Новообразования на каждом этапе развития ребенка

Новообразования на каждом этапе развития ребенка thumbnail

Развитие ребенка — это не только физический рост, заметный для окружающих. Это еще и постепенное, поэтапное формирование психических, личностных качеств, не столь заметных стороннему наблюдателю. Ребенок как бы поднимается по ступеням от простых к все более сложным и значимым качественным изменениям.

Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей

Возрастные особенности каждой личности диктуют необходимость их учета при организации как ее физического существования, так и психического и социального развития.

новообразования детей дошкольного возраста

Возрастной подход подразумевает под собой рациональную организацию жизненного пространства ребенка, которое должно стимулировать развитие у него двух важнейших психических процессов:

  • выбор предметов пользования в соответствии с его возрастными потребностями;
  • способов и содержания общения с ним, которое должно стимулировать познавательный интерес к окружающему.

Несоблюдение этих условий приводит к торможению и искажению роста личностных качеств, к появлению отклонений в физическом и социальном становлении человека.

Научная периодизация дошкольного возраста

Возрастной подход к воспитанию детей строится с учетом и использованием специфики их физического, психического и социального развития. В настоящее время принята следующая периодизация дошкольного возраста:

  • 0-1 год — раннее детство, младенчество;
  • 1-3 года — ранний возраст;
  • 3-7 лет — дошкольный возраст.

Каждый из этих периодов совершенно отличается от других своеобразностью отношений и взаимодействий ребенка с окружающим миром. Его развитие — это ряд поступательных изменений в психике, протекающих в определенные периоды жизни (Л. С. Выготский).

Новообразования в развитии ребенка

Возрастные особенности, требующие учета и изменения подходов к воспитанию ребенка, формируются под влиянием проявляющихся новообразований в его развитии.

Новообразование — это что-то новое, появившееся впервые (например, первый зуб) в результате взросления. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Появление потребности в осмыслении причин и взаимосвязей процессов окружающего мира. Ребенок, не обладая достаточными знаниями, пытается объяснить происходящее вокруг него: «Темно, потому что солнышко спать пошло».
  2. Формирование этических и эстетических представлений: «Пачкаться некрасиво».
  3. Изменение мотивов поступков от «хочу» к «надо».
  4. Развитие волевых качеств. Импульсивность постепенно уступает место сознательному самоограничению в поступках и желаниях в соответствии с общими нормами и правилами поведения.
  5. Осознание себя как личности. Появление стремления занять значимое, достойное место в отношениях со взрослыми и сверстниками, участвовать в общественных делах.
  6. Появление выраженной потребности в новых знаниях, ребенок становится «почемучкой». Высокая познавательная активность говорит о его психологической готовности к школьному обучению.

новообразованием дошкольного возраста является

Развитие дошкольника характеризуется движением от простого состояния к сложному, появлением новых особенностей (новообразований), более сложных по структуре и содержанию.

Особенности развития младенца

У новорожденного кисть руки сжата в кулак и разжимается к 5 месяцам жизни, становясь органом осязания. Взрослый, вкладывая в руку младенца различные предметы, стимулирует появление такого новообразования, как хватание. Мышцы руки развиваются, расширяется пространство, стимулируется умение садиться и сидеть, так как, чтобы схватить предмет, надо напрячься и дотянуться.

В 4-7 месяцев малыш хаотично манипулирует игрушками, прислушивается к звукам, а в 7-10 месяцев уже может действовать двумя сразу, чтобы постучать, вложить одну в другую. С 10-11 месяцев он открывает для себя функциональные возможности предметов: учится складывать их один на другой, нанизывать кольца пирамидки, открывать и закрывать коробки, извлекать звуки. Действия становятся все более осознанными и точными, быстрее развивается пространственное восприятие.

основные новообразования дошкольного возраста

Сидение раскрывает горизонты зрительного восприятия окружающего. Отдаленные предметы становятся доступными для детей только с помощью взрослых, и отношения между ними становятся ситуативно-деловыми (по М. И. Лисиной). Движение руки по направлению к недоступному предмету все более принимает указательный характер: хватательное движение в сторону желаемой вещи взрослый воспринимает как сигнал «дай мне это» и подает ее ребенку. Со временем, с повторением этой ситуации, ребенок осознанно использует это движение руки как указующий жест.

