Нормальное развитие речи у ребенка и возрастные особенности

Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.

Что такое нормальное речевое развитие

Психологи и логопеды выделяют три основных периода в развитии речи:

  1. Подготовительный (от рождения до 1 года).
  2. Преддошкольный (от года до 3 лет).
  3. Дошкольный (3 – 7 лет).

Они разбиваются на более мелкие этапы. В каждый из периодов ребенок – при нормальном речевом воспитании и развитии – должен овладеть определенными навыками общения, научиться конкретным вещам. К примеру, к 3-4 годам словарный запас малыша уже должен достигать 3000-4000 слов. Чем старше ребенок, тем обширнее и разнообразнее должен быть его лексический багаж, тем проще ему становится коммуницировать с окружающими. Если какой-то этап упущен, развитие остановлено (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то норма нарушена, необходимо обратиться к специалистам за помощью.

Родителям необходимо знать нормы речи в определенном возрасте и формировать эти навыки, не завышая их, но и не занижая. Не стоит на первых порах перегружать малыша разучиванием стихов и песен, не соответствующих его возрасту.

Что влияет на правильное развитие речи?

Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:

  1. Биологические.
  2. Социальные.

К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.

Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.

На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора.  На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.  

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.

Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, декламации, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.

Правильному развитию речи способствуют:

  • Эмоционально положительное окружение;
  • Спокойствие в семье;
  • Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
  • Чувство защищенности в семье;
  • Терпение родителей по отношению к ребенку;
  • Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.

Основные этапы развития речи

Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.

Речь ребенка от 2 месяцев до года

Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.

  1. Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.
  2. Лепет. Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
  3. Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).

 В идеале к концу первого года жизни именно речь становится главным способом общения ребенка со взрослыми. 

Количество месяцев от рождения

Речевые навыки

2Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.
3Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).
4Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у».
5Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».
6Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.
7Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).
8Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения).
9Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета.
10Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на».
11Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений).
12Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания.

Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет

Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:

  • Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
  • Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
  • Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
  • К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
  • Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
  • Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
  • Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
  • Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.
Читайте также:  Интеллектуальные изменения развитии ребенка

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:

  • В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
  • Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
  • Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
  • Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
  • Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
  • Возникают сложности с буквами «л» и «р».
  • Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
  • Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
  • Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
  • Умеют рассуждать и делать выводы.
  • Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
  • Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).

Нормы речевого развития от 4 до 5 лет

В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:

  • Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
  • Точно называет предметы и их качества.
  • Придумывает собственные слова и даже стихи.
  • В речи много прилагательных, предлогов.
  • Становится больше личных местоимений
  • Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
  • Происходит овладение монологической речью и пересказом.
  • Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
  • Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
  • Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
  • Говорит не быстро.
  • Использует выразительную интонацию для чтения стихов.

Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет

К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:

  • Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
  • Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
  • Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
  • Знает, где право, лево; сколько времени.
  • Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
  • Знает название страны, столицы.
  • Оперирует географическими понятиями.
  • Знает правила движения пешеходов.
  • Склоняет существительные по числам и падежам.
  • Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
  • Верно использует все части речи
  • Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.

 К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки четкие, ударения верные. 

Возраст ребенка в месяцах/годах

Речевые навыки

18/1,5Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально окрашенных жаргонизмов («жрать», «киця», «мусенька» и т.п.), умение выполнять простые просьбы.
24/2Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?».
36/3Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ.
48/4Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов.
60/5Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных; речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение называть бытовые предметы и понимать, для чего они нужны. Различение понятий сегодня/вчера/завтра; выполнение трех последовательных просьб; сокращение количества грамматических ошибок в речи.
72/6Умение приблизительно ориентироваться во времени, составление связного рассказа по картинке. Наличие в активном словарном запасе более 2000 слов; появление вопросов «зачем?», «почему?», быстрое обогащение лексического запаса.
84/7Овладение связной речью, умение пересказать прослушанный или прочитанный текст. Возможно наличие небольших ошибок при проговаривании сложных предложений с причастными оборотами. Модулирование интонации и громкости голоса, правильная  артикуляция всех звуков. Пополнение активного лексического запаса вплоть до 3500 слов, улучшение речевого внимания и интенсивное развитие  логического мышления.
Читайте также:  Значение семьи в развитии ребенка

Логопедические занятия по развитию речи

Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.

  • Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
  • Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
  • Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
  • Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
  • Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
  • Чтение.
  • Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
  • Обязательное сенсорное развитие (использовать в играх вкус, осязание, обоняние).
  • Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда звук; подражать бытовым звукам.

Упражнения на укрепление мышц

  • «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы. Задерживать до 30 секунд.
  • «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы. Задержать улыбку.
  • «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».

Ошибки родителей

Часто именно невнимание родителей приводит к нарушениям в речи ребенка. Основные ошибки, которые допускаются в семье:

  • Отсутствие помощи малышу. Родители не уделяют внимание общению.
  • Взрослые «сюссюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания.

Ребенок запоминает, что мягкое, детское его произношение нравится родителям и не спешит от него избавляться, получая таким образом любовь.

  • Игнорирование задержек в развитии.
  • Нежелание заниматься исправлением речи ( в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
  • Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
  • Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
  • Взрослые мало читают малышу.

Когда стоит обратиться к логопеду

Есть несколько условий, при которых необходимо обратиться за помощью к специалисту.

  1. Не происходит гуления и лепета.
  2. К двум годам совершенно не развит словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
  3. Не произносит простых звуков или подменяет их («к» на «т» и пр.).
  4. Если к трем годам малыш разговаривает на языке, понятном только ему.
  5. Ребенок все понимает, на все реагирует, но не разговаривает.
  6. Если в 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся.
  7. Если после пятилетнего возраста ребенок продолжает говорить мягко («кися»).
  8. К шести годам не произносятся верно отдельные звуки.
  9. Говорит с запинками, повторяет слога, заикается.
  10. Ребенок старше 6 лет не умеет выучить стих, пересказать услышанное.

То, как ребенок разговаривает, говорит о его психическом здоровье. И при любых намеках на отступления от нормы лучше всего обратиться к специалисту. Он подскажет –можно ли выровнять речь в домашних условиях или нужны занятия с врачом.  Если к семи годам не сформирована правильная речь, могут возникнуть проблемы с учебой и с общением, что снизит качество жизни ребенка в дальнейшем. 

Источник

Консультация для родителей

«Возрастные особенности развития речи детей»

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. И нельзя однозначно ответить на вопрос о том,  когда и каким образом малыш овладевает умением говорить правильно и чётко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно излагать свои мысли Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс. Её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов.

 Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигнут определённого уровня  развития. Но, имея достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит. Для этого нужна речевая среда. Но и этого недостаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

 В общении с окружающими на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, то есть подгоняет своё умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же,  как и взрослые. В овладении важна языковая способность ребёнка. И в процессе овладения речью у ребёнка вырабатывается определённое чувство языка. Он усваивает определённые законы и правила грамматики

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

1 год жизни является подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает своё внимание на источнике звука, на лице говорящего, развивается понимание речи). В процессе гуления развивается артикуляционный аппарат. Общение ребёнка и взрослого на эмоциональной основе.

Первые слова в 8-9 месяцев, у некоторых в 1 год – 1год 2 месяца, запас слов – от 2-3 до 15-20. Слова упрощённые – мама, папа, ляля. До 1,5 лет фразовая речь отсутствует.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ

Произносительная сторона речи несовершенна: неправильное произношение большинства звуков, смягчение отдельных согласных («дяй», «сяпка»), нечёткое произношение слов с пропуском согласных («мокко», «кука»), у некоторых – слабый, тихий голос, невнятное произношение слов, простых в произношении (ма, па). Хотя речь становится средством общения, далека от совершенства: бедность словарного запаса (от 100 до 300 слов), в основном – существительные, прилагательные, обозначающие размер (большой, маленький). Многое зависит от взрослых. Они употребляют облегчённые слова («бай-бай», «му-му»), называет лишь предметы, с которыми ребёнок постоянно действует. Отсутствуют правильные грамматические связи, фразы построены неправильно, но дети усваивают согласование существительных с глаголами, изменение существительных по падежам (увидел маму, с мамой).

ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

Потребность в общении возрастает. Возрастает и понимание речи. Словарный запас увеличивается в 3-4 раза до 800-1000 слов. Начинают широко пользоваться местоимениями и предлогами. Неправильное произношение: сокращения («сипед», «атобиль»), перестановки в слове слогов, звуков, пропуски («певрый», «босой»- большой).

Звукопроизношение – смягчение свистящих и шипящих согласных, искажения, пропуски («абака», «фобака», «фапка», «сапка»). «Л», «Р» тоже пропускаются или искажаются («ука», «лямпа»). Хотя некоторые дети могут усвоить все звуки родного языка, кроме «Р» и шипящих. Используются простые распространённые предложения. Одновременно с речью развиваются мышление, память, воображение. Нередко в процессе игры сопровождают действия словами. Способен воспринимать простые по

Читайте также:  Центр развития ребенка 2012

содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. Даже может отгадывать загадки, если в них есть знакомые звукоподражательные слова («ква-ква» — кто это?).

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Новые достижения: начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, устанавливать зависимость между ними, свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними. Инициатива исходит от ребенка. Он задаёт вопросы. Словарный запас – 1500-2000 слов. Наращивается качественный состав, также наречия, местоимения, предлоги; появляются числительные, притяжательные местоимения (мой, папин). Грамматический строй речи – на вопросы отвечает более развёрнутыми фразами из 4 и более слов. Преобладают простые распространённые предложения, но появляются и сложные. Речь становится более связной и последовательной. Звукопроизношение. Исчезает смягчение согласных. Многие звуки произносятся более четко. Исчезает замена шипящих и свистящих, звуков т, д. Шипящие у некоторых ещё не достаточно четкие, чистые, не у всех детей – звуки л, р.

С помощью взрослого может передать содержание хорошо знакомой сказки, выучить наизусть небольшое стихотворение.

ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Устойчивость внимания и речи возрастает, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Актив словарь до 2500-3000 слов. Употребление предложений более сложной структуры. Овладевают монологической речью. Звукопроизношение у многих сформировано,  у некоторых ещё нет шипящих и р. Речь в целом чище, отчетливей.

Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, пытаются установить сходства, звучание слов, но, фиксируя неправильность произношения сверстников, могут не замечать нарушения звучания собственной речи, т.к. недостаточно развит самоконтроль. Ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук, конечно, если у него достаточно развито фонематическое восприятие. Подражая взрослым, дети могут точно использовать средства выразительной речи: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, выдерживать паузы, следить за громкостью речи.

                                                      ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Произношение уже сформировано. Ребёнок пользуется развёрнутой фразой, выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, начинает устанавливать причинно-следственные связи, временные отношения. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать своё эмоциональное отношение.

Словарь расширяется за счёт названий отдельных частей предметов, глаголов, образованных приставочным и суффиксальным способом. Словарь увеличивается на 1000-1200 слов. К концу года тонко дифференцирует собирательные существительные, некоторые могут подобрать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным.

Грамматический строй речи совершенствуется, но такие ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование Р. п. мн. числа существительных (яблоков, сапогов и др.); изменение несклоняемых существительных ( на пианине, пальтов). Это, конечно, в большей степени зависит от окружения, чаще обращать внимание на речь ребёнка.

Развивается связная речь детей. Без помощи взрослого пересказывает, описывает события, в котором он участвовал, способен самостоятельно раскрыть содержание картины, если изображены знакомые предметы. Способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств (вопросительной, повествовательной), передавать свои чувства и эмоции.

В звукопроизношении могут быть неправильно сформированы звук «Р» (горловой, одноударный), межзубные «С», «З», «Ц», боковые «Ш», «Ж». И у некоторых незакончено дифференциация звуков («шушка» вместо «сушка»). Ребёнок имеет достаточно сформированный фонематический слух, хорошо различает звуки, может выделять звук из слова, подобрать слова с определённым звуком. Выполнять более сложные задания: определить позицию звука, разделить слова на слоги.

СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ

В количественном и качественном отношении словарь ребёнка достигает такого уровня, что он свободно сможет поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, обувь зимняя, летняя и т.п.) Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда. Начинают употреблять сложные слова (длинноногий), у детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Используют слова с переносным значением, быстро подбирает синонимы, антонимы. Большое влияние на речь ребенка оказывает уровень речевой культуры взрослых.

Речь детей становится более точной в структурном отношении, достаточно развернутой логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, завершенность высказываний. Может сам придумать сказку, рассказ, рассказать о своих впечатлениях.

Совместные  игры требуют объяснение правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует точности изложения.

Произносительная сторона речи достигает высокого уровня: правильно произносит все звуки языка, четко и внятно произносит фразы, в зависимости от ситуации говорит громко и тихо, пользуется интонационными средствами выразительности.

Имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа.

Конечно, речь не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в сложности грамматической системы русского языка.

У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков  в словах сложной слоговой структуры, неточное употребление ударения (звОнит  вместо звонИт).

ИТАК, к моменту поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь, строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже; свободно пользуется монологической речью. Всё это даёт ребёнку возможность при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

 И, конечно же, многое зависит от индивидуальных возможностей, речевого окружения и качества занятий, проведённых в детском саду и дома.

Если ребёнок отстаёт от этих возрастных норм, то необходима консультация логопеда. Он определит степень недоразвития речи, определит дальнейший маршрут обучения. При необходимости направит к узким медицинским специалистам.

Источник