Общение в развитии личности ребенка родительское собрание 7 класс

Общение в развитии личности ребенка родительское собрание 7 класс thumbnail

Родительское собрание-практикум «Общение родителей с детьми»

(составлено и проведено И.Ю. Смирновой)

Цели:

1) стимулирование полноценного общения родителей с
их детьми;

2) развитие умения родителей видеть себя со стороны;

3) повышение уровня знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.

Участники: родители учащихся 7-го класса, классный руководитель, психолог.

Подготовка.

Учащиеся выполняют следующее задание.

  • В течение 2— 3 дней они записывают фразы, с которыми к ним обращались родители. Затем все их записки заклеиваются в большой конверт.

  • На классном часе проводится анкетирование учащихся с целью изучения отношений «ребенок — родитель» с использованием метода незаконченных предложений. Например:

Мои родители….

Я думаю, что мои близкие….

Мне кажется, что наша семья….

Я люблю своих родителей, но…

Большинство известных мне семей…

Моя семья обращается со мной…

  • Родители выполняют следующее задание. В течение 2— 3 дней они записывают свои слова и фразы, обращенные к детям. Затем эти записки классный руководитель тоже заклеивает в отдельный конверт.

Оформление, оборудование и инвентарь. В классе подготовлены места для работы родителей в группах.

Ход собрания.

I. Вступление классного руководителя.

Сложное социально-экономическое положение в стране, вытекающая отсюда всеобщая нервозность, а иногда и озлобленность приводит к многочисленным конфликтам. В том числе между родителями и детьми.

Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны. Растет стена непонимания, возникают конфликты.

Как следствие — обращение к психологу, к сожалению, уже в момент кризиса, когда налицо развал отношений.

II.Выступление психолога о проблемах взаимоотношений между родителями и детьми.

Сегодня у подростков больше проблем, чем 10—15 лет назад. Мудрые родители должны уделять ребенку максимум внимания. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребенку всего 18 минут. Это ли не парадокс!

Мудрость родителей заключается в том, чтобы сказать себе: «Мой ребенок не виноват в моих жизненных трудностях!» Какие бы времена ни были, какие бы события ни происходили, ребенок — это самая большая ценность. Общение с ним как раз и есть та самая отдушина, та радость, которой так мало в нашей повседневной жизни.

Далее психолог предлагает родителям некоторые размышления по итогам проведенного исследования.

III. Работа родителей с конвертом, содержащим их собственные записки.

Классный руководитель предлагает родителям поразмышлять над тем, как, по каким вопросам, проблемам и в каком тоне происходит их общение с детьми. Для этого из конверта с заранее вложенными в него записками слов и фраз, обращенных родителями к детям, поочередно вынимаются записки. Родители должны определить особенности стиля, тона, цели общения.

Фразы родителей могут отражать следующие аспекты общения:

  • что надо сделать (указание);

  • обмен информацией;

  • обмен эмоциями;

  • поощрение, психологическая поддержка;

  • угроза наказания.

В результате работы родители приходят к выводу, что среди фраз, обращенных ими к детям, преобладают фразы, содержащие указания, угрозу наказания и обмен информацией.

Классный руководитель обращает внимание на то, что полноценное общение предполагает равномерное соотношение различных видов общения адекватно ситуации.

IV. Работа родителей с конвертом, содержащим записки
их детей.

Классный руководитель предлагает обратиться к тому, что услышали от своих родителей дети в течение 2—3 дней. Классный руководитель достает из конверта и зачитывает записки детей. При необходимости и наличии у родителей желания высказаться им предоставляется такая возможность.

V. Работа по проектированию оптимальных вариантов
общения родителей с детьми.

Классный руководитель сообщает родителям информацию о том, что полноценное общение предполагает наличие невербальных проявлений. Около 60% информации человек получает невербально. Очень важно, чтобы речевое высказывание сопровождалось соответствующим невербальным подкреплением.

