Нужен логопед ребенок задержка речевого развития

Нужен логопед ребенок задержка речевого развития thumbnail
Логопед и невролог при ЗРР

Задержка речевого развития – это заболевание, при котором нарушены сроки формирования самостоятельной и осмысленной речи у ребенка. Чаще всего удается выявить это заболевание после 2,5-3-х лет. ЗРР – это одна из тех патологий, при которой медикаментозное лечение не является основным, и всегда дополняется логопедической коррекцией. Детский логопед-дефектолог необходим при лечении задержки развития речи, какой бы причиной не вызывалось это заболевание. Ход терапии контролирует невролог.

Логопедическая помощь при ЗРР

Логопедия является одним из разделов специальной педагогической науки. Она изучает все виды нарушений речи, разрабатывает способы их предупреждения, раннего выявления и коррекции методами специального образовательного процесса и воспитания. Среди основных задач этой науки нужно отметить:

  • изучение онтогенеза речи при разнообразных нарушениях;
  • выявление симптомов и определение степени нарушений;
  • изучение особенностей формирования речи при отклонениях в развитии;
  • разработка диагностических методов;
  • изучение этиологии нарушений речи;
  • разработка новых методов профилактики.

Как проводится коррекционная работа логопедом при ЗРР

Перед началом коррекционного курса, специалист дает логопедическое заключение при ЗРР. Оно составляется на основе проводимого обследования, которое включает в себя оценку физического состояния, уровня развития мелкой моторики и сформированности умения выполнять различные артикуляционные упражнения. Логопед определит уровень понимания и владения разговорной речью.

На начальном этапе логопед при задержке речевого развития старается уравновесить процессы возбуждения и торможения в ЦНС. В ряде случаев для этого потребуется помощь невролога, который назначит лекарственную терапию. Методы логопедической коррекции задержки речевого развития различны, но вся работа проводится в несколько этапов.

  1. После установления хорошего контакта с ребенком, логопед начинает игры на удержание и переключение внимания.
  2. Обучение выполнению просьб/инструкций – это является базовой основой для всей дальнейшей коррекционной работы. Чаще всего оптимальными являются сюжетные игры.
  3. Стимуляция подражательной деятельности. Подражание позволяет плавно переключить ребенка от неречевой активности к речевой. На этом этапе логопед отрабатывает с ребенком произношение основных гласных звуков и слогов.
  4. Обучение правильной ориентации в пространстве. Для этого логопед использует ритмичные виды деятельности – игры с мячом, лентами, водой. Одновременно стимулируется развитие мелкой моторики, для чего ребенку предлагается собирать конструктор, лепить из пластилина, собирать мелкие предметы, предварительно рассыпанные на пол.
  5. Изучение новых слов, что способствует пополнению пассивного словаря и расширению активного. Для этого могут использоваться красочные картинки, игрушки.
  6. Занятие с логопедом при ЗРР на начальном этапе завершает работа с зеркалом, перед которым ребенок проводит специальную артикуляционную гимнастику.

Важно! Каждое занятие с логопедом не должно превышать 40-60 минут. Это оптимальное время, в течение которого ребенок не утомляется, у него сохраняется интерес к занятию и способность к усвоению нового материала.

Логопедический массаж

Логопедические занятия ЗРР часто дополняются массажем. Он вызывает положительные изменения в нервной и мышечной системах лица, которые играют основную роль в процессе речеобразования. Массаж позволяет логопеду добиться следующих эффектов:

  • восстановление мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • устранение парезов и уменьшение интенсивности параличей;
  • активизация мышечных групп со сниженной сократительной способностью.

Как правило, логопед проводит от 10 до 20 сеансов массажа при ЗРР. Длительность первых сеансов не превышает 5-6 минут, к окончанию курса на одну процедуру отводится до 25 минут.

Неврологическая помощь при ЗРР

Неврология – раздел медицины, занимающийся изучением центральной и периферической нервных систем в нормальном и патологически измененном состоянии. ЗРР относится к заболеваниям неврологического профиля, и все медикаментозное лечение назначается неврологом. Нужно отметить, что лечение ЗРР не всегда проводиться исключительно неврологом – все зависит от причины заболевания.

