Нооклерин ребенку 5 лет

Нооклерин ребенку 5 лет thumbnail

Нооклерин для детей: инструкция по применению

Лекарства, называемые ноотропами, востребованы при разных нарушениях работы нервной системы, проблемах с памятью, сном, вниманием, обучением. К этой группе лекарственных средств относится и «Нооклерин». Такой медикамент чаще выписывают взрослым, так как он противопоказан в раннем возрасте, но иногда его назначают школьникам и подросткам.

Нооклерин ребенку 5 лет

Форма выпуска и состав

«Нооклерин» является продуктом компании «Пик-Фарма», в ассортименте лекарственных средств которой есть такие популярные препараты, как «Элькар» и «Пантогам». Единственная лекарственная форма «Нооклерина» – это раствор, который нужно принимать внутрь. Он продается в бутылочке из темного стекла в объеме 100 мл. К флакону прилагается мерная 5-миллилитровая ложечка, на которой есть пометка «1/2», чтобы отмерять 2,5 мл, а иногда и пометка «1/4», позволяющая набрать 1,25 мл.

Нооклерин ребенку 5 лет

Сам раствор имеет желтый или розовый оттенок и специфически пахнет. Его главный компонент называется деанола ацеглуматом и состоит из двух соединений: деанола и ацетилглутаминовой кислоты. Их дозировка в 1 мл раствора составляет 200 мг (то есть концентрация такого препарата – 20%), а одна полная мерная ложка содержит 1 г активных веществ. Дополнительными ингредиентами лекарства выступают пропилпарагидроксибензоат, очищенная вода, ксилитол и метилпарагидроксибензоат.

Нооклерин ребенку 5 лет

Принцип действия

Строение действующих компонентов «Нооклерина» напоминает химическую структуру соединений, которые являются метаболитами головного мозга. У препарата отмечают нейропротекторные свойства, то есть его прием защищает ткани головного мозга от вредных воздействий. Кроме того, при применении «Нооклерина» обеспечиваются следующие эффекты:

  • улучшение памяти;
  • повышение активности – как психической, так и двигательной;
  • облегчение обучения;
  • устранение астении;
  • улучшение концентрации внимания.

Нооклерин ребенку 5 лет

Нооклерин ребенку 5 лет

Показания и противопоказания

В детском возрасте «Нооклерин» выписывают при астенических или невротических расстройствах. Еще препарат включают в комплекс для ускорения восстановления после черепно-мозговых травм. Его также могут назначать для улучшения внимания и памяти, в том числе и при умственной отсталости.

Нооклерин ребенку 5 лет

Нооклерин ребенку 5 лет

«Нооклерин» противопоказан детям до 10 лет. Если ребенок младше, ему выписывают другой ноотропный препарат, разрешенный для его возраста.

Раствор нельзя давать пациентам с индивидуальной гиперчувствительностью к любому его компоненту, а также при серьезных патологиях почек. Помимо этого, «Нооклерин» не назначают при инфекционном поражении головного мозга, патологиях крови и тяжелых болезнях печени. Такой медикамент также не используют у больных с психотическим состоянием или лихорадкой.

Нооклерин ребенку 5 лет

Побочные эффекты

Любой ингредиент «Нооклерина» может вызвать сыпь на коже или другую аллергическую реакцию, при развитии которой требуется немедленная отмена лекарства. Среди других побочных эффектов препарата встречаются проблемы со сном, запоры, головные боли, похудение. Если они возникли у ребенка, об этом следует сообщить лечащему врачу.

Инструкция по применению

«Нооклерин» дают детям 10-12 лет по 0,5-1 г в сутки, что соответствует половинке или целой мерной ложке. С двенадцатилетнего возраста дозировку увеличивают вдвое, то есть дают подростку 1-2 г активного вещества в сутки, которое он может получить из 1-2 мерных ложечек. Указанную суточную дозу препарата делят на два или на три приема, но последний раз давать раствор ребенку можно не позже, чем за четыре часа до сна.

Принимать «Нооклерин» нужно продолжительное время. Чаще всего раствор выписывают курсом от 1,5 до 2 месяцев, и при необходимости его повторяют дважды или трижды в год. Необходимость повторного курса приема обязательно нужно уточнять у врача.

Нооклерин ребенку 5 лет

Нооклерин ребенку 5 лет

Передозировка

Слишком большая доза раствора усилит побочные эффекты «Нооклерина», например, спровоцирует запор, бессонницу, кожный зуд или головную боль. При выявлении передозировки нужно промыть желудок и дать ребенку сорбент. Что касается одновременного назначения «Нооклерина» с другими лекарствами, то такой раствор способен усиливать действие препаратов, которые стимулируют функции ЦНС.

