Нравственное развитие ребенка в раннем возрасте

Нравственное развитие ребенка в раннем возрасте thumbnail

В раннем возрасте у детей начинается процесс нравственного развития личности, которое включает три аспекта:

  • когнитивный (информационный) аспект – знания и представления о нравственных понятиях, эталонах, нормах, правилах, личностных нравственных качествах;
  • эмоционально-мотивационный аспект – нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и предпочтения, нравственная оценка и самооценка;
  • поведенческий аспект – моральные действия и поступки, нравственные привычки, т.е. реализация нравственных норм и требований.

Взаимосвязь когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов в личностной сфере обусловливает единство нравственного сознания и поведения. Данные компоненты только начинают формироваться в раннем возрасте. Этому способствуют стремление детей к совместной деятельности со взрослыми, их высокая подражательность.

В раннем детстве ребенок начинает понимать определенные нравственные правила поведения. Такое понимание ограничено конкретной ситуацией, рамками наглядно-действенного мышления ребенка. Понимание правил и норм поведения основано на собственном опыте ребенка, когда он осознает негативные последствия при нарушении правил и позитивные – при соблюдении. В связи с этим уже с раннего возраста ребенка взрослый должен обосновывать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации и на собственный опыт ребенка. В активном словаре детей мало слов, обозначающих нравственные категории, используется оценка, этические понятия: хорошо – плохо, добро – зло и др. Понятия «плохо» и «хорошо» первоначально выражают отношение взрослого, а ребенок только вспоминает и повторяет их в подобных ситуациях. Содержание мотивационной направленности с позиции нравственной воспитанности еще слабо развито.

Развитие эмоционального компонента нравственности ребенка связано с формированием интеллекта, его мыслительной деятельности, системы знаний о поощряемых и порицаемых образцах поведения. Посредством этого у ребенка постепенно появляется возможность оценивать свое поведение, подготовиться к восприятию предстоящей оценки своей деятельности со стороны взрослых. Нравственные эмоции ребенка проявляются и укрепляются в процессе наблюдений за конкретными действиями и поступками человека. Для нравственного развития ребенка необходима органическая связь знаний (моральных понятий) и моральных оценок поведения (хорошо – плохо). Формирование только знаний о моральных качествах людей не может обеспечить возникновение у ребенка соответствующих нравственных чувств и эмоций, они появляются у него как выражение собственного отношения к определенному поступку человека, на основе имеющихся потребностей, совокупности знаний и переживаний. Роль взрослого в нравственном развитии детей заключается в том, что он учит ребенка оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение к тому, что в данный момент происходит в конкретной ситуации. Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки начинают выражать его положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других.

Усложнение деятельности ребенка и его возрастающая самостоятельность приводят к необходимости введения более сложных нравственных правил поведения. Подчиняясь этим правилам, ребенок учится регулировать свои действия. Выполнение нравственных норм и правил имеет для детей не самостоятельное значение, а является средством поддержания положительных контактов со взрослым и получения положительной оценки взрослого. Потребность в позитивной оценке взрослого стимулирует ребенка поступать в соответствии с правилами.

Ранний возраст соответствует доморальному уровню развития морального сознания ребенка по концепции Л. Колберга. Доморальному уровню соответствуют стадии:

  • послушание ребенка для избегания наказания;
  • обусловленность поступков эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на получение каких-то конкретных благ и поощрений);
  • обусловленность поступков желанием одобрения со стороны «значимых других» и стыдом перед их осуждением.

Это не значит, что ребенок под влиянием этих мотивирующих факторов систематически контролирует свое поведение. Детям раннего возраста очень сложно удержаться от немедленного удовлетворения сиюминутного желания и еще сложнее выполнить непривлекательное действие по предложению взрослого. При выполнении неинтересных заданий взрослого, дети либо изменяют их, либо отвлекаются и не доводят дела до конца.

Формирование нравственных привычек и поступков формируется постепенно, если взрослый сознательно выдвигает систематические, непротиворечивые и мотивированные требования, проверяет их выполнение, то выполнение таких правил становится привычным для ребенка. Ребенок быстро реагирует на привычные правила. Постепенно формируются дисциплинированность, организованность, потребность выполнять правила, что способствует усвоению более сложных правил поведения и становлению нравственных качеств личности. Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в повседневной деятельности, когда взрослый показывает модель-образец поведения и требует от ребенка следовать данному образцу сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной.

Практический пример

Максим М., 2 года 8 месяцев. Его мама старается, чтобы сын видел проявления сочувствия и заботы членов семьи по отношению друг к другу. «Не шуми, папа устал, он спит. Не разбуди папу», – говорит мама шепотом. Максим, подражая ей, начинает вести себя тихо и, если кто-нибудь из взрослых случайно забудется, он сам напомнит: «Незя, папа пит».

