Общая периодизация развития речи ребенка
Слайд 1
Периодизация речевого развития детей дошкольного возраста
Слайд 2
Периодизация речевого развития детей дошкольного возраста 1. Доречевой период Норма Этапы младенческого крика, плача, гуления, лепета. 3 месяца – гуление (ребёнок произносит на распев гласные звуки). Это хорошая тренировка речевого дыхания, необходимый компонент; 6 месяцев – лепет (произнесение слогов ма, па, дя); 7-8 месяцев – период лепетного декларирования (поризнесение цепочек слов с разными интонациями); 10 месяцев – понимание и произношение слов «да», «нет», сопровождающееся соответствующими жестами; 1 год – 10-15 осознанно произносимых лепетных слов (мама, папа, би-би). Признаки риска задержки речевого развития Отсутствие лепета. В этом случае необходимо обратиться к отоларингологу и провести исследование слуха.
Слайд 3
2. Возраст 1-2 лет В этом возрасте ребёнок осознаёт, что все предметы имеют названия. Задаёт вопросы о названиях предметов. На этом этапе у ребёнка достаточно быстро накапливается словарь . Норма В речи детей преобладают : протослова ( Пример: Ки- всё интересное; фа- горячо, опасно); слова языка нянь – а). лепетоподобные (баба, деда,бай-бай, бо-бо); б). звукоподражательные (мяу, ням-ням, тик-так; нормативные слова, с искажённой фонетической формой , обозначающие предметы, с которыми ребёнок каким –либо образом взаимодействует, или простые действия: вода, каша, молоко, дать, сядь. Появление первых прилагательных: хороший, плохой, большой, маленький. ( «хаёси», «пахой »); появляются предложения : «Хочу пить», «кто там?»; появляются словообразовательные инновации (бычонок, машинкин, домные колготки, и т.д. ); лексико-семантическая сверхгенерализация – распространение сферы использования слова: ава-собака, всё четвероногое; дяка – ягода, персик, слива. Признаки риска задержки речевого развития После 1,6 года такими тревожными признаками являются: отсутствие или очень малый пассивный словарь; отсутствие специфического детского активного словаря (со словами «языка нянь», протословами, застывшими фразами, искажёнными нормативными словами); отсутствие лексико-семантических сверхгенерализаций; отсутствие коммуникативных жестов.
Слайд 4
3. Возраст 2-3 лет Появляется самоисправление в речи ребёнка. Исчезновение слов языка-нянь. Норма Начало периода: фраза от 2-8 слов. существительные в винительном падеже множественное число существительных в именительном падеже первые грамматические формы глаголов местоимения и наречия (вот, там, больше меньше..) предлоги и союзы не употребляет двухсложные слова появляются согласные раннего онтогенеза: м,п,б,к,г,д,т,н,х,п,й обьём словаря около 50 слов Признаки риска задержки речевого развития После 2 лет такими тревожными признаками являются: малый пассивный словарь очень малый специфический детский активный словарь отсутствие лексико-семантических сверхгенерализаций отсутствие двусловных высказываний
Слайд 5
3. Возраст 2-3 лет Норма К концу периода: сложное предложение с предлогами (а, и, где, когда, потому) употребляет дательный и творительный падеж падежные окончания форм множественного числа существительных приставочные глаголы личные местоимения усвоены, допускает смешения по родам предлоги в, на, у, с, союзы и, то, а, потому что, тогда… допускает ошибки в сложных малознакомых словах появляются согласные позднего онтогенеза: с, з, ш, ж, л, р. объём словаря около 250 слов Признаки риска задержки речевого развития После 2.6 лет такими тревожными признаками являются: слоговая элизия (искажение, опущение слогов: носки-ки; голова-гова) замены гласных (кроме замены Ы на И) тенденция к конечному открытому слогу большой разрыв между пассивным и активным словарём слова «языка нянь» предложения «телеграфного» стиля (состоящие из неизменяемых слов без предлогов, например: Мама бай. Папа ням-ням.)
Слайд 6
4. Возраст 3-7 лет Ребёнок задаёт вопросы о значении слов. Осознание многозначности. Развитие фонематического анализа при обучении чтению и письму. Умение равняться на собеседника, учитывая возможности его восприятия речи (дети по-разному говорят со взрослыми и с маленькими детьми) Лексика: количественный и качественный рост словаря: — усвоение родовидовых отношений; развитие синонимии и антонимии; — появление абстрактных существительных (радость, рисование, чтение, ходьба); — освоение многозначности; лексико-семантические инновации: расширение и сужение значения слов («расширение»: посолить творог, семья бананов; «сужение»: я не человек, я девочка); — ассоциативные замены (смешение синонимов, антонимов и др.)
