Невроз у ребенка 5 лет симптомы

Невроз у ребенка 5 лет симптомы thumbnail

: Время прочтения:

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова.

Невроз у детей симптомы и лечение — рекомендации психолога Елены Лагуновой на medalvian.ru

Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Источник

Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.

Читайте также:  Ребенку 5 лет какие прививки делать надо

Особенности формирования невроза у ребенка

Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.

Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье. 

Стоит выделить основные «‎неадекватные» типы воспитания:

  • Недостаточное уделение внимания малышу — «‎гипоопека».
  • Избыточное уделение внимания — «гиперопека».
  • Жестокое воспитание.
  • Авторитарное воспитание.

Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое. 

Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза). 

Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент. Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом. При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в «классические», как у взрослых. 

невроз у детейПри неврозах у детей часто встречается заиканияе.

Виды и симптомы неврозов

Существуют такие виды общих неврозов, как:

  • Истерия. У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко «притворяются». Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания. 
  • Неврастения. У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию. 
  • Навязчивые состояния. Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними. 

Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:

  • Тики. Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое). 

КашельПосле перенесенных ОРВИ у детей возможно появление дыхательных тиков (кашель, откашливание, втягивания носом и другое). 

  • Заикание. Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье. 
  • Энурез. Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала). 

Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения

Лечение невроза у детей

Основным способом лечения является психотерапия. 

Психотерапия способствует:

  • Улучшению обстановки в семье.
  • Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
  • Коррекции воспитания малыша. 

Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.

Читайте также:  Как сделать коллаж ребенку на 5 лет

психотерапияОсновным способом лечения неврозов является психотерапия. 

Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.

Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:

  • Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут. 
  • Седативные средства: валериана, пустырник и др.
  • Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид); настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин; 
  • Полезны ванны (хвойные).
  • В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах —  нейролептик соннапакс (меллерила).

Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.

Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.

Источник

Мама, школа или детский сад: кто виноват в неврозе у детей?

Вы стали замечать, что ребенок грызет ногти? А может он со слезами собирается в детский сад или школу? Или стал очень часто мыть руки с мылом?

Проявления этого недуга (вернее целой их группы) разнообразны. Как и причины, к ним приводящие.

Многоликий невроз. О нем мы говорим сегодня с нашими постоянными консультантами из «Клиника Эксперт Тула» — врачом-неврологом Сычевой Анной Георгиевной и психологом Шерешевской Кристиной Юрьевной.

— Вокруг этого заболевания много мифов и страхов. Большинство родителей уверены в том, что если ребёнок часто капризничает или плохо спит, значит у него невроз. Что на самом деле скрывается за диагнозом «невроз»?

Невроз — это расстройство психической деятельности, вызываемое факторами, травмирующими психику. Невроз — понятие собирательное, включает в себя целый ряд нарушений. В Международной классификации болезней такого диагноза нет. Тем не менее, в медицинской практике оно используется по сей день. Невротическое расстройство обратимо, имеет функциональную природу.

Читайте материал по теме: Как подготовиться к школе после летних каникул: советы детского психолога

— В каком возрасте диагноз может быть поставлен ребёнку?

Если рассматривать неврозы максимально широко и включить в их число так называемую конституциональную детскую нервность, то диагноз может устанавливаться вскоре после рождения.

— Невроз – это неврологическое или психиатрическое заболевание?

Оно находится на «границе» неврологии и психиатрии. Его лечением занимаются неврологи, психиатры и психотерапевты. Определенную помощь могут оказать психологи.

— Каким бывает невроз и какой из видов заболевания встречается у детей чаще других?

Выделяют три основных вида невроза. Это неврастения, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Каждый из них состоит, в свою очередь, из других расстройств.

Актуальными для клинической практики являются так называемые системные неврозы. Обычно это мононеврозы. Сюда относят невротические: заикание, тики, энурез, энкопрез, нарушения сна. Это наиболее часто встречающиеся их формы у детей.

К невротическим расстройствам также принадлежат патологические привычные действия. Например, грызение ногтей, накручивание чего-либо на палец.

Наиболее часто встречается невроз навязчивых состояний.

— Какими симптомами проявляет себя невроз у детей?

Исходя из многочисленности видов невротических расстройств, проявления чрезвычайно разнообразны. Это частые моргания, шмыгания носом, причмокивание, покашливание, грызение ногтей, всплескивание руками, накручивание чего-либо на палец и т.д. Для подобных действий характерна повторяемость.

При неврастении может отмечаться неуверенность в себе, заниженная самооценка, наличие страхов.

Читайте материал по теме: Сказкотерапия детских проблем. Боязнь уколов

Фобический невроз (невроз страха) как часть может входить в другие формы невроза.

— Невроз может оказаться маской для каких-то других заболеваний?

Да. Например, под невроз может «маскироваться» психотическое расстройство.

— Все мы родом из детства. А если это так, означает ли это, что психологические и психиатрические недуги у детей формируют родители? Атмосфера в семье и родительское воспитание могут послужить пусковым фактором в развитии невроза у детей?

Да. Дело в том, что тип воспитания в семье во многом определяет развитие личности ребенка. Чрезмерная опека или неприятие, авторитаризм или гиперсоциализирующее воспитание — эти и другие моменты способны оказывать влияние на ребенка, на его темперамент, и могут быть своего рода факторами, провоцирующими развитие невроза.

Читайте материал по теме: Бенджамин Спок: революционер-новатор или лицемер?

Вместе с тем не следует абсолютизировать влияние семьи. Существуют, разумеется, и другие причины формирования невротического расстройства. Сколько детей, испуганных собакой, начнут заикаться? Безусловно, далеко не все. И таких примеров можно привести много. Имеют значение и определенная «биологическая» почва — предрасположенность, сила психотравмирующего фактора и т.д.

Читайте также:  Папаверин ребенку 5 лет

— Причины неврозов у детей дошкольного и школьного возраста различаются или они одинаковые?

В целом причина одна — психотравмирующий фактор. Какие-то из них будут общими для детей любого возраста, другие будут отличаться.

Например, у школьника несоизмеримо более высокие умственные нагрузки, ожидания от него, необходимость развивать чувство ответственности. В какой-то степени такие общие моменты существуют и в дошкольном периоде, но они не столь интенсивны.

— Кто из детей находится в группе риска по развитию невроза?

Дети с наследственной предрасположенностью. В частности, тики на пустом месте не возникают. При опросе родителей такого ребенка может выявиться, например, тревожность у мамы.

Следующий момент — проблемы в сфере взаимоотношений между родителями.

Определенный фон для возможной невротизации может создать стиль или модель поведения родителей. Например, если мама отличается повышенной тревожностью, то она может «передаваться» и ребенку.

Появлению невротического расстройства могут способствовать ошибки в воспитании.

— Врач какой специальности занимается лечением неврозов у детей?

Невролог, психиатр, психотерапевт, педиатр.

— Невроз обязательно требует лечения или достаточно убрать провоцирующие факторы и создать ребёнку спокойную атмосферу?

Лечение невроза у детей не обязательно медикаментозное. В любом случае? требуется психологическая работа с ребенком и его родителями, чтобы выяснить провоцирующие моменты, психотравмирующий фактор и т.д. Часто такой работы бывает достаточно, чтобы устранить проблему.

В некоторых случаях используются лекарственные средства. Схема лечения всегда определяется врачом.

— Что главное при лечении невроза? Как родители и ближайшее окружение могут помочь своему ребёнку справиться с заболеванием?

Необходимо выяснить причину невротизации. Очень важно родителям участвовать в лечебном процессе. Рекомендуется работа с психологом, который разберется в возможных проблемах внутри семьи и даст соответствующие рекомендации.

— В чём заключается профилактика невроза у детей?

В первую очередь это гармонизация семейных взаимоотношений. Легко сказать – трудно сделать. Поэтому необходимо пояснение.

Важно придерживаться общих принципов воспитания для всей семьи (единство запретов, требований, реакции на различные поступки ребенка).

Обсуждать «что такое хорошо» и «что такое плохо». Недостаточно просто запрещать — важно уметь аргументированно показать, почему. Делать это можно уже с 3-х лет.

Читать сказки с положительным нравственным содержанием. Хорошо разыгрывать соответствующие ситуации (в том числе и с использованием игрушек), разъясняя по ходу, что и почему допустимо или запрещается.

Больше наших статей каждый день в социальных сетях: ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники

Родителям необходимо грамотно общаться с ребенком. Негативное влияние может оказывать авторитаризм. В идеале оптимален демократичный, партнерский стиль отношений. Важно уметь слушать ребенка, понимать его и помогать ему понимать самого себя. Например, если ребенок плачет, правильно будет не спросить его «Почему ты плачешь?», а сказать «Я знаю, что ты расстроен. Скажи мне почему».

В процессе общения важно формировать контакт «глаза в глаза» с ребенком, по возможности располагаться на уровне его роста: присаживаться на корточки или сажать ребенка повыше. Следует помнить, что партнерство — не синоним вседозволенности, а уважительное отношение к ребенку.

Необходимо грамотно дозировать интеллектуальную и физическую нагрузку. Нередко невроз развивается из-за ее несоответствия реальным возможностям ребенка. Школа с ее количеством уроков, плюс несколько кружков с необходимостью успевать везде вполне могут стать фактором, провоцирующим развитие невроза. Подобная ситуация может наблюдаться и в период подготовки ребенка к школе.

Читайте материал по теме: Что делать, если у ребёнка болит живот?

Большое значение имеет работа родителей над собой. Показано, что у тревожных родителей — тревожные дети. Если родитель знает о своей повышенной тревожности, страхах, нужно работать с данной проблемой — самостоятельно или с помощью специалиста. Здесь работает принцип «Воспитывай себя, поскольку ребенок будет похож на тебя».

Другие материалы по темам:

Виноваты ли жабы? Почему появляются бородавки у детей?

Непривитые дети – самые здоровые?

Сказкотерапия детских проблем. Боязнь стоматолога

Для справки:

Сычева Анна Георгиевна

В 1981 году окончила педиатрический факультет Астраханского государственного медицинского института (сегодня — Астраханский государственный медицинский университет).

С 1981 по 1982 годы проходила интернатуру в I-Московском медицинском институте им. И.М. Сеченова по специальности «Педиатрия».

В 1995 году прошла профессиональную переподготовку в Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии по специальности «Неврология».

В настоящее время занимает должность врача-невролога в «Клиника Эксперт Тула». Принимает по адресу: ул. Болдина, д. 74

Шерешевская Кристина Юрьевна

В 2010 году окончила факультет педагогики и психологи Орловского государственного университета по специальности «Дошкольная педагогика и психология», а в 2016 году — аспирантуру по специальности «Педагогическая психология».

В 2017 году завершила курс обучения в магистратуре по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии».

Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, педагог-психолог, кандидат психологических наук.

Источник