Нужно ли водить ребенка в развивающий центр в 4 года

Нужно ли водить ребенка в развивающий центр в 4 года thumbnail

Почему я почти никогда не советую родителям водить детей до 4х лет в различные студии и центры раннего развития? Потому что половине детей они не нужны, а другой половине — вредны. Есть лишь небольшая группа детей, которым «развивашки» действительно полезны. О них я расскажу в конце статьи.

Ребенку без отклонений (то есть неврологически здоровому и развитому по возрасту) не нужны никакие дополнительные занятия.

Ему вполне достаточно того, что что он видит вокруг себя в обычной жизни. Конечно, мы сейчас говорим не о неблагополучных семьях (но они и не водят детей в центры и студии), а о тех, где мама, бабушка или какой-то другой значимый взрослый с ребенком гуляет, играет, читает книги, смотрит и обсуждает мультфильмы, водит на праздники, в цирк, на выставку и т.д. А если родители очень заняты на работе и у них нет времени всем этим заниматься? — спросите вы. В таком случае ребёнок ходит в детский сад или ясли, где в программу обучения и воспитания входят все необходимые ребенку активности.

И вот когда нормально, полноценно развивающегося ребенка начинают перегружать различными знаниями и занятиями — это, вопреки ожиданиям, не идёт ему на пользу. Прежде всего потому, что переутомление информацией отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Кроме того, если на «развивашки» водить начали слишком рано, и ребёнок ещё не готов к таким видам деятельности как писать, читать, сидеть за столом долгое время — то он может сформировать негативный настрой к обучению на долгие годы вперед. И потом, когда действительно придёт время учиться (например, в школе), такого ребенка будет очень тяжело усадить за парту.

Советую прочитать: Развитие речи без занятий и логопедов. Это возможно? Да!

Развитие или коррекция?

Что касается детей с каким-либо нарушением развития — им, как ни странно эти развивающие клубы также не полезны. Дело в том, что есть большая разница между развитием и коррекцией. Развитие — это движение вперёд: быстрее, выше, сильнее и далее по списку. А коррекция — это исправление того, что работает неправильно. Наверное, вы уже догадались что ребенку с отклонениями нужна прежде всего коррекция, а не развитие.

Типичный случай из практики: Родители замечают, что с ребенком что то не так и вместо того, чтобы начать коррекционную работу со специалистом нужного профиля (с логопедом, дефектологом, психологом и т.д.), отдают ребенка на «развивашки» где его учат всему подряд: чтению, письму, ментальной арифметике, английскому, скорочтению и т.д….

И что же происходит? Проблемы ребенка не решаются — вместо этого идет нагрузка ненужными в данный момент для него занятиями. Как следствие, получаем то же переутомление и негативное отношение к образовательному процессу, и, самое главное — упущенное время!!!

Важный вопрос — качество занятий.

Хороших, действительно развивающих (а не выкачивающих деньги) центров очень-очень мало. Об этом (и о том, как я 8 лет назад чуть было не устроилась на работу в один из таких центров) я рассказываю в этой статье.

Еще советую прочитать статью о том, где еще, кроме развивашек, можно найти логопедов и других детских специалистов (и часто, более квалифицированных!)

В каком случае я всё-таки рекомендую ходить на развивающие занятия в раннем возрасте?

В случае, если ребенок не ходит в детский садясли и не особо активно общается со сверстниками (родственники, друзья, соседи…). Тогда ему нужно где-то учиться вести себя в коллективе, находить друзей и т.д. Пожалуй, это единственная задача, с которой «развивашки» справляются на «ура».

Подводя итог, скажу что нормально развивающемуся ребенку не нужны никакие центры и студии, а ребёнку с нарушениями или особенностями развития нужны не они, а коррекционная работа с квалифицированными специалистами. При этом «развивашки» имеют место быть тогда, когда вам хочется, чтобы ребёнок просто пообщался.

Согласны со мной?

Больше полезных статей о детском развитии — на моем канале

Источник

На фото фрагмент занятия в центре раннего развития с моим сыночком 1,5 года

Для меня стал актуальным вопрос о раннем развитии моей дочки, которой сейчас всего 8 месяцев. Детский клуб рядом с моим домом открывает свои двери для занятий с детьми как раз с 8 месяцев. Я задумалась: а не рано ли? Зачем малышу туда вообще «ходить» в таком возрасте? Есть дети, которые еще не сидят в 8 месяцев и не ползают. Каким образом тогда будут проходить занятия?