К доске приглашаются 6 желаюших из числа родителей. Каждый из них получает карточку, на которой написано слово, обозначающее одно из эмоциональных состояний человека. Они должны это чувство выразить невербально:

  • изумление;

  • тревога;

  • злость;

  • радость;

  • огорчение;

  • интерес.

Остальным присутствующим предлагается отгадать, какое чувство выражается.

2. С помощью разноцветных карточек присутствующие разбиваются на 4 группы. Каждая из групп через 5 минут должна внести свой вклад в «банк общения», предложив перечень возможных поощрений и наказаний, которые можно использовать в семейной практике.

В результате этой работы после обобщения мнений четырех групп формируется следующий «банк общения»:

Поощрения

Наказания

Похвала (выражение радости и благодарности) Ласка (ласковые слова и прикосновения)

Развлечение (совместные прогулки, дискотека…) Восхищение (публичное) Лестное сравнение с почитаемым авторитетом Проявление уважения (общение «взрослый — взрослый»)

Лишение удовольствий, привилегий

Запрет на приятную деятельность

Смена дружеского тона на строгий

Наряд «вне очереди»

VI. Подведение итогов собрания-практикума классным руководителем и принятие решения.

Итак, на сегодняшнем собрании мы задумались о необходимости полноценного общения родителей с детьми, ответственного подхода к воспитанию. Воспитательные действия, общение должны быть наполнены любовью, тогда они б>дут результативными. Залогом воспитательного успеха будут также знания, основанные на бесконечной родительской любви, заботе о ребенке, о его настоящем и будущем. Давайте же учиться быть хорошими родителями.

Решение родительского собрания.

1. Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми, найти совместные увлечения.

2. Обратить внимание родителей на стиль общения с ребенком и невербальные (неречевые) проявления чувств по отношению к нему.

3. Напомнить о многообразии возможных форм поощрения ребенка, а также о недопустимости телесных наказ ний.

Литература

Вучков Ю. Искусство жить М , 1989.

Диалоги о воспитании / Под ред. В.Н. Столетова. М., 1985.

Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982.

Источник

Роль родительско-детских отношений в воспитании ребенка.

1 слайд. В современном мире существует много проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Родители- первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.

2 слайд Воспитание детей — это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям.

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями.

Семья становится главным социальным фактором, влияющим на становление личности.

3 слайд Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности ребенка в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка — все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.

Внутренней движущей силой развития личности является удовлетворение ведущих социальных потребностей . К ним относятся: 4 слайд

1.Потребность в эмоционально положительных контактах, в любви и доброжелательном отношении, что создаёт ребёнку чувство защищённости и ощущение ценности своей личности, стремление к самореализации.

2.Потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства и побуждает ребёнка к активному, положительно направленному выражению своих чувств к миру.

4.Потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и познавательной активности ребёнка.

5. Потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребёнка со взрослыми и  детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничества, способность к самовыражению во взаимодействии с окружающими людьми и регулированию своих чувств в процессе коммуникации.

5 слайд Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

6 слайд Условия успешности семейного воспитания.

1. Собственный стиль поведения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей.

2. В семье должно быть единство требований всех членов семьи. Отсутствие единых требований приводит к «раздвоению личности», к выработке приспособленческих навыков.

4. Наличие авторитета родителей. Духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, должно быть основано на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.

5. Разумность родительской любви. Чрезмерная родительская любовь характеризуется, прежде всего, не повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интереса к его делам, а бездумным выполнением всех его желаний и прихотей.

У него может возникнуть тенденция к господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов.

6. Традиции в семье. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи.

7 слайд Мировая практика показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. В любых самых сложных и острых педагогических ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства ребенка, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными.

8 слайд В нашей школе регулярно проводятся разнообразные соревнования, конкурсы, семейные праздники, вечера где родители и дети могут не только проявить свои творческие, интеллектуальные способности,  но и просто порадоваться успехам друг друга, почувствовать поддержку близких. Уже традиционными стали праздники «День матери», «Умники и умницы», «Папа, мама, я спортивная семья». В моем 6 А классе, я где я являюсь классным руководителем, есть прекрасная дружная семья Шаймардановых, которая не раз принимала участие в спортивных семейных праздниках, а в прошлом году они стали чемпионами города в конкурсе «Папа, мама, я спортивная семья».

9 слайд Общая радость, совместный труд, заботливость, живая связь с детьми очень развивают чувство семьи. Это и есть микросреда  развития ребенка, что дает ему душевный комфорт. Это те составляющие, без которых нет условий для развития полноценного человека.

Таким образом, можно сделать вывод, то семья – это первая школа общения ребенка. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности.

Источник

Елена Рябова
Родительское собрание на тему: «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»

Родительское собрание на тему в средней группе на тему:

«Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»

Форма проведения: круглый стол

Дата: 18.02.2014г.

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по данной теме.

Задачи:

рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания;

помочь родителям в выборе методов и средств воспитания детей;

способствовать формированию культуры общения родителей и детей.

помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.

Предварительная работа:

Анкетирование родителей, обработка результатов анкет, подготовка памяток для родителей.

Повестка дня:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово воспитателя.

3. Вопросы для обсуждения.

Правила общения.

Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

4. Памятка для родителей.

5. Подведение итогов.

Приложение № 1

Ход собрания.

«Характер и нравственное поведение ребёнка –

это слепок с характера родителей, он развивается

в ответ на их характер и их поведение»

Эрих Фромм

1. Организационный момент:

Здравствуйте, уважаемые родители! Прежде чем я объявлю тему нашего родительского собрания, прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача — точно следовать инструкции: — согнуть лист пополам; — еще раз пополам; — оторвать верхний правый угол; — оторвать нижний правый угол. Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось, хотя инструкция звучала для всех одинаково, но узоры у всех различные. Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни. Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не слышат и не понимают. А каково детям?

Итак, тема нашего собрания: «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»

Приложение № 2

2. Вступительное слово воспитателя.

Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге – везде. Являясь органичной частью жизни человека, общение как самое большое из всех удовольствий и самый чудесный дар способно сделать жизнь человека прекрасной, наполненной. Однако в равной степени при его отсутствии жизнь человека превращается в нечто бесценное, неполноценное.

Именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших её свойств, нравственной позиции, мировоззрения.

В младшем возрасте закладывается установка на то, как ребенок будет реагировать в различных ситуациях. Дефицит общения отрицательно сказывается на развитии ребенка — социальная инфантильность личности, ее интересов, неспособность гибко сочетать свою активность с активностью других людей.

Мы провели анкетирование по теме «Ребенок и социум», предлагаю вам ознакомиться с результатами.

(родители высказывают свое мнение в устной форме)

Данная статистика говорит сама за себя. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.

Приложение № 3

Вопросы для обсуждения.

1. Правила общения (практические примеры).

Задание № 1.

Прошу выйти 2 человек. Один-родитель, другой — ребенок. «родитель» встает на стул, а «ребенок» подняв лицо вытягивает руки, пытаясь дотянутся. Удобно ли вам? Исправьте ситуацию. Встают рядом.

1 причина, мешающая общению — это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и душевное тепло исчезает.

Задание № 2.

У женщины на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок порвал штанишки, сломал новую игрушку.

Какой будет ваша реакция? (родители высказываются)

Воспитатель: итак, 2 причина, которая мешает нам — мы не учитываем наше душевное состояние, за проблемами в такой момент может не найтись места доброму слову.

Задание № 3.

Представьте, что ваш ребенок, придя из сада, заявляет «Не хочу ходить в детский сад, пойду в школу» Как вы поступите? (родители высказываются, вместе обсуждают разные варианты поведения) Воспитатель: 3 причина непонимания ребенка – разный жизненный опыт. В этом мире ребенок как иностранец и ему нужен опытный гид.

2. Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта.

Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями.

Признание ребенка — это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей — это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей.

