Общее развитие ребенка что это
Когда упоминают общее развитие ребенка, то, как правило, подразумевают многоэтапный процесс его роста и овладения основными навыками. Кроме того, под общим развитием могут понимать работу родителей и других окружающих малыша взрослых в направлении совершенствования этих навыков. Поговорим об общем развитии в обоих направлениях.
Итак, общее физическое и психологическое развитие. Сколько времени для него потребуется? Не будет преувеличением сказать, что вся жизнь человека. На сам процесс оказывают влияние следующие факторы:
- Факторы психологического характера;
- окружающая среда;
- уход и воспитание;
- генетические;
- культурные.
Нормальным развитие считается в случаях, когда ребенок овладевает основными навыками согласно своему возрастному периоду. Каждый приобретенный навык становится подспорьем для развития последующих, напоминая собой своеобразную постоянно увеличивающуюся пирамиду.
Естественно, что нормы развития относительны и зависят от целого набора факторов. У каждого малыша процесс развития сугубо индивидуален и основан прежде всего на особенностях его как личности.
Общее развитие детей можно охарактеризовать, если проанализировать основные его области и сферы. Все они между собой тесно связаны. Успехи малыша в одной из областей обязательно приведут к улучшению достижений и в других.
Так, например, если малыш прогрессирует в процессе освоения речевых навыков, то заметна станет положительная динамика и в отношении социальных навыков, тогда как развитие моторики обязательно спровоцирует совершенствование навыков самообслуживания. Подробнее о каждой области общего развития ниже.
Развитие крупной и мелкой моторики
Под развитием крупной моторики ребенка понимают его способность, используя конечности и тело, менять местоположение. Начало процесса — освоение умения переворачиваться с живота на спину и обратно, далее — навык сидеть, а затем стоять, ползать и, конечно, ходить. Все эти умения открывают перед малышом новые возможности, основная из которых — это знакомство с окружающим миром.
К мелкой моторике относят умения, которые подразумевают выполнение тонких действий с помощью пальцев и кистей рук. Так, например, сначала малыш осваивает умение захватывать игрушку кулачком, со временем же учится использовать пинцетный захват из указательного и большого пальца, с помощью которого способен поднимать и удерживать мелкие предметы.
Со временем эти способности помогут ребенку совершенствовать навыки самообслуживания. Малыши научатся самостоятельно застегивать пуговицы, кнопки, завязывать шнурки и т.д.
Кроме того, нужно отметить, что мелкая моторика играет крайне важную роль в обучении малыша в школе в дальнейшем. Умение писать, рисовать, пользоваться ножницами во время выполнения аппликации — все это связано с ловкостью пальцев и зрением. Вместе с мелкой моторикой родители обязательно должны развивать зрение малыша, своевременно реагируя на проблемы.
Когнитивное развитие и навыки самообслуживания
В каком возрасте ребенок должен уметь самостоятельно о себе позаботиться? Все зависит от развития его крупной и мелкой моторики, а также от того, насколько родители будут заинтересованы в том, чтобы приобщать малыша к этому процессу.
Уже в 2 года ребенок в состоянии самостоятельно обуться и надеть или снять с себя простые элементы одежды. К 4 годам кроха при нормальном развитии может обслуживать себя сам практически полностью. Он сможет пользоваться туалетом, одеваться, раздеваться и многое другое.
Что касается когнитивного развития, то речь идет о способностях малыша знакомиться с окружающим миром методом внутренних рассуждений, поиска наиболее выгодных решений проблем.
В раннем возрасте когнитивное развитие проявляется в понимании того, что, даже когда предметы или объекты пропадают из поля зрения, они не исчезают совсем. Уже к 6-7 месяцам малыш в состоянии понять, что спрятанная за спиной у мамы игрушка не исчезла безвозвратно и готова появиться по требованию. На этом этапе дети учатся строить первые причинно-следственные связи.
Со временем, по мере взросления малыши научаться наблюдать, анализировать и делать выводы, исходя из собственного опыта, воспоминаний. Им потребуется определенное время для того, чтобы научиться выстраивать многоярусные концепции, но рано или поздно они с этим справятся – конечно, если не будут иметь место задержки в развитии.
Речь и социальные навыки
Общее развитие малыша характеризует и степень овладения им речевыми навыками, а также умение общаться. В детском возрасте общение может быть импрессивным и экспрессивным. Во втором случае дети стараются помимо слов использовать также и жесты.
К социальным навыкам относят способность строить отношения с окружающими людьми. Овладеть ей малыши могут так же, как и остальными, перечисленными выше, в ходе игровой деятельности. Изначально, до года-полутора, малыши учатся находить контакт со взрослыми. Со временем, когда они начнут бывать в обществе, им придется научиться контактировать с детьми разного возраста.
Чувственное восприятие
И, наконец, чувственное восприятие – еще один навык, позволяющий малышам ощущать все, что происходит вокруг, начиная от запахов и звуков и заканчивая движениями и светом. Очень важно, чтобы чувственное восприятие развивалось в соответствии с возрастом малыша, так как умение ощущать ему понадобится для жизни в обществе.
Существуют специальные игры и упражнения для развития сенсорных навыков, которые можно использовать, как только малышу исполнится несколько месяцев. Чем старше будет становится малыш, тем больше будет совершенствоваться его сенсорная система.
Общение для развития ребенка
Взрослые, которые считают, что общение — неотъемлемая часть процесса общего развития ребенка, не ошибаются. Действительно, в процессе общения малыш «растет». Он узнает много нового об окружающем мире, учится слушать, анализировать, делать выводы, оценивать поведение людей и героев книг, пересказывать, излагать, описывать.
Общаться с ребенком несложно и интересно. Достаточно будет просто обсуждать с ним все, что происходит вокруг, как дома, так и на улице, стараться сравнивать это с тем, что происходило вчера, отмечать важные вещи, давать им оценку или описание. Малыши с удовольствием общаются, радуются, когда их внимательно слушают, учатся не перебивать.
Вот так, в процессе общения, развивается речевой навык, в результате чего ребенок учится правильно произносить слова, ставить ударения, склонять, строить предложения. Общение со взрослыми детям в радость, и этим нужно пользоваться, стимулируя их развитие.
Книжки для развития детей
Чтение вслух — еще один простой, доступный и эффективный способ развития ребенка. Начинать читать можно уже с 6 месяцев, когда ребенок в состоянии сохранять внимание на протяжении нескольких минут. Чтение вслух должно войти в привычку в семьях, где есть дети.
Со временем, когда они начнут говорить, можно обсуждать прочитанное, позволять малышам заканчивать отдельные фразы, предлагать придумывать другие концовки известным сказкам и рассказам.
Так же как и общение, чтение книг вслух способствует общему развитию малыша, стимулирует его речь, научит правильно произносить отдельные слова, фразы и предложения, разовьет фантазию, воображение, веру в добро.
Умение действовать в уме
Еще один навык, способствующий общему развитию детей — умение действовать в уме. В отношении подготовки к школе этот навык является просто бесценным. Ребенок должен научиться просчитывать несколько действий в уме и искать наиболее выгодное решение. Это пригодится ему не только в учебе, но и в жизни.
Когда нужно начинать учить ребенка решать задачи последовательно в уме? Чем раньше, тем лучше, а начинать можно с самого примитивного уровня. Формирование способности действовать в уме происходит в несколько этапов.
Так, сначала ребенок просто не знает, как решить задачу, и пробует разные способы. На следующем этапе он все еще не знает, как это сделать в уме, но уже имеет готовое решение, с успехом использованное ранее, и пробует применить его снова.
Новый этап — это способность малыша перебирать в уме разные ранее совершенные действия и искать самое подходящее. И, наконец, на последнем этапе ребенок после анализа всех известных ему действий выбирает наиболее подходящее с предвидением результата. В этот момент способность действовать в уме можно считать окончательно сформированной.
В завершение отметим, что, помимо общения, книг и прогулок, для нормального общего развития малышу просто необходимы игры. Именно игра является основной деятельностью ребенка в дошкольном возрасте.
