Нужны ли ребенку группы раннего развития
Как выбрать подходящее дело для ребенка
ГЕРАСИМЕНКО Анна
Как выбрать подходящее дело для ребенка, рассказывает детский психолог «Школы для пап и мам» Ольга Годлевская.
Я всегда старалась заниматься с дочкой дома — рисовать, лепить, аппликации из кусочков бумаги и ткани клеить, стишки читать, песенки петь. Но в какой-то момент, когда Машке было около 3 лет, мне показалось, что ребенку скучно. Тогда мамашки во дворе посоветовали записаться в группу развития для малышей.
Группы для малышей, школы раннего развития, детские клубы, группы временного пребывания — все это возможность для крохи и развиваться, и общаться со сверстниками.
Занятие в группе развития проходит примерно так (у всех по-своему, но смысл один):
— поздоровались — встали в круг и, перебрасывая мячик друг другу, назвали каждый свое имя;
— попели песенки;
— танцы или веселые зарядки в игровой форме под музыку (по полянке побежали ежики, попрыгали лягушки, пошли гуси, кошка выгнула спинку, собака повиляла хвостиком и т. д.);
— рисование: детки работают с красками, изучают цвета, выражают собственные эмоции с помощью рисунков;
— развивающие игры — деток учат играть вместе, в командах, например, одна команда показывает что-то без слов, а другая команда угадывает, что изображают ребята;
— игры на внимание (например, детям показывают несколько предметов, потом один предмет убирают — что исчезло из волшебного сундучка?), игры на осязание (что лежит в мешочке, определи на ощупь);
— подвижные игры — кошка бегает за мышками, отбирая у них хвостики-шнурки, волк ловит гусей и т. д.;
— снова занятия за столом — лепка из пластилина, глины, поделки из мелких бусинок, круп, аппликация;
— в некоторых группах есть театральные занятия, когда детки рассказывают сказки с помощью игрушек или устраивают театр теней.
ПОЧЕМУ ТАКИЕ УРОКИ НУЖНЫ?
В какой-то степени это альтернатива детскому саду.
Очень важно, что группа развития — это первое взрослое и самостоятельное дело вашего карапуза. Он ходит не за вами, а сам. Это его первые учителя, его первые друзья. Он учится общаться, играть вместе, выяснять отношения, разруливать конфликты. Это очень важное и нужное общение со сверстниками.
С точки зрения развития в таких группах все рассчитано и сбалансировано:
— детки лепят, делают аппликации, перебирают крупу — развивают мелкую моторику;
— учат стишки, потешки и поговорки — развивают речь;
— поют песенки — развивают музыкальный слух и память;
— бегают-прыгают — развивают координацию;
— отнимают «хвосты» у «мышек» — развивают ловкость;
— рисуют — развивают воображение, фантазию, выражают эмоции.
Занятия нужны еще и родителям, чтобы осознать, что их малыш уже самостоятельный и многое может сам. А еще мамы-папы в группе посмотрят, как разговаривают, поют и двигаются другие дети, что в развитии вашего драгоценного чада лучше, чем у других, а что недотягивает.
КОГДА НАЧИНАТЬ?
Группы развития для самых маленьких принимают деток с 1 — 1,5 года.
В два года, а некоторые детки и в три года еще не готовы к самостоятельным занятиям в группах, они могут испугаться остаться без родителей. Для таких малышей существуют занятия с мамами. Но после 4 лет важно, чтобы малыш оставался на занятиях один, то есть с другими ребятами и учителями, но был уверен в том, что мама ждет его и никуда не потеряется — встретит около двери после урока.
Для деток постарше — пяти-, шестилетних — есть занятия по подготовке к школе.
ВАЖНО!
— Занятия за столом должны быть разбавлены подвижными играми, ведь деткам тяжело подолгу сидеть на одном месте. Чтобы все было в радость, нужна постоянная смена деятельности.
— Не должно быть завышенных требований со стороны педагогов — не пролей, не испачкай, сделай, как у меня… Это лишь отпугнет малыша, отобьет у него охоту заниматься.
— Во время рисования, лепки и т. д. педагоги не должны делать все сами за малыша, «чтобы получилось красиво». Пусть будет неровно и размазано, но малыш делает все сам!
— Важно, чтобы группу не превращали в школу и не мучили малышей обучением чтению, счету, письму.
