Обследование грамматического строя ребенка 3 года
Наталья Гончаренко
Диагностика сформированности грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста
Цель исходного этапа опытно – поисковой работы — выявить уровень грамматического строя речи детей четвертого года жизни.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Подбор диагностических заданий и внедрение их в практическую деятельность.
2. Организация целенаправленного педагогического наблюдения за детьми.
3. Анализ полученных результатов.
4. Количественная и качественная обработка данных.
Несмотря на активный процесс естественного развития речи детей четвертого года жизни, желательно включить в работу систематическое обследование речи, цель которого – фиксировать положительные и отрицательные тенденции в речевом развитии каждого ребенка. Обследование проводится два раза в год (начало и конец года) на постепенно усложняющемся материале.
Правильное и эффективное планирование и проведение работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста возможно только тогда, когда педагог:
— хорошо знает возрастные особенности развития речи четвертого года жизни;
— умеет соотнести индивидуальные особенности развития речи каждого ребенка группы с возрастными особенностями.
Индивидуальные особенности развития речи выявляются при детальном обследовании состояния речи детей группы в начале учебного года.
В возрасте четвертого года жизни речь ребенка еще агроматична, но имеющееся у него языковое чутье позволяет ему справляться со многими сторонами грамматического строя родного языка.
В исследовании предполагала использовать для диагностики индивидуальную и групповую формы работы с детьми, так как такая организация педагогического процесса наиболее естественна в условиях работы в свободное от образовательной деятельности время.
Для проверки уровня грамматического строя речи с детьми младшего дошкольного возраста используется наглядность (предметы, игрушки, картинки). Большое значение приобретает точная формулировка вопросов.
Методика исследования
Для нашего исследования основополагающими являются следующие положения:
Лингвистические представления о грамматическом строе языка (Е. А. Земская). Словообразование и словоизменение устанавливают нормы изменения слов и способы их соединения. Кроме того, она определяет конструктивные словообразовательные модели языка.
Современные научные данные о процессе развития словообразования и словоизменения в онтогенезе (А. Н. Гвоздев и др.). Каждый из этапов усвоения языка характеризуется тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемых ребенком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет все большие и большие дробные элементы и единицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером. Ребенок усваивает родной язык как систему.
Методика исследования навыков словоизменения и словообразования рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.
Речевой материал подобран с учётом программы детского сада [Л. Н Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик и др, 2007. – 128 с. ]
Диагностика уровня сформированности грамматического строя речи проводилась по методикам Т. И Гризик, Л. Е. Тимощук [Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М. : Просвещение, 2004. – 221 с. ].
Детям предлагается пять игровых заданий, объединенных общим сказочным сюжетом и героем. Все полученные данные заносятся в таблицу. Неправильные ответы фиксируются.
Проводя обследование грамматического строя речи ребёнка, педагог проверяет, умеет ли он:
— образовывать существительные множественного числа;
— образовывать существительные множественного числа в родительном падеже;
— образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
— употреблять предлоги (у, в, под, с, из, к, за, на);
— согласовывать существительные с прилагательными.
Состояние грамматического строя речи
Вид задания Высокий уровень выполнения (кол-во человек, %) Средний уровень выполнения (количество человек, %) Уровень выполнения ниже среднего (кол-во человек, %)
1. Множественное число существительных
2. Употребление имен существ. в родительн. падеже множественного числа
3. Уменьшительно- ласкательная форма существительных
4. Употребление предлогов
5. Согласование существительных с прилагательными
Задание 1. Один — много
Образовывать существительные множественного числа.
Педагог показывает карточку ребенку, на которой нарисованы две картинки (парные картинки): — один предмет; — много предметов.
Ребенок закрывает часть картинок, согнув лист по пунктирной линии. Называет предметы в единственном числе. Затем открывает закрытые картинки и называет предметы во множественном числе:
Педагог просит назвать, что здесь нарисовано:
Дерево – деревья, конфета – конфеты шар – шары, стол — столы
Гриб – грибы, машина – машины, цветок – цветы.
Задание 2. Чего не стало?
Образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.
Ребенок рассматривает пары предметов на рисунке. Называет предметы: Мыши, жуки, чашки, мячи, медведи, машины, яблоки. Педагог просит запомнить предметы. Ребенок закрывает картинки, согнув лист по пунктирной линии. Затем отвечает на вопрос: чего не стало? (Не стало: мышей, жуков, чашек)
(Не стало: мячей, медведей, машин, яблок.)
Задание 3. Маленькие предметы
Образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных.
