О чем говорить с ребенком 3 года
О насущном
В три года дети ведут крайне активную жизнь, согласитесь? Прогулки, занятия, игры, новые знакомства и приключения, которые начинаются, едва малыш выходит за порог дома. Так что вы вполне можете поговорить о том, как прошел его день. Вот что можно спросить.
- Чем ты сегодня занимался?
- В саду было интересно?
- Что тебе сегодня больше всего понравилось?
- Ты был добр к своим друзьям?
- Что ты ел? Тебе понравилось?
О еде
Да, к слову о еде! Все трехлетки — те еще гурманы! К этому времени они определяются с тем, что они любят и в особенности с тем, что не любят. Самое время расспросить их о кулинарных предпочтениях.
- Что ты больше всего любишь есть на завтрак? А на обед? А на ужин?
- Какой твой любимый перекус? Какие вкусняшки любишь?
- Ты больше любишь соленое или сладкое?
- Что бы ты хотел попробовать приготовить вместе со мной?
- Что из еды тебе больше всего не нравится?
О звуках
Звукоподражание — один из важнейших элементов общения с ребенком. Вместе вы мяукаете, крякаете и мычите (не бойтесь, мы никому не расскажем), но ведь вокруг куча других звуков, несвязанных с животным миром. Почему бы не поговорить о них?
- Как думаешь, какие звуки издает грузовик?
- Какие звуки тебе нравятся?
- Какие звуки тебя раздражают?
- Какой звук ты умеешь изображать лучше всего?
- Как храпит папа?
О животных
Когда ребенок узнает о животных, он не только изучает, какие звуки они издают и как они выглядят, но также знакомится с аспектами родной культуры, ведь в детских книгах именно животные часто выступают главными героями, которые несут какую-либо идею и показывают, как устроен мир вокруг него. Так что животные — неисчерпаемая тема для разговора.
- Какое у тебя любимое животное? Почему?
- Где живут утки?
- Как говорит поросенок?
- Какие животные живут на ферме? А в лесу?
- Каким животным ты хотел бы стать?
О планах
Чтобы ребенок знал, что он полноценный член семьи, нужно наделять его обязанностями (разумеется, посильными), а также интересоваться его мнением на самые разные темы. Скажем, можно обсуждать с ним ваши ближайшие семейные планы.
- Чем тебе хочется заняться на выходных?
- Куда ты больше всего любишь ходить?
- К кому ты хочешь сходить в гости?
- Что ты наденешь, когда мы пойдем на прогулку?
- Что мы возьмем с собой?
О семье
Семья помогает ребенку наладить первые и самые крепкие контакты с людьми. Обязательно обсуждайте с малышом тему семьи и отвечайте на его вопросы, а также задавайте свои.
- Как зовут членов твоей семьи?
- Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
- У тебя есть сестра или брат?
- Чем можно заниматься с семьей?
- Кто у тебя есть, помимо мамы и папы?
О чувствах
Три года — время взрывных чувств, когда разгон от полного счастья до приступа гнева составляет каких-то пару секунд. Сейчас очень важно говорить с ребенком о чувствах и помогать ему их проживать.
- Что делает тебя счастливым и веселым? Отчего тебе бывает грустно?
- Что кажется тебе страшным? Почему оно тебя пугает?
- Что сегодня было смешного?
- Из-за чего ты можешь стесняться?
- Что ты больше всего любишь делать?
О занятиях
Трехлетка постоянно что-то делает, придумывает и воплощает в жизнь. Понаблюдайте за ребенком и спросите его о том, чем он занимается.
- Что бы ты хотел поделать сегодня?
- Какие поделки ты любишь мастерить больше всего?
- Чем тебе больше всего нравится заниматься в саду/клубе?
- Тебе больше нравится рисовать или петь?
- В какие игры можно поиграть на площадке?
Об окружающем мире
Дети часто начинают нести беспорядочную чепуху, когда вы куда-то идете, или задавать тьму вопросов, когда вы дичайше опаздываете. Возьмите инициативу в свои руки и сами начните спрашивать — это немного отвлечет ребенка, а вы узнаете много нового.
- Что ты видишь вокруг?
- Как думаешь, сегодня будет дождь?
- Тебе не кажется, что это облако похоже на тебя?
- Какого цвета эти птички? Как они поют?
- Сегодня много народу на улице или не очень, как считаешь?
О друзьях
Скорее всего, у вашего ребенка уже появились первые друзья из числа одногруппников в саду или товарищей по площадке и развивашкам. Поговорите с ним о них.
- Кто твой самый лучший друг?
- А ты хороший друг?
- Тебе нравится играть с друзьями по очереди и не ругаться?
- Что друзья должны делать друг для друга?
- Что тебе больше всего нравится делать с друзьями?
