Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте презентация

Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте презентация thumbnail

Слайд 1

Нравственное развитие в дошкольном возрасте Отделение дошкольного образования преподаватель Жаринова Е.Г.

Слайд 2

Особенности нравственного развития в младенческом возрасте: предпосылками нравственного развития ребенка являются стремление к установлению контактов со взрослыми и к совместным действиям, доброжелательность, потребность во внимании; выделение положительных способов поведения у малыша происходит при положительном подкреплении этого поведения взрослым; вводятся слова «можно» и «нельзя», выполняющие тормозящую и побуждающую функции; на основе установления связи между словом и действием появляются первые формы нравственного поведения.

Слайд 3

Чем младше ребенок, тем меньше должно быть запретов!!! Иначе он их забывает, путает и в результате не понимает, что можно делать, а что нельзя. Важно не только указать малышу на те действия, которые нежелательны, но обязательно показать то, что можно. Ребенок должен знать, где не запрещается проявлять активность.

Слайд 4

Понимание правила и нормы поведения основано на собственном опыте малыша, когда он наблюдает или ощущает на самом себе негативные последствия при нарушении правил и позитивные — при соблюдении. Поэтому уже с раннего возраста взрослый должен мотивировать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации, на опыт деятельности ребенка. В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность.

Слайд 5

Положительные поступки малыш выполняет по побуждению взрослого: помочь маме донести продукты, подать дедушке газету, угостить сверстника конфетой. Совершая положительные поступки, ребенок (до 3 лет) не выделяет их как таковые. Оценивает поступки взрослый, придавая им позитивный оттенок. Без контроля с его стороны малыш действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто нарушает запреты. Ни в коем случае не следует разрешать ребенку делать то, что будет потом запрещено!!!

Слайд 6

Нравственное поведение ребенка слито с положительным эмоциональным отношением к объекту, на который оно направлено. Поэтому хорошее настроение, доброжелательность к окружающим создает предпосылку для нравственных проявлений.

Слайд 7

Особенности нравственного развития ребенка в раннем детстве: нравственное развитие малыша происходит на фоне положительного отношения ко взрослому; выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов со взрослым; выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создает основу для нравственного развития малыша; требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша — ситуативности и импульсивности; нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;

Слайд 8

у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим; нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое; формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности; создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.

Слайд 9

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Слайд 10

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы: моральных знания, суждения, представления. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать. В дошкольном возрасте встречаются совершенно различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия.

Слайд 12

В 5-7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми. Так для старшего дошкольника все большую роль начинают играть интересы, желания другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и пр.), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления.

Слайд 13

Если дошкольник наглядно видит последствия соблюдения или нарушения нормы, то ему легче понять ее содержание и отнести к себе. Чем конкретнее норма, чем ближе она к собственному опыту ребенка, тем легче она осознается. Главная причина конфликтов между детьми состоит в том, что каждый хочет получить привлекательный предмет…

Слайд 14

Не случайно одним из самых отрицательных качеств у дошкольника считается жадность.

Слайд 15

В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо».

Читайте также:  Слабовидящий ребенок до года развитие

Слайд 16

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература.

Слайд 17

А.В. Запорожец, изучал восприятие дошкольниками сказки, и выделил следующие особенности: Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу.

Слайд 18

Дети 3-4 лет не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший», но уже могут дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Отношение к герою и определяет его оценку малышом. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков.

Слайд 19

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра. В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

Слайд 20

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих. Усвоив норму, ребенок прежде всего начинает контролировать сверстника.

Слайд 21

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Слайд 22

В сфере развития нравственного поведения пример взрослого также играет важнейшую роль, это способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Так рождается приспособленчество, лавирование. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины.

Слайд 23

В 4-7 лет у детей наблюдаются шалости, мотивом которых является вопрос «Что получится, если…?» (открыть кран и закрыть пальцем струю воды). Их источником выступает познавательное отношение у ребят к окружающему и стремление его исследовать. Такие шалости чаще встречаются у инициативных детей, в их основе лежат положительные черты формирующейся личности: активность, инициативность, любознательность.

Слайд 24

На протяжении всего дошкольного детства заметны шалости, мотивированные вопросом «Что же я могу?». Их источником выступает развитие самостоятельности. Такие шалости граничат с озорством. А протекают они по такой схеме: ребенок нарушает правила и ждет реакции взрослого. Так он проверяет свою силу, утверждает свое «я», пытается как бы очертить круг дозволенного.

Слайд 25

Наиболее распространенные причины детской лжи — страх перед наказанием и отрицательный пример взрослого. Характерно, что ложь всегда имеет какой-то корыстный мотив, мотив утилитарной выгоды, чем и отличается от детской фантазии. Стремление переживать и действовать в воображаемой ситуации, потребность в самостоятельности, самоутверждении, притязание на признание приводят к детским фантазиям, в которых малыш преувеличивает свои возможности, например рассказывает о том, как он побывал в разных странах, спасал людей от наводнения и прочее.

Слайд 26

Драчливость чаще всего возникает у гиперактивных детей, которые не находят иного применения своей энергии в каких-либо занятиях, играх. Драчливость является следствием того, что ребенок не умеет общаться, установить положительные отношения с товарищами, и тогда возникает стремление обижать других. Такую форму поведения ребенок начинает распространять не только на своих обидчиков, но и на маленьких, слабых, беззащитных. Он находит удовольствие в том, что его боятся.

Читайте также:  Роль деятельности в воспитании и развитии ребенка

Слайд 27

Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной — разрушает негативный способ. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие малыша прямо зависит от умения педагога, родителей оказать оценочное воздействие.

