Нормы развития ребенка от года до пяти

Нормы развития ребенка от года до пяти thumbnail

Развитие ребенка в 1,5 года

Ребенок 18 месяцев становится все более самостоятельным и коммуникабельным. У него уже получается связывать слова в короткие фразы. Навык ходьбы также совершенствуется, благодаря чему малыш с большой скоростью и огромным любопытством изучает окружающий мир. Давайте узнаем подробнее, что еще изменилось по мере взросления карапуза, какими навыками радует родителей 1,5-годовалый ребенок, как оценить развитие крохи и как его стимулировать.

Ребенок в 1,5 года с мамой

Особенности возраста

  • Малыш 18 месяцев уже перестал ходить вперевалку на прямых ножках, расставив руки в стороны для удержания равновесия. Теперь кроха совершает маленькие шаги, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений малыш начинает пробовать бегать.
  • Ребенок в возрасте 1,5 года очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми. Кроха с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
  • Интеллектуальное развитие ребенка 18 месяцев также идет высоким темпом. Малыш стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
  • Словарный вопрос ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Кроха произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
  • В 1,5 года ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия малыш способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Кроха пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.

Ребенок в 1,5 года играет с красками

Рост и вес

По сравнению с показателями в 1 год ребенок 18 месяцев прибавляет около 1300 грамм и примерно 6-7 сантиметров роста. Окружность грудной клетки за этот период увеличивается на 1,5-2 см, а окружность головы – на 1-1,5 см.

Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Разнообразьте свой день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Режим дня

Для ребенка 18 месяцев очень важно наличие режима дня, так как он позволяет правильно организовать периоды бодрствования малыша, обеспечить крохе полноценный сон и правильный режим питания. Детки этого возраста спят в сутки примерно 14 часов. Большая часть этого времени приходится на ночной отдых (он длится 10-11 часов), а оставшееся время ребенок досыпает днем.

Многие малыши в 1,5 года по-прежнему спят днем дважды, при этом первый сон длится около 2 часов, а второй (послеобеденный) отличается меньшей длительностью. Именно в 18 месяцев у некоторых малышей происходит переход к одному сну днем длительностью 2,5-3 часа.

На прогулки с 1,5-годовалым ребенком рекомендуют выходить дважды в день. Если погода хорошая, то стоит организовать прогулку так, чтобы на нее приходился дневной сон (тогда малыш будет спать на свежем воздухе). В зависимости от погоды длительность ежедневных прогулок может составлять 2-6 часов. Гулять не рекомендуют, если температура воздуха ниже -10о, очень сильный ветер или идет сильный дождь.

Питание малыша в возрасте 1,5 года остается пятиразовым с промежутками между кормлениями до 4 часов. Предлагайте крохе пищу в одинаковое время каждый день и не допускайте очень долгих перерывов между употреблением пищи. В среднем малыши 18 месяцев съедают в сутки от 1000 до 1300 мл пищи (более точно суточный объем можно узнать, поделив вес малыша на 9). В один прием пищи ребенок ест примерно 200-260 мл пищи.

У многих детей, которых до 1,5-годовалого возраста кормили грудью, начинается процесс отлучения. Медики советуют сделать его постепенным, тогда и грудь мамы, и психика малыша не пострадают. Если мама еще продолжает грудное вскармливание, она отметит, что в дневное время кроха реже вспоминает о груди (в основном перед сном, после еды, после падения и в похожих ситуациях), зато ночью (в основном под утро) сосет весьма активно.

грудное вскармливание ребенка 1,5 лет

Пища полуторагодовалого малыша становится все разнообразнее. В ней уже присутствуют сладости, соль, свежая зелень, некоторые специи. Однако питание остается детским и значительно отличается от взрослого. Крохе по-прежнему нельзя есть жареное, сосиски, копчености, колбасы, жирное мясо, грибы, шоколад, экзотические фрукты и некоторые другие продукты.

