Обратное развитие у ребенка

Обратное развитие у ребенка thumbnail

Встал на ножки – и снова опустился на четвереньки, начал пить из кружки – опять потребовал бутылочку, бойко лопотал – вдруг замолчал и перешел на язык жестов… Возврат малыша к «старым привычкам» тревожит родителей. Почему прогресс сменяется регрессом и что делать, если после двух уверенных шагов вперед кроха отступает назад?

9 июля 2015·Текст:
Евгения Карповская·Фото:
GettyImages

Первые 3–4 года жизни малыш активно развивается и приобретает необходимые человеку знания и умения. Самое большое их количество кроха осваивает в первый год: в 2–3 месяца учится держать головку и улыбаться, в 3–6 – переворачиваться и удерживать игрушки, в 6–9 – сидеть и играть в «ку-ку», в 9–18 – ходить, говорить и подражать взрослым. Если сроки формирования навыка не укладываются в эти интервалы, их расценивают как остановки развития. Такие задержки можно связать с индивидуальными особенностями развития ребенка или с воздействием на детский организм внешних факторов или болезней.

Задержка по плану

Часто бывает, что остановка не экстренная, а плановая, связанная с «личной программой» роста малыша. Это – вариант нормы. Развитие крохи может иметь скачкообразный характер, который будет проявляться в том числе и в скорости приобретения новых навыков. Родители уже заметили, что ребенок может делать больше (ходить, а не ползать, засыпать без пустышки и т. п.), но почему-то не делает, и это вызывает у них тревогу. Между тем причина проста: психологически малыш еще «не дозрел», не свыкся с новым умением настолько, чтобы активно его использовать, и потому предпочитает оставаться в своей зоне комфорта. К примеру, чтобы научиться уверенно ходить, требуется не только много физических сил, но и большое терпение, а его у годовасика совсем немного! К тому же порой до желаемой цели – упавшей игрушки или папиного мобильника – легче, быстрее и безопаснее добраться привычным способом, на четвереньках. Как таковой задержки развития здесь нет, в положенный срок кроха встанет на ножки и пойдет. Успокойтесь и не гонитесь за очередными достижениями своего чада – иногда чрезмерная родительская внимательность и завышенные ожидания могут оказать ему медвежью услугу.

Уважительные причины регреса

Другое дело, когда ребенок уже преодолел новую ступеньку в своем развитии и вдруг резко сдал назад. Допустим, малыш активно начинал самостоятельно садиться, но после инфекционной диареи с госпитализацией как будто все забыл. Почему так происходит?

Влиянию негативных факторов, которые могут привести к подобной ситуации, особенно подвержены детки раннего возраста. Психомоторное развитие малыша в первые три года жизни происходит с космической скоростью: он осваивает различные навыки (сначала умение держать головку, потом переворачиваться, садиться, ходить, есть ложечкой и пить из чашки, самостоятельно засыпать, пользоваться горшком, одеваться), у него формируется речь, а затем и мышление. Нагрузка на маленький организм при этом огромная, и любые, казалось бы, незначительные, обстоятельства или действия могут притормозить или нарушить выработку только-только приобретенных условных рефлексов и навыков, и они до конца не закрепятся.

Замедлить развитие малыша могут:

1) Различные заболевания

  • инфекционные болезни (ОРВИ, кишечные инфекции, ветряная оспа, скарлатина и проч.);
  • тяжелые инфекции мочевых путей;
  • выраженные анемии;
  • дистрофия или ожирение;
  • острые травмы.

Механизм «остановки»: маленький (и еще очень слабый) организм ребенка бросает все силы на борьбу с недугом и, как следствие, временно притормаживает естественное физическое, а позже и психомоторное развитие.

2) Неправильное питание

  • недоедание (например, из-за нехватки материнского молока или грубых ошибок в расчете суточного количества смеси и/или прикорма);
  • длительная несбалансированная диета при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (непереносимость лактазы, глютена) или при пищевой аллергии;
  • дефицит или нарушение соотношения в рационе белков, жиров, углеводов, витаминов.

Механизм «остановки»: организму не хватает количества (или качества) еды для полноценного развития, и он «замирает» на определенной стадии, чтобы пережить этот негативный момент и дождаться более благополучного периода. К примеру, у малыша сильная пищевая аллергия и многие продукты приходится исключать. Если родители продумывают его питание сами, есть риск, что диета получится однобокой и ребенок недополучит многих питательных веществ. Что в итоге? Будет плохо набираться вес, затормозится рост, а позже и психомоторное развитие.

