Общение родителей и детей как условие развития ребенка
Родительское собрание на тему
«Общение родителей и детей как условие успеха воспитания».
(подготовлено для родителей учеников 5 класса, подходит также для остальных ступеней обучения).
Цели: выявить признаки успешного общения, помочь родителям в развитии навыков общения.
Задачи:
- Оценить значимость процесса общения и выявить его особенности при взаимодействии с детьми.
- Выявить противоречия и проблемы общения взрослых и детей, значимые для родителей данного класса.
- Помочь родителям в развитии навыков общения с детьми для использования их в практике семейного воспитания.
Этапы подготовки.
- Подбор вопросов и значимых для участников ситуаций по теме родительского собрания.
- Подготовка текстов анкет для родителей и учащихся и аналитической информации по результатам анкетирования.
- Подготовка методических материалов для родителей с практическими советами и рекомендациями.
Приглашенные: психолог.
Этапы проведения.
Классный руководитель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о теме, которая волнует вас. У многих возникли вопросы, и тема нашего собрания действительно подсказана жизнью. Наши дети взрослеют, утверждают себя, а принятая в семье практика общения, зачастую, догматична и основана на постоянных запретах, иногда даже на подавлении личности ребенка, неуважении к нему.
Мы, взрослые, обременены своими проблемами и, увы, порой не находим времени, чтобы поговорить с сыном или дочерью, вникнуть в то, что важно для них. А потом они уже и сами не подходят к нам; так утрачивается что-то очень ценное в отношениях родителей и детей, теряется доверие и взаимопонимание.
В подростковом возрасте общение детей с родителями и другими взрослыми складывается под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления их прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослым, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной может оказаться ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои возможности и способности, лучше познать себя.
В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но иногда ребенку трудно начать близкое общение. Для освоения новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослых. Простое навязывание требований обычно отвергается. Это — то же самое, что заставлять вас что-то делать, не объяснив даже «зачем это делать?». Таким образом, выявление проблем общения, развитие его навыков очень значимо для родителей и детей.
У каждого из вас на столах листочки(поскольку видов работ будет несколько, можно обозначить цвет листка). Я прошу вас ответить, не указывая фамилии, на один вопрос:
«Что для вас является главной проблемой в общении с вашим ребенком?»
По окончании раздумья и ответов (на что обычно уходит 5-7 минут) листочки собираются в коробку, из которой классный руководитель их попеременно достает и озвучивает.
Классный руководитель: Наиболее типичными являются следующие ответы: «Наши разговоры всегда заканчиваются на повышенных тонах», «Мой ребенок просто не слышит меня», «У нас все хорошо, но мне не нравится сленг, который мой сын использует в речи, я его поправляю, а он обижается»…
Как мы видим, проблем в общении с детьми много. Однако давайте, конкретизируем задачи и начнем с обращения к вопросу: «Как понять собеседника (в нашем случае своего ребенка) в процессе общения?». Я предоставляю слово психологу школы.
Психолог: Понять собеседника помогут, прежде всего, употребляемые им слова. Важно для понимания и выражение лица, интонация, поза, жесты. И, наконец, следует понять, почему ребенок обратился именно к вам. Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях и желаниях. Они первоначально возникают у нас как «я-мысли»: я хочу слушать музыку, я люблю это делать и т.д. Это реальные, ясные и конкретные обращения человека к самому себе.
Однако по разным причинам «я-высказывание» в разговоре превращается в «ты-высказывание», и это становится одним из барьеров общения, потому что «ты-высказывание» уже не является ни простым, ни ясным.
Например, взрослый, говоря ребенку «Перестань играть в компьютер, глаза заболят!» (ты-высказывание), может иметь в виду «Я люблю тебя и не хочу, чтобы у тебя испортилось зрение» (я-высказывание»), а ребенок может услышать «Вечно ты не слушаешься и не можешь о себе сам позаботиться!» Таким образом, сама многозначность «ты-высказывания» дает простор различным толкованиям собеседника. Реакция ребенка, объяснившего наши намерения не так, как мы ожидали, кажется нам не адекватной. Нам уже кажется, что он упрямится, вредничает. Как видите, овладеть умением «я-высказываний» достаточно важно для родителей, это позволяет избежать непонимания, последствия которого могут быть серьезными.
Давайте вместе потренируемся в умении оформлять свои мысли и чувства в форме «я-высказывания». Для этого у каждого из вас на столах небольшие таблицы. В них — две графы – «ты-высказывание» и «я-высказывание». Ваша задача состоит в том, чтобы преобразовать первое во второе.
