Общение в развитии личности ребенка родительское собрание 7 класс
Родительское собрание-практикум «Общение родителей с детьми»
(составлено и проведено И.Ю. Смирновой)
Цели:
1) стимулирование полноценного общения родителей с
их детьми;
2) развитие умения родителей видеть себя со стороны;
3) повышение уровня знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.
Участники: родители учащихся 7-го класса, классный руководитель, психолог.
Подготовка.
Учащиеся выполняют следующее задание.
В течение 2— 3 дней они записывают фразы, с которыми к ним обращались родители. Затем все их записки заклеиваются в большой конверт.
На классном часе проводится анкетирование учащихся с целью изучения отношений «ребенок — родитель» с использованием метода незаконченных предложений. Например:
Мои родители….
Я думаю, что мои близкие….
Мне кажется, что наша семья….
Я люблю своих родителей, но…
Большинство известных мне семей…
Моя семья обращается со мной…
Родители выполняют следующее задание. В течение 2— 3 дней они записывают свои слова и фразы, обращенные к детям. Затем эти записки классный руководитель тоже заклеивает в отдельный конверт.
Оформление, оборудование и инвентарь. В классе подготовлены места для работы родителей в группах.
Ход собрания.
I. Вступление классного руководителя.
Сложное социально-экономическое положение в стране, вытекающая отсюда всеобщая нервозность, а иногда и озлобленность приводит к многочисленным конфликтам. В том числе между родителями и детьми.
Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны. Растет стена непонимания, возникают конфликты.
Как следствие — обращение к психологу, к сожалению, уже в момент кризиса, когда налицо развал отношений.
II.Выступление психолога о проблемах взаимоотношений между родителями и детьми.
Сегодня у подростков больше проблем, чем 10—15 лет назад. Мудрые родители должны уделять ребенку максимум внимания. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребенку всего 18 минут. Это ли не парадокс!
Мудрость родителей заключается в том, чтобы сказать себе: «Мой ребенок не виноват в моих жизненных трудностях!» Какие бы времена ни были, какие бы события ни происходили, ребенок — это самая большая ценность. Общение с ним как раз и есть та самая отдушина, та радость, которой так мало в нашей повседневной жизни.
Далее психолог предлагает родителям некоторые размышления по итогам проведенного исследования.
III. Работа родителей с конвертом, содержащим их собственные записки.
Классный руководитель предлагает родителям поразмышлять над тем, как, по каким вопросам, проблемам и в каком тоне происходит их общение с детьми. Для этого из конверта с заранее вложенными в него записками слов и фраз, обращенных родителями к детям, поочередно вынимаются записки. Родители должны определить особенности стиля, тона, цели общения.
Фразы родителей могут отражать следующие аспекты общения:
что надо сделать (указание);
обмен информацией;
обмен эмоциями;
поощрение, психологическая поддержка;
угроза наказания.
В результате работы родители приходят к выводу, что среди фраз, обращенных ими к детям, преобладают фразы, содержащие указания, угрозу наказания и обмен информацией.
Классный руководитель обращает внимание на то, что полноценное общение предполагает равномерное соотношение различных видов общения адекватно ситуации.
IV. Работа родителей с конвертом, содержащим записки
их детей.
Классный руководитель предлагает обратиться к тому, что услышали от своих родителей дети в течение 2—3 дней. Классный руководитель достает из конверта и зачитывает записки детей. При необходимости и наличии у родителей желания высказаться им предоставляется такая возможность.
V. Работа по проектированию оптимальных вариантов
общения родителей с детьми.
Классный руководитель сообщает родителям информацию о том, что полноценное общение предполагает наличие невербальных проявлений. Около 60% информации человек получает невербально. Очень важно, чтобы речевое высказывание сопровождалось соответствующим невербальным подкреплением.
К доске приглашаются 6 желаюших из числа родителей. Каждый из них получает карточку, на которой написано слово, обозначающее одно из эмоциональных состояний человека. Они должны это чувство выразить невербально:
изумление;
тревога;
злость;
радость;
огорчение;
интерес.