Слайд 7
От 3-5 лет Норма Фонетика: замены некоторых согласных, сложных для артикуляции (рука-лука, шуба-сюба); метотезис – перестановка звуков или слогов в слове (петух-типух, пакетик-капетик). Признаки риска задержки речевого развития После 3 лет такими тревожными признаками являются: отсутствие предлогов отсутствие формообразовательных инноваций длительное сосуществование предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных.
Слайд 8
Норма Морфология: рост количества инноваций; внутрипадежное смешение окончаний существительных разных склонений; ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых существительных; ошибки при образовании сравнительной степени прилагательных и наречий; смешение окончаний глаголов, суффиксов причастий; ошибки при образовании видовых пар глаголов. Синтаксис: развитие связной речи развитие диалога; пересказы простых сказок и рассказов Признаки риска задержки речевого развития После 3 лет такими тревожными признаками являются: Большое количество фонетических ошибок, кроме типичных замен согласных ( рука-лука; шуба-сюба ) и метотезиса (перестановка звуков или слогов в слове : зайка-казяй; пакетик-капетик ): пропуск отдельных согласных ( ворона – АОНа, мох-мо ); добавление гласных в конце слова ( стул – тюля, платок — тёка ); ассимиляция – уподобление одного звука другому внутри слова: конфета-фафета, работа-бабота, бабуля-бубуля; упрощение стечений согласных ( спать-пать, мишка-мика ); типичная замена гласных ( сыр-сии, деда — дида ); нетипичная замена (субституция) согласных и гласных ( не хочу-не фасу, гулять-гиять);
Слайд 9
От 5-7 лет Фонетика: метотезис в речи леворуких детей и амбидекстров. Морфология: Уменьшение количества формообразлвательных инноваций. Дольше всего сохраняются: — унификация ударения; — смешение окончаний родительного падежа множественного числа; — смешение окончаний родительного и предложного падежей; — ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых существительных; — неверное образование сравнительной степени прилагательных; — ненормативное склонение числительных; — ошибки при образовании причастий. Синтаксис: — пересказ прочитанного; — сочинение собственных сказок и стихов
Слайд 10
Нарушение речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста Задержка речевого развития (по темпу) Понимает значение грамматических изменений слов. Различает близкие по звучанию слова. В ходе становления речи отсутствуют стойкие нарушения структуры слов и аграмматизмы. Способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями. Нарушения со стороны центральной нервной имеют обратимый нейродинамический характер иногда вовсе не выявляются. Общее недоразвитие речи Непонимание и неупотребление грамматических изменений слов Стойкие аграмматизмы и нарушения структуры слов Овладение языковыми обобщениями возможно только при коррекционном воздействии часто имеет сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушение созревания мозга, ранее органическое поражение ЦНС
Слайд 11
Гиперсензитивные фазы: 1. Относится к периоду накопления первых слов (от1-1,5 лет). 2. Период 2,5-3,5 лет. Ребёнок активно овладевает развёрнутой фразовой речью. Речь ребёнка сопровождается эмоциональным и психологическим напряжением, что отражается в устной речи: появляются паузы, которые могут возникать в середине фразы и слова; появляются повторы слогов, слов, словосочетаний (физиологические интерации); нарушается речевое дыхание; высказывание может сопровождаться вегетативными реакциями: покраснение, увеличение частоты дыхательных движений, мышечное напряжение); ребёнок испытывает повышенную активность в речевой деятельности, постоянно задаёт вопросы, инициирует общение (период «Почемучек»). 3. Период 5-6 лет. Формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. Ребёнок чувствителен к воздействию внешних факторов (психологические стрессы, ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения). Эти факторы могут способствовать недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.
Слайд 12
Важно помнить о том, что в повседневной жизни родители могут стимулировать речь ребёнка. Причём это не всегда должны быть специально организованные занятия. Ниже приведены несколько простых рекомендаций, которые помогут значительно помочь вашему малышу в овладении речи. По возможности ограничить просмотр телевизора. Чем меньше возраст малыша, тем менее желателен просмотр телепрограмм (даже «развивающих»). Очень нежелателен «телевизионный спам», когда ребёнок играет в свои игры в комнате рядом с работающим телевизором. Во время игры с малышом посвятите всё своё внимание ему. Пусть в доме при этом будет тихо или негромко играет классическая музыка. Читайте ребёнку книги, рассказывайте стихи и пойте вместе песенки. Лучше, если это будут знакомые и любимые стихи, песни и книжки. Малыш может рассказывать содержание сказок вместе с вами. Избегайте искажённых слов. Говорите правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук. Не торопитесь, не «съедайте» слоги и окончания слов. Совершенна неуместна «подделка» под детский язык. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри», «не бежи», вместо «не беги»…). Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.