Причина ЗРР

Основной специалист

Недостаточная культура в семье ребенка

Логопед

Родовая травма, асфиксия

Невролог

Гиперопека (ребенок без слов получает все желаемое)

Логопед

Частое нахождение в стационаре, хронические стрессы

Логопед

ЧМТ, воспаления мозговых оболочек любого генеза

Невролог

ЗРР, как осложнение после вакцинации

Невролог

Если логопедия при задержке речевого развития делает основной упор на процесс обучения ребенка, неврология старается устранить причину ЗРР лекарственными средствами. Все препараты, назначаемые неврологом, оказывают преимущественное действие на ЦНС.

Все лекарственные средства назначаются только после предварительной диагностики. Из аппаратных методов нужно отметить эффективность электроэнцефалографии, КТ и МРТ. Они позволяют точно визуализировать состояние головного мозга, определить зону поражения. Только после этого невролог решает, какие именно лекарственные средства использовать для лечения.

Практически всегда логопедическая работа при задержке речевого развития ведется параллельно работе невролога. Если у ребенка ЗРР средней или тяжелой степени, обязательно подключается психолог. Задачей невролога является контроль эффективности назначенного им медикаментозного лечения, своевременный лабораторный контроль картины крови, состояния внутренних органов.

Важно! Логопед не имеет права назначать какие-либо лекарственные средства. Все они имеют противопоказания, которые можно выявить только после клинического обследования.

Среди основных групп препаратов, которые назначает невролог при задержке речевого развития нужно выделить:

  • ноотропы;
  • седативные (успокаивающие);
  • витамины;
  • адаптогены.

Все лекарственные средства, назначаемые неврологом, способствуют устранению основной причины заболевания – снимают отек мозга, восстанавливают нормальное кровоснабжения, снимают воспаление. После этого у ребенка появляется возможность догнать своих сверстников по уровню развития.

Сроки лечения ЗРР

Прогнозировать точные сроки лечения этой патологии невозможно. В большинстве случаев логопедическая работа при ЗРР имеет не меньшее значение, чем участие невролога. Если оба специалиста успешно координируют свои действия друг с другом, удается добиваться заметных результатов уже через 1,5-3 месяца лечения.

Невролог при ЗРР старается устранить нарушения в деятельности ЦНС. Логопед при ЗРР правильно выстраивает учебный процесс, подбирает понятный и простой в усвоении материал, использует специальные развивающие методики. В большинстве случаев, если в ГМ не произошло необратимых изменений, удается нормализовать процесс становления речи у ребенка.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста презентация

Видео

093

Источник

Статья:

ЧТО ТАКОЕ ЗРР

Задержка речевого развития (ЗРР) – это заболевание, которому характерно более позднее овладение устной речью по сравнению со сверстниками.

Особенностью заболевания можно назвать недоразвитые качества и объем словарного запаса, несформированность экспрессивной речи.

К 2-м годам у малыша отсутствуют фразы в речи, а в 3 года нет связной речи. При таком заболевании дети нуждаются в своевременной коррекции ЗРР. Консультации проводятся логопедом, неврологом, психологом и отоларингологом.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Причинами задержки речевого развития становятся первичные причины – внутриутробное развитие ребенка и рождение, и вторичные – биологического и социального происхождения.

Первичные причины

Внутриутробное развитиеРождение ребенка
  • Тяжелый токсикоз.
  • Нейроинфекции, перенесенные беременной.
  • Употребление алкогольных и наркотических веществ, курение.
  • Несовместимость резус-фактора и группы крови.
  • Гипоксия плода (снижение кислорода в органах и тканях).
  • Недоношенность.
  • Травмы, полученные в процессе рождения.
  • Асфиксия плода (удушье).

Вторичные причины

Биологического происхожденияСоциального происхождения
  • Генетическая предрасположенность.
  • Осложнения в результате вакцинации.
  • Заболевание, повлекшее снижение иммунной системы в раннем возрасте.
  • Родители черезчур сильно опекают малыша.
  • Запугивания ребенка.
  • Заниженная самооценка самих родителей.
  • Постоянное чувство тревоги у родителей.