В ходе игр можно совершенствовать сенсорные навыки малыша, учить его логически мыслить, совершать последовательные действия для достижения поставленной цели. Подбирать игры нужно с учетом возраста ребенка, чтобы он не испытывал сложностей в процессе и получал удовольствие от результатов.
Источник
- 2019
Что такое развитие ребенка:
Развитие ребенка — это процесс обучения, с помощью которого дети приобретают и улучшают различные когнитивные, двигательные, эмоциональные и социальные навыки.
Приобретая определенные способности, ребенок начинает демонстрировать определенное поведение и действия (например, произносить первое слово, делать первые шаги и т. Д.), Которые ожидаются с определенного возраста.
Развитие ребенка оказывается набором обучения, которое постепенно делает ребенка все более независимым и автономным.
Типы развития ребенка
В процессе развития ребенок развивается в разных аспектах своего обучения.
Эволюция происходит не только в физическом росте ребенка, но также в познавательной и социальной части, среди других.
Проверьте ниже различные аспекты, связанные с развитием ребенка.
Аффективное развитие
Аффективное развитие связано с чувствами и эмоциями и ощутимо со стороны ребенка с фазы ребенка.
Ребенок способен понимать восприятие любви и привязанности, а также любить и создавать аффективные связи с родителями и другими близкими им людьми, особенно с теми, с кем они больше общаются.
Установление этих отношений имеет фундаментальное значение, так что ребенок развивает свой эмоциональный интеллект и не имеет аффективных проблем в будущем.
Когнитивное развитие
Когнитивное развитие относится к самой интеллектуальной части человека. Это касается внимания, рассуждений, памяти и умения решать проблемы.
Познание человека развивается со временем. В детстве у человека не очень острая память. В общем, у людей нет, например, воспоминаний о событиях, которые произошли до того, как им исполнилось два года.
Детское когнитивное развитие позволяет ребенку интерпретировать, ассимилировать и соотносить со стимулами окружающей среды и со своей собственной сущностью.
Узнайте больше о когнитивных и когнитивных.
Физическое развитие
Физическое развитие — это развитие у детей двигательных навыков и способностей, таких как сидение, ходьба, стоя, прыжки, бег и т. Д.
В видах деятельности, требующих большей точности, таких как письмо, физическое развитие также зависит от когнитивного развития.
Социальное развитие
С социальным развитием ребенок учится взаимодействовать в обществе.
Именно на основе этого типа развития ребенок устанавливает с другими своего рода обмен информацией, который позволяет приобрести культуру, традиции и социальные нормы.
Важность игры в развитии ребенка напрямую связана с этим типом развития, поскольку благодаря социализации с другими детьми развиваются определенные способности взаимодействия и представления о границах.
Узнайте больше о социализации.
Фазы развития ребенка
Этапы развития ребенка были главной темой изучения швейцарского психолога Жана Пиаже .
Жан Уильям Фриц Пиаже (9 августа 1896 года — 16 сентября 1980 года)
Работая в школе, Пиаже интересовался рассуждениями, которые дети использовали для ответов на вопросы своих учителей.
Впоследствии он также начал наблюдать за своими детьми, и таким образом он в конечном итоге разделил фазы детства.
Теория Пиаже предполагает, что развитие ребенка состоит из четырех фаз в отношении познания: сенсомоторная, предоперационная, конкретная оперативная и формальная .
Проверьте ниже этапы развития ребенка по возрасту.
Сенсорно-моторный: от 0 до 2 лет
На этой стадии развития у ребенка развивается способность фокусироваться на ощущениях и движениях.
Ребенок начинает осознавать движения, которые ранее были непроизвольными. Например, он понимает, что, протягивая руки, он может достичь определенных объектов.
В этот период развивается координация движений.
Младенцы в этой возрастной группе знают только то, что они могут видеть, и поэтому они плачут, когда мать покидает поле зрения, даже если она очень близко.
До операции: от 2 до 7 лет
Это период, в который происходит представление реальности собственных мыслей.
