Обогащенное развитие ребенка это

Ирина Николаевна Лобыкина
Обогащение развивающей среды — одно из условий формирования личности ребёнка

Что такое развивающая среда? Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащённая развивающая среда предполагает одно из условий формирования личности ребёнка.

Мышление дошкольника проявляется в наглядно – действенной форме как умение восстанавливать ранее воспринятые связи, но в конкретной наглядной ситуации. В дошкольном возрасте «всё сознание работает на пользу восприятия». Следовательно, для обеспечения гармоничного развития ребёнка нам прежде всего необходимо создать благоприятные условия для развития личности ребёнка. А благоприятными, я считаю, они будут в том случае, когда мы будем организовывать эмоционально окрашенное восприятие детьми предметов и явлений окружающей действительности, переходящее в действие, сопровождаемое словесными комментариями взрослого. Тогда основной принцип обогащения развивающей среды я бы обозначить так:

Что вижу, с чего действую, то и познаю!

Главным условием при создании развивающей среды я считаю педагогическую поддержку различных видов детской деятельности.

Основная задача формирования личности ребёнка – передача детям культурного, исторического опыта, накопленного в течение многих поколений и воплощённого в разнообразной человеческой деятельности. Огромные возможности для передачи и усвоения такого опыта заложены в игре.

Для развития конструктивной деятельности наша группа оснащена конструктором «ЛЕГО» постройки, объединённые одной темой, служат прекрасной средой для режиссёрских игр детей. Замечательно то, что в создании новых сюжетов участвуют сами дети. Так же дети активно используют имеющиеся предметы-заместители и сюжетные игрушки.

В специально оборудованных зонах ребёнок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве. Разнообразные изобразительные материалы предлагаются детям для воплощения творческих замыслов.

Ближе познакомиться с историей и бытом русского народа помогает созданный в нашей группе уголок русского быта. Здесь собраны предметы старинной утвари, одежды, образцов декоративно-прикладного искусства. Всё это дети могут увидеть и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня.

В формировании у детей потребности в художественном слове, эмоциональной отзывчивости нам помогают книги. Дети могут взять понравившуюся книгу, рассмотреть её, прочитать вместе с воспитателем.

Отдельно отведён уголок для театрализованной деятельности. Здесь находятся куклы, атрибуты пальчикового, теневого, настольного театра. Ребёнок может изобразить героя и сценку из литературного произведения. Играя в театр, дети учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства.

С большим вниманием мы относимся к созданию условий для самостоятельной детской деятельности. Детям предоставляем возможность использовать по своему усмотрению различные предметы, материалы и оборудование, обеспечиваем их выбор и доступность. В групповой комнате дети могут по желанию лепить, рисовать, рассматривать иллюстрации в книгах, разыгрывать сценки.

Особенно важной для нас является поддержка детских творческих игр. Мы внимательно изучаем игровые предпочтения детей, их интересы и взаимоотношения друг с другом. Предлагаем заскучавшему ребёнку интересную игру, помогаем ему обрести партнёров, подобрать игрушки или их заместители.

В нашем детском саду созданы необходимые условия для полноценной реализации потребностей детей в активном познании окружающего мира, возможности исследовать и экспериментировать, осваивать через свободную творческую игру, полученную на занятиях.

Наша задача предложить необходимый развивающийся материал, помочь раскрыть его возможности – показать, как можно использовать его в игре.

В каждом виде детской деятельности есть некоторые ключевые точки её усложнения. Как правило, они связаны с освоением детьми нового типа предметов, который поддерживает новые, более сложные способы деятельности. Такие предметы в определённом смысле универсальны; они таят в себе множество возможностей их использовать и как бы традиционно входят в жизнь ребёнка.

Говоря о развивающем значении простых вещей, не мешает вспомнить Фридриха Фребеля с его «дарами»; ведь они не случайно остались в педагогике как «след» его системы. Конечно, в соответствии с современными научными знаниями, таких значимых для развития дошкольника предметов мы в настоящее время найдём побольше.

Можно привести примеры предметов,ключевых для разных видов детской деятельности:

Куклы и игровой макет – для игровой;

Пирамидка и мозаика – для познавательно-исследовательской;

Пластилин и конструктор – для продуктивной;

Мяч и скакалка – для двигательной деятельности и т. п.

