Нормы развития ребенка до пяти лет

Нормы развития ребенка до пяти лет thumbnail

razvitie-rebenka-do-godnormy-rosta-vesa

Нормы развития ребенка в 2 месяца

Физические и психические навыки, которыми новорожденный должен овладеть к 2-м месяцам:

— закрытие мягкого места на задней части головы (задний родничок);
— исчезают несколько рефлексов новорожденного — таких, как степпинг-рефлекс (когда ребенок танцует или шагает в вертикальном положении на твердой поверхности) и рефлекс схватывания пальца;
— голова на шее меньше шатается;
— лежа на животе, ребенок способен поднять голову почти на 45 градусов;
— лежа на животе, ребенок меньше сгибает руки и ноги.

Сенсорные и когнитивные нормы развития:

— ребенок начинает смотреть на близкие предметы;
— ребенок кусает предметы;
— различные крики ребенка означают разные вещи;
— ребенок улыбается;
— ребенок реагирует на знакомые голоса.

 normy_razvitiya_rebenka_do_godarazvitie-rebenka-v-6-mesyatsev89c754df54d9fa9a649603742b4fbb88

Нормы развития ребенка в 4 месяца

Физические и двигательные навыки.

Типичный 4-месячный ребенок должен:

— удерживать и отпускать объекты;
— голова в сидячем положении почти не должна спадать вниз;
— играть с погремушкой.

— может поднимать погремушку обеими руками;
— может класть объекты в рот;
— засыпать с 9 до 10 часов ночью в два приема (в общей сложности — 14-16 часов в день).

Сенсорные и познавательные навыки:

— хорошо видит близко;
— увеличивает зрительный контакт с родителями и другими людьми;
— начинает зрительно-моторную координацию;
— умеет смеяться вслух;
— предвидит кормление, когда видит бутылку с молочной смесью (если он на искусственном вскармливании);
— начинает проявлять память;
— при повышенном внимании волнуется;
— распознает голоса родителей и распознает их на ощупь, сенсорно.

 Нормы развития ребенка в 6 месяцев

Физические и моторные навыки. 

Ребенок может:

— передавать предметы из его одной руки в другую;
— в состоянии поднять грудь и голову, лежа на животе и держась на руках;
— уже в состоянии поднять упавший объект;
— ребенок в состоянии перевернуться со спины на живот;
— в состоянии сидеть на высоком стуле с прямой спиной;
— в состоянии сидеть на полу с поддержкой нижней части спины;
— у ребенка начинают прорезаться зубки;
— у ребенка — повышенное слюноотделение;
— ребенок должен быть в состоянии спать 6-8 часов в ночное время суток;

Сенсорные и когнитивные навыки.

Ребенок:

— начинает бояться незнакомцев;
— начинает подражать действиям других людей;   !!!!
— начинает понимать, что если объект упал, он все еще там лежит, и просто должен быть поднят;
— ему удается найти звучание не непосредственно на уровне уха, а вдали;
— любит слышать собственный голос;
— издает звуки от зеркала и игрушек;
— издает звуки, напоминающие односложные слова;
— предпочитает более сложные звуки;
— признает родителей;
— начинает подражать звукам;

1412624066_razvitie-rebenka-v-9-mesjatsev0,,31191166,009-month

Нормы развития ребенка в 9 месяцев

Физические характеристики и двигательные навыки. 9-месячный ребенок, как правило, проходит следующие этапы:

— набирает вес более медленными темпами — около 400 гр. в месяц;
— увеличивает рост в длину – на 1,5 см в месяц;
— кишечник и мочевой пузырь ребенка работают более регулярно;
— может изучать окружающий мир;
— сидит в течение длительного периода;
— любит сам больше стоять;
— сидя, тянется к объектам;
— ударяет объекты;
— может схватывать предметы кончиками большого и указательного пальцев;
— схватывает пальцы других людей;
— бросает или трясет объекты.

Сенсорные и познавательные навыки.  В 9 месяцев ребенок обычно:

— лепечет; !!!
— может отрываться и цепляться за родителей;
— понимает, что объекты продолжают существовать, даже когда он их не видит (постоянство объекта);
— реагирует на простые команды;
— реагирует на названия;
— понимает значение слова «нет»;
— подражает звукам речи;
— может бояться оставаться в одиночестве;
— волнуется при прощании с кем-либо, особенно когда его мама или папа уходят.

