Нравственное развитие ребенка 5 лет

Особенности развития и воспитания нравственных качеств у детей 4-5 лет

Цель воспитания — развить в ребенке личность, отличающуюся мудростью, самостоятельностью, творчеством и любовью к окружающим. При этом надо помнить, что насильно это сделать нельзя — можно только содействовать ребенку в выработке определенных качеств и идеалов[1].

В дошкольном возрасте ребенок усваивает знания о мире, нормах поведения, взаимоотношениях между людьми. Часто дошкольники не имеют правильного представление о нравственности или у них не сформированы нравственные качества и, взаимодействуя с другими детьми или взрослыми, они встречаются с трудностями.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей. Воспитания гуманных качеств и отношений доброжелательности, отзывчивости, справедливости, заботливости, внимательности у детей начинается с раннего возраста.

Пик развития всех психических процессов приходится на возраст 4-5 лет. Этот  возраст, его ещё называют «золотым возрастом», самый продуктивный период жизни дошкольника. Именно на этом этапе складываются многие познавательные способности и личностные особенности. В процессе развития он в значительно большей степени приближается к старшему возрасту и в меньшей сохраняет черты предшествующего младшего возраста.

Важнейшее образование этого периода – произвольное поведение: импульсивное  и непосредственное, оно теперь опосредуется нормами  и правилами. Впервые возникает вопрос: как надо себя вести? Иными словами, создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор.  Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми; осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения; способен произвольно регулировать поведение, принимать и понимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам.

В этом возрасте созданы наиболее благоприятные  условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система  взаимоотношений ребенка  с взрослыми и сверстниками.[2]

В  поступках детей, в их взаимоотношениях проявляются и положительные качества, которые, укрепляясь, создают основу доброжелательности, деликатности, правдивости, организованности.

У детей  4-5 лет развиваются представления  о справедливости, доброте, дружбе,  отзывчивости, смелости.

 В  эмоционально – чувственной сфере  ребенок учится  понимать  переживания свои, других людей или литературных персонажей. Дети 4-5 лет обычно эмоционально оценивают поступки сверстников,  героев  литературных произведений. Они улыбаются, смеются при оценке положительных поступков  или  возмущаются, размахивают руками, когда видят отрицательный поступок.

В сфере развития  нравственного поведения продолжается формирование умений, навыков  и привычек культурного поведения, которые проявляются в умении считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, уступать место, играть вместе общими игрушками, регулярно участвовать в труде, самостоятельно выполнять порученное дело, трудиться в природе.

Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: вежливое, внимательное отношение к взрослым, умению дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного, помогать товарищам, проявлять заботу о маленьких, проявлять щедрость, уметь правильно оценивать поступки свои и своих друзей, корректировать свое  поведение в общении со сверстниками.

Постепенно дети начинают понимать суть понятий: вежливый, аккуратный, заботливый, справедливый, честный. Отрицательные поступки сопровождаются оценкой: «Это стыдно» — и объяснением почему. Дети понимают, что стыдно обижать другого, обманывать, дразнить; гордятся тем, что научились выполнять определенные правила: «Я не жадный», «Я не лентяй», «Я послушный», «Я честный». Следовательно, они уже утвердились в тех нравственных ценностях, которые поощряются взрослыми.

 « Ребенок должен с детства стремиться делать добро близким, всем людям, приносить им радость, понимать, когда нужно прийти на помощь когда высказать участие, а когда  и промолчать, чтобы не бередить душевные раны человека. Ему должны быть доступны понятия о достоинстве и чести человека. Только на основе этих простых понятий и привычек вырастает «желание быть хорошим» — стремление к нравственному самосовершенствованию».[3]

В средней группе, основной путь социально-нравственного воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников к доступным формам гуманного культурного поведения. Необходимо организовать жизнь детей так, чтобы у них неуклонно накапливался положительный опыт добрых чувств, поступков, взаимопомощи.

Воспитывая доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, педагог постоянно обращает внимание детей на эмоциональное состояние того или иного сверстника, объясняет, какие чувства он испытывает и почему возникли такие переживания. Вызвав сочувствие к сверстнику (скучает по дому, огорчен болезнью друга, «новенький» не может сам справиться), воспитатель побуждает детей активно проявить заботу, радуется добрым по ступкам детей.

Основой социально-нравственного воспитания является доброжелательное отношение воспитателя к каждому ребенку, умение поддержать в группе спокойную, жизнерадостную обстановку. Добрая улыбка воспитателя, искренний, доброжелательный тон, образная, эмоциональная речь становятся для средних дошкольников образцом культуры общения, которому они подражают.

В привычной обстановке ребенок должен самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»). В новой обстановке соблюдать правила по напоминанию и примеру взрослого.

Проявлять доброжелательное отношение к воспитателю, родителям и близким. Быть внимательным к указаниям и просьбам старших, выполнять их охотно, с удовольствием. По побуждению старших и по собственной инициативе пытаться проявить заботу о близких, о воспитателе: предложить стул, угостить, показать любимые игрушки, книжки. По поручению старших уметь сделать приятное близким в день рождения, в праздник (нарисовать рисунок, подарить открытку, обнять, спеть песенку, прочесть стихи). Говорить со старшими в доброжелательном тоне, приветливо отвечать на вопросы, в свою очередь задавать вопросы, рассказывать о событиях в детском саду. По примеру старших реагировать на состояние и настроение окружающих.

Читайте также:  Непрямой массаж сердца ребенку около 5 лет

Таким образом, надо сделать так, чтобы все,  что достигнуто детьми к концу пятого года жизни, ложилось в основу дальнейшего нравственного, умственного и эстетического развития ребенка.  

[1] Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения.// Дошкольное воспитание. №1 – 1989г.

[2] Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном  детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2006.-С.44-46.

[3] Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М., 1979.- С.212

Источник

нина толчина
Нравственное воспитание детей 4–5 лет

МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №34 «Золотая рыбка»

Конспект для воспитателей

Тема: «Нравственное воспитание 4-5 лет»

Автор: воспитатель высшей квалификационной  категории Толчина Нина Анатольевна.

Город Набережные Челны, Татарстан.

К сожалению в последние десятилетия всему мировому сообществу, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются   так называемыми  «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм,пренебрежительное отношение к гражданскому долгу. В условиях ломки сложившихся  нравственных идеалов российского общества, формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает  особую актуальность.

Нравственное воспитание рассматривает как одну из важных сторон общего развития дошкольника.   Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех разделах программы. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально — общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей. Поэтому для реализации нравственного воспитания ставятся задачи:

Продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;

Напомнить детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников ДОУ по имени, отчеству;

Воспитывать скромность, желание быть справедливым, испытывать чувства стыда за неблаговидный поступок;

Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика, одобрение действий того, кто поступил справедливо.

В результате выполнения этих задач у детей формируются дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, сочувствия, доброта.

Нравственное формирование личности дошкольника требует определённых педагогических условий:

Четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе.

Гуманного отношения воспитателя к детям, стремление понять ребенка, его состояние, мотивы поступков.

Создание условий для активной деятельности детей, формирующие доброжелательные отношения, принципы коллективизма.

Нравственное развитие ребенка средней группы связано с накоплением опыта поведения, основанного на правилах вежливости. К ним можно отнести метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек.Дети изо дня в день в разных ситуациях стараются вести себя согласно нормам и правилам: здороваются и прощаются, благодарят за услугу, вежливо отвечают на вопросы. Он стремится быть хорошим, получать похвалу воспитателя.

Существенным направлением в развитии и воспитании детей является освоение ими на основе правил и норм нравственности словопонятий. Поэтому в течении года я напоминала детям о правилах поведения, сопровождая каждый факт называнием того или иного нравственного качества — добрый, ленивый, трудолюбивый. Биополярность нравственных понятий: добро — зло, всегда требует противопоставлений. Если совершен негативный поступок, я с детьми осуждаю этот поступок, беседую, читаю литературу, применяю пословицы. Обсуждая отрицательный (с точки зрения нравственных позиций) поступок всегда желательно показывать его противоположность.

Поэтому, на мой взгляд в воспитании навыков и привычек детей в обществе большую помощь оказывает программа Коломийченко Л. В. «Социальное развитие детей дошкольного возраста». Программа нацелена на развитие любознательности, эмоциональное благополучие каждого ребенка, нравственного воспитания, приобщение к общечеловеческим ценностям.

В этом возрасте формирование личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм выходит на первый план.Постепенно дети начали понимать суть понятий: «вежливый», «аккуратный», «заботливый», «справедливый».Поэтому я очень много провела занятий по темам: «Человек и его поступки», используя наглядный материал с иллюстрациями, «Настоящие мальчики и девочки», «Разные настроения», «Этикет». Сделала тематическую подборку книг, стихотворений,рассказов для чтения и пересказа: К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Е. Пермяк «Самое страшное», Е. Серова «Нехорошая история», Г. Остер «Сказка с подробностями», Л. Толстой «Два товарища»; «Девочка — ревушка».

Оценивали поступки сверстников на улице, на прогулке, рассматривали иллюстрации, проводили беседы. Для беседы о воспитании демонстрационные картинки «Мы друг другу помогаем» автора Р. С. Буре. А также по теме «Разные настроения» я использовала вот такие пособия (Показать): если у ребенка хорошее настроение, он добрый, отзывчивый, но не всегда дети приходят в хорошем настроении,  чтобы поднять его я показываю такие картинки: предлагала — какой бы он выбрал мяч, обычно выбирают яркий. Оценить свое настроение глядя на клоунов, для игры со всеми детьми предлагала пособие «Азбука настроения». А также подобрала тексты для пересказа, стихи, например,

Подружки

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки —

Весь поцарапали.

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели — нет игрушки

Сели и заплакали

А. Шибаев

Или,

Ссора

Два котенка разругались,

Раздружились, отвернулись,

Но украдкой обернулись

И во всю

Расхохотались!

Л. Яковлев

Прочитав эти стихи,я поинтересовалась: «Вам жалко девочек?». Ответы содержали как жалость к подружкам (они плакали, шарик лопнул, так и высказывание о том, что девочки не умеют играть вместе, уступать друг другу, договариваться или играть по очереди. В стихотворении «про котят» я сделала обобщение высказываний детей: «Да, котята ссорились, ссорились, а потом поняли, что глупо ссориться, ссоры мешают играть, дружить, они стали смеяться над своей глупой ссорой». Сравнение стихотворений дает возможность понять, как можно поступить, а как нет. Выучили много пословиц о дружбе,таких как:

«Друга ищи, а найдешь, береги»

«Добро помни, а зло забывай»

«Есть пирожки, есть и дружки, нет пирожков, нет и дружков»

«Друг за друга стой, выиграешь бой»

«Новых друзей наживай, а старых не забывай»

Эти пословицы я применяю, если дети ссорятся, не дружат с другими детьми и т.  д. С интересом играют в настольную игру «Я хороший», где дети из большого количества разных поступков выбирают только хорошие, и огорчаются если фишка попадает на плохой поступок. Поэтому они довольно часто говорят «Я не жадный», а не «Я добрый». Переживание чувства стыда за плохой поступок может возникнуть, только если у ребёнка накоплен положительный опыт. Даже если у него нет опыта положительных переживаний, то бесполезно обращаться к нему со словом «стыдно». Поэтому со средней группы мы на занятиях в повседневной жизни, в игре, во всех видах деятельности накапливаем опыт доброжелательных отношений в обществе. В своей работе я стараюсь согласовывать требования, предъявляемые в детском саду с требованиями родителей в домашних условиях, иначе у ребенка появляется чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Поэтому я постоянно держу родителей в курсе событий в группе, знакомлю с работой детского сада на открытых занятиях и мероприятиях, оформляю информацию в уголке родителей.

В течение года для родителей провела консультации на актуальные  темы: «Игры мальчиков, игры девочек», «Дети — наше зеркало». Приглашала родителей для участия в организации праздников, развлечений,проводила дни открытых дверей: «Мы играем», «Наши умелые руки», где дети вместе с мамами, которые принесли много тканей, бус, пуговиц, сделали из этого материала аппликацию — панно по сказке «Теремок», где мальчики приклеивали детали, а девочки старательно вырезали.

В своей группе при помощи родителей сделали яркий наглядный материал: «Дом — веселая мышиная семейка», дети рассказывают, чем занимается папа — он чинит трубу и ремонтирует крышу; мама ведет дочку в школу, бабушка поливает цветы на балконе, дедушка читает газету. В результате такого материала мальчики стали чинить игрушки, пользоваться инструментами, девочки проявляют заботу к своим куклам, играя в «Дочки — матери». Дети выполняя «взрослую» работу,добавляют в свою деятельность новые мотивы: забота о младших, оказывают помощь друг другу. В результате прививаются трудовые навыки, изменяются взаимоотношения со сверстниками и отношения ко взрослым.

Работу по программе Коломийченко «Социальное развитие детей дошкольного возраста» я продолжу, так как данная программа помогает реализации задач по нравственному воспитанию в разных возрастных группах.

Источник

Надежда Коновалова
Сущность нравственного воспитания детей 5–6 лет

Проблеме нравственного развития ребенка посвящено много работ выдающихся психологов и педагогов. По утверждению И. Г. Корниенко система моральных отношений формируется на протяжении всей жизни, а начинается тогда, когда ребенок вступает в разные по содержанию и организации формы общения со взрослыми и ровесниками [22, С. 2 — 10].

Моральное развитие — уровень усвоения представлений о нравственных норм, сформированности нравственных чувств и нравственного поведения

Нравственное воспитание — это одно из важнейших направлений воспитания, который заключается в целенаправленном формировании морального сознания, развития нравственного чувства и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологии.

Нравственное воспитание осуществляется на национальной почве путем усвоения национальных норм и традиций, богатой духовной культуры народа, тех моральных норм и качеств, которые являются регуляторами взаимоотношений в обществе, согласование действий и поступков людей. Такими нормами являются,прежде всего: любовь к родителям, к родине, к родному языку; правдивость и справедливость, трудолюбие и скромность; готовность защищать слабых, заботиться о младших, в частности детей; благородное отношение к девушке, женщины, матери, бабушки; умение везде и всюду действовать благородно, обнаруживать другие добродетели.

С. Русова нравственное воспитание дошкольников рассматривала как гармонию индивидуальной свободы и коллективного порядка. Русова утверждала, что ребенок не очень экспансивен, он слишком чувствителен и часто скрывается от других со своими переживаниями; к нему надо подходить с лаской, привлечь его к себе уважением к его индивидуальности, надо возбудить его интерес, тогда окажется его талантливый нрав и отзовется глубокая чувственность. На такой труд способны гуманистически настроенные педагоги.

В разработку проблемы нравственного воспитания весомый вклад внес известный педагог В. Сухомлинский. Он считал необходимым как можно раньше ознакомить детей с морально-нравственными основами нашего общества, сформировать положительное к ним отношение, вызвать обостренный интерес к понятиям добра и зла, организуя воспитательный процесс так, чтобы участие, искренность, сопереживание, сочувствие, человечность проявлялись в деятельности.

В. Белоусова рассматривала духовно-нравственное воспитание как специально организованную межличностную взаимодействие педагога с воспитанником на основе норм и принципов гуманизма. Под гуманизацией воспитания педагог понимала очеловечивание отношений, что обеспечит морально-эмоциональную атмосферу взаимного понимания, уважения и заботы о другом, бескорыстного отношения к каждой личности не как к средству достижения собственных интересов, а как к цели. В этом случае другой воспринимается как высшая жизненная ценность, вызывая адекватное восприятию отношение к себе.

Г. Бурый была разработана теория и методика нравственного воспитания на всех видах занятий, доказана возможность формирования морально-волевых качеств у детей в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Комплексный характер проведенного исследования позволил автору обосновать коллективный характер деятельности детей в организованной образовательной деятельности (ООД); выделить различия в структуре деятельности детей в зависимости от задач ООД, его содержания, возможностей объединения дошкольников вокруг общих задач; разработать технологию организации педагогического процесса ООД.

Современные отечественные исследователи (И. Бех, С. Анисимов и др.) считают, что для нравственного воспитания личности необходим комплексный влияние на личность, который предполагает формирование в единстве с моральным сознанием, нравственных чувств и поведения.

Научная педагогическая мысль сосредоточивалась на исследовании следующих проблем: нравственное воспитание в процессе ознакомления детей с окружающей действительностью (Есть. Радина); связь нравственного и умственного воспитания на материале ознакомления с трудом взрослых (Г. Лескова); нравственное воспитание в игре (Д. Менджерицька, Г. Жуковская, Ф. Левин-Щирина); воспитательное значение трудовой деятельности детей дошкольного возраста (Из. Борисова, Л. Порембська); воспитание коллективных взаимоотношений детей (В. Нечаева, А. Булатова, Т. Маркова и др.).

Поэтому, в нашем определении, нравственность несет в себе моральные ценности и идеалы, отражающие уровень развития отдельного человека и народа в целом. Будучи ядром личности, нравственность определяет характер жизненной позиции человека и результаты ее деятельности.

Типовая программа дошкольного образования «Развиваем личность» представляет нравственное воспитание в содержательном разделе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание». Он предполагает формирование у детей навыков социально признанного поведения, умение ориентироваться в мире человеческих взаимоотношений, готовности сопереживать и сочувствовать другим. Благодаря общению со взрослыми, как носителями общественно-исторического опыта человечества, у ребенка появляются интерес и умение понимать других, участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, объединять с ними свои усилия для достижения общего результата, оценивать собственные возможности, уважать желания и интересы других людей. Взаимодействие с другими людьми является своеобразным видом вхождение ребенка в человеческий социум, что требует умения согласовывать свои интересы, желания, действия с другими членами общества [5].

Задачи духовно-нравственного воспитания: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс с использованием разнообразных форм взаимодействия взрослого и ребенка, гуманизации педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В системе национального воспитаниядошкольников среди других задач выделяют:

воспитание гражданской и социальной ответственности;

• вооружение знаниями о приоритетах общечеловеческих ценностей, ознакомление с проблемами, которые приобретают жизненное значение для судеб цивилизации, готовности жить и действовать по принципам гуманизма;

• овладение народной моралью, этикой;

• ознакомление с семейной педагогикой;

воспитание уважения к отцу, матери, бабушке, дедушке, своего рода.

Духовно-нравственное воспитание предполагает разнообразные влияния на мысли, чувства, социальную практику индивида, его самосовершенствование.Этот процесс сочетает в себе такие особенности:

целеустремленность (заключается в четкой очередности целей педагогических воздействий);

многофакторность (предполагает учет всех факторов, которые играют существенную роль в процессе воспитания);

удаленность во времени результатов работы (воспитание является длительным процессом, результаты которого не могут быть достигнуты сразу);

непрерывность (заключается в систематичности взаимовлияний воспитателя и воспитанника);

определяющая роль педагога (педагог должен быть моральным образцом для ребенка);

целостность (предполагает внутреннее единство всех воспитательных средств и воздействий по формированию нравственной культуры человека).

Источник