— Деток должны учить говорить о себе в первом лице: «Я», а не в третьем: «Маша».
— Очень важный человек — учитель. Он должен нравиться малышу, тогда он будет с удовольствием бежать на занятия. Если отношения у крохи с учителем не сложились, если малыш боится педагога, стоит поискать другую группу.
— Поинтересуйтесь образованием тех, кто ведет уроки. Важно, чтобы у учителя было психологическое или дошкольное педагогическое образование и группу не вела «просто хорошая тетенька». Здорово, если в школе есть еще и музыкальный работник — живой звук и песни под пианино очень нравятся деткам.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Дочь стала более общительной
Моя дочка Машка ходит в группу развития с 3 лет. Сначала она вела себя на уроках тихо, следила глазами, чтобы я была неподалеку. А теперь, спустя полгода, занятия — самое важное в жизни ребенка. Она выучила все дни недели, чтобы знать, когда же наконец наступит четверг и мы пойдем в группу. Она наряжается с утра, ждет встречи с подружками и друзьями. А две учительницы — Варя и Нина — теперь главные товарищи и авторитеты. Нам повезло с группой. Учителя — психолог и художник-музыкант — действительно потрясающие женщины, и, на мой взгляд, именно на их профессионализме, умении удержать внимание и заинтересовать ребят держится все занятие. Они никогда ни к чему не принуждают детей, мастерски улаживают конфликты и успокаивают расстроенных. Когда малыши рисуют, их не одергивают: малюют — пусть малюют!
Машка стала более общительной, более самостоятельной. Когда мы приходим домой после занятий, дочь надевает мои туфли на каблуках и со словами: «Давай, теперь я буду учительницей Варей» — начинает обучать нас, родителей, всему, что освоила на занятии.
А когда на детской площадке мы встречаем товарищей по занятиям, подружки и друзья обнимаются и играют в свои любимые игры. Наверное, это начало настоящей дружбы!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Детские истерики — что делать?
Источник
От автора: Родители часто размышляют о том, что нужно делать, чтобы у детей было счастливое будущее, достойное образование, престижная работа, прекрасные отношения с окружающими и так далее. Те родители, которые начинают думать об этом рано, задумываются,стоит ливодить ребенка в группу или школу раннего развития? И если да, то куда?
Родители часто размышляют о том, что нужно делать, чтобы у детей было счастливое будущее, достойное образование, престижная работа, прекрасные отношения с окружающими и так далее. Те родители, которые начинают думать об этом рано, задумываются,стоит ливодить ребенка в группу или школу раннего развития? И если да, то куда?
Понятие «раннее развитие» давно вошло в нашу жизнь, но часто под ним понимают очень конкретные вещи –какможно быстрее научить ребенка писать, читать, складывать в уме и так далее. Например, вот цитата: «Чем раньше я начну что-то вкладывать в ребенка, тем быстрее он сможет чего-то добиться, лучше понимать, да и вообще, все процессы в жизни пойдут быстрее». Многие «ловят волну» и предлагают то, что родители хотят — «Арифметика в 2 года!», «Быстро научим ребенка читать и запоминать слова по системе…». Однако такой подход далеко не всегда себя оправдывает.
Для нас, скорость обучения в группах раннего развития не является определяющим фактором, мы придерживаемся идеи индивидуального подхода, благодаря которому ребенок развивается в собственном темпе, исходя из своего темперамента и способностей. Занятия с детьми проводит профессиональный психолог, для которого важны готовность ребенка к развитию исходя из его психологических особенностей. Мы точно знаем, что слишком интенсивное давление и развитие каких-либо качеств или умений в будущем приводит к очень плачевным результатам.
Безусловно, раннее развитие определяет качество будущей жизни ребенка, но только при условии вдумчивого профессионального подхода, это качество будет высоким.
Часто родители, которые «обожглись» с ранним развитием детей начинают придерживаться противоположного мнения: «Раннее развитие лишает ребенка детства», «На занятиях в группах раннего развития дети устают от переизбытка информации», «Раннее развитие – это дорогое удовольствие, можно и самим дома заниматься».
Далее мы разберем эти высказывания.
- «Раннее развитие лишает ребенка детства».