 

Нормы развития ребенка в 12 месяцев

Физические и двигательные навыки. 12 -месячный ребенок должен:

— в 3 раза больше весить, чем при рождении;
— вырасти на 50% по сравнению со своим ростом при рождении;
— иметь окружность головы, равную груди;
— иметь большинство зубов;
— уметь ходить самостоятельно или при ведении с одной стороны;
— сидеть без посторонней помощи;
— переворачивать по страницам книги, листать много страниц за один раз;
— поднимать небольшой объект с помощью кончиков большого и указательного пальцев;
— спать 8-10 часов в сутки.

Сенсорное и когнитивное развитие. Типичный 12-месячный ребенок:

— начинает «разыгрывать спектакли» (например, делать вид, что пьет из чашки);
— следует за быстро движущимся объектом;
— реагирует на свое имя;
— может сказать «мама», «папа» и, по крайней мере, одно или два других слова;
— понимает простые команды;
— пытается имитировать звуки животных;
— связывает имена с объектами;
— понимает, что объекты продолжают существовать, даже когда он их не видит (постоянство объекта);
— участвует в одевании (поднимает руки);
— играет в простые игры (например, с мячом);
— указывает на объекты указательным пальцем; !!!
— волнуется при свидании и прощании;
— может иметь привязанность к игрушке или объекту;
— имеет опыт разлуки и может цепляться за родителей;

Нормы развития ребенка в 18 месяцев

Физические и моторные навыки. Типичный 18-месячный ребенок:

— имеет закрытый передний родничок;
— растет более медленными темпами и имеет по сравнению меньше аппетита;
— имеет возможность контролировать мышцы сфинктера для мочеиспускания и дефекации, но может быть еще не готов пользоваться взрослым туалетом, а не горшком;
— часто падает;
— имеет возможность встать на невысокие стулья без помощи;
— может подниматься или спускаться по лестнице, держась за перила одной рукой;
— может построить башню с блоками;
— может использовать ложку и чашку, и с их помощью кормить себя;
— имитирует написание;
— может смотреть одновременно две или три страницы книги.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка нужна для

Психологические и когнитивные навыки. Типичный 18-месячный ребенок:

— показывает привязанность к взрослым;
— может чувствовать разлуку;
— слушает рассказ или смотрит на фотографии;
— может сказать 10 или более слов, когда его спрашивают;
— определяет одну или более частей тела;
— понимает и в состоянии указать и выявить общие объекты;
— часто имитирует что-либо;
— может снять некоторые предметы одежды – такие, как перчатки, шляпы, носки;
— начинает ощущать чувство собственности, выявлять людей и предметы.

 

Нормы развития ребенка в 2 года

Физические и моторные навыки. Ребенок в 2 года может:

— повернуть дверную ручку;
— просматривать книгу по одной странице за один раз;
— построить башню из 6-7 кубов;
— пинать мяч, не теряя равновесия;
— подобрать предметы, стоя, не теряя равновесия (часто это происходит уже в 15 месяцев, и был бы повод для беспокойства, если у ребенка не наблюдается этого в 2 года);
— работает с лучшей координацией, хотя стойка все еще может быть широкой;
— готовым к «туалетным тренировкам»;
— должен иметь первые 16 зубов (фактическое количество зубов может широко варьироваться);

Сенсорные и когнитивные навыки. Ребенок в 2 года:

— в состоянии надеть простую одежду без помощи (часто он делает это лучше, чем снимает одежду и чем кладет ее на место);
— может иметь потребности – такие, как: общение, жажда, голод, нужда сходить в туалет;
— может построить фразы из 2-3 слов;
— может понять 2-хступенчатую команду («Дай мне мяч, а затем возьми свои ботинки»);
— повышение концентрации внимания;
— словарный запас ребенка увеличивается примерно до 50-300 слов (словарь детей может варьироваться в широких пределах).

 

Нормы развития ребенка в 3 года

Физические и моторные навыки.

— постоянный рост;
— имеет все 20 молочных зубов;
— потребности в 11-13 часов сна в сутки;
— ребенок может иметь дневной контроль над функциями кишечника и мочевого пузыря (может иметь и ночной контроль);
— ребенок может немного балансировать себя и прыгать на одной ноге;
— ребенок может идти вверх по лестнице чередующимися ногами;
— ребенок может построить многоквартирный игрушечный дом из девяти и более кубов;
— ребенок может легко поместить мелкие предметы в небольшое отверстие;
— ребенок может скопировать круг;
— ребенок может крутить педали трехколесного велосипеда.