Например, при получении плохой оценки распространенными являются следующие «ты-высказывания»: «Ты совсем перестал заниматься», «Ты не думаешь о том, как мне будет стыдно за тебя в школе». Для того, чтобы получить «я-высказывание», вам необходимо дать точное определение своего чувства в этой ситуации и указать причину, которая его вызвала: «Последнее время меня беспокоят твои оценки, я недавно смотрела дневник».
Родители заполняют таблицу, время устанавливаете самостоятельно.
«Ты- высказывание» | «Я – высказывание» |
Почему я должна краснеть за тебя в школе? | |
Почему ты играешь на компьютере? Ты уже выучил уроки? | |
Когда ты перестанешь отвлекаться на уроках? | |
Тебе всё равно, что я переживаю из-за твоей учебы. | |
Когда ты, наконец, поймешь, что учишься, прежде всего, для себя? | |
Когда ты перестанешь поздно приходить домой? |
Родители зачитывают свои варианты.
Психолог: Таким образом, «я-высказывание» — условие однозначности и ясности в диалоге. Это ключ к началу разговора, к честному общению и улучшению взаимоотношений с детьми.
Классный руководитель: Люди прибегают к каким-либо коммуникациям 7 из 10 минут свободного от сна времени. В том числе около 10% они тратят на письмо, 16% на чтение, 30% на разговор, а 45% — на слушание. Таким образом, умение слушать, а, главное,- слышать собеседника – одно из основ успеха общения. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно, вникнуть в суть того, что он говорит, обладают не более 10% людей.
Дети, а особенно подростки, очень болезненно реагируют на неумение (или нежелание) родителей выслушать их и понять. Возникает психологический барьер, который побуждает детей искать понимание вне семьи.
В процессе подготовки к собранию мы задали ребятам нашего класса три вопроса по обсуждаемому сейчас предмету:
- Делишься ли ты своими проблемами с родителями?
- Умеют ли твоя мама (папа) терпеливо выслушать тебя и попытаться понять?
- Назови человека (взрослого, сверстника, педагога), с которым тебе нравится общаться больше всего.
Сейчас мы предложим вам некоторые варианты ответов: «Разговаривать с папой невозможно, он сразу начинает кричать», «Мама только иногда спрашивает меня о чем-то помимо моих домашних обязанностей», «Я очень люблю общаться с мамой, мы с ней, как подруги»…
Как видим, уважаемые родители, есть и положительные и отрицательные варианты. Можно все-таки выявить одну проблему – неумение выслушать. А как вы считаете, что является причиной этого неумения?
Высказывания родителей.
Классный руководитель: Предлагаю вам сейчас оценить свое умение слушать (необходимо зачитать родителям вопросы, на которые они отвечают, используя слова со слайда, после чего подсчитать баллы).
Задание для родителей
«Оцените свое умение слушать»
Инструкция: на 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются:
«почти всегда» | — 2 балла |
«в большинстве случаев» | — 4 балла |
«иногда» | — 6 баллов |
«редко» | — 8 баллов |
«почти никогда» | — 10 баллов |
Вопросы:
- Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам?
- Раздражают ли вас манеры вашего собеседника?
- Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?
- Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человеком?
- Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?
- Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
- Меняете ли вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
- Меняете ли вы тему разговора, если он коснулся неприятного для вас?
- Поправляете ли вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?
- Бывает ли у вас снисходительный тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем вы говорите?
Обработка: Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то респондент «выше среднего уровня». Обычно средний балл-55.
Психолог: Предлагаю несколько приемов слушания ребенка, которые, я надеюсь, помогут вам в практике вашего общения с ребенком.
- Дайте возможность ребенку высказаться.
- Сосредоточьтесь на том, что он говорит, не вмешивайтесь в его речь своими замечаниями.
- Воздержитесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения ребенка, ход его мыслей.
- Не отвлекайтесь!
- Поддержите ребенка одобрительным жестом, словами. Это даст ему возможность чувствовать себя уверенно.
- Покажите ребенку, что вы его поняли. Перескажите своими словами его мысли. Это обычно начинается со слов: «По твоему мнению…», «Ты, наверное, расстроен тем, что…»
- Попытайтесь вместе с ним определить, что следует сделать. Лучше, если это будут «пошаговые» действия.
- Обнимите ребенка, прижмите его к себе, потормошите. Это способствует появлению у него чувства защищенности и уверенности в себе.
