Нравственное развитие ребенка в 4 года

Особенности развития и воспитания нравственных качеств у детей 4-5 лет

Цель воспитания — развить в ребенке личность, отличающуюся мудростью, самостоятельностью, творчеством и любовью к окружающим. При этом надо помнить, что насильно это сделать нельзя — можно только содействовать ребенку в выработке определенных качеств и идеалов[1].

В дошкольном возрасте ребенок усваивает знания о мире, нормах поведения, взаимоотношениях между людьми. Часто дошкольники не имеют правильного представление о нравственности или у них не сформированы нравственные качества и, взаимодействуя с другими детьми или взрослыми, они встречаются с трудностями.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей. Воспитания гуманных качеств и отношений доброжелательности, отзывчивости, справедливости, заботливости, внимательности у детей начинается с раннего возраста.

Пик развития всех психических процессов приходится на возраст 4-5 лет. Этот  возраст, его ещё называют «золотым возрастом», самый продуктивный период жизни дошкольника. Именно на этом этапе складываются многие познавательные способности и личностные особенности. В процессе развития он в значительно большей степени приближается к старшему возрасту и в меньшей сохраняет черты предшествующего младшего возраста.

Важнейшее образование этого периода – произвольное поведение: импульсивное  и непосредственное, оно теперь опосредуется нормами  и правилами. Впервые возникает вопрос: как надо себя вести? Иными словами, создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор.  Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми; осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения; способен произвольно регулировать поведение, принимать и понимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам.

В этом возрасте созданы наиболее благоприятные  условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система  взаимоотношений ребенка  с взрослыми и сверстниками.[2]

В  поступках детей, в их взаимоотношениях проявляются и положительные качества, которые, укрепляясь, создают основу доброжелательности, деликатности, правдивости, организованности.

У детей  4-5 лет развиваются представления  о справедливости, доброте, дружбе,  отзывчивости, смелости.

 В  эмоционально – чувственной сфере  ребенок учится  понимать  переживания свои, других людей или литературных персонажей. Дети 4-5 лет обычно эмоционально оценивают поступки сверстников,  героев  литературных произведений. Они улыбаются, смеются при оценке положительных поступков  или  возмущаются, размахивают руками, когда видят отрицательный поступок.

В сфере развития  нравственного поведения продолжается формирование умений, навыков  и привычек культурного поведения, которые проявляются в умении считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, уступать место, играть вместе общими игрушками, регулярно участвовать в труде, самостоятельно выполнять порученное дело, трудиться в природе.

Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: вежливое, внимательное отношение к взрослым, умению дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного, помогать товарищам, проявлять заботу о маленьких, проявлять щедрость, уметь правильно оценивать поступки свои и своих друзей, корректировать свое  поведение в общении со сверстниками.

Постепенно дети начинают понимать суть понятий: вежливый, аккуратный, заботливый, справедливый, честный. Отрицательные поступки сопровождаются оценкой: «Это стыдно» — и объяснением почему. Дети понимают, что стыдно обижать другого, обманывать, дразнить; гордятся тем, что научились выполнять определенные правила: «Я не жадный», «Я не лентяй», «Я послушный», «Я честный». Следовательно, они уже утвердились в тех нравственных ценностях, которые поощряются взрослыми.

 « Ребенок должен с детства стремиться делать добро близким, всем людям, приносить им радость, понимать, когда нужно прийти на помощь когда высказать участие, а когда  и промолчать, чтобы не бередить душевные раны человека. Ему должны быть доступны понятия о достоинстве и чести человека. Только на основе этих простых понятий и привычек вырастает «желание быть хорошим» — стремление к нравственному самосовершенствованию».[3]

В средней группе, основной путь социально-нравственного воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников к доступным формам гуманного культурного поведения. Необходимо организовать жизнь детей так, чтобы у них неуклонно накапливался положительный опыт добрых чувств, поступков, взаимопомощи.

Воспитывая доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, педагог постоянно обращает внимание детей на эмоциональное состояние того или иного сверстника, объясняет, какие чувства он испытывает и почему возникли такие переживания. Вызвав сочувствие к сверстнику (скучает по дому, огорчен болезнью друга, «новенький» не может сам справиться), воспитатель побуждает детей активно проявить заботу, радуется добрым по ступкам детей.