P.S. Конечно, это лишь приблизительный список вопросов, которые вы можете менять и трансформировать по вашей ситуации, ощущениям и вкусу. Этим списком мы всего лишь хотели показать, что тем, которые можно обсудить даже с маленьким ребенком, не так уж мало. Надеемся, мы вас немного вдохновили!
Источник
Помните об основных принципах взаимодействия с детьми, которые действуют на любых возрастных этапах и закладывают основы успешной коммуникации во взрослой жизни. Ребёнку будет просто найти контакт с любым человеком, если он проявляет уважение к собеседнику, умеет понять чувства другого и корректно выразить свои эмоции. Поэтому:
- Обращаемся именно к малышу: речь направлена на него и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами. Внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
- Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
- Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал вашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».
Существуют универсальные темы для разговора в любом возрасте:
- обсуждать происходящее с малышом / между вами / вокруг;
- читать наизусть стихи по теме (о природе, про домашние дела, игрушки) или просто любимые;
- петь песенки (вариантов очень много: включать и подпевать или петь самим, заниматься при этом домашними делами или танцевать, делать зарядку или кувыркаться, напевать во время прогулки или петь, сидя напротив друг друга);
- рассказывать истории (используйте виммельбухи или любые книги с красочными иллюстрациями, сочиняйте рассказы о самом малыше, его семье и друзьях).
О чём говорить с ребёнком 3–4 лет
В этом возрасте растёт круг общения малыша, многие дети начинают ходить в сад, а значит, по дороге в детский сад или домой можно говорить о том, как прошёл день, что интересного произошло, что порадовало, что ели на обед.
Длительные прогулки не только хороши для здоровья, но и дают прекрасные возможности для развития речи и общения: вокруг столько нового и вдохновляющего, что темы для разговора искать не придётся — вы будете или отвечать на вопросы «что» и «почему», или сами инициируете беседу. Когда малыш усвоит названия окружающих предметов, важно продолжить расширять его словарный запас, отвечая не только на вопрос «что», но и на вопрос «какой»: не просто «трава», а «зелёная густая трава». Полезно говорить расширенными предложениями, дополняя сказанное малышом:
- Собака.
- Да, какая симпатичная собака бежит и виляет пушистым хвостом!
Вам будет проще решить, о чём говорить с ребёнком 3–4 лет, если помнить, что дети — исследователи по натуре и в этом возрасте изучают окружающую действительность с помощью всех органов чувств. Называйте разнообразные ощущения и поощряйте малыша описывать свой опыт: что и как мы слышим, видим, обоняем, осязаем, пробуем на вкус.
- Слышишь, как звонко чирикает эта птичка?
- Какой гладкий камешек и какая шершавая кора у дерева!
Будет здорово, если благодаря вашему примеру и искреннему интересу к его мнению, ребёнок начнёт делиться впечатлениями — это обогатит его речь и сделает интересным собеседником.
Для чтения выбирайте книги с красочными иллюстрациями, чтобы у крохи была возможность их описывать, а у вас — спрашивать, всё больше переходя от вопросов, на которые можно ответить коротко и односложно, к таким, что потребуют развёрнутого ответа.
И конечно, это время, когда дети активно осваивают язык, играют им как в кубики или конструктор. Они ищут закономерности в языке и в его связи с окружающей действительностью. Именно в этот период рождаются замечательные детские неологизмы. Множество примеров можно найти в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти». К этому словотворчеству нужно относиться доброжелательно, ни в коем случае не высмеивать малыша, а корректно поправлять, перефразируя его слово или предложение правильно. Хорошая идея — записывать высказывания крохи. В более старшем возрасте он с удовольствием будет смеяться над ними вместе с вами.
В помощь родителям — большое количество речевых игр для любого возраста. Важно помнить, что для ребёнка главное — общение с вами, через которое он попутно учится. Так что не превращайте игры в обязательные скучные уроки. Лучше всего вплетать их в повседневные занятия, тогда дети не будут замечать, что вы делаете что-то специально. Например, можно спросить: «Чего на столе больше: ложек или вилок?» (так вы потренируетесь в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных) или подбирать к каждому существительному прилагательное: стол — деревянный, варенье — вкусное, погода — прекрасная.
О чём говорить с ребёнком 4–5 лет
Приведённые выше варианты, о чём говорить с детьми, будут продолжать работать, но нужно давать ребёнку всё больше инициативы и возможности высказаться, поощряя и помогая наводящими вопросами. Побуждайте рассказывать об эпизодах прошедшего дня, о переживаниях и мечтах. Делать это лучше, когда вы никуда не спешите и настроены друг на друга: на прогулке или перед сном. Например:
- Расскажи о чём-то хорошем, что произошло с тобой сегодня.
- Что нового ты узнал?
- Кто тебя порадовал/разозлил?
- Что тебе снилось?