Классный руководитель: Восточная мудрость гласит: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют». Большое значение для такого понимания имеет наблюдение за выражением лица, интонацией, позой, жестами.
Сейчас я хочу вам предложить мини-анкету только для вас, каждый сам для себя ответит на вопросы, подумает и сделает свои выводы.
«Общение с родителями в лицах», эта анкета, возможно, поможет вам взглянуть на себя со стороны.
Уважаемые папы и мамы!
Внимательно посмотрите на предлагаемые мимические выражения лица и ответьте на следующие вопросы:
- С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
- С каким лицом общается с вами ваш ребенок?
- Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?
Наблюдайте за мимикой своего ребенка, и вы многое сможете понять. Общаясь с другими людьми, человек усваивает знания, накопленные человечеством, его опыт, установившиеся законы и нормы, ценности и способы деятельности. Общаясь с родителями, ребенок, кроме того, получает поддержку в разрешении значимых для него проблем, в конечном итоге, познает мир и адаптируется в нем. Поэтому давайте вместе учиться этому общению. А сейчас мне бы хотелось попросить вас высказаться по итогам нашей встречи: Что сегодня нового было для вас? Что возможно было полезным? С какими трудностями столкнулись? И возможно есть вопросы, которые хотели бы обсудить в другой раз? (Высказывания родителей)
Большое спасибо, что пришли сегодня на наше собрание. А напоследок я хотела бы раздать вам несколько памяток, с которыми вы можете ознакомиться дома, надеюсь, они будут для вас полезны.
Источник
Рейтинг Способы эффективного общения, которые помогут ребенку раскрыться и довериться родителям |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Общение – это передача информации от одного человека к другому. Коммуникация (она же общение) может быть вербальной, например, когда один человек разговаривает с другим, или невербальной, например, когда люди видят нахмуренное лицо мужчины, его мимика сигнализирует им о том, что он сердится. Коммуникация также может быть положительной или отрицательной, эффективной или неэффективной.
Для родителей очень важно иметь возможность открыто и эффективно общаться со своими детьми. Открытая, эффективная коммуникация идет на пользу не только детям, но и каждому члену семьи. А значит, отношения между родителями и их детьми значительно улучшаются. В целом, если коммуникация между родителями и детьми хорошая, то и отношения тоже хорошие. Не стоит забывать, что дети учатся общаться, наблюдая за своими родителями. Если родители общаются открыто и эффективно, есть большая вероятность, что и их дети будут поступать так же. Помните: хорошие коммуникативные навыки способны принести пользу на всю жизнь.
У детей начинают формироваться идеи и представления о себе на основании того, как их родители общаются с ними. Когда родители эффективно общаются со своими детьми, они демонстрируют им уважение. Дети чувствуют, что их слышат и понимают, вследствие чего их самооценка повышается. С другой стороны, неэффективное и отрицательное общение между родителями и детьми может заставить детей поверить в то, что они неважны, их не услышали или не поняли.
У родителей, которые эффективно общаются со своими детьми, дети более ответственные и исполнительные. Они понимают и знают, чего ожидать от своих родителей, и когда узнают о том, что родители ожидают от них самих, становятся более старательными, реализуя эти ожидания. Они также более уверенно чувствуют свою позицию в семье и, таким образом, лучше взаимодействуют с родителями.
Способы позитивного общения с детьми следующие.
Начинайте эффективно общаться с детьми, когда они еще маленькие. Прежде чем родители и их дети смогут начать общаться полноценно, обе стороны этого процесса должны почувствовать себя достаточно комфортно, чтобы сделать шаг навстречу друг к другу. Пока дети совсем маленькие, родителям необходимо приступить к созданию благоприятных условий для открытой, эффективной коммуникации. Родители могут обеспечить их, становясь доступными для своих детей, особенно когда у них возникают какие-то вопросы или они просто хотят поговорить. Кроме того, родители, которые дарят своим детям много любви, понимания и принятия, помогают создать хорошую атмосферу для открытого общения. Дети, которые чувствуют себя любимыми и принятыми своими родителями, имеют больше шансов раскрыться и поделиться с ними своими мыслями, чувствами и проблемами.
