Общение ребенка и воспитателя развитие речи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ландыш» города Балашова Саратовской области»

Консультация для педагогов ДОУ

на тему:

«Развитие речи дошкольников в процессе повседневного общения»

                                                                  Воспитатели: Жижина О. В.

                                                           Балашов

                                                             2015г.

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности — теоретической и практической, коллективной и индивидуальной, она является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

В результате общения ребенок к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения. Таким образом, в результате усилий воспитателей, с их помощью ребенок учиться правильно говорить.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками.  Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками.  У дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними.

Одним из условий речевого развития является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми. Наша задача – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению. Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребёнок должен владеть определённым запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль.

Чтобы словарный запас возрастал, необходимо вызывать у детей потребность в речевом общении, как в детском саду, так и в семье, побуждать обращаться к взрослым с просьбой или вопросами.

Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками, и взрослыми т.е. обладал определённой речевой активностью.

Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, т.е. развивающая среда. Чтобы обеспечить контакт и общение детей со сверстниками, необходимо специально организованное пространство. Дети должны иметь возможность объединяться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. По этому, кроме просторной групповой комнаты, желательны мини – мастерская, мини – театр, мини – библиотека, изостудия, удобная для перестановок мебель и т.д.

Основным методом формирования речевого развития в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье)

Читайте также:  Влияние воспитателя на развитие ребенка

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными.                                                                                                             иииМы в своей группе «Осинка» развиваем речь детей в процессе повседневного общения в процессе режимных моментов и в непрерывной  образовательной деятельности.                                                                                                          ооПроводим беседы с детьми на разные темы, стараемся учить детей вести диалог, задавать вопросы, делать простейшие выводы. Учим пересказывать несложные сказки, описывать героев сказок, иллюстрации, картины, предметы и т.д. Также используем элементы драматизации в театральной деятельности. Заучиваем стихотворения, песни, потешки  и прочее.                   ОоСледим за правильностью речи детей, при необходимости поправляем, стараемся дать образец правильной культурной речи.                                                ооСтараемся вовлекать детей в речевые игры такие как:                                      «Кто как разговаривает?» (Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции);  «Кто где живёт?» (Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в»); «Подскажи словечко» (Цель: развитие мышления, быстроты реакции); «Кто как передвигается?» (Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости); «Горячий – холодный» (Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов); «Что происходит в природе?» (Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении); «Кто может совершать эти действия?» (Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости); «Что бывает осенью?» (Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам); «Чего не стало?» (Цель: развитие внимания и наблюдательности); «Четвёртый лишний» (Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению); «Один – много» (Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных); «Животные и их детёныши» (Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти); «Назови ласково» (Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции).                                                                                                                       О Мы  разговариваем  с детьми по любому удобному поводу, в разное время. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателями, спрашивает, рассказывает о чем-то. Речь   оформляем  по-разному: и в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений. Разговор имеет большое значение. С его помощью мы оказываем влияние на все стороны речи ребенка: исправляем ошибки, даём образец правильной речи, развиваем  навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Мы изучаем все стороны детской речи, выявляем ее недостатки, определяем, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение. Разговоры с детьми проходят индивидуально и коллективно. В свою очередь происходит также общение между детьми в играх, труде, наблюдениях и т. д. Они рассказывают, что то друг другу, делятся впечатлениями, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать.

Читайте также:  Индивидуальная работа по развитию речи с ребенком 5 лет

   Таким образом, можно сделать вывод о том, что и взрослый и сверстники способствуют развитию разных сторон личности ребёнка. В общении со взрослым ребёнок учится говорить и делать как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстниками-выражать себя, управлять другими, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального развития ребёнка нужен не только взрослый, но и другие дети. Дошкольники стремятся к общению, потребность быть понятыми заставляет их высказываться яснее и правильнее. Для этого необходимо правильно организовывать повседневное общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. Дети остро нуждаются  в помощи взрослого в процессе освоения общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх,ивиповседневнойтжизни.

Источник

Жижина Ольга
Консультация для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников в процессе повседневного общения»

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности — теоретической и практической, коллективной и индивидуальной, она является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

В результате общения ребенок к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения. Таким образом, в результате усилий воспитателей, с их помощью ребенок учиться правильно говорить.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними.

Одним из условий речевого развития является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми. Наша задача – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению. Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребёнок должен владеть определённым запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль.

Чтобы словарный запас возрастал, необходимо вызывать у детей потребность в речевом общении, как в детском саду, так и в семье, побуждать обращаться к взрослым с просьбой или вопросами.

Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками, и взрослыми т. е. обладал определённой речевой активностью.

Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, т. е. развивающая среда. Чтобы обеспечить контакт и общение детей со сверстниками, необходимо специально организованное пространство. Дети должны иметь возможность объединяться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. По этому, кроме просторной групповой комнаты, желательны мини – мастерская, мини – театр, мини – библиотека, изостудия, удобная для перестановок мебель и т. д.

Основным методом формирования речевого развития в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых

Читайте также:  Карты обследования раннего развития ребенка

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье)

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. иииМы в своей группе «Осинка» развиваем речь детей в процессе повседневного общения в процессе режимных моментов и в непрерывной образовательной деятельности. ооПроводим беседы с детьми на разные темы, стараемся учить детей вести диалог, задавать вопросы, делать простейшие выводы. Учим пересказывать несложные сказки, описывать героев сказок, иллюстрации, картины, предметы и т. д. Также используем элементы драматизации в театральной деятельности. Заучиваем стихотворения, песни, потешки и прочее. ОоСледим за правильностью речи детей, при необходимости поправляем, стараемся дать образец правильной культурной речи.ооСтараемся вовлекать детей в речевые игры такие как: «Кто как разговаривает?» (Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции); «Кто где живёт?» (Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в»); «Подскажи словечко» (Цель: развитие мышления, быстроты реакции); «Кто как передвигается?» (Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости); «Горячий – холодный» (Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов); «Что происходит в природе?» (Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении); «Кто может совершать эти действия?» (Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости); «Что бывает осенью?» (Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам); «Чего не стало?» (Цель: развитие внимания и наблюдательности); «Четвёртый лишний» (Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению); «Один – много» (Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных); «Животные и их детёныши» (Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти); «Назови ласково» (Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции). О Мы разговариваем с детьми по любому удобному поводу, в разное время. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателями, спрашивает, рассказывает о чем-то.Речь оформляем по-разному: и в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений. Разговор имеет большое значение. С его помощью мы оказываем влияние на все стороны речи ребенка: исправляем ошибки, даём образец правильной речи, развиваем навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Мы изучаем все стороны детской речи, выявляем ее недостатки, определяем, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение. Разговоры с детьми проходят индивидуально и коллективно. В свою очередь происходит также общение между детьми в играх, труде, наблюдениях и т. д. Они рассказывают, что то друг другу, делятся впечатлениями, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что и взрослый и сверстники способствуют развитию разных сторон личности ребёнка. В общении со взрослым ребёнок учится говорить и делать как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстниками-выражать себя, управлять другими, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального развития ребёнка нужен не только взрослый, но и другие дети. Дошкольники стремятся к общению, потребность быть понятыми заставляет их высказываться яснее и правильнее. Для этого необходимо правильно организовывать повседневное общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы оп-ределенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх,ивиповседневнойтжизни.

Источник