Во время постнатального развития выделяется 3 критических этапа, во время которых даже незначительное влияние вредных химических, физических и биологических факторов может привести к различным проблемам нарушения речи.

  • I этап. Возраст 1-2 года. Происходит активное развитие корковых речевых зон. Неблагоприятные воздействия влекут за собой речевые нарушения.
  • II этап. Возраст 3 года. Развивается связная речь, Возможны проявления мутационного характера, заикание.
  • III этап. Возраст 6-7 лет. Критический возрастной период, свойственны “срывы” нервной деятельности, что влечет заикание и органические поражения головного мозга.

ПРИЗНАКИ ЗРР

Основными проявлениями задержки речевого развития у детей в возрасте до 3 лет считаются:

ВозрастПризнаки
до 1 годаРебенок ведет себя тихо, мало лепечет, отсутствует реакция на звуки и речь.
1,5 годаНе воспринимает простые слова и названия окружающих предметов; не откликается на свое имя; нет желания повторять за взрослыми слова; не совершает простейшие просьбы, такие как “садись”, “иди ко мне”.
2 годаВ речи применяет несколько слов,которые всегда повторяются в речи, а порой просто не разговаривает; попытки повторять за взрослыми минимальны; не может выполнить простые действия (принести/найти/показать игрушку).
2,5 годаНе может словесно обозначить окружающие предметы и части тела; по просьбе не выполняет действия; отсутствуют навыки составления  фразы (например, из двух слов), что является причиной непонимания окружающих.
3 годаСобственная речь отсутствует совсем (может произносить заученные фразы или услышанные, например, по телевизору или на детской площадке); не способен составить простые предложения; звуки и слова нечеткие и смазанные; нет стремления играть со сверстниками; не понимает вопросов и не может дать ответ; не может назвать членов семьи.

При обнаружении подобных отличительных черт у ребенка необходимо обратиться к педиатру, чтобы установить диагноз.

ДИАГНОСТИКА ЗРР

Для того, чтобы определить этиологию (причины и условия возникновения болезни) заболевания, требуется комплексный подход.

Диагностика ЗРР включает в себя:

  • Изучение анамнеза жизни, истории заболевания и проживания с родными.
  • Проведение физикального осмотра: внешний осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Дается оценка слуху, зрению, моторики мышц лица.
  • Проводиться беседа с родителями на тему проявления симптоматики: когда появились первые проявления, возможность влияния окружающих факторов, в том числе и внутри семьи.

Параллельно проведению общей диагностики ЗРР могут подключаться такие обследования, как:

  • ЭКГ.
  • МРТ.
  • ЭхоЭГ.
  • Дуплексное сканирование артерий головы.

В обследовании принимают участие логопед, психолог, психиатр, невролог и отоларинголог.

ЛЕЧЕНИЕ

Объем работы при коррекции детей с ЗРР обусловлен причинами, которые вызвали отставание в развитии речи. В первую очередь родителям следует позаботиться об организации комфортной и благоприятной среды для возможности стимуляции речевого развития.

Полное лечение включает в себя:

  • Прием медикаментозных препаратов. Очень важно, чтобы все лекарства строго выписывались лечащим врачом. Заниматься самолечением просто опасно. Препарат, который помог малышу вашей знакомой, может быть противопоказан вашему ребёнку. Помните об этом и не рискуйте.
  • Физиотерапия, электрорефлексотерапия и магнитотерапия восстанавливают работу разных отделов головного мозга, которые отвечают за дикцию, словарный запас, речевую деятельность и интеллектуальные способности.
  • Альтернативные способы лечения: иппотерапия (катания на лошадях), дельфинотерапия и тд. Такие способы коррекции ЗРР подбираются индивидуально.
  • Педагогическая коррекция. Логопед-дефектолог обеспечит исправление негативных тенденций развития и трудностей в обучении. Используются практические и наглядные средства реабилитации. Все занятия проводятся в игровой форме по индивидуальному плану.
  • Логопедический массаж языка, губ, щек, мочек ушей.

ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ ПРИ ЗРР

Одновременно с проведением медицинских процедур и активного участия семьи в процессе реабилитации, необходимо проводить занятия с логопедом при ЗРР для правильного развития речи и познавательных процессов.