Своего старшего сына я отдала в центр раннего развития в 1,5 года. Просто туда ранее и не пускали. И я не видела смысла водить его туда в год и раньше. Сама педагог и сама с ним занималась. А в центр мы пошли с целью подготовки к детскому саду и к обществу.

Это было несколько лет назад. Сейчас же детские центры снизили свою планку по возрасту. И я считаю, что это сделалось лишь в целях заработка. Сама работаю с детьми много лет и имею своих двоих, поэтому знаю, что чем младше малыш, тем сложнее с ним именно «заниматься». И дело не в том, что дети в этом возрасте воспринимают только игрушки и игры, а дело в их неусидчивости, капризности, зависимости от мамы, незрелости организма в целом, режима дня, наконец.

В процессе подготовки к написанию этой статьи, я прошлась по ближайшим районам своего города, чтобы посмотреть на условия и программы всех детских клубов, центров, домов культуры, которые только там есть. Самый ранний возраст для занятий в одном из них мне встретился :

6 месяцев ????

Я спросила администратора: «А не рано ли?» Мне ответили: «Если ваш ребенок уже умеет сидеть, приходите».

Посмотрела в интернете. Самый ранний возраст для занятий в одном из клубов моего города:

3 месяца ????

Вот скриншот:

Безусловно, заниматься с ребенком нужно с рождения. Не надо быть педагогом или психологом, чтобы это понимать. Но делать это вполне может сама мама. Потешки, пальчиковые игры, массажик, песенки. Если мама не может, то няня, бабушка. Неужели есть мамы, которые приносят своих лялек в три месяца в детский клуб?

Я не представляю развивалочки в центре и для моей 8-месячной дочки. У нее плавающий режим дня, а приходить нужно в определенное время. Что если в это время нам нужно кушать или спать? Что если дочка раскричится во время занятия, ей нужно будет поменять подгузник, она будет не в настроении воспринимать что-либо, сидеть по указке даже пару минут не станет, да и вообще не станет играть или делать что-то по принуждению, а деньги за клуб будут уплачены. Нет, это не для малышей до года. И это моё личное мнение.

Читайте также:  Ребенку год и 4 месяца не говорит

Самый лучший возраст для посещения клуба — после одного года. Занятия должны нравятся ребенку и развивать его. Без этих двух составляющих времяпрепровождение в детском клубе теряет свою значимость.

Когда гуляла на детской площадке со своим годовалым сыном, часто слышала от мамочек вопрос: «А вы ходите на развивашки?» И встречала их непонимание, когда я отвечала, что не ходим. Не понимаю, почему и зачем из раннего развития сделали какой-то культ? И сейчас, несколько лет спустя, мамочки стараются как можно раньше отдать своего малыша в детский клуб, чтобы потом «покрасоваться» перед другими мамами. А ведь в раннем развитии есть и определенный вред для ребенка:

  • Нагрузка на центральную нервную систему ребенка
  • Раннее обучение чтению, счету, письму, знаниям из окружающего мира в ущерб раннему развитию детей. Многие путают раннее развитие и раннее обучение, и не развивают, а пичкают знаниями.
  • Отсутствие желания учиться, нет мотивации в школе. Дети «пресытились» знаниями еще в дошкольном возрасте и в школе им скучно.
  • Нет креативного и творческого мышления. Если с детьми и занимались рисованием и лепкой, то исключительно в ограниченное по часам время, часто не давая выразить себя,а только работа по определенному заданию.
  • Часто родители ставят превыше свои собственные интересы и стремления. Отдавая своего ребенка в центр раннего развития, они чувствуют себя счастливыми, полноценными родителями, выполняющими свой долг по воспитанию и развитию. Но нужно ли это самому ребенку? Именно ребенку, а не родителям.

Какой вывод я делаю для себя:

До 1,5 лет водить дочку в клуб не буду, позанимаюсь с ней сама.

Ставьте ????, подписывайтесь. Впереди еще много полезных статей о детях и статей из моей жизни.

