Общекультурное развитие личности ребенка

Общекультурное развитие личности ребенка thumbnail

Татьяна Милованова
Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности дошкольников возраста на основе национальных традиций

Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды, а методами игры, загадки. Пословицы, поговорки, потешки, песенки несли в себе богатство знаний об окружающем мире в интересной образной легкой для познания форме и понятной, близкой детям. Сказки увлекательно и неназойливо учили азам нравственности и морали. Именно фольклор сохранил для нас наш национальный дух и культуру с традициями.

В работе разработаны перспективные планы по ознакомлению детей с историей русской культуры, обычаями, праздниками, устным народным творчеством, традиционными народными промыслами, по воспитанию нравственных чувств и пониманию моральных норм в обществе. Также включена работа с родителями по укреплению семейных уз, продолжению преемственности поколений, повышению интереса к совместному творчеству, народным промыслам.

Данный педагогический опыт показывает, как можно на основе национальных традиций воспитывать и развивать высоконравственную личность, смотрящую на жизнь с оптимизмом, добром и любовью.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Глава 2. Содержание и методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста через использование элементов традиционной народной культуры.

Глава 3. Опыт педагогической деятельности по нравственному воспитанию дошкольников путем использования элементов народной культуры в воспитательно – образовательном процессе.

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов — авторитета,

достойно завоёванного русским искусством,

литературой. Мы не должны забывать

о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Д. С. Лихачёв.

В многовековой истории России можно увидеть много примеров тяжелых испытаний на прочность нашей государственности, попыток изменить нашу культуру, традиции, завоевать и истребить русский народ. Но мы смогли победить и выстоять. Россия всегда гордилась сплоченностью народа, крепостью русского духа, широтой русской души. Лишь политика смены культурных приоритетов смогла нанести ощутимый вред и внести смятение в умы и души русских людей.

Самый ближайший пример испытаний и глубоко врезавшийся в память это момент распада Советского Союза и начало американизации и свободы нравов. Именно тогда, почему — то и кто — то решил что все русское не модно и неправильно. Шла пропаганда всего западного. Увы, наша страна осталась без основы, фундамента, что привело к потере целого поколения молодежи 90-х годов.Сменились приоритеты: если ранее ценились доброта, щедрость, взаимовыручка, толерантность, воспитанность, уважение к старшему поколению, то в 90 — е стали цениться и ставиться во главу материальные блага, связи и все зарубежное. Молодежь смеялась и порицала людей живущих по принципам нравственности и морали, не забывавших русскую культуру. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — слова А. С. Пушкина. Нравственность, духовность, мораль – это как якори, которые помогают держаться и не уплыть по течению пороков, жестокости, зла, ненависти. Как нельзя лучше об этом сказал Белинский В. Г.: «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек». Отказ от своего культурного наследия привел к потере и деморализации целого поколения молодежи 90-х годов.

Отрадно видеть, что мы, россияне, снова повернулись навстречу гуманности, нравственности и духовности. Наконец, поняли важность сохранения национальной культуры и традиций, как основы процветания нашей нации. Очень важно, что и политика правительства помогает укреплению позиций народности в культуре, образовании. Это видно из слов Президента РФ В. В. Путина.

«В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики.

В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией.

На улицах наших городов и посёлков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15–20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры.

Сегодня российское обществоиспытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Сегодня российское обществоиспытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики.

Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России». (Послание президента В. В. Путина Федеральному Собранию 2012г. «О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи»).

Наступающий 2014 год объявлен в России Годом культуры. Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали.

Читайте также:  Роль дополнительного образования в развитии личности ребенка

Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учётом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования.

Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации,каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.

Конечно, это — консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию. (Послание президента В. В. Путина Федеральному Собранию 2013г. «О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи»)

Опора на национальную культуру, исторические корни и традиции помогут россиянам встать, как и раньше крепкой, дружной нацией. Именно нравственно-патриотическое воспитание в народных традициях подрастающего поколения является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Фольклор, древние пласты культуры, традиции в целом, это как неисчерпаемый источник воспитания и развития в ребенке нравственных качеств, положительных моральных приоритетов, патриотизма и гордости за свою страну, национальность. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт и мудрость, просеянные через сито веков, духовный мир, мысли, чувства, наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления», — писал В. Г. Белинский.