Круглосуточно все 1,5 года очень сложно быть с ребенком, поэтому многие мамы срываются на кроху. О том, как не кричать на ребенка, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Что малыш должен уметь?

Большинство деток в 1,5 года умеет:

  • Ходить без поддержки. У некоторых малышей уже получается бегать и прыгать.
  • Взбираться на диван.
  • Произносить до 20-40 облегченных слов.
  • Есть ложкой.
  • Понимать многое из того, что говорит взрослый (отвечать на просьбы и вопросы).
  • Наклоняться, когда хочет поднять игрушку.
  • Тянуть игрушку, привязанную к веревочке.
  • Указать на предмет, который его заинтересовал.
  • Переворачивать картонные страницы детских книг. Показывать в книгах знакомые изображения.
  • Подниматься и спускаться по лестнице.
  • Строить башню, используя 2-4 кубика
  • Бросать мяч и толкать его ногой.
  • Пить из чашки.
  • Показывать части тела.
  • Самостоятельно снимать обувь и пальто.
  • Рисовать мелками и карандашами.
  • Некоторые дети просятся на горшок.
Читайте также:  Методы развития ребенка с рождения

Ребенок на горшке в 1,5 года

О том, как научить кроху проситься на горшок, и стоит ли беспокоиться, если ребенок в 18 месяцев пока на него не ходит, смотрите в следующем видео доктора Комаровского.

Занятия

  1. Для развития логики предложите ребенку из множества разных предметов собрать только те, которые просит мама (например, лишь красного цвета или лишь мячики).
  2. Учите малыша сортировать игрушки по цвету и размеру, а также по форме.
  3. Предлагайте крохе собирать пазлы из 2 деталей, а также составлять из 2-3 деталей простые фигурки (гриб, дом).
  4. Давайте ребенку для игры рамки-вкладыши, а также сортеры. Кроме того, играйте с прищепками, замочками, стучалками.
  5. Учите кроху складывать из кубиков, отличающихся размером, пирамидку, а также строить башню из складывающихся друг в друга стаканчиков.
  6. Для развития внимания предлагайте крохе отыскивать пару, используя для этой игры карточки лото, носки или варежки.
  7. Предлагайте находить в комнате предмет по названию или по его характеристике (найди мягкое, найди синее).
  8. Играйте с крохой в прятки так, чтобы ребенку было легко вас отыскать.
  9. Обучайте ребенка в игре свойствам предметов. Пусть малыш учится различать их по размеру, температуре, количеству, геометрической форме, цвету, высоте, мягкости, сухости, чистоте и другим характеристикам.
  10. Общайтесь с малышом на тему дома, транспорта, растительности, животных, продуктов, мебели, частей тела, явлений природы и многих других.
  11. Помимо рисования мелками и фломастерами предложите крохе краски. Рисовать можно пальцами, губкой, кисточкой.
  12. Начинайте освоение раскрашивания (для этого лучше всего подойдут краски).
  13. Лепите из теста или пластилина, делая лепешки и колбаски. Также делайте с крохой аппликации, используя рваную бумагу или крупу.
  14. Предложите крохе нанизывать не только колечки пирамидки, но и крупные бусы.
  15. Играя с водой, покажите малышу, как собрать воду с помощью губки, а потом выжать губку.

Ребенок с игрушками в ванне

Советы родителям

  • Приобретайте ребенку качественные игрушки. Они должны быть яркими, отличаться интересной формой и приятной на ощупь фактурой.
  • Выделяйте время на совместное «чтение» книг, рассматривая с карапузом картинки и обсуждая их.
  • Чаще разговаривайте с крохой и внимательно слушайте его слова. Переспрашивайте, а также уточняйте сказанное малышом, чтобы у вас получался диалог.
  • Когда это возможно, дайте возможность крохе принимать решения самостоятельно, например, выбирать футболку для прогулки.
  • Всегда хвалите малыша, когда его пробы в чем-либо успешны, чтобы это стимулировало дальнейшее развитие младенца.

