Новая карта развития ребенка

Новая карта развития ребенка thumbnail

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА «ЗОЛУШКА»

Карта

индивидуального развития ребенка

___________________________________________

(Фамилия, имя, отчество ребенка)

Пояснительная записка

  Результатом освоения воспитанниками содержания образовательной программы дошкольного образования (далее — ОПДО) является достижение ими необходимого и достаточного уровня готовности к освоению основных общеобразовательных программ начального общего образования. В соответствии с п. 3.2.3. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проводится оценка индивидуального развития детей. Индивидуальная карта развития дошкольника позволяет отследить развитие ребенка и выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия взрослого, осуществить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Карта индивидуального развития ребенка дошкольного возраста позволяет фиксировать его достижения – основные нормативные показатели результата образовательного процесса – за весь период пребывания в дошкольной образовательной организации. Карта индивидуального развития ребенка – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольную образовательную организацию в динамике.  Карта индивидуального развития дошкольника разработана  в соответствии с:

—        приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об  утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

—        с основными положениями методики диагностики готовности ребенка к школе, под редакцией Н.Е. Вераксы;

— с основными положениями методики диагностики развития дошкольника в образовательном процессе (в условиях вариативности форм и содержания дошкольного образования), Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова.

 Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных  особенностей воспитанника, уровня психического развития,  усвоения программного материала и как результат —  проектирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в рамках образовательного процесса МАДОУ «Золушка». В условиях личностно ориентированного подхода современной педагогики появление подобного инструментария вызвано потребностью осуществления постоянного анализа динамики развития ребенка (познавательной, социальной и психофизиологической граней) в целях своевременной коррекции организуемой образовательной деятельности.

  Первичное заполнение карты проводится при поступлении ребенка в ДОО, далее периодичность заполнения индивидуальной карты развития дошкольника – два раза в год (сентябрь, апрель).  В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута, который решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка.  Эффективность психолого-педагогического сопровождения заложена в организации тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса  по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в дошкольном учреждении.

 Карта индивидуального развития ребенка заполняется воспитателем ДОО, разделы «Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению», «Психологическая готовность к школе» заполняются педагогом-психологом ДОО. Данные, полученные в результате педагогической диагностики должны координировать дальнейшую деятельность педагога с дошкольниками. На особом контроле педагога должны быть дети, показавшие недостаточный  и оптимальный уровень развития освоения каких-либо образовательных областей. Педагогическая диагностика проводится методами наблюдения, игры  или беседы. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.

  По желанию родителей (законных представителей) воспитанников данная карта может быть предоставлена ими в качестве портфолио ребенка при поступлении в общеобразовательное учреждение (далее — ОУ), в целях получения специалистами ОУ полной информации о физиологических и интеллектуальных особенностях ребенка, посещавшего дошкольное учреждение, об уровне освоения им ОПДО и сформированности у него предпосылок к учебной деятельности. Карта индивидуального развития ребенка передается родителям, когда ребенок выбывает из детского сада.

  При заполнении индивидуальной карты развития дошкольника используется трехбалльная шкала оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика: 1 — недостаточный (низкий) уровень (Н); 2 – достаточный (средний) уровень (Д); 3 – оптимальный (высокий) уровень (О).

            Условные обозначения:  н.г. – начало года;   к.г. – конец года.

  Ф.И.О_______________________________________________________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________

Дата поступления в ДОО _________________________________________________

Возраст поступления в ДОО ______________________________________________

Группа здоровья_________________________________________________________

Дополнительные сведения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

I.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ранний

возраст

(1,5-2 года)

Ранний возраст

(2-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Рост (см)

Вес (кг)

Группа здоровья

Ведущая рука

II. Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за ребенком

Реакция на изменение привычной ситуации

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослым

Взаимоотношения с детьми

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

Первая неделя    

Вторая неделя                

               Условные обозначения:

Читайте также:  Отклоняющееся развитие ребенка это

Общий эмоциональный фон поведения:

а) Положительный – 3 балла;

б) Неустойчивый – 2 балла;  

в) Отрицательный – 1 балл

Взаимоотношения со взрослым:

а) Инициативен – 3 балла;

б) Принимает инициативу взрослого – 2 балла;

 в) Уход от взаимоотношений, реакция протеста – 1 балл.

Познавательная и игровая деятельность:

а) Активен – 3 балла;

б) Активен при поддержке взрослого – 2 балла;

в) Пассивен или реакция протеста – 1 балл.