Условия продажи и хранения

«Нооклерин» продается по рецепту, поэтому сначала ребенка должен осмотреть специалист, который и определит, нужен ли такой ноотроп маленькому пациенту. Средняя цена одной бутылочки лекарства составляет 400 рублей.

Хранить запечатанный раствор дома допустимо при температуре ниже +25 градусов в течение всего срока годности (3 года от даты выпуска), но содержимое вскрытого флакона можно применять не дольше 1 месяца. Если после первого использования прошло больше времени, препарат нужно выбросить, даже если раствор внутри флакона еще остался.

Нооклерин ребенку 5 лет

Отзывы

О применении «Нооклерина» отзываются в основном положительно. Мамы называют его действенным и доступным, а дети переносят такое средство хорошо (побочные эффекты встречаются редко).

Среди минусов препарата указывают неприятный вкус, наличие в составе химических добавок, ограничение по возрасту и недлительное хранение.

Аналоги

Если нужно заменить «Нооклерин» похожим лекарством, врач порекомендует другое ноотропное средство, например:

  • уколы «Церебролизина»;
  • таблетки «Адаптол»;
  • капли в нос «Семакс»;
  • таблетки «Фенибут»;
  • сироп или таблетки «Пантогам»;
  • инъекции «Кортексина»;
  • таблетки для рассасывания «Тенотен детский»;
  • раствор «Когитум»;
  • суспензия или таблетки «Энцефабол».
Читайте также:  Кружок пения для ребенка 5 лет

Многие из этих лекарств, в отличие от «Нооклерина», разрешены для детей до 10 лет, но выбирать такой аналог следует только вместе с лечащим врачом, ведь все они содержат разные соединения, отличаются механизмом действия на мозг и противопоказаниями.

Подробнее о детских неврологических проблемах расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Источник

Комментарии

Опубликовано в журнале:

«Практика педиатра», сентябрь 2011, с. 40-44

Н.К. Сухотина, И.Л. Крыжановская, Т.А. Куприянова, В.В. Коновалова, ФГУ «Московский НИИ психиатрии» Минздравсоцразвития РФ

Последние десятилетия характеризуются ростом пограничных психических расстройств среди детей и подростков, существенно превышая аналогичные показатели у взрослых.

С одной стороны, это обусловлено неблагополучным перинатальным фоном у значительной части детей, достигающим по некоторым формам пограничной психической патологии 81,3–86,7% [2, 6]. С другой стороны, интенсификация психогенных нагрузок, возрастающие требования к когнитивным возможностям детей в процессе школьного обучения становятся факторами риска возникновения и развития пограничных психических расстройств.

Современные ноотропы

Проведенные нами исследования показали эффективность дифференцированного использования современных нейрометаболических стимуляторов из группы ноотропных препаратов при лечении и профилактике пограничных психических расстройств, формирующихся на резидуально-органическом фоне в детском и подростковом возрасте [7, 8].

Нооклерин (деанола ацеглумат; компания «ПИК-ФАРМА») по химической структуре близок к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Клинические исследования Нооклерина, проведенные у взрослых пациентов, свидетельствуют, что препарат обладает отчетливой ноотропной и психостимулирующей активностью, эффективен при лечении астенических и астено-депрессивных состояний [1, 3, 5]. Клиническое испытание препарата Нооклерин в качестве антиастенического средства у подростков с функциональной астенией также показало, что препарат является эффективным и безопасным средством терапии таких пациентов [4].

Клиническое исследование

С целью оценки эффективности и переносимости Нооклерина у детей и подростков с пограничной психической патологией, формирующейся на фоне резидуальной органической недостаточности ЦНС, нами было проведено открытое несравнительное простое плацебо-неконтролируемое исследование.

Под наблюдением находилось 52 ребенка (31 мальчик и 21 девочка) в возрасте от 7 до 16 лет с различными проявлениями церебральной астении (астено-гиподинамическими, астено-гиперстеническими, астено-гипотимическими, астено-вегетативными с эмоциональной и вегетативно-сосудистой лабильностью, наличием или отсутствием легкой когнитивной продуктивности), а также с невротическими расстройствами (астено-дистимическими, тревожно-дистимическими, фобическими). Дети и подростки с выраженными когнитивными нарушениями, укладывающимися в картину общей задержки психического развития и умственной отсталости, в исследование не включались. Дети наблюдались в стационарных (включая дневной стационар) или амбулаторных условиях.

