Нормы физиологического развития ребенка 3 лет

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по признакам:

Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.

Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Составляет картинку из двух частей (на занятии).

Подбирает мозаику к несложному рисунку.

Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

Подражает письму взрослого (имитирует).

К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).

Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.

Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).

Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.

Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.

Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).

Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.

Подражает другим детям (в любых играх).

Выполняет правила в подвижных играх.

Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)

Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.

Проявляет инициативу, независимость.

Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.

Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).

Любознателен, любопытен.

Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.

Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.

Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.

Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).

Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).

Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.

Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).

Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).

Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).

Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.

Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.

Проявляет интерес к рисованию, лепке.

Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.

Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).

Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).

Читайте также:  Значение проведения экскурсий в развитии ребенка

Огорчается при неумении что-то сделать.

Радуется своим умелым действиям, когда получается.

Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.

Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).

Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.

Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.

Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).

Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.

Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).

Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

Выражает симпатию к некоторым детям.

Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.

Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).

Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.

Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.

Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.

Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).

Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».

В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».

Играя, свои действия сопровождает словами.

Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).

Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».

Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».

Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.

Застегивает несколько пуговиц.

Завязывает (связывает) шнурки.

Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.

Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).

Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.

Замечает беспорядок в своей одежде.

Пользуется носовым платком.

Вытирает ноги при входе в квартиру.

Регулирует свои физиологические потребности.

Ест аккуратно.

Держит ложку за конец ручки.

Пользуется салфеткой.

Не выходит из-за стола до конца еды.

Не мешает за столом другим.

Говорит «спасибо», здоровается, прощается.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.

Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.

Читайте также:  Анатомия этапы развития ребенка

Источник

Психология
Физиология
Статистика
История
Обсуждения

Психология возраста

Трехлетний период чрезвычайно важен в контексте развития ребенка. Именно в это время человек приобретает навыки прямой ходьбы, а также учится правильно вести себя с различными предметами. Посредством контакта с окружающим миром малыш учится запоминать названия предметов, пополняя свой словарный запас. Помимо этого, он приобретает навыки общения с взрослыми, копируя их поведение. Воспроизводя действия взрослых людей, ребенок начинает овладевать творчеством: он рисует, собирает различные фигурки из конструктора и т.п. Это помогает в процессе развития мышления.

В трехлетнем возрасте малыш не только понимает смысл своих действий, но и учится сравнивать их с поведением взрослых людей. Такой процесс лежит в основе формирования у ребенка своего собственного мышления. Стремясь делать многое вопреки желаниям взрослого человека, малыш не боится проявлять своеволие и упрямство. При этом в три года для детей важно не только наличие результата их деятельности, но и признание этого результата взрослыми: родителями и близкими.

Психологи называют это время в развитии малыша кризисом трех лет. Так как рациональное начало у них еще не отделено от эмоционального, восприятием детей часто начинают руководить те ситуации, в которые они попадают, и те предметы, которые находятся рядом. Отрицательной особенностью ребенка в этом возрасте является то, что личные желания могут приобретать у него преувеличенную форму. Что касается восприятия ребенком в возрасте 3 лет себя и своих действий, то в трехлетнем возрасте он уже может осознавать, что является действующим лицом во многих ситуациях. Он сравнивает, насколько его поведение отличается от поведения взрослых людей. Таким образом, малыш учится отделять себя от других.

Если говорить о признаках кризиса трех лет, то их несколько:

  1. Протест. 3 года – это возраст, когда ребенок стремится делать многие вещи наперекор воле взрослых. Он выступает категорически против прежних правил и образа жизни, который он вел первые годы. Дети в возрасте трёх лет нередко реагируют категорическим отказом на просьбы родителей. Например, когда родители предлагают малышу пойти погулять, тот может отвечать «не хочу». Такая же реакция может наблюдаться на предложение съесть определенный продукт. Если же ребенка заинтересовать этим продуктом и представить его как запрещенный, не исключено, что реакция будет диаметрально противоположной;
  2. Негативизм. Малыш негативно реагирует на определенные действия, исходящие от взрослых, особенно по отношению к нему. Иногда такое своеволие доходит даже до так называемого «протеста-бунта», когда конфронтация малыша с окружающими переходит в хронический конфликт. В этом случае он чаще всего отвечает отказом, начинает ругаться, плакать или просто не обращает внимания. Причем часто такая реакция наблюдается по отношению к одному из родителей;
  3. Своенравие. Преобладающее желание все делать самостоятельно начинает определять сферу интересов ребенка. Потребность в том, чтобы реализовывать и утверждать свое «Я», очень четко проявляется тогда, когда на попытку родителей помочь малыш категорично отвечает «Я сам». Эта формулировка сигнализирует о психологическом отделении ребенка от взрослого. Малыш часто показывает свой характер, проявляет желание все делать самостоятельно, а иногда и вовсе постоянно действует против воли родителей;
  4. Упрямство. Ребенок хочет найти свое место в семье, показать, что с его мнением нужно считаться, и выбирает для этого самый простой путь – настаивать на чем-либо. Но не всегда то, что требует ребенок, ему хочется. Например, он может требовать игрушку, кричать, плакать, стучать ногами, и, как только получит, забросить подальше;
  5. Обесценивание. Ребенок резко меняет сове отношение к окружающим, привычки и даже лексикон, обзаводясь бранными словами. Он дразнит обзывает родителей, грубит взрослым, угрожает;
  6. Деспотизм. Ребенок утверждает собственную власть над окружающими. Требует от родителей поступать так, как хочет он. Если в семье есть другие дети, он будет стремиться их оттолкнуть, заставить родителей обращать внимание только на него.