В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Положительные поступки ребенок совершает по просьбе взрослого и чаще всего не выделяет их как таковые. Без контроля и оценок со стороны взрослого ребенок действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто правила нарушает. Нравственное поведение детей раннего возраста тесно связано с положительным эмоциональным отношением к объекту, на который оно направлено. Ребенок скорее совершит хороший поступок по отношению к тому взрослому или ребенку, к которому хорошо относится. Позитивное эмоциональное состояние, симпатия и доброжелательность по отношению к окружающим людям и животным являются основой для нравственных проявлений.

Таким образом, нравственное развитие ребенка раннего возраста происходит на основе предъявления взрослым системы требований и приучения к их выполнению. Этому способствует стремление детей к установлению и поддержанию положительных контактов со взрослым. На основе подражания оценкам взрослых формируются первые оценочные суждения, которые затем трансформируются в собственное отношение ребенка к себе и другим людям. Однако ситуативность и импульсивность поведения часто приводит к нарушению требований и запретов. Нравственные проявления ребенка зависят от эмоционального отношения к объекту и возникают стихийно, неосознанно при побуждении взрослого или в конкретной ситуации.

Источник

Татьяна Плотникова
Нравственное воспитание детей раннего возраста

У трёхлетнего ребенка, поступающего в детский сад, формируется первая форма общения со сверстниками – эмоционально-практическая. Она заключается в том, что дети ждут от ровесников совместного участия в шалостях, забавах, стремятся к самовыражению. Их общение раскованно и непосредственно. На начальном этапе это – беготня, веселые крики, смешные движения, главное для малыша – процесс совместных действий, а не результат. И хотя ребенок стремится подражать сверстнику и интересуется им, у него не возникает четкого образа партнера, потому что их общение поверхностно и носит эпизодический характер.

Дети раннего возраста любят играть одни, а для установления контактов со сверстниками используют мимику, позы и жесты. Младшие дошкольники чаще говорят о том, что видят и что имеют. Стараясь привлечь внимание сверстника, они выставляют напоказ предмет, которым обладают, чтобы утвердить собственное «Я».

Кроме того, в процессе развития контактов между сверстниками в раннем возрасте наблюдаются конфликты и если их вовремя не устранить, они будут сильно влиять на психическое и эмоциональное благополучие малышей. Отрицательные эмоции понижают жизненный тонус человека и ведут к эмоциональной отстраненности, т. е. к разрыву межличностных отношений. Поэтому учет данного состояния ребенка лежит в основе любого педагогического воздействия. В раннем возрасте в центре внимания детей находимся мы – взрослые. Возникающая у младенца потребность в нашем внимании и доброжелательности не исчезает с возрастом, в 2 года ребенку необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов помочь ему, поддержать и защитить. Кроме того, дети этого возраста стремятся делать то же самое, что в данный момент делает близкий им взрослый (воспитатель, мама, папа): мыть посуду, сгребать снег, играть с куклой, строить башню из кубиков.

Чтобы сформировать у малышей комплекс культурных эмоций, грамотно и бережно скорректировать недостатки эмоциональной сферы,мы поставили такие задачи:

• развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом и вместе;

• формировать опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии друг к другу;

• закрепить умение проявлять внимание, сочувствие к сверстнику (делиться игрушками, лакомством, уступать, отзываться на просьбу, помогать;

воспитывать отрицательное отношение к грубости и жадности;

• учить здороваться и прощаться со сверстниками, просить и благодарить.

Мы не только прививаем детям правила хорошего тона, но прежде всего анализируем и контролируем свои действия, работу и поведение, чтобы создать в группе атмосферу психологического комфорта, без которого сойдут на нет все усилия по обучению и принципиально невозможно воспитание. Ведь для детей раннего возраста в центре мира – взрослый, от которого они зависят практически во всем. Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений, ему неоткуда ждать понимания и похвалы, кроме как от взрослого.

Третий год жизни – самый благоприятный период для того, чтобы заложить у детей потребность и привычку к мирному сосуществованию. В это период складывается стереотип коллективного поведения в группе, именно тогда необходимо заложить традиции терпимости, доброжелательности, которые будут сопутствовать ребенку всю его жизнь.

Организуя работу в группе по этому направлению, мы создаем нормы и традиции, которые включают определенную систему запретов и добрые обычаи. Запреты немногочисленны,но дети должны их четко усвоить: ни при каких условиях нельзя бить других людей; нельзя портить чужую игру и игрушки; нельзя причинять боль живым существам. Познакомив детей с тем, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах, мы требуем обязательного соблюдения этих правил. О запретах сообщаем родителям, чтобы они были едины как в группе, так и дома. Лучший способ добиться их выполнения – наша собственная убежденность в том, что это недопустимо, и мы этого не потерпим.

