Образовательные области направления развития ребенка раннего возраста

Образовательные области направления развития ребенка раннего возраста thumbnail

Основные направления в развитии ребёнка раннего возраста.

Цель: довести до родителей информацию об основных направлениях развития детей раннего возраста; объяснить значимость роли родителей в обучении, воспитании и развитии ребёнка раннего возраста.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «ранний возраст».

  2. Дать общую характеристику развития ребёнка от года до трёх лет.

  3. Познакомить с предметной и игровой деятельностью в раннем возрасте и её значением для развития ребёнка.

  4. Познакомить с кризисом 3 лет «Я сам».

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, много читал, хорошо учился в школе, с удовольствием занимался и стал образованным человеком. Поэтому многие желают начать обучение малыша в самом раннем возрасте. И здесь перед родителями возникает множество вопросов: с чего начать? как и чем заниматься? в каком возрасте следует начать образование? заниматься самим дома или водить ребенка в школу раннего развития? какие методики существуют и какую из них выбрать для своего любимого крохи?

Ранним развитием считается обучение и воспитание ребенка с рождения и до 3 лет. Дело в том, что ребенок рождается с огромным потенциалом, его мозг активно работает, устанавливаются и укрепляются связи между нервными клетками, он впитывает в себя всю информацию, как губка. Дети начинают учиться сразу после рождения. Окружающие звуки, тактильные ощущения, зрительные образы – все это является первыми уроками в жизни новорожденного. С каждым днем малыш получает больше и больше сведений. Психологи утверждают, что в первые три года жизни ребенок получает информации больше, чем за все последующие годы! Природа все устроила таким образом, что именно в этот период ребенок легко учится, хорошо запоминает множество слов, способен усвоить огромное количество знаний. Но, увы, так происходит не всегда. Развитие мозга, которое так активно происходит в детстве, со временем замедляется. И если годовалый малыш легко воспринимает незнакомую речь, без труда запоминает новые слова (пусть даже и пассивно, не умея еще употребить их самостоятельно), а к пяти годам уже хорошо овладевает устной речью, то взрослому человеку выучить иностранный язык бывает намного сложнее. Но для того чтобы мозг полноценно развивался, он требует постоянной работы. В принципе, это касается, всего нашего организма. Представьте себе, что будет, если мы длительное время будем просто лежать и ничего не делать. Правильно, мышцы организма ослабнут и перестанут работать. Так и мозг, если он не будет работать, то его развитие пойдет крайне медленно. И именно поэтому обучению в первые годы жизни следует уделять особенно большое внимание. При этом обучение должно быть разносторонним, а развитие гармоничным. Для многих родителей раннее развитие – это способность ребенка уметь читать и считать. Это не совсем так. Раннее развитие подразумевает и получение ребенком основных понятий об окружающем мире, и физические занятия и упражнения, и развитие творческих способностей, и навыков самообслуживания, и многое другое с самого раннего возраста.

Раннее детство (ребенок от 1 до 3 лет). Приобретения раннего возраста.

Общая характеристика развития ребенка от года до трех лет.

Предметная и игровая деятельность в раннем возрасте.

Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи.

На втором году жизни в развитии ребенка начинается новый этап.

Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма.

Именно поэтому от взрослых требуется повышенное внимание к охране ребенка от физических перегрузок, защите от инфекционных заболеваний.

Ранний возраст очень значим в становлении психики, поведения, личностного развития ребенка, так как велики те качественные преобразования, которые с ним происходят.

Психологи даже склонны предположить, что три года — это середина пути развития от рождения до зрелости.

По сравнению с новорожденным трехлетний малыш владеет многими предметами домашнего обихода, пользуется ложкой, способен к самообслуживанию, общается с окружающими при помощи активной речи, в состоянии следовать элементарным правилам поведения.

Выделим основные достижения раннего возраста, влияющие на психическое развитие ребенка:

— овладение прямой походкой;

— развитие предметной деятельности;

— овладение активной речью.

Остановимся подробнее на роли прямохождения для психического развития ребенка.

В результате самостоятельного перемещения ребенку становится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги.

Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др. Движения ребенка при этом становятся более согласованными и точными, скоординированными, что ведет к развитию устойчивости внимания, точности восприятия, формированию волевых качеств.

Самостоятельное хождение приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая таким образом понятия величины, формы; учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.

Читайте также:  Тренажеры для развития ребенка от года

Таким образом, овладение прямой походкой существенно влияет на психическое развитие ребенка на втором году жизни.

Предметная и игровая деятельность в раннем возрасте.

В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка.

Из всех действий, которые осваивает ребенок в раннем детстве, наиболее значимыми для развития психики являются соотносящиеся и орудийные.

Соотносящиеся действия направлены на приведение предметов или их частей к какому-либо взаимному соответствию, например, складывание пирамидки, матрешек.

Орудийные действия предполагают воздействие одного предмета (орудие) на другие, например, применение ложки во время еды, совочка для игры в песке.

К концу раннего детства начинают складываться и другие виды деятельности, которые будут активно востребованы за пределами этого возраста.

Это, прежде всего, сюжетно-ролевая игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

В ролевой игре действия с предметами становятся вторичными, а на первый план выходит воспроизведение трудовых действий и общественных отношений.

Содержание начальных игр включает всего два-три действия, к трехлетнему возрасту ребенок осваивает сюжетные игры. На третьем году жизни дети начинают широко использовать в играх предметы-заместители (например, вместо градусника — палочка), что является важным приобретением в психическом развитии ребенка.

Рисование начинает формироваться уже около года, когда ребенок еще только способен держать в руке карандаш.

Сначала дети изображают каракули, усматривая в них какие-то образы, к трем годам излюбленным рисунком становится закругленная линия, с помощью которой изображаются практически все объекты и предметы (стадия «головоногов»).

Конструирование еще элементарное. Ребенок копирует образцы, показанные взрослыми.

Итак, наибольшее влияние на психическое развитие ребенка оказывает предметная деятельность, но все более активно развиваются другие виды деятельности.

Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи.

Начало раннего возраста характеризуется несовершенством в развитии познавательных процессов.

Это относится и к восприятию. Ребенок ориентируется в окружающей обстановке и предметах, однако часто ориентировка происходит на основе какого-либо одного, бросающегося в глаза признака, например, ребенок обозначает словом «пти» (птичка) все предметы, у которых есть выступ — клюв.

Сравнение предметов происходит посредством внешних действий, но к концу возрастного этапа в простых случаях может осуществляться при помощи зрения.

На третьем году жизни часто в качестве постоянного образца для сравнения ребенок использует хорошо знакомые предметы (треугольные предметы — «как домик», «как крыша», овальные — «как яичко» и т. п.).

В этом же возрасте ребенок способен различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник, и все основные цвета спектра.

Ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное, тем не менее, ребенок уже способен простые мыслительные действия выполнять в уме.

В элементарных случаях дети могут производить обобщения по таким существенным признакам, как цвет, форма, величина.

Ранний возраст — это наиболее благоприятный (сензитивный) период для овладения речью.

Около года ребенок умеет произносить отдельные слова, его словарный запас составляет от 4 до 10 слов.

Примерно в два года малыш говорит простыми предложениями, а к четырем — почти так же, как и взрослые. Развитие речи идет по следующим направлениям:

— совершенствование понимания речи (пассивная речь);

— формируется собственная активная речь.

Подробнее остановимся на развитии активной речи. Словарный запас ребенка 1,5 лет составляет от 30–40 до 100 слов, к концу двух лет — примерно 300 слов, а к трем годам — уже 1200–1500 слов.

В возрасте от года до полутора лет ребенок начинает называть вещи своими именами, но при этом усваивает лишь отдельные свойства предметов.

На начальном этапе овладения речевой структурой ребенок усваивает слоги, вначале ударные, затем удвоенные и однослоговые слова.

В это время еще не происходит построение предложений, а в качестве таковых выступает одно, позже два слова, не изменяющихся по родам и падежам.

В 1,5–2 года речь ребенка еще мало похожа на речь взрослого человека. Такая речь называется автономной.

Взрослым не следует поддерживать эту речь, иначе она может сохраняться длительное время.

Овладение речью имеет огромное значение для различных сторон психического развития ребенка, под ее влиянием перестраиваются психические процессы ребенка, благодаря чему начинается активное познание окружающего мира.

Источник

Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Авторы: Лазарева С.А.

              Кондратьева В.С.

С 1 сентября 2013 года в РФ ДО впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС ДО  

Читайте также:  Составление индивидуальной программы развития ребенка

Новая система, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:

— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);

— общение с взрослым;

— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);

— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

— двигательная активность

В п.4 ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация Программы в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний.

В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении

Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет.

Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Она влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения.

        Коллективная игровая деятельность, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь малыш должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими воспитанниками, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст, иногда используя естественную жестикуляцию, так, чтобы его поняли остальные, и т.д.

В игре бурно развивается воображение детей: они должны уметь видеть вместо палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков –стенку дома. Дети мыслят и творят, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).

В раннем возрасте (1 год — 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций

Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность)  либо самостоятельной деятельности малышей.

Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Читайте также:  Развитие ребенка 2 месяца 3 месяца

Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одними из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое  значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.

Источник

Цели создания Центра игровой поддержки  ребенка (ЦИПР)  – Развитие детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.  

Задачи:

  • оказание психологической, медицинской, социально-педагогической помощи детям;
  • разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
  • создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении;
  • создание условий для гармоничного психического, физического и интеллектуального развития детей раннего возраста;
  • содействие в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям детского сада;
  • активизация творческого потенциала личности ребенка;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;
  • взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям;
  • разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
  • консультирование  в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора.

Организация деятельности.

Создается при наличии не менее 24 воспитанников.

Дети принимаются в ЦИПР по заявлению родителей (законных представителей) и на основании договора, заключенного между ними и администрацией ГБОУ, при условии предоставления  медкарты из детской поликлиники о состоянии здоровья ребенка и родителя (законного представителя).

Содержание и методы деятельности ЦИПР определяются программой ГБОУ, программами дополнительного образования, индивидуально-ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми ГБОУ в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Основными формами работы с ребенком и семьей служат индивидуальный и групповой игровые сеансы, консультация, тренинг.

Наполняемость групп при организации работы с детьми — не более 8 чел. В работе групп могут принимать участие родители (законные представители). Продолжительность групповых занятий составляет не более 1 ч, в зависимости от возраста детей. Групповая работа может быть организована несколькими специалистами одновременно.

 Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей).

 Для организации деятельности ЦИПР в штатное расписание ГБОУ введены дополнительные штатные единицы: старшего воспитателя, педагога-психолога, воспитателя, , музыкального руководителя, помощника воспитателя.

 В ЦИПР организуются лектории, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей) и специалистов дошкольных образовательных учреждений по вопросам, связанным с использованием и применением игровых средств обучения для детей дошкольного возраста.

 Основные направления работы:

 Развитие познавательных способностей;

 Развитие эмоционально-личностной, социальной сферы;

 Развитие представлений об окружающем мире;

 Развитие речи;

 Развитие мелкой моторики;

 Развитие творческих способностей;

 Развитие сенсорных ощущений;

 Развитие двигательной активности;

 Развитие музыкального слуха и ритма.

В нашем центре Вам предложат квалифицированные консультации педагога-психолога, старшего воспитателя, воспитателя, музыкального работника по проблемам развития и воспитания детей раннего возраста.

Занятия в группе направлены на психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, а так же развитие эмоциональных отношений между мамой и малышом.

Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка.

На групповых занятиях совместно с мамой мы приобщаем малыша к различным видам продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), двигательной деятельности (подвижным играм, упражнениям, играм на руках и коленях, игровому массажу, пальчиковой гимнастике).

Специалистами ЦИПР создаются специальные психолого-педагогические условия для формирования у ребенка таких свойств личности как самостоятельность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям. Главным и необходимым достижением этих целей являются отношения между мамой и ребенком.

Источник