Основой социально-нравственного воспитания является доброжелательное отношение воспитателя к каждому ребенку, умение поддержать в группе спокойную, жизнерадостную обстановку. Добрая улыбка воспитателя, искренний, доброжелательный тон, образная, эмоциональная речь становятся для средних дошкольников образцом культуры общения, которому они подражают.

В привычной обстановке ребенок должен самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»). В новой обстановке соблюдать правила по напоминанию и примеру взрослого.

Проявлять доброжелательное отношение к воспитателю, родителям и близким. Быть внимательным к указаниям и просьбам старших, выполнять их охотно, с удовольствием. По побуждению старших и по собственной инициативе пытаться проявить заботу о близких, о воспитателе: предложить стул, угостить, показать любимые игрушки, книжки. По поручению старших уметь сделать приятное близким в день рождения, в праздник (нарисовать рисунок, подарить открытку, обнять, спеть песенку, прочесть стихи). Говорить со старшими в доброжелательном тоне, приветливо отвечать на вопросы, в свою очередь задавать вопросы, рассказывать о событиях в детском саду. По примеру старших реагировать на состояние и настроение окружающих.

Таким образом, надо сделать так, чтобы все,  что достигнуто детьми к концу пятого года жизни, ложилось в основу дальнейшего нравственного, умственного и эстетического развития ребенка.  

[1] Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения.// Дошкольное воспитание. №1 – 1989г.

[2] Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном  детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2006.-С.44-46.

[3] Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М., 1979.- С.212

Источник

нина толчина
Нравственное воспитание детей 4–5 лет

МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №34 «Золотая рыбка»

Конспект для воспитателей

Тема: «Нравственное воспитание 4-5 лет»

Автор: воспитатель высшей квалификационной  категории Толчина Нина Анатольевна.

Город Набережные Челны, Татарстан.

К сожалению в последние десятилетия всему мировому сообществу, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются   так называемыми  «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм,пренебрежительное отношение к гражданскому долгу. В условиях ломки сложившихся  нравственных идеалов российского общества, формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает  особую актуальность.

Нравственное воспитание рассматривает как одну из важных сторон общего развития дошкольника.   Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех разделах программы. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально — общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей. Поэтому для реализации нравственного воспитания ставятся задачи:

Продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;

Напомнить детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников ДОУ по имени, отчеству;

Воспитывать скромность, желание быть справедливым, испытывать чувства стыда за неблаговидный поступок;

Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика, одобрение действий того, кто поступил справедливо.

В результате выполнения этих задач у детей формируются дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, сочувствия, доброта.

Нравственное формирование личности дошкольника требует определённых педагогических условий:

Четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе.

Гуманного отношения воспитателя к детям, стремление понять ребенка, его состояние, мотивы поступков.

Создание условий для активной деятельности детей, формирующие доброжелательные отношения, принципы коллективизма.

Нравственное развитие ребенка средней группы связано с накоплением опыта поведения, основанного на правилах вежливости. К ним можно отнести метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек.Дети изо дня в день в разных ситуациях стараются вести себя согласно нормам и правилам: здороваются и прощаются, благодарят за услугу, вежливо отвечают на вопросы. Он стремится быть хорошим, получать похвалу воспитателя.

Существенным направлением в развитии и воспитании детей является освоение ими на основе правил и норм нравственности словопонятий. Поэтому в течении года я напоминала детям о правилах поведения, сопровождая каждый факт называнием того или иного нравственного качества — добрый, ленивый, трудолюбивый. Биополярность нравственных понятий: добро — зло, всегда требует противопоставлений. Если совершен негативный поступок, я с детьми осуждаю этот поступок, беседую, читаю литературу, применяю пословицы. Обсуждая отрицательный (с точки зрения нравственных позиций) поступок всегда желательно показывать его противоположность.

Поэтому, на мой взгляд в воспитании навыков и привычек детей в обществе большую помощь оказывает программа Коломийченко Л. В. «Социальное развитие детей дошкольного возраста». Программа нацелена на развитие любознательности, эмоциональное благополучие каждого ребенка, нравственного воспитания, приобщение к общечеловеческим ценностям.

