Обеспечение развития успешности каждого ребенка

Обеспечение развития успешности каждого ребенка thumbnail

Федеральный национальный  проект  «Успех каждого ребёнка»

        В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный  проект «Образование», в рамках которого  предусмотрена реализация        национального проекта «Успех каждого ребенка».

        Обращаясь к Федеральному собранию  (01.12.2016 г.), В.В. Путин отмечал: «Каждый ребенок одарен, раскрыть его способности – наша задача. В этом  — успех России».

        Цель его реализации: обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.

Задачи:

1. Реализация проекта «Доступное дополнительное образование для детей» Качественное обновление содержания программ ДПО.

2.Раскрытие и развитие способностей и талантов у подрастающего поколения.

3. Реализация образовательных программ в сетевой форме с участием организаций дополнительного образования детей, предприятий реального сектора экономики, учреждений культуры и спорта.

4. Создание условий для формирования универсальной безбарьерной среды для реализации программ дополнительного образования для детей с ОВЗ.

5. Предоставление каждому ребенку права выбора и формирования своей образовательной траектории развития.

6. Применение современных образовательных технологий.

7. Обеспечение качественного сопровождения реализации обновленных образовательных программ.

8. Реализация комплекса мер, направленных на повышение доступности для детей программ базового уровня в сфере культуры, искусств, спорта.

 9. Создание условий для самоопределения в выборе будущего профессионального пути.

10. Реализация проекта по созданию детских технопарков «Кванториум» для знакомства детей с современными технологиями.

Успех — это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность. В него включаются только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности.

         Задача педагогического коллектива ДОУ  по ркализации данного нацпроекта  заключается в  создании  ситуации успеха для отдельно взятой личности и  детского коллектива в целом.

Ситуация  успеха с психологической точки зрения – это переживание радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась  личность  в своей деятельности, либо совпал  с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий и продуманной  стратегии и тактики педагога,  при которых  для детей создается возможность достичь значительных запрограммированных результатов в деятельности. Это:

  • создание комфортных психолого-педагогических условий каждому ребенку, в обязательный перечень которых входят:

— мотивация благополучия 

— положительная оценка достижений ребенка

— недопущение отрицательной оценки 

— уважение к идеям и мыслям ребенка;

— обеспечение терпеливой поддержки и внимания и т. д.;        

  • выработка индивидуальных эталонов или относительных норм
  • индивидуализация степени трудности заданий
  • включение внутренних активизаторов ребенка;
  • осуществление оценки деятельности с точки зрения внутренних изменчивых факторов – усилий;
  • обеспечение внешнего подкрепления на основе индивидуальных относительных норм.

При организации работы  необходимо помнить, что в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя) и на разных этапах психического развития он по-разному реагирует на нее.

Установлено, что в возрасте 3–5 лет у дошкольников наблюдаются так называемые неспецифические реагирования, в 6–7 — специфические, которые характеризуются тем, что переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а неуспеха — ее понижению.

Педагоги и психологи выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам:

  • признание конкретного результата ребенка, в т. ч. и в случае преодоления им каких-либо трудностей;
  • признание личности ребенка в целом.

Деятельность воспитателей по созданию ситуации успеха  должна быть направлена на:

• создание комфортности для ребенка

• погружение каждого ребенка в творческий процесс,

• опору на внутреннюю мотивацию,

 • постепенный переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным;

• вариативность,

• индивидуальный подход,

  •  комплексное развитие всех психических процессов

Здесь педагогам помогут такие технологические операции создания ситуации упеха, как:

  • снятие страха 
  • внесение мотива 
  • авансирование успешного результата 
  • персональная исключительность 
  • мобилизация активности, педагогическое внушение 

«В душе кажого  ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть  умелой рукой, они красиво зазвучат», — отмечал  В.А. Сухомлинский. Детская успешность – это тот самый механизм, благодаря запуску которого можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте.

В настоящее время в рамках федерального нацпроекта «Успех каждого ребенка»  Минпросвещения России развивает систему дополнительного  образования.