В дошкольном возрасте весь мир ребенка окрашен в яркие эмоции, которые помогают понимать ему других людей, переживать и давать понять взрослым о своем эмоциональном состоянии. Произведения устного народного творчества легки для восприятия, эмоциональны, веселы, образны и несут много знаний об окружающем мире. Фольклорные праздники и развлечения полны играми, песнями и хороводами, что очень близко детям дошкольного возраста.

Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с развитием его нравственных представлений и чувств. К 4-5 годам ребенок уже может управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму. Особенности эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста обуславливают использование элементов фольклора в воспитании и образовании детей.Поэтому актуальна в наши дни тема: «Нравственное воспитание дошкольников путем использования элементов народной культуры в воспитательно – образовательном процессе».

Цель работы: Обобщение опыта работы по формированию общей культуры, развитию нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций.

Задачи работы:

— показать теоретическое обоснование формирования общей культуры и развития нравственных качеств личности детей в дошкольном возрасте на основе национальных традиций;

— раскрыть организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного пространства детского сада;

— познакомить с формами, методами и приемами ознакомления с элементами народной культуры, воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста;

— познакомить с формами работы с родителями детей дошкольного возраста.

Источник

 «,,, Необходимости возрождать традиции  народа,

  широко внедрять их в общество и  семью»

В. А. Сухомлинский

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в детском саду  должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности воспитанника.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного нравственно – эстетического  развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воспитание состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации участия родителями в жизнедеятельности детского сада и  содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает положительные результаты. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

В нашем детском саду  решаются задачи по приобщению детей к культурному наследию  Среднего Поволжья: татарского, чувашского, мордовского  и  русского  народов нашей многонациональной России.  Для решения этих вопросов  проводились с детьми знакомства с этнической культурой , включением мульти культурного  материала во все виды детской деятельности, и, безусловно, взаимодействие с родителями в процессе сотрудничества и сотворчества в  реализации всех задач.

Для того, чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, мы провели анкетный опрос.

С помощью анкетирования были получены следующие результаты:

  • 25 % родителей не придают значения своей национальной принадлежности  
  • 71 % родителей  знают и уважают свои национальные корни
  • 4 % соблюдают все традиции и обычаи своей национальности.

Проанализировав данные анкеты, мы определили проблемное поле, направленное  на формирование этнокультурной  социализации ребенка в обществе и взаимодействия работы с родителями и педагогами детского сада.

Одной из форм работы с родителями, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах  толерантного  развития ребенка, стало вовлечение родителей в организации  народных праздников в нашем детском саду. Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа,  к культуре в целом,  являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.

Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей.

Читайте также:  Данные о развитии ребенка до года

Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности.

Развлечения и  праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем. Для  разработки  сценариев тематических праздников, развлечений  были привлечены и заинтересованные родители, бабушки и дедушки, которые знают традиции своего народа: в тесном содружестве педагогов детского сада и родителей были разработаны сценарии и проведены квест – путешествия по деревням г.о. Тольятти. Дети и взрослые были в гостях в  татарской  деревне Бритовка, мордовском  поселении  Шантала, русском  селе  Васильевка, чувашской  деревне Выселки. На «каждом дворе» всех  гогстей  встречали «хозяева» — родители в национальных костюмах, с песнями, играми, стихами.  Дети водили хороводы, играли и получали положительные эмоции от увиденного и услышанного.

Всем запомнилось народное гулянье в нашем саду «Масленица», где роль Масленичного Генерала сыграл папа Арсения. К родителям мы обратились с просьбой сшить девочкам  сарафаны, а мальчикам – рубахи, которые можно было надеть на куртки. Так все дети были наряженными, мамы и бабушки пришли в шалях, кокошниках, а дедушка Алисы  принес баян.  Праздник закончился блинами и чаепитием, и всеобщим удовольствием.

. Проведение таких мероприятий сегодня является особенно актуальным, так как они играют огромную роль в приобщении дошкольников, родителей  к духовным ценностям народной культуры, воспитывают патриотические чувства в детях.

Так же в детском саду проводился фольклорный праздник «Капустные посиделки» по гендерному воспитанию, где дети имели возможность познакомиться с традиционным воспитанием мальчиков и девочек, а так же роли матери и отца в русской семье, с семейно-бытовыми традициями и обрядами России, с народными песнями и танцами, промыслами и ремёслами, загадками и пословицами. В подготовке к этому развлечению была отведена большая роль в домашнем задании: дети и родители «получили» задание – узнать и выучить поговорки и пословицы на родном языке: чувашском, татарском, мордовском и русском.  Конечно, это невозможно было сделать без знания своего родного языка.  Задание было трудное, но и интересное, некоторые родители признавались, что не так часто говорят на родном языке, но многие хорошо знают свой родной язык, и на празднике мы услышали веселые стихи, частушки и песни о капусте на разных языках народов Среднего Поволжья. Этот фольклорный праздник мы провели в форме лаунж – кафе (тематическое кафе),  В  своеобразной форме  проведения праздников гармонично сочетаются элементы театрализации и игровые моменты, музыка и хореография, а так же многое другое. Все это не может не вызывать у детей положительных эмоций, живого отклика на происходящее, а так же способствует формированию и развитию у детей навыков общения. А участие родителей во всех играх, песнях, танцах только еще больше усиливает восприятие действия у всех вместе: детей и родителей.

Придавая в воспитательной работе с детьми большое значение фольклорным праздникам, следует подходить к этой форме организации детской деятельности творчески, с учетом интересов и возрастных особенностей детей.

Литература

1.Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.

  2. Былеева Л. Русские народные игры – М., 1998.

   3. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лямина. –М.: Просвещение, 1984.

6. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей / Сост. А.В. Конеман, Т.Т. Осокина. – М., 1995.

7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под. ред. Т. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб., 1996.

8. Детский праздник / Сост. А. Савина. – СПб., 1997.

9. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2000..

11. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960.

12. Николаева Э.Ф., Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. «Дети земли Поволжской» — культура народов Среднего Поволжья в этносоциализации детей дошкольного возраста – Тольятти, 2012.

Источник

Общекультурное, личностное познавательное развитие учащихся.

В рамках внедрения ФГОСа нового поколения приоритетной целью начального образования является – «Общекультурное, личностное познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ»

Ребенок, 6-7 лет, придя в школу воспринимает предмет целостно, но односторонне, не охватывает всех его признаков. Он выделяет чаще всего цвет предмета; «огурец зеленый», «помидор красный».

Начиная работать с первоклассниками, я учу их видеть предметы, выделяя в них различные признаки. Далее, наблюдая отдельные предметы, учащиеся переходят к сравнению. Определяют в чем сходство и различие, группируют предметы по общим признакам. Постепенно учащиеся видят не только цвет, но и форму, величину, материал, понимают назначение предмета, т.е. видят предмет разносторонне, в многообразии его особенностей и отличительных признаков. Такая работа по развитию наблюдательности и мышления ведется на всех уроках: на уроках математики и чтения, русского языка и рисования, на экскурсиях и уроках окружающего мира. Меняются только объекты наблюдений. На уроках математики учащиеся наблюдают и сопоставляют числа, геометрические фигуры, математические факты и явления; на уроках грамматики ведут наблюдения над языковым материалом; на уроках рисования дети учатся видеть отдельные части предмета, соотношение этих частей по длине, ширине, высоте, учатся различать цвет и его оттенки.

Такая методика работает на развитие мышления и его важнейшей особенности – наблюдательности. Анализирующее наблюдение, способность к выделению разных сторон и свойств предмета, становится постепенно одной из особенностей мыслительной деятельности моих учеников. Если ученик одновременно видит и называет много признаков и особенностей в слове (может без вопроса учителя указать что обозначает, из чего состоит, назвать слоги, ударение, сказать, в чем расходится написание и произношение слова, к какой части речи относится и др.), он сможет назвать и многообразные свойства математического явления – числа, геометрической фигуры, а также он может назвать многообразные стороны любого предмета, с которым он имеет дело на других уроках, т.е. он может применить свои знания в новой ситуации. Это есть формирование познавательной компетенции.

Читайте также:  Что предполагает социально коммуникативное развитие ребенка

Следовательно, общим условием формирования компетентности является создание в образовательном процессе пространств самостоятельного, продуктивного, ответственного действия ребенка. Это означает, что направленность образовательного процесса на формирование самостоятельности ребенка должна выступить как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Учебная самостоятельность является той ключевой компетентностью к развитию которой стремится современная начальная школа.

Разнообразие форм совместностив учебном процессе . способствует развитию учебного сообщества, внутри которого происходит становление учебной самостоятельности каждого ребенка.