Источник

В вопросах раннего развития, как и во многих других ситуациях, родители четко делятся на два лагеря. Одни уверенны, что водить в развивашки детей нужно с тех пор, как только они научатся ходить. Другие являются приверженцами домашнего воспитания и образования, чаще всего их дети даже не посещают детский сад. Здесь было бы уместно процитировать Парацельса, который утверждает, что «все есть лекарство, и все есть яд – все дело в дозе». Для того чтобы у вас сложилось объективное мнение о том, надо ли готовить ребенка к школе в развивающих центрах, мы разработали для вас материал, в котором рассмотрим необходимость дошкольного обучения со всех позиций.

Водить или не водить? Роль развивашек в жизни дошкольникам – мнение специалистов, и не только

Допустим, вы решили всерьез заняться развитием малыша, и готовы доверить это профессионалам. Перед вами откроются двери многочисленных развивающих центров столицы, которые удивят разнообразием курсов и методик развития для детей любого возраста. Но давайте разберем все плюсы и минусы их посещения:

Плюсы развивающих центров:

  • большое разнообразие игрушек и пособий для игр;
  • возможность маме отдохнуть от забот;
  • занятия ребенка с профессионалами;
  • общение со сверстниками;
  • обучение усидчивости, самостоятельности.

 Минусы, отмечаемые родителями:

  • высокие цены (развивашка с хорошей репутацией обойдется не меньше, чем 100 леев/занятие);
  • большое количество детей в группе, следовательно, вероятность того, что ваш малыш заболеет выше, чем если бы вы занимались дома.

Как видите, плюсов, все же больше, но их перевешивает лишь одно – ничто не заменит ребенку общения с мамой. С ней и информация усваивается лучше, и играть интереснее, и объясняет она понятнее. Прежде чем вы решите водить ли вашего кроху в развивающий центр, выслушайте мнение людей, которые, так или иначе, владеют информацией «изнутри».

Водить или не водить? Роль развивашек в жизни дошкольникам – мнение специалистов, и не только

Когда ребенок идет в школу, он переживает эмоциональный и психологический стресс, который может помешать дальнейшему развитию. Ничто так не пугает человека, а особенно малыша, как все новое. Эта проблема легко решается с помощью подготовки к школе. Хочу обратить ваше внимание, что речь идет в первую очередь о психологической подготовке. Многие родители, приводя детей к нам в лицей, хвалятся тем, что он умеет считать десятками, читает по слогам и пишет под диктовку. Это все, конечно, замечательно, но очень часто выясняется,  что малыш абсолютно не приспособлен к общению с незнакомыми людьми. Школьные «подготовишки», обеспечивают, в первую очередь, социализацию вашего чада. А это гораздо важнее, чем умение бегло читать в 6 лет. Наши занятия длятся не больше 35 минут и направлены на развитие навыков общения и умению излагать свои мысли. Я считаю, что такая подготовка к школе – не излишество, а необходимость.

Водить или не водить? Роль развивашек в жизни дошкольникам – мнение специалистов, и не только

Занятия ребенка в «подготовишках» перед школой необходимы в следующих случаях: если ребенок не посещает детский сад, если язык преподавания в детском дошкольном учреждении и предполагаемой школой отличается (билингвальность обладает как рядом достоинств, так возможными трудностями для развивающихся детей 6-7 лет), если ребенок страдает различными хроническими заболеваниями. Преимущества посещения «подготовишки» в учебном заведении, которое будут посещать будущие первоклассники, позволит ребенку легче освоиться в школе, быстрее и эффективнее адаптироваться к требованиям учителя, познакомиться с будущими одноклассниками, освоиться на новой для них школьной территории. Участие в занятиях такого рода поможет ребенку быть подготовленным к школьному обучению, развить память, внимание, умение действовать по инструкции, закрепить знания освоения окружающего мира в системе и структуре принятой системой образования. В то же время хочется предупредить родителей о негативных последствиях перегрузки детей 6-7 лет. Важно учитывать индивидуальные возможности ребенка, учитывать, что готовность к обучению дошкольника в школе включает в себя не только интеллектуальную подготовку, то есть умение читать, писать и считать, но и личностную готовность, физическую готовность, социальную подготовленность к взаимодействию вне рамок семьи и детского сада.