В раннем детском возрасте логопедические занятия уделяют особое внимание:

  • Развитию мелкой моторики.
  • Подвижным и пальчиковым играм.
  • Лепке, рисованию, конструированию, аппликациям.
  • Дидактическим играм: логопедическое лото, игру и упражнения на развитие речи.
  • Развитию пассивного и активного словарного запаса.
  • Формированию связной речи.

Работа по коррекции детей с ЗРР выстраивается поэтапно “от простого к сложному”. Таким образом, упражнения на экспрессивную речь начинаются со звукового произношения, далее идут слоги и простые слова. Только после освоения этих этапов наступает переход к фразам и предложениям.

Такие занятия хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Происходит воздействие на развитие моторики, а материал быстрее усваивается.

  Вся информация взята из открытых источников.

Читайте также:  Клуб развития ребенка в уфе

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

На сегодняшний день большое количество детей имеет задержку в речевом развитии. Очень часто приходится наблюдать, ребенок в 2 – 2,5 года не говорит либо в его активной речи присутствуют: звукоподражание, отдельные слоги, лепетные слова, простые слова по слоговой структуре и звуковой наполняемости. Бывает, что ребенок с задержкой речевого развития, начинает активно и много говорить. Но в большинстве своем, у ребенка начинает развиваться речь благодаря медикаментозному и коррекционному воздействию. В последствии могут наблюдаться следующие речевые нарушения: низкий, бедный словарный запас, снижение памяти (в том числе и речеслуховой), нарушение грамматического строя языка, нарушение понимания логико-грамматических конструкций, связной речи. Чтобы предотвратить подобные следствия, необходимо вовремя проводить коррекционные логопедические занятия. Начинать их нужно, если ребенок мало говорит, то есть речевое развитие не соответствует возрастной норме.

Для наглядности приведу несколько примеров, демонстрирующих задержку экспрессивной стороны речи.

На прием обратились родители девочки с жалобой на то, что ребенок не говорит, молчит. На момент обращения в центр ребенку исполнилось 2 года. Первичное обследование показало: понимание речи соответствует возрастной норме. Это означает, что девочка справлялась с такими заданиями:

«Покажи медведя, зайца, лису, лягушку (животные)».
«Дай большую – маленькую баночку». При выполнении данного задания догадалась о том, что баночки можно вкладывать одну в другую.
«Покажи нос, рот, глаза, руки, ноги (части тела)».
«Покажи, где твоя мама, твой папа (ориентирование в родственных связях)».
«Покажи, кто квакает, пищит, рычит». Перед выполнением задания обговорили, кто, как подает голос. Выполнение данного задания и др. подобных свидетельствует о достаточном количестве слов-глаголов в пассивном словаре ребенка. Пассивный словарь – то, что ребенок знает.

Данный пример свидетельствует о том, что ребенок усваивает знания об окружающем в соответствии с возрастными нормами.

Понимание инструкций, которые содержат логико-грамматические конструкции, при работе с досками-вкладками: «Закрой фигурой рыбу, кошку». Девочка поняла, что чем нужно закрыть, а также, что сначала закрыть нужно рыбу, затем – кошку.

Девочка на приеме слушала специалиста-логопеда и родителей. Это говорит о том, что поведение девочки можно регулировать с помощью речи родителей, опираясь на возрастные психофизиологические возможности ребенка. Адекватно реагировала на слова разной эмоциональной окраски (замечание, похвала, удивление, негодование).

В пассивном словаре ребенка – существительные, прилагательные, глаголы, наречия (далеко-близко, тепло-холодно, много-мало), что соответствует нормативным возрастным показателям. Кроме того, девочка в соответствии с возрастными нормами понимала обращенные к ней инструкции. С опорой на наглядность (картинку) нужно было показать: «кто поливает цветы; кормит цыплят, кого кормят; показать, кто сам ест». Задание направлено на выяснение субъекта, предиката и объекта действия: «кто, что делает, на что (кого) направлено действие». Приведенный пример наглядно раскрывает, что такое задержка экспрессивной стороны речи при достаточно развитом уровне понимания речи и сохранных интеллектуальных возможностях.