Определив для каждого вида деятельности небольшой круг ключевых ситуаций, в которых мы будем вовлекать детей, открывая для них развивающие возможности этих предметов.

Конкретная форма ключевых ситуаций зависит от специфики каждого вида деятельности.

Например, это может быть непосредственное вовлечение детей в совместную деятельность с педагогом (в сюжетную игру, рисование, конструирование, обсуждение с детьми продуктивной детской деятельности и т. п.

Характерной чертой этих ключевых ситуаций должна быть их камерность – расчёт на очень небольшую подгруппу детей, чтобы голос каждого мог быть услышан.

Ещё одна характерная черта – лаконичность ключевых ситуаций.Следует придерживаться принципа: одна ключевая ситуация – один предмет, чтобы дети могли

«почувствовать» его. Чрезмерная перегруженность ситуации информацией может привести к распылению внимания и к нулевому эффекту.

Выделив и описав такие ситуации, мы дали бы хорошую подсказку воспитателям для налаживания взаимоотношений с детьми.

Как показывают материалы мониторинга развития наших воспитанников, созданная система условий, средств и форм организации деятельности детей обеспечивает необходимый уровень его познавательного, социального, эстетического развития.

Источник

Любовь Никулина
Обогащение эмоционального опыта дошкольника

Читайте также:  Системы раннего развития ребенка

Прежде всего следует отметить, что человек всегда как-то относится к тому, что он познает, что делает, с кем общается. Эти чувства связаны с ощущениями и восприятием окружающего, с событиями, запечатлевшимися в памяти, с представлением будущего. Говоря о переживаниях человека, употребляются два термина – «чувство» и «эмоции». Под эмоциями понимаются переживания отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях.

Система дошкольного образования ориентирована на обеспечение познавательного и эмоционального развития детей. Предназначение дошкольного возраста заключается как в овладении знаниями, умениями и навыками,так и в становлении базовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать окружающую действительность. Эмоции, которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, в жестах, во всем его поведении.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные для него условия. Поэтому взрослые должны обеспечивать эмоциональный комфорт. Для воспитателя поведение ребенка, уровень его эмоциональной сферы являются важными показателями для понимания внутреннего мира ребенка и свидетельствуют о психологическом состоянии. Эмоции выполняют регулирующую и охранную функции. Дети 3-5 лет могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выражать свое отношение к ним.

Эмоции способствуют нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и педагогов вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Эмоции являются источником радости и страдания.

Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в плену эмоций, поскольку еще не могут управлять своими чувствами. Ни для кого не секрет, что лучшие друзья современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимые занятия- просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети мало общаются не только со взрослыми, но и друг с другом. Малыши не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности их поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей.

В формировании эмоциональности в дошкольномвозрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими людьми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы. Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены его социальным опытом. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими людьми. В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Если взрослый расположен к ребенку, радуется его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие.Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится неуверенным. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения со сверстниками. В раннем детстве этот навык только начинает формироваться. На втором году при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство. На третьем году уже спокойно играет с другими детьми. Эмоциональный механизм сопереживания появляется в дошкольном возрасте. Общение со сверстниками полезно и способствует эмоциональному развитию ребенка. Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей – в играх, при выполнении трудовых поручений. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий. Он спорит со сверстниками, успокаивает, требует и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, фантазирование. Второе отличие общения со сверстниками заключается в его яркой эмоциональной насыщенности. В общении со сверстниками наблюдаются экспрессивно-мимические проявления, которые отражают разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких. Однако, именно родители могут и должны начать эту работу. Беседуя с ребенком, они учат его анализировать собственные эмоции и поведение. Развивая эмоциональную сферу ребенка,родителям необходимо учитывать следующие моменты:

1. Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающими различные эмоциональные состояния.

2. Называя эмоциональные состояния,точно определяйте его словесно: «радость», «грусть», «удивление». Помните сами и объясните ребенку, что чувства не делятся на «хорошие» и «плохие».

3.Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки.

4. С уважением относитесь к чувствам малыша.