Алена, дочь 1 год и 2 месяца

Я считаю, что заниматься можно и дома. В наше время очень много различной литературы, там все доходчиво написано, что нужно для развития в любом возрасте. Многие скажут, что там детишки общаются, играют. А разве на улице детишки не играют и не общаются? В гости ни вы, ни к вам никто с детьми не приходит? Всякому общению должно быть ограничение, ребенок должен уметь играть и самостоятельно. Я думаю, причина в том, что в развивашках веселее мамам, которые привели детей и попросту устали сидеть дома. Моей дочурке 1 год и 2 месяца, ни в какие группы мы не ходили и не собираемся. Знаем многих животных, кто какие звуки издает. У ребенка много книг, мы ежедневно их читаем. Не чувствую необходимости в развивашках. Не ленитесь, занимайтесь с ребенком дома, больше разговаривайте как со взрослым, играйте с ним. А на эти деньги лучше купите развивающую игрушку малышу, либо что-то вкусненькое на десерт.

Юлия, дочь 6 лет

Дети в дошкольном возрасте впитывают все, как губка, они познают мир и получают новые знания ежедневно. Я считаю себя очень ответственной мамой, и уделяю немалое количество времени образованию своего ребенка. С каждым годом школьная программа меняется. Выходит, как бы я не старалась, я все равно не смогу дать всех необходимых для школы знаний своей дочери. Для полноценного развития мне просто необходима помощь опытных педагогов. Поэтому, я считаю, что детей не просто можно, а даже нужно водить в развивающие центры. Это так приятно, гордиться успехами своей дочурки!

Итак, дорогие родители, делайте выводы. И помните, не важно, будет ли ваш ребенок посещать развивающие центры или нет – главное, чтобы он рос счастливым! 

Читайте также:  Как рисовать деда мороза ребенку 4 года

Подготовила Екатерина Задворная

Источник

наверняка уже поднимали такую тему, так что в стописятый раз поделитесь мнением:
— на сколько необходимо отдавать ребенка в развивающий центр?
Периодически меня посещает мысль — надо что-то делать с ребенком, как то развивать его…наверное. Не могу сказать, что совсем не занимаюсь с дочкой, но наверное не достаточно и не совсем правильно. Книжки читаю ей, по картинкам рассказываю всё, в игрухи играем, кукол раздеваем/одеваем, предметы одежды учим, на прогулке бегаем, прыгаем, птичек кормим и пр. Через месяц в бассейн пойдём….Ну словом, как все. А некоторые ведь водят детишек по всяким там развивающим центрам, какие то передовые методики применяют и пр. На сколько это необходимо именно для ребенка? или это больше для родителей? А тут, давеча, передачу показывали как раз про это дело — развивающие центры, так это вообще оказывается вредно для ребенка — стимулировать раннее развитие. Вот вся в размышлениях. Накидайте информации, плиз.

Ходим на развивающие занятия с 9 месяцев. Нисколько не жалею. Сейчас нам почти 3 года. Когда в группу приходят дети, которые никуда не ходили, это сразу видно они неуправляемые и многого не знают, что знают дети, которые постоянно ходят.

Мое мнение: в развивающий центр надо ходить тогда, когда дома элементарно некогда и некому заниматься с ребенком (читать, гулять, рисовать, лепить и просто общаться). Если же мама вечерами и в выходные дома и уделяет ребенку время — тогда зачем центр? (потому что так принято?).
Вам хватит танцев, бассейна и других кружков, куда вам захочется водить ребенка , когда он подрастет.

Murza

на сколько необходимо отдавать ребенка в развивающий центр?

я не отдаю и не собираюсь. 🙂 если какие-то определенные занятия захочет посещать — подумаю, но водить куда-то потому, что все водят не буду.

Life is combat. You know this truth.(c)

ol4aa

Когда в группу приходят дети, которые никуда не ходили, это сразу видно они неуправляемые и многого не знают, что знают дети, которые постоянно ходят.

то есть, походить стоит хотя бы ради того, что бы ребенка адаптировать к коллективу? Типа подготовки к садику?

Murza

то есть, походить стоит хотя бы ради того, что бы ребенка адаптировать к коллективу? Типа подготовки к садику?

задайте этот вопрос лучше психологу

забыла написать — дочке 1г 5 мес. может имеет смысл пойти попозже, когда она сможет сама выбрать занятия по вкусу?