На этом этапе иногда ребенок не имеет реального восприятия событий, а, скорее, своей собственной интерпретации.
Например, глядя на тонкое высокое стекло и низкое широкое стекло, в котором хранится такое же количество, ребенок полагает, что в высоком стекле содержится больше.
В этот период также можно заметить довольно заметную фазу эгоцентризма и необходимость давать жизнь вещам.
Это фаза «почему» и исследование воображения, то есть упомянутого рассказа .
Узнайте больше об эгоцентризме.
Бетонные операции: от 8 до 12 лет
На этом этапе начинается конкретное логическое мышление, и социальные нормы уже начинают иметь смысл для ребенка.
Например, ребенок может понять, что тонкий высокий стакан и маленький толстый стакан могут содержать одинаковое количество жидкости.
В этой возрастной группе развитие ребенка уже включает в себя знания о социальных правилах и чувство справедливости .
Формальная хирургия: с 12 лет
В 12 лет ребенок уже способен понимать абстрактные ситуации и переживания других людей .
Даже если у ребенка никогда не было определенного опыта или чего-то подобного, у него есть способность понимать через ситуации, переживаемые другими, то есть понимать абстрактные ситуации.
Предподростковый возраст также способен создавать гипотетические ситуации, теории и возможности и становиться автономным существом.
Основные этапы развития ребенка
Вехи развития ребенка состоят из определенного поведения или способностей, которые ожидаются от детей в определенных возрастных группах.
Важно отметить, что у некоторых детей эти этапы могут наступить раньше, чем у других, но чрезмерно большое изменение во времени может означать некоторые нарушения развития.
Проверьте ниже характеристики развития ребенка в каждом возрастном периоде.
Развитие ребенка от 0 до 6 месяцев
Спящий новорожденный
- Сразу после рождения : ребенок спит большую часть времени, плачет, когда чувствует дискомфорт и имеет привычку сосать рот.
- 1 месяц : двигает головой, взгляд способен сопровождать движущийся объект, реагирует на звуки, обладает способностью фокусироваться на лице другого человека с помощью взгляда.
- 6 недель : улыбаться во время общения с другими людьми, лежать на животе.
- 3 месяца : он открывает и закрывает руки, твердо держит голову, когда сидит, и поднимает его, лежа на животе, пытается достать подвешенные предметы, начинает лепетать звуки.
- 5-6 месяцев : катит тело в положении лежа, распознает людей, умеет сидеть (с поддержкой), издает звуки, похожие на мелкие крики, чтобы выразить радость.
Развитие ребенка от 7 месяцев до 1 года
Детские бутылочки
- 7 месяцев : он может сидеть (без поддержки), держит бутылку, передает предметы из одной руки в другую, узнает свое имя, поддерживает часть веса своего тела, когда стоит.
- 9 месяцев : реагирует, когда у него забирают игрушки, может стоять (с поддержкой), может сидеть спереди, заговорить «папа» и «мама» («папа» и «мама»), ,
- 12 месяцев : способен ходить с поддержкой и делать шаг или два без поддержки, учиться хлопать и «прощаться», говорить несколько слов, учиться пить жидкость через стакан.
Развитие ребенка от 1 года и 6 месяцев до 3 лет
Девушка гуляет на спидометре
- 1 год и 6 месяцев : ребенок более безопасно ходит, поднимается по лестнице, поддерживая себя, способен самостоятельно есть определенную пищу, устанавливает связь с помощью словарного запаса из приблизительно 10 слов, рисует вертикальные линии,
- 2 года — 2 года и 6 месяцев : безопасно бегать, передвигаться по мебели, обращаться с книгой или журналом может переворачивать одну страницу за раз, составлять предложения, открывать двери, подниматься и спускаться по лестнице без поддержки, пойти в ванную
- 3 года : может ездить на велосипеде, ходить в ванную один, часто задавать вопросы, считать до 10, умеет составлять множественное число из нескольких слов, распознавать некоторые цвета.
