Нужно ли наказывать ребенка в 4 года

Нужно ли наказывать ребенка в 4 года thumbnail

С детским непослушанием рано или поздно сталкиваются все родители без исключения. Бывает, что поведение любимого чада приводит в замешательство, а иногда просто ставит в тупик. И тогда взрослые задумываются о том, как наказывать ребенка правильно, чтобы не навредить детской психике и не развить в малыше ненужные комплексы.

Наказания: за и против

Споры о том, можно ли наказывать детей, давно ведут и родители, и специалисты. Противники подобных мер говорят о том, что с большой вероятностью ребенок, систематически испытывающий физическое и моральное воздействие, во взрослой жизни будет отличаться заниженной самооценкой и неуверенностью в себе. Это приведет к большим трудностям в отношениях с другими людьми и проблемам социальной адаптации.

Однако в процессе воспитания детей без наказаний не обойтись. Полное их отсутствие в жизни малыша может привести к тому, что он так и не научится нести ответственность за последствия своих поступков.

Если полностью исключить наказания, ребенок может посчитать, что родителям абсолютно все равно, что и как он делает. Такая снисходительность взрослых не изменит поведение малыша, но может привести к конфликтам. В семье обязательно должны существовать определенные правила, запреты и ограничения.

С какого возраста применять

Психологи и педагоги утверждают, что бесполезно наказывать детей до 2,5 лет. До этого возраста дети не в состоянии оценить, плохо или хорошо они поступают. Непослушание может быть следствием эмоциональных перегрузок, а также физической усталости. Если малыша накажут, он может это неправильно воспринять: кроха будет думать, что родители вдруг перестали его любить. Вместо наказания следует переключить внимание карапуза на что-либо более полезное и направить его энергию в нужное русло.

Понимание причинно-следственных связей и способность управлять своим поведением приходят после 3 лет, но не сразу, а постепенно. В этом возрасте психика еще продолжает формироваться. Не следует кричать на малыша, нужно строго, но спокойно объяснять ему, почему он не прав.

Самостоятельно отличать плохие поступки от хороших ребенок способен к 6–7 годам. Если до этого возраста меры воздействия со стороны взрослых были правильными, малыш не будет бояться признаться родителям в чем-либо, опасаясь последствий.

Что нужно учесть до применения наказания

До того, как выбрать меру воздействия за какой-либо детский проступок, родителям следует учесть:

  • Наказание должно быть действием нравственной направленности. Его цель — ограничение нежелательного поведения ребенка, а также предотвращение подобных действий в дальнейшем.
  • Необходимо учитывать возрастные нормы психики ребенка. Не нужно требовать от малыша взрослого отношения к различным ситуациям.
  • Дети обычно готовы к взаимодействию с близкими людьми. Если они делают что-то наперекор взрослым, на это есть свои причины, за каждым детским поступком кроется мотив. Родителям следует разобраться в происходящем и только потом наказывать, если это необходимо.
  • Следует четко разделять наказания, являющиеся педагогическими мерами, и те, которые можно квалифицировать как жестокое обращение. Иначе ребенок, испытавший страх и даже злобу, в следующий раз просто скроет содеянное, чтобы избежать негативной реакции со стороны взрослых.

Эффективность воздействия

Наказание, при котором ребенок готов будет своими силами исправить последствия своего проступка, является наиболее эффективным. Нужно не заставлять, а побуждать малыша принять такое решение. Например, убедить его собрать раскиданные вещи или игрушки. Можно сказать крохе, что игрушкам холодно лежать на полу, они будут плакать. Или убедить ребенка постарше вымыть испачканную обувь, объяснив, что его любимые ботинки могут быстро прийти в негодность, если не ухаживать за ними, и их придется выбросить. Попросить склеить порванную книгу, объяснив, что с книгами нужно обращаться бережно и рассказав о значимости книг.

Родителям следует адекватно оценивать возможности своего чада. Если малыш не в силах самостоятельно исправить то, что он сделал, ему обязательно нужно помочь.

Виды наказаний

Перед тем, как наказывать ребенка, родителям следует учесть: любая из мер воздействия, помимо соразмерности проступку, должна применяться с учетом возраста, а также психологических особенностей малыша, его темперамента и эмоциональности.