Слайд 13
При разговоре с ребёнком постарайтесь сделать так, чтобы ваше лицо во время общения было на одном уровне с его лицом, тогда он будет видеть, как вы говорите. Называйте предметы, изображённые на рисунках, и просите ребёнка показать их, особенно при чтении сказок. Не упускайте случая озвучить название заинтересовавшего ребёнка объекта (собака, кошка, белочка и т.д.). Делайте паузы и повторяйте слова и фразы, чтобы ребёнок смог вникнуть в то, что вы сказали. Описывайте ребёнку всё, что он делает, видит и слышит, а также свои собственные действия, используя доступные для него слова. Повторяйте знакомые ребёнку слова и добавляйте несколько новых простых слов к словарю вашего ребёнка каждый день. Постарайтесь использовать и повторять новые слова применительно к реальной ситуации. Давайте ребёнку задания, пользуясь простыми командами. Предварительно объясните, чего вы хотите достичь своими инструкциями. Например: «Давай играть в мяч? – Принеси мяч», «Подними мяч», «Брось мяч» и т.п. Используйте слова, обозначающие последовательность действий, например: «сначала», «подожди», «после», «затем», «до», «в конце». Помогайте ребёнку классифицировать окружающие его предметы и вещи, описывая и показывая, для чего они предназначены, что с ними можно делать.
Слайд 14
Для стимуляции развития артикуляционного аппарата родители могут предлагать ребёнку в виде игры делать следующее: Полоскать рот; Пускать струйку воды через плотно сомкнутые губы; Проверять языком, все ли зубки хорошо почищены; Облизать ложку, тарелку; Показать, как кошка или собачка лакают молочко; Надуть воздушный шарик; Задуть свечку; Надуть щёки и не выпускать воздух через плотно сомкнутые губы (родитель в это время пальчиками надавливает на щёки ); Можно играть перед зеркалом : в клоунов – строить рожицы, в слонов – вытянуть губки как хобот, в лошадок – цокать язычком, в тигра – оскалиться.
Слайд 15
Пальчиковые игры. пальчиковая гимнастика приводит к улучшению кровообращения тех зон мозга, которые отвечают за моторику пальцев кистей и рук, и , следовательно, центров моторной речи. игры с пальчиками создают положительный эмоциональный фон, развивают способность подражать взрослому, вслушиваться и понимать смысл речи, способствуют концентрации внимания и тренируют память, способствуют формированию красивого почерка. Вот пример песенок и считалочек, которые сопровождаются движениями рук и пальцев: сгибанием, разгибанием, растопыриванием и т.д. Счёт начинается от мизинца: большой пальчик – это малыш. Этот пальчик – дедка, Этот пальчик – бабка, Этот пальчик – папенька, Этот пальчик маменька, Этот пальчик – наш малыш А зовут его — …(имя ребёнка).
Слайд 16
Пальчик – мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. (в этой считалке отсчёт идёт от большого пальца к мизинцу) Мы играли, мы играли, Наши пальчики устали. (сжимать кулачок – раскрывать кисть, растопыривая все пальчики) Тук, тук, молотком, строим, строим новый дом. (имитируем движение молотком)
Слайд 17
Для развития мелкой моторики могут быть использованы: Конструкторы Пазлы Игры-вкладыши Мозаики Игрушки-шнуровки Кубики Пирамидки Полезно с ребёнком: Лепить из пластилина Рисовать пальчиковыми красками Нанизывать бусинки на шнурок
Источник
Вопрос № 41.
Детская речь является предметом научного изучения с давних времен. Вопросом изучения детской речи в норме занимались многие исследователи: Гвоздев, Хватцев, Швачкин, Жинкин, Бельтюков, Леонтьев, Исенина, Винарская и др. Было произведено много наблюдений и экспериментальных исследований детской речи, посвященных формированию отдельных сторон речевой системы в онтогенезе, становлению языковой способности, периодизации речевого развития.