Поскольку в исследование вошли все дети, обратившиеся за помощью в МНИИП с пограничными психическими расстройствами, сформировавшимися на фоне резидуальноорганической недостаточности ЦНС, выделение репрезентативных групп сравнения оказалось невозможным в связи с дроблением обследуемых на множество малочисленных групп, недостаточных не только для статистического анализа, но и для эмпирической оценки эффективности препарата. В связи с этим оценка эффективности проводилась у всех детей, имеющих отмеченные выше расстройства, путем сравнения исходных значений с промежуточными и конечными показателями.

Оценивались:

  1. Выраженность церебральной астении и невротических расстройств в баллах, определяемых по шкале общего клинического впечатления.
  2. Динамика психоэмоционального состояния детей по результатам психологического тестирования:
    • уровень реактивной и личностной тревожности (шкала оценки Спилбергера – Ханина), у детей младшего возраста – при помощи Test anxiety scale for children;
    • уровень депрессивности по данным М. Kovacs, опросник Children depression inventory (CDI).
  3. Динамика когнитивной продуктивности по результатам психологического тестирования:
    • методика на исследование внимания (вариант корректурной пробы с геометрическими фигурами с обучающим компонентом) – Letter international perfomance scales (LIPS), Attentional substained scale;
    • субтест «Кодирование» из теста Векслера на исследование внимания;
    • исследование слуховой вербальной оперативной и долговременной памяти (заучивание 10 слов по методике А.Р. Лурия);
    • субтест «Повторение цифр» из теста Векслера на исследование слуховой вербальной памяти, внимания (воспроизведение цифр в прямом и обратном порядке);
    • методика на исследование произвольной образной зрительной памяти – запоминание мест расположения карточек с предметными изображениями (вариант методики Т.В. Розановой, модифицированный Т.Н. Прилепской);
    • методика на исследование образной зрительной памяти (произвольное запоминание мест и ракурса расположения схематических изображений, предъявляемых одновременно).

В ходе клинического исследования для терапии пограничных психических расстройств использовался 20%-ный раствор Нооклерина для приема внутрь (100 мл во флаконе). Лечебная суточная доза Нооклерина устанавливалась в течение 1-й недели и составляла у детей 7–12 лет 0,5–1,0 г (1,0 г препарата содержится в 5 мл или 1 чайной ложке раствора), у детей старше 12 лет – 1,0–2,0 г. Суточная доза распределялась на 2 приема (утро и день). Курс лечения составлял 1 месяц. Преимущественно имела место монотерапия. Комплексная терапия с присоединением препаратов вазоактивного и мочегонного действия, транквилизаторов, мягко действующих нейролептиков и антидепрессантов назначалась в случаях неэффективности монотерапии, наблюдавшихся при синдромально очерченных невротических расстройствах. Все больные, составившие выборку, прошли полный курс лечения.

Читайте также:  Сколько раз мыть ребенка 5 лет

Результаты исследования

Полученные нами данные подтверждают отчетливое ноотропное и мягкое стимулирующее действие Нооклерина. Он эффективен при различных вариантах расстройств астенического круга (астено-гиподинамических, астено-гиперстенических, астено-гипотимических, психовегетативных с эмоциональной и вегетативно-сосудистой лабильностью, а также при наличии невротического спектра расстройств (астено-дистимического, тревожно-дистимического, фобического и астено-соматовегетативного) (табл. 1).

Таблица 1
Динамика клинико-психоневрологических и клинико-психопатологических показателей при приеме Нооклерина в баллах шкалы общего клинического впечатления