Остальным присутствующим предлагается отгадать, какое чувство выражается.
2. С помощью разноцветных карточек присутствующие разбиваются на 4 группы. Каждая из групп через 5 минут должна внести свой вклад в «банк общения», предложив перечень возможных поощрений и наказаний, которые можно использовать в семейной практике.
В результате этой работы после обобщения мнений четырех групп формируется следующий «банк общения»:
Поощрения
Наказания
Похвала (выражение радости и благодарности) Ласка (ласковые слова и прикосновения)
Развлечение (совместные прогулки, дискотека…) Восхищение (публичное) Лестное сравнение с почитаемым авторитетом Проявление уважения (общение «взрослый — взрослый»)
Лишение удовольствий, привилегий
Запрет на приятную деятельность
Смена дружеского тона на строгий
Наряд «вне очереди»
VI. Подведение итогов собрания-практикума классным руководителем и принятие решения.
Итак, на сегодняшнем собрании мы задумались о необходимости полноценного общения родителей с детьми, ответственного подхода к воспитанию. Воспитательные действия, общение должны быть наполнены любовью, тогда они б>дут результативными. Залогом воспитательного успеха будут также знания, основанные на бесконечной родительской любви, заботе о ребенке, о его настоящем и будущем. Давайте же учиться быть хорошими родителями.
Решение родительского собрания.
1. Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми, найти совместные увлечения.
2. Обратить внимание родителей на стиль общения с ребенком и невербальные (неречевые) проявления чувств по отношению к нему.
3. Напомнить о многообразии возможных форм поощрения ребенка, а также о недопустимости телесных наказ ний.
Литература
Вучков Ю. Искусство жить М , 1989.
Диалоги о воспитании / Под ред. В.Н. Столетова. М., 1985.
Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982.
Источник
Роль родительско-детских отношений в воспитании ребенка.
1 слайд. В современном мире существует много проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Родители- первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.
2 слайд Воспитание детей — это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям.
Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями.
Семья становится главным социальным фактором, влияющим на становление личности.
3 слайд Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности ребенка в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка — все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.
Внутренней движущей силой развития личности является удовлетворение ведущих социальных потребностей . К ним относятся: 4 слайд
1.Потребность в эмоционально положительных контактах, в любви и доброжелательном отношении, что создаёт ребёнку чувство защищённости и ощущение ценности своей личности, стремление к самореализации.
2.Потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства и побуждает ребёнка к активному, положительно направленному выражению своих чувств к миру.
4.Потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и познавательной активности ребёнка.
5. Потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребёнка со взрослыми и детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничества, способность к самовыражению во взаимодействии с окружающими людьми и регулированию своих чувств в процессе коммуникации.
5 слайд Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.
6 слайд Условия успешности семейного воспитания.
1. Собственный стиль поведения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей.
2. В семье должно быть единство требований всех членов семьи. Отсутствие единых требований приводит к «раздвоению личности», к выработке приспособленческих навыков.
4. Наличие авторитета родителей. Духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, должно быть основано на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.
5. Разумность родительской любви. Чрезмерная родительская любовь характеризуется, прежде всего, не повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интереса к его делам, а бездумным выполнением всех его желаний и прихотей.
У него может возникнуть тенденция к господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов.
6. Традиции в семье. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи.
7 слайд Мировая практика показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. В любых самых сложных и острых педагогических ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства ребенка, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными.
8 слайд В нашей школе регулярно проводятся разнообразные соревнования, конкурсы, семейные праздники, вечера где родители и дети могут не только проявить свои творческие, интеллектуальные способности, но и просто порадоваться успехам друг друга, почувствовать поддержку близких. Уже традиционными стали праздники «День матери», «Умники и умницы», «Папа, мама, я спортивная семья». В моем 6 А классе, я где я являюсь классным руководителем, есть прекрасная дружная семья Шаймардановых, которая не раз принимала участие в спортивных семейных праздниках, а в прошлом году они стали чемпионами города в конкурсе «Папа, мама, я спортивная семья».