Эти исследования имеют большое значение для современной логопедии. В соответствии учением Л.С.Выготского, каждый ребенок в своем развитии проходит ряд качественных изменений, последовательность этих изменений одинакова как у нормальных, так и у аномальных детей, только осуществляется в разные временные периоды и имеют качественные отличия. Таким образом, усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
Для того чтобы оценить состояние речи ребенка в настоящий момент, выявить причины и механизм нарушения, этап речевого развития, на котором произошел сбой, необходимо знать этапы развития речи в норме. Знание закономерностей и этапов речевого развития в норме позволит выявить нарушение, определить диагноз и составить план коррекционной работы.
Большой вклад в разработку вопросов развития детской речи внес Гвоздев (лингвист). В течение 8 лет изо дня в день фиксировал речь собственного сына, записывая ее в дневник. На основе полученных данных был написана книга «Вопросы изучения детской речи» и «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка». И в настоящее время записи Гвоздева широко используются исследователями детской речи.
А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений, грамматических категорий, усвоения фонетики родного языка, наблюдения дошкольников над явлениями языка.
Выделенные автором периоды формирования грамматического строя речи по существу устанавливают, каким образом складывается у детей язык как система, служащая целям общения и мышления.
Бельтюков («О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе», «Об усвоении детьми звуков речи») занимался проблемой развития фонематических функций в онтогенезе. Он подробно изучил сложность взаимодействия речедвигательного и слухового анализаторов в процессе формирования фонематического восприятия. Экспериментально доказал, что к концу 2 года фонематический слух нормально развивающегося ребенка уже сформирован. Показал, что последовательность овладения произношением фонем не совпадает с последовательностью формирования слуховых дифференцировок. В различении ребенком звуков на слух — шипящие и свистящие, затем твердые и мягкие согласные, распознавание сонорных и шумных звуков. глухие и звонкие, на последнем этапе — различает взрывные и щелевые. Последовательность различение в произношении: сонорных (носовых) и шумных согласных; различение звонких и глухих; взрывных и щелевых согласных.
Н.Х. Швачкин рассматривал развитие фонематического восприятия. Выделил 2 периода в развитии детской речи. Первый период в развитии речи ребенка – дофонемный, речь здесь просодическая, так как ребенок еще не различает в обращенной к нему речи слова по их звучанию. В возрасте 10— 11 месяцев начинается качественно другой период в развитии понимания речи ребенком, основанный на восприятии и различении звукового состава слов. Этот этап Н.Х. Швачкин называет периодом фонемной речи. Различие звуков речи, а следовательно, и слов формируется постепенно. Диффереицировка фонем подчиняется определенному закону — вначале возникает грубая дифференцировка, по наиболее сильным компонентам, в дальнейшем она делается все более и более тонкой, т.е. различение звуков речи идет от различения контрастных к различению все более близких звуков. Н.Х. Швачкин установил такую последовательность развития этого процесса: сначала ребенок начинает различать в потоке воспринимаемой речи гласные звуки от согласных, различение внутри гласных звуков, затем возникает дифференциация шумных и сонорных, далее — твердых-мягких согласных, взрывных-щелевых, переднеязычных-заднеязычных, глухих-звонких, шипящих-свистящих, р-л. Н.Х. Швачкин отмечает такую последовательность появления двигательной дифференциации звуков в собственной речи (от 1 до 5 лет): сначала появляются гласные, затем сонорные м, к (а следовательно, и первые слова мама, на и т.п.), затем шумные взрывные п, б, д, т, к, щелевые в, ф, х, й, свистящие, шипящие л, р.).
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого этапа. Например, Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й — подготовительный — до 1 года;
2-й — преддошкольный – этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет;
4-й — школьный.
Остановимся подробно на характеристике этапов речевого развития.
1 период – довербальный – от рождения до 1 года.
Самым первым речевым проявлением является крик (громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом). Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться, меняются его интонации в зависимости от состояния ребенка, и у ребенка появляется гуление и смех.
У большинства здоровых детей в это время появляется начальное гуление — «гуканье». Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, у ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление, которое отличается от короткого гуканья певучестью.
Гуление — представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м]. Гуление важный этап довербального развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией.
Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе.
Следующая стадия развития характеризуется появлением лепета, и длится примерно от 5 до 9 месяцев. После 8-ми-месяцев постепенно звуки, не соответствующие фонетической системе родного языка, начинают угасать. Лепет представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.), роль слуха при этом весьма велика. По мере автоматизации лепета усваивается ритмический рисунок речи (развивается синтагматическая организация речи).
С 8 месяцев начинает понимать некоторые слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой, узнает голоса близких, реагирует на свое имя, прислушивается к речи взрослых и наблюдает за их артикуляцией.
К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба – часто не имеют предметной соотнесенности.