Предусматривается:

  • увеличить охват детей дополнительным образованием  и внедрить системы персонифицированного финансирования (сертификаты) и учета детей в дополнительном образовании
  • обновить содержание дополнительного образования всех направленностей;
  • повысить  качество и вариативность образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями;
  • внедрить общедоступный  навигатор по дополнительным общеобразовательным программам, который поможет семьям выбирать те из них, которые отвечают запросам и уровню подготовки детей с разными образовательными потребностями и возможностями;
  • модернизировать инфраструктуру  (создать  региональные центры по трем направлениям (наука, спорт, искусство), детские технопарки «Кванториум»;
  • обновить профессиональный  стандарт педагога дополнительного образования детей и  порядок  организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;  
  • совершенствовать профессиональное  мастерство педагогических и  упраленческих кадров;
  • создать современную  систеу сопровождения.  

С целью эффективной реализации национального проекта «Успех каждого ребенка» разрабатываются и реализуются целевые модели развития региональных систем дополнительного образования.

Источник

Доклад в рамках реализации регионального проекта

«Успех каждого ребёнка»

Таланты создавать нельзя,

но можно создать почву,

Читайте также:  Общение и его роль и в развитие ребенка шпаргалка

на которой растут и процветают таланты

Г.Найгауз 

С 2019 года в Красноярском крае реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». Он направлен на развитие дополнительного образования, выявление, сопровождение и поддержку одаренных детей, самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся.

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.  

Основная идея «Успеха каждого ребенка» – выстраивание системы дополнительного образования, создание комплексной модели поддержки талантливых детей.

-Каждый ребёнок должен получить опыт успешных дел, проектов, задумок.

-Успех даёт уверенность в своих силах.

-Успех побеждает страх.

-Успех делает людей победителями.

-Успех заставляет двигаться к новым вершинам, к победе.

-Успех невозможно получить просто так, не приложив к этому определенных усилий и стараний.

Какая бы область деятельности ни была выбрана ребёнком, необходимо помогать ему в достижении цели. И обязательно праздновать успех с детьми. Ребёнок, который испытал успех, очень отчётливо помнит эти радостные и окрыляющие чувства и радостные эмоции. И, конечно же, он будет стремиться повторить это снова и снова. Запланированный успех — это ступеньки к великим делам.

  Путь к успеху у каждого свой, но главное — это путь, дорога, по которой необходимо пройти. Пройти — значит, быть в движении. Движение — значит, действие. Неслучайно существует такая мудрость: «Под лежачий камень вода не течёт».

Помочь ребёнку реализовать себя помогает система дополнительного образования, в которой в отличии от урочной системы имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.

Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Поэтому в системе дополнительного образования учебная программа создается под каждого ученика.

В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности, но добровольные и гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, комфортность для творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику личностно-ориентированные технологии.

На сегодняшний день дополнительное образование в нашей школе реализуется в 5 направлениях: художественное, социально-педагогическое, спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое и техническое.

 Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, секции по мини-футболу, настольному теннису, каратэ, спортивного ориентирования, шашки и шахматы и др.

Художественное направление реализуется через такие творческие объединения как «Кройка и шитьё», «Берестяное ремесло», «Креативное рукоделие», «Ритмика и народный танец.

Социальное направление: работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению классов, школы; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми) и др.

Социальное направление ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся. Оно реализуется через встречи с очевидцами войны, ветеранами труда, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.), военно–спортивные праздники, волонтёрскую деятельность, шефство.

Техническое общеинтелектуальное направление реализуется через такие объединения как «Компьютерная графика», «Домашний мастер».

Я предполагаю, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен.

 — Но так ли это?

 — Что значит быть успешным?

 —  Как достичь успеха?

Учителя и родители ребенка очень надеются и мечтают, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Но и ребёнок, впервые переступив порог школы, тоже ожидает от новой жизни только хорошего.

Ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Для мотивации учеников я использую несколько инновационных технологий и хочу рассказать о них.

Технология личностно-ориентированного обучения

Её цель – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

В соответствии с данной технологией работа с ребёнком основана на характеристиках, присущих только ему, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития. Реализуя программу «Одаренные дети» организую учащихся для участия в районных конкурсах: «Ученик года», гранты главы района и различных очных и дистанционных конкурсах.  

Индивидуальность обучения ярко проявляется в работе с детьми-инвалидами,  которым я помогаю участвовать в мероприятиях, таких как районный творческий конкурс «Распахни своё сердце» и др.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы –детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные практики стали его родовой особенностью.  

Групповые технологии.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике.

Так я вовлекаю обучающихся в процесс подготовки к различным школьным мероприятиям, в ходе которого они участвуют в обсуждении сценариев, помогают подготовить сценические и театральные постановки.

Технология коллективной творческой деятельности

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Цели технологии КТД:

Читайте также:  Штат центра развития ребенка

-выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности;

-воспитать общественно-активную творческую личность и способствовать организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др.

Можно говорить о некоторых принципах организации коллективного дела как творческого. Это принципы состязательности, игры, импровизации, которые работают на потребность человека в самоутверждении, самовыражении, общении.

В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания воспитателей — освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям.

Цель трудовых КТД — обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески.

Например: предметные декады; акция «Чистая улица», «Помоги пойти учиться», «Забота», «Обелиск».

Игровые технологии

обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Цели образования игровых технологий обширны:

-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Эти технологии используются практически в каждом мероприятии.

Технология проектного обучения

Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.

Проект — буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:

1) происходит развитие творческого мышления

2) качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится направлять познавательную деятельность ребёнка.

3) вводятся элементы исследовательской деятельности;

4) формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.

5) происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение.

Современные технологии в работе дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития. Создавая равные стартовые возможности каждому ребенку, ДО оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития.

Одним из условий развития успешности является вовлечение учащихся в олимпиадную, фестивально-конкурсную, проектно-исследовательскую деятельность , ориентированную на свободный выбор, творчество, представляющую безграничные возможности для самореализации.

Участники любых соревнований более самостоятельны, инициативны, предприимчивы, по сравнению со сверстниками, не стремящимися к самовыражению и самореализации. Люди, ориентированные на достижение успехов, способны правильнее воспринимать ситуацию и лучше оценивать свои шансы на успех.

Любая деятельность требует оценки.

Победители олимпиад, конкурсов, фестивалей награждаются на общешкольной линейке под аплодисменты всех присутствующих.

Особенно это необходимо детям, имеющим проблемы в учебе. Даже получение обычного сертификата участия помогает почувствовать в себе силы, повышает самооценку, побуждает к дальнейшему творчеству.

Отсюда можно сделать выводы: успешные ученики и в жизни более успешны! Завтрашний успех начинается сегодня!

Источник

ГДО МОУ Зеньковская СОШ

ДОКЛАД:

Доступное образование детей –

Создание среды успеха для каждого ребенка.

Воспитатель ГДО МОУ Зеньковской СОШ

Старикова Наталия Антоновна.

2019г.

Успех – имеет огромное значение в жизни людей. И мы педагоги знаем как это важно для воспитанников — создание среды успеха .

     Уже в первые годы жизни, ребенок узнает о мире необычайно много. Он располагает определенными сведениями об окружающем мире и, как правило, чувствует себя достаточно к нему приспособленным. Он с оптимизмом смотрит в будущее. Ни один ребенок не приходит в мир неудачником. Лишь мы с Вами, его окружение, люди, которые находимся первые годы жизни рядом с ним, можем сделать из него неудачника.

Поначалу большинство детей интуитивно осознают себя полноценными личностями независимо от того, в какой семье растут и каково их окружение.

Они надеются добиться признания в детском саду и школе и с новой верой рассчитывают заслужить любовь и уважение со стороны воспитателей, родителей, учителей и одноклассников. Крушение этого светлого детского оптимизма — самая серьезная проблема . Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность, но и педагогов детского сада, учителей школы, и наши методы обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами такую задачу — создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Нам взрослым предстоит переосмыслить задачи социального развития, одна из которых:

— создание среды для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том что он хороший, что его любят.

Обеспечение эмоционального благополучия и успешной социализации дошкольников способствуют создание ситуации успеха.

Читайте также:  Нарушения развития координации у ребенка

Успех это — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат в деле, общественное признание!

В ребенке самой природой заложено стремление быть первым и всё успеть, желание, чтоб все его замечали, любили и именно ему уделяли внимание. Если это не происходит, он непременно – открыто или скрытно – проявляет негативизм, непослушание и т.п.

Константин Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ребёнка к обучению. А интерес к обучению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

Доктор педагогических наук Александр Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в детском саду , то у него есть все шансы на успех в жизни.

Что же такое, ситуация успеха?

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

       Дошкольный период является базовым в формировании детского самосознания. Работая воспитателем в группе дошкольного образования, Я даю возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознать свои способности, поверить в собственные силы, даю понять, что успех является эквивалентным затраченным усилиям.

     Придерживаюсь следующей схемы создания ситуации успеха:

-снятие страха;

-мотивация деятельности;

-авансирование;

-скрытая инструкция;

-персональная исключительность;

-педагогическое внушение;

-высокая оценка деталей полученного результата.

Каким должен быть воспитатель?

Он должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться вселить силы в воспитанника, то есть педагог и воспитанник должны находиться в равноправных позициях: откровенность педагога должна быть направлена к ребенку, как к человеку. Педагог должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства детей, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли.

Ситуацию успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка.

У детей при этом формируется уверенности и вера в себя, в свои силы.

Условия для создания ситуации успеха

1.Сотрудничество воспитателя и воспитанников основанное на любви к детям, принятие их как личностей.

2.Дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи воспитанникам при ее осуществлении.

3. Общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям

4. Создание обогащенной предметно-развивающей среды в которой будет действовать ребенок. Чем богаче и комфортнее среда в Дошкольном Учреждении, тем больше возможностей склонности и способности

Детский Сад – это второй дом, где жизнь дошкольников наполнена яркими и запоминающимися событиями, поэтому большое внимание уделяю успешности и самореализации каждого ребенка.

Придерживаясь высказывания — « Успех окрыляет ребенка, способствует у него выработке инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы» и прибегая к целенаправленному созданию ситуации успеха : начинаю свою работу в данном направлении с простых игр, где каждый ребенок может выиграть, а далее поддерживаю стремление « быть лучше всех», так как , это позволяет ребенку обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.

  В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. В игре, с одной стороны, ребенок хочет быть как все, а с другой — лучше чем все. Если успехи в игре встречаются у ребенка чаще, чем неудачи, появляется гордость за себя и потребность добиваться успехов.

Участие в конкурсах, групповые праздники, дни здоровья, международные дистанционные олимпиады , выставки рисунков и т.д всё это позволяет создавать ситуации успеха.

Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. С этой целью изучаю запросы родителей через опросники, анкеты. Привлекают родителей к совместному участию в детских праздниках, выставках и викторинах. Результаты анкетирования родителей показали высокую степень удовлетворения работой нашего ДОУ по обучению и воспитанию детей.

      Детальное знание сущности ситуации успеха, мотивация воспитателя к её созданию позволит плодотворно осуществлять учебно-воспитательный процесс детей в дошкольной группе, в результате чего растить успешных детей.

Всегда надо помнить , что первая победа ребенка, порождает вторую- « Крылья победы» несущие его к осознанию себя, обретение собственной значимости!.

Рекомендации « Успешного воспитания»

Внушить ребенку веру в себя- залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания, и грамотно разговаривать с воспитанниками. Я предлагаю вам варианты фраз с неправильной формулировкой, а вы мне говорите правильный вариант формулировки фразы.

Ты такой нервный, психованный! = Мне кажется, ты взволнован, что случилось?

Ты что кричишь на весь сад? = Настя, ты сейчас очень громко говоришь.

Опять ты обзываешься! Петю вчера обзывал! = Сейчас ты себя ведешь не совсем корректно( не красиво)

Я тут пол часа распинаюсь, объясняю! Ты меня слушаешь? =Для меня очень важно, чтоб мы друг друга выслушали.

Я хочу тебе сказать..= Мне хотелось бы поговорить с тобой.

5

Источник