Развитие ребенка от 4 до 6 лет
Девушка прыгает через скакалку
- 4 года : умеет прыгать на одной ноге, научиться бросать мячи, уметь умывать руки и лицо, подниматься и спускаться по ступеням поочередно
- 5 лет : он может схватить мяч, брошенный другим человеком, нарисовать людей, умеет прыгать, умеет надевать собственную одежду, а также раздеваться, знает большее количество цветов.
- 6 лет : знает, как написать свое имя, ходит прямо, свободно говорит (правильно использует времена, множественное число и местоимения), способен запоминать истории, начинает по-настоящему учиться делиться, начинает проявлять интерес к знанию того, где дети приходят.
Что может повлиять на развитие ребенка?
Несмотря на определение концепции этапов развития Пиаже, сам Пиаже утверждает, что это развитие может извлечь выгоду из определенных стимулов и среды, подходящей для детей.
Основными факторами, которые могут повлиять на развитие ребенка, являются:
- Среда, в которой живет ребенок.
- Наследственность.
- Мощность.
- Физические проблемы
Психология развития ребенка
Психология развития ребенка отвечает за изучение изменений, которые происходят в поведении человека в детстве, и утверждает, что для того, чтобы в конечном итоге приобрести определенные способности, необходимо пройти некоторые этапы обучения.
Это исследование охватывает не только эмоциональное / аффективное развитие (эмоции и чувства), но также когнитивное (знание / разум), социальные (социальные отношения) и психомоторные (моторные и психические функции).
Узнайте больше о психомоторных.
Психология развития также стремится изучать факторы, которые способствуют поведенческим изменениям, которые приводят к определенной цели.
Швейцарский психолог Жан Пиаже провел аналогию между развитием ребенка и развитием эмбриона: он считал, что развитие ребенка состоит из этапов и что завершение определенного этапа является необходимым условием для перехода к следующему этапу, Утверждалось, что развитие происходило последовательно, без пропусков этапов.
Пиаже определил когнитивное развитие как разновидность психической эмбриологии .
Конструкция ребенка как личности напрямую связана с окружающей средой. Спрос на окружающую среду может напрямую влиять на достижение определенных возможностей.
Это условие устанавливает некоторые взаимосвязи развития ребенка с обучением: ребенок, который не страдает от раздражителей, может, например, позже развить определенные способности или даже не развить их.
Другими словами, если среда не требует, ребенок может не «реагировать» и не «строить».
Короче говоря, психология развития ребенка предполагает, что построение происходит посредством взаимодействия с окружающей средой .
Важность игры в развитии ребенка
Игра и игра — фундаментальная часть процесса развития ребенка.
Благодаря игре у детей есть возможность исследовать свои чувства и эмоции, а также свои страхи и тревоги.
Игра также позволяет детям создавать гипотетические ситуации, которые помогают в развитии способности размышления, анализа, рассуждения, воображения и творчества.
Например, игра с другими детьми учит ребенка делиться игрушкой или даже пространством. Таким образом, социализация помогает ребенку преодолеть фазу эгоцентризма.
Теория Пиаже против Теория Выготского
В области психологии Жан Пиаже и Лев Выготский были великими учеными развития ребенка.
Лев Семенович Выготский (17 ноября 1896 г. — 11 июня 1934 г.)
Оба считаются конструктивистами и интеракционистами, потому что они защищают то, что ничто не происходит без взаимодействия, и что все должно пройти через процесс строительства, чтобы достичь конца.
Разница между теорией Пиаже и теорией Выготского заключается в посредничестве, используемом для взаимодействия.
Пиаже считает, что взаимодействие происходит через действие ребенка. Таким образом, происходит обмен со средой; ребенок действует и учится на собственном опыте, нет человека, который учит.
Для Выготского медиация происходит через культурные инструменты, то есть обучение происходит, когда ребенок взаимодействует или сотрудничает с людьми, которые являются частью их среды. Впоследствии эти учебные процессы усваиваются и становятся частью самостоятельного развития ребенка.
Другими словами, для Выготского развитие ребенка является результатом социального взаимодействия.
Источник