Педагог использует парные картинки на рисунке. Один предмет в паре изображен большим, другой – маленьким.
Предлагая задание детям, воспитатель может дать образец. Например: елка – елочка. Далее предметы называет ребенок:
Лопата – лопаточка, цветок – цветочек, ложка – ложечка, ключ – ключик, дом – домик, шапка – шапочка, мяч – мячик.
Задание 4. Бывает – не бывает.
Понимание и употребление предлогов.
Ребенок работает с сюжетной картинкой. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать, где спрятались друзья гномика. При выполнении задания воспитатель может помочь ребенку, предлагая закончить предложения. Например:
Где летает бабочка?
Бабочка летает … (над цветком).
Где сидит птица?
Птица сидит … (на ветке).
Куда спряталась белка?
Белка спряталась … (в дупло).
Где лежит ежик?
Ежик лежит … (под кустом).
Куда скачет кузнечик?
Кузнечик скачет … (к грибу).
Куда спрятался заяц?
Заяц спрятался … (за пень).
Откуда выглядывает мышонок?
Мышонок выглядывает … (из норки).
С кем в траве прячется жук?
В траве прячется жук … (с божьей коровкой).
Воспитатель может задать вопрос ребенку вопросы: где летает бабочка? Где сидит птица? Куда спряталась белка? Где лежит ежик? Куда скачет кузнечик? Куда спрятался заяц? Откуда выглядывает мышонок? С кем в траве прячется жук? Ребенок дает полный ответ.
Задание 5. Что какого цвета?
Согласовывать существительные с прилагательными.
Перед выполнением задания воспитатель вырезает: большой разноцветный квадрат (двусторонний, предметы по пунктирной линии.
Получаются своеобразные «окошечки». Ребенок работает с картинками. Педагог предлагает определить по вырезанному контуру предметы и назвать их. Перед выполнением задания воспитатель может дать образец (подложив под страницу белый лист бумаги): белая груша, белый бант, белое платье, белые варежки. Затем ребенок подкладывает под рисунки лист с квадратиками красного, синего, зеленого и желтого цветов.
Воспитатель спрашивает: что какого цвета? Ответ ребенка представляет словосочетание, состоящее из существительного и прилагательного, согласованных в роде и числе. Например: красная груша или груша красная; синий бант или бант синий; зеленые варежки или варежки зеленые; желтое платье или платье желтое [Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук 2005]. [Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук 2007].
Оценка результатов:
3 балла — за точный и правильный ответ;
2 балла — допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (правильный ответ после стимулирующей помощи);
1 балла — если не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (форма образована неверно).
Сформированность грамматических конструкций
Высокий уровень — 3 балла
Средний уровень — 2балла
Уровень ниже среднего — 1 балл
Высокий уровень.
Самостоятельно и правильно образуют формы: существительные множественного числа, существительные множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Понимают и правильно употребляют предлоги (у, в, под, с, из, к, за, на, согласуют существительные с прилагательными.
Средний уровень.
Допускают незначительные ошибки при образовании существительных множественного числа в именительном падеже, существительных множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные формы существительных, при согласовании существительных с прилагательными. Понимают предлоги с пространственным значением (у, в, под, с, из, к, за, на, но затрудняется в их самостоятельном использовании (допускает 1-2 ошибки). Исправляют ошибки по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (правильный ответ после стимулирующей помощи).
Уровень ниже среднего.
Дети не могут самостоятельно образовать формы слов: существительные множественного числа, существительные множественного числа в родительном падеже, существительные с прилагательными, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Не всегда понимают и затрудняются в правильном использовании предлогов пространственного значения (допускают более 3 ошибок). Не понимают вопросы взрослого: просто повторяют за ним слова, демонстрируя непонимание задания.
Источник
Юлия Лопаткина
Обследование грамматического строя речи
ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НАПРАВЛЕННОГО НА ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ.
Адекватная оценка речевого развития обследуемого ребенка обязательно включает в себя не только то, что они не знают, не умеют, но и то, что они знают, умеют, а также то, что лежит в ближайшей зоне их речевого развития.
Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня развития грамматического строя речи, поэтому задания не предусматривают оказания помощи. Исключение составляют пробы, в которых помощь как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь (Неверно, подумай еще) нередко приводит к актуализации правильной формы слова.
Для обследования грамматического строя речи детей использовались методики,предложенные: Т. Н. Волковской, Т. А. Фотековой.