Но иногда родителям легче почувствовать принятие своих детей, чем выразить им это на деле. Родителям важно демонстрировать своим детям, что они любят и принимают их. Родители могут сделать это как вербальным (словесным), так и невербальным способом. Вербально они могут просто рассказать своим детям о том, что принимают их такими, какими они есть. При этом важно акцентировать внимание на позитивном восприятии. Например, когда ребенок сам убирает свои игрушки после того, как закончил играть, родители могут сказать о том, что они ценят его: «Я очень ценю, когда ты убираешь игрушки без подсказки». Во время разговора с детьми родителям следует быть осторожными в том, что они говорят и как они это говорят. Все, что родители говорят своим детям, указывает на то, что они чувствуют по отношению к своим детям. Например, если родитель говорит что-то вроде: «Не мешай мне сейчас. Я занят!», дети могут подумать, что их желания и потребности не важны.
Невербально родители могут продемонстрировать детям свое принятие их посредством жестов, мимики и других несловесных форм внешнего выражения эмоций и чувств. Родителям необходимо постараться устранить такие проявления, как крик и кажущееся безразличие, когда они не обращают внимания на своих детей. Такое поведение мешает эффективному общению. Родителям предстоит научиться демонстрировать свое принятие теми способами, которые их дети смогут правильно понять и учесть. Практика непременно приведет вас к совершенству.
Общайтесь на уровне вашего ребенка. Когда родители общаются со своими детьми, им важно спуститься до их детского уровня как словесно, так и физически. Вербально родителям нужно использовать соответствующий возрасту язык, который их дети смогут понять без труда. С детьми младшего возраста это можно сделать, используя простые слова. Например, малыши лучше всего поймут такую форму как, например, «не бей свою сестру», вместо «совершенно неприемлемо бить сестру». Родителям стоит попробовать использовать разные формулировки, чтобы узнать, что именно их дети способны понять, избегая при этом тех форм общения, которые заведомо останутся непонятыми. Физически родители не должны, например, возвышаться над своими детьми во время разговора. Вместо этого им следует опуститься вниз, чтобы стать примерно того же «роста», что и их дети: стать на колени, присесть на корточки, сесть на стул, согнуться и т. д. Это обеспечит хороший зрительный контакт с ребенком, который легче будет поддерживать в течение беседы, причем, если дети смотрят прямо в лицо родителю (видят их взгляд), они будут меньше бояться их слов.
Научитесь слушать по-настоящему. Внимательно слушать – это навык, которому необходимо учиться и практиковаться его использовать. Он является неотъемлемой частью эффективного общения. Когда родители слушают своих детей, они выражают свой интерес к ним и увлеченность их высказываниями. Вот несколько важных шагов, чтобы стать хорошим слушателем:
- Установите и поддерживайте зрительный контакт.Родители, которым это удается, показывают своим детям, что они вовлечены и заинтересованы. Дети могут ощутить прямо противоположный эффект, т. е. что их родители не заинтересованы в том, что говорят дети, если зрительный контакт установлен на самом минимальном уровне.
- Устраните все отвлекающие факторы.Когда дети хотят разговаривать, родители должны продемонстрировать им свое стопроцентное внимание. Они должны отложить в сторону все, чем занимались, повернуться лицом к своему ребенку и уделить ему пристальное внимание. Если родители, например, станут продолжать читать газету или смотреть телевизор в то время как их дети будут пытаться общаться с ними, они придут к выводу, что их родители не заинтересованы в том, что они говорят, или что-то, что они говорят, не важно. Если дети выражают желание поговорить одновременно с тем занятием, которое родитель сейчас не в состоянии отложить, нужно непременно выделить другое время для того, чтобы продолжить общение с ними.
- Слушайте, держа язык за зубами. Родители должны постараться свести к минимуму свои попытки перебить ребенка, пока он будет высказывать все, что считает нужным. Они могут выразить свое одобрение, например, посредством улыбки или дружеского прикосновения, но не перебивать. Перебивание часто нарушает ход мысли ребенка, что может быть очень неприятным и досадным явлением.
- Пусть ваши дети знают, что их услышали. После того как дети закончили говорить, родители могут убедить их в том, что слушали внимательно, повторив сказанное немного другими словами. Например, «Сыночек, похоже, ты очень хорошо провел свой день в детском саду». Мало того, что это позволит ребенку узнать, что родители слушали его внимательно, это также даст ребенку возможность разъяснить и исправить что-то, что родители неверно истолковали в его повествовании.