Не забывайте о развитии ребенка и в музыкальной сфере: проведите занятие в виде музыкального мюзикла, которое показывает М. Л. Лазарев – эксперт по музыкальному развитию.

Источник

В возрасте 1 год 5 месяцев малыш стоит на пороге нового этапа своей жизни. Именно в этом возрастном периоде у ребенка происходит скачок роста, переход на четырехкратное питание. Он начинает осознавать, что мир вокруг него не бессистемен, и каждый предмет имеет свое предназначение. По сути дела, возраст один год и пять месяцев – это переходный возраст.

1. Физическое развитие

Соматическое здоровье человека зависит от его физических данных. Главными показателями уровня физического развития ребенка являются:

  • масса тела,
  • рост,
  • окружность головы (измеряется у детей, не достигших возраста 1 года),
  • окружность грудной клетки и другие нормативы, которые измеряются способом антропометрии.

СПРАВКА. Антропометрическое исследование – это главный метод изучения основных показателей физических данных тела человека.

Значения антропометрических данных зависят от пола малыша, его наследственности, индивидуальных особенностей развития. Они могут отличаться от нормы как в одну, так и в другую сторону.

Таблица 1. Антропометрические данные ребенка в возрасте 1 год 5 месяцев. Рост.

МальчикиДевочкиПримечание
73,3 см71,1 смзначительно ниже нормы
76,0 см74,0 смниже нормы
78,6 см76,8 смнорма
89,2 см88,2 смвысокий

Таблица 2. Антропометрические данные ребенка в возрасте 1 год 5 месяцев. Вес.

МальчикиДевочкиПримечание
меньше 7,7 кгменьше 7,0 кгзначительно ниже нормы
8,6 кг7,9 кгниже нормы
9,6 кг8,9 кгнорма
14,9 кг и больше14,8 кг и большевыше нормы, не соответствует возрасту

В этом возрасте у ребенка имеется от 8 до 12 зубов. Первыми прорезываются резцы, затем клыки.

Что должен уметь ребенок в этом возрасте? Вот основные навыки, которыми владеет малыш:

  • держит ложку,
  • кушает густую пищу,
  • пьет из чашечки,
  • просится на горшок.

2. Ходьба

Малыш уверенно и без напряжения держится на ногах и ориентируется в пространстве. Особенное удовольствие детям приносит преодоление препятствий: движение приставным шагом по ступенькам, наклоны, повороты, перешагивание через препятствия. А какое счастье много раз подряд забраться в кресло или на диван и столько же раз спуститься обратно!

ВНИМАНИЕ! В этом возрасте ребенок необычайно активен. Он бегает из комнаты в комнату, на кухню, взаимодействует с предметами. Задача взрослых на этом этапе – обеспечить полную безопасность ребенка, убрать острые предметы, электроприборы, спички и все, что может навредить.

Читайте также:  Матрешка для развития ребенка

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Обувь лучше подбирать на рифленой подошве, легкую, регулируемую по полноте. Для правильного формирования стопы необходимо приобретать обувь с жесткой пяткой, из натуральных материалов. Хорошо, если подошва изготовлена с помощью современных технологий и может служить амортизатором при прыжках.

Подвижные игры

Ходьба ребенка в 1 год и 5 месяцев

Самые любимые игры малышей в этом возрасте – это игры в мяч. Их великое множество. «Лови – лови! », «Куда мячик укатился», «Закинь мяч в короб», «Догони мяч», «Собери мячики по цвету корзинки», «Попрыгай, как мяч» и другие. Кроме этого, для развития движений годятся любые препятствия: лестницы, дощечки, неровная поверхность. Очень весело проходит игра с солнечным зайчиком, «Прятки», «Солнышко и дождик», «Догоню – догоню».

