Ноги ребенка в год и 4 месяца

Ноги ребенка в год и 4 месяца thumbnail

Авторы: Шлыков Кирилл

Человеческие детеныши — дети — в процессе роста и развития претерпевают значительные изменения. Это касается и мышц, и нервной системы, и костей. Последние не просто увеличиваются в размерах, а меняют свою форму (иногда в принципиально противоположном направлении). В связи с этим некоторые формы, деформации и отклонения, считающиеся таковыми для взрослого, в определенные этапы развития ребенка являются абсолютно нормальными.

Для новорожденного характерна О-образная форма ног. Колени смотрят кнаружи. Своды стоп (без нагрузки!) присутствуют, стопы развернуты внутрь. Колени чуть согнуты. Вообще до 2–3 месяцев жизни младенцам свойственен физиологический гипертонус мышц, поэтому объем движения в суставах несколько ограничен. Самое главное в 1–2 месяца — исключить врожденную патологию и отследить правильность формирования тазобедренных суставов.

Дальше с 2 до 7–8 месяцев идет формирование мышечной системы и формирование изгибов позвоночника (последнее тоже очень важно для правильного формирования стоп). Формируются важные навыки переворачивания, удержания головы. Ребенок учится активно сидеть и ползать.

К моменту вставания (8–9 месяцев) ребенок должен иметь сильные мышцы, поэтому неправильно использовать различные приспособления (ходунки, прыгунки, тележки). Они помешают малышу САМОстоятельно овладеть этими функциями. В этот период О-образная деформация стоп сохраняется, ребенок широко расставляет ноги, стопы могут разворачиваться кнаружи. При нагрузке стопы абсолютно плоские, заваливаются внутрь. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (до 30–40 градусов). Дети часто любят сидеть в W-позиции (ноги согнуты и разведены, ягодицы между стоп). Особенности строения детских костей обеспечивают это. Но находится в такой позиции (особенно длительно) я не рекомендую.

В 9–14 месяцев ребенок совершает первые шаги. Походка неуверенная, ребенок широко расставляет ноги, вся нога поворачивается кнутри (в разной степени выраженности). В этот период важно дать малышу научиться самому держать равновесие. Ничего страшного, если он будет иногда опускаться на четвереньки, садиться на пол, спотыкаться, падать. Этот этап очень важен и нужен для того, чтобы в более старшем возрасте его мышцы, суставы и мозг были обучены управлению и координации. Самое главное — максимально уберечь малыша от неудачных падений и травм. Шлем, наколенники-налокотники или просто ваш постоянный контроль.

К полутора годам ребенок обучается держать себя уверенно, ноги в коленях и голени постепенно выпрямляются или даже переходят в Х-образную форму. Именно такая форма усиливается до 3–3,5 лет. При ходьбе у многих выявляется выраженный заворот стопы кнутри (пальцами внутрь) преимущественно за счет костей голени (колено при этом смотрит прямо или слегка кнаружи). Стопы все еще заваливаются внутрь, но контур уже не должен выступать сильно за внутренний край стопы. В этот период и до 3–4 лет ребенок начинает периодически без видимой причины вставать и ходить на носочках. В норме последнее должно быть лишь иногда, эпизодически, то есть полная опора на стопу в остальное время должна присутствовать.

К 2–2,5 годам ребенок уверенно ходит, прыгает. Колени Х-образно деформированы. Начинает появляться свод с внутренней стороны, но визуально стопа остается плоской. Самое главное, чтобы уплощение и завал стопы были симметричны и не наблюдалось нарушений в вышележащих отделах (таз, позвоночник, положение головы и прикус).

В 3–4 года Х-образность коленей достигает максимума. Ходьба пальчиками внутрь исчезает или значительно уменьшается. Косолапость остается лишь за счет разворота бедра. Медиальная арка свода становится выраженной (при нагрузке 4/5 площади подошвы контактируют с поверхностью), вальгусная установка стопы уменьшается. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (но угол поворота не должен превышать 20–25 градусов).

К возрасту 4–6 лет Х-образность ног начинает уменьшаться, своды стоп при нагрузке становятся выраженнее, контакт следа с поверхностью уменьшается до 2/3. Ребенок уверенно ходит, бегает, прыгает, стоит на одной ноге. На носочках свод очень выражен, стопа на носках устойчива.

В возрасте 7–8 лет колени уже почти «ровные» (нормальные относительно взрослого). Завал стопы внутрь отсутствует, медиальная арка свода стопы выражена за счет окончательного заворота переднего отдела кнутри. Стопы, при прямом положении колена несколько развернуты кнаружи.

К 9–10 годам скрученность бедренной кости уменьшается практически до показателей взрослого. На этом заканчивается торсионное развитие нижних конечностей, обеспечивающее правильные функции ног при ходьбе.

Естественно, все описанное — это лишь средние показатели, как бывает обычно. В любом случае лучше не игнорировать сроки профилактических осмотров и вовремя приходить на прием к ортопеду. Особенно же необходимо посещение ортопеда, если имеются жалобы на боль или повышенную утомляемость при ходьбе.

(Как правильно выбрать обувь ребенку, читайте здесь.)

опубликовано 23/10/2018 16:16
обновлено 29/10/2018
— Уход за ребенком, гигиена, Рост и развитие

Источник

Поскольку детская ножка растет очень быстро, покупать обувь малышам приходится часто. Не секрет, что прогулка по магазинам в поисках подходящего товара занимает много времени и может оказаться весьма утомительной для маленького ребенка. По этой причине многие родители предпочитают снять мерки со своих детей, в данном случае измерить размер ноги ребенка по возрасту и, оставив малышей дома с бабушками или дедушками, отправиться за покупками. Как узнать размер ножки маленького ребенка по месяцам, как определить размер детской обуви по возрасту ребенка? На эти и другие актуальные вопросы ответит данная статья.

Чтобы детская обувь была удобной, нужно правильно определить размер ноги и подобрать соответствующее изделие

Чтобы детская обувь была удобной, нужно правильно определить размер ноги и подобрать соответствующее изделие

Очевидно, что недавно родившийся младенец не нуждается в обуви. В качестве аналога в данном возрасте используются носочки и теплые пинетки. Спустя некоторое время малыш подрастает и уже начинает самостоятельно ходить. С этого момента возникает необходимость в ношении обуви.

Как узнать размер ноги ребенка

Узнать примерный размер ноги маленького ребенка в домашних условиях совсем несложно. Для этого можно воспользоваться несколькими способами:

  • Измерить стопу с помощью сантиметра;
  • Воспользоваться классической формулой;
  • Применить таблицу размеров ноги по возрасту ребенка.

На заметку. Если для вычисления размера детской стопы применяется таблица, то важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально. Поэтому размер ножки в каждом отдельном случае может несколько отличаться от общеустановленных стандартов, которые указаны в размерной сетке. Чтобы новая обувь оказалась удобной и полностью подходила по размеру, необходимо учитывать не только длину стопы, но  также возраст и рост малыша.

Длина стопы ребенка в разном возрасте

Если нужно определить размер стопы грудного ребенка, который еще не может крепко стоять на ножках, то необходимо сделать следующее:

  1. Осторожно взять стопу младенца.
  2. Распрямить ее.
  3. Следить за тем, чтобы грудничок не поджимал пальчики, в противном случае результат получится неверным.
  4. Взять жесткую линейку и замерить расстояние от кончика самого большого пальца до пяточки (самая крайняя точка).
  5. Произвести аналогичные действия со второй ножкой годовалого крохи.
  6. При измерении следует учитывать наибольшие значения.
  7. Сравнить результат с табличными данными.

Совет. Чтобы узнать длину стопы ребенка до года, можно воспользоваться веревочкой: ее прикладывают к ноге тем же способом, что описан выше, затем измеряют линейкой и фиксируют результат.

Существуют классическая формула определения длины стопы, а также способ измерения по полноте (подъему). Первый вариант предполагает суммирование следующих значений:

  • Длина стопы;
  • Пространство для роста ноги;
  • Пространство для смещения стопы во время движения.
Читайте также:  Ребенку 4 года когда давать жаропонижающее ребенку

Второй вариант (по полноте) предполагает измерение стопы по самым широким местам носочной области. Данный параметр обозначается пятью латинскими буквами: первые две характеризуют худую ножку, вторые две – среднюю полноту или чуть выше среднего, последняя – полную ножку с широкой и высокой стопой. Чтобы установить точное значение, к каждой букве может прибавляться знак половинчатости. Последующий параметр отличается от предыдущего на 7 мм, половинчатость составляет 3,5 мм.

На заметку. Параметр измерения ноги по полноте на детской обуви указывается редко. В основном для малышей выпускается универсальная обувь без учета подъема. Такие изделия имеют застежки, шнурки, липучки или другие средства фиксации. В то же время некоторые модели обуви на летний сезон предусматривают регулировку полноты посредством застежек.

Как узнать детский размер стопы

Самый простой и наиболее распространенный способ определить длину стопы ребенка – с помощью сантиметровой ленты. Для этого нужно сделать следующее:

  1. Подготовить лист бумаги, карандаш и линейку.
  2. Попросить малыша встать на чистый лист бумаги.
  3. Стопа должна располагаться на плоскости ровно. Важно, чтобы ребенок не поджимал пальцы.
  4. Стопу обводят карандашом. Еще один вариант – поставить на бумагу смоченную водой ножку.
  5. Полученный силуэт или отпечаток измерить сантиметром.
  6. Сверить полученную цифру с данными метрической сетки и определить размер.

Важно! Аналогичные действия следует произвести и со второй стопой. Дело в том, что размер одного следа практически всегда получается больше второго. Из двух полученных значений выбирать нужно большее.

Во время измерения нужно следить, чтобы ножки ребенка стояли ровно, и малыш уверенно и полностью опирался на стопы. По окончании процедуры к результату необходимо прибавить 1/2 см (если планируется покупать летнюю обувь) или 1,5 см (для зимней обуви). Благодаря этому, сапожки не окажутся слишком велики и в то же будут хорошо сидеть на ногах, одетых в теплые носки. Кроме того, внутри останется свободное пространство для воздуха, что позволит обуви сохранять тепло как можно дольше.

Обводят стопу для определения размера

Обводят стопу для определения размера

Чтобы сравнивать длину стопы с размером обуви в магазине, можно вырезать трафарет и прикладывать его к подошве изделий подобно стельке.

На заметку. Замеры лучше делать в вечернее время, поскольку за день стопа подвергается физической нагрузке, отчего к ночи несколько увеличивается в размерах. Кроме того, вечером кровоток улучшается, что также влияет на длину стопы.

Длину стопы месячного ребенка определяют каждые 3 месяца, у детей в возрасте 6-10 лет размер ноги устанавливают каждые 5 месяцев.

Данный способ имеет несколько преимуществ:

  • позволяет получить наиболее точные значения;
  • процесс легко осуществим;
  • показатели не зависят от пола, конкретного возраста и роста малыша.

Важно! Полученные цифры нельзя округлять. Учитывать нужно каждый миллиметр, тогда ошибиться с выбором подходящей обуви будет практически невозможно.

Как быстро растет ножка

Детские стопы растут каждый день, однако изменения эти становятся заметны лишь к определенному времени. На момент появления на свет длина стопы новорожденного составляет около 7,5 сантиметров. В дальнейшем размер стопы очень быстро увеличивается. За второй год жизни ножки вырастают на 2-3 сантиметра, столько же стопы прибавляют за третий год. Процесс роста прекращается к 15 годам, к этому времени размер ноги составляет 23-26 сантиметров. У девочек рост завершается раньше, чем у мальчиков – в 11-14 лет, в то время как у вторых данный период может продолжаться до 18 лет.

По мере увеличения стопы меняются также ее форма и структура. Для каждого возрастного периода подбираются определенные виды обуви, которые учитывают особенности развития ребенка.

Таблица по возрасту в сантиметрах

Чтобы ножка ребенка развивалась нормально, малыш должен носить подходящую размеру стопы обувь. Важно, чтобы детские ботиночки не были слишком большими или слишком маленькими. В противном случае может произойти деформация стопы. Установить длину стопы ребенка в соотношении с возрастом поможет специальная таблица.

Таблица соответствия размеров детской обуви

Таблица соответствия размеров детской обуви

Как правильно покупать обувь

Ребенок имеет свойство очень быстро вырастать из одежды и обуви. Не стоит экономить на ботиночках для ребенка, то есть покупать изделия сразу на несколько лет. Лучше приобретать обувь подходящего размера с небольшим запасом. В противном случае в первом сезоне она окажется велика, а к следующему, вероятнее всего, будет уже тесновата.

Для малышей в возрасте от годика до трех лет обувь выбирают с учетом следующих нюансов:

  • Нога у ребенка на данном этапе развития растет на 2-3 см в год;
  • Замеры проводятся один раз в месяц;
  • Обувь в этот период носится всего один сезон, поэтому не имеет смысла приобретать изделия впритык. Однако запас не должен превышать один-полтора см, так как в этом возрасте малыш учится ходить и много двигается, и стопа должна четко фиксироваться, иначе ребенок будет часто падать.

По возрасту обувь можно подобрать только при стандартных показателях роста и веса:

  • Для детей в возрасте 6-9 лет подойдет размер 17;
  • Для 9-12 лет – 18;
  • Для 12-18 лет – 19.

Изделия для малышей от 3 до 6 лет выбирают в соответствии с такими правилами:

  1. Размер ноги увеличивается на 2 размера в год.
  2. Замер стопы производят один раз в 2-3 месяца.
  3. Запас обуви должен составлять 0,5-1 см. Если для ребенка обувь 25 размера стала тесной, то рекомендуемый размер новой пары изделия составляет 26-27. Небольшое свободное пространство в ботиночках позволит детским стопам нормально развиваться, не нарушит их форму. 28 размер в этом случае не подойдет, так как в этом сезоне обувь будет малышу откровенно велика, а на следующий год понадобится новая пара – уже 29 размера.
  4. Ботиночки с супинаторами на данном этапе развития стоит покупать только по рекомендации врача.

Если ребенку от 6 до 10 лет, выбор обуви происходит при таких особенностях:

  1. Размер ноги увеличивается на 1-3 см в год.
  2. Определение размера стопы проводится каждые 3-4 месяца.
  3. В 6 лет у ребенка уже затвердевают хрящевые ткани, стопы обретают четкую фору и подъем.

При покупке детских ботиночек в интернете нужно обращать внимание на такие детали:

  • Размер левой и правой ноги может различаться (максимальная разница – 6 мм), поэтому после замера фиксируются оба значения, и выбор делается в пользу того, который больше;
  • Во время движения стопа смещается немного вперед. Поэтому при ношении слишком тесных ботинок не будет свободного пространства для пальчиков. В результате ребенку будет тесно в такой обуви, и ходьба затруднится. Таблица размеров детской обуви учитывает припуск;
  • Если зимние сапожки оказались чересчур просторными, исправить ситуацию поможет плотная шерстяная стелька, которая уменьшит обувь на пол размера;
  • Не стоит надеяться на разнашивание ботинок, так как ножка ребенка постоянно и быстро растет.

Если пренебречь выше перечисленными правилами, у малыша могут возникнуть проблемы такого характера:

  1. При покупке обуви на вырост:
  • Нога при движении не зафиксирована, что препятствует нормальной ходьбе, в результате повышается риск получения травм;
  • Появляются мозоли;
  • Ноги быстро устают, так как во время движения мышцы сильно напрягаются, чтобы удержать ботиночки на стопе;
  • Походка становится шаркающей.
  1. При ношении слишком тесной обуви:
  • Меняется форма пальцев, так как они постоянно подгибаются. Подобная ходьба негативно сказывается на осанке;
  • Вследствие того, что сдавливаются сосуды, ноги быстрее замерзают.
Читайте также:  Что рисует ваш ребенок в 4 года

Размерная сетка в разных странах

При измерении детской ножки с помощью линейки в качестве результата получается размер в метрической системе (мм). Раньше была единственная система, с помощью которой указывался размер детской обуви в см, равный длине стопы. Разница между размерами была 5 мм. Сейчас распространение получила другая система – штихмассовая. В данном случае размер указывается в так называемых штихах, каждый из которых равен 0,66 см.

В Европе размер ноги определяется с помощью штихмассовой системы. В России чаще всего применяется метрическая, однако в последнее время популярность набирает также и первый вариант.

Важно! Производители в разных странах ориентируются на свои размерные сетки (длина стопы может определяться в см, дюймах, штихах и прочее), поэтому при выборе изделия нужно обращать внимание на фирму-производителя и учитывать размеры по соответствующим таблицам.

Таблица размеров в разных странах

Таблица размеров в разных странах

Признаки правильного выбора обуви:

  • Ботиночки надеваются и снимаются достаточно легко;
  • Обувь сидит хорошо, нога в ней четко зафиксирована и в то же время не зажата;
  • Пальцы ребенка должны доставать до носка обуви, но не упираться в него;
  • Мизинец взрослого человека можно уместить между задником ботинка и пяткой ребенка.

Как определить тесную обувь

Обувь всегда должна иметь небольшой запас. Определить его можно по стельке изделия, которую на данный момент носит малыш. К длине стельки нужно прибавить несколько сантиметров, тогда получится оптимальный размер для ребенка.

Чтобы понять, что запас выбран неправильно, нужно обратить внимание на следующие показатели:

  • Обувь ребенку впритык;
  • Супинатор находится не на своем месте (должен располагаться под сводом стопы);
  • Сравнить макет стопы ребенка с подошвой изделия. Для этого трафарет поместить внутрь обуви и запас определить по пятке.

Определить тесную обувь можно так

Определить тесную обувь можно так

Как определить, что обувь мала

Признаками тесной обуви являются:

  • Малыш при ходьбе поджимает пальцы;
  • На ступнях появились мозоли, потертости, покраснения.

Определить, какой размер детской обуви подойдет ребенку, несложно. Для этого достаточно воспользоваться стандартами способами измерения стопы и сравнить показатели с данными таблицы.

Видео

Источник

фото 1В 1 год и 4 месяца ребёнок начинает активно проявлять себя как личность и осознавать собственные желания.

Молодые мамочки между собой называют этот возраст пиком капризов.

Настроение крохи становится волнообразным – минуту назад он смеялся, а теперь плачет.

Появляется переборчивость в еде и развлечениях. Как совладать с этим маленьким сорванцом и что нужно знать о его развитии?

Давайте разбираться!

Физические параметры в год и четыре

Пол ребенкаРостОкружность головыВесЗубыОкружность грудной клеткиЗрение
Мальчик78 см49 см11,5 кгПрорезаются верхние клыки и первые коренные зубы47,3 смВсё ещё присутствует физически обусловленная дальнозоркость, которая полностью исчезнет к 3-5 годам.
Девочка83 см45,5 см10,6 кг53,1 см

Что умеет делать малыш?

К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:

Крупная моторика

  • Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
  • Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
  • Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
  • Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
  • Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
  • Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.

Мелкая моторика

  • Строит башенку из кубиков или колечек.
  • Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
  • Забрасывает игрушки в коробку.

Зрение

Неотрывно наблюдает за происходящим, указывает пальцем на заинтересовавшие его объекты.

Употребление пищи

  • Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
  • Пробует есть ложкой самостоятельно.
  • Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
  • Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.

Гигиена

  • Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
  • Пробует вытираться полотенцем.

Одевание

  • Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
  • Снимает головной убор, если тот не на завязках.
  • Помогает взрослому себя одевать.

Способность сосредотачивать внимание

  • Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
  • Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
  • Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
  • Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено.
  • Двигается в такт музыке, пытается танцевать.

Восприятие речи и жестов

  • Указывает пальчиком на домочадцев и объекты — может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
  • Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
  • Выражение симпатии и привязанности
  • Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
  • Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
  • Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
  • Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.

Игровая деятельность

  • Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
  • Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
  • Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
  • Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
  • Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина –«би-би», кошка –«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.

Особенности психоэмоциональной сферы

фото 2В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия.

Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.

Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.

Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.

Справка! В возрасте 16 месяцев дети часто плачут «коллективно», то есть если один ребёнок их компании упал и заплакал, другие тоже начнут капризничать.

фото 6Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек.

Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.

Читайте также:  Оригинальное поздравление для ребенка 4 года

Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.

Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке.

Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.

Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.

Речь

фото 12Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира.

К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.

Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.

Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.

Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».

Речь становится более эмоционально окрашенной – ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.

Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?

В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.

Примерное меню

ТрапезаПеречень блюд
ЗавтракКаша на молоке, печенье, молоко.
ОбедСуп, гречневая каша и овощной салат, морс.
ПолдникТворожок, кусочек банана, детское печенье, чай.
УжинОвощное пюре или каша, чай с молоком.

Рецепты блюд

Нежное пюре из говяжьего языка

Вам понадобится:

  • отварной язык – 200 грамм;
  • мясной бульон – 1 чашка.

Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.

Кабачковый суп пюре

Вам понадобится:

  • кабачок – половина от овоща среднего размера;
  • картофель – 4 шт.;
  • куриный окорок – 1 шт.;
  • вода;
  • соль.

Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.

Особенности ухода

Гигиенические процедуры — это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка – уснуть.

Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно.

Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.

Чистка зубов

фото 19Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки.

Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же – наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.

Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов – это весёло и интересно.

Если малыш сам тянется за зубной щёткой – не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.

Важно! Детская зубная щетка в два раза меньше и мягче классической. Площадь щетинок должна быть равна площади двух маленьких детских зубов (1-1,5 см).

Режим дня и сна

Режим — всё такая же важная составляющая жизни шестнадцатимесячного ребёнка. Он помогает ему сохранять энергию в течение дня и учит понимать причинно-следственные связи.

Примерный распорядок дня для малыша этого возраста следующий:

Время сутокЗанятие
7:00 – 8:00пробуждение
8:30 – 9:00завтрак
9:30 – 11:30утренняя прогулка
12:00 – 13:00обед
13:00 – 16:00послеобеденный сон
16:00 -17:00развивающие игры
17:00 – 17:30полдник
17:30 – 18:30вечерняя прогулка
19:00 – 19:30ужин
20:00-20:30купание перед сном
21:00 – 7:00сон

Занятия с малышом

Игры – это один из приоритетных способов обучения шестнадцатимесячного ребёнка. Они увлекают малыша, и тот быстро запоминает новые слова и осваивает новые умения.

Игры

  • Развитие мелкой моторики – перебирание в руках тканей с разной фактурой и плотностью, лепка из пластилина и песка, рисование пальчиковыми красками.
  • Развитие речи – совместное чтение иллюстрированных книжек, карточки с рисунками, угадывание цвета, указание на предмет (покажи где папа, мама, котик и т. д.).
  • Игры на координацию движений и логику – для этого подойдут большие и маленькие коробки, в которые можно складывать предметы, пирамидки из бубликов и кубиков, стаканчики вставляющиеся друг в друга, нанизывание бусинок на ниточку.
  • Игры с тактильным контактом – щекотка, игры в прятки.

Игрушки

  • Для ролевых и сюжетных игр – машинки, куклы, зверята, посудка, бытовые предметы (утюжок, швабра).
  • Для развития моторики – пирамидки, кубики, формочки для песочницы, кинетический песок, фактурные игрушки, мозаики и конструкторы с крупными деталями.
  • Для развития речи – «говорящие» игрушки, иллюстрированные книжки со сказками, карточки с картинками.

При выборе игрушек учитывайте предпочтения ребенка. К примеру, девочки зачастую любят играть с игрушками в сюжетные игры, мальчики же, наоборот, не любят концентрироваться на чем-то надолго, но с удовольствием проводят время за активной игрой в мяч или машинки.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Полезное видео

Рекомендуем вам также посмотреть видео по теме:

Советы родителям

Малыш в 1 год и 4 месяца активно познает мир и каждый день делает маленькие открытия. Рассказывайте ему обо всём, что происходит вокруг: о погодных явлениях, о том, какие звуки издаёт котик или собачка, о том, почему так важно складывать игрушки назад в коробку. Малыш всё впитывает как губка и каждый новый урок служит «кирпичиком» его личности.

Источник