Педагоги могут организовать работу по развитию мира эмоций более последовательно и системно. Начать эту работу можно со знакомства со своеобразным эмоциональным букварем. Можно использовать литературный материал, вспоминая героев произведений, их переживания. Педагогу необходимо научить детей соотносить собственные эмоции с соответствующими событиями. Взрослый учит детей анализировать эмоциональное состояние другого, понимать его настроение. Педагог обогащает словарь детей словами – синонимами, обозначающими эмоции.

При работе над развитием эмоцийпедагог может ставить задачи:

Средняя группа

Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, спокойствие; учить различать эмоции по схематическим изображениям; учить передавать заданное эмоциональное состояние мимикой, жестами, интонацией.

Читайте также:  Особенности развития эмоциональной сферы ребенка подростка

Старшая группа

Продолжать знакомство и расширять представление детей об эмоциях; учить понимать свои чувства и чувства других людей, учить контролировать свои эмоции.

Подготовительная группа

Закреплять у детей полученные знания об эмоциях, учить понимать относительность в оценке чувств, продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными способами.

Работа по знакомству с определенной эмоцией должна проходить в интересной и доступной для ребят форме с использованием развивающих игр, упражнений, рассматривания рисунков и фотографий, чтения художественной литературы, рассказов педагога и детей, сочинений историй, моделирования и анализа заданных ситуаций, слушания музыки, рисования.

Итак, развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним более доверительные отношения, а это сможет облегчить процесс воспитания и развития. Родители и воспитатели должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника.

Источник

Ольга Микушева
Развивающая предметно-пространственная среда как условие сохранения физического и психического здоровья детей

Влияние предметно – развивающей среды на развитие личности ребёнка

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей.

Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец, ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению на-копленного опыта восприятия и познания в играх, общении, рисунках, поделках. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Развивающее образование направлено, прежде всего, на развитие личности ребенка и осуществляется через решение задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; предполагает перспективу саморазвития ребенка на основе познавательно-творческой деятельности.

Развивающая среда как средство социализации дошкольников

Развивающая среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников. Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Человек-существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, но и от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми ребёнок получает определённый социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Социализация-это процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре. Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации и приспособления.

Детский сад является одним из основных институтов социализации, где педагог организует условия для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни. Предметно-развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.

В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, именно в игре ребёнок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности, определять позицию по отношению к окружающему миру и людям. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Читайте также:  Новорожденный ребенок развитие по дням

Для нормального психического развития ребёнок всегда должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением. В сюжетно-ролевых играх дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, приобретают различные социально значимые качества, а также в процессе совместных игр со сверстниками, у ребёнка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья

В дошкольном детстве это условие является важной составляющей качественного образования в целом. Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

Педагоги детского сада обязаны создать условия для возникновения и развертывания игры, для развития общения между детьми в игре, способствовать развитию у детей разных видов игры, создать условия для развития творческой игровой активности детей, развивать у детей в соответствии с их индивидуальными возможностями, способность к самовыражению, побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учить детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей и людей, передавая их различными игровыми средствами, предоставлять детям право выбора игровых средств.

Развивающая предметно-пространственная среда системна, отвечает целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры;

— инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;

— учитывает специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры, так и других возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту. Иначе говоря, решает задачи создания зоны ближайшего развития через организацию предметной среды; дает возможность взаимодействия детей между собой и с взрослыми;

— наряду с консервативными компонентами имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, способы, образы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование, так и развитие детей в ней;

— обеспечивает возможность ребенка жить в разномасштабном пространстве, сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз – рука», его росту и предметному миру взрослых;

развивающая функция предметной среды сочетает традиционные и новые компоненты, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более, сложным, содержательным.

Принцип дистанции позиции при взаимодействии взрослого и ребенка

Групповое помещение условноподразделяется на три зоны: спокойная (учебная, уголок книги); средней интенсивности (театрализованная, музыкальная, зона конструирования); зона насыщенного движения (спортивный уголок).

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Комплексирование и гибкое зонирование. Разнообразие предметной развивающей среды структурируется по видам детской деятельности, обеспечивает для детей выбор по интересам и позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать самостоятельно. Подобная организация пространства создаст возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, как условие успешной социализации ребёнка дошкольника, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Источник