9 слайд Общая радость, совместный труд, заботливость, живая связь с детьми очень развивают чувство семьи. Это и есть микросреда развития ребенка, что дает ему душевный комфорт. Это те составляющие, без которых нет условий для развития полноценного человека.
Таким образом, можно сделать вывод, то семья – это первая школа общения ребенка. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности.
Источник
Елена Рябова
Родительское собрание на тему: «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»
Родительское собрание на тему в средней группе на тему:«Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»
Форма проведения: круглый стол
Дата: 18.02.2014г.
Цель: Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по данной теме.
Задачи:
рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания;
помочь родителям в выборе методов и средств воспитания детей;
способствовать формированию культуры общения родителей и детей.
помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.
Предварительная работа:
Анкетирование родителей, обработка результатов анкет, подготовка памяток для родителей.
Повестка дня:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово воспитателя.
3. Вопросы для обсуждения.
Правила общения.
Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.
4. Памятка для родителей.
5. Подведение итогов.
Приложение № 1
Ход собрания.
«Характер и нравственное поведение ребёнка –
это слепок с характера родителей, он развивается
в ответ на их характер и их поведение»
Эрих Фромм
1. Организационный момент:
Здравствуйте, уважаемые родители! Прежде чем я объявлю тему нашего родительского собрания, прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача — точно следовать инструкции: — согнуть лист пополам; — еще раз пополам; — оторвать верхний правый угол; — оторвать нижний правый угол. Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось, хотя инструкция звучала для всех одинаково, но узоры у всех различные. Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни. Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не слышат и не понимают. А каково детям?
Итак, тема нашего собрания: «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»
Приложение № 2
2. Вступительное слово воспитателя.
Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге – везде. Являясь органичной частью жизни человека, общение как самое большое из всех удовольствий и самый чудесный дар способно сделать жизнь человека прекрасной, наполненной. Однако в равной степени при его отсутствии жизнь человека превращается в нечто бесценное, неполноценное.
Именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших её свойств, нравственной позиции, мировоззрения.
В младшем возрасте закладывается установка на то, как ребенок будет реагировать в различных ситуациях. Дефицит общения отрицательно сказывается на развитии ребенка — социальная инфантильность личности, ее интересов, неспособность гибко сочетать свою активность с активностью других людей.
Мы провели анкетирование по теме «Ребенок и социум», предлагаю вам ознакомиться с результатами.
(родители высказывают свое мнение в устной форме)
Данная статистика говорит сама за себя. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.
Приложение № 3
Вопросы для обсуждения.
1. Правила общения (практические примеры).
Задание № 1.
Прошу выйти 2 человек. Один-родитель, другой — ребенок. «родитель» встает на стул, а «ребенок» подняв лицо вытягивает руки, пытаясь дотянутся. Удобно ли вам? Исправьте ситуацию. Встают рядом.
1 причина, мешающая общению — это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и душевное тепло исчезает.
Задание № 2.
У женщины на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок порвал штанишки, сломал новую игрушку.
Какой будет ваша реакция? (родители высказываются)
Воспитатель: итак, 2 причина, которая мешает нам — мы не учитываем наше душевное состояние, за проблемами в такой момент может не найтись места доброму слову.
Задание № 3.
Представьте, что ваш ребенок, придя из сада, заявляет «Не хочу ходить в детский сад, пойду в школу» Как вы поступите? (родители высказываются, вместе обсуждают разные варианты поведения) Воспитатель: 3 причина непонимания ребенка – разный жизненный опыт. В этом мире ребенок как иностранец и ему нужен опытный гид.
2. Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.
Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта.
Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями.
Признание ребенка — это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей — это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей.