3) Сильные эмоциональные переживания

Как правило, они провоцируют «пробуксовку» в развитии в более позднем возрасте (это могут быть расстройства речи, моторные или эмоционально-волевые нарушения) и обычно связаны:

  • с недостатком внимания, общения и любви, получаемых в первую очередь от мамы (слишком ранний выход на работу, отсутствие теплых отношений и особенно телесного контакта с ребенком, обеспечение лишь материальных потребностей малыша и т. п.);
  • с сильными стрессами (сопряженными, например, с появлением в семье второго ребенка и сопутствующими переживаниями старшего, появлением новой няни, адаптацией в детском саду, разводом родителей, утратой одного из них и проч.);
  • с умственными перегрузками, которые часто являются побочным эффектом слишком интенсивного раннего детского развития (так называемый «информационный невроз»);
  • с неблагоприятным микроклиматом в семье (ссоры между родственниками/родителями, скрытые или явные конфликты).
Читайте также:  Сферы развития ребенка фгос

Механизм «остановки»: малышу может не хватать внимания – одобрения, поощрения и ласк. Нарушение контакта с самым близким человеком – мамой, слишком занятой или погруженной в свои внутренние переживания – опасно потерей теплой эмоциональной связи, которая является опорой для гармоничного взросления. Как правило, в таких случаях в первую очередь дает сбой психомоторное развитие, но позже к нему могут присоединиться и физические проявления (нарушение аппетита, снижение иммунитета).

Иногда новая способность («Оказывается, я так умею!») может испугать малыша. Это также бывает причиной того, почему он вдруг «притормаживает» и отказывается выполнять некоторые действия.

Что делать, если у вашего ребенка произошла такая «пробуксовка»?

* Не паниковать, а убедиться, что регрессивные проявления устойчивы и регулярны (например, после устоявшегося режима «сухого» ночного сна малыш не просто единожды напустил в штанишки в детском саду, а раз за разом продолжает писаться в кровати дома).

* Навестить педиатра и проверить здоровье. После перенесенных инфекций стараться обеспечивать ему облегченный режим дня, активные прогулки и комфортные условия дома. Устраивайте профилактику заболеваний (в первую очередь ОРВИ и кишечных инфекций): ограничьте посещения общественных мест, а также соблюдайте правила гигиены в быту и при приготовлении пищи.

* Отправиться на консультацию к диетологу и исправить недочеты детского рациона.

* Проанализировать ситуацию. «Откат» назад должен стать для вас звоночком: обратите особое внимание на психологическое состояние ребенка, попробуйте выявить причины его неудовлетворенности, тревожности, раздражительности или застенчивости. Поразмышляйте, не менялась ли в худшую сторону внутрисемейная ситуация? Какие внешние факторы могут провоцировать лишний стресс для малыша? В конце концов, может быть, ему просто нужно больше вашего внимания?

Как только будут устранены причины, которые привели к «остановке», малыш станет наверстывать упущенное. При этом ему обязательно надо помогать: больше контактируйте с ребенком, почаще хвалите и говорите, как вы его любите, оберегайте от физических и нервных перегрузок, стрессов, независимо от возраста обеспечивайте тесный телесный контакт и совместное времяпрепровождение. В любой ситуации поддерживайте малыша и обеспечивайте ему чувство безопасности. Чутко и внимательно относитесь не только к детским переживаниям, но и к своим собственным. Дело в том, что, когда у мамы появляются страх, тревога или чувство вины, это может оказывать прямое влияние на состояние ребенка и даже замедлять процесс его развития.

ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАДЕРЖЕК РАЗВИТИЯ

  1. Своевременно посещайте педиатра и чутко наблюдайте за ростом и развитием малыша.
  2. При затягивании сроков восстановления после «остановки» обращайтесь за консультацией к неврологу и/или психологу.
  3. Терпеливо и спокойно обучайте ребенка подзабытому навыку (при этом старайтесь не раздражаться и не злиться, напротив, поощряйте и хвалите за любые успехи).
  4. Позаботьтесь о комфортных условиях для крохи – как материальных (например, полноценное питание, удобный горшок, книжки с яркими картинками и т. п.), так и психологических (внимание, одобрение, любовь и поддержка).

