Обеспечение развития и коррекции эмоциональной сферы ребенка

Обеспечение развития и коррекции эмоциональной сферы ребенка thumbnail

Под натиском негативных явлений современной
жизни: информационное изобилие, дестабилизация
семейных отношений и др., эмоциональная сфера
ребёнка (ЭС) подвергается огромным перегрузкам.
Результат подобных неблагоприятных воздействий
– обилие негативных реакций: нетерпимость,
бесчувственность, агрессивность, жестокость в
отношениях между детьми.

Оказалось, что в эмоциональной “реабилитации”
нуждаются внешне вполне благополучные и хорошо
успевающие в школе дети, чья замкнутость,
отгороженность от сверстников, неконтактность,
трактуются как скромность и воспитанность. А
жестокость и вспыльчивость других объясняется
особенностями возраста, минутной слабостью.

Бесспорно, необходима особая работа с ЭС детей
(основа эмоциональной сферы детей: эмоции,
чувства, настроения). Для многих детей время,
проведённое в школе, является самым эмоционально
насыщенным и значимым. Именно в школе
реализуется возможности для непосредственного и
тёплого общения ребёнка с педагогами,
эмоционального взаимодействия со сверстниками в
процессе любимых игр и занятий.

Каждый учитель работу по развитию или
коррекции ЭС ведёт, но эта работа носит
ситуативный, несистематический характер, так как
педагог ограничен содержанием программы и
количеством часов по базисному плану, в которых
дополнительного времени на данную работу не
предусмотрено.

Опыт работы в школе подсказывает, что нельзя
упустить благоприятный период (обучения в
начальной школе) в развитии и становлении
эмоциональной сферы ребёнка. Следовательно,
необходимо изыскать способы и средства для
введения систематической работы по формированию
и коррекции ЭС ребёнка.

Мне удалось изыскать время и место данной
работе на уроках литературы. Осуществление идеи
по развитию и коррекции ЭС происходило за счет
введения в урок игровых форм, способствующих
формированию основ интонационной
выразительност
и:

Виды игровых форм

Цель использования

I.1. Игровой сенсомоторный тренинг.

Игры
на включение эмоций и эмоциональных реакций.

Активизировать тактильную
чувствительность, включение механизмов
вестибулярного аппарата, развитие обонятельной
чувствительности, развитие слухового
восприятия.
2.Игры на развитие выразительных внешних
движений.
Развитие адекватности эмоционального
реагирования (развитие правильного понимания
детьми эмоционально выразительных движений рук
и лица, и адекватного использования жеста).
3.Этюды на выражение основных эмоций:
внимание, интерес, сосредоточение, удивление,
радость, страдание, печаль, отвращение,
презрение, гнев, страх, вина, стыд.
Развитие способности понимать
эмоциональное состояние другого человека и
умение адекватно выразить своё; коррекция
эмоциональной сферы ребёнка.
4.Игры на выражение различных эмоций.Закрепление и воспроизведение
различных эмоций.
II.Игры на воспроизведение отдельных черт
характера:

положительных черт;

отрицательных черт;

сопоставление различных черт.

Формирование осознанного
воспроизведения и адекватного отношения к
разным чертам характера.
III.Игры и упражнения для ознакомления со
средствами интонационной выразительности речи.
Формирование понятия о средствах
интонационной выразительности речи.
1.Логическое ударение.Формировать умение правильно
расставлять в тексте и выделять голосом в устной
речи логическое ударение.
2.Мелодика речи.Формирование умения различать на слух
изменения в интонации, связанные с мелодикой
речи и произвольно предавать своей речи
необходимую интонацию, повышая/ понижая голос.
3.Пауза. Темп речи.Совершенствовать умение соотносить
темп речи с содержанием высказывания; осмысленно
делать паузы в устной речи.
4.Тембр.Формирование умения владеть силой
голоса и предавать своему голосу различную
эмоциональную окраску.
5.Настроение. Чувства. Эмоции.Показать различие терминов
“настроение”, “чувство”, “эмоции”;
познакомить с основными чувствами человека,
помочь учащимся осознать роль интонации в
передаче эмоций.
6.Интонационные средства выражения
эмоций.
Показать различия в интонационной
структуре фразы, произнесенной в определённом
эмоциональном состоянии.
7.Мимические средства выражения эмоций в
общении.
Знакомство с мимическими средствами,
выражения основных эмоций, формирование умения
различать по мимике эмоциональные состояния
человека; тренинг выразительной мимики.
8.Интонационные оттенки.Познакомить учащихся с некоторыми
интонационными оттенками, учить предавать их
голосу в устной речи при выразительном чтении.
9.Знаки препинания в интонации.Формирование умения соотносить
интонацию со знаками препинания.
10.Выражение интонации эмоциональной речи
на письме.
Формирование умения распознавать
эмоциональные состояния, передаваемые в
письменной речи, передавать свои чувства в
письменной речи.
IVЛитературные игры.