Если эти признаки присутствуют в поведении вашего ребенка, можно говорить о том, что у него начался кризис 3 лет. Таким образом, малыш испытывает не только терпение родителей, но и собственный характер, пытаясь такими способами прощупать границы дозволенного, узнать насколько далеко он может зайти и что могут ему простить. Это вполне нормально для детей такого возраста, поскольку свидетельствует о формировании у них волевого характера. Однако родители должны научиться правильно себя вести с сыном или дочерью в данном случае, чтобы кризис трех лет не перешел в дальнейшую необузданность и проблемы с поведением.

Кризис 3 лет ребенку проще пережить в той семье, где налажено демократичное взаимодействие взрослых и детей. Однако и в такой системе отношений ребенку просто необходимо заниматься самоутверждением, формируя свой характер. Родителям стоит лишь четко обозначить для себя, в каких ситуациях им надо педантично настаивать на запрете. При этом некоторые запреты являются настолько важными, что уступать в них малышу может быть губительно, прежде всего, для него самого. Тогда родителям следует проявить категоричность. Так как в это время у малышей формируется воля, очень важно, чтобы они понимали разницу между понятиями «хочу» и «должен». В противном случае родителям придется в дальнейшем бороться с ленью и непослушанием.

Читайте также:  Стыд в развитии ребенка

Для родителей, которые столкнулись с кризисом 3 лет у своих детей, есть утешение. Психологи утверждают, что дети, которые не переживали этот кризис, часто во взрослом возрасте становятся безынициативными и безвольными. Потому стоит рассматривать сложности в характере ребенка как временное, но важное для формирования его личности явление. Родителям, которые желают любыми путями ограничить инициативу своих детей в 3 года, стоит помнить о том, что такие действия чреваты развитием у ребенка комплексов и неуверенности в себе. Наказывая или высмеивая попытки проявления самостоятельности своего чада, вместо ощущения автономности вы формируете у него чувство собственной неполноценности или ущербности.

Когда заканчивается период раннего детства, у ребенка кардинально меняется отношение к взрослым. Он начинает их воспринимать не только как знакомых или незнакомых людей, но и в качестве носителей социальных ролей. Так, люди, которые для самого маленького ребенка обозначены просто как «мама» и «тетя», ребенком в 3 года воспринимаются иначе. Малыш может понимать то, что мама, к примеру, еще и учитель, а женщина, ранее воспринимаемая как «тетя», является тоже чьей-то мамой и представителем определенной профессии.

Физиология возраста

Темпы роста мозга снижаются, но всё же остаются высокими. Укрепились связи между полушариями, стимулируя взаимодействие творческого и рационального восприятия. Несмотря на практически полностью завершенный процесс развития мозга, тормозные функции практически отсутствуют, уступая возбуждению. Из-за этого ребенок часто подвергает себя опасности, исследуя окружающий мир, не может усидеть на месте и надолго задержать внимание на одном предмете.

Оптимальный рост трехлетнего ребенка – 92 сантиметра, а вес – 15-16 килограмм. Окружность головы составляет 47-48 сантиметров, окружность грудной клетки – 52,5 сантиметра. Руки и ноги растут быстрее тела, что приводит к изменению его пропорций. За счет этого происходит смещение центра тяжести, и ребенок начинает лучше и быстрее ходить. Быстро происходит набор мышечной массы, средний вес ребенка в 3 года составляет 15 килограмм.

Детский возраст в 3 года говорит о наличии хорошего цветового зрения. Но глаза – очень чувствительный орган, поэтому следует избегать неблагоприятных факторов: долгого просмотра телевизора или компьютера, плохого освещения. Иначе это может привести к дефектам зрения. Органы слуха полностью сформировались, но необходимо быть осторожными, так как в этом возрасте очень распространен отит, который приводит к снижению слуха.

Начинает происходить укрепление хрящевой ткани, которая преобладает в скелете ребенка 3х лет. Благодаря тому, что он не может усидеть долго на одном месте, не происходит деформации костей, которая может выражаться в неправильной осанке, сутулости, искривлениях рук и ног. Ребенок уже старается рисовать, но дается ему это нелегко. Так как в этом возрасте развиваются мышцы плеча и предплечья, ребенок плохо держит ручку или карандаш еще несформировавшимися мышцами рук. Поэтому такие занятия не длятся долго – малыш устает, что совершенно нормально для этого возраста.

У ребенка стабилизируется работа сердечно-сосудистой системы. Но артериальное давление его гораздо ниже, чем у взрослого, так как сосуды еще не очень упругие и гибкие, а сосудистое русло очень широкое. Происходит интенсивное развитие иммунологического аппарата. Несмотря на быстрое развитие, ребенок может часто болеть, наиболее часто наблюдается аллергическая реакция.

Обмен веществ очень быстрый, так как организму нужно развиваться, да и энергии за день ребенок тратит не мало. Поэтому необходимо следить за рационом и готовить сбалансированные блюда. Происходит наиболее интенсивное развитие поджелудочной железы.

Также быстро развивается речевой аппарат и словарный запас. Наряду с огромным любопытством это приводит к постоянным разговорам, причем малыш может зачастую разговаривать сам с собой, особенно в процессе игры. Ребенок уже умеет отделять себя от окружающих, поэтому в его речи часто проскальзывает «Я» или собственное имя.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (1-4 лет) составляет 7223 тысяч человек. Из них мальчиков – 3708 тыс. человек, девочек– 3515 тыс. человек.

Вам 3 года. Всё о возрасте 3 года. Психология, физиология в 3 года.?

Поделитесь мыслями с нашим проектом.

Источник