Пусть ваши разговоры будут краткими. Чем младше ребенок, тем труднее для него выдержать эти длинные речи. Есть одно хорошее правило для родителей – говорить маленьким детям, не дольше 30-ти секунд, затем попросить прокомментировать сказанное. Задача родителей передавать за раз небольшую порцию информации, проверяя при этом, удерживают ли дети свое внимание и понимают ли то, о чем им говорится. Родители также должны предоставить своим детям право решать, когда стоит остановиться. При этом родителям важно обращать внимание на те подсказки, которые укажут им, что детям уже достаточно полученной информации. Некоторые подсказки – ерзание, отсутствие зрительного контакта, отвлекаемость и др. Родители должны знать не только то, когда общаться со своими детьми, но и когда им нужно прекратить разговор.
Задавайте правильные вопросы. Некоторые вопросы способствуют продолжительной и плодотворной беседе, в то время как другие могут остановить общение, отбив всякое желание продолжать разговор. Родителям важно постараться при общении со своими детьми задавать открытые вопросы. Такие вопросы часто требуют обстоятельного ответа, который будет являться продлением беседы. Открытые вопросы, начинающиеся со слов «что», «куда», «кто» или «как», часто очень полезны для того, чтобы помочь детям лучше раскрыться. Родители должны избегать вопросов, требующих формального ответа «да» или «нет» (т. е. закрытых вопросов). Умение задавать правильные вопросы всячески способствует разговору, но родителям следует проявить осторожность, чтобы в ходе общения со своими детьми не задать слишком много вопросов. Когда это происходит, разговоры быстро превращаются в допрос, и детям становится очень сложно раскрыться.
При общении с детьми выражайте собственные чувства и идеи. Для эффективного общения необходимо «двустороннее движение». Не только родители должны быть доступными и внимательно слушать детей, но и у детей должна быть такая же возможность; а значит, родители всегда должны быть готовы поделиться своими мыслями и чувствами. Выражая свои мысли и чувства, они могут многому научить своих детей, например, ценностям и морали. Однако и здесь родителям необходимо быть осторожными, чтобы не проявить осуждение или высокомерие. Вполне логично, что чем больше родители открываются своим детям, тем больше их дети будут открыты для них.
Планируйте и регулярно проводите семейные встречи или выделяйте время для общения. Есть один очень полезный инструмент общения для семей со взрослыми детьми – это регулярно запланированное время для него. При этом можно использовать различные варианты. Прежде всего это семейный совет. Семейный совет может созываться, например, раз в неделю и/или когда есть что-то, что семья должна обсудить вместе. Семьи могут использовать время для семейных встреч, чтобы наладить повседневную жизнь, например, распределить работу по дому или определить время отхода ко сну. Время семейного совета можно использовать также для того, чтобы высказать обиды, жалобы, недовольство и поговорить о существующих проблемах. Это время можно провести и за разговором о позитивных моментах, которые произошли в течение последней недели. Важно то, что каждому члену семьи дается время высказаться, чтобы его услышали другие члены семьи.
Регулярно планируемое время на разговоры и коммуникацию не обязательно должны быть такими «официальными», как на семейном совете. Например, семья может каждый вечер использовать время ужина, чтобы «поймать» друг друга в суматохе дня. Или же родители могут выделить время, чтобы поиграть в коммуникативные игры, такие как, например, выбор конкретных тем для обсуждения и предоставление каждому члену семьи возможности выразить свое мнение. Важно, чтобы семья выделяла время на регулярной основе и с интересом общалась друг с другом.
Признайтесь, если вы чего-то не знаете. Когда дети задают вопросы, на которые их родители ответить не могут, родители должны признать, что действительно этого не знают. Родители могут использовать такие случаи в качестве получения совместного (с ребенком) опыта обучения. Например, родители могут научить своих детей тому, как получить информацию, которую те ищут, взяв их в библиотеку, открыв для них энциклопедию или страницу в интернете. Для родителей гораздо лучше будет показать своим детям, что они люди и поэтому не могут знать абсолютно все, чем давать неверные ответы.
Постарайтесь, чтобы ваши объяснения были полноценными. Отвечая на вопросы детей, родители должны постараться дать им столько информации, сколько нужно, даже если тема такова, что, обсуждая ее, родители чувствуют дискомфорт. Это не значит, что они должны вдаваться во все возможные подробности. Просто важно, чтобы родители знали, какой объем информации нужен их детям, а затем давали его. Важно, чтобы родители убедились, что информация, которую они предоставляют своим детям, соответствует их возрасту. Также родители должны поощрять детей задавать вопросы. Это поможет выяснить, какую информацию ищут их дети. Если детям не предоставлять достаточно информации, они могут сделать определенные выводы, которые могут оказаться неверными.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
11 оценок.
19.08.2015
Источник