Неожиданный регресс: назад, к старым привычкам
Во время стремительного развития некоторые из ранних детских причуд, которые, как вы полагали, уже в прошлом, неожиданно возвращаются. Например, он снова начинает просыпаться среди ночи, хотя уже давно привык спать спокойно, или опять требует бутылочку для питья, хотя в течение последнего месяца прекрасно обходился без нее. Не стоит паниковать, в жизни маленьких детей регресс − вполне нормальное явление. Читать далее

Проблема мокрых штанишек
Время от времени с каждым ребенком происходят маленькие «аварии». Бывает, в саду или в гостях малыш заиграется, итогом чему – мокрые штанишки. Утешив его, вы дружно забываете о досадном эпизоде. Но когда это повторяется, вы начинаете беспокоиться. Он «на ты» с горшком, вы позаботились об этом, подготавливая его к детскому саду. Что же с ним происходит? Читать далее

Почему детей с дефектами речи становится все больше
Все мы помним незадачливого логопеда из известного кинофильма «По семейным обстоятельствам» в исполнении Ролана Быкова. Сегодня вовремя обратиться к специалисту данного профиля (разумеется, более профессиональному) очень важно. Почему, мы и решили выяснить у врачей. Читать далее

Источник

Все время говорю о важности формирования у ребёнка новых нейронных связей, но сейчас хочу поговорить про то, как все образуется и переводится у человека в знания, умения и навыки????

Конечно нужно прочитать несколько десятков книг по данной теме, чтобы до конца понять, а что именно я здесь пишу, но постараюсь объяснить максимально просто.

Самой интересно получится ли. Так что дайте пожалуйста обратную связь

нейронные связи

Человек рождается с огромным количеством активных нейронов, но они не имеют особого смысла если между ними не формируются нейронные цепочки.

Нейроны, которые не используются мозгом, начинают постепенно ослабевать уже у двухлетнего ребенка (важно формировать как можно больше связей между ними)

Малыш рождается и не может даже долго взгляд сфокусировать на одном предмете длительное время. И потихоньку тренируется, переводя взгляд с одного предмета на другой (когда родители на что- то указывают и называют, потом ещё раз показывают, то этим формируют новую нейронную связь), каждый раз задерживаясь чуть дольше. И в этом случае сокращение числа активных нейронов позволяет малышу не скользить рассеянным взглядом по всему вокруг, а опираться на нейронные пути, которые у него уже сформировались. Именно благодаря опоре на сформировавшиеся нейронные связи, формируется интеллект.

Читайте также:  Этапы речевого развития ребенка в норме шпаргалка

Постепенно ребёнок накапливает знания и опыт (где то просто наблюдая, а где- то самостоятельно его приобретает, например, если обожжется)

И в возрасте от 1,5-2х лет, малыш способен уже самостоятельно концентрироваться на том, что доставляло ему в прошлом приятные ощущения, типа знакомого лица или игрушки. Он может остерегаться того, что в прошлом вызвало у него отрицательные эмоции, например, если ребёнка до этого ударил другой ребёнок

нейронные связи

????Примерно до семи лет процесс оптимизации мозга у ребенка продолжается (поэтому важно до этого времени дать ребёнку как можно больше различного опыта и взаимодействия с окружающим миром и людьми) От этого зависит его интеллектуальная деятельность в дальнейшем????

Отмирание активных нейронов заставляет человека соотносить новый опыт со старым, вместо того чтобы накапливать новые переживания каким-то отдельным блоком. ( т. е в какой то момент перестаёт просто копить знания, а учится их соотносить и анализировать)

По проведённым опытам и наблюдениям за развитием мозга у людей, обнаружили, что отмирание незадействованных активных нейронов к семи годам помогает сделать мыслительный процесс человека более эффективным и целена правленным( при условии, что человек создал много нейронных путей, на которые может опереться в мыслительном процессе)

После семи лет человек создает нейронные связи разветвляя старые нейронные «стволы», вместо того чтобы создавать новые. (И получается как у дерева, вырастают от одного ствола много-много разных веточек, которые цепляются за веточки других деревьев и таким образом информация передаётся.)

Конечно, с возрастом мы получаем новые знания. Однако эта новая информация концентрируется в тех областях мозга, в которых уже существуют (активные нейронные связи)

И если обобщить информацию, то получается, чтобы мозг развивался ему важно не огромное количество несоединенных между собой нейронов, а именно до семи лет на соединять как можно больше нейронных дорожек, ведь тесно переплетенные между собой нейронные связи и нервные пути составляют основу нашего интеллекта

