Общее понятие об эмоциональном развитии ребенка
Анализ понятий «эмоция», «эмоциональное развитие». Виды и функции эмоций
Американский психолог У. Джеймс — создатель одной из первых теорий, в которых субъективный эмоциональный опыт соотносится с функциями,- описывал огромную роль эмоций в жизни человека следующими словами: «Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд или опасений.
Такого рода отчуждённое и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь в нём ни одна часть Вселенной не должна иметь большего значения, чем какая — либо другая, и вся совокупность вещей и событий не будет иметь смысла, характера, выражения или перспективы. Всё ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своём мире, — всё это чистый продукт созерцающей личности» [24].
Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Эмоции — постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность [28].
Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка» [27]. Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального.
Эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Об эмоциях мы говорим тогда, когда у нас возникает особое состояние- пик переживания (по Маслоу А.Х.), когда человек чувствует, что работает по максимуму, когда он испытывает гордость за себя [2].
Отрицательные же эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека.
Учеными доказано, что эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека [12].
Отсутствие же эмоций ведет не только к пассивности мыслительных процессов, но и к двигательной пассивности. Физические упражнения, несомненно, могут способствовать улучшению построения и бодрости духа. Ведь физическая культура способствует развитию, обеспечивает не только физическое, но и духовное здоровье человека [3].
Формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.
Отсутствие четких определений понятия «эмоции» в общей психологии является одной из причин их неработоспособности в практике, что, безусловно, отрицательно сказывается на общей разработанности этой главы в детской психологии.
Рассмотрим разные теоретические подходы к проблеме возникновения и развития эмоций у человека. «Чистых» теорий эмоций, которые не затрачивали бы другие, связанные с ним вопросы, на самом деле не существует. Это связано с тем, что эмоции, как психическое явление, очень трудно отделить от процессов, происходящих в организме человека.
Основоположником теорий эмоций стал Чарльз Дарвин. В 1872 году он опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных». Наблюдение за эмоциональным состоянием человека и животного легли в основу самой первой теории эмоций. Теория Ч. Дарвина получила название эволюционной, так как согласно теории, эмоции появились в процессе развития живых существ.
Идеи Ч. Дарвина были развиты в другой теории, авторами которой являлись У. Джелис и Ланге. Они считали, что именно телесные изменения являются первопричинами эмоций, доказывая это тем, что сначала под действием какой либо ситуации из внешнего мира, происходят изменения в организме и только потом, как следствие этих изменений возникает сама эмоция [11].
У психологов, также как у философов до сих пор нет единого взгляда на место эмоций в жизни и делах человека. Например, большинство исследователей считают, что любой, в сущности, ответ или поведенческий комплекс, требует некоторой практики или опыта. Психолог З. Фрейд разработал теорию аффектов. Ядром концепции является фрейдовская теория инстинктивных влечений.
Термин эмоция произошёл от латинского слова «emoveo» — волную, потрясаю [1].
В психологической литературе эмоции определяются как те психические процессы и состояния, которые в форме непосредственного переживания отражают значимость чего-то для жизнедеятельности человека. Другими словами, эмоции — своеобразный индикатор значимости окружающего для человека. Если слово «значимость» понимать, как важность, необходимость, нужду (что уравновешивается понятием «потребность»), тогда высказывание «эмоция отражает значимость» будет иметь смысл «эмоция отражает потребность» [13].
В психиатрических словарях эмоции определяются как переживание человеком своего отношения к объективной действительности и к самому себе, удовлетворенность или неудовлетворенность собственными действиями [4].
Так же и в педагогических словарях эмоции определяются как особое психическое состояние, в котором отражается специфическое для данной личности отношение к каким-либо жизненным ситуациям и обстоятельствам, проявляемое в поведении человека [21].
Социальные эмоции — это переживание человеком своего отношения к окружающим людям; они возникают, формируются и проявляются в системе межличностных взаимоотношений [22].
В логопедических словарях, понятие эмоции определяются как особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности; сопровождая практически любые проявления активности субъекта, Э. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей [30].
Из всех определений одно из самых кратких принадлежит К. Ланге: «эмоции — это душевные движения» [16].
Именно такое понимание и определение эмоций является наиболее распространённым и наиболее устоявшимся в психологической литературе. «Эмоция- особая субъективная форма существования и развития потребностей» (С.Л. Рубинштейн) [20].
Таким образом, определение эмоций даётся через указание функции, которая ими выполняется, а именно — через функцию субъективной представленности потребностей (т.е. за эмоциями стоят потребности).
Однако можно встретить и другие определения эмоций, хотя и близкие к только что данному, но отражающие их иные функции.
Например, с точки зрения В.К. Вилюнаса, основу эмоционального явления составляет «особое переживание субъектом отдельных элементов образа, придающее им целевую характеристику и побуждающее субъекта к целенаправленной деятельности» [5].
Известно, что совокупность явлений, отвечающих за целенаправленность поведения, определяется как мотивация в широком смысле слова. Значит, по В. К. Вилюнасу, реальное проявление эмоций обозначает одновременно актуализацию у человека мотивационных отношений и побуждений, т. е. проявлений пристрастного и направленного поведения.
В самой краткой формулировке В. К. Вилюнаса: «Эмоции- субъективный носитель мотивации поведения» — подчеркивается, таким образом, одна из важнейших функций эмоций [6]. И в этой своей функции эмоции являются важнейшим психологическим механизмом психической регуляции поведения, особенно на ранних этапах развития.
Таким образом, определения эмоциональных явлений даются через те или иные функции, которые, по мнению исследователя, ими выполняются. Эти функции разные и их достаточно много (побудительная, оценочная, смыслообразующая, подкрепляющая и т.д.). Частично они повторяются у разных авторов.
По определению О.Е. Шаповаловой, эмоции — это временное переживание человеком какого-либо чувства, отношения к окружающей действительности. Автор считает, что эмоции сигнализируют о полезном или вредном воздействии на организм, мобилизует энергию, которая иногда ощущается как тенденция к совершению действия [25].
Эмоциональное развитие дошкольников — процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Ребенок — дошкольник впечатлителен, стремиться к признанию себя среди других людей. У ребенка дошкольного возраста ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживаются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов — двух наиболее важных сфер его психического развития.
Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей [18]. Чувства ребенка- дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т.д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих [19]. Постепенно ребенком — дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций-интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого [26]. Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации. На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром.
Виды эмоций. Различных классификаций эмоций существует несколько, но в данной работе мне бы хотелось рассмотреть классификацию, предложенную Борисом Игнатьевичем Додоновым, отечественным психологом, который посвятил многие труды данной теме.
Он предложил классификацию не для всех эмоций, а только для тех из них, в которых человек чаще всего испытывает потребность, и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности. Основой этой классификации являются потребности и цели, т. е. мотивы, которым служат те или иные эмоции [8].
Итак, выделяют 10 видов эмоций:
1. Альтруистические эмоции — переживания, возникающие на основе потребности и содействии, помощи, покровительстве другим людям: желание приносить другим людям радость и счастье; чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота о нем; сопереживание удачи и радости другого; чувство надежности или умиления; чувство преданности; чувство участия, жалости.
2. Коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик; чувство симпатии, расположения; чувство уважения к кому-либо; чувство признательности, благодарности; чувство обожания кого-либо; желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.
3. Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе: стремление завоевать признание, почет; чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш; приятное щекотание самолюбия; чувство гордости; чувство превосходства; чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности.
4. Праксические эмоции, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения: желание добиться успеха в работе; чувство напряжения; увлеченность, захваченность работой; любование результатами своего труда, его продуктами; приятная усталость; приятное удовлетворение, что дело сделано, что день прошел не зря.
5. Пугнические эмоции, происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: жажда острых ощущений; упоение опасностью, риском; чувство спортивного азарта; решительность; спортивная злость; чувство волевого и эмоционального напряжения; предельной мобилизации своих физических и умственных способностей.
6. Романтические эмоции, стремление ко всему необыкновенному, таинственному; стремление к необычайному, неизведанному; ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда; манящее чувство дали; волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны; чувство особой значительности происходящего; чувство зловеще — таинственного.
7. Гностические эмоции, связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения; чувство ясности или смутности мысли; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины.
8. Эстетические эмоции, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение красотой чего-либо или кого-либо; чувство изящного, грациозного; чувство возвышенного или величественного; наслаждение звуками; чувство волнующего драматизма; чувство светлой грусти и задумчивости; чувство душевной мягкости, растроганности; чувство родного, милого, близкого; сладость воспоминания о давнем; горько-приятное чувство одиночества.
9. Гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте: наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т.д.; чувство беззаботности, безмятежности; нега (сладкая лень); чувство веселья; приятная бездумная возбужденность (на танцах, вечеринках и т. д); сладострастие.
10. Акизитивные эмоции, возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию: стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать; радость по случаю увеличения своих накоплений; приятное чувство при обозрении своих накоплений [9].
Функции эмоций (по С.Л. Рубинштейну)
Оценочная функция эмоций. В эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей. В результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия. Эмоции выступают как система сигналов, посредством которой человек узнает о потребностной значимости происходящего.