Слайд 28

Оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям, то есть быть: объективной и в то же время тактичной, поэтому в поступке сначала выделяют положительные стороны, об отрицательных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем именно недоволен взрослый. оценивать следует не самого ребенка, а его проступок. К порицанию следует прибегнуть в исключительных случаях, показав, как надо поступать; ориентированной на собственное поведение ребенка, а не на сравнивание его с другими детьми, чтобы не унижать в глазах взрослых, не разрушать совместную деятельность;

Слайд 29

дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности. Нужно показать, за что ребенок оценивается определенным образом. И ребенок будет стремиться повторить действие, чтобы снова заслужить положительную оценку; систематичной, а не даваться от случая к случаю; включающей сочетание вербальных и невербальных способов воздействия. К последним дошкольники особенно чувствительны. Соотношение разных способов оценки зависит от возраста, индивидуальных особенностей воспитанников, ситуации.

Слайд 30

Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте: у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; возрастает действенность нравственных представлений; возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Слайд 31

Составление перечня действий воспитателя в процессе реализации принципов воспитания в группе дошкольников ФГОС ДО 1.4. Основные принципы дошкольного образования: 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

Слайд 32

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьёй; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Слайд 33

Спасибо за внимание

Источник

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Презентация » Духовно — нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

МКДОУ « Новохоперский центр развития ребенка – детский сад №1» «Духовно-нрав...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

МКДОУ « Новохоперский центр развития ребенка – детский сад №1» «Духовно-нрав

Описание слайда:

МКДОУ « Новохоперский центр развития ребенка – детский сад №1» «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Старший воспитатель: Е.В. Бобрович

2 слайд

« Какое счастье получить доброе истинно – христианское воспитание, вступить

Описание слайда:

« Какое счастье получить доброе истинно – христианское воспитание, вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе, вступить в лета мужества» (Святитель Феофан Затворник) Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести. Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

3 слайд

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственн

Описание слайда:

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

4 слайд

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обуче

Описание слайда:

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

5 слайд

Проблематика духовно-нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного

Описание слайда:

Проблематика духовно-нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного (аксиологического) и социокультурного подходов Ценностный и социокультурный аспекты выделены в формулировках: Принципов дошкольного образования; Задач, на решение которых направлен ФГОС ДО; Характеристик содержательного наполнения образовательной программы по образовательным областям; Требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно-пространственной среде дошкольного образования; Основных целевых ориентиров (социально-нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования).

Читайте также:  Правила для развития ребенка

6 слайд

Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти обра

Описание слайда:

Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования В качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности». В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательного — речевого развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».

7 слайд

Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования

Описание слайда:

Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира. Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»)

8 слайд

Существенные характеристики духовно-нравственного воспитания как педагогическ

Описание слайда:

Существенные характеристики духовно-нравственного воспитания как педагогического процесса: – направленность на формирование высших, надобыденных, смысложизненных ценностей; – отношение к субъектному внутреннему миру человека (раскрытие полноты достоинства личности через развитие самосознания и саморефлексию); – наличие мировоззренческой основы, опора на конкретную мировоззренческую и культурную традицию; – интегративная роль в определении направленности воспитательной системы.

9 слайд

Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении

Описание слайда:

Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении – содействие целенаправленному развитию основ ценностно-смысловой сферы личности дошкольника в процессе творческого межпоколенческого взаимодействия на основе освоения отечественного социокультурного опыта.

10 слайд

Принципы духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учрежд

Описание слайда:

Принципы духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении: – системность; – культуросообразность, опора на духовно-нравственные ценности отечественной социокультурной традиции; – неформальный характер взаимодействия участников воспитательного процесса (педагогов, детей, родителей); – месяцесловное планирование (планирование воспитательной работы в соответствии с социокультурными доминантами годового календарного круга); – интерактивность; – социокультурная и психологическая адаптивность содержания образовательных программ; – возрастнойи индивидуальный подход в воспитании.

11 слайд

Базовые социокультурные ценности, которые деятельно осваиваем с детьми (ценно

Описание слайда:

Базовые социокультурные ценности, которые деятельно осваиваем с детьми (ценности традиционной культуры) Героическая история нашей Родины Святая память Мужество Книга Благодарность Любовь к ближним и Отечеству Милосердие Мудрость Жизнь Труд Семья Забота Подвиг Праздники Слово

12 слайд

Какие воспитательные задачи мы стремимся решить? Вызвать эмоциональный отклик

Описание слайда:

Какие воспитательные задачи мы стремимся решить? Вызвать эмоциональный отклик, сопереживание Сформировать представление и ценностное отношение Познакомить с событиями, заинтересовать Формировать основы гражданской и культурной идентичности Содействовать формированию чувства сопричастности к исторической и современной православной традиции

13 слайд

Культурно-педагогические ресурсы Литературный (ресурс текстов культуры) Изобр

Описание слайда:

Культурно-педагогические ресурсы Литературный (ресурс текстов культуры) Изобразительный Песенный Мультимедийный Краеведческий Семейная память Личный и коллективный творческий ресурс педагогов, детей и родителей

14 слайд

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошколь

Описание слайда:

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.

15 слайд

Критерии эффективности воспитательной системы Наличие гармоничных одухотворен

Описание слайда:

Критерии эффективности воспитательной системы Наличие гармоничных одухотворенных отношений ребёнка к окружающему миру, людям, к самому себе Иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками Потребность и готовность проявления сострадания и сорадования миру Субъективное психическое и эмоциональное благополучие Светлая оптимистическая детская картина мира Соответствие традиционным для Отечественной культуры полоролевыми образцами поведения, мужественности и женственности

16 слайд

Одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных

Описание слайда:

Одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

17 слайд

Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте презентация

Выберите книгу со скидкой:

Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте презентация

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте презентация

Курс повышения квалификации

Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте презентация

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте презентация

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-286961

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник