Норма двигательной активности ребенка 5 лет

НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕЧПРОФПОМОЩИ
ДЕТЯМ И МАТЕРЯМ МЗ СССР

Утверждаю
Начальник Главного
Управления лечпрофпомощи
детям и матерям МЗ СССР
И.И.Гребешева
31.10.1984 N 11-14/27-6

Гигиеническая Норма
двигательной активности детей и подростков 5-18 лет

(Методические рекомендации)

1. Общая характеристика двигательной активности,
единицы измерения, обоснования для нормирования.

Двигательную активность (ДА) следует рассматривать как сумму разнообразных движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. Движение является одной из основных потребностей человека, которая обеспечивает связь и взаимодействие организма с окружающей средой, является средством трудовой, бытовой, спортивной и других видов деятельности, имеющих важное социальное значение. Велика и незаменима роль движений для растущего организма, как естественного стимулятора его роста и развития, как регулятора основных процессов гомеостаза. Движения постоянно тренируют и совершенствуют механизмы регуляции физиологических функции, повышают уровень дееспособности организма и его неспецифической резистентности.

Двигательная активность детей и подростков может быть количественно измерена по биомеханическим признакам: локомоциям (перемещение тела в пространстве), вращениям и изменениям взаимного расположения частей тела, по преодолению сил тяжести и т.д. В этих случаях количественная оценка ДА дается по количеству шагов, по величине проделанной работы в киловатт-часах или килограммо — метрах по количеству отдельных вращений, выполненных физических упражнений и т.д.

Кроме того, двигательная активность детей и подростков может характеризоваться временными показателями, т.е. временем, затраченным на выполнение различных движений. Единицей измерения в данном случае является секунда, минута, час. Из физиологических показателей, отражающих количественную характеристику ДА, используются данные расхода энергии (число килокалорий) или данные по изменению частоты пульса.

Форма, интенсивность и количество выполняемых ребенком движений меняются в процессе онтогенеза под влиянием как биологических, так и социальных факторов. Суточная величина ДА зависит от возраста, пола, состояния здоровья детей и подростков, от объема выполняемых ими социальных функции, от местных климатических условий и сезона года. В естественных условиях наибольшая величина суточной ДА наблюдается у девочек в возрасте 9-10 лет, а у мальчиков — в 9-12 лет. При этом активность мальчиков во всех возрастных группах оказывается больше, чем у девочек. Наименьшие половые различия по уровню ДА отмечаются в 9-10-летнем возрасте (около 10%) и наибольшие — в 16-18 лет (около 30%).

Сезонные изменения ДА таковы, что зимой она снижается, по сравнению с другими временами года примерно на 1/3 часть. В период учебных занятий у большинства школьников наблюдается снижение суточной величины ДА. Между степенью снижения ДА школьников и ухудшением показателей их здоровья имеется прямая связь.

Недостаточная ДА (гипокинезия) способствует ухудшению физической работоспособности, нарушению координации движений, уменьшению профессиональной, спортивной и военной готовности молодежи. Гипокинезия снижает тонус организма, ослабляет эмоциональную устойчивость, создает предпосылки для быстрой утомляемости школьников и возникновения у них различных нервно-психических расстройств. Возникающее при длительной гипокинезии состояние детского организма характеризуется низкими показателями мышечной силы и жизненной емкости легких, повышенным содержанием холестерина в крови и оксикортикондов в моче, увеличением массы тела за счет жировой ткани и резким снижением резистентности организма (особенно к острым респираторным инфекциям).

Массовые обследования ДА школьников, проведенные в разных городах нашей страны, показало, что гипокинезия встречается в 50% у детей младшего школьного возраста, в 75-80% — у школьников старшего возраста.

У детей и подростков, занимающихся регулярно спортом или другими дополнительными формами физической культуры, двигательная активность может существенно увеличиваться. На начальных этапах такого увеличения наблюдается улучшение многих показателей состояния здоровья и работоспособности школьников. Однако имеются предельные нагрузки, превышение которых вызывает перенапряжение регуляторных механизмов, нарушение белкового, витаминного, минерального обмена и целый ряд патологических изменений в различных органах и системах растущего организма. Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия) по глубине своего воздействия и возможности нарушений в состоянии здоровья детей и подростков является более опасной, чем гипокинезия.

Таким образом, двигательная активность, являясь незаменимым фактором жизнедеятельности организма, может оказывать положительное воздействие на рост и развитие, на состояние здоровья детей и подростков только в определенном диапазоне величин. Как недостаток, так и избыток движений приводят к патологическим сдвигам в растущем организме. Выдвинутое положение является научной основой для гигиенического нормирования двигательной активности детей и подростков.

2. Суточная норма двигательной активности

Гигиенической нормой может быть признана такая величина ДА, которая полностью удовлетворяет биологическую потребность в движениях, соответствует функциональным возможностям неравномерно развивающихся систем растущего организма, способствует укреплению здоровья детей и подростков, их благоприятному и гармоничному развитию в дальнейшем.

Основным критерием нормирования суточной ДА является благоприятная динамика роста, развития и состояния здоровья большинства детей и подростков. Суточная суммарная величина (под сутками понимается время бодрствования) в течение дня может распределяться неравномерно. Более того, допускается некоторая компенсация недостатка или избытка движений на следующий день.

Гигиеническая норма суточной ДА выражается общим количеством суточных локомоций (шагов), распределением физических нагрузок по интенсивности, затратами времени на ДА и суммарной, величиной энерготрат в килокалориях.

Общая сумма локомоций (количество шагов) в сутки.

Читайте также:  Круги под глазами у ребенка 5 лет причины

Гигиеническая норма суточной ДА по сумме локомоций (шагов) представлена в табл. 1 в виде средних арифметических величин с сигмальными колебаниями. Данная норма предназначена для большинства детей и подростков, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе для занятий физической культурой.

Таблица 1. Среднесуточная гигиеническая норма ДА
(количество шагов) для детей
и подростков разного возраста н пола.——————————————————————
|Возраст в годах| Количество шагов в тысячах (М +- q) |
| |————————————————|
| | девочки | мальчики |
|—————+————————+————————|
| 5-6 | 15 | 17 |
|—————+————————+————————|
| 7-8 | 17 | 20 |
|—————+————————+————————|
| 9-10 | 20 | 21 |
|—————+————————+————————|
| 11-12 | 18 | 21 |
|—————+————————+————————|
| 13-14 | 17 | 20 |
|—————+————————+————————|
| 15-16 | 16 | 20 |
|—————+————————+————————|
| 17-18 | 16 | 20 |
|—————————————————————-|
| q = +- 3 q = +- 4 |
——————————————————————

Интенсивность двигательной активности

Кроме общего количества локомоций (шагов) важное значение при охране и укреплении здоровья детей и подростков имеет интенсивность ДА, т.е. количество движений, мышечной работы или расхода энергии за единицу времени. Нагрузки разной интенсивности имеют не одинаковый тренировочный эффект. Физические нагрузки малой интенсивности не увеличивают достигнутый уровень физической работоспособности. Положительный эффект для укреплений здоровья и гармоничного физического развития детей и подростков имеет более интенсивная ДА. Группировка интенсивностей физических нагрузок приведена в табл. 2. Очень легкие и легкие физические нагрузки имеют большое значение в приобретении моторных умений и навыков, развитии координации движений, в повышении общего тонуса организма, в развитии познавательной деятельности, а также в обеспечении повседневной жизнедеятельности организма. В режиме дня школьника должна быть предусмотрена ДА с разными по интенсивности физическими нагрузками в зависимости от поставленных целей.

Таблиц 2. Классификация физических нагрузок
по интенсивности выполняемых движений——————————————————————
| NN | | Кратность повышения |
| пп.| Группы интенсивности | обмена веществ |
| | |по сравнению с уровнем |
| | | основного обмена |
|—-+————————————+————————|
| 1. |Покой (сон н отсутствие движений | 1 |
| |в положении лежа) | |
|—-+————————————+————————|
| 2. |Спокойная сидячая деятельность | 2 |
|—-+————————————+————————|
| 3. |Очень легкая физическая нагрузка | 3 |
| |(медленная ходьба — 3 км/ч, уроки | |
| |труда, медленная езда на велосипеде| |
| |и т.д.) | |
|—-+————————————+————————|
| 4. |Легкая физическая нагрузка | 4-6 |
| |(подвижные игры, физзарядка, танцы | |
| |и т.д.) | |
|—-+————————————+————————|
| 5. |Физическая нагрузка средней | 7-9 |
| |тяжести (интенсивный бег, | |
| |спортивные игры и т.д.) | |
|—-+————————————+————————|
| 6. |Большая физическая нагрузка | 10 и более |
| |(бег с околопредельной и предельной| |
| |скоростью и т.п.) | |
——————————————————————

Необходимая затрата времени на двигательную активность

Выполнение программы шагов происходит в группах интенсивности 3-6, что составляет от 3 до 4 часов в день, в младших группах больше, чем в старших, однако у старших интенсивность ДА увеличивается. Распределение времени в зависимости от интенсивности деятельности приведено в таблице 3.

Таблица 3. Затрата времени на ДА разной
интенсивности за сутки (в мин.)——————————————————————
|Группа интенсивности| Девочки | Мальчики |
|———————+———————+———————-|
| 3-я | 90-200 | 80-180 |
|———————+———————+———————-|
| 4-я | 35-45 | 30-45 |
|———————+———————+———————-|
| 5-я | 10-30 | 25-45 |
|———————+———————+———————-|
| 6-я | 3-5 | 3-15 |
——————————————————————

Энергозатраты на двигательную активность.

С учетом вышеприведенного распределения затрат времени на ДА разной интенсивности энергозатраты за сутки определяются следующими величинами. В зависимости от возраста энергозатраты на ДА в сутки (с вычитанием доли основного обмена) составляют от 14 до 22% для девочек и от 13 до 24% для мальчиков. Такой расход энергии производится на ДА 3-6 групп интенсивности. Однако мышечная деятельность может происходить и с интенсивностью 2-й группы (сидя или стоя, без шагов). Такая деятельность часто совершается с большим удельным весом по времени и на нее расходуется сравнительно большое количество энергии. При суммировании энерготрат на виды мышечной деятельности группы интенсивности 2-6 расходуется у девочек в зависимости от возраста от 27 до 51% всех энергозатрат, а у мальчиков — от 27 до 54%.

Таким образом, из общего суточного расхода энергии (в зависимости от возраста, в размере 1400-3100 ккал у девочек и 1400-3800 ккал у мальчиков) энергозатраты на ДА (группы интенсивности 3-6) составляют соответственно 170-860 ккал у девочек и 180-1230 ккал у мальчиков (приблизительные данные для детей и подростков среднего роста к веса)

Физические нагрузки со средней или большой интенсивностью необходимо правильно организовывать под контролем преподавателя или тренера в виде урока по физической культуре, тренировочного занятия, спортивного состязания и т.п.

Следует иметь в виду, что после занятий с большой нагрузкой возникает утомление, признаки которого сохраняются на протяжении суток и могут исчезать только после достаточного по продолжительности ночного сна. Занятия физическими упражнениями с интенсивностью в группе «средней тяжести» оказывают тренирующий эффект на организм, способствуют благоприятному росту, развитию и укреплению здоровья. Выполнение таких физических нагрузок вызывает утомление организма, но оно проходит после кратковременного отдыха. Восстановлению работоспособности способствуют пребывание школьников на. свежем воздухе, наличие у них положительных эмоций, применение массажа, теплого душа и т.д.

Физические нагрузки группы легкой интенсивности оказывают положительный эффект на работоспособность школьников только по типу активного отдыха.

3. Недельные нормы двигательной активности.

Последствия гипокинезии могут проявляться после нескольких дней с недостаточной ДА. Тренировочный эффект повторной оптимальной двигательной активности суммируется в течение ряда дней и недель. В недельном цикле суточная ДА может быть распределена в определенной степени неравномерно и дефицит ДА за несколько дней может быть компенсирован повышенной ДА за следующие несколько дней. При этом следует избегать перенапряжения от чрезмерных нагрузок. Общая сумма ДА а недельной цикле должна соответствовать суммам дневных норм. ДА.

Читайте также:  Плавание ребенок 5 лет саратов

Таким образом, общее количество шагов на неделю должно составлять для девочек 5-18-летнего возраста от 105000 до 140000, а у мальчиков от 119000 до 147000. Нагрузки со средней тяжестью и большие нагрузки должны составлять за неделю у девочек 2,1-4,2 часов, а у мальчиков — 3,3-7,0 часов. Таким образом, легкие, средние и большие нагрузки должны суммарно составлять за неделю у девочек от 4 до 9 часов, а у мальчиков — от 7 до 12 часов.

4. Контроль за двигательной активностью.

Об объеме ДА конкретных детей и подростков или целых коллективов можно судить с помощью хронометража или анкетного опроса, а также измерением количества шагов (с помощью шагомера), определением частоты сердечной деятельности (пульс-сумматором числа сердечных сокращений) и расхода энергии (в течение дня или определенных его отрезков) с помощью хронометражно-табличного метода. Определение суточной ДА должно проходить в течение всего дня (период бодрствования). Лучше всего брать среднесуточную величину ДА за достаточно длительный период (1-2 недели в разные сезоны года). Об уровне ДА можно судить также косвенно на основании определения уровня достигнутого развития и состояния здоровья школьника (выявляется состояние гипо-, нормо- или гиперкинезии).

В соответствии с профессионально-должностными обязанностями врач по гигиене детей и подростков СЭС и врач — педиатр, обслуживающие дошкольное учреждение и школу, обязаны контролировать двигательную активность детей и подростков, посещающих данные учреждения, В этих целях рекомендуется проводить хронометраж урока физкультуры, анкетирование двигательного режима, расчет энергетических затрат и определять частоту пульса школьников при выполнении различных физических нагрузок. С целью оценки тяжести нагрузки рекомендуется на 3/4 и 1-1/8-часовом уроке (занятии) частоту пульса определять через каждые 10 минут, начиная с 5-10 минуты после начала урока. Из полученных данных высчитывают среднюю частоту пульса школьника за время урока (занятия). С помощью табл. 4 можно оценить величину физической нагрузки у школьников (которые входят в основную медицинскую группу).

Таблица 4. Оценка величины на занятии
на основании средней частоты пульса в мин.——————————————————————
| Величина нагрузки | Средняя частота пульса на уроке (занятии) |
|——————-+———————————————|
| Легкая | до 140 уд. в мин. |
|——————-+———————————————|
| Средняя | 141-160 уд. в мин. |
|——————-+———————————————|
| Большая | более 160 уд. в мин. |
——————————————————————

Консультативную помощь по контролю за ДА оказывает врачебно-физкультурный диспансер.

«Збірник Важливих офіційних матеріалів з
санітарних і протиепідемічних питань» Том 8. Частина 1. 1998 р.

Источник

Показатели развития двигательной деятельности ребенка 2-3 лет:

  1. Совершает основные действия самостоятельно, а так же по показу взрослого;
  2. может пробежать между двумя линиями, не наступая на них, догоняя мяч;
  3. непрерывный бег может выполнять в течение 30—40 сек.
  4. может кататься на трехколесном велосипеде; скатывается с горки на санках.
  5. делает первые попытки в плавании, катании на коньках, лыжах.
  6. двигается, огибая предметы; может продвигаться приставными шагами;
  7. ходит по наклонной доске, приподнятой на 15—20 см, сходит с нее;
  8. перешагивает через веревку, палку, приподнятую на высоту 15 см от пола;
  9. встает на ящик высотой10—15 см, сходит с него;
  10. может хорошо двигаться по неровной площадке, преодолевая бугорки, канавки; ходит в паре, умеет двигаться по кругу.
  11. прыгает на двух ногах на месте и слегка продвигаясь вперед;
  12. подпрыгивает до предмета, находящегося выше поднятых рук ребенка;
  13. перепрыгивает через линию, веревку, параллельные линии «ручеек»;
  14. подлезает под натянутую веревку.
  15. влезает на лесенку высотой 1–1,5 м и спускается с нее удобным способом.
  16. подтягивается руками при скольжении на животе по гимнастической скамейке.
  17. проползает в вертикально стоящий обруч, подползает под веревку, скамейку.
  18. перелезает через валик, бревно.
  19. катает мячи (шары) в паре (навстречу друг другу) двумя и одной рукой.
  20. умеет ловить и бросать мячи (шары) двумя руками снизу, от груди и из-за головы.
  21. перебрасывает мяч через ленту, натянутую на уровне груди ребенка.
  22. метает предметы правой и левой рукой.
  23. создает из кубиков и кирпичиков  простейшие постройки.
  24. пользуется вилкой, ложкой, карандашом, кистью.
  25.  делает мазки кистью, проводит горизонтальные, округлые и вертикальные линии.
  26.  умеет прищипывать пластилин  кончиками пальцев.
  27. скатывает комочек глины (пластилина) прямыми и круговыми движениями.
  28. соединяет формы, вылепленные из глины (пластилина).

Любит подвижные игры:

  1. «Где звенит?», «Заинька», «Поезд», «Самолеты», «Прятки», «Жмурки», «Мой веселый звонкий мяч», «По ровненькой дорожке», «Птички в гнездышках».
  2.  В игре выполняет имитационные движения в роли зайчика, мышки, мишутки…
  3. Называет себя, отвечая на вопрос: «Ты кто?», «Кого изображаешь?»

Музыкальные движения, пляски::

  • выполняет самостоятельно и по показу взрослого.
  • Хлопанье в ладоши и одновременно притопывание одной ногой.
  • Пружинистое качание на двух ногах.
  • Бег на месте на носочках, бег и шаг по кругу
  • Постукивание каблучком.
  • Поочередное выбрасывание вперед то левой, то правой ноги.
  • Делает шаг вперед – шаг назад на носочках.
  • Кружение на носочках.
  • Выполняет маленькую «пружинку» с поворотом корпуса вправо-влево.
  • Руки на поясе. Одна рука на поясе, другая — поднята.
  • Руки разведены в стороны ладонями вверх.
  • Руки «пляшут» — повороты кистей, раскрытых ладоней и округленных пальцев («фонарики»).
Читайте также:  У ребенка 5 лет лезет постоянный зуб

Показатели развития двигательной деятельности ребенка 3-4 года жизни

  1. Ходит прямо, не шаркая ногами.
  2. По заданию воспитателя может остановиться, повернуться, присесть.
  3. Бегает, сохраняя равновесие. Темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.
  4. Сохраняет равновесие, перешагивая предметы.
  5. Лазит по лесенке-стремянке и гимнастической стенке произвольным способом.
  6. Энергично отталкивается в прыжках на 2-х ногах.
  7. Прыгает с места не менее чем на 40 см.
  8. Бросает, катает, кладет мяч.
  9. Метает предметы правой и левой рукой.
  10.  Ползает разными способами: на животе, на четвереньках.
  11.  Отбивает мяч рукой о землю не менее 4-х раз подряд.
  12.  Правильно использует карандаш и кисть.
  13.  Изображает явления природы.
  14.  Свободно скатывает комки глины (пластилина).
  15.  Соединяет, скатанную прямыми движениями форму в виде кольца.
  16.  Делает пальчиками углубление на поверхности формы.
  17.  Владеет приемами прищипавания кончиками пальцев.
  18.  Лепит предметы овальной формы.
  19.  Украшает предметы рельефом.
  20.  Застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает шнурки.
  21. Сгибает прямоугольный лист пополам.

Выполняет здоровье сберегающие мероприятия:

  1. Самостоятельно моет руки, лицо, пользуется носовым платком и чистит зубы.
  2. Следит за внешним видом.
  3. Пользуется салфеткой.
  4. Ест бесшумно.
  5. Не крошит хлеб, не проливает воду, тщательно пережевывает пищу.
  6. При кашле и чихании отворачивается, прикрывает рот носовым платком.
  7. С удовольствием погружается в воду, играет на воде.
  8. Катается на 3-х колесном велосипеде.
  9. Ходит на лыжах скользящим шагом на дистанцию до 300 м.
  10.  Катается на санках с горки.

С трех лет у ребенка совершенствуется координация движений, основные двигательные навыки развиты очень хорошо. Он бегает, прыгает на двух ногах, неуклюже прыгает на одной, может перекатываться с пятки на носок и ходить на цыпочках. Может одновременно двигать и руками, и ногами – например, хлопать в ладоши и топать ножками. К четырем годам марширует в такт музыке, сам бросает и ловит брошенный ему мяч, хорошо катается на велосипеде. Это очень хороший период, чтобы начинать приобщать ребенка к спорту.

Игры для развития ребенка 3-4  лет: Прыжки на перегонки, догонялки.  Включите веселую музыку. Используйте любые потешки, стихи про движение. Создается впечатление, что ребенок двигается 24 часа в сутки, он напоминает вечный двигатель. К 4 годам он приобретает ловкость, гибкость. Его движения стали гораздо совершенней. В этом возрасте малышу легко даются гимнастические упражнения. Настало время пересаживаться на двухколесный велосипед. Может одновременно выполнить два-три поручения.

Показатели развития двигательной деятельности ребенка 4-5 лет

Позвоночник продолжает формироваться, сохранение одной позы вызывает перенапряжение мускулатуры и нарушение осанки. Дети должны бегать, прыгать, перелазить, пролезать, залезать, играть с мячом ногами и руками, бросать  мяч снизу, сверху, от груди:

  • Скорость движений продолжает возрастать, улучшается их координация.
  • Он может выполнять 2-3 вида движений одновременно: бежать, ловить мяч, пританцовывать.
  • Любит бегать, соревноваться.
  • Может больше часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние до 200 м.
  •  Учится кататься на коньках, лыжах, роликах. С легкостью может освоить плавание. 
  • К четырем годам у ребенка выросли все 20 молочных зубов,  в пять лет начинается прорезывание первых постоянных коренных зубов.
  • К этому возрасту ребенок должен уметь ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении;
  • бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление и темп бега;
  • перешагивать через предметы; ползать на четвереньках, лазать по шведской стенке произвольным способом;
  • энергично отталкиваться в прыжках на обеих ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см;
  • катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м; бросать мяч обеими руками от груди, из-за головы, вниз об пол и вверх 2-3 раза подряд и ловить его;
  • метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Организуя двигательную деятельность детей, воспитатель должен предоставлять каждому ребенку возможность активно участвовать в играх любого вида. Сюжеты игр для прогулок подбирает такие, чтобы ребята использовали всю площадь зала или участка.

Необходимо дозировать двигательную нагрузку детей. Ходьба на лыжах не должна превышать 15–20 мин., с перерывом на отдых (2–3 минуты). В хороший летний день можно совершить прогулку на расстояние 2 км при условии отдыха через каждые 20 мин. пути и в середине экскурсии – привал до получаса.

Во время утренней гимнастики и физкультурных занятий важна дозировка упражнений, укрепляющих мышцы спины, шеи, рук, ног – не более 5–6 повторений. Следует дозировать нагрузку для мелких мышечных групп при выполнении трудовых поручений: во время уборки листьев вес груза на носилках не должен превышать 2,5 кг. Следует  развивать мускулатуру предплечья и кисти: на физкультурных занятиях использовать упражнения с мячами, кубиками, флажками; в быту учить ребят пользоваться вилкой, застегивать мелкие пуговицы; в играх предлагать мелкие кубики, кегли, простейший конструктор.

Источник