Побуждающая функция. Эмоция выражает активную сторону потребности: поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание; поскольку мы испытываем саму эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у нас формируется по отношению к нему какое-нибудь чувство.
Эмоции побуждают деятельность. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности
Экспрессивная и коммуникативная функция эмоций. Чувства человека определяют строение его личности, выявляя ее направленность (что оставляет его равнодушным, а что трогает);
благодаря эмоциям, люди могут, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга. Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор партнеров по общению, и определяя его средства и способы;
Эмоции в актуальной ситуации отражают адекватность неадекватность ситуации деятельности ее мотивам, мотивации (по А.Н. Леонтьеву);
Подкрепляющая функция эмоций. Эмоции способны оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся-неудавшиеся действия, которые их возбудили. Эмоции актуализируют эти следы. И поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции
Предвосхищающая функция эмоций. Сигнализируют о возможном приятном или неприятном их исходе.
Мобилизационная функция эмоций. Один из видов эмоций — аффект — выполняет, интегративно-защитную роль [20].
Источник
Ассоциативные психологи подчеркивали, что все формы психической жизни требуют известного срока для своего развития. Это касается как восприятия, чувств, так и волевых процессов, которые связаны прежде всего с движениями.
Эмоциональные процессы подчиняются тем же закономерностям, что и интеллектуальные. Хотя они отличаются друг от друга, но в обоих случаях действует закон ассоциаций. Более того, первичным ощущениям всегда сопутствует эмоциональный элемент. В этом плане ассоциативные психологи говорили о единстве интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Наличие эмоционального компонента относится не только к ощущениям, но и к процессу внимания. Так, чрезмерное внимание вызывает отрицательные эмоции, а умеренное – положительные. Точно так же эмоции сопровождают и процесс восприятия.
На первых стадиях развития психики можно отчетливо видеть наличие выразительных эмоциональных реакций, которые свидетельствуют о том, что все впечатления, получаемые ребенком, являются эмоционально окрашенными. В возрасте трех-четырех месяцев начинают выделяться эмоциональные ощущения, связанные с развитием органов чувств (так, младенцы получают удовольствие от осязательных ощущений, связанных с мягкой игрушкой). По мере развития восприятия возникают простейшие эмоциональные состояния, сопутствующие тому или иному образу: переживание страха, нежности и т.п. Другими словами, простейшие эмоциональные состояния ассоциированы с образами. При этом, поскольку переживания привязаны к образу, смена образа ведет к изменению эмоционального состояния. Поэтому, с одной стороны, у ребенка легко вызвать эмоциональное переживание, а с другой стороны, оно очень неустойчиво. Способность детских эмоций внезапно прекращаться также является следствием их зависимости от чувственных впечатлений (например, новая игрушка может вызвать у малыша радостную реакцию, даже если минуту назад он плакал во весь голос).
На фоне различных эмоциональных переживаний постепенно начинает выделяться переживание собственного Я. Оно основано на ассоциации различных форм переживаний ребенка, отнесенных к собственному Я. Это приводит к формированию эмоционального представления о самом себе и развитию личностного начала.
Любой объект вызывает у ребенка совокупность различных впечатлений. Например, яблоко может пробуждать у него вкусовые впечатления, когда он ест, и одновременно осязательные впечатления, когда его держит, а также зрительные впечатления, когда на него смотрит. Всякий раз, когда ребенок ест яблоко, он сталкивается с примерно одинаковым набором впечатлений или с одним и тем же одинаковым набором ощущений. Это приводит к тому, что по мере накопления таких случаев у ребенка устанавливается устойчивая связь между этими впечатлениями. Такая связь была названа комплексом ощущений.
Комплекс ощущений стал пониматься как образ, который возникает в сознании ребенка (например, когда ребенок взаимодействует с яблоком). С точки зрения ассоциативных психологов, количество образов, возникающих у ребенка, объясняется опытом. Ребенок, который имел ограниченное число случаев взаимодействия с тем или иным объектом, обладает меньшим опытом. Ребенок, который взаимодействовал с объектом чаще, обладает бо́льшим опытом. Ребенок, который не взаимодействовал с объектом вообще, не имеет опыта. Чем с большим числом объектов взаимодействовал ребенок, тем богаче его опыт. Согласно ассоциативной позиции первые образы складывались у ребенка на протяжении первого года жизни. Наличие таких образов позволяло ребенку не только взаимодействовать с объектом, но и узнавать его. Поскольку комплекс представлял собой совокупность ощущений, для его возникновения было достаточно, чтобы появилась какая-то их часть. Чем больше ребенок взаимодействовал с объектом, тем легче ему было узнавать объект. Наличие таких образов позволяло говорить не только о том, что у ребенка накапливался опыт, но и о том, что у ребенка появлялась такая способность, которую ассоциативные психологи называли восприятием.