Иногда в беседе с родителями узнаешь о том, что они не знают увлечений собственного ребенка, не слышали о тех успехах и достижениях, которые у него есть. Почему дети не говорят об этом своим родителям? Потому что зачастую они просто не верят в то, что родители будут искренни в выражении признательности собственному ребенку. Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться успеха и будет стараться доказать, что его достижения и успехи возникли не на пустом месте, они не единичны.
Эти факты красноречиво свидетельствуют том, что многие взрослые, ставшие родителями, в свои семьи привнесли тот опыт общения своими детьми, который был заложен в их семьях и стал для них традиционным. Иногда родители просто стесняются говорить детям о своей любви.
Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета, родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми.
Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах своих детей, — это отсутствие боязни критики со стороны своих детей.
Разбор различных житейских ситуаций
— А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем проблемные ситуации. Каждая группа родителей вытягивает ситуацию. Минуты две вы ее обсуждаете в группе, а затем зачитываете и предлагаете свои варианты ее решения.
Ситуации для обсуждения.
Родители делятся на группы для обсуждения различных ситуаций, которые напечатаны на карточках. Сначала обсуждение идет в группе, а затем – коллективное рассматривание ситуации и обсуждение.
Ситуация № 1
В вашей семье существует определенное распределение обязанностей по дому. Однажды вы обнаруживаете, что игрушки не убраны и в комнате беспорядок. На ваше напоминание ребенок сказал: «Почему всегда я?»
Ситуация №2
Ваш ребенок приходит с улицы и жалуется «Не пойду больше гулять! Меня все обижают, и со мной никто не дружит!»
Ситуация № 3.
В доме 1 телевизор. Мама хочет смотреть концерт. Папа – футбол по другой программе. Сын мечтает посмотреть мультфильм по третьей программе. Что делать?
Увы, мы, родители чаще нетерпеливы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Наше раздражение,выяснение отношений, обиды — все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Сегодня мы вместе пытались учиться избегать таких ситуаций. Ещё раз обращаю ваше внимание на тему собрания «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка». Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок:
Времени у вас 3 минуты.
ЕСЛИ:
1. ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);
3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);
4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);
5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);
6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);
7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);
8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);
Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, быть справедливым, понимать других.
5. Подведение итогов.
Почаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите, отдыхайте душой, думайте. Надо чаще говорить ребенку о вашей вере в него, вашей любви. Я благодарю вас за работу. Есть ли у вас вопросы? В качестве решения собрания каждая семья получает «Памятки для родителей». Пусть они помогают вам в трудные минуты непонимания и отчаяния.
Всем родителям раздаются памятки для анализа.
Приложение №4
Памятка для родителей.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
35 способов сказать ребенку я тебя люблю:
1. Молодец!
2. Хорошо!
3. Гораздо лучше, чем я ожидал.
4. Лучше, чем все, кого я знаю.
5. Великолепно!
6. Прекрасно!
7. Именно этого мы давно ждали.
8. Это трогает меня до глубины души.
9. Ты сегодня много сделал.
10. Отлично!
11. Уже лучше.
12. Еще лучше, чем я мог подумать.
13. Прекрасное начало.
14. Ты — просто чудо.
15. Ты на верном пути.
16. Здорово!
17. Ты в этом разобрался.
18. Ты ловко это делаешь.
19. Это как раз то, что нужно.
20. Поздравляю.
21. Я тобой горжусь.
22. Я просто счастлив.
23. Мне очень важна твоя помощь.
24. Работать с тобой — просто радость.
25. Ты мне необходим.
26. для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.
27. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится.
28. С каждым днем у тебя получается все лучше.
29. Для меня нет никого, красивее тебя.
30. Научи меня делать так же.
31. Тут мне без тебя не обойтись.
32. Я знал, что тебе это по силам.
33. Ты мне нужен именно такой, какой есть.
34. Никто мне не может заменить тебя.
35. Я горжусь тем, что тебе это удалось.
Источник