Взаимоотношения с детьми:

а) Инициативен – 3 балла;

б) Вступает в контакт при поддержке взрослого – 2 балла;

в) Пассивен или реакция протеста – 1 балл.

Реакция на изменение привычной ситуации:

а) Принятие – 3 балла;

б) Тревожность – 2 балла;

в) Непринятие – 1 балл.  

III.    СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТИЖЕНИИ РЕБЕНКОМ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОПДО

(ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИНАМИКА (ТРАЕКТОРИЯ) РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА) — п. 2.11.1., п. 3.2.3. ФГОС ДО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

 Образовательная область ОПДО

Ранний

возраст

(1,5-2 года)

Ранний возраст

(2-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший  дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший  дошкольный возраст (6-7 лет)

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Подпись педагогов

Дата ознакомления и подпись родителей (законных представителей)

  ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  (интеллектуально-мотивационные характеристики деятельности)

Сферы инициативности

(характер самореализации в разных видах культурной практики) 

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший  дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший  дошкольный возраст (6-7 лет)

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Творческая инициатива (в сюжетной игре)

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

(в продуктивной деятельности)

Коммуникативная инициатива

(в совместной игровой и продуктивной деятельности)

Познавательная инициатива – любознательность

(в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности)

Двигательная инициатива

(в различных формах двигательной активности)

Подпись педагогов

Заполните таблицу на основе наблюдений за ребенком в свободной самостоятельной деятельности. В каждом столбце сделайте отметки, используя три вида маркировки: 

  • «обычно» (данное качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего),
  • «изредка» (данное качество инициативы не характерно для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени),
  • «нет» (данное качество инициативы  не проявляется  в деятельности ребенка совсем).

1. Творческая инициатива

(наблюдение за сюжетной игрой)

В рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.

Типично для  3-4 лет.

Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в ходе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании разнообразных отдельных  сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные ролевые диалоги с игрушками или сверстниками).

Типично для  4-5 лет.

Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование

игры через события и

пространство (что — где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном — история предметном — макеты, сюжетные композиции в рисовании).  Типично для 6-7 лет

2. Инициатива как

целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью)

Поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней.

Формулирует конкретную цель

(«Нарисую домик»);  в процессе работы может  менять, цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»)

Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца

3. Коммуникативная

инициатива

(наблюдение за совместной   игрой/ совместной продуктивной деятельностью)

Обращает внимание на сверстника, на интересующие самого ребенка действия («Смотри ..), комментирует их в речи, но не старается быть понятым;                     довольствуется обществом любого.

Инициирует    парное    взаимодействие со сверстником через краткое речевое     предложение-побуждение

(«Давай играть… делать…»); поддерживает диалог в конкретной деятельности;  начинает проявлять избирательность в выборе партнера.

Предлагает в развернутой словесной форме исходный замысел-цель;

договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе партнера, осознанно стремится к поддержанию слаженного взаимодействия.

4.Познаватсльная инициатива -любознательность

(наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью)

Проявляет интерес       к новым   предметам, манипулирует ими,   практически    обнаруживая    их возможности;

многократно воспроизводит действия.

Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые предложения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата (вычленяет зависимостъ: действие -эффект).

Задает вопросы об отвлеченных вещах;  обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).

5. Двигательная инициатива (наблюдение за различными формами двигательной

активности ребенка).

С удовольствием участвует в играх, организованных взрослым, при появлении интересного предмета не ограничивается его созерцанием, а перемещается к нему, стремится совершить с ним трансформации физического характера (катает, бросает и т.д.).

Интересуется у взрослого, почему у него не получаются те, или иные движения, в игре стремится освоить новые типы движений, подражая взрослому.

Интересуется у взрослого, каким образом можно выполнить те

или иные физические упражнения более эффективно, охотно выполняет различную

деятельность, связанную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта.

Читайте также:  Услуги по развитию ребенка оквэд

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Старший  дошкольный возраст

(5-6 лет)

Старший  дошкольный возраст

(6-7 лет)

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Предпосылки учебной деятельности:

— наличие познавательных и социальных мотивов учения

— умение  фантазировать и воображать

— умение самостоятельно выполнять задания на основе зрительного восприятия образца

 — умение ориентироваться на заданную систему требований

— умение осознанно подчиняться правилу

— умение ребенка обобщать

— умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме

— умение общаться со взрослыми и сверстниками

Подпись педагогов

Дата ознакомления и подпись родителей (законных представителей)

IV.  СВЕДЕНИЯ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РЕБЕНКА

4.1.  Информация о получении ребенком дополнительного образования по ДОП, реализуемым сторонними поставщиками услуг*

Наименование ДОП

Наименование поставщика услуг

Ранний

возраст

(1,5-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший  дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший  дошкольный возраст (6-7 лет)

4.1.1. ИНФОРМАЦИЯ О ПОЛУЧЕНИИ РЕБЕНКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ

4.1.2. ИНФОРМАЦИЯ О ПОЛУЧЕНИИ РЕБЕНКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВНЕ ДОУ

Подпись педагогов

Дата ознакомления и подпись родителей (законных представителей)

*   в случае получения услуги ставится значок «+» в ячейке, соответствующей возрасту ребенка

V.  ИНФОРМАЦИЯ О ПОЛУЧЕНИИ РЕБЕНКОМ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ УСЛОВИЯХ ДОУ  

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший  дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший  дошкольный возраст (6-7 лет)

Занятия с педагогом-психологом

 Занятия с учителем-логопедом

Подпись педагогов

Дата ознакомления и подпись родителей (законных представителей)

VI. ИТОГОВЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Ранний возраст (1,5-2 года)

Ранний возраст (2-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший  дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший  дошкольный возраст (6-7 лет)

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования у детей с ОВЗ, детей-инвалидов

VII.    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Рекомендации педагога – психолога _________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации учителя логопеда_____________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Яркие индивидуальные особенности ребенка__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись, расшифровка подписи педагога-психолога ____________________________

Подпись, расшифровка подписи зам. зав.                     ____________________________

Подпись, расшифровка подписи руководителя ОУ     ____________________________

М.П.

Инструкция

по ведению Карты индивидуального развития дошкольника

(далее — КИР)

1. Информация, содержащаяся в КИР, должна отвечать требованиям полноты и достоверности.

2. Все страницы КИР должны быть в общепринятом порядке прошиты, пронумерованы (в левом нижнем углу листа), скреплены печатью.

3. Внесение записей в КИР осуществляется должностными лицами, ответственными за наполнение информацией конкретных разделов КИР в соответствии с приказом руководителя ОУ.

4. Все записи в КИР выполняются вручную, аккуратно, разборчиво, шариковой ручкой с чернилами синего цвета.

5. Необходимо избегать исправления ранее внесенных в КИР записей. В исключительных случаях исправление осуществляется с указанием ФИО должностного лица и дате внесения изменений, с обязательной отметкой «Исправленному верить».

6. Периодичность заполнения КИР — два раза в год (октябрь, апрель), не позднее 15 дней после проведения мониторинговых процедур.

7. Ознакомление родителей (законных представителей) ребенка с результатами мониторинга осуществляется под подпись.

8. Общее руководство организацией деятельности по ведению КИР воспитанников ОУ осуществляется руководителем. Контроль за ведением КИР ответственными должностными лицами осуществляется заместителем заведующего два раза в год (октябрь, апрель).

9. Руководители ОУ и должностные лица, ответственные за ведение КИР воспитанников ОУ, обязаны обеспечить:

качественное и своевременное заполнение (ведение) КИР;

Читайте также:  Ребенок 1 год развитие отстает что делать

      достоверность, сохранность и конфиденциальность сведений, содержащихся в КИР;

     своевременное ознакомление родителей (законных представителей) ребенка с результатами мониторинга, отраженными в КИР;

своевременную выдачу КИР (выписки из КИР) родителям (законным представителям) воспитанников по их запросу.

Источник

Заполнение карты индивидуального развития ребенка позволяет воспитателю следить за интеллектуальным и эмоциональным развитием своих воспитанников. Не все малыши любят ходить в детский сад. Среди инноваций, которые были в последние годы внедрены в отечественное воспитание, интерес представляет ФГОС ДО.

индивидуальная карта развития ребенка

Специфика нового подхода

Этот стандарт дает воспитателю возможность по-новому подходить к своей профессиональной деятельности в ДОУ. Помогает ему в этом и специальная карта индивидуального развития ребенка. Дошкольника воспитатель совместно с психологом, логопедом, иными специалистами изучает на протяжении всего периода его нахождения в детском саду. Их интересует особенности развития, достижения, индивидуальные особенности малыша. Такая карта позволяет отмечать динамику, своевременно вносить корректировки в индивидуальную развивающую траекторию, созданную для каждого малыша его наставником.