3. Предметно – манипулятивная деятельность

Предметная деятельность – это основная деятельность в раннем возрасте. Любимое занятие в таком возрасте – выдвижение ящиков, открывание дверей шкафов и выбрасывание содержимого на пол. Но постепенно ребенок начинает осознавать, что предметы, окружающие его, – это объекты, которыми можно манипулировать.

На первом этапе предметной деятельности ребенок не связывает предмет с действием. Он может бесконечно стучать ложкой по столу или по полу. Постепенно малыш начинает уяснять, для чего предназначен каждый предмет. Это вторая фаза предметной деятельности. В возрасте один год пять месяцев ребенок как раз находится на этом этапе.

Предметные развивающие игры

Из многообразия предметных игр для детей 1 года 5 месяцев рекомендуются:

  • постройка башни из 3 – 5 кубиков;
  • нанизывание колечек на стержень в определенном порядке («Пирамидка»),
  • собирание матрешки;
  • нанизывание крупных бусин на шнурок;
  • игры с песком;
  • игры с водой;
  • различные сортировщики, в которых необходимо соотнести предметы по форме, цвету и размеру;
  • пазлы из двух половинок;
  • игры с машинками и другим транспортом;
  • музыкальные молоточки, барабаны и прочие звучащие игрушки.

Продуктивная предметная деятельность

В этом возрастном периоде начинает формироваться продуктивная деятельность. К ней относятся рисование, лепка, конструирование.

Предметно – манипулятивная деятельность в 17 месяцев

Если малыш уже знаком с пальчиковым рисованием, то можно приступать к занятиям рисованием с использованием карандашей, фломастеров, маркеров. Если пока не получается живописать самостоятельно, то рисовать следует, поместив ручку малыша в руку взрослого. Творческая деятельность формируется очень индивидуально. Кто-то уже в возрасте одного года умел изображать на листе бумаги «каляки-маляки», кто-то только начинает. Эта стадия называется стадией марания. Несмотря на такое название, работы живописца достойны оформления в рамку и демонстрации на стене в главной комнате.

В качестве инструментов можно использовать дополнительно:

  • краски,
  • штампы,
  • губку,
  • зубные щетки,
  • толстые палочки с намотанной на них ватой,
  • ватные диски.

ВНИМАНИЕ! Важно добиваться, чтобы малыш в этом возрасте учился рисовать «от локтя», а не «от плеча».

В жанре лепки юные скульпторы при помощи взрослого могут пока только играть во «втыкалочки», делать дырочки и углубления в тесте или глине.

Конструирование предполагает строительство башен, домов, гаражей из конструкторов с крупными деталями.

4. Питание

Постепенно ребенка переводят с пятикратного на четырехкратный режим питания. В составлении режима питания родителям необходимо ориентироваться на запросы ребенка. Если он встает очень рано, то до завтрака можно организовать легкий перекус: молоко или кефир с печеньем. Если ложится поздно, и от ужина до сна остается еще 2 – 3 часа, то можно и перед сном съесть и выпить что-нибудь вкусненькое.

Питание ребенка в 1 год и 5 месяцев

Таблица 3. Процентное соотношение калорийности на одно кормление при четырехразовом питании с перекусом

Калорийность
Завтрак20 %
Обед35 %
Полдник15 %
Ужин20 %
Перекус10 %

Постепенно ребенка надо приучать к новым вкусам. Каждый новый продукт желательно вводить не чаще, чем один раз в неделю. При этом надо наблюдать за кожей. Если появляются высыпания, то прием нового продукта следует прекратить.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Диетологи заметили, что для привыкания к незнакомому продукту требуется не менее 10 – 15 раз употребить его в пищу.

На этом этапе возрастного развития изменяется технология приготовления блюд. Постепенно вводятся небольшие кусочки, потому что малыш должен научиться разжевывать пищу.

ВНИМАНИЕ! В меню детей раннего возраста не должно быть жареных блюд. Приготовление возможно только способом отваривания, тушения или на пару. Не используется свинина. Мясные блюда следует приготавливать из телятины, мяса курицы, индейки, кролика. Шоколад, грибы, морепродукты, продукты с большим содержанием соли тоже запрещены.