Для создания атмосферы равных прав в группе раннего возраста у нас существуют добрые традиции, которые начинают работать с первым появлением ребенка в детском саду. для этого изготовлена сюрпризная коробка с красивыми картинками, ленточками, фантиками и т. д., она постоянно пополняется педагогами и родителями. И если подарок получает новичок, то и другие дети не остаются с пустыми руками. Еще одна добрая традиция, которая сплачивает детский коллектив, воспитывает заботу и отзывчивость – это поздравление в день рождения с обязательным подарком и угощением. Дети дарят очередному имениннику песенки, стихи и игрушки, а тот потчует их сладостями. Кроме того, виновник торжества получает от воспитателя дружеский шарж – рисунок и стихотворение, посвященные именно ему.

Традиция деления лакомства не менее значительна, чем раздача маленьких сувениров. Часто дети приносят из дома фрукты, конфеты и т. д. В группе создается такая ситуация, что ребенок добровольно с удовольствием угощает сверстников, которые вместе с педагогом усаживаются в кружок. Перед тем как разделить лакомство, педагог читает стихотворение или сказку на эту тему и вызывает малышей на разговор. Таким образом, полученная от воспитателя конфетная обертка, яркая картинка, коробочка, такая же как у всех, долька апельсина или яблока показывают, что здесь ребенка любят и ценят не меньше, чем других детей. Подобные ситуации деления подарков создаются в группе как можно чаще 1 – 2 раза в неделю.

Традиция похвалы детей за поступки прошедшего дня практикуется ежедневно, обычно перед ужином. Педагог предлагает малышам сесть в кружок и поговорить о том,чем хорошим отличился каждый ребенок: Павлик быстро оделся после сна, Полина съела кашу, которую терпеть не может, Любаша переодела куклу в чистое платье и т. д. Внимание обращается не только на действия и поступки, но и на внешний вид детей: у Катюши чистые ручки, у Максима рубашка аккуратно заправлена в шорты, у Алисы – красивые косички и т. д. Самое главное, чтобы все дети услышали про себя что-то приятное и другие узнали, какие они замечательные. Затем педагог берет специально изготовленные из цветного картона отличительные знаки и прикрепляет их на детские шкафчики. Таким образом, каждый ребенок получает поощрение и похвалу за то,чем он порадовал окружающих: Артем уснул быстрее всех – ему звездочка синего цвета, он – звезда сна; Андрей быстрее всех оделся после сна – ему зеленая звезда; Настя была самая аккуратная и чистая весь день – ей звездочка желтая; красной звездой награждается Петя, который кушал лучше всех. В итоге в группе устанавливается атмосфера взаимопонимания и самоуважения, повышается самооценка детей.

Традиция сохранения личной собственности касается не только одежды ребенка, но и других мелочей, которые он принес из дома. Детям прививается убеждение, что личная собственность неприкосновенна, и эти вещи не имеют права отбирать ни они, ни педагог. А если предмет неуместен в данную минуту, воспитатель предлагает убрать его в шкафчик ребенка или в домик, который готовит мама при поступлении малыша в группу. Он помещается на дверцу личного шкафа и имеет несколько карманчиков в виде окошек или дверей на различных застежках для хранения личных вещей; платочка, расчески, резиночки, заколки и т. д.

Чтобы создать ситуацию спокойного и взаимоприятного, бесконфликтного общения, которые способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе, мы часто организуем посиделки за большим общим столом, сдвигая несколько столиков в один. Здесь вместе с педагогом дети рисуют, строят, играют в лото, лепят, делаю что-то свое. Такие посиделки устраиваются и совместно с родителями во время работы кружка «Умелые ручки». Создавая какой-либо проект или изготавливая пособие, взрослые привлекают к посильной работе или игре детей, сидящих с ними за общим столом.

Традиция Дня достижений помогает детям научиться делать то,чего они еще не умеют: надевать носки, застегивать пуговицы, причесывать волосы и т. д. Ребенок, который научился чему-то новому, получает похвалу и поощрение в виде песенки или стихотворения, а также громких аплодисментов.

Источник

Гузель Мирхайдарова
Основы нравственного воспитания детей раннего возраста

Ребёнок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего возраста. Многое начинается с привычки.

Нравственное поведение – поведение глубоко сознательное основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в том возрасте, о котором идёт речь, ребёнок, ещё не способный к сознательным нравственным поступкам, под руководством взрослых усваивает привычные нормы поведения которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе.

У маленького ребёнка нужно воспитывать положительное доброжелательное отношение к окружающим его взрослым, желание охотно выполнять их просьбы. На развитии у ребёнка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому необходимо тесное сотрудничество между воспитателями и родителями. Чтобы были единые требования для ребёнка как в детском саду, так и в семье. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить «Никому не давай свою игрушку,её сломают». В детском саду же воспитатель учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать как поступить малышу? Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность, а иногда рождают хитрость, приспособленчество.

Ребёнку нет ещё и года, а его приучают погладить куклу по голове, покормить игрушечную собачку (сами же взрослые могут на глазах у малыша покормить и живую кошку или птичку)

На втором году малыша учат, делиться с окружающими игрушками, сочувствовать тому кто упал, ушибся, плачет. Ребёнок чуть постарше приобретает привычку помогать младшим. В детском саду ребёнок получает богатый опыт взаимоотношений со сверстниками.

В этом возрасте ребёнок должен освоить правила — уступить, поделиться. Пример других, поощрение воспитателем его первых уступок, поддержанное родителями, учат детей уступать другим. Нужно малыша упражнять в доброте, создавать ситуации, в котором могла бы формироваться привычка оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, услугу, проявлять заботу.

Сначала малыш поступает так,как подсказывают ему взрослые: помогает воспитателю, бабушке и другим взрослым, делится гостинцами со сверстниками и т. п. Постепенно у него формируются соответствующие привычки, и он уже испытывает потребность поступать именно так. Полезно давать детям посильные поручения; подать бабушке очки или принести отцу одежную щётку, полить под руководством старших комнатные растения, помочь матери нести небольшую покупку.Особенно ценно научить малыша браться за дело по собственной инициативе: увидел что газета упала, отнеси на место, разбросал игрушки- собери. Сейчас ребёнку все это интересно. Он охотно, с большим желанием выполняет любые поручения взрослых и бывает очень рад, когда его хвалят, подчеркивают, что он «уже большой»

Привитие малышу навыков и привычек, связанных с самообслуживанием (одеваться, умываться, есть и др., с оказанием помощи членам семьи, — начало трудового воспитания, формирования трудолюбия как черты характера.

Для того чтобы эта ценная черта характера была сформирована в будущем, уже в раннем детстве ребенка приучают уважать труд взрослых (няни – в детском саду; родителей, бабушки – дома): не сорить, вытирать ноги или переобуваться, входя в помещение и т. д.

В одних случаях взрослые опираются на возрастающую потребность детей в проявлении самостоятельности (формируя привычку, скажем, складывать игрушки, самостоятельно умываться, оказывать посильную помощь взрослым и младшим детям, в других – побуждают ребёнка к сочуствию. В третьих – радуются вместе по поводу правильного поступка.

Как и при воспитании гигиенических навыков, в формировании нравственности с успехом могут использоваться игра, детские праздники, где ребёнок может выступать в роли гостеприимного хозяина. Угощая и одаривая участников. Играя, например, в доктора, малыш приобретает такое качество, как готовность оказать помощь «пострадавшим»— плюшевым зайцам, мишкам или или своим сверстникам. Взрослые поддерживают подобные игры. Включаясь в детскую игру, руководят ею и направляют действия ребенка

Делить одно яблоко на всех

Психолог Екатерина Аруцева, у которой трое собственных и двое приемных детей-инвалидов, считает, что родители часто (как это ни странно) не достаточно любят своих детей:

«Детей надо любить, тогда они вырастают добрыми. Любить – значит понимать, уметь их слушать, быть отзывчивым к их нуждам. Если говорить о каких-то методах, то детей воспитывают не словами, а личным примером. Если родители добры к детям, друг к другу и окружающим (не в ущерб детям, конечно, то и дети вырастают добрыми.

Если в доме принято делить все на всех: единственную конфету на всех, единственное яблоко на всех, дети учатся быть добрыми. Легко отдать то, чего много, доброта – это когда ты отдаешь то, чего мало, но хочется всем. Нужно учить детей дарить подарки. Причем отдавать нечто важное, ценное для самих детей, но при этом, не покушаться на что-то для них сокровенное. Учить отличать доброту от откупа. Можно купить дорогой, но не нужный подарок, а можно совсем дешевый, но ценный своей нужностью.

Дарить можно время, любовь, тепло, заботу, добрые слова. Детям нужно рассказывать о трудностях и горестях других людей или животных. Учить сочувствию, но не жалости. Хорошо, когда родители вместе с детьми делятся вещами или игрушками, в которых дети уже не нуждаются. Проще все это выбросить, но лучше позаботиться о том, чтобы найти тех, кто в этом нуждается, и поделиться. Это тоже воспитательный момент. Но самое главное, конечно, любовь и доброта самих родителей».

Итак, если мы хотим, чтобы наши дети были заботливы и внимательны, благородны и отзывчивы, сочувствовали трудностям и старались помочь, нам ничего не остается делать, как подобреть самим. Совершив это усилие над собой, мы сделаем первый шаг на пути к ответу на вопрос,заданный вначале: «Как воспитать ребенка добрым».

Источник