Обследование грамматического строя речи
1. Обследованиенавыка составления предложения:
Инструкция: я буду называть слова,а ты постарайся составить из них предложение:
• Мальчик, открывать, дверь.
• Девочка, читать, книжка
• Доктор, лечить, дети
• Рисовать, карандаш, девочка
• В, сад, расти, вишня
• Сидеть, синичка, на, ветке
• Груша, бабушка, внучка давать
• Витя, косить, трава, кролики, для
• Миша, дать, собака, большая, кость
• Петя, купить, шар, красный, мама
Оценка: 3 балла – предложение составлено верно; 2 балла – нарушен порядок слов; 1 балл – наблюдаются попуски, привнесения или внесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности.
Инструкция: вставь,пропущенное предлоги в предложение:
• Почки распустились…деревьях.
• Птенец выпал…гнезда.
• Лампа висит…столом.
• Лена наливает чай… чашки
• Лодка плывет… озеру
• Чайка летит … водой
• Деревья шумят… ветра
• Последние листья падают… березы
• Щенок спрятался… крыльцом
• Пес сидит… конуре
В связи с трудностью этого задания целесообразно использовать 2 вида помощи: 1 – стимулирующий (наверное, подумай еще) и 2 – в виде вопроса к полученному предлогу (распустились на чем)
Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – правельный ответ после стимулирующей помощи; 1балл – правильный ответ после второго вида помощи.
Инструкция: исправь ошибку
• Собака вышла в будку.
• По морю плывут корабли.
• Дом нарисован мальчик.
• Девочка гладит утюгом
• Мальчик умывается лицо
• Собака вышла в будку
• Березки склонились от ветра
• Солнце освещается землей
• У Нины большая яблоко
• Хорошо спится медведь под снегом
• Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка: 3 балла – выявление и исправление ошибки; 2 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов); 1 балл – шибка выявлена, но не исправлена.
2. Обследованиепадежных форм существительных:
Инструкция:посмотри на картинку и ответь:
• Кто это?
• Что это?
• Без чего машина?
• Кому дает корм девочка?
• Чем девочка ест суп?
• Кого нарисовал мальчик?
• О ком телевизионная передача «В мире животных»?
Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.
3. Образование множественного числа существительных
Инструкция: на этой картинке нарисовано ведро, а на этой?
Ведро — … шишка — … птица — … нож — …
Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.
4. Обследованиеобразования формы родительного падежа существительных во множественном числе:
Инструкция: посмотри, на этой картинке нарисованы деревья, а на этой нет чего?
Деревья — … окна — … карандаши — … колеса — … вишни — … груши — …
Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.
5. Согласование прилагательных с существительными разного рода
Инструкция: ответь на вопрос, что на картинке синее, что здесь синяя, что здесь синий?
6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Инструкция: я буду называть большой предмет, а ты называй маленький предмет ласково.
Шапка — … кукла — … платье — … сапог — … жук — … корабль — …
7. Образование названий детенышей животных
Инструкция: у лисы лисенок, а как называется детеныш кошки?
Кошка — … корова — … белка — … волк — … коза — … овца — …
лев — … медведь — …
8. Образование прилагательных от существительных
Инструкция: ручка из пластмассы, какая ручка?
Матрешка — … стакан — … портфель — … свитер — … конверт — … кольцо — …
9. Образование притяжательных прилагательных
Инструкция: скажи чей на картинки хвост
Лисий, собачий, львиный, павлиный.
Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.
Таким образом каждый ребенок мог получить максимальное количество 33 балла. Нами были выделены следующие уровни развития сформированности грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР IIIуровня: высокий уровень 23-33 балла, средний уровень 12-22 баллов, низкий уровень 0-11 баллов.
Источник
Комплекс диагностических заданий
для обследования
грамматического строя речи
дошкольников
Подготовила
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №21»
Петрушкова Н.С.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Образование однокоренных слов (медведь, медвежонок, медвежий…).
- Образование глаголов с приставками (выбежал, перепрыгнул…).
- Подбор синонимов к существительному.
- Наличие в речи обобщающих понятий ( «Назови одним словом»)
- Образование сложных предложений ребенком самостоятельно (построение сложноподчиненных предложений на основе д/и «Четвертый лишний»)
- Выделение главных членов предложения, определение количества слов в предложении.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Согласование существительных с прилагательным и с числительным (одно желтое яблоко, одного желтого яблока…)
- Образование существительные с чередованием согласных в корне и выпадением гласных (пень – пни, день – дни, ухо – уши…)
- Употребление слов антонимов («Скажи наоборот»).