- О чём ты мечтаешь?
В жизни малыша появляется всё больше других людей, он внимательно наблюдает за тем, как по-разному они себя ведут, и задаёт много вопросов о том, что хорошо и что плохо, что такое дружба, доброта. Обсуждайте с ним поступки героев книг и мультфильмов, его самого и окружающих, говорите о тех ситуациях, в которые он попадает или свидетелем которых становится. Идти нужно от простых вопросов к сложным.
- Как, по-твоему, Петя ушёл от ребят, потому что он обиделся?
- Как ты думаешь, почему он это сделал?
- А как бы ты поступил на его месте?
Здорово, если эти темы ребёнок будет обсуждать не только с вами, но и с папой или бабушкой. Так он поймёт, что существует много мнений и способов их выразить. Спрашивайте, что понравилось малышу в истории, встречался ли он с подобными людьми и ситуациями, делитесь эмоциями и впечатлениями. Во время таких бесед закладывается особенная близость, которая может сохраниться на годы.
Дети 4–5 лет живо интересуются вашей жизнью, профессиями родных, спрашивают, как познакомились мама с папой, каким был папа, когда был маленьким, задают первые вопросы о мальчиках и девочках, откуда берутся дети.
Язык — по-прежнему прекрасная тема для общения. Добавляйте синонимы, антонимы, сравнения, играйте в слова, отгадывайте загадки, вспомните игры из своего детства: «Я знаю пять имён», «Съедобное-несъедобное», «Я садовником родился».
О чём говорить с ребёнком 5–6 лет
Дети всё больше становятся полноценными собеседниками. Обычно в этом возрасте папы активнее включаются в беседы с сыном или дочерью. Продолжайте делать всё то же, что и раньше, усложняя и развивая сюжеты общения:
- предлагайте закончить историю, которую вы начнёте, или сочинить альтернативный конец для известной сказки;
- играйте в игры, где нужно задействовать речь и воображение.
Дети плюс-минус уже понимают юмор и начинают шутить сами: рассказывать смешные истории, придумывать весёлые рифмы, заразительно смеяться в ответ на шутки и каламбуры. Это всё можно и нужно включать в повседневное общение.
Около шести лет у ребёнка всё больше проявляется «рассуждающий разум», который, как считала Мария Монтессори, является характеристикой следующего большого возрастного этапа — от шести до двенадцати лет.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Источник
В предыдущей статье «О чём говорить с маленькими детьми» мы писали, что даже с неговорящими младенцами можно найти способы общения. Когда же малыш произнёс первые слова, главное — не упускать случая с ним поговорить.
Помните об основных принципах взаимодействия с детьми, которые действуют на любых возрастных этапах и закладывают основы успешной коммуникации во взрослой жизни. Ребёнку будет просто найти контакт с любым человеком, если он проявляет уважение к собеседнику, умеет понять чувства другого и корректно выразить свои эмоции. Поэтому:
- Обращаемся именно к малышу: речь направлена на него и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами. Внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
- Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
- Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал вашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».
Существуют универсальные темы для разговора в любом возрасте:
- обсуждать происходящее с малышом / между вами / вокруг;
- читать наизусть стихи по теме (о природе, про домашние дела, игрушки) или просто любимые;
- петь песенки (вариантов очень много: включать и подпевать или петь самим, заниматься при этом домашними делами или танцевать, делать зарядку или кувыркаться, напевать во время прогулки или петь, сидя напротив друг друга);
- рассказывать истории (используйте виммельбухи или любые книги с красочными иллюстрациями, сочиняйте рассказы о самом малыше, его семье и друзьях).
Что нового добавится в возрасте 3–6?
О чём говорить с ребёнком 3–4 лет
В этом возрасте растёт круг общения малыша, многие дети начинают ходить в сад, а значит, по дороге в детский сад или домой можно говорить о том, как прошёл день, что интересного произошло, что порадовало, что ели на обед.
Длительные прогулки не только хороши для здоровья, но и дают прекрасные возможности для развития речи и общения: вокруг столько нового и вдохновляющего, что темы для разговора искать не придётся — вы будете или отвечать на вопросы «что» и «почему», или сами инициируете беседу. Когда малыш усвоит названия окружающих предметов, важно продолжить расширять его словарный запас, отвечая не только на вопрос «что», но и на вопрос «какой»: не просто «трава», а «зелёная густая трава». Полезно говорить расширенными предложениями, дополняя сказанное малышом:
— Собака.
— Да, какая симпатичная собака бежит и виляет пушистым хвостом!
Вам будет проще решить, о чём говорить с ребёнком 3–4 лет, если помнить, что дети — исследователи по натуре и в этом возрасте изучают окружающую действительность с помощью всех органов чувств. Называйте разнообразные ощущения и поощряйте малыша описывать свой опыт: что и как мы слышим, видим, обоняем, осязаем, пробуем на вкус.