Людашка

Murza
то есть, походить стоит хотя бы ради того, что бы ребенка адаптировать к коллективу? Типа подготовки к садику?
задайте этот вопрос лучше психологу

аууууу! есть психологи?

ol4aa

дети, которые никуда не ходили, это сразу видно они неуправляемые и многого не знают

Пожалуй, не соглашусь. Со старшим никогда не ходили по подобным заведениям, ибо ничего такого там дать не могут, чего не смогла бы я сама. Кроме, разве что, общения с другими детьми. Но у нас была сложившаяся тусовка ребят одного возраста со двора, так что и этой проблемы не было. В садик пошли — замечательно адаптировались и проблем с обучением не было никаких, успеваемость — «на отлично». И перед школой тоже на курсы не ходили! Правда, у нас садик был непростой, с программой 2100. ИМХО — с детьми до года на курсы идут те, кому либо обрыдло дома сидеть, либо с дефицитом общения, либо те, кто сами ни петь, ни танцевать (прошу прощения, никого не хотела обидеть).

Murza

то есть, походить стоит хотя бы ради того, что бы ребенка адаптировать к коллективу? Типа подготовки к садику?

мы не ходили никуда в шр, тем более в

нормально ребенок адаптирован к коллективу. воспитатели ни разу не пожаловались, на занятиях хорошо сидит, слушает, делает. имхо, чтоб адаптироваться к коллективу необязательно водить специально на занятия.

Life is combat. You know this truth.(c)

ol4aa

Когда в группу приходят дети, которые никуда не ходили, это сразу видно они неуправляемые и многого не знают, что знают дети, которые постоянно ходят.

может я ошибаюсь, но мне кажется, что постепенно все детки в развитии приходят примерно к одному уровню, не зависимо от посещения занятий. Совсем клиничекие случаи не беру в расчёт.

Murza

то есть, походить стоит хотя бы ради того, что бы ребенка адаптировать к коллективу? Типа подготовки к садику?

Из-за этого тоже, но главное что там проходит всестороннее развитие, чего мама дома дать не может. Дети, которые ходят с раннего возраста усидчивы, спокойно выполняют задания, им интересен сам процесс творчества, приобретают музыкальные навыки. Но не все ШР развития хороши, мы многие обошли в свое время, пока не остановили свой выбор на одном из них. В некоторых так называемых ШР творится полный хаос и дурдом, дети все носятся, ничего не выполняют, им не интересно. Поэтому некоторые мамочки сходят пару раз и понимают, что им это не надо.

evabel

если какие-то определенные занятия захочет посещать — подумаю,

Интересно, а как ваш ребенок захочет посещать занятия? От кого он о них узнать должен, если не от вас?

Murza

то есть, походить стоит хотя бы ради того, что бы ребенка адаптировать к коллективу? Типа подготовки к садику?

На таких занятиях дети получают хорошие навыки социальной адаптации. Учатся слышать других, придерживаться принятых правил, находить общий язык с другими детьми. Может, учиться у них чему-то, а может, наоборот — подавать им пример.
ИМХО сходите на какие-нибудь занятия — и тогда вам будет проще принять решение — нужны ли они вашему ребенку?

Читайте также:  Как связать носочки для ребенка 4 года

по-моему центры (школы) развития для малышей чересчур распиарены
я сама поддалась всеобщей истерии на этот счет и записалась на след.неделю на пробное занятие в ШР
хочу понять для себя, что же там такого особенного :gy:

ol4aa

Когда в группу приходят дети, которые никуда не ходили, это сразу видно они неуправляемые и многого не знают, что знают дети, которые постоянно ходят.

да фиХня все
вы ж не видите других детей, с которыми занимаются дома и не водят их в школы развития.
мой ребенок чудесно ведет себя с другими людьми, это что касается управляемости.
в свои 1,4 она различает основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый), формы, животных по книжкам очень многих показывает, причем узнает их в разных иллюстрациях
дома мы лепим, рисуем, читаем. активные игры у нас с фитболом и мячиками

Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов

math

Интересно, а как ваш ребенок захочет посещать занятия? От кого он о них узнать должен, если не от вас?

нуууу … наверное видно же к чему ребенок тянется — подвижный ли он, рисовать ли любит, лепить, или ещё что.

Tigrа

по-моему центры (школы) развития для малышей чересчур распиарены
я сама поддалась всеобщей истерии на этот счет и записалась на след.неделю на пробное занятие в ШР
хочу понять для себя, что же там такого особенного

вот-вот. И я тоже, стала терзаться смутными сомнениями.

Конечно есть 2 лагеря, которые за и против ШР. Но как могут мамочки, чьи дети туда не ходят сравнить развитие их ребенка с развитием ребенка, который постоянно занимается? Еще раз повторяю, что есть плохие и просто ужасные ШР, куда ходить наоборот нельзя.

math

Интересно, а как ваш ребенок захочет посещать занятия? От кого он о них узнать должен, если не от вас?

о направлениях деятельности можно и дома узнать, тем более инет есть. фильмы, книги и прочее. для этого вовсе не нужно ходить в шр. мой ребенок барабанами хочет заниматься, и занимается. в какой школе развития преподают африканские барабаны? ни в одной не видела подобного курса

Life is combat. You know this truth.(c)

ol4aa

Но как могут мамочки, чьи дети туда не ходят сравнить развитие их ребенка с развитием ребенка, который постоянно занимается

не могу утверждать, не знаю, поэтому и пойду смотреть на других детей.
а вот вы голословно утверждаете, что все дети, неходящие в ШР, неуправляемые и ничего не знают…
только ШР это ж не панацея. ну 2 раза в неделю по 1 часу занятий…даже если это элементарно дома не подкреплять, то толку никакого.

Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов

ol4aa

Но как могут мамочки, чьи дети туда не ходят сравнить развитие их ребенка с развитием ребенка, который постоянно занимается?

во время общения детей.

Life is combat. You know this truth.(c)

ol4aa

там проходит всестороннее развитие, чего мама дома дать не может

ЧТО ИМЕННО мама дома не может дать полуторагодовалому малышу?
Без шуток, правда. ЧТО?
ну кроме общения со сверстниками

Tigrа

по-моему центры (школы) развития для малышей чересчур распиарены

вот это точно.
и как предыдущие поколения выросли без ШР и без памперсов? :gy:
многоразовые подгузы сейчас вон опять в моду входят…

Murza

нуууу … наверное видно же к чему ребенок тянется — подвижный ли он, рисовать ли любит, лепить, или ещё что.

пример из жизни.
Моя старшая дочка всегда была очень подвижной и активной девочкой, именно поэтому была отдана на танцы.
Когда после нескольких лет занятий танцами, уже лет в 11-12 пошла в изо-студию, сказала: мама, зачем ты меня в танцы отдавала, я всю жизнь рисовать мечтала!
И правда ведь в результате закончила художественную семилетку за три года с отличными результатами.Сообщение было изменено пользователем 30-10-2011 в 15:01

Передержка и пристрой маленьких котят

Очень много таких мамочек, которые в 2,5 года приводят ребенка в ШР развития, думая, что он у них супер пупер вумный. А на деле оказывается совсем не так. Зачастую педагога такие дети не слушают, так как привыкли в к маме, отвлекаютя и тд. и тп.

Ольха_Уральская

Моя старшая дочка всегда была очень подвижной и активной девочкой, именно поэтому была отдана на танцы.
Когда после нескольких лет занятий танцами, уже лет в 11-12 пошла в изо-студию, сказала: мама, зачем ты меня в танцы отдавала, я всю жизнь рисовать мечтала!
И правда ведь в результате закончила художественную семилетку за три года с отличными результатами.

Вот как раз на занятиях в ШР и проявляется склонность ребенка к какому-то виду искусства

ol4aa

так как привыкли в к маме, отвлекаютя и тд. и тп.

так это от родителей зависит, от воспитания, а не от того, что в шр развития водят

ol4aa

Вот как раз на занятиях в ШР и проявляется склонность ребенка к какому-то виду искусства

че эта только на занятиях то? мама дома не видит ничего что ли? :gy:

Life is combat. You know this truth.(c)

Murza

нуууу … наверное видно же к чему ребенок тянется — подвижный ли он, рисовать ли любит, лепить, или ещё что.

К сожалению, по ребенку редко видно — к чему у него лежит душа. А во многие кружки и секции — лет в 5 надо идти записываться — редко какой ребенок в этом возрасте проявляет устойчивый интерес к чему-либо.
А иногда — наоборот — ребенка в спорт отдают из-за того, что он не очень активный, физически слабый, часто болеет ( несколько спортсменов прославленных в интервью рассказывали такие истории).
Я со своими пробовала много разного — чтоб у ребенка выбор был, чтоб проще ему было понять, к чему душа лежит.
В ШР тоже хоили, лет с 2 примерно. Рассматривала их как помощь — интересные задания, стихи, идеи — как и чем можно с ребенком дома заниматься, чему учить.

Такая же противоречивая тема, что и тема про прививки, спорить бесполезно!

Источник