Другие важнейшие новообразования младенческого возраста — появление ходьбы и ситуативной речи. Хождение расширяет познаваемое пространство и отдаляет ребенка от взрослого, так как мать уже идет за ним, а не наоборот, как это было раньше.

Речь младенца не структурирована, состоит из не всем понятных звуков и их сочетаний, отдельных слогов, эмоциональна, но по мере развития все более становится средством общения.

Характеристика развития младшего дошкольника (1-3 года)

Личностное и социальное развитие ребенка в раннем детстве идет на основе подражания взрослым и в процессе предметно-речевого общения с ними. Называя и описывая свойства, качества, назначение огромного числа предметов, окружающих ребенка, взрослые развивают у него понимание речи и учат пользоваться ею.

Взрослые обеспечивают ему положительное эмоциональное состояние через удовлетворение потребностей в комфортных условиях проживания, а содержательное общение, защита стимулируют активное познание окружающего. Чувственная поддержка, выражения любви, одобрение поступков формируют самосознание, уверенность в себе, привязанность к взрослым. В противном случае, когда ребенок в этом возрасте лишен близких отношений с родителями, он растет менее послушным, не научается самоконтролю и самодисциплине, у него низкая самооценка.

Читайте также:  Задержка развития костей у ребенка

Начав уверенно ходить, малыш целеустремленно и настойчиво находит и преодолевает всяческие препятствия. Заявление «Я сам!» — это признак формирования силы воли и стремления к освоению пространства. В 1,5 года он уже способен манипулировать добрыми и нежными чувствами к нему, добиваясь от взрослых желаемого, но может проявить жалость и сочувствие, если видит, что кто-то плачет — обнимет, поцелует, погладит.

центральное новообразование дошкольного возраста

К 3 годам у ребенка развивается потребность в признании его успехов со стороны окружающих. Он чувствителен к одобрению и порицанию. К этому возрасту он приобретает опыт осознания, оценки собственных и чужих достоинств и неудач. Научается соотносить свои силы и возможности с предстоящей задачей.

Основным видом деятельности к концу раннего детства становится предметно-орудийная. То есть ребенок постепенно усваивает назначения предметов и научается правильно пользоваться ими. Это становится основой для развития в дальнейшем игровой и продуктивной деятельности.

Дошкольник 4-7 лет: особенности развития

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Дистанцирование от взрослого — расширяются границы и круг общения, все более осваиваются правила поведения вне узкого семейного мира. Ребенок старается войти в мир взрослых, но не имеет возможностей, поэтому делает это в играх.
  2. Развитие творческого воображения. В художественном творчестве (рисование, конструирование), в сюжетно-ролевых играх ребенок выражает свои потребности в полноценном участии в жизни взрослых. Здесь он воображает себя равноправным членом общества, проигрывает роли, которые в реальности ему еще недоступны: изображает на рисунке себя смелым солдатом, в кукольной сценке исполняет роль куклы-мамы.
  3. Контролирующая функция речи. Речь становится для ребенка способом организации, планирования поведения и деятельности. Завершается ее развитие, расширяется тематика общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Произвольность поведения, вытекающая из желания самостоятельно планировать и осуществлять свои действия.

личностные новообразования дошкольного возраста

Основные психологические новообразования дошкольного возраста (произвольность поведения и познания, воображение, образное мышление, произвольная память и мышление, осознание себя как отдельной личности) являются фундаментом успешной адаптации к школе.

Кризисные периоды в развитии дошкольника

По мере взросления ребенка дошкольного возраста новообразования вступают в конфликт со старыми, устоявшимися формами поведения и привычками. Появляется необходимость в замене ставших неэффективными способов средовой адаптации, то есть наступает кризисное состояние, конфликт, требующий немедленного разрешения.

Кризисными периодами в дошкольном возрасте психологи считают:

  1. Кризис новорожденности. Ребенок, попадая при рождении во внешнюю среду, вынужден приспосабливаться к новым условиям существования, раздражителям (температура воздуха, воды, свет, множество звуков). Резко меняется тип дыхания и питания.
  2. Кризис первого года. Обозначает переход от младенчества к раннему дошкольному возрасту. Стремление к самостоятельности и познанию окружающего вызывают повышенную активность, которая требует разумного сдерживания со стороны взрослых. Это вызывает бурную, порой истерическую, реакцию, протест против ограничений. Ребенок становится неуправляемым, упрямым, деспотичным, агрессивным, противоречивым в своих поступках, но в то же время уже ориентируется не только на физическую помощь, но и на одобрение взрослыми своих действий, ищет его. Происходит разрыв зависимых отношений со взрослыми, однако физических и психологических возможностей самостоятельного существования еще нет.
  3. Кризис трех лет. В младшем дошкольном возрасте новообразования в психологической сфере, в физическом развитии приводят к росту волевых качеств, к потребности действовать самостоятельно. Крайние формы кризисных проявлений — негативизм, бунт, своеволие, в чем проявляется потребность в равноправии со взрослыми, в уважении с их стороны. Он требует считаться с его желаниями, чего бы они ни касались, и видит в этом признак «взрослости». Появляются новые вкусы и привязанности, привычки, формы поведения при обесценивании старых. Нередки ссоры с близкими и другими детьми, так как ребенок требует от них исполнения своей воли, не соглашается выполнять из требования.
  4. Кризис 6-7 лет. Психологические и личностные новообразования дошкольного возраста делают ребенка внутренне готовым к обучению в школе, формируют чувство взрослости и вызывают потребность демонстрировать это окружающим. Копирование поведения взрослых выливается в манерничание, долгая пауза между просьбой к ребенку и ее исполнением оборачивается непослушанием и упрямством, но критика вызывает слезы и скандалы… Ребенок отвергает «детские» игры и игрушки и стремится участвовать во «взрослых» делах.

дошкольный возраст новообразование

Несомненно, возрастной кризис в дошкольном возрасте — серьезное испытание как для самого ребенка, так и для окружающих. Границы и степень выраженности его размыты, зависят от индивидуальных сроков и особенностей новообразований детей дошкольного возраста.

Психолог советует родителям

Главная задача родителей в кризисные периоды дошкольного возраста — помочь ребенку справиться с негативными переживаниями. Он должен найти в родителях друзей, образец спокойного понимания и помощи.

Итак, родителям следует:

  • Не кричать, не оскорблять, не сравнивать его с «хорошими детьми». Спокойное объяснение причин недовольства взрослых — кратчайший путь к осознанию ребенком своего поведения.
  • Разнообразить и постепенно усложнять любую его деятельность (познавательную, художественную, физическую) с учетом возраста и личных интересов.
  • Также усложнять правила поведения и увеличивать их количество, учитывая дошкольные возрастные новообразования (психологические, личностные, социальные).
  • Стимулировать желание участвовать в общих делах, поддерживать отношения с другими детьми, уважать их мнения.
Читайте также:  Центр развития ребенка с года в щелково

Важная родительская задача — с раннего возраста формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость, привлекая к посильной помощи другим людям.

Заключение

Родители всегда волнуются за здоровье ребенка — и это правильно. Однако в воспитании малыша не всегда учитывается, что он также нуждается не только в заботе и в выражениях родительской любви, но и в уважении, в признании его как автономной личности.

основные психологические новообразования дошкольного возраста

Взрослые должны быть грамотными в выборе воспитательных средств, когда психологические новообразования дошкольного возраста заявляют о себе изменениями в поведении ребенка порой не в лучшую сторону. И здесь уместен совет Фрекен Бок (кто ее не знает!): «Терпение, только терпение!»

Источник

Психологические новообразования — это психологические приобретения, которые появляются у человека за определенный период времени, как правило, периодами являются возрастные ступени развития.

Новорожденность — основным новообразованием является комплекс оживления.

Младенчество (0-1) — прямохождение, функциональные действия, начало формирование предметно-действенного мышления, страх перед незнакомыми людьми, поиск одобрения у взрослого, полный синтез человеческого тела.

Раннее детство (1-3) — освоение предметных действий, складывается первичная самооценка, формирование первичных форм наглядно-образного мышления, становление внутреннего плана действий, складываются основные структуры языка, активная речь, появляется устойчивый интерес к сверстникам.

Дошкольный возраст (3-7) — формирование произвольных действий и поступков знаменует собой процесс возникновения нового типа поведения, который в полном смысле может быть назван субъектным; формирования механизмов собственно субъектного поведения и характера; формируются общие и специальные способности: музыкальные, художественные, танцевальные и т.п.; наиболее интенсивно развивается воображение, основой развития которого выступает игровая деятельность; складывается новая, более высокая форма наглядно-образного мышления — наглядно-схематическое мышление; произвольными и управляемыми становятся процессы восприятия, памяти, внимания; формируется прообраз мировоззрения; основное новообразование — самооценка и осознание своих переживаний.

Отрочество (7-14) — в ходе освоения полной структуры учебной деятельности у ребенка младшего школьного возраста складываются базовые способности теоретического сознания и мышления — анализ, планирование, рефлексия; мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер; восприятие приобретает характер организованного наблюдения, осуществляющегося по определенному плану; внимание становится целенаправленным и произвольным, увеличивается его объем, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами; эмоциональные переживания приобретают обобщенный характер, формируются высшие чувства — познавательные, нравственные, эстетические.

Юность (14-21) — способности к самоопределению и саморазвитию; главные новообразования юношеского возраста — саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.

Молодость (19-33) — возникает собственный уникальный внутренний мир; приходит ощущение устойчивости своего отношения к миру, своего социального и профессионального Я; формируется индивидуальный стиль деятельности.

Взрослость (32-42) — в промежутке от 34 до 37 лет наступает второй пик в развитии мышления взрослого человека, устанавливаются все более тесные и устойчивые связи между образным, вербально-логическим и практическим мышлением[12]; человек обретает уникальную полноту самобытия, которая складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье; и в то же время — предельную ответственность за мир и за себя в мире.

Источник

Сущность понятия «психологическое новообразование»

Определение 1

Психологические новообразования – это психологические приобретения, которые, как правило, появляются у человека за определенный период времени, иными словами, – это возрастные ступени развития человека.

У новорожденного, например, основное новообразование – это комплекс оживления.

Младенчество, возраст которого от 0 до 1 года имеет такие новообразования, как прямохождение, формирование предметно-действенного мышления, функциональные действия, страх, возникающий перед не знакомыми людьми.

В возрасте раннего детства от 1 года до 3-х лет осваиваются предметные действия, формируется внутренний план действий, развивается активная речь, появляется устойчивый интерес к сверстникам, начинает складываться первичная самооценка, основные структуры языка.

Далее, с 3-х лет и до 7 начинается дошкольный возраст, когда происходит формирование произвольных действий и поступков – идет процесс возникновения нового типа поведения. Происходит формирование механизмов собственно субъектного поведения и характера, общих и специальных способностей – танцевальных, музыкальных и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

В этом возрасте очень быстро развивается воображение, складывается наглядно-образное и наглядно-схематическое мышление. Восприятие, память, внимание становятся произвольными и управляемыми. Самооценка и осознание своих переживаний на этом этапе становятся основным новообразованием ребенка.

В период отрочества – от 7 до 14 лет, у ребенка младшего и среднего школьного возраста складываются базовые способности теоретического сознания и мышления – это анализ, планирование, рефлексия.

Восприятие в этом возрасте носит характер организованного наблюдения, а внимание становится целенаправленным и значительным по объему. Происходит формирование познавательных, эстетических, нравственных чувств, а эмоциональные переживания носят обобщенный характер.

Читайте также:  Коломна центр развития ребенка

Юношеский возраст от 14 до 21 года характеризуется таким главным новообразованием как саморефлексия, происходит осознание собственной индивидуальности, способности к самоопределению и саморазвитию. В юношеском возрасте формируется установка на сознательное построение собственной жизни.

Период молодости от 19 до 33 лет характеризуется собственным уникальным внутренним миром, ощущением устойчивости своего отношения к миру. Формируется индивидуальный стиль деятельности, свое социальное и профессиональное Я.

Взрослость отмечается в 32 – 42 года. На этом этапе, в промежутке от 34 до 37 лет возникает второй пик мышления – это мышление взрослого человека с тесными и устойчивыми связями между образным, практическим и вербально-логическим мышлением.

В этот период уже обретена уникальная полнота самобытия с многообразными правами и обязанностями в разных сферах деятельности – в семье, на работе, в обществе.

