Нормы развития ребенка в онтогенезе
Психическое развитие ребенка в онтогенезе — Развитие ребенка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка.
Для самого ребенка окружающая действительность как бы разделена на две сферы: и . А поэтому деятельность ребенка происходит в двух системах: и .
Система в действительности является системой . Общественно выработанные способы действий с предметами не даны непосредственно как некоторые физические характеристики вещей. На них не написано общественное происхождение и способы действий с ними, средства их воспроизведения. Поэтому овладение вещью невозможно путем адаптации. Необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с каждой вещью, предметом. При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.
В системе взрослый выступает перед ребенком не только со стороны своих индивидуальных качеств, а как носитель определенных общественных по своей природе деятельностей, осуществляющий определенные задачи, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняющийся определенным нормам. Но в самой деятельности взрослого человека внешне не указаны ее задачи и мотивы. Поэтому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе ее осуществления.
В связи с тем что индивид на протяжении своей жизни входит не в одну референтную для него общность и ситуации успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции в социальной среде немалократно воспроизводятся, у него складывается достаточно устойчивая структура личности.
Процесс развития личности еще более усложняется в связи с тем, что социальная среда в действительности не является стабильной и индивид на своем жизненном пути оказывается последовательно и параллельно включен в общности, различающиеся по своим социально — психологическим характеристикам. Принятый и одной референтной группе, он оказывается отвергнутым в другой и т. д. Кроме того, сами референтные для него группы находятся обычно в процессе развития, к которому он может приспособиться только при условии собственного активного участия в нем.
Все это делает возможным утверждать, что личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза, и характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую личность включена и в которой она интегрирована. Наиболее благоприятные условия для деятельностного формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития — коллектив. Поэтому был прав А. С. Макаренко, который утверждал, что личность развивается в коллективе и через коллектив.
Периодизацию развития личности в онтогенезе, исходя из указанных критериев, можно представить в виде следующей модели.
Первые три периода образуют эпоху детства, для которой характерно доминирование процесса адаптации (Адап.) над процессом индивидуализации (Инд.). Для эпохи отрочества — периода среднего школьного возраста — характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации. Для эпохи юности — периода старшего школьного возраста — характерно доминирование процесса интеграции (Инт.) над процессом индивидуализации (Инт.~>Инд.).
Социальное развитие личности в онтогенезе происходит по двум связанным линиям: социализации (овладение общественным опытом, его присвоение), и индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности). Но личностью ребенок становится в результате осуществления самоуправления, когда он начинает организовывать свою собственную жизнь и определять так или иначе свое собственное развитие. На первых порах он осуществляет это с помощью взрослых, а затем самостоятельно.
В организуемой обществом деятельности — как предметно — практической, так и направленной на развитие взаимоотношений — создаются условия для развития человека как личности. На всех межвозрастных переходах исходным является новый уровень социального развития ребенка, который определяет тенденции усиления то одной, то другой стороны деятельности, социальной позиции личности.
Различаются два типа рубежей межуровневого социального развития личности ребенка — промежуточные и узловые.
Промежуточные рубежи между периодами онтогенеза (-1, 6, 15 лет) связаны с актуализацией предметно — практической стороны деятельности, в процессе которой ребенок осваивает социальный опыт, вырабатывает способы обращения с предметами, оценивает свои действия, утверждает позицию среди других. Узловые рубежи между этапами онтогенеза ( — 0, 3, 10, 17 лет) связаны с актуализацией деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений, стремлением проявить себя, получить признание окружающих, занять в обществе соответствующее место.
Промежуточные и узловые рубежи возникают в процессе социального развития несколько раз, закономерно следуя один за другим, но они качественно разнятся на разных уровнях развития личности по объему и содержанию. Так, у годовалого ребенка означает появление понимания, что есть , а У шестилетнего — рассмотрение себя среди других, конкретных людей, стремление походить на других. Если у трехлетнего ребенка означает , то у десятилетнего уже происходит осознание общества как объективно существующей социальной организации, где его выступает наравне с другими.
К 3 годам ребенок завершает первый цикл знакомства ,с человеческим миром. С этого узлового рубежа начинается новый уровень социального развития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он, вычленив свое , начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми, обществом. К б годам у ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смысл деятельности. Если у ребенка 5 лет еще отсутствует субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла (они находятся еще в узком кругу интимно — личностных отношений), то у шестилетних детей появляется уже более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение детей и взрослых, осознание своей принадлежности к детскому коллективу.
У 6-9-летнего ребенка происходит появление теоретического отношения к действительности, произвольности психических процессов, внутреннего плана действий. Между 9 и 10 годами начинается третий уровень социального развития, когда ребенок не только осознает себя субъектом, но испытывает потребность реализовать себя как субъекта, вступить в широкий круг общественных отношений. От 9 лет к 10 годам возрастает количество детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга, и уменьшается количество детей, которым интересно, нравится учиться.
В 15 лет вычленяется новый промежуточный рубеж социального развития (). Если в первом полугодии 14-летнего подростка больше всего интересует самооценка и принятие его другими, то уже у 15-летнего основное место занимают вопросы развития способностей, выработки умений, интеллектуального развития. Если в 14 лет только для примерно пятой части подростков актуально стремление представить свое будущее, то в 15 лет в первом полугодии таких подростков уже более половины, а во втором полугодии это стремление проявляется у четырех подростков из пяти.
От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственного жизненного пути, стремления к реализации себя.
Наиболее крупными ступенями социального развития личности от рождения до зрелости являются фазы ее становления: на первой (от 0 до 10 лет) — собственно детства — происходит становление личности на уровне еще неразвитого самосознания; на второй (от 10 до 17 лет) — фазе отрочества — происходит активное формирование самосознания, социальной позиции ответственного субъекта.
Развитие деятельности- основы развития личности — осуществляется как спиралевидный, постоянно насыщаемый процесс, каждый следующий момент которого снимает и содержит достижения предыдущих периодов, обеспечивая формирование новых образований.
Здесь были приведены наиболее распространенные варианты периодизации детского развития. Вообще периодизация может строиться на разных основаниях, хотя основные и кризисные периоды определяются разными авторами примерно одинаково.
Источник
Развитие двигательных функций в онтогенезе ребенка совершается очень медленно — на протяжении многих месяцев и лет. Все движения сначала проявляются как врожденные и лишь в ходе развития ребенка они приобретают условнорефлекторный характер, т.е. приводятся в связь с раздражителями, с которыми ранее они были связаны, или вырабатываются новые комбинации из нескольких движений. С первых дней жизни у ребенка имеется врожденный хватательный рефлекс, который к концу 1-го месяца становится слабее и постепенно угасает; в возрасте около 4 месяцев ребенок начинает тянуться к яркому предмету и схватывает его — теперь тоже самое хватательное движение является результатом обучения, т.е. получает условнорефлекторный характер. В возрасте 8-9 месяцев у ребенка наблюдается дальнейшее усложнение хватательного рефлекса: большой предмет он захватывает всей ладонью и пальцами, а мелкий — только пальцами, т.е. комбинируются движения различных мышц в зависимости от размера объекта, который нужно схватить.
Интересно, что врожденными оказываются как простые движения, так и некоторые сложнокоординированные двигательные акты, сюда относятся не только многие сложные по своей структуре врожденные пищевые и оборонительные реакции (сосание, глотание, чихание и т.п.) — локомоции ходьбы, плавания на ранних этапах развития ребенка обнаруживаются как врожденные. В первые недели жизни распеленанный младенец проделывает шагательные движения, а если положить его в воду на животик, то — плавательные. Около трехмесячного возраста врожденные шагательные и плавательные движения «исчезают», и как выработанные они могут быть получены лишь в старшем возрасте. К врожденным относятся и довольно сложные мимические реакции детей, также имеющие в основе согласованные движения нескольких мышечных групп: с первых дней жизни младенцы дают адекватные мимические реакции на различные вкусовые раздражения, в возрасте от 2 до 6 месяцев у них ярко выражено подражание мимике взрослых. На 7-м месяце безусловнорефлекторная имитация мимики угасает, а как выработанная реакция отмечается у детей лишь в возрасте около двух лет.
Среди других двигательных функций движение пальцев руки имеют особое значение, т.к. оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Первая двигательная функция руки — схватывание. Как и другие двигательные акты, схватывание сначала выявляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона). В 4-5 месяцев хватание предмета приобретает выработанный, т.е. условнорефлекторный, характер и совершается с наложением на предмет всех пальцев и ладони — так называемое «обезьянье хватание». Только на 9-м месяце ребенок начинает брать предмет пальцами, а на 11-12-м месяце появляются первые попытки пользоваться предметами по их назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расчесывать волосы и т.д. [М.М.Кольцова].
В развитии каждой психоневрологической функции возникают критические периоды, когда она становится как бы приоритетной, наиболее значимой для мозга. Для развития такой функции необходима быстрая мобилизация резервов организма, за счет уже ранее сформированных функциональных систем, которые оказываются менее защищенными, менее компенсированными. В связи с этим важнейшей чертой критических периодов развития является не только развитие приоритетной функции, но и, как правило, некоторая декомпенсация других функций.
В каждый возрастной период необходимо определять не только приоритетную развивающуюся функцию, но и «слабые места» — те функции, темп развития которых временно снижен, которые обнаруживают временную недостаточность своей компенсации и являются наиболее уязвимыми для неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Дифференциация психоневрологических функций начинается в раннем детстве. Сначала выделяются и развиваются базисные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. Восприятие, интенсивно развиваясь, как бы выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. Причем само восприятие недостаточно дифференцировано, оно слито с эмоциями. Остальные функции остаются на периферии сознания, они зависят от доминирующей функции. Период, когда функция доминирует, — это период её наиболее интенсивного, оптимального развития. В раннем детстве доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.
Двигательную функцию можно условно на две относительно самостоятельные функции, которые имеют свои особенности развития:
- 1. Крупная моторика, т.е. моторика туловища и конечностей, которая включает процессы вертикализации, равновесия, опоры и ходьбы;
- 2. Мелкая моторика кистей рук.
У новорожденного наблюдаются хаотические импульсивные движения конечностей, которые постепенно становятся более свободными и целенаправленными. В первые 3 месяца жизни развитие моторики проявляется в основном в русле «комплекса оживления». К 2 месяцам ребенок овладевает умением поднимать и удерживать голову. Примерно с 2-3 месяцев начинается развитие движений руки в направлении к видимому предмету, затем захватывание и удерживание его. С этого времени ребенок начинает ощупывать предметы.
Приблизительно к 5-6 месяцам движения руки совершенствуются: ребенок может точно направлять руку к предмету, брать его. На основе этих движений развивается предметно-манипулятивная деятельность. В возрасте от 3 до 7 месяцев ребенок овладевает движениями, на основе которых осваивается перевертывание, а затем ползание. С 8-го месяца ребенок постепенно учится садиться, сидеть и ложиться, а также вставать, стоять и опускаться, придерживаясь руками за опору. К году ребенок ходит самостоятельно.
В раннем дошкольном возрасте совершенствуется координация движения рук, в связи с чем значительно повышается самостоятельность ребенка: он учится одеваться, раздеваться, умываться и пр. усложняется предметная деятельность. Ребенок может бросать мяч в цель, ловить его. Совершенствуется ходьба, лазание, ребенок учится бегать, прыгать, выполнять под музыку несложные ритмические и танцевальные движения. В дошкольном возрасте становятся возможными различные спортивные умения: езда на велосипеде, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках. Становится доступной изобразительная деятельность: лепка, рисование, аппликация.
В 4 года ребенок умеет балансировать на одной ноге до 5 секунд, прыгать в длину на 20 сантиметров и прыгать на двух ногах и одной правой.
К пяти годам у ребенка появляются элементы шага, свойственные взрослому человеку, что обусловлено совершенствованием механизмов управления функций ходьбы — распределением мышечных нагрузок, темпа движений, скорости. Дальнейшее формирование доминантности позволяют ребенку этого возраста прыгать раздельно на правой и левой ноге. Развивается мелкая моторика кисти и при этом окончательно разобщается шаговый автоматизм, функции руки «высвобождаются» от влияния ног. К пяти годам ребенок может одновременно выполнять два вида движений — бежать и подбрасывать мяч.
Развитие речи
Речевое развитие проходит три этапа. I период — довербальный — приходится на первый год жизни и включает в себя стадии гуления, лепета. В ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки речевого развития. Условием, обеспечивающим овладение речью, является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих — предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития завершается освоением ребенком понимания простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.
II период — переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на второй год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения с взрослыми: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, сотрудничество между ними и насыщение общения речевыми элементами.
III период — совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач. [Скворцов]
Таблица, составленная по результатам исследований, проведенным в НТЦ ПНИ.
Развитие общей моторики и речи ребенка с рождения до 5 лет в норме | ||||
Возраст ребенка | Крупная моторика | Мелкая моторика | Импрессивная речь | Экспрессивная речь |
1-4 нед. | Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны | Пальцы сжаты в кулачек, единичные, редкие «атетоидные» движения пальцами | ||
1 мес. | Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону Пытается поднимать голову лежа на животе | Реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции, ротовое внимание | Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним | |
1,5 мес. | Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее на 10-20 сек., ноги при этом напряжены | |||
2 мес. | В положении на животе удерживают голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго) | Открывает кулачек | Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит | |
2,5 мес. | Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут) | Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот | ||
3 мес. | Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня | Иногда захватывает предмет кистью руки | Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций | Интонационная выразительность голосовых реакций, начальное гуление |
4 мес. | Появляется опора на ноги | Тянется к игрушке, хватает ее | Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые интонации | Активное гуление |
4,5 мес. | Активно поднимает голову из положения на спине Переворачивается на бок | Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает | ||
5 мес. | Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову | Начинает захватывать мелкие предметы | В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность | Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков |
5,5 мес. | Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой | Перекладывает игрушку из руки в руку | Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) | |
6 мес. | Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку Сидит при пассивно приданной позе | Реагирует на свое имя | Активный недифференцированный лепет | |
6,5 мес. | Переворачивается со спины на живот | Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и др.), аутоэхолалии | ||
7 мес. | Переворачивается с живота на спину Ползание без включения тазового пояса | Активно манипулирует предметами | Понимает речевые команды с жестовым подкреплением | |
7,5 мес. | Синхронное ползание по- пластунски Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок | Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого | Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба» | |
8 мес. | Защитная экстенезия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие Стоит в позе на коленках | Для захвата использует большой палец Стучит игрушкой об игрушку | Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы | |
8,5 мес. | Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно | Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает) | Понимает речевые команды без жестового подкрепления | |
9 мес. | Передвигается на коленях самостоятельно | Пытается ставить кубик на кубик | По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте | Подражая взрослому, учит новые слоги |
10 мес. | Стоит у опоры, встает самостоятельно | Указательным и большими пальцами берет мелкие предметы | Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках | Называет людей и предметы слогами |
11 мес. | Стоит самостоятельно Ходит с поддержкой | Пытается нанизывать колечки на стержень пирамиды | По указанию взрослого выполняет действия с игрушками Понимает слово «нельзя» | |
12 мес. | Ходит самостоятельно | Может перелистывать страницы у картонной книжки Опускает мелкие предметы в узкое отверстие | Выполняет много команд по просьбе | Говорит около 5 слов (мама, баба, деда и т.п.) |
1г. 3мес. | Ходит длительно, поворачивается | Переворачивает одновременно 2-3 страницы | Показывает несколько частей тела | Соотносит слоги с определенным предметом Выражает желания с помощью речи (появление глаголов) |
1г.6мес. | Перешагивает через препятствия | Рисует каракули, росчерки Разрывает бумагу | Показывает все части тела | Говорит около 10 слов (в основном названия) |
1г. 10 мес. | Пытается бегать Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила | Переворачивает по одной странице | Показывает все объекты в быту | Двухсловные предложения |
2 года. | Бегает Самостоятельно приседает и встает Наклоняется и поднимает предметы с пола | Формируется предпочтение руки По показу повторяет вертикальные и круглые линии | Показывает много картинок | Составляет предложения из 3-4 слов |
2г. 6 мес. | Стоит на одной ноге без поддержки Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой) Умеет ездить на трехколесном велосипеде | «правильно « держит карандаш | Понимает содержательную речь, несложные рассказы Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия | Задает вопросы со словами « кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный) Легко повторяет фразы |
3 г. | Прыгает на двух ногах | Копирует круг Расстегивает пуговицы | Пытается использовать множественное число, прошедшее время Использует отрицательные частицы «не», «ни» 3,6 использует прилагательные и местоимения Задает вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?» Способен вести диалог с взрослым Использует сложные предложения | |
4 г. | Умеет делать кувырок вперед Прыгает на одной ножке | Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами) Режет ножницами бумагу | Может ответить на отвлеченные вопросы, напр. «светит ли ночью солнце» | Использует вежливые просьбы Использует будущее время Использует определение пространства: «на», «под», «за» |
5 л. | Выполняет одновременно два вида движений | Копирует треугольник Верно рисует квадрат | Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман» и др. | Появляется соединение простых предложений в сложные. Появление разделительных вопросов Может описать свои чувства Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь» |
Источник