К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков.
С 1 до 1,5 лет – этап первичного усвоения языка.
К году ребенок четко произносит первые слова и понимает до 30 слов. Первые слова характеризуются полисемантизмом. Между 1г.3 мес. и 1г.6мес. рост словаря замедляется. Ребенок осваивает слоговую структуру и интонационно-ритмическую сторону языка. Происходит усвоение однословных предложений. Слово равнозначно по смыслу целому предложению. Первые слова-предложения аморфны, используются без изменений, связаны с конкретной ситуацией.
С 1,5 до 2 лет – происходит бурный рост словаря (до 300 слов), связанный с интенсивным развитием предметной деятельности, овладением слоговой структурой слов. Ребенок пытается произносить 2-х и 3хсложные слова (сначала произносит ударный слог, затем появляется первый предударный, а потом безударные слоги). Помимо существительных в речи ребенка появляются глаголы, связанные с действием и выражением требований. К концу 2 года ребенок объединяет слова в высказывания, связывая их только интонационно, слова в неизменяемой форме используются.
От 2 до 3 лет– этап усвоения грамматики языка.
К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. К 2 годам формируется фонематический слух.
На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря — достигает 800-1000 слов. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи, появляются личные местоимения. Появляются слова с обобщающим значением. Возрастает понимание речи, начинает развиваться контекстная речь.
Дети овладевают элементарными грамматическими навыками родного языка. В начале 3 г. ребенок овладевает первыми формами слов(усваивают ед.и мн.число сущ-х, формы В.п., возвратные глаголы и др.) происходит усвоение флексийнойсистемы языка.
В 2,5 года – развитие фразовой речи, дети учатся строить предложения из 3-4 слов, используя различные грамматические формы слов. Происходит качественный скачок в развитии речи.
Усвоение служебных слов – появляются предлоги, союзы.
Выделяют в словах морфемы, образуют слова по аналогии, возникает словотворчество.
Речь становится уже полноценным средством общения.
Период с 3 до 4 лет — у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Словарь детей достигает 2.000 слов. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги, а также служебные части речи. Дети этого возраста становятся почемучками.
В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания. Ребёнок использует суффиксальное словообразование. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко.
С 3 лет — момент интенсивного развития связной речи. Появляются зачатки монологической речи, дети умеют пересказывать (по вопросам) сказку. Переход от ситуативной к контекстной требует большой согласованности в работе ЦНС, речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и др.
От 4 до 5 лет — Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, присутствуют все части речи (притяжательные местоимения осваивают).
Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот пли иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
Возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли.
Начиная с четырех лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторнойфункции речи.
Период от 5 до 6 лет — продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка.
Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. В 5-6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряжений.
Наряду с количественным и качественным обогащением речи, возрастанием ее объема в речи ребенка 5-6-ти лет наблюдается увеличение грамматических ошибок, неправильные изменения слов, наблюдаются нарушения в структуре предложений, затруднения в планировании высказывания.
Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным
В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.
У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших.
К 7 годам к моменту поступления ребенка в школу, он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, надеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Ребенок начинает излагать события в логичной последовательности. То есть, это говорит о том, что у ребенка начинает формироваться разговорное логическое мышление
К седьмому году жизни ребенок употребляет слова, обозначающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
В 7 лет должна быть сформирована устная речь. В младшем школьном возрасте ребенок усваивает механизмы чтения и письма. В этом возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться словарь, грамматический строй, связная речь (пересказ).
В среднем школьном возрасте дети изучают закономерности языка, речи, учат правила, изучают части речи, развитие речи происходит на основе изучения морфологических, грамматических основ языка. Одновременно происходит развитие словаря, формируется сознательное отношение к языку. В этом возрасте практические умения и навыки соединяются с теоретическими знаниями о языке, о языковой системе. Усиленно развивается коммуникативная функция речи. В связной речи на качественно новый уровень выходит диалогическая речь. Также важно отметить формирование определенного сленга.
Старший школьный возраст характеризуется дальнейшим развитием лексики и грамматического строя, которое происходит на занятиях, в ходе обучения. Особенно развивается монологическая форма речи как устная, так и письменная, что связано с написанием сочинений, рефератов, выступлением с докладами и др.
Развитие речи не заканчивается в школе. В течение всей своей жизни человек встречается с необходимостью расширять, и обогащать индивидуальный запас слов и грамматических оборотов, совершенствовать сложные формы устной и письменной речи. Дальнейшее развитие речи связано с социальным окружением человека и его профессиональной деятельностью.
Источник