Нищева диагностика развития ребенка старшего дошкольного возраста с онр

Нищева диагностика развития ребенка старшего дошкольного возраста с онр thumbnail

Содержание

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы

  • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия
  • Взаимодействие с семьями воспитанников
  • Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
  • Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы

1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)

  1. Содержательный раздел

2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

2.2. Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность

  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Образовательная область «Познавательное развитие»
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
  • Образовательная область «Физическое развитие»

2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

2.4. Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений

2.5. Культурно-досуговая деятельность

  1. Организационный раздел.

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности

3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование

3.5. Рекомендации по написанию части основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений

3.6. Методический комплект к программе

3.7. Специальная и методическая литература

Читать всю программу…

Источник

О ПРОГРАММАХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТАХ И ВСЕХ ВИДАХ ПЛАНИРОВАНИЯ

Уважаемые коллеги! Давайте еще раз поговорим о программах, ИОМ и всех видах планирования коррекционной и образовательной деятельности учителя-логопеда в группах компенсирующей и комбинированной направленности ДОУ. Как ни странно, вопросов на эту тему получаю много и постоянно, хотя уже и семинары проводила на ту тему, и вебинары, и статьи размещала в журнале «Дошкольная педагогика». По вопросам вижу, что у некоторых коллег в голове полная каша, когда дело касатся этих вопросов. Делаю вывод, что методические службы в сфере дошкольного образования работают из рук вон плохо. Донести такую информацию до педагогов — их основная задача.
И так, Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (АОП ДО) и Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (АООП ДО) — это один и тот же документ. Разные названия. Это документ, который является обязательным для всех учреждений дошкольного образования, в которых функционируют группы компенсирующей или комбинированной направленности, логопункты, логопедические кабинеты. АОП ДО или АООП ДО пишется на основе авторских программ, представленных в разделе «Навигатор программ» на сайте Федерального института развития образования. Для групп детей с речевыми нарушениями это программы Н. В. Нищевой и Л. В. Лопатиной. Для логопунктов и логопедических кабинетов АОП может быть написана на основе программы Т. Б Филичевой. Окажет помощь в написании АОП Программа для детей с ТНР, представленная в Госреестре. Но учтите, что это так называемая «рыба»программы, требующая наполнения и дающая вам образец структуры программы. Она требует наполнения, для которого и существуют авторские программы. Еще раз подчеркиваю, что АОП или АООП — это обязательный документ учреждения, где есть группы компенсирующей или комбинированной направленности, а не документ каждого специалиста. Пишут АОП или АООП все специалисты учреждения (логопеды, дефектологи, психологи и т.п.). В написании участвует и методист или старший воспитатель, но только участвует, а не руководит процессом, потому что не являтся специалистом в данном случае. Программу для основы АОП выбрают именно специалисты, а не администрация. Методист оказывает помощь в плане соблюдения структуры программы. В АОП или АООП должны быть отражены все заключения, все диагнозы, с которыми поступают дети в данное учреждение, и описаны задачи и содержание коррекционной и образовательной деятельности с детьми всех категорий. На основе АОП или АООП учреждения все педагоги групп комбинированной и компенсирующей направленности, логопеды логопункта или логопедического кабинета пишут рабочие программы на предстоящий учебный год. Смысл рабочей программы каждого педагога состоит в том, чтобы описать задачи и содержание работы с детьми на учебный год с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка группы. Поэтому рабочая программа пишется всеми педагогами в процессе обследования детей, в те самые две-три недели сентября. Все рабочие программы проходят через утверждение педагогическим советом и заведующим, о чем на титульном листе программы делаются записи о том, когда и кем утвержена рабочая программа. До 1 октября должны быть утверждены все рабочие программы всех педагогов. До проведения обследования детей рабочие прогрммы написаны быть не могут, потому что в этом случае они превращаются в бессмысленные бумажки, не учитывающие возможностей детей на начало учебного года. Весь период обследования (2-3-4 недели) и заполнения речевых карт логопед проводит индивидуальную работу с детьми. В период обследования — не менее трех индивидуальных занятий с каждым ребенком в неделю.
Индивидуальный образовательный маршрут пишется только на тех детей, которые по какой-либо причине не могут обучаться по написанной для группы рабочей программе. Например, логопед написал программу для детей с ТНР, ОНР (I -II уровни речевого развития), но у него есть ребенок с РАС и ребенок с ЗПР. Вот на этих детей он и будет писать ИОМ. Хочу подчеркнуть, что это мое мнение. Мы недавно спорили с Татьяной Володаровной Тумановой, которая считает, что ИОМ нужно писать на каждого ребенка, что обеспечит персонализацию образования. Но тогда в чем смысл напсаниия рабочей программы на группу? Я — практик, и понимаю, что это непосильная ноша для логопеда, который должен работатьс детьми, а не писать бесмысленные бумажки. Помните что документа на этот счет нет. Если выдвигают требование написать ИОМ на каждого ребенка, пусть покажут соответствующий документ. Все требования, предъявляемые к вам, должны подкрепляться документами. И это не вы должны искать эти докуметны. Их должен иметь тот, кто предъявляет требования.
Планирование. Какое планирование Вы должны иметь?
Во—первых, это комплексно-тематическое понедельное планирование, являющееся основой вашей рабочей программы. К моей программе оно разработано для всех возрастных групп и представлено в двух сборниках.
Вы можете разместить в рабочей программе модели тематического планирования, и перспективного планрования на год, но документа на этот счет нет.
Ваше календарное планирование — это конспекты фронтальных и подгрупповых занятий. К моей программе они разработаны на весь год для каждой возрастной группы. Если вы пользуетесь готовыми конспектами, разместите в приложении к рабочей программе по конспекту на каждый период работы, а далее сделайте ссылку на пособие, из которого берете конспекты.
У опытных коллег календарное планирование может быть в виде сеток занятий. К моей программе оно представлено в книге «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР». Если вы берете сетки из книги, в приложении достаточно привести две-три сетки. То есть в приложении к рабочей программ вы приводите модели разных видов планирования. Индивидуальную работу вы кратко описываете каждый день в журнале планирования или папке, фиксируя время каждого индивидуального занятия.
Надеюсь, что мои рекомендации вам пригодятся.

Читайте также:  Формирование и развитие мотивационной сферы ребенка

С уважением, Н. В. Нищева

Источник