Качество понимания ребенком обращенной речи свидетельствует об интеллектуальных (познавательных) и сенсорных возможностях ребенка. Чем выше уровень развития интеллекта, сенсорной сферы, тем лучше развит словарь, грамматика ребенка (понимание), даже при задержке экспрессивной стороны речи.

В активной речи ребенка наблюдалось несколько звукоподражаний («ку-ку, ля-ля, му, ава, бух»), лепетные слова («мама, папа, няня, ляля и т.д.), что соответствует возрасту ребенка до года. Речевая активность ребенка (способность использования имеющихся в активном словарном запасе слов) средняя.

Заключение: активная речь ребенка (количество слов) соответствует возрасту, примерно, 1 год 3 месяца – 1год 6 месяцев. В этом возрасте ребенок использует навыки звукоподражания, лепетные слова, а также слова с усеченной слоговой структурой (называет не полностью слово, а один слог).
Следующий пример.
Саша до 3х лет молчал. В ситуации общения ребенок использовал невербальные средства: мимику, жесты, интонацию. При этом понимал обращенную к нему речь. Например, такие инструкции: «Найди мяч и пойдем на улицу». Или. «Помой руки перед тем, как сесть за обед». Понимает и логико-грамматическую связь слов в предложении (что сначала нужно выполнить и что потом), и лексическое значение используемых слов. Может выполнить задания на соотнесение предметов по цвету или форме («сделай так, чтобы с одной стороны были красные фигуры, с другой – желтые»), предложенные лишь в виде речевой инструкции. Ребенок понимает в соответствии со своим возрастом инструкции бытового, учебного характера, но не говорит.

В описанном примере речь идет только о задержке экспрессивной стороны речи, психическое развитие и понимание речи малыша соответствуют возрастной норме.

Данный пример свидетельствует о тяжелой степени нарушения речи: уровень понимания речи соответствует возрастным нормам, экспрессивной речи – менее чем на год, а ребенку уже 3 года. В дальнейшем возникнут трудности при воспроизведении звуко-слоговой структуры слова, возможны ошибки в правильном использовании грамматических категорий языка, построении предложений и рассказов, если не начать коррекционную работу с логопедом.

Очень часто причинами появления задержки речевого развития могут быть:

различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются.

Читайте также:  Сферы развития ребенка к средней школе

Девочка в 2года 3 месяца говорила только лепетные слова и использовала звукоподражание. Отказывалась повторять слова за взрослым. Это уже один из показателей неблагополучного речевого развития, когда ребенок не желает подражать речи взрослого. Таким образом, не совершенствуются ни фонематические процессы, ни артикуляционные возможности. Ребенок слышит акустический образ слова, но не реализует его в двигательной программе, далее – не сравнивает произносимое с имеющимся образом слова. Таким образом, не развивается самоконтроль ребенка за собственной речью, фонематический слух, кинестезии.



Выше мы описали примеры недоразвития активной (экспрессивной) речи из-за незрелости зон, влияющих на развитие речи.
Для своевременной коррекции речевого развития необходима включенность родителей, их заинтересованность в предполагаемых результатах.

Механизм нарушения при задержке речевого развития:

  1. Нарушены ощущения от положения органов артикуляционного аппарата, руки, собственного тела (кинестезии).
  2. Страдает моторная сфера.
  3. Не развивается лепет: слоговые цепочки с одинаковыми звуками, с одинаковыми согласными, но разными гласными, а затем и с разными согласными.
  4. Не развивается фонематический слух.
  5. Будет наблюдаться задержка в усвоении звуко-слоговой структуры слова.
  6. В результате чего возможны нарушения в усвоении словаря, грамматических конструкций языка и связной речи.

Основные направления коррекционной логопедической работы

Зная механизм нарушения речи, можно выделить основные направления коррекционной логопедической работы:
Для развития речи детей с указанными выше особенностями развития необходимо спланировать коррекционную логопедическую помощь. Для ее получения необходимо обратиться к логопеду.