Характер учебного материала в системе РО помогает мне использовать различные формы совместности в учебной деятельности:

учитель – класс (содружество детей)

работа в группах

работа в парах

Основания для объединения детей в учебные сообщества, цели и формы их работы могут быть весьма разнообразными: от обще классной дискуссии или коллективного диалога до игровых проектов

При коллективном диалоге, по словам Г.А. Цукерман «ученик действует не рядом с другими учениками, а вместе с ними». Учение идет от учеников, а я (учитель) – направляю коллективный поиск, пробуждаю самостоятельную мысль учеников, подхватываю нужную мысль и веду их к выводам и обобщениям. Вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса, учащиеся самостоятельной выходят за пределы собственных знаний для поиска общих способов действий в новых ситуациях,

Наращиваются познавательные универсальные действия:

— поиск и выделение необходимой информации;

— структурирование знаний;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

что является главной ценностью и целью образования – формирование умения учиться.

На моих уроках отвечают и слабые, и сильные, учащиеся не боятся допустить ошибку в ответе, т.к. знают, что им всегда придут на помощь одноклассники и все они примут правильное решение.

Воспитывая толерантность, терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей, учу своих учащихся применять следующие правила в диалоге:

  • правило 1 – отвечать на поставленный вопрос

  • правило 2 – каждый имеет право на свою версию

  • правило 3 – каждый имеет право поддержать версию другого

  • правило 4 – каждый имеет право критиковать версию другого

Взаимодействие в учебной дискуссии строю, не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но и на содержательно направленной самореализации участников, общение строю по схеме: учитель-ученик, «ученик — учитель», ученик – другие ученики – учитель. Моя роль при дискуссионном обучении «подобна роли дирижера, задающего тему импровизаций и следящего за тем, чтобы струнный оркестр не развалился» (Г.А. Цукерман).

Основное средство, имеющееся в моих руках при дискуссионном обучение — это вопросы.

Для эффективности проведения направленной беседы (диалога) заранее готовлю конкретные вопросы для обсуждения темы:

  • по мере возможности стараюсь не задавать вопросы, на которые можно ответить «да», «нет»;

  • избегаю вопросов, которые не способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся;

  • исключаю вопросы, на которые, по мнению ученика, можно дать только один правильный ответ, например: Какова главная мысль рассказа? Лучше спросить: Какие мысли и чувства у вас вызвал этот рассказ?

  • пользуюсь эстафетными вопросами. Например: Это интересная мысль, Коля! А что об этом думает Саша?

  • применяю открытые вопросы: «А кто думает иначе?», «А что думают об этом другие?»

  • задаю вопросы отдельным ученикам, тем, кто не проявляет инициативы при ответах : «Саша, а что ты думаешь по этому поводу? Расскажи нам об этом».

  • избегаю соблазна самой давать ответ на свой вопрос, если дети затрудняются, продолжаю задавать вопросы, перефразируя их, чтобы помочь ученикам самим отыскать ответ.

Между своим вопросом и ответом учащихся выдерживаю «паузу ожидания». Как показывает практика, эта «мелочь» является одной из важнейших задач при проведении дискуссии, так как:

  • увеличивается продолжительность ответов учащихся

  • увеличивается число высказываний учащихся

  • повышается уверенность детей

  • усиливается творческая направленность мышления детей, взаимодействие между учениками

  • возрастает включенность детей с низким темпом учения.

Постепенно диалог приобретает форму развернутого общения между субъектами коллективной учебной деятельности. Таким образом, дети становятся «говорящими», приобретают коммуникативные навыки. Коммуникативная культура одна из компетенций младших школьников. Кроме того, диалог стимулирует инициативность учащихся, развивает рефлексивное мышление, способствует формированию познавательной компетенции. Используя на уроках право свободного выбора, учу своих учеников думать и говорить, и всегда слышу: «Я думаю», «Я хочу сказать», «Я не согласен», «Я могу сказать по-другому», «Хочу добавить» … Каждый имеет свое мнение, а, значит ученик не просто присутствует на уроке, а является его активным участником, вовлекается в активную познавательную Депри разрешении проблемы, думая вместе, оспаривая друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемого вопроса.

Стараюсь моделировать на уроке такие ситуации, когда ученикам приходится прибегать к помощи разнообразной научно-популярной литературы. В учебном кабинете оборудован «справочный стол», где имеются разнообразные справочники, словари, энциклопедии и т.д. Многие учащиеся пользуются компьютером, самостоятельно или с помощью родителей. Это стимулирует развитие познавательного интереса у всех учащихся, в том числе с низким уровнем развития.

Источник