Рекомендую к прочтению Некачественное время проведённое с ребёнком

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

Источник

Здравствуйте,уважаемая Полина!
Мы уже встречались с вами тут
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Сейчас моей дочке год и десять месяцев.
Пришла от логопеда в расстройстве.Но по порядку.
Ребенок у меня очень спокойный,умненький,всё понимает,
хорошо ориентируется на местности и запоминает.
Полностью приучена к горшку(кроме ночи)
Речь развивалась правильно и соответсвовала возрастным
нормам.Полгода назад были у невролога и она нас хвалила.
В год был приличный словарный запас -мама,папа,дядя,тётя,гав-гав,няу,
баба,няня(луна),пипи(мышка),ка-ка(кваква,каркар) и много других
простых слов.Количество их понемногу увеличивалось и к 1,5 годам
было слов 50 или больше,но не взрослых,а Дашиных.Потом почему-то
произошло обратное развитие:confused:Она стала упрощать даже
свои слова,например вместо няу говорить ня,вместо гав-гав-просто га.
Постепенно она растеряла весь запас слов и теперь только А да А.
Показывает жестами и произносит звуки А,Па,По.
Я в расстерянности.Пошли к логопеду,она сказала,что это плохо и
деградации быть не должно,а только развитие .Направила к неврологу
обследоваться и лечиться.:mad:Сказала упражнения тут не помогут.
Вот хочу спросить встречалось ли вам такое и с каким исходом?
Очень переживаю.
Спасибо за ответ!:)

POLINA_S

21.05.2008, 19:47

Добрый вечер. Сказать, что произошло, трудно. У меня есть предположение, но не знаю, насколько оно верное — подтверждения в литературе не встречала. Мне кажется, что у детей к двум годам уже относительно хорошо развит фонематический слух. Она понимает, что говорит не так ( то, как Даша говорила, называется автономная речь) Если к этому возрасту появляется взрослая речь — все идет хорошо, если нет, то ребенок замолкает и требует, чтобы взрослый говорил за него, потому что он правильно сказать не может и уже понимает это. Несколько раз я с таким встречалась, обычно нужно перестать ребенка спрашивать, а называть все, на что он показывает взрослыми словами. теперь лепетные слова уже не употребляйте. Еще раз повторюсь, что наверняка причины не знаю и это лишь мое предположение.

Dr. W.N.

21.05.2008, 20:50

«Откатом» речевых навыков могут сопровождаться и варианты нормального развития, и некоторые заболевания. Для грубого ориентира можно принять факт, что при болезнях чаще страдает не только речевая продукция, но и понимание, появляются поведенческие, психические нарушения, изменения в неврологическом статусе и пр. Если ничего этого нет, то речь может идти о варианте нормы. Подробности надо узнавать на приеме.

Большое спасибо за ответы!
Моя интуиция и поведение ребенка перевешивают в сторону
нормы,буду надеется что так и есть.:)
В понедельник идём к неврологу.После обязательно напишу.

POLINA_S

22.05.2008, 19:44

Жду:)

Здравствуйте,это снова мы.
Были у невролога.Она сначала хотела
отослать нас до конца лета,говоря,что
ещё возраст позволяет подождать и что
«активизирующие курсы «назначают обычно
осенью.Ребенка она не пощупала,кроме жалоб ни
о чём не спрашивала.Только после того,как
я сказала,что в апреле ребенок падал не очень удачно
с дивана на спину,послала на ЭХО-ЭГ головы,что бы исключить
травматические повреждения и изменения.В карточке написала
ЗРР неясной этиологии.Теперь 30го идём на ЭХО-ЭГ,знать
бы ещё что это и как проводится.)))

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка для логопеда

POLINA_S

26.05.2008, 23:21

Думаю, ничего там нет, но когда сделаете — пишите.

Здравствуйте Полина!
Вот прошло полгода.Возвращаясь назад,скажу,что
Эхо-ЭГ оказалась нормальной(умеренные признаки гипертензи,
без всяких смещений и т.п)Весной невголог отослала нас до осени.
И вот она уже заканчивается,а воз и ныне там.
На приёме 29.11. невролог отправила нас ещё на год!!
У меня просто опускаются руки.На все мои вопросы она сказала,
что у ребенка всё нормально,интеллект сохранен и можно подождать ещё
до осени(!!!)Неужели невролог даже не пообщавшись с ребенком,а лишь
посмотрев на него с расстояния 2 метров видит отсутствие органических
нарушений и других проблем мешающих говорить?Сказала :никакие обследования
не нужны и логопед до трёх лет тоже;читайте,разговаривайте.