Ребенок не просто воспринимает различные объекты, но при этом он также и слышит названия этих объектов. Благодаря этому устанавливается связь между словом и образом. Такая связь позволяет ребенку не только воспринимать объект, но и знать, как он называется. В качестве примера можно привести случаи, когда ребенок отвечает на вопросы родителей. Например, когда ребенку говорят «Покажи, где собачка», ребенок смотрит по сторонам и показывает на собаку. Механизм такого поведения ребенка заключается в том, что слово «собака» входит в сложный комплекс, включающий в себя совокупность ощущений, возникших благодаря многократному воздействию раздражителей на органы чувств при встречах с реальной собакой (т.е. образом собаки) и словом. Называние взрослым слова приводит к тому, что в ответ на звуковое раздражение (звучащее слово) в сознании ребенка всплывает образ собаки и ребенок сравнивает его с тем, что находится вокруг него, пока не найдет тот объект, который поставляет аналогичный комплекс впечатлений, т.е. реальную собаку.
Этот процесс представляет собой не только процесс восприятия, но и процесс узнавания. Отличие восприятия от узнавания заключается в том, что восприятие – это постепенное складывание образов в устойчивые комплексы ощущений, а узнавание основано на применении уже готовых, сложившихся, хранящихся в памяти ребенка образов для опознания поступающих ощущений.
После того как комплекс ощущений (образ) стал достаточно оформленным, устойчивым, этот образ становится образом памяти и может появляться в сознании ребенка. Такие образы памяти возникают на первом году жизни и называются представлениями. Психологи подчеркивали, что одним и тем же словом взрослый называет разные объекты. Например, словом «птичка» взрослый называет и воробья, и ворону, и голубя. После того как у ребенка закрепились различные образы птиц (один для воробья, другой для вороны или голубя), благодаря взаимодействию со взрослым они (образы) начинают относиться к одному и тому же слову («птица»). В результате у детей появляется обобщенное представление о птице. В таком обобщенном представлении отражаются основные свойства птиц (птицы летают, у них есть крылья, перья и т.п.).
Появление обобщенных представлений свидетельствует о развитии другой способности ребенка – способности к суждению или обобщению. Важно, чтобы обобщенное представление было связано со словом. В этом случае появляется понятие. Видя какой-либо объект, например ромашку, ребенок относит его к соответствующему обобщенному представлению и говорит: «Это цветок». Аналогично ребенок может судить о самых разных объектах. Механизм суждения оказывается сходным: наличие понятия (т.е. слова и связанного с ним обобщенного представления) позволяет сравнить ощущения от имеющегося объекта (или его образ) с обобщенным представлением. Развитие способности к суждению характерно для дошкольного возраста. В этом возрасте резко увеличивается словарный запас детей, и дошкольники начинают судить об окружающих объектах, называя их.
Главное условие для развития способности к суждению заключается в том, что ребенок должен уметь сопоставлять образ конкретного объекта с обобщенным представлением. Сопоставление возможно сделать с помощью мыслительных операций: анализа и сравнения. Согласно ассоциативной концепции анализ заключается в умении вычленить отдельный признак объекта из комплекса многих его признаков. Сравнение представляет собой умение ребенка сопоставить выделенный признак с другим признаком. Таким образом, наличие обобщенных представлений говорит не только о способности суждения, но и о развитии мышления ребенка. Содержание понятия включает в себя отражение многих чувственных качеств, которые группируются в обобщенный образ. Среди этих качеств выделяются качества существенные и несущественные. Из этого следует, что в понятии нужно выделять существенное, т.е. те наиболее важные качества, которые характеризуют данное понятие. Отсюда вытекает проблема несовершенства понятий. Она связана либо с неотчетливостью представлений детей, либо с включением в них качеств, не соответствующих содержанию понятия. Из несовершенства понятий следует и несовершенство детских суждений.
В младшем школьном возрасте у детей начинает развиваться способность к рассуждениям. Способность к рассуждениям заключается в том, что дети могут на основе двух суждений строить третье суждение. Приведем пример простейшего рассуждения: «Все бабочки летают. Махаон – это бабочка. Значит, махаон летает». В соответствии с подходом ассоциативных психологов развитие способности к суждению определяется количественным накоплением обобщенных представлений о разных объектах. То есть оно развивается с опытом на протяжении обучения ребенка в школе и в ходе его взаимодействия с окружающей действительностью.
Таким образом, если мы посмотрим на ход развития детского сознания с точки зрения ассоциативной психологии, то увидим следующее: сначала у ребенка появляется ощущение, потом восприятие, затем возникают память, представления, обобщения, понятия и, в конце концов, способность к рассуждению.
Источник