ПоказательЧисло детей
с данным
показателем
Средняя
выраженность
показателя
до лечения
Средняя
выраженность
показателя
после лечения
Р
Утомляемость, истощаемость362,2±0,0621,0±0,043<0,001
Сенсорная гиперестезия202,17±0,131,31±0,07<0,001
Головная боль112,19±0,150,67±0,12<0,01
Головокружения111,41±0,170,64±0,12<0,05
Колебания АД71,4±0,1510,68±0,02<0,001
Гипергидроз111,32±0,0251,05±0,02>0,05
Другие сомато-вегетативные нарушения141,57±0,130,89±0,048<0,01
Расстройства невротического спектра
Эмоциональная лабильность272,39±0,051,09±0,014<0,001
Гипотимия51,8±0,10,9±0,021<0,001
Ситуационная тревога181,92±0,081,14±0,1<0,05
Беспредметная тревога41,5±0,390,67±0,42>0,05
Фобии предметные92,17±0,181,06±0,095<0,001
Диссомнические расстройства121,76±0,1030,63±0,04<0,001
Расстройства патохарактерологического спектра
Повышенная эмоциональная возбудимость181,8±0,111,3±0,08>0,05
Агрессивность111,23±0,151,0±0,12>0,05
Драчливость81,44±0,1061,1±0,08>0,05
Гиперкинетические расстройства122,1±0,131,5 ±0,09<0,05
Негативизм81,6±0,191,06±0,16>0,05
Обидчивость, сенситивность121,8±0,121,18±0,09<0,05

Большинство проявлений патохарактерологического спектра, такие как грубость, гедонистический тип поведения, отгороженность, неустойчивость мотивации и побуждений к деятельности, сексуальная расторможенность и др., в процессе приема Нооклерина практически не имели существенной динамики, в связи с чем в статье они не анализируются.

Интересны предварительные данные (имеются лишь единичные наблюдения) о динамике сопутствующего стойкого энуреза (ранее терапия другими препаратами была нерезультативна): при приеме Нооклерина положительная динамика достигла 83,33%.

Минимальные изменения или их отсутствие отмечены при нарушениях поведения, гиперкинетических и характерологических проявлениях. Недостаточно эффективной оказалась монотерапия Нооклерином при лечении синдромально очерченных стойких тревожно-депрессивных и некоторых форм фобических расстройств.

Динамика психоэмоционального состояния детей в процессе приема Нооклерина оценивалась не только с помощью клиникопсихопатологических показателей по результатам шкалы общего клинического впечатления, но и с использованием специальных патопсихологических методик (табл. 2).

Таблица 2
Динамика реактивной и личностной тревожности при приеме Нооклерина по данным методики Спилбергера–Ханина

ПоказательСредняя
выраженность
показателя
до лечения
Min и max
значения
показателя
до лечения
Средняя
выраженность
показателя
после лечения
Min и max
значения
показателя
после лечения
Р
Реактивная тревожность32,75±2,359–5821,86±1,5310–42<0,001
Личностная тревожность48,46±1,6827–6239,42±1,1530–54<0,001

Как видно из представленных данных, к концу приема Нооклерина в среднем в группе обследованных детей отмечалось достоверное уменьшение показателей реактивной и личностной тревожности по сравнению с исходными данными. В детском депрессивном тесте (CDI) средние показатели во всех 5 шкалах уменьшились на 1,78–5,01 значения (в среднем на 2,74 балла), но ни в одном случае не достигли статистически достоверных различий. Минимальные изменения отмечались в шкале Е (негативное отношение к себе) и С (неуспешность) – на 2,06 значения. Близкие по оценкам изменения отмечались в шкале В (межличностные отношения) – на 2,22 балла, А (плохое настроение) – на 2,8 балла. Наиболее отчетливые изменения были в шкале Д (ангедония – безрадостность) – на 5 баллов.

Внимание

Изучение динамики процесса внимания выявило улучшение его концентрации и увеличение объема у 80% детей, участвовавших в выполнении методики «Кодирование» (35 детей) и пробы Letter (35 детей); 15 детей выполнили обе методики (табл. 3).

Таблица 3
Динамика показателей внимания при приеме Нооклерина в баллах по данным методики «Кодирование» и пробы Letter

МетодикаЧисло детей, участвовавших в исследованииСредние значения показателя до леченияСредние значения показателя после леченияР
«Кодирование»3539,6±1,3747,6±1,68<0,001
Проба Letter3595,5±2,0107,0±2,22<0,05

Как видно из представленных данных, к концу лечения разница исходных показателей внимания по сравнению с конечными носила отчетливый статистически достоверный характер. Исследование различных вариантов памяти, в отличие от других вышеотмеченных показателей, выявило минимальные изменения или их отсутствие.