Очень надеюсь на ваши советы и рекомендации.
На данный момент Даше 2года 4 месяца,в сад не ходит.
После отката речи (весеннего) она потихоньку восстановила утерянные слова и
потом в течение лета к ним добавилось ещё немного новых.Т.е. динамика есть,
но она минимальная и «говорим» мы на уровне 1,5 летнего ребенка.
Есть глаголы
па(спать)
ням-ням и ам(есть)
попити(пить)
ку-ку(спрятаться)
бам,ба-бам(означаем падение,но применяется и как по отношению»падает снег»
и так же к спрыгнувшей кошке)
остальные действия просто звуками-брбрым,ууу,
Есть существительные и всё остальное-
мама,папа,баба,деди,няу,гага(собака),бья(обезьянка ),биг(большой),пока,
нямням(конфета),пипи(мышка),ка(лягушка),ахха(всё), Га-га(гуси),игого и всё в этом роде.
Предложения только простейшие-Папа пока,няу бам,а когда хочет рассказать что-
то длиннее получается несвязно и плохо.Знает что маму зовут «Тань»,а себя
называет Яя или Дая,но редко,легче пальцем показать.
Пассивный запас мне кажется хороший,всё понимает,исполняет просьбы,
начала придумывать игры несложные,любит рассматривать картинки и запоминает
их,а вот слушать чтение(особенно стихи) почему-то не любит.Собирает половинки
и трафореты,а пазлы из 8 частей никак не даются.Знает понятия маленький-
большой,знает фигуры геометрические,некоторые цвета.Сортрирует по цветам.
Нанизывает бусы на шнур.Ролевые тоже понемногу осваивает и куклами и зверями.
Интересуется буквами,но пока начальный этап.Память вроде неплохая.

Посоветуйте какие упражнения нам поделать и как заниматься,я не
педагог и мне крайне трудно понять что она понимает,что запоминает.
Может всё же найти деньги и пригласить не несколько занятий дефектолога?
Я много везде читаю про детей с ЗРР и как их компенсировали родители,
это такой гигантский труд.У некоторых прогресс начался только после того,
как на доплере выяснились затруднения кровотока слева и помощи остеопата.
Может нам тоже стоит поискать причины в органике?Или при них и нашей речи не
было бы? Ещё прочитала несколько статей в журналах про ММД,прям как на грех
попались в руки,и там все симптомы прям про нас.Вобщем я что-то приуныла.
Извините что так много.
Жду ответа.Спасибо!

Dr. W.N.

01.12.2008, 20:26

Я не совсем Полина, но вмешаюсь. Эхо-ЭГ, допплер, остеопаты к речи не имеют никакого отношения. При речевых проблемах исключать в первую очередь стоит нарушения слуха, а от невролога требуется распознать довольно редкие и специфичные заболевания, это делается в основном при осмотре и беседе с родителями и ребенком. Инструментальные обследования «по неврологической части» нужны редко. ММД — не диагноз вообще.

Спасибо,Василий Юрьевич.

Полина,очень жду ваших комментариев о нашей речи и
рекомендаций по занятиям.Спасибо.

POLINA_S

02.12.2008, 20:37

Добрый вечер. ММД — это минимальная мозговая дисфункция. Когда нечего сказать — говорят это. Девочка умненькая, развитая, написать что-то более устрашающее врач не смог. Следовательно нарушений при очном осмотре не обнаружено:)
Поскольку понимание речи хорошее, предполагаем, что слух не нарушен, но можно проверить самой, чтобы не ходить зря. (см тему «как проверить слух ребенка»). Пойдете только в том случае, если у вас при проверке возникнут подозрения.
С девочкой разговаривайте, задавайте ей «открытые вопросы», требующие от нее ответа с помощью имеющихся у нее слов.
Примеры вопросов:
закрытый вопрос: Это папа пришел? (ответ: «да»)
открытый вопрос: Кто пришел ( ответ: папа)
Прочитайте все прикрепленные темы по развитию речи. Логопед вам правильно сказала: ;читайте,разговаривайте.

Спасибо Полина.
Все темы читаю регулярно.
Открытые вопросы задаю,но это ни к чему не приводит
пока,если слова нет в словаре(её),то просто показывает пальцем.
Если есть -отвечает.Повторяет только слоги.
Скажите, а перекрестный прикус может мешать только
призношению звуков,но не речи?

POLINA_S

02.12.2008, 23:37

Я думаю, только нарушение произношения. А как жует ваша девочка? Есть ли у нее проблемы с пережевыванием твердой пищи?

Жуёт и кусает вроде нормально,но проблемы с перевариванием
всё же есть(может и из-за прикуса)кусочки фруктов не перевариваются
до конца.Прикус в нашем возрасте ещё ведь не лечат.
Спасибо за ответы!

Источник