Ориентация образовательного процесса на среднестатистического ребенка, здоровье которого не отклоняется от возрастных особенностей, не позволяет малышам, имеющим отклонения в развитии, полноценно ощущать себя в окружающем обществе, демонтировать свои творческие и интеллектуальные способности и возможности.

индивидуальная карта развития ребенка в детском саду

Основная задача

Карта индивидуального развития ребенка с ОВЗ позволяет решать такие проблемы, обеспечивает личностное-ориентированный подход к дошкольному образованию.

Педагог фиксирует малейшие положительные изменения в речи малыша, его движениях, взаимоотношениях со сверстниками, помогает ему решать появляющиеся вопросы.

Индивидуальная карта развития ребенка в ДОУ помогает воспитателю своевременно выявлять отклонения в развитии малышей, подбирать эффективные методики для решения вопросов.

Основная задача, которую ставит ФГОС перед воспитателем, — создание приемлемой обстановки для полной реализации каждого ребенка.

Индивидуальная карта развития ребенка по ФГОС способствует созданию педагогом оптимальных условий для формирования и социализации, эмоционального, общефизического, интеллектуального и творческого развития личности.

индивидуальная карта развития ребенка в ДОу

Психологические аспекты

В возрасте от 3 до 7 лет наблюдаются масштабные психические изменения личности ребенка, которые влияют на последующую социализацию. Осуществляется процесс развития непрерывно, поэтому для малыша дошкольного возраста важно участие в его жизни не только воспитателя, но и семьи.

В настоящее время во всех ДОУ ведется индивидуальная карта развития ребенка. Она позволяет родителям вносить некие изменения в деятельность воспитателя, а также дополнительно заниматься с малышом по тем вопросам, которые ему даются сложнее всего на занятиях в ДОУ.

специфика заполнения карты развития малыша

Теоретические аспекты

Индивидуальная карта развития ребенка в детском саду — это тот документ, который содержит основную информацию о достижениях малыша, его успеваемости. Если у малыша есть психические отклонения, педагог обязательно отмечает их.

Существуют определенные правила, согласно которым она ведется. К примеру, в разделе «Физические изменения» информацию указывает инструктор по физической культуре, ведущий непосредственные занятия с малышами. Воспитатель ведет «маршрут» (ИОМ).

Структура

Индивидуальная карта развития ребенка является тем документом, где присутствуют следующие разделы:

  • общая информация;

  • психические и физические изменения;

  • интеллектуальные достижения;

  • успеваемость;

  • творческие способности;

  • индивидуальный образовательный маршрут;

  • готовность к школьной жизни.

Общие сведения

Индивидуальная карта развития ребенка предполагает указание данных о самом воспитаннике, его семье. Отмечается наименование образовательной организации, сроки обучения, группа, воспитатель, дополнительные занятия, посещаемые ребенком. Также в данном разделе отмечают интересы, увлечения, основные достижения малыша.

Ежегодно в этом разделе отмечают вес и рост ребенка, группу здоровья, присутствие (отсутствие) хронических и острых заболеваний. Когда малыш только поступает в ДОУ, индивидуальная карта развития ребенка в детском саду заполняется на него частично. Например, отмечается уровень адаптации к дошкольному учреждению. Если проводятся спортивные соревнования (прыжки, выносливость, бег, метание), инструктор учитывает не только скорость передвижения малыша, но и его поведение во время испытаний. К примеру, при сдаче бега на 30 метров указывается не только время забега, но и изменение дыхания, координация движений, концентрация внимания.

Диагностируемые параметры

К ним относятся психические процессы: память, внимательность, речь, мышление. Также отмечаются личностные качества: темперамент, самооценка. Индивидуальная карта развития ребенка, образец которой представлен в статье, включает вопросы, касающиеся лидерских качеств.

Среди достижений, характерных для воспитанников детских дошкольных учреждений, отмечают творческие способности. Помимо основных разделов воспитатель может включать и подразделы, позволяющие составлять подробную характеристику ребенка.

карта индивидуального развития ребенка с овз

Пример составленной карты

Как должна выглядеть карта индивидуального развития ребенка? Образец заполнения предлагается ниже.

Петров Сережа, 5 лет. ДОУ «…», город …

Речевые навыки: имеет достаточный словарный запас, владеет связной разговорной р?