Иногда в беседе с родителями узнаешь о том, что они не знают увлечений собственного ребенка, не слышали о тех успехах и достижениях, которые у него есть. Почему дети не говорят об этом своим родителям? Потому что зачастую они просто не верят в то, что родители будут искренни в выражении признательности собственному ребенку. Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться успеха и будет стараться доказать, что его достижения и успехи возникли не на пустом месте, они не единичны.

Эти факты красноречиво свидетельствуют том, что многие взрослые, ставшие родителями, в свои семьи привнесли тот опыт общения своими детьми, который был заложен в их семьях и стал для них традиционным. Иногда родители просто стесняются говорить детям о своей любви.

Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета, родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми.

Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах своих детей, — это отсутствие боязни критики со стороны своих детей.

Разбор различных житейских ситуаций

— А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем проблемные ситуации. Каждая группа родителей вытягивает ситуацию. Минуты две вы ее обсуждаете в группе, а затем зачитываете и предлагаете свои варианты ее решения.

Ситуации для обсуждения.

Родители делятся на группы для обсуждения различных ситуаций, которые напечатаны на карточках. Сначала обсуждение идет в группе, а затем – коллективное рассматривание ситуации и обсуждение.

Ситуация № 1

В вашей семье существует определенное распределение обязанностей по дому. Однажды вы обнаруживаете, что игрушки не убраны и в комнате беспорядок. На ваше напоминание ребенок сказал: «Почему всегда я?»

Ситуация №2

Ваш ребенок приходит с улицы и жалуется «Не пойду больше гулять! Меня все обижают, и со мной никто не дружит!»

Ситуация № 3.

В доме 1 телевизор. Мама хочет смотреть концерт. Папа – футбол по другой программе. Сын мечтает посмотреть мультфильм по третьей программе. Что делать?

Увы, мы, родители чаще нетерпеливы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Наше раздражение,выяснение отношений, обиды — все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Сегодня мы вместе пытались учиться избегать таких ситуаций. Ещё раз обращаю ваше внимание на тему собрания «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка». Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок:

Времени у вас 3 минуты.

ЕСЛИ:

1. ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);

2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);

3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);

4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);

5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);

6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);

7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);

8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);

Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, быть справедливым, понимать других.

5. Подведение итогов.

Почаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите, отдыхайте душой, думайте. Надо чаще говорить ребенку о вашей вере в него, вашей любви. Я благодарю вас за работу. Есть ли у вас вопросы? В качестве решения собрания каждая семья получает «Памятки для родителей». Пусть они помогают вам в трудные минуты непонимания и отчаяния.

Всем родителям раздаются памятки для анализа.

Приложение №4

Памятка для родителей.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

35 способов сказать ребенку я тебя люблю:

1. Молодец!

2. Хорошо!

3. Гораздо лучше, чем я ожидал.

4. Лучше, чем все, кого я знаю.

5. Великолепно!

6. Прекрасно!

7. Именно этого мы давно ждали.

8. Это трогает меня до глубины души.

9. Ты сегодня много сделал.

10. Отлично!

11. Уже лучше.

12. Еще лучше, чем я мог подумать.

13. Прекрасное начало.

14. Ты — просто чудо.

15. Ты на верном пути.

16. Здорово!

17. Ты в этом разобрался.

18. Ты ловко это делаешь.

19. Это как раз то, что нужно.

20. Поздравляю.

21. Я тобой горжусь.

22. Я просто счастлив.

23. Мне очень важна твоя помощь.

24. Работать с тобой — просто радость.

25. Ты мне необходим.

26. для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.

27. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится.

28. С каждым днем у тебя получается все лучше.

29. Для меня нет никого, красивее тебя.

30. Научи меня делать так же.

31. Тут мне без тебя не обойтись.

32. Я знал, что тебе это по силам.

33. Ты мне нужен именно такой, какой есть.

34. Никто мне не может заменить тебя.

35. Я горжусь тем, что тебе это удалось.

Источник