Сенсорные, когнитивные и социальные навыки включают:

— словарный запас ребенка — многие сотни слов;
— ребенок составляет предложения из трех слов;
— ребенок считает три объекта;
— ребенок использует множественное число и местоимения (он / она);
— ребенок часто задает вопросы;
— ребенок может одеть себя, он нуждается в помощи только со шнурками, кнопками и другими крепежными деталями в труднодоступных местах;
— проявляет больше внимания;
— отыгрывает общение с другими людьми через игру в деятельность;
— имеет некоторое снижение чувства разлуки в течение коротких периодов времени;
— может иметь страхи от мнимых вещей;
— знает собственное имя, возраст и пол (мальчик / девочка);
— начинается учиться делиться;

В возрасте 3 лет почти все речи ребенка должны быть понятны.

 

Нормы развития ребенка в 4 года

Физические и моторные навыки. В четыре года ребенок обычно:

— средний 4-летний ребенок весит 17-18 кг;
— ребенок спит – 11-13 часов — как правило, без дремоты;
— рост в два раза превышает длину при рождении;
— показывает улучшенный баланс;
— легко стоит на одной ноге, не теряя равновесия;
— бросает мяч сверху вниз, с координацией;
— может вырезать изображение с помощью ножниц;
— еще может мочиться в постель (это нормально).

Психологические и когнитивные навыки. Типичный 4-летний ребенок:

— имеет словарный запас — более 1000 слов;
— легко собирает предложения из четырех или пяти слов;
— может использовать глаголы в прошедшем времени;
— умеет считать до четырех и более;
— может задавать много вопросов;
— может использовать слова, которые полностью не понятны;
— может начать использовать вульгарные слова;
— учится и поет простые песни;
— старается быть очень независимым;
— может проявлять повышенное агрессивное поведение;
— участвует в разговорах о личных делах семьи с взрослыми;
— как правило, имеет придуманных друзей;
— имеет улучшенное понимание времени;
— в состоянии сделать различие между двумя объектами на основе их размера и веса;
— имеет недостатки нравственных понятий о добре и зле;
— может возмутиться, если от него слишком многого ожидать.

 

Нормы развития ребенка в 5 лет

Физические и двигательные навыки 5-летнего ребенка могут включать:

— быстрый рост;
— появление первых постоянных, не молочных зубов

Читайте также:  Два месяца ребенку особенности развития

— разработка усиления координации движений;
— прыжки с хорошим балансом;
— поддержание баланса, стоя на одной ноге с закрытыми глазами;
— проявление повышенного навыка с помощью простых инструментов и письменных принадлежностей;
— ребенок может скопировать простой рисунок, фигуру.

Сенсорные и когнитивные навыки:

— словарный запас увеличивается до более 2000 слов;
— ребенок может составлять предложения из 5 или более слов, со всеми частями речи;
— начинает различать деньги;
— может считать до 10;
— знает номер домашнего телефона;
— правильно называет основные цвета и, возможно, многое другие;
— при вопросах — более глубоко размышляет, со смыслом и целью;
— отвечает на вопросы «почему»;
— ведет себя более ответственно и может извиниться за ошибки;
— снижает агрессивное поведение;
— перерастает ранние детские страхи;
— способен принять и другие точки зрения (даже если не может их понять);
— демонстрирует увеличение математических умений;
— задает вопросы другим, в том числе родителям;
— уверенно отождествлять себя с родителем того же пола, что он сам (она сама);
— имеет группу друзей;
— участвует в творческих играх (например, полет на Луну).

Источник: https://www.f-med.ru

Данная информация не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения (возможных) заболеваний. Если у вас есть вопросы о развитии вашего ребенка, обратитесь к его лечащему врачу.

Источник

фото 1Начиная от самого рождения, ребенок постоянно развивается и растет.

Для каждого возраста есть определенные нормы.

Они хоть и условны, но за соответствием развития малыша своему возрасту следят педиатры, логопеды, психологи, дефектологи и другие специалисты.

Какого уровня должен достичь ребенок в 5 лет?

Особенности 5-го года жизни

К 5 годам жизни и мальчики, и девочки достигают того уровня, когда можно обучать их самым основным и важным жизненным вещам. К этому возрасту дети начинают понимать, нравится ли им выбранная одежда или нет, начинают формировать отношение к ровесникам и взрослых, соответственно, у них появляются свои взгляды, мнение и мировоззрение.

СПРАВКА! И девочки, и мальчики в 5 лет обладают, по большей мере, наглядно-образным мышлением.

Итак, чем же отличается развитие мальчиков и девочек в 5-летнем возрасте.

Мальчик

фото 2В 5-летнем возрасте мальчики готовы принимать ответственность за свои дела и поступки.

Поэтому это лучшее время, чтобы поручить ему часть домашних дел.