Очень важно с самого раннего возраста прививать малышу культурно-гигиенические навыки во время кормления. Салфетки, нагрудник, красивая посуда – все это неотъемлемые элементы приема пищи.

Таблица 4. Примерное меню на неделю для малыша в возрасте 1 год 5 месяцев, учитывающее переходный характер питания

День неделиЗавтракОбедПолдникУжинПерекус (по желанию ребенка)
ПонедельникКаша молочная.
Хлеб пшеничный с маслом.
Сыр.
Суп овощной.
Котлетки рыбные паровые.
Картофельное пюре.
Кисель.
Хлеб ржаной.
Кефир.
Яблоко запеченное.
Печенье.
Творог.
Морковное пюре.
Молоко.
Кефир.
Хлеб пшеничный.
ВторникПеченочный паштет.
Пюре картофельное.
Хлеб пшеничный.
Сыр.
Суп из овсяных хлопьев.
Суфле из говядины.
Овощное пюре.
Сок фруктовый.
Хлеб ржаной.
Булочка.
Фрукты.
Творог, протертый с морковью.
Картофельное пюре.
Хлеб пшеничный
Йогурт.
Сухарик.
СредаКаша рисовая молочная.
Хлеб пшеничный с маслом.
Сыр
Щи.
Котлетки из говядины паровые.
Вермишель.
Компот.
Хлеб ржаной.
Свекольное пюре.
Печенье.
Творожная запеканка.
Хлеб пшеничный.
Чай сладкий.
Яблоко.
Хлеб пшеничный.
ЧетвергВермишель молочная.
Омлет.
Хлеб пшеничный с маслом.
Суп рисовый.
Пюре из зеленого горошка и картофеля.
Сок ягодный.
Хлеб ржаной.
Пудинг молочный.
Морс.
Печенье.
Пюре из цветной капусты.
Творог.
Хлеб пшеничный.
Кефир.
Хлеб пшеничный.
ПятницаКаша гречневая.
Яйцо.
Сыр.
Хлеб пшеничный с маслом.
Суп молочный.
Суфле из курицы или индейки.
Гарнир крупяной.
Кисель ягодный.
Хлеб ржаной.
Кефир.
Яблоко.
Сухарики.
Селедочный паштет с картофельным пюре.
Хлеб пшеничный.
Молоко.
Хлеб пшеничный.
СубботаКаша овсяная.
Сыр.
Хлеб пшеничный.
Суп овощной.
Котлетки из кролика.
Овощное пюре.
Сок фруктовый.
Хлеб ржаной.

Булочка.
Фрукты.
Творог с молоком.
Хлеб пшеничный.
Йогурт.
Хлеб пшеничный
ВоскресеньеОмлет.
Каша гречневая.
Хлеб пшеничный с маслом.
Суп с зеленым горошком.
Фрикадельки из телятины.
Свекольно-морковное пюре.
Настой шиповника.
Хлеб ржаной.
Простокваша.
Сухарики.
Груша.
Пудинг творожный со сметаной.
Хлеб пшеничный.
Кефир.
Печенье.
Читайте также:  Какие игрушки нужны ребенку для развития

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Как накормить «малоешку» и «нехочуху»? Прежде всего, надо больше давать ребенку двигаться и бывать на свежем воздухе. Второй совет – интересное оформление блюд. Тефтели в виде зайцев и поросят, омлеты в форме солнышка и прочие выдумки можно найти в интернете. Хорошо, если на дне тарелки изображен любимый персонаж ребенка. Тогда ему придется доесть блюдо, чтобы встретиться с другом.

5. Режим дня

В возрасте с 13 до 18 месяцев происходит переход на один дневной сон. Нервные процессы ребенка стали стабильнее, ему требуется больше времени для бодрствования.