«Слышишь, как звонко чирикает эта птичка?»
«Какой гладкий камешек и какая шершавая кора у дерева!»
Будет здорово, если благодаря вашему примеру и искреннему интересу к его мнению, ребёнок начнёт делиться впечатлениями — это обогатит его речь и сделает интересным собеседником.
Для чтения выбирайте книги с красочными иллюстрациями, чтобы у крохи была возможность их описывать, а у вас — спрашивать, всё больше переходя от вопросов, на которые можно ответить коротко и односложно, к таким, что потребуют развёрнутого ответа.
И конечно, это время, когда дети активно осваивают язык, играют им как в кубики или конструктор. Они ищут закономерности в языке и в его связи с окружающей действительностью. Именно в этот период рождаются замечательные детские неологизмы. Множество примеров можно найти в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти». К этому словотворчеству нужно относиться доброжелательно, ни в коем случае не высмеивать малыша, а корректно поправлять, перефразируя его слово или предложение правильно. Хорошая идея — записывать высказывания крохи. В более старшем возрасте он с удовольствием будет смеяться над ними вместе с вами.
В помощь родителям — большое количество речевых игр для любого возраста. Важно помнить, что для ребёнка главное — общение с вами, через которое он попутно учится. Так что не превращайте игры в обязательные скучные уроки. Лучше всего вплетать их в повседневные занятия, тогда дети не будут замечать, что вы делаете что-то специально. Например, можно спросить: «Чего на столе больше: ложек или вилок?» (так вы потренируетесь в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных) или подбирать к каждому существительному прилагательное: стол — деревянный, варенье — вкусное, погода — прекрасная.
О чём говорить с ребёнком 4–5 лет
Приведённые выше варианты, о чём говорить с детьми, будут продолжать работать, но нужно давать ребёнку всё больше инициативы и возможности высказаться, поощряя и помогая наводящими вопросами. Побуждайте рассказывать об эпизодах прошедшего дня, о переживаниях и мечтах. Делать это лучше, когда вы никуда не спешите и настроены друг на друга: на прогулке или перед сном. Например:
- Расскажи о чём-то хорошем, что произошло с тобой сегодня.
- Что нового ты узнал?
- Кто тебя порадовал/разозлил?
- Что тебе снилось?
- О чём ты мечтаешь?
В жизни малыша появляется всё больше других людей, он внимательно наблюдает за тем, как по-разному они себя ведут, и задаёт много вопросов о том, что хорошо и что плохо, что такое дружба, доброта. Обсуждайте с ним поступки героев книг и мультфильмов, его самого и окружающих, говорите о тех ситуациях, в которые он попадает или свидетелем которых становится. Идти нужно от простых вопросов к сложным.
«Как, по-твоему, Петя ушёл от ребят, потому что он обиделся?»
«Как ты думаешь, почему он это сделал?»
«А как бы ты поступил на его месте?»
Здорово, если эти темы ребёнок будет обсуждать не только с вами, но и с папой или бабушкой. Так он поймёт, что существует много мнений и способов их выразить. Спрашивайте, что понравилось малышу в истории, встречался ли он с подобными людьми и ситуациями, делитесь эмоциями и впечатлениями. Во время таких бесед закладывается особенная близость, которая может сохраниться на годы.
Дети 4–5 лет живо интересуются вашей жизнью, профессиями родных, спрашивают, как познакомились мама с папой, каким был папа, когда был маленьким, задают первые вопросы о мальчиках и девочках, откуда берутся дети.
Язык — по-прежнему прекрасная тема для общения. Добавляйте синонимы, антонимы, сравнения, играйте в слова, отгадывайте загадки, вспомните игры из своего детства: «Я знаю пять имён», «Съедобное-несъедобное», «Я садовником родился».
О чём говорить с ребёнком 5–6 лет
Дети всё больше становятся полноценными собеседниками. Обычно в этом возрасте папы активнее включаются в беседы с сыном или дочерью. Продолжайте делать всё то же, что и раньше, усложняя и развивая сюжеты общения:
- предлагайте закончить историю, которую вы начнёте, или сочинить альтернативный конец для известной сказки;
- играйте в игры, где нужно задействовать речь и воображение.
Дети плюс-минус уже понимают юмор и начинают шутить сами: рассказывать смешные истории, придумывать весёлые рифмы, заразительно смеяться в ответ на шутки и каламбуры. Это всё можно и нужно включать в повседневное общение.
Около шести лет у ребёнка всё больше проявляется «рассуждающий разум», который, как считала Мария Монтессори, является характеристикой следующего большого возрастного этапа — от шести до двенадцати лет.
Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и читайте Какую пользу могут извлечь дети из разговоров со взрослыми?
Источник