Мальчики в этом возрастном периоде склонны бунтовать и протестовать, на смену наказаниям должны прийти поучительные разговоры и разъяснения.

Кроме того, это самый лучший момент, чтобы позволить сыну выбрать спортивную или творческую секцию.

В 5-летнем возрасте мальчику важно разграничить мужские и женские социальные особенности, поэтому большую роль играет образец взрослого мужчины (папа, старший брат, дедушка, отчим). Именно он должен объяснить, как должен вести себя мужчина, какие профессии подходят мужчине, какими качествами он должен обладать.

Задача мамы — окружить сына любовью, заботой и лаской.

Девочка

фото 3Девочки слегка отличаются от мальчиков 5-летнего возраста.

Если мальчишки более агрессивные, вспыльчивые, то девчонки отличаются сильной импульсивностью, капризностью и плаксивостью.

Им тоже следует разъяснить, какой должна быть женщина, какими качествами она должна обладать, и делать это можно посредством игры или общения.

В это время девочки склонны подражать своему кумиру, поэтому родителям нужно внимательно следить, кого дочка сделала своим идеалом. С ребенком нужно разговаривать, почему именно этого персонажа (или человека) она выбрала, что в нем особенного и какими качествами он обладает.

Девочка 5 лет может завести одну или нескольких подруг, стараться проводить с ней как можно больше времени и даже ревновать ее к другим подружкам. Чтобы малышка избежала стресса и перестала так ревностно относиться к тому, что подружка желает играть с кем-то еще, нужно объяснить ей, что такое личное пространство.

Девочку в пятилетнем возрасте пора отдавать в кружок, где она смогла бы развить свои творческие или физические данные.

Особую важность для девочки 5-летнего возраста представляют комплименты: родители и родственники должны как можно чаще говорить ей, что она красива, привлекательна, умна, что она самая лучшая и так далее. Комплименты от папы или дедушки девочкой воспринимаются лучше, чем от мамы или бабушки.

Что должны уметь делать?

В 5 лет ребенок должен самостоятельно:

  • умываться и чистить зубы, зная, что это нужно делать утром и вечером;
  • сам снимать обувь и верхнюю одежду после прогулки;
  • мыть руки после прогулки и перед едой и вытирать их полотенцем;
  • уметь пользоваться столовыми предметами (в том числе, ножом);
  • самостоятельно принимать ванну.

При этом ребенок может сам натирать себя намыленной мочалкой и смывать пену, но оставлять его в ванной без присмотра нельзя.

Что должны знать?

В этом возрасте ребенка можно начинать готовить к школе. Знания, которые должны быть доступны ребенку 5 лет:

  • Цифры от 1 до 10, а также умение их определить на изображении и посчитать количество предметов до 10;
  • Операции сложения и вычитания на 1-2 единицы;
  • Название и изображение простых геометрических фигур, рисование их;
  • Многие буквы, умение их писать и указывать названную букву среди других;
  • Чтение по слогам (часто, но не всегда);
  • Решение простых логических задач и загадок;
  • Собрание простых кубиков, конструктора и паззлов;
  • Умение решать задачи по принципу «исключи лишнее» и объяснение выбора.

Физические показатели

У ребенка уже хорошо развита координация движений. К физическим задачам, с которыми должен справляться ребенок 5 лет, относят:

  1. Быстрый бег на достаточно большие расстояния, в том числе с препятствиями (ямы, камни, пеньки ребенок должен обегать);
  2. Ловля мяча и бросок, удар по мячу рукой или ногой;
  3. Уверенная походка по узкой дорожке или бордюру;
  4. Качание на качелях, каруселях, прыжки и кувырки;
  5. Поднимание и спускание по вертикальной лестнице, фиксация на перекладине двумя или одной руками;
  6. Удерживание на канате, редко — способность взбираться по нему;
  7. Способность выдерживать длительные прогулки на большие расстояния.
Читайте также:  Развитие внимания у ребенка с зпр

Нормы роста и веса

Тест

Тест на развитие ребенка в 5 лет состоит из 7 простых заданий. Для его проведения предварительно нужно приготовить:

  • Три отдельных изображения разного времени суток (утро, вечер, ночь);
  • Картинку с 10 или более отдельными предметами, которые ребенку известны (мяч, стул, солнце и т.д.);
  • Картинку с 3 кругами разных цветов;
  • Картинку с 3 известными ребенку предметами (ложка, ручка, телефон).