1.Иллюстрирование
литературных героев цветом;

2.Постановка “живых” картин;

3.Персонификация;

4.Разыгрывание диалогов.

Развитие эмоционально творческих
способностей учащихся.

Так как проблема развития и коррекции ЭС детей
не нова, и к её решению обращались и обращаются
педагоги и психологи, я, анализируя их и свой опыт
работы, попыталась систематизировать
приведённые выше игровые формы по принципу
нарастания сложности. Предлагаю некоторые из
них:

I.Игровой сенсомоторный тренинг (ИСМТ).

1.Игры на включение эмоций и эмоциональных
реакций.

а) Активизация тактильной чувствительности.

Игра “Чудесный мешочек”.

Мешочек наполняется не просто фигурками
определённой формы и величины, а предметами с
поверхностью разного качества (гладкая,
шершавая, колючая, пушистая, ребристая). Дети с
закрытыми глазами подходят и достают из мешочка
различные предметы. При этом они называют не
только предметы, но и свои ощущения от фактуры
материала.

б) Развитие слухового восприятия.

Игра “Скрипучая дверь”.

Привлечение внимания детей к звукам, которые
раздаются в классе.

в) Развитие обонятельной чувствительности.

Игра “Запахи вокруг”.

Предложить детям уловить и почувствовать
запахи вокруг, например, как пахнет новая книга
или свежая булочка. Эту игру можно проводить во
время прогулок и экскурсий (почувствовать запахи
осени, свежесть морозного дня и т. д .).

г) Включение механизмов вестибулярного
аппарата.

Игра “Самолёты”.

Дети – “самолётики”, идут на посадку,
разведя руки в стороны. Делают несколько кругов
над “посадочной полосой”, по сигналу водящего
дети должны остановиться в заранее оговорённой
позе (на правой ноге, на левой ноге, присев и т. д.)
Кто не удержался, пошевелился, выбывает из игры.

Читайте также:  Здоровье и физическое развитие ребенка кратко

2.Игры на развитие выразительных внешних
движений.

а) Тренировка мышечной выразительности лица.

Игра “Фока”.

Игра предусматривает воспроизведение мимики
водящего, произносящего следующие слова.

У Фоки было семь детей,
Семь детей, семь детей,
Семь детей, семь дочерей.
Они не пили и не ели.
Друг на друга все смотрели.
Делали вот так:………….

б) Этюды на выразительность жеста.

Игра “Трифон”.

Игра кроме мимической выразительности требует
точной и выразительной жестикуляции.

У деда Трифона семь детей,

Семь сыновей, с такими глазами, с такими носами,

(руками, ушами, зубами, губами, плечами,
ногами)…..

С какими именно показывает ведущий – учитель
или кто – то из ребят.

Игра “Каждый спит”.

Учитель подходит к фигурам детей, застывших в
различных позах. Он пытается их разбудить, беря
их за руки. Ведущий поднимает, чью-нибудь руку, а
рука опускается.

На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит.
Тот, как вкопанный , сидит,
Тот, не двигаясь, идет,
Тот стоит, раскрывши рот,

(В.А. Жуковский)

Игра “Шалтай-Болтай”

Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки
свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На
слова: “свалился во сне” резко наклонить корпус
тела вниз.

Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.

(С. Я. Маршак)

3.Игры на выражение основных эмоций.

а) Этюды на выражение внимания, интереса,
сосредоточения.

Игра “Лисичка подслушивает”.

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут
кот и петух, и подслушивает о чём они говорят.

Выразительные движения: голова наклонена встрону(слушает, подставляет ухо), взгляд
направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.

б) Этюды на выражение удивления.

Игра “Круглые глаза”.

Однажды первоклассник Алёша шёл из школы: он
вошел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Он
поднял тряпку и увидел, что там котёнок.

Учитель предлагает детям показать, какие
круглые глаза были у мальчика, когда он увидел
живую тряпку.

в) Этюды на выражение удовольствия и радости.

Игра “Новая кукла”.

Девочке подарили новую куклу. Она рада:
весело скачет, кружится, играет с куклой.

г) Этюды на выражение страданий и печали.

Игра “Стрекоза замёрзла”.

Пришла зима, а стрекоза не приготовила себе
домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожжит от
холода.

Холодно, холодно,
Ой, ёй, ёй, ёй!
Голодно, голодно,
Жутко зимой.
Мне некуда деться,
Сугробов не счесть.
Пустите погреться
И дайте поесть.

( В. Герчик)

д) Этюды на выражение отвращения и презрения.

Игра “Дюймовочка у майских жуков”.

Дети вместе с учителем вспоминают сказку Г. Х.
Андерсена “Дюймовочка”. Ученики изображают
майских жуков, которые с презрением
рассматривают девочку Дюймовочку.