- Образование уменьшительно ласкательных форм слов.
- Наличие в речи обобщающих понятий ( «Назови одним словом»)
- Образование сложных предложений (вопросно – ответная форма, ребенок договаривает 2 часть предложения и повторяет все полностью)
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже (синий шарф, синяя машина, синее платье, синие платья, нет синих машин…)
- Согласование существительных с числительными
- Употребление существительных в именительном и винительном падежах (вижу кого? что?)
- Употребление несклоняемых существительных в единственном и множественном числе, в именительном и родительном падежах.
- Образование уменьшительно ласкательных форм слов.
- Употребление в речи сложных предложений, составленных из 2 грамматических основ (вопросно – ответная форма).
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Согласование существительных с прилагательным в роде, числе, падеже (синий шарф, синяя машина, синее платье, синие платья, нет синих машин…)
- Употребление существительных с предлогом (в, на, за, под, около)
- Употребление в речи существительных в единственном и множественном числе.
- Употребление в речи существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже.
- Составление простого предложения с ориентировкой на вопросы «кто?», «что?», «что делает?», с введением одного второстепенного члена предложения.
ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАНИЕ № 1
Цель:
Образование однокоренных слов (медведь, медвежий, медвежонок…)
Инструкции:
«Подбери слова, похожие на то, которые я тебе назову» (вода, лес, сад)
ЗАДАНИЕ № 2
Цель:
Образование глаголов с приставками
Материал:
Сюжетные картинки «Мальчик поливает цветы», «Мальчик переливает воду», «Мальчик наливает воду», «Мальчик выливает воду».
Инструкции:
Разложить перед ребенком картинки и спросить: «Посмотри внимательно и скажи, что делает мальчик.»
ЗАДАНИЕ № 3
Цель:
Подбор синонимов к прилагательному
Инструкции:
«Как можно сказать по другому…» (грустный, высокий, холодный)
ЗАДАНИЕ № 4
Цель:
Наличие в речи обобщающих понятий
Материал:
Дидактическая игра «Назови одним словом» или картинки по лексическим темам: «Посуда», «Транспорт», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Продукты питания», «Школьные принадлежности», «Мебель», «Инструменты» и т.д.
Инструкции:
Выкладываем перед ребенком картинки по одной лексической теме: «Назови все эти предметы, одним словом» (предлагает каждому ребенку по 4 набора)
ЗАДАНИЕ № 5
Цель:
Образование сложных предложений ребенком самостоятельно
Материал:
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Инструкции:
«Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний»
ЗАДАНИЕ № 6
Цель:
Выделение главных членов предложения, определение количества слов в предложении
Материал:
Сюжетные картинки «Девочка моет руки», «Дети наряжают елку», «Девочка читает книгу»
Инструкции:
Выложить перед ребенком картинку: «Кто изображен на картинке?» «Что делает девочка?» «Дай полный ответ, что изображено на картинке?»
Повторить за ребенком предложение и спросить: «Сколько слов в этом предложении» (при затруднении выложить наглядную схему из полосок).
ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАНИЕ № 1
Цель:
Употребление слов — антонимов
Материал:
предметные картинки: толстая и тонкая палки, высокое и низкое дерево, широкий и узкий шарф, большая и маленькая шапка
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Что изображено на картинке?»
ЗАДАНИЕ № 2
Цель:
согласование существительных с прилагательными и с числительными.
Материал:
Картинки с изображением 1 желтого лимона, 2 желтых лимонов, 3 желтых лимонов, 4 желтых лимонов, 5 желтых лимонов.
Картинки с изображением 1зеленой груши, 2 зеленых груш, 3 зеленых груш, 4 зеленых груш, 5 зеленых груш.
Картинки с изображением 1красного яблока, 2 красных яблок, 3 красных яблок, 4 красных яблок, 5 красных яблок.
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Давай с тобой посчитаем»
ЗАДАНИЕ № 3
Цель:
Образование существительных с чередованием согласных и выпадением гласных в корне слова
Материал:
Картинки с изображением уха, ушей, пня, пней, цыпленка, цыплят.
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Что это?»
ЗАДАНИЕ № 4
Цель:
Наличие в речи обобщающих понятий
Материал:
Дидактическая игра «Назови одним словом» или картинки по лексическим темам: «Посуда», «Транспорт», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Мебель», «Игрушки», «Обувь» и т.д.
