Нравственная сфера личности ребенка ее развитие

Ольга Романова
Развитие нравственной сферы личности дошкольника

Личность – это понятие, которое отображает устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного общества и его культуры.

Нравственное развитие включает в себя два значимых понятий нравственность и мораль.

Мораль подразумевает под собой сложившиеся ценности, устои и нормы поведения, которые задаются обществом. Эти правила внушаются человеку с его детства.

Нравственность – это важная составляющая личности, предполагающая добровольное принятие норм и устоев в обществе. Нравственность проявляется в отношении к обществу, определённым людям, труду и Родине. Она формируется с детства и показывает процесс усвоения и принятия общественных понятий.

Под нравственным развитием дошкольника принято считать процесс усвоения правил поведения, заданных обществом. В будущем эти правила поведения служат для него регуляторами в правильности выбора его поступка.

Главной составляющей развития нравственной сферы следует считать семью. Она является первым социальным институтом. Именно она призвана воспринимать, воспитывать, обучать и поддерживать всех её членов.

Семья выступает начальным источником формирования личности человека, передачи необходимой информации, памяти и традиций. Именно родители являются главными воспитателями, помогающими ориентироваться ребёнку в дальнейшей жизни.

На собственном примере родители могут объяснить правильность выбора собственных поступков, а также показать, например, что нужно заботиться и помогать тем, кто слабее нас. Легче всего это можно сделать на примере общения с домашними животными, с помощью правил ухода за ними. Это позволит привить дошкольнику чувство гуманности и ответственности.

Существует ряд способов, с помощью которых можно грамотно развить нравственную сферу дошкольника.Этому могут способствовать художественные средства: литература, живопись либо кино. Читая книги, просматривая видео- и мультфильмы дошкольник познаёт мир вокруг себя и переживает совместно с главными героями большое количество эмоций. Также художественная литература благоприятно влияет на развитие кругозора, мышления, памяти и воображения.

К третьей группе средств относится групповая деятельность. Она может быть представлена игрой, трудовой или умственной деятельностью. Главное – это чувство коллективизма. У ребёнка формируется чувство ответственности за своё поведение и его друзей.

Следует выделить такое средство развития нравственной сферы, как атмосферу. Окружающим людям следует проявлять и показывать своими действиями гуманность, доброжелательность и отзывчивость. Поведение ребёнка в будущем, в основном, складывается из увиденных ранее примеров.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. С помощью неё можно скорректировать деятельность ребёнка, показать как следует себя вести в определённой ситуации с помощью правил, которые следует соблюдать, а также обучить его различным умениями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что важным периодом в развитии человека считается дошкольный возраст.

Познавая окружающий мир и взаимодействуя с ним, у ребенка, несомненно, происходит процесс развития нравственной сферы и освоения социально значимых качеств. В этот момент очень важно благоприятно воздействовать на ребёнка для усвоения им правил, принятых в обществе и стремления к идеалу.

Источник

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а’ что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.

Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия при ее соблюдении для себя или на требования взрослых, В 5-7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми.

Дети 3-4 лет не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший».

Читайте также:  Конспект занятия для ребенка с нарушением зрения на развитие восприятия

В 3-4 года ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Отношение к герою и определяет его оценку малышом. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.

У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте. развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное — создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:
— у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
— возрастает действенность нравственных представлений;
— возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

29.Роль семейного воспитания в становлении морально-нравственных норм ребенка.

В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и подростков. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для родителей?

В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.

Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений.

Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.

Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы — воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам

Читайте также:  Развитие ребенка в дошкольном возрасте в виде таблицы

Проблема воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.

Одна из важнейших особенностей подросткового возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

Именно в подростковом возрасте родители приходят в школу к учителям и говорят о том, что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья — ребёнок — общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Сущность нравственного воспитания: воспитание — навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.; нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности — не будет ничего, никакого воспитания.



Источник

Первое заседание городской школы-студии

воспитателей логопедических групп

«Технология реализации духовно-нравственного и патриотического воспитания в логопедических группах» (первый год)

Тема: Педагогический всеобуч «Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО»

Руководитель:

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 4»

Е.А. Черемискина

Березники, 2015

В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А также категории, как нравственность и духовность занимают далеко не первые места.