Режим дня в 1 год и 5 месяцев

Примерный распорядок дня ребенка, готового к переходу или уже перешедшего на один дневной сон:

ВремяРежимные моменты
8.00подъем, утренние гигиенические процедуры
8.15завтрак
8.30игры, занятия, упражнения
10.00второй завтрак
10.30прогулка
12.30обед
13.00дневной сон
15.30полдник
16.00игры, занятия, упражнения
16.30прогулка
18.30ужин
19.00игры, занятия, упражнения
19.30вечерние гигиенические процедуры
20.00ночной сон

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Почему малыш не хочет спать? Причинами нежелания спать могут являться:
– перевозбуждение нервной системы в результате шумных и веселых – игр незадолго до сна;
– отсутствие прогулки в течение дня;
– переход на новый режим.

ВАЖНО! Только строгое соблюдение режима поможет избежать истерик и капризов, плохого засыпания, ухудшения аппетита.

6. Психическое развитие

В возрасте 1 год 5 месяцев ребенок еще не осознает себя, как личность, но он начинает отделять себя от всех других людей.

На этом этапе начинает формироваться понятие о нормах поведения. Поэтому в возрасте 17 месяцев лучше всего начинать объяснять ребенку, что можно, а чего нельзя. Формируется понятие запрета.

Малыш начинает понимать, что мир – это не хаос, а система. Все компоненты системы взаимосвязаны, и на них можно влиять. На этом возрастном этапе формируется мыслительная деятельность. Ребенок пытается понять основы мироздания. Он наблюдает за летающими бабочками, движущимся транспортом и в его голове создаются взаимосвязи.

Психическое развитие в возрасте 1 год 5 месяцев

Он очень любит подражать действиям взрослых, потому что уже не так сконцентрирован только на себе. По этой же причине он взаимодействует с взрослыми и другими детьми.

Взрослые могут выяснить предпочтения ребенка. Один малыш очень увлечен музыкой, другой очень активен в движениях, у третьего начинает быстрыми темпами развиваться речь. Так психологическое развитие на раннем этапе закладывает основы будущего.

7. Развитие речи

Речь и психика взаимосвязаны настолько, что разделить их невозможно. Процесс познания происходит через развитие речи. Ребенок начинает обобщать. Теперь для него «би-би» – это и игрушечная машина, и самосвал на улице.

Понимание речи уже сформировано. Активный словарь ребенка (слова, которые он произносит) состоит из 15 – 20 слов-заменителей. Пассивный словарь (понимание обращенных к ребенку слов) довольно объемный. С помощью интонации ребенок может передавать свои эмоции.

Развитие речи в 1 год и 5 месяцев

Ребенок произносит все гласные звуки и некоторые согласные. В двухсложных словах он произносит ударный слог («мишка» – «ми»). Начинают появляться первые предложения из двух слов: «Дай ми».

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Не надо разговаривать с ребенком его детским языком, коверкая слова. Все слова следует произносить правильно. Больше комментируйте все, что происходит вокруг. Побуждайте ребенка к речи, как можно чаще задавая ему вопросы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Исследователи заметили, что ребенок, в речи которого преобладают существительные, – это будущий аналитик. Тот малыш, который чаще употребляет глаголы (дай, гулять) вырастет очень деятельным человеком.

Упражнения на развитие речи:

  • все игры, развивающие мелкую моторику (движения пальцев рук);
  • чтение книг;
  • «Позови игрушку»;
  • «Погладь киску»;
  • «Покажи у собачки глазки, носик, ушки»;
  • Различные «Прятки» с игрушками и самим ребенком;
  • «Поздоровайся с куклой. Как ее зовут? »;
  • «Кто как кричит».

Родители должны наблюдать за своим ребенком. В случае, если в возрасте 17 месяцев он ничего не говорит, не ходит, не умеет самостоятельно принимать пищу – это очень серьезный повод обратиться к специалистам, поскольку развитие ребенка не соответствует установленным в педиатрии нормам.

Любите и развивайте своих детей.

Загрузка…

Источник