного числа, существительные множественного числа в родительном падеже, существительные с прилагательными, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Не всегда понимают и затрудняются в правильном использовании предлогов пространственного значения (допускают более 3 ошибок). Не понимают вопросы взрослого: просто повторяют за ним слова, демонстрируя непонимание задания.

Источник

Юлия Лопаткина
Обследование грамматического строя речи

ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НАПРАВЛЕННОГО НА ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ.

Адекватная оценка речевого развития обследуемого ребенка обязательно включает в себя не только то, что они не знают, не умеют, но и то, что они знают, умеют, а также то, что лежит в ближайшей зоне их речевого развития.

Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня развития грамматического строя речи, поэтому задания не предусматривают оказания помощи. Исключение составляют пробы, в которых помощь как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь (Неверно, подумай еще) нередко приводит к актуализации правильной формы слова.

Для обследования грамматического строя речи детей использовались методики,предложенные: Т. Н. Волковской, Т. А. Фотековой.

Обследование грамматического строя речи

1. Обследованиенавыка составления предложения:

Инструкция: я буду называть слова,а ты постарайся составить из них предложение:

• Мальчик, открывать, дверь.

• Девочка, читать, книжка

• Доктор, лечить, дети

• Рисовать, карандаш, девочка

• В, сад, расти, вишня

• Сидеть, синичка, на, ветке

• Груша, бабушка, внучка давать

• Витя, косить, трава, кролики, для

• Миша, дать, собака, большая, кость

• Петя, купить, шар, красный, мама

Оценка: 3 балла – предложение составлено верно; 2 балла – нарушен порядок слов; 1 балл – наблюдаются попуски, привнесения или внесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности.

Инструкция: вставь,пропущенное предлоги в предложение:

• Почки распустились…деревьях.

• Птенец выпал…гнезда.

• Лампа висит…столом.

• Лена наливает чай… чашки

• Лодка плывет… озеру

• Чайка летит … водой

• Деревья шумят… ветра

• Последние листья падают… березы

• Щенок спрятался… крыльцом

• Пес сидит… конуре

В связи с трудностью этого задания целесообразно использовать 2 вида помощи: 1 – стимулирующий (наверное, подумай еще) и 2 – в виде вопроса к полученному предлогу (распустились на чем)

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – правельный ответ после стимулирующей помощи; 1балл – правильный ответ после второго вида помощи.

Инструкция: исправь ошибку

• Собака вышла в будку.

• По морю плывут корабли.

• Дом нарисован мальчик.

• Девочка гладит утюгом

• Мальчик умывается лицо

• Собака вышла в будку

• Березки склонились от ветра

• Солнце освещается землей

• У Нины большая яблоко

• Хорошо спится медведь под снегом

• Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка: 3 балла – выявление и исправление ошибки; 2 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов); 1 балл – шибка выявлена, но не исправлена.

2. Обследованиепадежных форм существительных:

Инструкция:посмотри на картинку и ответь:

• Кто это?

• Что это?

• Без чего машина?

• Кому дает корм девочка?

• Чем девочка ест суп?

• Кого нарисовал мальчик?

• О ком телевизионная передача «В мире животных»?

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.

3. Образование множественного числа существительных

Инструкция: на этой картинке нарисовано ведро, а на этой?

Ведро — … шишка — … птица — … нож — …

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.

4. Обследованиеобразования формы родительного падежа существительных во множественном числе:

Инструкция: посмотри, на этой картинке нарисованы деревья, а на этой нет чего?

Деревья — … окна — … карандаши — … колеса — … вишни — … груши — …

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.

5. Согласование прилагательных с существительными разного рода

Инструкция: ответь на вопрос, что на картинке синее, что здесь синяя, что здесь синий?

6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Инструкция: я буду называть большой предмет, а ты называй маленький предмет ласково.

Шапка — … кукла — … платье — … сапог — … жук — … корабль — …

Читайте также:  Какое лекарство от кашля ребенку 3 года

7. Образование названий детенышей животных

Инструкция: у лисы лисенок, а как называется детеныш кошки?

Кошка — … корова — … белка — … волк — … коза — … овца — …

лев — … медведь — …

8. Образование прилагательных от существительных

Инструкция: ручка из пластмассы, какая ручка?

Матрешка — … стакан — … портфель — … свитер — … конверт — … кольцо — …

9. Образование притяжательных прилагательных

Инструкция: скажи чей на картинки хвост

Лисий, собачий, львиный, павлиный.

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.

Таким образом каждый ребенок мог получить максимальное количество 33 балла. Нами были выделены следующие уровни развития сформированности грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР IIIуровня: высокий уровень 23-33 балла, средний уровень 12-22 баллов, низкий уровень 0-11 баллов.

Источник

Комплекс диагностических заданий

для обследования

 грамматического строя речи

дошкольников

Подготовила

учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад №21»

Петрушкова Н.С.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Образование однокоренных слов (медведь, медвежонок, медвежий…).
  2. Образование глаголов с приставками (выбежал, перепрыгнул…).
  3. Подбор синонимов к существительному.
  4. Наличие в речи обобщающих понятий ( «Назови одним словом»)
  5. Образование сложных предложений ребенком самостоятельно (построение сложноподчиненных предложений на основе д/и «Четвертый лишний»)
  6. Выделение главных членов предложения, определение количества слов в предложении.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Согласование существительных с прилагательным и с числительным (одно желтое яблоко, одного желтого яблока…)
  2. Образование существительные с чередованием согласных в корне и выпадением гласных (пень – пни, день – дни, ухо – уши…)
  3. Употребление слов антонимов («Скажи наоборот»).
  4. Образование уменьшительно ласкательных форм слов.
  5. Наличие в речи обобщающих понятий ( «Назови одним словом»)
  6. Образование сложных предложений (вопросно – ответная форма, ребенок договаривает 2 часть предложения и повторяет все полностью)

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже (синий шарф, синяя машина, синее платье, синие платья, нет синих машин…)
  2. Согласование существительных с числительными
  3. Употребление существительных в именительном и винительном падежах (вижу кого? что?)
  4. Употребление несклоняемых существительных в единственном и множественном числе, в именительном и родительном падежах.
  5. Образование уменьшительно ласкательных форм слов.
  6. Употребление в речи сложных предложений, составленных из 2 грамматических основ (вопросно – ответная форма).

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе, падеже (синий шарф, синяя машина, синее платье, синие платья, нет синих машин…)
  2. Употребление существительных с предлогом (в, на, за, под, около)
  3. Употребление в речи существительных в единственном и множественном числе.
  4. Употребление в речи существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже.
  5. Составление простого предложения с ориентировкой на вопросы «кто?», «что?», «что делает?», с введением одного второстепенного члена предложения.

ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАНИЕ № 1

Цель:

Образование однокоренных слов (медведь, медвежий, медвежонок…)

Инструкции:

«Подбери слова, похожие на то, которые я тебе назову» (вода, лес, сад)

                                                                                                                                                                                                       ЗАДАНИЕ № 2

Цель:

Образование глаголов с приставками

Материал:

Сюжетные картинки «Мальчик поливает цветы», «Мальчик переливает воду», «Мальчик наливает воду», «Мальчик выливает воду».

Инструкции:

Разложить перед ребенком картинки и спросить: «Посмотри внимательно и скажи, что делает мальчик.»                                          

ЗАДАНИЕ № 3

Цель:

Подбор синонимов к прилагательному

Инструкции:

«Как можно сказать по другому…» (грустный, высокий, холодный)                                                                      

ЗАДАНИЕ № 4

Цель:

Наличие в речи обобщающих понятий

Материал:

Дидактическая игра «Назови одним словом» или картинки по лексическим темам: «Посуда», «Транспорт», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Продукты питания», «Школьные принадлежности», «Мебель», «Инструменты» и т.д.

Инструкции:

Выкладываем перед ребенком картинки по одной лексической теме: «Назови все эти предметы, одним словом» (предлагает каждому ребенку по 4 набора)

ЗАДАНИЕ № 5

Цель:

Образование сложных предложений ребенком самостоятельно

Материал:

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Инструкции:

«Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний»

ЗАДАНИЕ № 6

Цель:

Выделение главных членов предложения, определение количества слов в предложении

Материал:

Сюжетные картинки «Девочка моет руки», «Дети наряжают елку», «Девочка читает книгу»

Инструкции:

Выложить перед ребенком картинку: «Кто изображен на картинке?»  «Что делает девочка?»  «Дай полный ответ, что изображено на картинке?»

Повторить за ребенком предложение и спросить: «Сколько слов в этом предложении» (при затруднении выложить наглядную схему из  полосок).

ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАНИЕ № 1

Цель:

Употребление слов — антонимов

Материал:

предметные картинки: толстая и тонкая палки, высокое и низкое дерево, широкий и узкий шарф, большая и маленькая шапка

Инструкции:

Показать ребенку картинку: «Что изображено на картинке?»  

ЗАДАНИЕ № 2

Цель:

согласование существительных с прилагательными и с числительными.

Материал:

Картинки с изображением 1 желтого лимона, 2 желтых лимонов, 3 желтых лимонов, 4 желтых лимонов, 5 желтых лимонов.

Картинки с изображением 1зеленой груши, 2 зеленых груш, 3 зеленых груш, 4 зеленых груш, 5 зеленых груш.

Картинки с изображением 1красного яблока, 2 красных яблок, 3 красных яблок, 4 красных яблок, 5 красных яблок.

Читайте также:  Если ребенок долго спит днем 3 года

Инструкции:

Показать ребенку картинку: «Давай с тобой посчитаем»

ЗАДАНИЕ № 3

Цель:

Образование существительных с чередованием согласных и выпадением гласных в корне слова

Материал:

Картинки с изображением уха, ушей, пня, пней, цыпленка, цыплят.

Инструкции:

Показать ребенку картинку: «Что это?»

ЗАДАНИЕ № 4

Цель:

Наличие в речи обобщающих понятий

Материал:

Дидактическая игра «Назови одним словом» или картинки по лексическим темам: «Посуда», «Транспорт», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Мебель», «Игрушки», «Обувь» и т.д.

Инструкции:

Выкладываем перед ребенком картинки по одной лексической теме: «Назови все эти предметы, одним словом» (предлагает каждому ребенку по 4 набора)

ЗАДАНИЕ № 5

Цель:

Образование уменьшительно- ласкательных форм слова

Материал:

картинки с изображением большого и маленького яблока, большой и маленькой матрешки, большой и маленькой чашки.

Инструкции:

Показать ребенку картинку с изображением яблок, указывая на большое яблоко спросить: «Что это?», «Как ласково можно назвать маленькое яблоко?»

ЗАДАНИЕ № 6

Цель:

Образование сложных предложений, составленных из 2 грамматических основ

Инструкции:

(вопросно – ответная форма) Ребенок договаривает вторую часть предложе-ния, а затем повторяет его полностью.  «Я начну, а ты продолжи».

« Таня обрадовалась…» (потому что…)

«Пошел дождь…» (и…)

ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАНИЕ № 1

Цель: 

согласование существительных с прилагательными в роде и падеже.

Материал: 

предметные картинки: красный барабан, красная редиска, красное кресло

Инструкции: 

Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?»  «Барабан по цвету какой?»                                                    

Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Чего нет?», «Какого?»

ЗАДАНИЕ № 2

Цель: 

согласование существительных с числительными.

Материал: 

объемные морковки – 5 шт., объемные утята – 5шт., картинки с изображение яблока – 5шт.

Инструкции: 

Показать ребенку картинку: «Давай с тобой посчитаем. Одна…», «Две…»,                                                                                                                                              «Три…» и т.д.  

ЗАДАНИЕ № 3

Цель: 

употребление существительных в именительном и винительном падежах.

Материал: 

картинки с изображением лодки, ведра, петушка.

Инструкции: 

Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?», «Я вижу что? (кого?)»

ЗАДАНИЕ № 4

Цель:

употребление несклоняемых существительных в единственном и множественном числе, в именительном и родительном падежах.

Материал: 

картинки с изображением одного пальто, нескольких пальто,

Инструкции: 

1. Показать ребенку картинку с изображением одного пальто: «Что это?»

   Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Нет чего?»

   Показать ребенку картинку с изображением нескольких пальто: «Много  

   чего?»

2. Показать ребенку чашку с кофе: «Что это?»  «В чашке много чего?».

ЗАДАНИЕ № 5

Цель:

Образование уменьшительно ласкательных форм слова

Материал: 

картинки с изображением большого и маленького яблока, большой и маленькой матрешки, большой и маленькой чашки.

Инструкции: 

Показать ребенку картинку с изображением яблок, указывая на большое яблоко спросить: «Что это?», «Как ласково можно назвать маленькое яблоко?»

ЗАДАНИЕ № 6

Цель:

Образование сложных предложений, составленных из 2 грамматических основ

Инструкции: 

(вопросно – ответная форма)

«Я начну, а ты продолжи.» Или «Придумай, что было дальше»

« Таня обрадовалась…» (потому что…)

«Пошел дождь…» (и…)

ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАНИЕ № 1

Цель: 

согласование существительных с прилагательными в роде и падеже.

Материал: 

предметные картинки: красный карандаш, красная звездочка, красное солнце, красные карандаши

Инструкции: 

Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?»  «Барабан по цвету какой?»                                                    

Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Чего нет?», «Какого?»

ЗАДАНИЕ № 2

Цель: 

Употребление существительных с предлогами «в», «на», «за», «под»

Материал: 

Кукольная мебель: стол, стул, шкаф; матрешка

Инструкции: 

«Сейчас матрешка будет играть с тобой в прятки, а ты будешь ее искать и говорить мне, куда спряталась матрешка.  Закрой глаза (поставить матрешку под стол). Куда спряталась матрешка?»                                    

ЗАДАНИЕ № 3

Цель: 

употребление существительных в единственном и множественном числе

Материал: 

картинки с изображением одного карандаша, нескольких карандашей, одного яблока, нескольких яблок, одной книг, нескольких книг

Инструкции: 

«Что это?»                                                                      

ЗАДАНИЕ № 4

Цель:

употребление существительных в единственном и множественном числе, в именительном и родительном падежах.

Материал: 

картинки с изображением одного карандаша, нескольких карандашей, одного яблока, нескольких яблок, одной книг, нескольких книг

Инструкции: 

Показать картинку сначала с одним предметом : «Что это?», перевернуть ее вниз изображением: «Чего нет?»

Затем показать картинку с несколькими предметами: «Что это?», перевернуть ее вниз изображением: «Чего нет?»

ЗАДАНИЕ № 5

Цель:

Составление простого предложения с ориентировкой на вопросы «Кто это?», «Что делает», с введением одного второстепенного члена предложения.

Материал:

Картинка – иллюстрация к сказке «Три медведя»

Инструкции: 

Выложить перед ребенком картинку: «Кто это?»

                                                                 «Что делает девочка?»

                                                                 «Что изображено на картинке?»

Источник