Инструкции:
Выкладываем перед ребенком картинки по одной лексической теме: «Назови все эти предметы, одним словом» (предлагает каждому ребенку по 4 набора)
ЗАДАНИЕ № 5
Цель:
Образование уменьшительно- ласкательных форм слова
Материал:
картинки с изображением большого и маленького яблока, большой и маленькой матрешки, большой и маленькой чашки.
Инструкции:
Показать ребенку картинку с изображением яблок, указывая на большое яблоко спросить: «Что это?», «Как ласково можно назвать маленькое яблоко?»
ЗАДАНИЕ № 6
Цель:
Образование сложных предложений, составленных из 2 грамматических основ
Инструкции:
(вопросно – ответная форма) Ребенок договаривает вторую часть предложе-ния, а затем повторяет его полностью. «Я начну, а ты продолжи».
« Таня обрадовалась…» (потому что…)
«Пошел дождь…» (и…)
ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАНИЕ № 1
Цель:
согласование существительных с прилагательными в роде и падеже.
Материал:
предметные картинки: красный барабан, красная редиска, красное кресло
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?» «Барабан по цвету какой?»
Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Чего нет?», «Какого?»
ЗАДАНИЕ № 2
Цель:
согласование существительных с числительными.
Материал:
объемные морковки – 5 шт., объемные утята – 5шт., картинки с изображение яблока – 5шт.
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Давай с тобой посчитаем. Одна…», «Две…», «Три…» и т.д.
ЗАДАНИЕ № 3
Цель:
употребление существительных в именительном и винительном падежах.
Материал:
картинки с изображением лодки, ведра, петушка.
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?», «Я вижу что? (кого?)»
ЗАДАНИЕ № 4
Цель:
употребление несклоняемых существительных в единственном и множественном числе, в именительном и родительном падежах.
Материал:
картинки с изображением одного пальто, нескольких пальто,
Инструкции:
1. Показать ребенку картинку с изображением одного пальто: «Что это?»
Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Нет чего?»
Показать ребенку картинку с изображением нескольких пальто: «Много
чего?»
2. Показать ребенку чашку с кофе: «Что это?» «В чашке много чего?».
ЗАДАНИЕ № 5
Цель:
Образование уменьшительно ласкательных форм слова
Материал:
картинки с изображением большого и маленького яблока, большой и маленькой матрешки, большой и маленькой чашки.
Инструкции:
Показать ребенку картинку с изображением яблок, указывая на большое яблоко спросить: «Что это?», «Как ласково можно назвать маленькое яблоко?»
ЗАДАНИЕ № 6
Цель:
Образование сложных предложений, составленных из 2 грамматических основ
Инструкции:
(вопросно – ответная форма)
«Я начну, а ты продолжи.» Или «Придумай, что было дальше»
« Таня обрадовалась…» (потому что…)
«Пошел дождь…» (и…)
ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАНИЕ № 1
Цель:
согласование существительных с прилагательными в роде и падеже.
Материал:
предметные картинки: красный карандаш, красная звездочка, красное солнце, красные карандаши
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?» «Барабан по цвету какой?»
Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Чего нет?», «Какого?»
ЗАДАНИЕ № 2
Цель:
Употребление существительных с предлогами «в», «на», «за», «под»
Материал:
Кукольная мебель: стол, стул, шкаф; матрешка
Инструкции:
«Сейчас матрешка будет играть с тобой в прятки, а ты будешь ее искать и говорить мне, куда спряталась матрешка. Закрой глаза (поставить матрешку под стол). Куда спряталась матрешка?»
ЗАДАНИЕ № 3
Цель:
употребление существительных в единственном и множественном числе
Материал:
картинки с изображением одного карандаша, нескольких карандашей, одного яблока, нескольких яблок, одной книг, нескольких книг
Инструкции:
«Что это?»
ЗАДАНИЕ № 4
Цель:
употребление существительных в единственном и множественном числе, в именительном и родительном падежах.
Материал:
картинки с изображением одного карандаша, нескольких карандашей, одного яблока, нескольких яблок, одной книг, нескольких книг
Инструкции:
Показать картинку сначала с одним предметом : «Что это?», перевернуть ее вниз изображением: «Чего нет?»
Затем показать картинку с несколькими предметами: «Что это?», перевернуть ее вниз изображением: «Чего нет?»
ЗАДАНИЕ № 5
Цель:
Составление простого предложения с ориентировкой на вопросы «Кто это?», «Что делает», с введением одного второстепенного члена предложения.
Материал:
Картинка – иллюстрация к сказке «Три медведя»
Инструкции:
Выложить перед ребенком картинку: «Кто это?»
«Что делает девочка?»
«Что изображено на картинке?»
Источник