Раннее развитие лишает ребенка детства, если оно направлено только на одну сферу личности, например, на интеллектуальное развитие. Тогда упор делается на обучение, а психологические особенности возраста, интересы и желания ребенка просто игнорируются. Да, можно научить малыша читать в 3 года, можно рано отдать его в школу, но в конечном итоге, ребенок, который психологически не созрел для чтения или школы получит целый букет социальных проблем в любом сообществе, в котором окажется, начиная от проблем в поведении, заканчивая болезнями и неврозами. Ребенок будет «умным не по годам», но не способным встроиться в коллектив, одиноким и неадекватным. Качественное раннее развитие предполагает комплексный подход,подлинный учет особенностей развития ребенка, высокий профессионализм и бережное отношение.
Дети устают не только от переизбытка информации, но еще и от монотонного труда, скучного содержания, долгого сидения, быстрого темпа, академического подхода и много другого. Профессионально построенные занятия (индивидуальный темп, игровая форма, разнообразные задания и проч.), конечно, тоже вызывают «рабочее напряжение», но ребенок с нетерпением ждетследующее занятие и по-настоящему включен в происходящее.
На самом деле есть бесплатные, дешевые, дорогие и очень дорогие занятия. Если мы готовы вкладывать в ребенка, то мы найдем подходящий по цене вариант. Вопрос скорее в том, как разобраться в бесконечном потоке информации и предложений? Как понять, за что стоит платить деньги, а за что нет? К кому обратиться с вопросом, чтобы получить квалифицированный ответ?
Для нас важной составляющей занятий с детьми является постоянный контакт с родителями.
Родители становятся частью нашего сообщества, поэтому им доступны: короткие консультации с психологом, короткие 15-минутные собрания каждые несколько встреч (чтобы «держать руку на пульсе» происходящего с детьми), отдельные встречи и мероприятия, когда в режиме диалога обсуждаются важнейшие вопросы развития детей и становления их психологического благополучия.
Принадлежность сообществу нужна, чтобы родители:
— получали профессиональную и достоверную информацию о развитии ребенка;
— получали ответы на интересующие их вопросы от профессионального психолога;
— обменивались опытом с другими родителями;
— «забирали домой» интересные игры и упражнения, чтобы увлекательно проводить время с ребенком и поддерживать его развитие.
Родителям рано или поздно приходится решать – отдаватьребенка в группы раннего развития, заниматься с ним самостоятельно или выбрать другой вариант. Главное, чтобы дети росли счастливыми и благополучными.Но если вы приняли решение заниматься с ребенком в группе раннего развития, то ждем Вас на наших занятиях.
Источник
На фото фрагмент занятия в центре раннего развития с моим сыночком 1,5 года
Для меня стал актуальным вопрос о раннем развитии моей дочки, которой сейчас всего 8 месяцев. Детский клуб рядом с моим домом открывает свои двери для занятий с детьми как раз с 8 месяцев. Я задумалась: а не рано ли? Зачем малышу туда вообще «ходить» в таком возрасте? Есть дети, которые еще не сидят в 8 месяцев и не ползают. Каким образом тогда будут проходить занятия?
Своего старшего сына я отдала в центр раннего развития в 1,5 года. Просто туда ранее и не пускали. И я не видела смысла водить его туда в год и раньше. Сама педагог и сама с ним занималась. А в центр мы пошли с целью подготовки к детскому саду и к обществу.
Это было несколько лет назад. Сейчас же детские центры снизили свою планку по возрасту. И я считаю, что это сделалось лишь в целях заработка. Сама работаю с детьми много лет и имею своих двоих, поэтому знаю, что чем младше малыш, тем сложнее с ним именно «заниматься». И дело не в том, что дети в этом возрасте воспринимают только игрушки и игры, а дело в их неусидчивости, капризности, зависимости от мамы, незрелости организма в целом, режима дня, наконец.
В процессе подготовки к написанию этой статьи, я прошлась по ближайшим районам своего города, чтобы посмотреть на условия и программы всех детских клубов, центров, домов культуры, которые только там есть. Самый ранний возраст для занятий в одном из них мне встретился :
6 месяцев ????
Я спросила администратора: «А не рано ли?» Мне ответили: «Если ваш ребенок уже умеет сидеть, приходите».
Посмотрела в интернете. Самый ранний возраст для занятий в одном из клубов моего города:
3 месяца ????