Задачи:

  1. Спросить, какое сейчас время года.
  2. Спросить «почему птицы летают?» или «почему в автобусе нужно держаться за поручень?». Можно придумать свой простой вопрос с причинно-следственной связью.
  3. Попросить назвать в комнате предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.
  4. Разложить перед ребенком картинки разных времен суток и попросить назвать их.
  5. Попросить на картинке с 10 и более предметами посчитать их.
  6. Попросить на картинке с 3 кругами назвать их цвет.
  7. Попросить рассказать, для чего нужен каждый из 3-х предметов с последней картинки.

Каждый правильный ответ отмечается знаком «+».

Если есть один «—», рекомендуется провести тест для детей 4-х лет. При наличии одного или больше минусов, ребенка следует показать детскому психологу.

Задания и занятия

  1. Приготовить заранее черно-белые карточки с изображением двух групп предметов (например, овощи и фрукты, животные и птицы, посуда и мебель). Попросить раскрасить одну группу в один цвет, другую — в другой.
  2. Распечатать готовые карточки задания «найди лишнее». Попросить ребенка назвать каждый предмет, исключить лишний и объяснить свой выбор.

Психология

фото 1Психологи называют 5-летний возраст одним из самых простых в воспитании и развитии: основные кризисы остались в прошлом или ждут в будущем.

В 5 лет ребенок уже формирует собственное мнение, но все еще способен идти на компромисс.

С ним легко договориться, если спокойно объяснить ему, почему нужно сделать так, а не иначе.

СПРАВКА! В 5-летнем возрасте дети остро реагируют на критику.

Ребенок 5-летнего возраста очень любознателен, задает много вопросов, хочет все узнать и каждое открытие воспринимает с большой радостью.

В общении дети уже выделяют тех, кто нравится и кто не очень. Они способны сами определять свой круг общения, отказываться от дружбы с неприятными ему ровесниками и взрослыми.

Один большой минус — неумение по-взрослому проявлять свои эмоции и мысли. Дети склонны грубить, агрессировать, потому что не знают, как объяснить, что им не нравится явление, вещь или человек. Задача родителей — обучить его этому.

Особенности речи

Ребенок в 5 лет способен четко формулировать свои мысли при помощи слов. Он умеет оперировать всеми частями речи, выстраивать предложения и произносить их без запинки.

  • Ребенок умеет четко произносить все звуки (исключением может быть звук «р»);
  • использует в речи слова всех частей речи, включая разные склонения, времена, наклонения глаголов, множественное и единственное число, превосходную и сравнительную степени прилагательных и т.д.;
  • умеет придавать предложению интонацию и определять таковую у собеседника;
  • может с выражением прочитать стихотворение;
  • знает и без проблем называет фамилию, имя и отчество родителей, учителя и свои;
  • знает свой точный адрес проживания (в том числе, регион, город);
  • знает и не путает значения слов «вчера», «сегодня», «завтра», знает названия продуктов питания и блюд, а если ошибается, сам себя поправляет.

Мелкая моторика

К данному этапу развития мелкая моторика ребенка должна быть хорошо развита. Так, ребенок должен уметь:

  1. Правильно держать карандаш (ручку, кисточку) и пользоваться ими с нужной силой нажатия;
  2. Раскрашивать картинку, не выходя за пределы предмета;
  3. Рисовать по образцу фигуры по клеточкам;
  4. Лепить мелкие детали из пластилина;
  5. Завязывать и развязывать шнурки.

Игры

У детей в данном возрасте ведущей деятельностью остается игра, поэтому необходимо часто занимать их играми на развитие.

  1. Игра на внимание «Хлопок и топот». Родитель предлагает ребенку совершать определенное действие в момент произнесение какого-либо слова. Например, хлопать, если услышит название фрукта. Ведущий (взрослый) при этом может произносить любые слова: дом, лестница, небо, яблоко, огурец, компьютер и т.д.
  2. Игра на развитие мелкой моторики и математических способностей «Собери горох». На пол нужно поставить большой сосуд (чашку, вазу, кастрюлю), а ребенку вручить несколько горошин (фасоль, пуговицы и другие мелкие предметы тоже подойдут). Их должно быть ровно столько, до скольки ребенок умеет считать, но не меньше 10. Ребенок встает рядом с сосудом, вытягивает руку и, называя порядковый номер горошины, бросает ее в сосуд. По окончании игры нужно подсчитать, сколько горошин оказалось внутри, а сколько упало мимо.

Ребенок в 5 лет уже способен грамотно излагать свои мысли при помощи слов и предложений, высказывать недовольство тем или иным событием или человеком, но выражать эмоции ему пока еще не по силам. Научить ребенка контролировать агрессию, злость, сдерживать слезы и побороть капризность ему могут помочь только родители.

Источник