Новообразования дошкольного возраста

Что касается дошкольников, то Д.Б. Эльконин к новообразованиям этого возраста относит возникновение у ребенка первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Малышу всё важно привести в порядок, потому что жить в беспорядке он не может, ему важно увидеть закономерности отношений.

У дошкольника, как было доказано Ж. Пиаже, отмечается артификалистское мировоззрение, многие дети считают, что в мире всё создано для того, чтобы удовлетворить их желания. Например, Солнце движется для того, чтобы всем было тепло и светло. Ребенок считает, что в центре всего находится человек. Для объяснения явлений природы дошкольник использует также моральные и анимистические причины.

В пятилетнем возрасте малыш это настоящий «маленький философ» – рассуждая о том, что его окружает, он основывается на просмотренных телепередачах.

У дошкольника в определенный момент появляется высокий интерес к окружающему миру, и он начинает задавать свои вопросы, которые сильно утомляют родителей. Взрослые должны понимать эту особенность развития и не отмахиваться от ребенка, отвечая по возможности на все его вопросы.

Это возраст «почемучек» и он является свидетельством того, что малыш готов к обучению в школе. Для этого возраста характерно возникновение первичных этических инстанций. Дошкольник пытается понять, что хорошо, а что плохо, усваиваются этические нормы, идет эстетическое развитие.

Происходит появление соподчинения мотивов:

  • обдуманные действия превалируют над импульсивными,
  • идет формирование настойчивости,
  • складывается умение преодоления трудностей,
  • формируется чувство долга перед товарищами.

Становление произвольного поведения – это поведение опосредовано определенным представлением. По мнению Д. Б. Эльконина, образ, ориентирующий поведение дошкольника существует сначала в наглядной конкретной форме, далее он становится более обобщенным, выступающим в форме норм или правил.

Ребенок стремится управлять собой и своими поступками. С возникновением личного сознания дошкольник в системе межличностных отношений стремится занять определенное место. Благодаря появлению внутренней позиции происходит формирование сильной познавательной потребности, возникает желание попасть в мир взрослых, заняться другой деятельностью.

Формирование данной позиции, считает Л.И. Божович, тоже говорит о готовности ребенка учиться в школе.

Психологические новообразования младшего школьника

Новообразованиями младшего школьника являются:

  • восприятие,
  • память,
  • мышление,
  • воля.

Для младшего школьного возраста характерны большие изменения, происходящие в познавательной сфере.

Память, например, приобретает хорошо выраженный познавательный характер. Правда, опосредованная и логическая память в своем развитии отстает от механической памяти, которая очень хорошо развивается. Причиной отставания этих видов памяти является их невостребованность в учебной, трудовой и игровой деятельности.

Следующее новообразование – это восприятие, переходящее от непроизвольного к целенаправленному восприятию. Поскольку оно ещё в этом периоде не дифференцировано, то ребенок, похожие по написанию буквы и цифры, иногда путает.

Развитию воли всегда способствует учебная деятельность. У младшего школьника постепенно развивается способность к самоорганизации, повышается самоконтроль, самооценка, идет формирование способности сосредотачиваться на том, что не очень интересно.

В этом возрасте происходят и довольно значительные изменения в области мышления. Познавательная активность очень высокая. Младшему школьнику по силам представить какую-либо ситуацию и действовать в этой ситуации в своем воображении – это наглядно-образное мышление, которое в данном возрасте является основным его видом.

На начальном этапе этого возраста для мышления характерен эгоцентризм – это особая умственная позиция, при которой необходимые знания для правильного определения проблемы, ещё отсутствуют.

В младших классах в течение первых двух лет обучения в учебном материале преобладающими являются наглядные образцы. Наглядно-образное мышление постепенно сокращается и ему на смену приходит словесно-логическое, на развитие которого направлен учебный процесс.

Замечание 1

Индивидуальные различия между детьми проявляются в конце младшего школьного возраста – становится хорошо видно, что одни дети «теоретики», а другие «практики», поэтому они нуждаются в наглядности и практических действиях.

Развитое образное мышление характерно для «художников».

Заканчивается младший школьный возраст тем, что происходит формирование элементов трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки для развития чувства взрослости.

Источник