Логопед должен провести обследование, собрать анамнез ребенка по следующим направлениям:

  • Раннее развитие: сбор данных физиологического развития ребенка.
  • Раннее речевое развитие ребенка. Логопед задает вопросы о том, когда у ребенка появились гуление, лепет, насколько был разнообразен, интонирован, первые слова и предложения.
  • Оценит физическое развитие ребенка: умение качественно, в полном объеме, выполнять те или иные упражнения. Например. Постоять на одной ноге, попрыгать на двух ногах, перепрыгнуть препятствие, походить на пятках и т.д.
  • Уровень сформированности умений выполнения артикуляционных упражнений: логопед проверит, как малыш может управлять губами, языком, принимая те или иные артикуляционные уклады.
  • Уровень развития мелкой моторики. Малышу будут предложены несколько укладов, которые он должен будет выполнить с помощью пальчиков. Все упражнения сопровождаются речевой инструкций и собственным показом в виде игры.
  • Определение уровня понимания речи ребенком. Знание по возрасту названий предметов, их признаков, действий. Грамматические категории: ед. и мн число, род, падеж, согласование сущ. и прилагат., числит. и сущ. и т.д. Понимание инструкций.
  • Определение уровня развития экспрессивной речи (активной) ребенка.

После определения возраста, на который развита речь обследуемого ребенка, структуры и тяжести речевого дефекта, логопедом составляется коррекционно-развивающая программа по преодолению задержки в речевом развитии.

Как правило, на первые занятия малыши приходят с родителями. Необходимо, чтобы приходили на прием именно родители, ведь, именно они будут заниматься с малышом дома. Для облегчения работы родителям и логопеду можно вести дневник наблюдения, тогда
наглядно можно увидеть, в чем ребенок достиг успеха, а над чем придется поработать, изменив содержание логопедической работы.

У некоторых родителей нет возможности посещать занятия логопеда по разным причинам. Можно заниматься дома.

На занятиях первым делом логопед должен навести эмоциональный контакт с ребенком через совместную предметно-практическую деятельность. Только после этого приступать к развитию общей моторики и символического праксиса для развития кинестезий (ощущений), что очень важно для преодоления задержки речевого развития. С этой целью можно использовать чтение стихов, в процессе чего логопед и ребенок выполняют заданные движения.

Можно на занятиях проводить массаж пальцев рук, лица, губ, языка (если ребенок согласен), щек, что также благоприятно влияет на развитие кинестетической базы движений.
Так как нарушены кинестезии, полезно выполнять мимическую гимнастику с использованием специально подобранных стихов.

После чего можно приступить к развитию мелкой моторики. Такая работа позволяет наладить эмоциональный и вербальный контакт с ребенком, кроме того, в процессе можно уточнить, насколько у ребенка развиты: импрессивная речь, владение слоговой структурой слова, качество звукопроизношения. В изучении вопроса о значимости развития мелкой моторики для речи большую работу провела Л.В. Фомина. Предлагаем ознакомиться с данными исследования.
В доме ребенка были взяты три группы детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев, в каждой группе велись занятия по определенному плану, задачей которого являлось: развитие навыка звукоподражанию.

  • Ежедневные речевые занятия (знакомство со словами через показ предметов).
  • В группе №1 больше никаких занятий.
  • В группе №2 проводились двадцати минутки по развитию общей моторики (детям было предоставлено пространство по свободному в нем перемещению), а также развитию речи.
  • В группе №3 проводились ежедневные занятия по развитию мелкой моторики и речи.

Результаты были следующими. В первой группе голосовые реакции (звукоподражание) на предметы, с которыми его знакомили, стали появляться на 20-й день. Во второй группе попытки звукоподражанию появились на 6-й день проводимых занятий, после 15-го дня качество произносимых звуков было четким и соответствовало предъявляемым (не у всех, только у 10%). Результаты, полученные в третьей группе, были неожиданными и поражающими: речевые реакции (звукоподражание) появилось на третий день занятий, при этом качество произносимых звуков улучшалось практически у всех детей. Значит, речевому развитию ребенка способствует проведение пальчиковой гимнастики. Кроме того, данные исследования показали, занятия по развитию речи и мелкой моторики влияют на качество произносимых звуков.

Также по теме:

Источник