Недаром говорится: «Дети — наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать также условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут  нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Отрадно то, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи:

Слайд 2

Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основных духовно-нравственных  и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

ФГОС ДО представляет собой совокупность образовательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положение, касающееся духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и её объему раскрывается содержание программы. Оно должно обеспечить развитие личности и охватывать определенные направления развития и образование детей, так называемые, образовательные области.

Слайд 3 Социально-коммуникативное развитие

Слайд 4 Познавательное развитие

Слайд 5 Речевое развитие

Слайд 6 Художественно-эстетическое развитие

Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности.

Читайте также:  Ребенок с опережением развития

Слайд 7 Виды деятельности

Часть программы, которая составляет не более 40 % общего объема, может включать различные направления и должна учитывать образовательные потребности интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов. Эта часть может  быть ориентирована на специфику национальных и социокультурных условий, традиции ДОО и группы.

В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы ДО, говорится о том, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предлагают:

Слайд 8 Создание социальной ситуации

  • обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национальным, культурным, религиозным общностям и социальным слоям;
  • взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе и посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Одним из Требований к развивающей предметно-пространственной среде является:

Слайд 9 Развивающая предметно-пространственная среда

С учетом национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО представляет в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в которых отражены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольника складывается из

Слайд 10 Духовно-нравственная культура дошкольника

  • Установка положительного отношения к миру
  • Способность оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам
  • адекватное проявление своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками

Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Очевидно, что одной из величайших задач педагога становится поиск эффективных средств осуществления и оптимизации духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОО. А для этого мы должны познакомиться с характеристиками понятий

Слайд  11 Понятия «духовность» и «нравственность» с точки зрения психологии и педагогики

Таким образом, духовность можно определить как потребность и способность личности в присвоении и реализации жизненных ценностей, познании и осознании себя в мире.

Сущностью духовности можно считать совокупность впечатлений, идей и ценностей, которые, так или иначе, образуются в сознании и реализуются в действительности.

А нравственность – это социально-педагогическая категория, свод нравственных норм, правил, ценностей, внутреннее глубоко осмысленное “Я личности”.

Это определенный уровень развития личности, при котором усвоенные ею (личностью) нравственные ценности социума становятся регуляторами её жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нравственность – это внешнее проявление духовности.

Основы духовно-нравственных качеств закладываются в младенчестве: в сознании ребенка формируется определенное отношение к окружающему миру, закладываются начала добра, любви, красоты.

В младенчестве появляются первые эмоции, которые становятся ответной реакцией ребенка на раздражителя, таким образом, начинает формироваться эмоционально-личностная сфера.

В дошкольном возрасте происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, требований, норм, которые впоследствии и при определенных условиях накладываются на приобретенный в младенчестве эмоционально-личностный опыт, и становится внутренним “Я” детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения.

В результате такого усвоения ребенок приобретает свою, особую систему эталонов ценностей, т.е. формируются основы духовно-нравственных ценностей.

Обобщая вышесказанное, можно определить духовно-нравственное воспитание следующим образом:

Слайд 12 Духовно-нравственное воспитание

Целенаправленный процесс содействия развитого эмоционально-личностной сферы детей, создание условий для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, определяющих дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование личности.

Актуальным в практическом отношении выступает разработка развития духовно-нравственной сферы личности детей старшего дошкольного возраста.

Их наличие и использование позволяет нам педагогам определить динамику развития соответствующих качеств ребенка, его достижений в пределах области «Социально-коммуникативное развитие».

Учитывая положения “Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России” и особенности развития детей выделены группы ценностей, которые являются основой для формирования духовно-нравственной сферы личности.

Слайд 13 Основы формирования духовно-нравственной сферы личности дошкольника

— семейные / любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, моральные ценности;

— культурные (произведения искусства / фольклор, национальные традиции).

В настоящее время разработано содержание развития духовно-нравственной сферы личности дошкольника. Для удобства использования в педагогической практике эти показатели скомпонованы по трем уровням (см.)

Обобщая все сказанное, можно сказать, что отслеживание динамики развития духовно-нравственной сферы личности дошкольника на основе предложенных показателей позволяет нам педагогам выстроить содержащие деятельности в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», скорректировать при необходимости педагогический процесс в целом и индивидуальные образовательные маршруты детей в частности.

Источник