Вот скриншот:
Безусловно, заниматься с ребенком нужно с рождения. Не надо быть педагогом или психологом, чтобы это понимать. Но делать это вполне может сама мама. Потешки, пальчиковые игры, массажик, песенки. Если мама не может, то няня, бабушка. Неужели есть мамы, которые приносят своих лялек в три месяца в детский клуб?
Я не представляю развивалочки в центре и для моей 8-месячной дочки. У нее плавающий режим дня, а приходить нужно в определенное время. Что если в это время нам нужно кушать или спать? Что если дочка раскричится во время занятия, ей нужно будет поменять подгузник, она будет не в настроении воспринимать что-либо, сидеть по указке даже пару минут не станет, да и вообще не станет играть или делать что-то по принуждению, а деньги за клуб будут уплачены. Нет, это не для малышей до года. И это моё личное мнение.
Самый лучший возраст для посещения клуба — после одного года. Занятия должны нравятся ребенку и развивать его. Без этих двух составляющих времяпрепровождение в детском клубе теряет свою значимость.
Когда гуляла на детской площадке со своим годовалым сыном, часто слышала от мамочек вопрос: «А вы ходите на развивашки?» И встречала их непонимание, когда я отвечала, что не ходим. Не понимаю, почему и зачем из раннего развития сделали какой-то культ? И сейчас, несколько лет спустя, мамочки стараются как можно раньше отдать своего малыша в детский клуб, чтобы потом «покрасоваться» перед другими мамами. А ведь в раннем развитии есть и определенный вред для ребенка:
- Нагрузка на центральную нервную систему ребенка
- Раннее обучение чтению, счету, письму, знаниям из окружающего мира в ущерб раннему развитию детей. Многие путают раннее развитие и раннее обучение, и не развивают, а пичкают знаниями.
- Отсутствие желания учиться, нет мотивации в школе. Дети «пресытились» знаниями еще в дошкольном возрасте и в школе им скучно.
- Нет креативного и творческого мышления. Если с детьми и занимались рисованием и лепкой, то исключительно в ограниченное по часам время, часто не давая выразить себя,а только работа по определенному заданию.
- Часто родители ставят превыше свои собственные интересы и стремления. Отдавая своего ребенка в центр раннего развития, они чувствуют себя счастливыми, полноценными родителями, выполняющими свой долг по воспитанию и развитию. Но нужно ли это самому ребенку? Именно ребенку, а не родителям.
Какой вывод я делаю для себя:
До 1,5 лет водить дочку в клуб не буду, позанимаюсь с ней сама.
Ставьте ????, подписывайтесь. Впереди еще много полезных статей о детях и статей из моей жизни.
Источник
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
В настоящее время рынок образовательных центров и центров развития ломится от предложений — некоторые организации предлагают специальные программы для детей уже с 8 месяцев. Разумеется, любой ответственный родитель хочет, чтобы его ребенок развивался гармонично и вырос цельной личностью, но могут ли помочь в этом центры развития? В этом вопросе разбирались психолог портала «Я — Родитель» Екатерина Сафонова и научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Анастасия Нисская.
ПРОТИВ
Психолог портала «Я — Родитель» Екатерина Сафонова озвучила позицию «против»:
Выдача обыкновенных методик за авторские
Для начала давайте разберемся, что же предлагают в центрах раннего развития. На красочных сайтах красиво рассказывается об «авторских программах развития», но любой грамотный педагог-психолог тут же понимает, что никакого авторства там, скорее всего, нет. Более того, подобные программы развития не являются чем-то уникальным: все они построены исключительно на развитии навыков, которые в норме формируются у ребенка самостоятельно при достижении им определенного возраста.
Стресс для малыша
Для каждого ребенка посещение любого заведения — большой стресс. Малыши тяжело переживают дорогу, большое скопление людей, повышенное внимание к себе со стороны незнакомых взрослых. Такой стресс может негативно сказаться как на здоровье ребенка, так и на его развитии в целом.
Риск для здоровья
Посещение подобных центров — всегда риск для здоровья, ведь там можно «подцепить» любую инфекцию, а иммунитет у детишек в раннем возрасте еще очень слабый.
Цена услуг
Центры раннего развития — удовольствие не из дешевых, причем, удовольствие довольно-таки сомнительное.
Анастасия Нисская внесла ремарку: «Отвечая на вопрос о вреде и пользе посещения центров раннего развития, предлагаю вынести за скобки все некачественные предложения, места, где не соблюдаются санитарные нормы, где на мам и детей ругаются, где физически неприятно находиться. Такие, безусловно, есть. Как с ними обходиться понятно и без экспертного мнения», — и выделила иные, не менее важные аргументы «против»:
Влияние рекламы центров на психику родителей
Реклама центров раннего развития наносит существенный вред психологическому состоянию родителей. Современную маму очень легко погрузить в состояние тревоги, намекнув ей об отсутствии каких-то знаний или опыта, медленном темпе развития ребенка; легко заставить переживать о том, что у семьи нет возможности дать малышу самое лучшее.
Несоответствие программ центров возрасту детей
Иногда программы центров не соответствуют возрастно-психологическим потребностям детей, что делает обучение не просто бесполезным, а даже вредным.
ЗА
Однако психолог Анастасия Нисская выделила и плюсы, которые дает посещение центров раннего развития:
Опыт приятного времяпрепровождения с ребенком
Мама получает опыт приятного времяпрепровождения с ребенком. Это крайне важно, поскольку взрослому человеку объективно трудно долго быть с малышом, играть с ним в подходящие по возрасту и интересные ему самому игры. Если, приходя в центр, мама знакомится с практиками, которые делают ее общение с ребенком более приятным (ПРЕЖДЕ ВСЕГО — ДЛЯ НЕЕ), — значит, эти посещения уже далеко не напрасны.
Преодоление мамой собственной изолированности
Молодая мама получает возможность выйти за пределы замкнутого пространства, в котором она оказывается после рождения малыша (обычно это квартира, территория возле дома и детская поликлиника). Ощущение «запертости» — одна из причин послеродовой депрессии. Посещение вместе с ребенком центра развития — повод выйти на улицу, красиво одеться и накраситься, что крайне необходимо для любой женщины. Молодым мамам нужно преодолевать изолированность, чтобы справляться с тяжелым эмоциональным состоянием.
Эксперты портала «Я — Родитель» разделили позицию «за» и привели в защиту свои аргументы:
Внесение разнообразия в жизнь ребенка
В какой обстановке в городе растет малыш? Похожие друг на друга дома, одни и те же дворы для прогулок — картина весьма однообразная. И хотя, возможно, дети в такой атмосфере вовсе не скучают, задания с красочными карточками тем не менее они выполняют с огромным удовольствием.
Адаптация ребенка к коллективу
Несомненным плюсом является то, что благодаря центрам раннего развития малыш может получить свой первый опыт нахождения в коллективе. А это, в свою очередь, способно позже облегчить адаптацию к детскому садику.
ВЫВОД
Отдавать или не отдавать малыша в центр раннего развития? Решение остается за родителями. Главное, чтобы оно было осмысленным и основанным как на осознании пользы для себя, так и осознании пользы для ребенка.
Анастасия Нисская: «Риски от посещения центров раннего развития, безусловно, существуют (медицинские, психологические, социальные). Вместе с тем, для психологического равновесия матери эти посещения могут оказаться крайне полезными, что в свою очередь может стать залогом благополучного развития малыша».
Екатерина Сафонова: «Центр раннего развития — возможность для ребенка социализироваться в достаточно раннем возрасте. Общение с детишками, их родителями, педагогами и воспитателями способствует развитию у малыша социальных навыков. Но не забывайте, что высокая потребность в общении у ребенка возникает только после 3 лет, до этого возраста главное — не переборщить с общением и не вызвать у ребенка стресс.
Кроме того, все те занятия, которые проводятся в подобных организациях, мама может вести с ребенком сама. Развитие мелкой моторики рук, рисование, лепка, пение, различные игры — для ребенка гораздо лучше, если всем этим с ним будет заниматься мама, а не «незнакомая тетя». Малыши очень привязаны к родителям, поэтому с огромным удовольствием будут играть именно с ними. Чем больше вы подарите своему малышу любви, ласки и тепла, тем более гармонично он будет развиваться. Секрет успеха именно в любви, а не в авторских методиках».
Дети испытывают стресс не реже, чем взрослые. И задача родителей – подготовить ребенка к стрессовой ситуации. Как это сделать? Пройдите тест и получите рекомендации психологов
Пройти тест
Источник