Выразительные движения: смотреть сверху
вниз, голова откинута назад, брови приподняты,
лица вытянуты, они отстраняются, отходят от
“непонятного существа”.

е) Этюды на выражение гнева.

Игра “Король Боровик не в духе”.

Учитель читает стихотворение, а дети действуют
согласно тексту.

Шёл Король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком,
Он стучал каблуком,
Был Король Боровик не в духе.
Короля покусали мухи!

(В. Приходько)

ж) Этюды на выражение страха.

Этюд “Страх”.

Мальчик боится одиночества, он неподвижно
сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь,
вдруг в другой комнате кто-то притаился, что
тогда?

з) Этюды на выражение вины и стыда.

Игра “Чуня просит прощения”.

От хвастунишки поросёнка Чуни ушли его друзья,
а волк тут как тут. Чуня зовёт друзей:

Где, Вы, верные друзья?
Чуне помогите!
За бахвальство и за смех
Вы меня простите!

(Т. Дмитриева)

4.Игры на выражение различных эмоций.

Игра “Маленький скульптор”.

Ученик изображает скульптора, остальные дети
— глину. Скульптор задумывает вылепить из глины
злого волка. Он ведёт одного ребёнка вперед и
показывает ему, как он должен встать, какое надо
сделать лицо, чтобы походить на злого волка.
Ребёнок – глина застывает в заданной позе. В
следующий раз выбирается другой скульптор,
который задумывает, например, вылепить смешного
человечка.

II. Этюды и игры на воспроизведение отдельных
черт характера.

1.Этюды на отображение положительных черт
характера.

Игра “Смелый заяц”.

Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни,
читать стихи. Он не боялся, что его может услышать
волк.

Выразительные движения: одна нога чуть
впереди другой, руки заложены за спиной,
подбородок поднят, уверенный взгляд.

2.Этюды на отображение отрицательных черт
характера.

Игра “Вова – растеряшка”.

Учитель читает стихи, делая паузы после
каждого вопроса. Дети, во время этих пауз всем
своим видом как бы говорят “Я не знаю”.

Вова-растеряшка,
Где твоя рубашка?
Может серые коты
Унесли её в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ёжик утащил?
Может, плюшевый медведь
Захотел её надеть?
Стал рубашку примерять –
Взял и сунул под кровать,
Вова – растеряшка,
Вот твоя рубашка!

(Л. Барбас)

3.Игры на сопоставление различных черт
характера.

Игра “Страшный зверь”.

Учитель читает стихотворение, а дети,
получившиероли кошки, глупого и храброго
мальчиков, действуют согласно тексту.

Прямо в комнатную дверь,
Проникает страшный зверь!
У него торчат клыки,
И усы топорщатся,
У него горят зрачки –
Испугаться хочется!
Хищный глаз косится,
Шерсть на нем лоснится!
Может, это львица?
Может, быть волчица?
Глупый мальчик крикнул:
Храбрый мальчик крикнул:
“Брысь!”

III.Игры и упражнения для ознакомления со
средствами интонационной выразительности речи.

Читайте также:  Кто автор книги развитие личности ребенка

1.Логическое ударение.

Упражнение.

Произнесите предложение, выделяя голосом
сначала первое слово, потом второе и т. д .

Как меняется смысл высказывания от
перестановки логического ударения! Брат
переехал на новую квартиру.

Вера набрала много ягод.

Упражнение.

Задайте вопрос так, чтобы предложение служило
ответом на него.

………? В саду созрели яблоки.

………? В саду созрели яблоки.

………? В саду созрели яблоки.

2.Мелодика речи.

Игра “Качели”.

Представьте, что вы качаетесь на качелях.
Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите
движение качелей, поочередно поднимая и опуская
прямые руки со словами: “И вверх, (голо
повышается), и вниз (голос понижается).

Упражнение.

Прочитайте стихотворение. Обратите внимание,
как движется голос при произнесении
повествовательных и вопросительный предложений.

Почему смеётся лето?
Потому, что много света.
Почему с грибами осень?
Потому, что дождь и просинь.
Почему зима, как злюка?
Потому, что хлещет вьюга.

(Д. Кожевников)

3.Пауза. Темп речи.

Упражнение.

Прочитайте предложения, правильно делая
паузы.

Что, болит? Что болит?

Ну, что споём? Ну что, споём?

Упражнение.

Учитель читает на “коровьем языке”
известное детское стихотворение А. Барто,
например, “Наша Таня”. Дети должны угадать,
какое?

4.Тембр. Сила голоса.

Упражнение.

Прочитайте любое стихотворение из учебника,
как: -дряхлый старик;

-дошкольник;

-робот;

-начальник;

-школьник, не выучивший урок;

-злая ведьма.

Упражнение.

Вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: “Ау!
Ау!”. Произносить звуки надо сначала тихо, потом
громче и ещё громче.

5.Настроение. Чувства. Эмоции.

Упражнение.

Произнесите междометие “О!” с разной
интонацией.

Радостно

Удивлённо

Печально

Гневно

Испуганно

Презрительно

6.Интонационные средства выражения эмоций.

(Вводится таблица интонационных средств
выражения эмоций.)

Упражнение.

Выразите, поочерёдно, основные эмоции
человека с помощью интонаций, произнося цифры от
1 до 10 (см. таблицу).

7.Мимические средства выражения эмоций в
общении ( Вводится таблица мимических средств.)

Упражнение.

Изобразите с помощью мимики и жестов
литературных героев: Бабу Ягу, Пьеро, Буратино,
Царевну Несмеяну, Карабаса Барабаса, Пеппи
Длинный чулок, Снежную Королеву.

8.Интонационные оттенки (Введение словаря
интонаций).

Упражнение.

Произнесите фразы, выражая голосом разные
эмоции. Пусть Ваши слушатели попробуют
определить их.

“Открой дверь!” — Гневно, трагически,
грустно, умоляюще, радостно, высокомерно, хитро,
раздражённо.

“Молодец!” — Восхищённо, удивлённо,
насмешливо, равнодушно, ласково.

9.Знаки препинания и интонация.

Упражнение.

Знак один и тот же, а чувства? С какой интонацией
нужно прочитать каждое из этих восклицательных
предложений?

Ах ты, негодный, я тебя проучу!
Ах ты, солнышко моё, ясное, милое!
Тревога! Наводнение!
Ну и дурень же ты!

10.Выражение интонации выразительной речи на
письме (Вводится таблица знаков препинания.).

Упражнение.

Придумайте радостные фразы с междометием
“Ах!”. Придумайте печальные фразы с междометием
“Ох!”.

IV.Литературные игры.

1.Иллюстрирование литературных героев цветом.

К. Д Ушинский писал, что ребёнок живёт красками
и звуками. Классики давно подметили, что детям и
подросткам легче охарактеризовать человека и
его поступки цветом, чем словом.

Упражнение.

Изобразите героев цветом.

2.Постановка “живых картин”.

Этот вид игры – драматизации может быть
использован при изучении произведений из
учебника литературного чтения. Например, Б.
Заходер “Как волк песни пел”, Э. Шим “Очень
вредная крапива”, Русская народная сказка “Два
Мороза”, В. Голявкин “Как я под партой сидел” и
др.

3.Персонификация (андерсеновский приём).

Суть этих игр в том, что дети должны представить
себе неодушевлённый предмет, который
рассказывает о себе, как о живом существе.

Упражнение.

Представьте себя белой розой и расскажите о
себе (Б. Юнгер “Белая роза).

Представьте себе, что Вы весенний ветерок. Что
думаете? О чём мечтаете? ( М. Исаковский “Ветер”).

4.Разыгрывание диалогов.

Рассказы – миниатюры Э.Шима: “Сосулька”,
“Маленьким холодно”, “Брусника и клюква”,
“Синица”, “Лось и мышонок”.

Рассказы Н. Сладкова: “Как медведя
переворачивали”, “Без слов”, “Званый гость” и
др.

Источник

Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.

Читайте также:  М борисово развитие ребенка

При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:

• умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.);

• умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

В занятиях используются следующие методические средства:

1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.

2. Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:

• принятие своего имени;

• принятие своих качеств характера;

• принятие своего прошлого, настоящего, будущего.

3.  Коммуникативные игры:

• игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;

игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

• игры, обучающие умению сотрудничать.

4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».

Игры-драматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка. Чтобы ход общей игры не прерывался, все упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов — одно из условий игр. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.

Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. В последовательности психогимнастичеоких упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкновения с предметами), сопровождаемых попеременно мышечным расслаблением и напряжением. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции

Коммуникативные упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты — пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.

Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

1. Комфортная организация режимных моментов.

2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:

• оздоровительно-профилактической гимнастики;

• физкультминуток;

• спортивных игр;

• подвижных игр (в том числе народных);

• игровых заданий и упражнений;

• досугов.

3. Игротерапия:

• сюжетно-ролевые игры;

• игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;

• коммуникативные игры;

• дидактические игры.

4. Арттерапия:

• рисование;

• ритмопластика;

• танец;

• музыкально-ритмические движения.

5. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.

6. Психогимнастика:

• этюды;

• мимика;

• пантомимика.

7. Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка.

8. Посещение комнаты психологической разгрузки.

9. Задания, направленные на:

• организацию совместной деятельности;

• составление рассказов;

• организацию театрализованных игр и т. п.

10. Использование наглядных пособий:

• фотографий;

• рисунков;

• схем;

• символов

        

        

Источник