В этом возрасте формирование личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм выходит на первый план.Постепенно дети начали понимать суть понятий: «вежливый», «аккуратный», «заботливый», «справедливый».Поэтому я очень много провела занятий по темам: «Человек и его поступки», используя наглядный материал с иллюстрациями, «Настоящие мальчики и девочки», «Разные настроения», «Этикет». Сделала тематическую подборку книг, стихотворений,рассказов для чтения и пересказа: К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Е. Пермяк «Самое страшное», Е. Серова «Нехорошая история», Г. Остер «Сказка с подробностями», Л. Толстой «Два товарища»; «Девочка — ревушка».

Оценивали поступки сверстников на улице, на прогулке, рассматривали иллюстрации, проводили беседы. Для беседы о воспитании демонстрационные картинки «Мы друг другу помогаем» автора Р. С. Буре. А также по теме «Разные настроения» я использовала вот такие пособия (Показать): если у ребенка хорошее настроение, он добрый, отзывчивый, но не всегда дети приходят в хорошем настроении,  чтобы поднять его я показываю такие картинки: предлагала — какой бы он выбрал мяч, обычно выбирают яркий. Оценить свое настроение глядя на клоунов, для игры со всеми детьми предлагала пособие «Азбука настроения». А также подобрала тексты для пересказа, стихи, например,

Подружки

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки —

Весь поцарапали.

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели — нет игрушки

Сели и заплакали

А. Шибаев

Или,

Ссора

Два котенка разругались,

Раздружились, отвернулись,

Но украдкой обернулись

И во всю

Расхохотались!

Л. Яковлев

Прочитав эти стихи,я поинтересовалась: «Вам жалко девочек?». Ответы содержали как жалость к подружкам (они плакали, шарик лопнул, так и высказывание о том, что девочки не умеют играть вместе, уступать друг другу, договариваться или играть по очереди. В стихотворении «про котят» я сделала обобщение высказываний детей: «Да, котята ссорились, ссорились, а потом поняли, что глупо ссориться, ссоры мешают играть, дружить, они стали смеяться над своей глупой ссорой». Сравнение стихотворений дает возможность понять, как можно поступить, а как нет. Выучили много пословиц о дружбе,таких как:

«Друга ищи, а найдешь, береги»

«Добро помни, а зло забывай»

«Есть пирожки, есть и дружки, нет пирожков, нет и дружков»

«Друг за друга стой, выиграешь бой»

«Новых друзей наживай, а старых не забывай»

Эти пословицы я применяю, если дети ссорятся, не дружат с другими детьми и т.  д. С интересом играют в настольную игру «Я хороший», где дети из большого количества разных поступков выбирают только хорошие, и огорчаются если фишка попадает на плохой поступок. Поэтому они довольно часто говорят «Я не жадный», а не «Я добрый». Переживание чувства стыда за плохой поступок может возникнуть, только если у ребёнка накоплен положительный опыт. Даже если у него нет опыта положительных переживаний, то бесполезно обращаться к нему со словом «стыдно». Поэтому со средней группы мы на занятиях в повседневной жизни, в игре, во всех видах деятельности накапливаем опыт доброжелательных отношений в обществе. В своей работе я стараюсь согласовывать требования, предъявляемые в детском саду с требованиями родителей в домашних условиях, иначе у ребенка появляется чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Поэтому я постоянно держу родителей в курсе событий в группе, знакомлю с работой детского сада на открытых занятиях и мероприятиях, оформляю информацию в уголке родителей.

В течение года для родителей провела консультации на актуальные  темы: «Игры мальчиков, игры девочек», «Дети — наше зеркало». Приглашала родителей для участия в организации праздников, развлечений,проводила дни открытых дверей: «Мы играем», «Наши умелые руки», где дети вместе с мамами, которые принесли много тканей, бус, пуговиц, сделали из этого материала аппликацию — панно по сказке «Теремок», где мальчики приклеивали детали, а девочки старательно вырезали.

В своей группе при помощи родителей сделали яркий наглядный материал: «Дом — веселая мышиная семейка», дети рассказывают, чем занимается папа — он чинит трубу и ремонтирует крышу; мама ведет дочку в школу, бабушка поливает цветы на балконе, дедушка читает газету. В результате такого материала мальчики стали чинить игрушки, пользоваться инструментами, девочки проявляют заботу к своим куклам, играя в «Дочки — матери». Дети выполняя «взрослую» работу,добавляют в свою деятельность новые мотивы: забота о младших, оказывают помощь друг другу. В результате прививаются трудовые навыки, изменяются взаимоотношения со сверстниками и отношения ко взрослым.

Работу по программе Коломийченко «Социальное развитие детей дошкольного возраста» я продолжу, так как данная программа помогает реализации задач по нравственному воспитанию в разных возрастных группах.

Источник

Елена Гаврилова
Консультация «Нравственное воспитание детей 3–4 лет»

Нравственное воспитание детей 3-4 лет.

Повседневные незаметные на первый взгляд влияния на ребенка со стороны близких людей являются по существу очень действенными. Они создают у него те или другие черты характера, формируют его поведение.

Поэтому, воспитывая ребенка, совершенно необходимо заниматься не только его физическим и умственным развитием, но не менее важно позаботиться и о формировании его поведения, о его нравственном воспитании.

В трехлетнем возрасте отношение ребенка к людям, вещам, явлениям, его действия, поступки в большой мере зависят от его эмоций. Он скорее поделится игрушками, когда у него вызовут сочувствие к другому ребенку, чем подчинится строгому, даже и обоснованному, приказу сделать это. В зависимости от того, какие чувства — положительные или отрицательные — преобладают у ребенка, у него создается то или другое настроение, формируется то или другое поведение (бодрое, жизнерадостное, вялое, пассивное, возбужденное).

Поэтому взрослые, воспитывающие ребенка, должны стараться как можно чаще вызывать у него положительные чувства и предупреждать, а по возможности и не допускать возникновения отрицательных эмоций — проявления гнева, страха, неудовольствия, раздражения.

Часто источником тяжелых переживаний ребенка является односторонняя сильная его привязанность к одному из близких. Если ребенок привык быть только с матерью, если она постоянно держит его на руках, целует, обнимает, забавляет, то причин для слез у такого ребенка много. Ведь мать при всей своей любви к ребенку не может быть всегда с ним; уход же ее будет вызывать у него возбуждение, крик, плач.

Ребенку нужна любовь и ласка матери, но его интересы не должны быть связаны только с ней. Если он активный, деятельный, умеет играть, заниматься один и, помимо матери, связан с другими членами семьи, то он будет спокойно переносить ее отсутствие. В этом возрасте малышу уже можно объяснить, что «мама пошла на работу», «мама пошла в магазин и сейчас придет» и т. д.

Будут ли у ребенка преобладать положительные или отрицательные эмоции в большой мере зависит от того, как организована его жизнь, и какие эмоции своим поведением вызывают у ребенка старшие. Если, например, старшие дети не считаются с малышом, дразнят его, а родители постоянно лишь упрекают, разговаривают раздраженно, не считаются с его интересами, то и ребенок не может быть бодрым, спокойным и проявлять интерес и сочувствие к другим.

Знакомя ребенка с окружающим, рассказывая ему сказки, смотря с ним картинки, надо вызывать у него соответствующее отношение к тому, что он воспринимает,учить его оценивать поступки: «Мальчик бьет собачку — это плохо, так делать нельзя», «Школьник помогает подняться упавшей старушке — это хорошо. Надо всем помогать».

Одним из существенных моментов воспитания является формирование положительных взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми. Общительность, приветливое, ласковое обращение с окружающими, сочувствие, посильная помощь, умение считаться с интересами других, не мешать им — все эти положительные качества могут быть уже воспитаны у детей 3- 4лет.

В детском саду, где малыши много общаются между собой и где им прививаются положительные взаимоотношения, можно часто наблюдать проявление нежного, внимательного отношения детей друг к другу, заботы, сочувствия, привязанности, умения хорошо, дружно совместно играть.

Ребенок очень легко перенимает особенности взаимоотношений взрослых. Поэтому, желая выработать у ребенка то или иное поведение, взрослые сами должны вести себя соответствующим образом. Если они вежливы друг с другом, всегда спокойны, доброжелательны, внимательны к другим, то и ребенок ведет себя так же. Не надо в присутствии малыша ссориться, выяснять отношения.

Крик, возбужденное состояние передаются ребенку, отрицательно действуют на его нервную систему. Он перенимает неправильные поступки взрослых, свидетелем которых был: сначала в игре с куклой, а затем и в своем отношении к брату, сестре, даже матери он начинает проявлять себя так, как это делали окружающие взрослые в его присутствии.

На четвертом году жизни у ребенка нужно воспитывать умение выполнять элементарные правила общежития. Прежде всего, спокойно выполнять такие требования взрослых, как вести себя тихо. Не мешать, например, когда взрослые читают, отдыхают.Он должен соблюдать уже некоторые правила вежливости: здороваться, прощаться, говорить «спасибо», «пожалуйста», подать упавшую вещь взрослому; спокойно, не мешая окружающим, вести себя в автобусе, в гостях, у врача.

Надо учить детей доводить начатое до конца (например, убрать все игрушки на место). Настойчиво преодолевать затруднения (надеть ботинок, застегнуть пуговицу); терпеливо ждать (мама занята и не сразу может дать что-либо); преодолевать желание, если оно невыполнимо, сдерживать слезы (не плакать, если из-за дождя нельзя пойти гулять, без капризов возвращаться с прогулки домой).

Какие же для этого имеются способы? Чтобы ребенок выполнял требования взрослых, они должны быть обоснованы и посильны ему. Двухлетний и даже трехлетний ребенок не может, например, спокойно стоять и ждать, пока мама, держа его за руку, разговаривает с встретившейся ей на улице знакомой. Но он в состоянии уже выполнить требование заняться чем-нибудь и не шуметь, пока брат учит уроки. Зная, что чувства детей играют большую роль в их жизни, надо требования к ребенку делать эмоционально привлекательными, вызывающими у него положительное к ним отношение.

Если вы, предлагая ребенку сделать что-то для него неприятное, например, пойти спать, когда не хочется,скажете при этом: «Ведь ты уже большой. Сейчас папа увидит, как ты научился расшнуровывать ботинки и как сам умеешь аккуратно складывать одежду», то он захочет это показать и охотно пойдет спать.

Потребовав что-либо от ребенка, надо непременно проследить, как он это выполнит. Тогда у него войдет, а привычку обязательно выполнять требования взрослых.

Требования к сыну или дочке не должны меняться в зависимости от настроения близких или от того, кто их предъявляет. Часто бывает, что мама требует, чтобы дочка ела обязательно сама, а бабушка «жалеет» внучку и кормит ее. Или сегодня разрешают лечь в кровать с игрушкой, а завтра категорически запрещают.

Различные требования одного и того же лица или несогласованность, отсутствие единства в требованиях и воспитательных приемах у разных членов семьи дезорганизуют ребенка. В таких случаях у него не могут быть выработаны определенные навыки поведения и ожидать от него послушания не приходится. Иногда даже вследствие такой несогласованности у ребенка могут возникнуть нервозность, повышенная раздражительность, упрямство.

С желаниями ребенка обязательно надо считаться. Если же вопреки его желанию необходимо выполнить то или другое требование, следует объяснить ребенку, почему это необходимо. Например, ребенок увлекся какой-либо игрой, но пора идти гулять.Нельзя неожиданно категорически предложить ему: «Оставь свою игру, давай одеваться». Следует предварительно, минут за пять,предупредить его: «Кончай играть, скоро пойдем гулять». Если ребенок продолжает с увлечением играть, а одевание на прогулку уже нельзя откладывать,надо сказать: «Ты не убирай кубики, оставь все так. Придем с прогулки, и ты снова будешь строить».

Учитывая большое влияние чувств на поведение ребенка, надо обязательно поощрять и хвалить его, когда он поступает правильно, и высказывать неодобрение, если ребенок поступает неправильно.

При воспитании ребенка нужно как можно реже пользоваться порицаниями («Ты непослушный», «Какой ты упрямый, нехороший!», чаще указывать, как ему следует в том или ином случае поступить.

На поведение ребенка отрицательно влияют чрезмерно частые одергивания и запрещения. Они нарушают его уравновешенное поведение, вызывают возбуждение. Однако это отнюдь не означает, что ребенку все должно быть разрешено и его нельзя ни в чем ограничивать. Но запрещений не должно быть слишком много, и чем младше дети, тем и запрещений должно быть меньше. Надо так организовать жизнь ребенка, чтобы дозволенного было больше, чем недозволенного. А самое главное — надо удовлетворять возрастные потребности ребенка — в движении, в разнообразной деятельности, в частом общении со взрослыми.

В возрасте 3-4 лет следует постепенно приучать ребенка руководствоваться в своих поступках не только собственным желанием (хочу — не хочу, приятно — неприятно, но уже установленными правилами и считаться с оценкой своих поступков старшими. Поэтому надо не только прекращать нежелательное поведение ребенка, но необходимо объяснять ему, что так поступать или делать нельзя и почему именно нельзя, и обязательно подсказать, как же надо сделать, поступить.

Поведение взрослых должно быть образцом для ребенка. Трудно требовать от ребенка, чтобы он обязательно мыл руки перед едой, если он видит, что старший брат или отец садятся за стол, не выполняя этого правила. Легче приучить ребенка к порядку, если он постоянно видит, как аккуратно обращаются с вещами взрослые.

Однако, хотя пример окружающих имеет большое значение в воспитании ребенка, одного примера совершенно недостаточно. Надо активно упражнять ребенка в положительных поступках и действиях. Надо, чтобы он делился сластями, уступал свои игрушки другим детям, жалел маленького братишку, наливал котенку молоко, кормил птичек и т. п.

Только в процессе активной деятельности создаются и закрепляются необходимые навыки, нравственные привычки и чувства.

В процессе повседневной жизни надо приучать ребенка уважать и ценить труд людей: «Вытирай ножки, видишь, мама вымыла пол»; «В комнате было так чисто, а ты разбросал игрушки, убери их на место,»; «Какое красивое платье сшила тебе бабушка, иди поцелуй ее и скажи спасибо»; «Папа починил тебе игрушечную коляску, а ты опять садишься на нее и снова сломаешь» и т. п.

Положительное отношение к труду окружающих людей, желание самому принять в нем посильное участие, первые «трудовые» действия, радостное удовлетворение от результата своих усилий — все это лишь начальные,. но очень ценные трудовые качества, и их уже возможно, а значит, и нужно, воспитывать у маленьких детей.

С ранних лет надо прививать ребенку интерес, любовь к природе и бережное, заботливое отношение к животным. Это обогатит его ум и чувства, сделает его жизнь более интересной и яркой, разовьет пытливость ума. Он будет расти отзывчивым, мягким. Вы не раз, наверное, видели, с каким интересом ваш ребенок наблюдает, например, за бабочкой. Как радуется при виде детенышей животных, какое удовольствие доставляют ему красивые, яркие цветы, их запах, гладкие камешки и. И от нас с вами зависит развить эти переживания, научить ребенка не только с интересом наблюдать мир природы. Видеть красоту вокруг себя и глубже воспринимать ее, но и бережно, заботливо относиться ко всему живому.

Оставьте ребенка без внимания, предоставьте его самому себе — и он может сорвать и тут же смять и бросить цветок, без сожаления наступить на жука, схватить котенка за хвост и т. п. Из этих, невинных на первый взгляд поступков и действий маленьких детей в дальнейшем могут сформироваться отрицательные черты поведения, такие, например, как отсутствие чуткости, грубость и даже жестокость в обращении с окружающими.

Мы знаем, что на ребенка больше всего действует пример близких людей. Но мало, как уже говорилось, дать положительный образец поведения, нужны и более активные меры обучения ребенка. Иногда ребенок не обращает внимания на то, что повседневно окружает его, — не прислушивается к пению птиц, не замечает, что листья стали совсем желтые, и мимо многого другого проходит, как бы совершенно не замечая. Мы должны сами, сознательно вызывать у малыша интерес и привлекать его внимание к разнообразию и красоте окружающей природы.

Наблюдая вместе с детьми за изменениями природы, нужно давать им доступные объяснения, учить их радоваться прекрасному,бережно относиться к живому: «Идет снег, какой он пушистый, как тихо вокруг»; «Солнце садится, смотри, какое красивое небо»; «Слышишь, курочка зовет цыплят. Она боится, чтобы они далеко не убежали»; «Это васильки, они синие. А эти беленькие цветы — ромашки. Поставим их в воду, чтобы они не завяли»; «Смотри, дождевой червяк. Не раздави его — он полезный».

Привлекайте своего малыша к уходу за цветами, домашними животными. Давайте для игры шишки, камешки и другой природный материал. Все это будет способствовать развитию его моральных и эстетических чувств.

Источник

Читайте также:  Почему мой ребенок 4 года потеет когда засыпает