  • Ограничения и запреты. К ним прибегают в случаях, когда требуется добиться от ребенка какого-либо действия. Например, если он не хочет убирать игрушки или делать уроки, то вводят ограничения, запрещая смотреть мультфильмы или играть в компьютерные игры. Длительность действия запрета должна соответствовать проступку, иначе ребенок может обвинить родителей в несправедливости.
  • Лишение удовольствий. Действеннее будет наказать ребенка, лишив его чего-либо, чем делая ему плохое. Родителям полезно будет заранее проговорить с малышом, за какие именно нарушения он может быть лишен любимых удовольствий. Тогда ребенок будет уверен в справедливости наказания. Иначе он может не увидеть связи между своим проступком и лишением, например, воскресного похода в кино.
  • Осуждение и порицание. Цель такого вида наказания — заставить ребенка почувствовать свою вину и сожалеть о плохом поступке. Эффективность такого метода заключена в возможности заложения определенной модели поведения в будущем. Ребенок не повторит того, за что ему было стыдно перед людьми, являющимися для него авторитетом и чье мнение для него важно (родители, учителя).
  • Извинение. Ребенок должен уметь просить прощения за те проступки, что он совершил, а также учиться исправлять нанесенный вред. Но и родителям следует уметь извиняться перед ребенком, демонстрируя это в определенной ситуации личным примером. Например, если мама резко ответила малышу, когда он прервал разговор, можно выразить свое сожаление и извиниться перед крохой за грубый ответ.
  • Игнорирование. Такой вид наказания применяется в каждом возрасте по-разному. С двухлетним крохой мама может отказаться играть, занявшись домашними делами. При каждом обращении она постоянно объясняет крохе, почему не идет с ним играть. С малышом 4 лет можно не разговаривать, но когда он сам обращается к родителям, ему объясняют, почему с ним не хотят общаться. И объясняют, что ему нужно сделать или исправить для того, чтобы мама с папой вновь с ним заговорили. Если ребенок старшего возраста, можно один раз объяснить ему, в чем он провинился, и после этого на него не реагировать.
    Метод игнорирования не должен применяться часто и длиться слишком долго. Для ребенка, особенно маленького, родители — главное в жизни, и если они его игнорируют, он испытывает стресс, чувствует себя ненужным. Когда малыш выполнит то, что от него требуют, обязательно нужно похвалить его и поцеловать.
  • Изоляция. Данную форму наказания применяют для детей до 5–6 лет, ставя их в угол или отправляя в отдельную комнату и оставляя в одиночестве. Нельзя выключать в комнате свет, усугубляя наказание детскими страхами. Предварительно следует успокоить ребенка, попросить его подумать над своим поведением. Наказание и проступок не должны быть разделены временным промежутком, они должны следовать друг за другом. Не следует надолго изолировать ребенка, достаточно будет нескольких минут. После этого можно еще раз объяснить малышу, за что его наказали.
  • Физическое наказание. Метод является самым противоречивым в процессе воспитания. Это не только пресловутая порка ремнем, но и любые шлепки, подзатыльники, удары по рукам. Такой вид воздействия может заложить в ребенке уверенность, что побеждает всегда тот, кто сильнее. Это знание он будет использовать и во взрослой жизни. Специалисты утверждают, что любая физическая расправа может привести к расстройствам психики. Если ребенок учится в школе, он может начать отставать по предметам, у него возникают проблемы в общении со сверстниками. И самое главное — физическое наказание порождает ложь. Чем сильнее давление оказывают на ребенка родители, тем хуже будет складываться ситуация с детской честностью. Ребенок предпочтет соврать в следующий раз, чем испытывать боль, которую причиняют ему самые близкие люди.
    Если нервы родителей напряжены до предела, лучше выйти из комнаты и на некоторое время переключиться на занятия, которые дадут возможность прийти в себя и трезво оценить ситуацию. Ребенок за это время, скорее всего, тоже успокоится, и можно будет объяснить ему, в чем именно он неправ.
Читайте также:  Дизартрия ребенку 4 года

Принципы наказания

  • Справедливость. К ребенку нельзя придираться и наказывать за то, что он попал под горячую руку и родители просто срывают на нем злость от ссоры друг с другом или из-за проблем на работе. В этом нет его вины. Наказание должно быть спокойным и взвешенным действием. Только так оно окажется эффективным.
  • Соразмерность содеянному. Нужно соизмерять степень вины малыша и тяжесть наказания. Не должно быть серьезных наказаний за мелкие промахи. Но и проявлять мягкость, наказывая за серьезные проступки, не стоит. Так, наказание за проступок, который ребенок ранее уже совершал, должно быть суровее предыдущего.
  • Временные рамки. Если ребенка лишают чего-либо на время, он должен знать, сколько продлится наказание. Например, запретить смотреть мультфильмы или пользоваться компьютером три дня.
  • Последовательность. Всем членам семьи необходимо соблюдать последовательность в воспитании и наказании. Если мама наказала, а папа пожалел, малыш просто не будет знать, как он должен поступать. К тому же он будет думать, что всегда сможет уйти от наказания.
  • Объяснение причины. Ребенок должен понимать, почему ему запрещено совершать то или иное действие. Родителям нужно спокойно поговорить с малышом, объяснить, чем плох совершенный им проступок и какие могут быть последствия.

Как не следует наказывать

  • Читать нотации и утомлять ребенка длительными рассуждениями Он их просто не поймет и не воспримет. Говорить нужно четко и кратко: «Нельзя дергать кошку за хвост. Ей больно».
  • Ругать ребенка за то, чего сами родители не исполняют. Это вызовет у малыша протест и может породить чувство неуважения к ним. Дети, особенно маленькие, часто повторяют действия взрослых. Поэтому, запрещая своему чаду произносить плохие слова, родители, прежде всего, должны исключить их из собственной речи.
  • Наказывать «для профилактики». Наказание должно быть только за конкретный совершенный проступок.
  • Повышать голос. Ребенок может просто впасть в ступор и перестать понимать кричащего на него родителя. Лучше успокоиться и сделать внушение ровным строгим тоном.
  • Откладывать наказание. Не нужно говорить, придя на детскую площадку: «Вчера ты плохо себя вел, поэтому сегодня ты не будешь кататься на качелях». Детская психика очень гибкая, и ребенок может не вспомнить, за что же именно он наказан. С его точки зрения наказание будет несправедливым и непонятным. Особенно это касается детей младшего возраста.
  • Действовать непоследовательно. Если сегодня ребенку что-либо запретят, а завтра разрешат это делать, он будет сбит с толку и окончательно запутается, что можно, а что нельзя.
  • Грозить заведомо невыполнимым. Не стоит говорить: «Никогда больше не пойдешь гулять!»
  • Принимать воздействующие меры во время приема пищи, игр или перед сном.
  • Использовать в качестве наказания физический труд или учебные занятия. В памяти ребенка останутся связанные с этим негативные впечатления, что может привести, например, к снижению мотивации к учебе.
  • Запугивать малыша тем, что мама и папа не будут его любить. Для ребенка нет ничего страшнее, чем отсутствие родительской любви. Ни при каких обстоятельствах он не должен сомневаться в том, что он нужен и любим.

Наказание детей от 6 до 10 лет: правила и особенности

Часто у подросшего малыша возникает «бунт на корабле», с помощью которого ребенок пытается заявить о своих правах. Дети старше 6 лет уже осознают свои проступки и прекрасно могут отличить плохое от хорошего. Эту особенность нужно учитывать, применяя меры воздействия.

  • Нельзя наказывать при свидетелях, это только унизит ребенка и спровоцирует дальнейшее упорство.
  • Нельзя проводить сравнение с друзьями и одноклассниками. Ребенку больно слышать, что кого-то родители считают лучше его. Плохое поведение такие сравнения не исправят, но обеспечат малышу неуверенность в себе и своих силах.
  • Нужно доводить наказание до логического конца. Если родители проявляют слабость (например, разрешают что-либо раньше установленного при наказании срока), проступки будут продолжаться, а эффективность наказания сведется к нулю.
  • Следует объяснять, что нужно делать, а не запрещать. Например, фразу «Нельзя садиться за стол с грязными руками» лучше сформулировать по-другому: «Перед тем, как сесть за стол, нужно обязательно вымыть руки». Так малыш поймет, что ему не запрещают, а дают совет, как лучше поступать.
  • За мелкие проступки ребенок тоже должен понести наказание. Иначе с каждым разом он все больше будет уверен в своей безнаказанности.

Когда меры воздействия недопустимы

Существуют ситуации, когда в любом возрасте применение каких-либо форм наказаний недопустимо:

  • Любопытство и тяга к познанию (изучая мир, кроха тянет в рот предметы, засовывает пальцы в различные отверстия, ломает вещи и игрушки, пытаясь понять принцип их действия).
  • Особенности возраста (непоседливость, невнимательность, плохая память).
  • Особенности физиологии (не складываются «отношения» с горшком, не хочет ложиться спать или садиться есть).
  • Неправильное поведение в связи с отсутствием опыта в жизненных ситуациях (отнимает чужие игрушки, боится и не хочет идти в поликлинику), когда родители не объяснили ему, что так делать нельзя.
  • Проявление эмоций, естественных чувств (не хочет отпускать маму на работу, ревнует к младшему ребенку и поэтому обижает его).
  • Неосторожное поведение (влез в лужу и испачкал одежду, случайно разбил или разлил что-либо).
  • Непреднамеренные поступки (забыл выполнить какую-либо просьбу родителей или не понял, что от него требуют).
  • Желание помочь (ребенок хотел сделать что-либо хорошее или полезное, но у него это не получилось).
Читайте также:  Папаверин свечи ребенку 4 года

Применяя наказание, следует соблюдать меру. Являясь в некоторых случаях необходимостью, наказание может быть лишь одним из средств, применяемых в качестве воспитания, но ни в коем случае не основным и не единственным. Неспособность родителей воздействовать на ребенка другими способами является демонстрацией их собственной несостоятельности и понижает родительский статус.

Источник

Никогда, наверное, взгляд на воспитание не менялся так сильно, как за последние сто лет. По мере развития педагогики и человеческой мысли он видоизменялся и постепенно пришел к современным гуманным стандартам. Отношение к детству стало трепетнее. В детях стали видеть отдельные личности, чьи чувства нужно уважать. Изменилось отношение к телесным наказаниям и наказаниям вообще. Поэтому я и хочу затронуть эту тему. Я хочу поговорить о том, как наказывать ребенка и о том, как в процессе не перейти черту. То есть сделать это правильно

В чем цель наказания?

Издавна ребенок и родители играют определенные роли: опытный взрослый, который учит и направляет и идущий за ним, подчиняющийся малыш. Об этом, к слову, говорил доктор Комаровский, и подробно все объяснял. Если хотите, можете найти его беседы на эту тему – они есть в открытом доступе.

Таким образом, послушание – это одно из необходимых условий нормального процесса воспитания.

Наказание и раздражение

Поэтому если ребенок не слушается, это раздражает, и взрослые ищут способ скорректировать его поведение. Вот здесь уже вступает в дело система наказаний.

Запомните самое главное: наказание призвано научить ребенка и заставить задуматься о поведении.

Следовательно, взрослый должен понимать, что наказывает для того, чтобы наставить дитя, а не для того, чтобы унизить. Хотя нередко бывает и так, что в состоянии раздражения родители меньше думают о педагогике. Они, доведенные до предела, срывают на детях злость и демонстрируют, «кто в доме хозяин». В запущенных случаях даже прибегают к насилию – бьют ребенка, унижают (словесно или другими способами).

Безусловно, родители должны поддерживать свой авторитет.

Но лучше, если ваш авторитет будет держаться на любви и уважении, а не страхе. И если ребенок вас слушается, то пусть из-за того, что не хочет огорчать. А вовсе не из-за того, что боится.

Наказание не насилие

Увы, в нашем понимании слово «наказание» часто воспринимается как синоним к слову «ремень» . И поэтому, когда мы думаем, наказывать ребенка за что-то или нет, мы связываем эти понятия. Мы как бы размышляем «бить или не бить», хотя это совсем не то же самое. Мы даже можем не думать об этом напрямую. Но наказание в любом случае воспринимается как насилие, подавляющее волю ребенка.

Поэтому сейчас, когда эти методы уходят в прошлое, некоторые родители впадают в крайности. Пока одни настаивают на праве воспитывать ремнем, другие вовсе позволяют своим отпрыскам делать все, что им захочется. Хотя и этот подход неправильный.

Когда нужно наказывать?

Давайте будем честными. Мы часто прибегаем к наказанию или к угрозе наказанием, когда дети становятся неудобными. Когда они перестают укладываться в ту картину личного комфорта, которую мы себе рисуем. Вообще или в конкретный момент.

Но все-таки не всегда дети не слушаются из вредности. Кроме того, они действительно отдельные личности. У них тоже может быть личное пространство и свобода в нем.

Это значит, что не стоит требовать от них полного послушания вплоть до потери собственной воли.

Проявления агрессии по отношению к людям и животным, демонстративное грубое поведение, сознательное нарушение установленных правил нужно пресекать. Все остальное, не выходящее за рамки, может стать предметом спокойной беседы.

Как наказывать ребенка правильно?

  1. Наказывать ребенка нужно, учитывая его возраст и уровень развития.
  2. Будьте последовательны. Наказание должно следовать за проступком, а не сваливаться малышу на голову, когда он уж и позабыл, в чем провинился.
  3. Наказание должно быть соразмерно шалости. Родительскими правами тоже лучше не злоупотреблять.
  4. И если уж вы наказываете за проступки, то пусть ребенок имеет и поощрение за хорошее поведение.

Это универсальные советы, которые будут актуальны для детей любого возраста.

При этом для каждого отдельного возраста существуют свои нюансы. Пик непослушания приходится на так называемые возрастные кризисы – в 3 года, в 7 лет и в 13 лет. Есть еще кризисы 1 года и 17 лет, но говорить о сознательном поведении в 1 год не приходится, а в 17 лет ребенок уже почти студент. Поэтому эти периоды мы рассматривать не будем.

В каждом из этих возрастов есть свои особенности поведения. Для каждого из этих возрастов существуют свои меры воздействия.

Если расшалились малыши

Наказание в два годика

Пока ребенок совсем маленький, наказывать его бессмысленно. До определенного возраста он еще и не понимает даже, что хорошо, а что плохо. До двух лет, к примеру, он даже не поймет, что наказание как-то связано с тем, что он сделал. В этом возрасте он сам себя не до конца осознает отдельной личностью.

Тем не менее,  стоит обратить внимание на слова доктора Комаровского как правильно наказывать детей на этом видео:

Помню свою старшую дочь ближе к двум годам. Как она смешно ходила по комнате и показывая пальцем на запретные предметы говорила с нахмуренными бровями «Зя, зя!» Вы наверное догадались, что это детское «нельзя».

Так вот, когда малыш понимает слово «нельзя» для родителей это сигнал, что теперь к нему можно применять систему поощрений и наказаний

Несносные трехлетки и меры воздействия

В 3 года ситуация еще больше меняется. С этого возраста малыш начинает осознавать, что он личность. В это время как раз и начинает проявляться его воля. Он часто капризничает, может делать наперекор, не слушается. Это нормальное явление, и само по себе наказания не заслуживает.

Читайте также:  Капли для носа от аллергии для ребенка 4 года

К примеру, если где-то ребенку стало очень скучно, а мама увлеченно болтает с подругой, он начнет привлекать внимание и капризничать. Потому что сам, к сожалению, пока уйти домой или куда-то еще не может. И пытается показать маме, что что-то не так. Будь он постарше, он бы встал и ушел сам. Не было бы никакой проблемы! Да и взрослые по собственной воле идут туда, куда хотят. Поэтому чувства малыша, привязанного ко взрослому, можно понять.

Но это не значит, что на поведение ребенка не нужно обращать внимания. Он уже достаточно большой, чтобы понимать слово «нельзя».

И если он демонстративно выходит за рамки этого «нельзя», надо дать ему понять, что это приносит противоположные результаты.

Например, если он громко кричит на взрослых или бросается игрушками, обижает старшего братика или сестричку, капризничает.  Отведите его в комнату и закройте там ненадолго одного. Только ни в коем случае не в темноте. Вы учите его, а не пугаете. Пусть выплеснет свою агрессию. Как только он затихнет, приведите его обратно. О том, что делать если малыш не хочет ложиться спать, читайте тут.

Но будьте последовательны! Если вы каждый раз будете поступать подобным образом, он выучит урок: дурным поведением он добивается только того, что никто не хочет с ним общаться.

Наказание  четырехлетних детей

как наказывать ребенка, картинкаВ 4 года и в 5 лет ситуация может немного усугубиться из-за особенностей возраста. Ребенок не только осознает свое «я», но и активно интересуется окружающим миром. Он проверяет свои собственные и ваши границы.

Четырехлетние и пятилетние дети часто балуются в процессе познания мира, лишь для того, чтобы понять, куда они могут зайти без последствий.

Поэтому важно дать понять, где пролегают эти границы, и где находится твердое «нельзя». При этом неплохо было бы объяснить ребенку, почему нельзя, если есть такая возможность. Так ребенок поймет, в чем смысл запретов и ограничений.

Если после этого он сознательно пойдет на нарушение этих границ, то для него должны наступить конкретные последствия. Главное – соразмерные и логичные.

Например, если он не выдержал и съел запретную конфету, то в следующий раз он останется без нее. Почему? Потому что свою долю он уже съел. А еще – потому что он, возможно, лишил конфеты одного из домочадцев и теперь ему нужно показать, каково это – остаться без конфеты. Это справедливо, наглядно и поучительно.

Уже в этом возрасте не нужно лишать детей последствий их поступков. Так они будут быстрее понимать, что такое взрослая жизнь. И для пятилетнего ребенка такой опыт будет хорошей воспитательной школой.

Не даром даже есть термин «наказание последствиями».

Видео ответ родителям нужно ли наказывать ребенка и как правильно это делать:

Школьный возраст и наказание

В 7 лет наступает очередной кризис. Ребенок перестает быть маленьким. На него возлагается первая ответственность в виде школы. И в этот раз все зависит действительно от него. Теперь ребенок – школьник. Он оказывается в новом окружении, ведет отличающийся от детсадовского образ жизни и буквально становится другим человеком.

Этот переход от беззаботности к ответственности и от игр к умственным нагрузкам не всегда проходит гладко.

Родители часто сталкиваются с тем, что ребенок плохо учится несмотря на способности к учебе, невнимателен, а в некоторых случаях и вовсе саботирует учебный процесс.

Причины плохой успеваемости

Здесь нужно понять, что послужило причиной такого поведения.

  • Иногда во всем виноват стресс. Ребенок в возрасте 7 или 8 лет еще не знает такого понятия и не может сказать, что не так, но проходит через процесс адаптации. Опять же, он стремится утвердиться в новом коллективе.
  • Но все-таки важно дать ему понять, что учеба – важный процесс. То, что он стал старше, и получил новый статус не дает ему права пренебрегать нормами поведения.

С этой целью установите новую систему поощрений и наказаний. В то же время, обязательно убедитесь, что у него нет проблем со здоровьем!

Если же причиной плохой успеваемости действительно является только лень и желание самоутвердиться, действуйте.

  • Ограничьте его возможности в плане удовольствий и развлечений в то время, которое он должен посвящать учебе.
  • Дайте ему понять, что других возможностей у него в это время быть не может.
  • И что только от него зависит количество и качество свободного времени. Как в поговорке: «Сделал дело, гуляй смело».

Это будет актуально что  в  8 что в 10 лет.

Для самих родителей важно почувствовать всю серьезность ситуации и вовремя взять ее под контроль. Очень важно дать понять ребенку, что взрослая жизнь – это ответственность, а не вседозволенность. И спрашивают со взрослого в полном объеме.

Смотреть консультацию психолога как наказывать детей правильно

На этом у меня все. Надеюсь, мне удалось дать вам ответы на ваши возможные вопросы по поводу того, как наказывать ребенка. Не забывайте также, что каждая ситуация индивидуальна. В некоторых случаях детям нужны не наказания и поучения, а консультация психолога. Потому что дурное поведение может быть следствием не вредного характера, а реальных психологических проблем. Советую ознакомиться со статьей «Фразы которые нужно говорить ребенку  каждый день».

Желаю вам любви и терпения. Расскажите в комментариях какие виды воздействий на ребенка вы используете в своей практике. Поделитесь записью в соцсетях, покажите друзьям и обязательно заходите еще! Вам будут рады. До новых встреч!

Источник