Читайте также:  Детокс ребенку 5 лет

Слуховая вербальная память

Воспроизведение 10 слов: среднее количество слов на одного ребенка по 5 предъявлениям повысилось на 0,16 (с 34,92 до 35,08); минимальное и максимальное число воспроизведенных слов (у отдельных детей не выявило никаких изменений) колебалось от 2 до 10. Число детей с положительной динамикой составило 45,8% от общего числа обследованных. Отсроченное воспроизведение показало, что существенных изменений в отношении среднего количества воспроизведенных слов у детей после приема Нооклерина не отмечалось. Положительная динамика запоминания выявлена у 25% детей. У 29% детей отмечено статистически недостоверное незначительное уменьшение отсроченного воспроизведения после лечения Нооклерином. Отсутствие динамики отмечалось у 46% детей. Повторение цифр в прямом и обратном порядке также не показало существенных изменений после приема Нооклерина. Положительная динамика запоминания обнаружена у 24% и 36% детей (на 1–3 цифры); статистически недостоверная отрицательная динамика запоминания отмечена у 40% и 20% детей (на 1–2 цифры); без изменений – у 36% и 44% детей.

Зрительная образная память

По предметным изображениям в целом отмечено улучшение, не достигавшее по группе статистически значимых значений.

  1. По месту расположения карточек увеличение узнавания отмечалось у 67% детей в диапазоне 0,25–5,25 балла. Статистически недостоверное уменьшение показателей после лечения отмечено у 25% детей (на 1–5 баллов). Отсутствие динамики отмечено у 8% детей. Среднее увеличение баллов на одного ребенка составляло 0,65 балла.
  2. По успешности воспроизведения названий увеличение отмечено у 58% детей в диапазоне 1–7 баллов. Статистически недостоверное уменьшение показателей отмечалось у 28% детей (на 1–2 балла). У 14% детей изменений в процессе лечения не отмечалось. Увеличение среднего числа баллов на каждого ребенка составляло 1,4 балла.
  3. По схематическим изображениям отмечена положительная динамика после приема Нооклерина у 82% детей в диапазоне 0,5–10,25 балла. Статистически недостоверная отрицательная динамика отмечена у 14% детей (уменьшение показателей на 0,25–2,5 балла). Отсутствие динамики отмечено у 4% детей. С учетом показателей динамики всех обследованных детей среднее количество баллов на одного ребенка возросло на 2,19.

Таким образом, показатели динамики зрительной образной памяти демонстрируют лучшие результаты, чем слуховой вербальной памяти. И если в целом по группе положительная динамика имела статистически недостоверный характер, то по группе детей – так называемых респондеров изменения носили существенный статистически достоверный характер.

Заключение

Исследование эффективности применения Нооклерина в терапии детей и подростков с пограничной психической патологией, формирующейся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС, свидетельствует о том, что препарат обладает отчетливым ноотропным и психостимулирующим действием, эффективен при различных вариантах церебрастенического синдрома (астено-гиперестетического, астеногиподинамического, астено-вегетативного с эмоциональной и вегетативно-сосудистой лабильностью, легким снижением когнитивной продуктивности, чувствительностью к дополнительным физиогенным и психогенным воздействиям) и расстройствах невротического спектра в виде астено-дистимических, тревожно-дистимических, фобических, астено-соматовегетативных проявлений. Антиастеническое, психостимулирующее действие Нооклерина в подавляющем большинстве не сопровождается усилением психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости, поведенческих расстройств.

Применение Нооклерина в терапии расстройств патохарактерологического спектра, формирующегося на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС, является эффективным при отдельных формах проявлений тревожной личности. Дети и подростки становятся более уверенными в себе, меньше теряются в новой обстановке, что находит подтверждение не только в особенностях их поведения, но и в результатах психологического тестирования. Положительный эффект отмечен и у детей с энцефалопатической формой гиперкинетических расстройств.

Изменение когнитивных показателей в процессе лечения Нооклерином показало их неоднозначный характер, что требует дальнейшего исследования в более узких группах. Изучение функции внимания выявило отчетливое позитивное влияние препарата на улучшение концентрации и увеличения его объема у 80% детей. Исследование видов памяти показало различную динамику вербальной слуховой и зрительной образной памяти при приеме Нооклерина. Динамика вербальной слуховой памяти носила минимальный характер по группе в целом. Лучшие показатели были отмечены при изучении зрительной образной памяти, которые у 45% детей и подростков носили к концу лечения Нооклерином отчетливый положительный характер. Неоднородность результатов, полученных при исследовании различных видов памяти, совпадает с результатами исследования Т.А. Рогачевой у взрослых больных эпилепсией, что свидетельствует о различных патогенетических механизмах формирования данного вида когнитивных расстройств [5].

Таким образом, Нооклерин является одним из препаратов класса нейрометаболических стимуляторов, отличающимся оригинальным спектром действия на непсихотические психические расстройства.

Список литературы находится в редакции.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник