Нервно физическое развитие ребенка

Нервно физическое развитие ребенка thumbnail

Каждому родителю необходимо ориентироваться в особенностях физического и нервно-психического развития малыша. Особую важность это приобретает в первые годы жизни. Ребенок должен быть здоровым, эмоциональным, любознательным, уметь приспосабливаться к окружающей действительность. При этом чем младше малыш, тем более интенсивно протекают у него процессы развития и роста.

Что это такое?

Педиатрия понимает физическое развитие как определенные изменения, происходящие с телом малыша. Сюда относятся увеличение роста и массы, развитие отдельных частей тела, биологическое созревание.

Чтобы верно оценить физическое развитие, используются некоторые параметры:

  • Масса. Считается важнейшей составляющей роста, остановка или замедление ее прибавки – тревожный сигнал, говорящий о том, что ребенку не хватает питательных веществ. При рождении здоровый малыш должен весить от 2,5 до 4,4 кг, далее в первые дни жизни показатель несколько уменьшается (как правило, на 5 %), что в педиатрии называется физиологической убылью веса. По завершении первой недели прибавка массы становится постоянной. В первые полгода малыш прибавляет по 150–250 г еженедельно, а затем до года – по 100–150 г. В период от года до двух прибавка снижается до 50 г еженедельно.
  • Длина (рост). Отметим, что по отношению к детям до 2 лет используют термин «длина», а затем – после достижения 24 месяцев – «рост». Новорожденные доношенные малыши имеют среднюю длину 45–55 см. В первые недели жизни наблюдается непрерывный рост, который в определенные периоды становится интенсивным, а в другие – замедляется. Так, за первые полгода своей жизни кроха вытягивается на 15–16 см, но во второе полугодие – всего на 8 см. Рост малыша в годик – около 70 см, а в 4 года – уже метр. С 4 до 10 лет большинство детей имеет весьма умеренные темпы роста, однако в период полового созревания ребенок вновь начинает интенсивно вытягиваться.
  • Окружность головы. Этот параметр физического развития малыша контролируют, как правило, педиатры, поскольку окружность помогает оценить размеры головного мозга. У новорожденных она равна 34–36 см, в первый месяц отмечается быстрый темп роста (до 5 см), но постепенно он замедляется. Так, в 3 месяца окружность обычно до 40 см, в полгода – около 43 см, в годик – до 46 см.
  • Психомоторное развитие. Сюда относятся мелкая моторика, социальные, когнитивные и эмоциональные особенности ребенка.

Рост и развитие малыша непрерывны, в интенсивном темпе в первые полгода формируется окружность грудной клетки. В 9–12 месяцев с наибольшей скоростью растут ноги и руки крохи.

Факторы развития

Важно помнить, что на рост и физическое развитие малыша оказывают влияние две группы факторов:

  • Эндогенные – состояние здоровья родителей, генетические особенности, протекание обмена веществ, эндокринный фон организма, особенности конституции тела.
  • Экзогенные – условия внешней среды (климат региона, организация питания, наличие/отсутствие движения).

Невозможно однозначно ответить, какая из групп наиболее значима, на развитие ребенка они влияют в комплексе.

Необходимые измерения

Регулярный мониторинг помогает выявить замедление развития малыша или его остановку по причине заболеваний, что поможет своевременно принять меры.

Первое измерение физических параметров ребенка производится сразу после рождения, затем – с такой периодичностью:

  • в первый год жизни – ежемесячно;
  • 1–2 года – раз в 3 месяца;
  • 2–3 года – каждые полгода;
  • от 3 лет – раз в год.

При обнаружении каких-либо отклонений могут проводиться более частые измерения.

Масса

Необходимо своевременно проводить мониторинг, позволяющий выявить наличие проблем в состоянии здоровья ребенка. Измерить массу тела малыша до 2 лет не так просто, как может показаться. Взвешивать кроху следует без одежды, чтобы получить точный результат, также недопустимо взвешивание только что поевшего ребенка.

Порядок действий таков:

  1. Настроить измерительный прибор.
  2. Взвесить пеленку, на которой будет взвешиваться кроха.
  3. Поместить малыша на среднюю часть весов (самых маленьких кладут на спинку, после 7-8 месяцев можно посадить).
  4. Из получившегося результата вычесть вес пеленки.

Для точности важно, чтобы ребенок во время взвешивания не баловался и не капризничал.

Лучше всего использовать цифровые весы. Для наибольшей точности рекомендуется проводить повторное измерение. Дети от трех лет могут взвешиваться на обычных весах для взрослых, полностью раздетыми (допускается оставить малыша в трусах и майке).

Чтобы вес ребенка соответствовал его возрастной норме, рекомендуется до 6 месяцев кормить его только грудным молоком, а до 2 лет вводить прикорм, но материнское молоко также давать. Важно, чтобы ребенок получал три элемента, дефицит которых опасен: йод, железо и витамин А. В противном случае возрастает риск задержки физического и умственного развития (кретинизма), низкая масса тела.

При избыточной массе рекомендуется сделать рацион сбалансированным, стабилизировав количество жиров и углеводов, уделять внимание физической активности крохи. Но причиной могут быть и заболевания эндокринной системы или неврологические.

Длина и рост

Не менее важно проводить замер роста. Для детей до 2 лет делается он в положении лежа, в качестве инструмента используется мерная доска.

Порядок действий таков:

  1. Снять обувь, головной убор.
  2. Положить ребенка на спину, поверхность обязательно должна быть твердой.
  3. Ноги следует распрямить легким воздействием на кожу внешней стороны стопы. Голова, спина и бедра должны касаться поверхности.
  4. Стопы, расположенные вертикально, поместить так, чтобы они упирались в вертикальную часть планки.
  5. Произвести замер расстояния от головы до пяток.

Если ребенку уже исполнилось 2 года, можно использовать вертикальный ростомер, при этом важно, чтобы малыш был без обуви. Стены должны касаться три места:

  • область между лопатками;
  • крестец;
  • пятки.

Правильное положение следует зафиксировать при помощи поднятого подбородка, после чего нужно осторожно опустить подвижную планку и прижать ее к макушке без усилия. Получившийся результат и есть рост ребенка.

Чтобы рост ребенка соответствовал возрастным особенностям, крайне важно не только уделять внимание правильному питанию, но и увеличивать время общения малыша с матерью.

Окружность головы

Для этого измерения используется сантиметровая лента, которая размещается над бровными дугами спереди и по наиболее выступающей части затылка сзади. Допустимая точность – до 5 мм, рекомендуется замер проводить дважды.

Нервно-психическое развитие (до 1 года)

Если на физическое развитие малышей эндогенные и экзогенные факторы оказывают примерно равное влияние, то для нервно-психического в большей степени значимы экзогенные. Если ребенок нормально развивался в утробе и родился естественным путем, то его нервная система будет достаточно хорошо развита. В первые недели жизни она продолжает усложняться, происходит совершенствование головного мозга и отдельных его составляющих.

Интересны и числовые данные:

  • Масса мозга новорожденного равна примерно 1/8 массы тела.
  • К году показатель меняется – 1/11.
  • В 5 лет – 1/13.
  • Взрослый человек средней комплекции имеет соотношение 1/40.

При этом масса мозга малыша постепенно увеличивается, однако развитие веса тела имеет более интенсивные темпы.

Ключевые показатели

Ознакомимся с важнейшими показателями нервно-психического развития малыша. К ним относятся:

  • физиологические рефлексы;
  • появление условных рефлексов (пищевые, слуховые, зрительные);
  • эмоциональные реакции (улыбка, смех, негативные реакции);
  • голосовые реакции (гуление, понимание речи взрослых, первые слоги и слова).

Все рефлексы развиваются быстрыми темпами, именно в этом возрасте у малыша появляются привычки, которые сохранятся у него на всю жизнь.

Этапы

Врачи-педиатры отмечают несколько этапов психофизического развития.

Новорожденный

Ребенок еще не может изменить положение своего тела или поднять голову, лежит на животе, стремится принять позу зародыша, обладает некоторыми двигательными реакциями, которые представляют собой ответы на раздражители. Движения ограничены, на уровне рефлексов малыш может сжимать кулачки.

Особенности зрительного и слухового восприятия таковы:

  • Следит взглядом за передвигающимися предметами (10-й день).
  • Способен удерживать в поле зрения яркую погремушку (14 дней).
  • Фиксирует зрение на неподвижном крупном предмете (21 день).
  • Отличает человеческий голос от других звуков.
  • Реагирует на громкие звуки.
  • Слуховое сосредоточение начинает проявляться на 14-й день жизни.
Читайте также:  Стоит ли отдавать ребенка в школу раннего развития

Большую часть своего времени новорожденный проводит во сне, способен проявлять врожденные умения: сосание, моргание, глотание. В этот период очень важно брать малыша на руки во время бодрствования, общаться с ним при переодевании.

1 месяц

Уже в столь раннем возрасте малыши пытаются поднимать и удерживать головку (у некоторых даже это получается на несколько секунд), могут двигать ручками и ножками. Ребенок способен фиксировать взгляд, следить за перемещающейся игрушкой. К концу месяца слуховое сосредоточение может продолжаться до 15 секунд. Здоровый малыш начинает реагировать на общение со взрослым, перестает плакать, когда к нему обращаются.

В это время дети очень любят, чтобы их носили на руках, ценят тактильные ощущения, обожают слушать голос мамы.

2 месяца

Малыш способен приподнимать головку и удерживать ее, крепко держать игрушку, зрительно сосредотачиваться на предмете до 30 секунд, поворачивать голову на звук, улыбкой реагировать на слова матери. Начинает издавать первые гласные звуки.

Поведение ребенка усложняется, он начинает испытывать недовольство, если родители не понимают его. Малыш осознает, где неодушевленные предметы, а где – одушевленные, ко вторым проявляет гораздо больший интерес. В этом возрасте дети любят слушать музыку, покачиваться, рассматривать черно-белые изображения. Сон занимает до 18 часов. Родителям необходимо наклоняться над кроваткой, в которой лежит малыш, и разговаривать с ним, улыбаться. Важно повестить игрушки таким образом, чтобы при желании кроха мог без проблем дотянуться до них.

3 месяца

Карапуз все лучше удерживает голову, при поддержке под мышки способен удержать упор ногами. Зрительное и слуховое внимание становится все более развитым, появляется гуление, ребенок улыбается и смеется, в конце месяца начинают формироваться сложные рефлексы. Продолжительность бодрствования – 4–6 часов. Для физического развития важны гимнастика и массаж, ежедневные купания, воздушные ванны.

4 месяца

Ребенок вертит головой, может перевернуться на бок, пробует сесть, хорошо двигает ручками, выпрямляет и сгибает ноги. Постепенно учится управлять своими руками –  теперь он может не только захватить погремушку, но и потрясти ее. Без проблем узнает свою мать, радуется при виде родителей.

5 месяцев

Подолгу лежит на животе, подняв корпус, сидя держит голову прямо. Может переворачиваться на бок со спины. Некоторые малыши в этом возрасте способны пить из кружки. Характерно продолжительное певучее гуление, смех, радость при виде знакомых, испуг – при появлении неизвестных людей. Многие 5-месячные крохи радуются собственному отражению в зеркале, любят играть в «Ладушки» и «Ку-ку».

6 месяцев

Полугодовалые малыши хорошо переворачиваются, сидят (часто с поддержкой), некоторые начинают ползать, передвигаются в ходунках. В речи появляются первые согласные звуки. Ребенок знает свое имя, реагирует на него.

7 месяцев

Ребенок без поддержки садится, ползает по-пластунски, пробует встать. Может взять двумя руками две разные игрушки, собирать мелкие предметы, пьет из кружки (при поддержке взрослого). Лепет становится все более сложным, появляются первые слоги. Ребенок начинает понимать вопрос «где?» и показывать глазами на место, где находится тот или иной предмет. Для физического развития показаны закаливающие процедуры и воздушные ванны.

8 месяцев

Самостоятельно сидит, ложится, переступает ножками, хорошо ползает, многие дети при звуках музыки начинают двигаться. Гуление приобретает различные интонации, количество проговариваемых слогов возрастает.

9 месяцев

Малыш способен ходить, придерживаясь за опору, сидеть длительное время, стоять без опоры. Хорошо пользуется пальцами и может пить из кружки. Поднимает небольшие предметы, различает форму и цвет, любит играть в «Ладушки», понимает речь взрослого («нельзя», «дай», «нет», «сиди», свое имя). Умеет играть в игрушки; держа в руках две, может одну отбросить, чтобы взять третью, повторяет несложные танцевальные движения взрослого.

10 месяцев

Стоит без опоры, ходит, может поднимать и опускать ногу. Любит подниматься и спускаться по лестнице, опираясь на перила. По просьбе взрослого выполняет различные действия: открывает и закрывает, помещает одно в другое. В речи появляются лепетные слова, малыш произносит слоги, подражая взрослому. Находит спрятанные игрушки и узнает знакомые предметы. В этом месяце дети бодрствуют около 10 часов.

11 месяцев

Развиваются умения ходить и стоять. Ребенок собирает мелкие предметы, строит башенку из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку. Умеет пить из кружки, брать ее со стола и ставить обратно, показывает пальцем. Произносит несложные слова (1–3), понимая их смысл. Учится правильно использовать ложку, расческу, может показать ручки, ножки, носик и так далее.

12 месяцев

Хорошо ходит без опоры, некоторые дети начинают бегать, рисовать каракули, просятся на горшок. Обычно в год ребенок выговаривает до 20 несложных слов, по просьбе дает маме названную конкретную игрушку. Заниматься одним делом способен до 15 минут.

Таковы особенности психофизического развития малыша первого года жизни.

Формирование психики

Принято выделять 4 этапа формирования детской психики:

  1. Моторный. В первый год жизни кроха овладевает моторными навыками.
  2. Сенсорный. Продолжается от 1 до 3 лет. Ребенок начинает делать осознанные движения.
  3. Аффективный. Охватывает возраст 3–12 лет. Деятельность становится постоянной и приобретает индивидуальность.
  4. Идеаторный. Продолжается 2 года, с 12 до 14 лет. Понятия и суждения приобретают более сложный характер, развивается абстрактное мышление.

Родителям важно знать, что при физическом и нервно-психическом развитии ребенка возможны кризисные моменты, то есть периоды, когда наиболее высок риск появления отклонений, нарушений и заболеваний. Их два: в возрасте от 2 до 3,5 лет и в 12–15 лет.

Таковы основные особенности физического и психического развития малышей, которые должны учитываться родителями. Очень важно в периоды кризисов уделять ранимым детям особое внимание, в противном случае можно нанести их психике непоправимый урон. Знание этой специфики поможет мамам и папам разработать свою стратегию, учитывающую и возрастные особенности ребенка, и его индивидуальные черты. Развитие детей должно быть всесторонним, только в этом случае они вырастут гармоничными личностями.

Источник

ÔÈÇÈ×ÅÑÊÎÅ ÐÀÇÂÈÒÈÅ

ÏÎËÎÂÎÅ ÐÀÇÂÈÒÈÅ

ÍÅÐÂÍÎ-ÏÑÈÕÈ×ÅÑÊÎÅ
ÐÀÇÂÈÒÈÅ

ÔÈÇÈ×ÅÑÊÎÅ
ÐÀÇÂÈÒÈÅ

Ïîä ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì
÷åëîâåêà ïîíèìàåòñÿ ñîâîêóïíîñòü ìîðôîëîãè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ ïðèçíàêîâ
îðãàíèçìà â èõ âçàèìîñâÿçè.

Èíòåíñèâíî ïðîòåêàþùèå ïðîöåññû
ðîñòà è ñîçðåâàíèÿ äåòñêîãî îðãàíèçìà îïðåäåëÿþò åãî îñîáóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü
ê óñëîâèÿì âíåøíåé ñðåäû. Íà ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè äåòåé çàìåòíî îòðàæàþòñÿ
îñîáåííîñòè êëèìàòà, æèëèùíî-áûòîâûå óñëîâèÿ, ðåæèì äíÿ, õàðàêòåð ïèòàíèÿ,
à òàêæå ïåðåíåñåííûå çàáîëåâàíèÿ. Íà òåìïû ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ âëèÿþò
òàêæå íàñëåäñòâåííûå ôàêòîðû, òèï êîíñòèòóöèè, èíòåíñèâíîñòü îáìåíà âåùåñòâ,
ýíäîêðèííûé ôîí îðãàíèçìà, àêòèâíîñòü ôåðìåíòîâ êðîâè è ñåêðåòîâ ïèùåâàðèòåëüíûõ
æåëåç.

 ñâÿçè ñ ýòèì óðîâåíü ôèçè÷åñêîãî
ðàçâèòèÿ äåòåé ïðèíÿòî ñ÷èòàòü äîñòîâåðíûì ïîêàçàòåëåì èõ çäîðîâüÿ. Ïðè
îöåíêå ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ó÷èòûâàþò ñëåäóþùèå ïîêàçàòåëè:

1. Ìîðôîëîãè÷åñêèå ïîêàçàòåëè:
äëèíà è ìàññà òåëà, îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè, à ó äåòåé äî òðåõ ëåò —
îêðóæíîñòü ãîëîâû.

2. Ôóíêöèîíàëüíûå ïîêàçàòåëè:
æèçíåííàÿ åìêîñòü ëåãêèõ, ìûøå÷íàÿ ñèëà êèñòåé ðóê è äð.

3. Ðàçâèòèå ìóñêóëàòóðû è
ìûøå÷íûé òîíóñ, ñîñòîÿíèå îñàíêè, îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, ðàçâèòèå
ïîäêîæíîãî æèðîâîãî ñëîÿ, òóðãîð òêàíåé.

Äëèíà òåëà. Ïîêàçàòåëü
äëèíû òåëà ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ñòàáèëüíûì ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè ïîêàçàòåëÿìè
ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Íàèáîëüøèé òåìï ðîñòà îòìå÷àåòñÿ â ïåðâûå òðè ìåñÿöà
æèçíè ðåáåíêà (òàáë. 1).

Òàáëèöà 1

Ïðèáàâêà äëèíû è ìàññû
òåëà ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè


 

ïðèáàâêà âåñà è ðîñòà ðåáåíêà 1 ãîäà æèçíè

Ïðè ïðàâèëüíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà
ïðèáàâêà äëèíû òåëà çà ìåñÿö ìîæåò êîëåáàòüñÿ îò +1 äî -1 ñì. Çà âòîðîé
ãîä ïðèáàâêà äëèíû òåëà ñîñòàâëÿåò 11—12 ñì, çà òðåòèé ãîä æèçíè — 8 ñì,
çà ÷åòâåðòûé — 6 ñì. Ê ÷åòûðåì ãîäàì ðîñò ðåáåíêà äîñòèãàåò 100 ñì.

Читайте также:  Центр развития ребенка зао москвы

 äàëüíåéøåì (äî 10 ëåò)
äëÿ îïðåäåëåíèÿ Ïðèáàâêè äëèíû òåëà ìîæíî ïîëüçîâàòüñÿ ôîðìóëîé: äëèíà
òåëà ðåáåíêà Ð = 100 ñì + 6 (Ï — 4), ãäå Ï — ÷èñëî ëåò, 6 — ñðåäíÿÿ åæåãîäíàÿ
ïðèáàâêà äëèíû òåëà, ñì. Íàèáîëåå èíòåíñèâíûé ðîñò íàáëþäàåòñÿ â 5—7 ëåò
è â ïåðèîä íà÷àëà ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ.

Ìàññà òåëà. Ýòî ëàáèëüíûé
ïîêàçàòåëü, êîòîðûé ìîæåò èçìåíÿòüñÿ ïîä âëèÿíèåì êîíñòèòóöèîíàëüíûõ îñîáåííîñòåé,
íåðâíî-ýíäîêðèííûõ è ñîìàòè÷åñêèõ íàðóøåíèé; îí òàêæå çàâèñèò îò ýêçîãåííûõ
ïðè÷èí (ïèòàíèå, ðåæèì).

Íàèáîëåå èíòåíñèâíàÿ ïðèáàâêà
ìàññû òåëà ðåáåíêà îòìå÷àåòñÿ íà ïåðâîì ãîäó æèçíè è â ïóáåðòàòíîì ïåðèîäå.

Ñðåäíÿÿ ìàññà òåëà íîâîðîæäåííûõ
ìàëü÷èêîâ 3494 ã, äåâî÷åê — 3348 ã. Ìàññà òåëà ðåáåíêà ê 4—4,5 ìåñ óäâàèâàåòñÿ,
ê ãîäó óòðàèâàåòñÿ. Â ïåðâûé ìåñÿö æèçíè ðåáåíîê ïðèáàâëÿåò 600 ã, âî âòîðîé
è òðåòèé — ïî 800 ã. Íîðìó ïðèáàâêè ìàññû òåëà ðåáåíêà ïîñëå òðåòüåãî ìåñÿöà
çà êàæäûé ïîñëåäóþùèé ìåñÿö æèçíè ìîæíî ðàññ÷èòàòü, âû÷èòàÿ îò ïðèáàâêè
ïðåäûäóùåãî ìåñÿöà 50 ã, èëè ïî ôîðìóëå: X = 800 — 50 õ (Ï — 3), ãäå X
— îæèäàåìàÿ åæåìåñÿ÷íàÿ ïðèáàâêà ìàññû òåëà, Ï — ÷èñëî ìåñÿöåâ.

Òåìï óâåëè÷åíèÿ ìàññû òåëà
ó äåòåé ïîñëå ãîäà îñëàáåâàåò è â ñðåäíåì ñîñòàâëÿåò 2 êã åæåãîäíî.

Îæèäàåìóþ ìàññó òåëà ðåáåíêà
äî 10 ëåò ìîæíî ðàññ÷èòàòü ïî ôîðìóëå: Ð = ìàññà òåëà ðåáåíêà â 1 ãîä +
2 êã õ (Ï — 1), ãäå Ð — îæèäàåìàÿ ìàññà, Ï — ÷èñëî ëåò. Ìàññó òåëà
ðåáåíêà ñòàðøå 10 ëåò ìîæíî îïðåäåëèòü ñ ïîìîùüþ ôîðìóëû È. Ì. Âîðîíöîâà:
ìàññà òåëà äåòåé ñòàðøå 10 ëåò = âîçðàñò õ 3 + ïîñëåäíÿÿ öèôðà ÷èñëà ëåò.

Îêðóæíîñòü ãîëîâû è ãðóäíîé
êëåòêè. Ïðè ðîæäåíèè îêðóæíîñòü ãîëîâû ó äîíîøåííûõ äåòåé 33—37,5 ñì, îíà
íå äîëæíà ïðåâûøàòü îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè áîëüøå ÷åì íà 1—2 ñì.  ïåðâûå
3—5 ìåñ åæåìåñÿ÷íàÿ ïðèáàâêà ñîñòàâëÿåò 1—1,5 ñì, à çàòåì 0,5—0,7 ñì â
ìåñÿö.

Ê ãîäó îêðóæíîñòü ãîëîâû
óâåëè÷èâàåòñÿ íà 10—12 ñì è äîñòèãàåò 46—48 ñì. Îêðóæíîñòü ãîëîâû ðåáåíêà
â âîçðàñòå 1—3 ëåò óâåëè÷èâàåòñÿ íà 1 ñì â ãîä. Ñ 4 ëåò îêðóæíîñòü ãîëîâû
åæåãîäíî óâåëè÷èâàåòñÿ íà 0,5 ñì. Ê 6 ãîäàì îíà ðàâíà 50—51 ñì, à çà âñå
ïîñëåäóþùèå ãîäû óâåëè÷èâàåòñÿ íà 5—6 ñì.

Îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè
ó íîâîðîæäåííûõ 33— 35 ñì. Åæåìåñÿ÷íàÿ ïðèáàâêà íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ñîñòàâëÿåò
â ñðåäíåì 1,5—2 ñì. Ê ãîäó îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè óâåëè÷èâàåòñÿ íà 15—20
ñì, çàòåì èíòåíñèâíîñòü íàðàñòàíèÿ ýòîãî ïîêàçàòåëÿ ñíèæàåòñÿ, è ê äîøêîëüíîìó
âîçðàñòó îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè â ñðåäíåì óâåëè÷èâàåòñÿ íà 3 ñì, à â
øêîëüíîì — íà 1—2 ñì â ãîä. Ïåðåäíåçàäíèé ðàçìåð ãðóäíîé êëåòêè ó áîëüøèíñòâà
äîíîøåííûõ íîâîðîæäåííûõ ìåíüøå ïîïåðå÷íîãî ðàçìåðà èëè ðàâåí åìó. Óæå
â êîíöå ïåðâîãî ãîäà æèçíè ïîïåðå÷íûé ðàçìåð íà÷èíàåò ïðåâûøàòü ïåðåäíåçàäíèé
è ôîðìà ãðóäíîé êëåòêè íà÷èíàåò ïðèáëèæàòüñÿ ê êîíôèãóðàöèè âçðîñëîãî,
ò. å. óïëîùàåòñÿ. Äëÿ îöåíêè ïðîïîðöèîíàëüíîñòè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ìîæíî
èñïîëüçîâàòü íåêîòîðûå àíòðîïîìåòðè÷åñêèå èíäåêñû.

Èíäåêñ ×óëèöêîé: 3 îêðóæíîñòè
ïëå÷à + îêðóæíîñòü áåäðà + îêðóæíîñòü ãîëåíè — äëèíà òåëà ó äåòåé äî 1
ãîäà ðàâíÿåòñÿ 25—20 ñì, à â 2—3 ãîäà — 20 ñì, â 6—7 ëåò — 15—10 ñì.

Èíäåêñ Ýðèñìàíà: îêðóæíîñòü
ãðóäíîé êëåòêè ïðåâûøàåò ïîëóðîñò ó äåòåé äî 1 ãîäà íà 13,5—10 ñì, â 2—3
ãîäà — íà 9—6 ñì, â 6—7 ëåò — íà 4—2 ñì, â 8—10 ëåò — áîëüøå íà 1 ñì èëè
ìåíüøå íà 3 ñì.

Èíäèâèäóàëüíóþ îöåíêó ôèçè÷åñêîãî
ðàçâèòèÿ ïðîâîäÿò ïóòåì ñîïîñòàâëåíèÿ àíòðîïîìåòðè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé ðåáåíêà
ñ íîðìàòèâàìè è ñòàíäàðòàìè, ðàçðàáîòàííûìè ñïåöèàëüíî äëÿ äàííîãî ðåãèîíà
ñ ó÷åòîì ýòíè÷åñêîé ïðèíàäëåæíîñòè ðåáåíêà è êëèìàòîãåîãðà-ôè÷åñêèõ óñëîâèé
ïðîæèâàíèÿ. Òàêèå íîðìàòèâû ðàçðàáîòàíû äëÿ öåíòðàëüíûõ è ìíîãèõ äðóãèõ
ðåãèîíîâ ñòðàíû (1977—1988 ãã.) ñ ïðèìåíåíèåì ïàðàìåòðè÷åñêèõ è íåïàðàìåòðè÷åñêèõ
ìåòîäîâ ìàòåìàòè÷åñêîãî àíàëèçà ñ ïîñëåäóþùèì ðàñ÷åòîì íà ÝÂÌ. Ñ ïîìîùüþ
ïðåäëàãàåìûõ íîðìàòèâîâ îöåíêà ìîðôîôóíêöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ìîæåò
áûòü ñäåëàíà ñèãìàëüíûì, ðåãðåññèîííûì èëè öåíòèëüíûì ìåòîäîì. Òàáëèöû
ðåãðåññèè, íàïðèìåð, ïîçâîëÿþò ïðàâèëüíî îöåíèòü íå òîëüêî ñîîòâåòñòâèå
ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ âîçðàñòó, íî è ïðîïîðöèîíàëüíîñòü ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ
ó äåòåé îäíîãî âîçðàñòà ñ ðàçëè÷íûì ðîñòîì. Ïðåäñòàâëåííûå â âèäå ñîìàòîãðàìì
òàáëèöû ðåãðåññèè ïîìîãàþò áûñòðî è ñ äîñòàòî÷íîé òî÷íîñòüþ ñîïîñòàâèòü
óðîâåíü ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ èõ êàëåíäàðíûì âîçðàñòîì, ÷òî óäîáíî
ïðè ìàññîâûõ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ îáñëåäîâàíèÿõ â äîøêîëüíûõ äåòñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ
è â øêîëàõ. Ðàçðàáîòàíû è åäèíûå òàáëèöû îöåíêè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ïðèåìëåìûå
íà ëþáîé òåððèòîðèè ñòðàíû, ïðèíèìàÿ âî âíèìàíèå ýòíè÷åñêóþ ïðèíàäëåæíîñòü
è ìåñòî ïðîæèâàíèÿ (ãîðîä, ñåëüñêàÿ ìåñòíîñòü).

 îñíîâó ïîñòðîåíèÿ òàêèõ
åäèíûõ äëÿ âñåõ ðåãèîíîâ òàáëèö ïîëîæåíà óíèâåðñàëüíàÿ óñòîé÷èâîñòü ñîîòíîøåíèé
ìàññû òåëà è ðîñòà, îêðóæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè è ðîñòà. Âåëè÷èíû ýòèõ ñîîòíîøåíèé
ó ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê áëèçêè íåçàâèñèìî îò ýòíè÷åñêîé ïðèíàäëåæíîñòè è
â çíà÷èòåëüíî áîëüøåé ñòåïåíè çàâèñÿò îò äëèíû òåëà, ÷åì îò ïàñïîðòíîãî
âîçðàñòà (òàáë.2).

Òàáëèöà 2

Ïàðàìåòðû îöåíêè ôèçè÷åñêîãî
ðàçâèòèÿ äåòåé â âîçðàñòå 1—11 ëåò


 
Ïàðàìåòðû îöåíêè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé â âîçðàñòå 1—11 ëåò

ÏÎËÎÂÎÅ
ÐÀÇÂÈÒÈÅ

Ïîëîâûå ðàçëè÷èÿ â ïîêàçàòåëÿõ
ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ çíà÷èòåëüíî âûðàæåíû òîëüêî ñ íàñòóïëåíèåì ïîëîâîé
çðåëîñòè. Ïåðèîä æèçíè, êîãäà ðàñòóùèé îðãàíèçì äîñòèãàåò áèîëîãè÷åñêîé
ïîëîâîé çðåëîñòè, íàçûâàåòñÿ ïóáåðòàòíûì è õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì 

âòîðè÷íûõ ïîëîâûõ ïðèçíàêîâ.
Âðåìÿ ïîÿâëåíèÿ ïîñëåäíèõ çàâèñèò îò ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ, ïèòàíèÿ, êëèìàòè÷åñêèõ
óñëîâèé è ãåíåòè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé. Ó äåâî÷åê âíåøíèå ïðîÿâëåíèÿ ïðèçíàêîâ
ïîëîâîãî ðàçâèòèÿ îòìå÷àþòñÿ â 8 ëåò, ó ìàëü÷èêî⠗ â 9—10 ëåò (òàáë.3).

Òàáëèöà 3

Ñðîêè ïîÿâëåíèÿ âòîðè÷íûõ
ïîëîâûõ ïðèçíàêîâ


 

Ñðîêè ïîÿâëåíèÿ âòîðè÷íûõ ïîëîâûõ ïðèçíàêîâ

Óñëîâíûå îáîçíà÷åíèÿ ðàçâèòèÿ
âòîðè÷íûõ ïîëîâûõ ïðèçíàêîâ ó äåâî÷åê:

1. Ðàçâèòèå ìîëî÷íûõ æåëåç
(Ma — mammae): Ìàî — äåòñêèé ñîñîê Mai (ñòàäèÿ I) — îêîëîñîñêîâûé êðóæîê
âûäàåòñÿ íàä óðîâíåì êîæè

Ìà2 (ñòàäèÿ II) — îêîëîñîñêîâûé
êðóæîê áîëüøèõ ðàçìåðîâ, âìåñòå ñ ñîñêîì îáðàçóåò êîíóñ, æåëåçà íåñêîëüêî
âûäàåòñÿ íàä óðîâíåì êîæè

Ìàç (ñòàäèÿ III) — æåëåçà
ïðèïîäíÿòà, ñîñîê è îêîëîñîñêîâûé êðóæîê ñîõðàíÿþò ôîðìó êîíóñà

Ìà4 (ñòàäèÿ IV) — ñîñîê ïîäíèìàåòñÿ
íàä îêîëîñîñêîâûì êðóæêîì, æåëåçà ïðèíèìàåò òàêèå æå ôîðìû è ðàçìåðû, êàê
ó âçðîñëîé æåíùèíû.

2. Ïîÿâëåíèå âîëîñ íà ëîáêå
(Ð — pubis):

Ðî — îòñóòñòâèå âîëîñ

PI — åäèíè÷íûå êîðîòêèå âîëîñû

Ð2 — âîëîñû íà öåíòðàëüíîé
÷àñòè ëîáêà áîëåå ãóñòûå, äëèííûå

Ðç — âîëîñû äëèííûå, ãóñòûå,
âüþùèåñÿ íà âñåì òðåóãîëüíèêå ëîáêà

Ð4 — âîëîñû, ðàñïîëîæåííûå
íà âñåé îáëàñòè ëîáêà, ïåðåõîäÿò íà áåäðà, ãóñòûå, âüþùèåñÿ, ñ õàðàêòåðíîé
ãîðèçîíòàëüíîé ãðàíèöåé.

3. Ðàçâèòèå âîëîñ â ïîäìûøå÷íîé
âïàäèíå (À — axillaris):

ÀÎ — îòñóòñòâèå âîëîñ

AI — åäèíè÷íûå âîëîñû

À2 — âîëîñû áîëåå ãóñòûå
íà öåíòðàëüíîì ó÷àñòêå âïàäèíû

Àç — âîëîñû ãóñòûå, äëèííûå
ïî âñåé ïîäìûøå÷íîé îáëàñòè.

Óñëîâíûå îáîçíà÷åíèÿ ðàçâèòèÿ
âòîðè÷íûõ ïîëîâûõ ïðèçíàêîâ ó ìàëü÷èêîâ:

1. Ðàçâèòèå âîëîñ íà ëîáêå:
Ðî — îòñóòñòâèå âîëîñ Pi — îòäåëüíûå ïðÿìûå âîëîñêè Ð2 — áîëåå ãóñòûå êóð÷àâûå
âîëîñû, âåðõíÿÿ ãðàíèöà

ãîðèçîíòàëüíàÿ Ðç — ãóñòîå
îâîëîñåíèå íà ëîáêå è íà÷èíàþùååñÿ â íàïðàâëåíèè ê ïóïêó

Ð4 — ãóñòîå îâîëîñåíèå ïî
íàïðàâëåíèþ ê ïóïêó è íà âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè áåäåð.

2. Ðàçâèòèå âîëîñ â ïîäìûøå÷íîé
âïàäèíå: ÀÎ — îòñóòñòâèå âîëîñ AI — îòäåëüíûå ïðÿìûå âîëîñêè À2 — âîëîñû
êóð÷àâûå, íî ðåäêèå Àç — ãóñòîå îâîëîñåíèå, âîëîñû êóð÷àâûå, ïèãìåíòàöèÿ
ïåðåäíåé ïîäìûøå÷íîé ñêëàäêè.

ÍÅÐÂÍÎ-ÏÑÈÕÈ×ÅÑÊÎÅ
ÐÀÇÂÈÒÈÅ

Ìàññà ãîëîâíîãî ìîçãà íîâîðîæäåííîãî
ñîñòàâëÿåò 1$ ìàññû òåëà, ê ãîäó îíà äîñòèãàåò óæå Vu, ê ïÿòè ãîäàì
— V4. Ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ìàññà ìîçãà ðàâíà 1/40 ìàññû òåëà. Òàêèì
îáðàçîì, íà 1 êã ìàññû íîâîðîæäåííîãî ïðèõîäèòñÿ 109 ã âåùåñòâà ìîçãà,
âçðîñëîãî — 20—25 ã.

Ôîðìèðîâàíèå ãîëîâíîãî ìîçãà
íå çàêàí÷èâàåòñÿ ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ. Áîëüøèå ïîëóøàðèÿ ìîçãà èìåþò âîçðàñòíóþ
îñîáåííîñòü: èçâèëèíû è êðóïíûå áîðîçäû ìàëîé âûñîòû è ãëóáèíû. Ìåëêèõ
áîðîçä ìàëî, èõ ÷èñëî óâåëè÷èâàåòñÿ óæå â ïåðâûå ìåñÿöû æèçíè. Ðàçìåðû
ëîáíîé äîëè îòíîñèòåëüíî ìåíüøå, ÷åì ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, à çàòûëî÷íîé
— íàîáîðîò, áîëüøå. Ìîçæå÷îê ðàçâèò ñëàáî, ïîëóøàðèÿ åãî ìàëûõ ðàçìåðîâ
è òîëùèíû, áîðîçäû ïîâåðõíîñòíûå. Áîêîâûå æåëóäî÷êè âåëèêè, ðàñòÿíóòû.

Читайте также:  Подробное описание развития ребенка

Ñåðîå âåùåñòâî ïëîõî äèôôåðåíöèðîâàíèå
îò áåëîãî, ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâóåò ìèåëèíîâàÿ îáîëî÷êà. Áîëåå çàêîí÷åííûìè
â ñâîåì ðàçâèòèè ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ ðåáåíêà ÿâëÿþòñÿ ÿäðà ãèïîòàëàìóñà,
ïðîäîëãîâàòûé è ñïèííîé ìîçã. Ïîñêîëüêó êîðà ãîëîâíîãî ìîçãà, ïèðàìèäíûå
ïóòè, ïîëîñàòîå òåëî ê ðîæäåíèþ ðåáåíêà ðàçâèòû íåäîñòàòî÷íî è â ôóíêöèîíàëüíîì
îòíîøåíèè íåçðåëû, äåÿòåëüíîñòü âñåõ æèçíåîáåñïå-÷èâàþùèõ îðãàíîâ ó íîâîðîæäåííîãî
ðåãóëèðóåòñÿ ïîäêîðêîâûìè öåíòðàìè. Íåñìîòðÿ íà îòíîñèòåëüíóþ íåçðåëîñòü,
íåðâíàÿ ñèñòåìà âïîëíå îáåñïå÷èâàåò íîâîðîæäåííîãî áåçóñëîâíûìè âðîæäåííûìè
ðåôëåêñàìè, êîòîðûå, ñ îäíîé ñòîðîíû, ñëóæàò äëÿ îáåñïå÷åíèÿ ïèòàíèÿ, êîíòàêòà
ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé, çàùèòû, à ñ äðóãîé — ÿâëÿþòñÿ îñíîâîé äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ
â äàëüíåéøåì áîëåå ñëîæíûõ ôîðì äåÿòåëüíîñòè.

Ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè ó ðåáåíêà
ôóíêöèîíèðóþò âñå îðãàíû ÷óâñòâ. Îòëè÷èòåëüíîé îñîáåííîñòüþ íîâîðîæäåííîãî
ÿâëÿåòñÿ íåäèôôåðåíöèðîâàííûé õàðàêòåð âñåõ åãî ðåàêöèé, ñêëîííûõ ê ãåíåðàëèçàöèè.
Ðàçäðàæåíèå òîãî èëè èíîãî ðåöåïòîðà âûçûâàåò íå ëîêàëüíóþ, à ðàçëèòóþ
ðåàêöèþ.

Ñ âîçðàñòîì ìàññà ãîëîâíîãî
ìîçãà ó ðåáåíêà óâåëè÷èâàåòñÿ: ê 9 ìåñ óäâàèâàåòñÿ, ê 3 ãîäàì óòðàèâàåòñÿ,
à çàòåì ê 6—7 ãîäàì ñêîðîñòü íàðàñòàíèÿ ìàññû ìîçãà çàìåäëÿåòñÿ.

Ïðîöåññ äèôôåðåíöèàöèè íåðâíûõ
êëåòîê ñâîäèòñÿ ê çíà÷èòåëüíîìó ðîñòó àêñîíîâ, èõ ìèåëèíèçàöèè, ðîñòó è
óâåëè÷åíèþ ðàçâåòâëåííîñòè äåíäðèòîâ, îáðàçîâàíèþ íåïîñðåäñòâåííûõ êîíòàêòîâ
ìåæäó îòðîñòêàìè íåðâíûõ êëåòîê (òàê íàçûâàåìûõ ìåæíåéðîííûõ ñèíàïñîâ).
Ðàçâèòèå íåðâíîé ñèñòåìû ïðîèñõîäèò òåì áûñòðåå, ÷åì ìëàäøå ðåáåíîê. Îñîáåííî
ýíåðãè÷íî îíî ïðîòåêàåò â òå÷åíèå ïåðâûõ 3 ìåñ æèçíè. Äèôôåðåí-öèðîâêà
íåðâíûõ êëåòîê çàêàí÷èâàåòñÿ ê 3 ãîäàì, à ê 8 ãîäàì êîðà ãîëîâíîãî ìîçãà
ïî ñòðîåíèþ ïî÷òè íå îòëè÷àåòñÿ îò êîðû âçðîñëîãî ÷åëîâåêà. Ìèåëèíèçàöèÿ
çàâåðøàåòñÿ ê 5 ãîäàì.

Ó äåòåé ìîçã êðîâîñíàáæàåòñÿ
ëó÷øå, ÷åì ó âçðîñëûõ, ÷òî îáúÿñíÿåòñÿ áîãàòñòâîì êàïèëëÿðíîé ñåòè. Îáèëüíîå
êðîâîñíàáæåíèå ìîçãà îáåñïå÷èâàåò ïîâûøåííóþ ïîòðåáíîñòü â êèñëîðîäå áûñòðî
ðàñòóùåé íåðâíîé òêàíè. Îòòîê êðîâè îò ãîëîâíîãî ìîçãà ó äåòåé ïåðâîãî
ãîäà æèçíè çàìåäëåí, òàê êàê äèïëîè÷åñêèå âåíû îáðàçóþòñÿ ëèøü ïîñëå çàêðûòèÿ
ðîäíè÷êîâ. Ýòèì îáúÿñíÿåòñÿ ñêëîííîñòü äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè ê íåéðîòîêñèêîçó
ïðè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ âñëåäñòâèå àêêóìóëèðîâàíèÿ òîêñè÷íûõ âåùåñòâ
è ïðîäóêòîâ íàðóøåííîãî ìåòàáîëèçìà. Ýòîìó æå ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåííàÿ ïðîíèöàåìîñòü
ãåìàòîýíöåôàëè÷å-ñêîãî áàðüåðà.

Ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ äîíîøåííûé
ðåáåíîê èìååò ðÿä âðîæäåííûõ, èëè áåçóñëîâíûõ, ðåôëåêñîâ. Ê íèì îòíîñÿòñÿ
ñîñàíèå, ãëîòàíèå, ìèãàíèå, êàøåëü, ÷èõàíüå, àêòû ìî÷åèñïóñêàíèÿ, äåôåêàöèè
è íåêîòîðûå äðóãèå. Îíè îñóùåñòâëÿþò ïðèñïîñîáëåíèå îðãàíèçìà ê îêðóæàþùåé
ñðåäå è äî êîíöà ïåðâîãî ãîäà æèçíè ïîäâåðãàþòñÿ ñóùåñòâåííîé ýâîëþöèè.

Âðîæäåííûå ðåàêöèè â ôîðìå
áåçóñëîâíûõ ðåôëåêñîâ âïîëíå îáåñïå÷èâàþò ñóùåñòâîâàíèå ðåáåíêà ëèøü â
ïåðâûå äíè æèçíè. Â äàëüíåéøåì îñíîâíûìè â æèçíåäåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà ÿâëÿþòñÿ
ïðèîáðåòåííûå ðåôëåêñû, îáåñïå÷èâàþùèå íåîáõîäèìûé óðîâåíü âçàèìîäåéñòâèÿ
îðãàíèçìà ñ âíåøíåé ñðåäîé.

 êîíöå 1-ãî è â íà÷àëå 2-ãî
ìåñÿöà æèçíè ó ðåáåíêà îáðàçóåòñÿ ðÿä ïðîñòûõ, ýëåìåíòàðíûõ óñëîâíûõ ðåôëåêñîâ.
 êîíöå 3-ãî ìåñÿöà æèçíè ó íåãî ìîæíî âûðàáîòàòü óæå ñëîæíûå, äèôôåðåíöèðîâàííûå
ðåôëåêñû, óêàçûâàþùèå íà ðàçâèòèå àíàëèçàòîðíîé ôóíêöèè êîðû ãîëîâíîãî
ìîçãà.

Ðàçâèòèå âûñøåé íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè,
ò. å. ïðèîáðåòåíèå óñëîâíûõ ðåôëåêñîâ, íà ïåðâîì ãîäó æèçíè èäåò áûñòðûìè
òåìïàìè. Ðåáåíîê çíà÷èòåëüíî ëåã÷å, ÷åì âçðîñëûé, îáðàçóåò óñëîâíûå ñâÿçè
ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé, è îíè ó ðåáåíêà áîëåå óñòîé÷èâû. Ñðàâíèòåëüíî áûñòðî
äåòè ïðèîáðåòàþò ïðèâû÷êè, íàâûêè ïîâåäåíèÿ, êîòîðûå â ïîñëåäóþùåì îñòàþòñÿ
íà âñþ æèçíü.

Îãðîìíóþ ðîëü â ïîâåäåíèè
ðåáåíêà èãðàåò ðå÷ü. Ôîðìèðîâàíèå ðå÷è îáóñëîâëåíî ñòàíîâëåíèåì ôóíêöèè
ñåíñîðíîé ñèñòåìû è ôóíêöèîíàëüíûì ñîçðåâàíèåì ãîëîâíîãî ìîçãà.

Âàæíî ïîìíèòü, ÷òî ðàçâèòèå
ðå÷è ÿâëÿåòñÿ òàêæå ïðîäóêòîì è ðåçóëüòàòîì îáùåíèÿ ðåáåíêà ñî âçðîñëûì,
ðåçóëüòàòîì âîñïèòàòåëüíîé àêòèâíîñòè.

Ðàçâèòèå è âîñïèòàíèå ðåáåíêà
ñêëàäûâàþòñÿ èç îïðåäåëåííîãî ðàñïîðÿäêà æèçíè (ðåæèì), èç ïðèâèòèÿ åìó
íåîáõîäèìûõ íàâûêîâ, ñîçäàíèÿ óñëîâèé, êîòîðûå îáåñïå÷èëè áû ïðàâèëüíîå
ðàçâèòèå åãî äâèæåíèé, ðå÷è, ñïîñîáñòâîâàëè áû ïðàâèëüíîìó ôèçè÷åñêîìó
ðàçâèòèþ, áîäðîìó, æèçíåðàäîñòíîìó íàñòðîåíèþ.

 òàáë.4 ïðåäñòàâëåíû ïîêàçàòåëè
íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè ïî ìåñÿöàì ñ èçëîæåíèåì
ðåæèìíûõ ïðîöåññîâ è ðåêîìåíäàöèé ïî âîñïèòàíèþ.

Òàáëèöà 4

Ðåêîìåíäàöèè ïî ðåæèìó è
ôèçè÷åñêîìó âîñïèòàíèþ ðåáåíêà ïåðâîãî ãîäà æèçíè ñ ó÷åòîì åãî íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî
ðàçâèòèÿ

Нервно физическое развитие ребенка
Ïðîäîëæåíèå òàáë. 4

Нервно физическое развитие ребенка
Ïðîäîëæåíèå òàáë. 4

Нервно физическое развитие ребенка
Ïðîäîëæåíèå òàáë.
4

Нервно физическое развитие ребенка

Ôèçèîëîãè÷åñêàÿ íåçðåëîñòü
íåðâíîé ñèñòåìû, ýâî-ëþöèîííî-âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ðàñòóùåãî è ðàçâèâàþùåãîñÿ
ìîçãà ÿâëÿþòñÿ ïðè÷èíîé ÷àñòûõ çàòðóäíåíèé ïðè âðà÷åáíîé îöåíêå íàðóøåíèé
ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà. Äëÿ ðàñïîçíàâàíèÿ îòêëîíåíèé
â ïñèõîìîòîðíîì ðàçâèòèè íåîáõîäèìû òùàòåëüíîå íåâðîëîãè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå
è ãëóáîêèé àíàëèç íåâðîëîãè÷åñêîãî ñòàòóñà.  òî æå âðåìÿ ðàííåå âûÿâëåíèå
íàðóøåíèé è îñîáåííî íåãðóáûõ, «ìàëûõ ôîðì» ïàòîëîãèè íà ïåðâîì ãîäó æèçíè
âàæíî äëÿ ñâîåâðåìåííîãî ïàòîãåíåòè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ.  ýòîì ïëàíå áîëüøîé
èíòåðåñ ïðåäñòàâëÿåò ìåòîäèêà êîëè÷åñòâåííîé îöåíêè óðîâíÿ âîçðàñòíîãî
ðàçâèòèÿ íîâîðîæäåííûõ è äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà, ïðåäëîæåííàÿ Ë. Ò. Æóðáîé
è Å. Ì. Ìàñòþêîâîé.

Äëÿ îáëåã÷åíèÿ ðàííåé äèàãíîñòèêè
îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè àâòîðàìè ðàçðàáîòàíû ñêðèíèðóþùèå êîëè÷åñòâåííûå
îöåíî÷íûå òàáëèöû, ïðèìåíåíèå êîòîðûõ â ðàáîòå ñ íîâîðîæäåííûìè è äåòüìè
ãðóäíîãî âîçðàñòà (êîìíàòû çäîðîâîãî ðåáåíêà äåòñêèõ ïîëèêëèíèê è äð.)
îêàæåò áîëüøóþ ïîìîùü âðà÷ó-ïåäèàòðó.

Íà âòîðîì ãîäó æèçíè ïðîäîëæàåòñÿ
èíòåíñèâíîå ïñèõîìîòîðíîå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. Óñëîâíûå ðåôëåêñû
â ýòîì âîçðàñòå íà÷èíàþò ôîðìèðîâàòüñÿ áûñòðåå. Äåòè ïîäâèæíû, â èõ ïîâåäåíèè
ïðåîáëàäàþò ÿðêèå ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè, îíè ïðîèçíîñÿò ìíîãî çâóêîâ è ñëîâ,
÷àñòî óëûáàþòñÿ è ãðîìêî ñìåþòñÿ, ïðîÿâëÿÿ ïîâûøåííûé èíòåðåñ ê îêðóæàþùåìó.
 ïåðâîì ïîëóãîäèè 2-ãî ãîäà æèçíè ñîâåðøåíñòâóåòñÿ õîäüáà, óëó÷øàþòñÿ
êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé è ïîíèìàíèå ðå÷è, çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èâàåòñÿ ñëîâàðíûé
çàïàñ. Âî âòîðîì ïîëóãîäèè èãðà ïðèîáðåòàåò ñþæåòíûé õàðàêòåð, äåòè ñòðåìÿòñÿ
ê èãðàì äðóã ñ äðóãîì, íà÷èíàþò âûïîëíÿòü òðåáîâàíèÿ âçðîñëûõ, îáó÷àþòñÿ
ýëåìåíòàðíûì ïðàâèëàì ïîâåäåíèÿ.

 âîçðàñòå 4—7 ëåò äåòè ïðèîáðåòàþò
îòíîñèòåëüíóþ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü. Îíè ïîëó÷àþò âïå÷àòëåíèÿ íå òîëüêî îò
íåïîñðåäñòâåííîãî âîçäåéñòâèÿ îêðóæàþùåãî ìèðà, íî è îò ïðîñëóøèâàíèÿ èëè
÷òåíèÿ êíèã, ðàññêàçîâ âçðîñëûõ. Íà çàíÿòèÿõ äåòè óñâàèâàþò ñâåäåíèÿ î
ïðèðîäå è îáùåñòâåííîé æèçíè. Íà÷èíàþò êîíñòðóèðîâàòü, ðèñîâàòü, ëåïèòü,
ïåòü, ïðèîáðåòàþò ïðîñòåéøèå òðóäîâûå íàâûêè. Â òåñíîé ñâÿçè ñ ýòèì íàõîäèòñÿ
ôîðìèðîâàíèå ìîðàëüíûõ êà÷åñòâ, ýëåìåíòàðíûõ ýñòåòè÷åñêèõ âîñïðèÿòèé, íîðì
îáùåñòâåííîãî ïîâåäåíèÿ. Ðàçâèâàåòñÿ ìûøëåíèå, ñíà÷àëà êîíêðåòíî-ðåàëèñòè÷åñêîå,
à â íà÷àëå øêîëüíîãî âîçðàñòà è àáñòðàêòíîå. Ðàçâèòèå áîëåå âûñîêèõ ñòóïåíåé
ìûøëåíèÿ çàâåðøàåòñÿ ê 13—15 ãîäàì.

Æóðáà Ë. Ò., Ìàñòþêîâà
Å. Ì.
Íàðóøåíèå ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè. —
Ì.: Ìåäèöèíà, 1981.

Ðàçëè÷àþò 4 ýòàïà ôîðìèðîâàíèÿ
ïñèõèêè ðåáåíêà.

Ïåðâûé ýòàï — ìîòîðíûé, õàðàêòåðèçóåòñÿ
îâëàäåíèåì îñíîâíûìè ìîòîðíûìè íàâûêàìè íà ïðîòÿæåíèè ïåðâîãî ãîäà æèçíè
ðåáåíêà.

Âòîðîé ýòàï — ñåíñîðíûé,
ïðîäîëæàåòñÿ îò 1 ãîäà äî 3 ëåò. Äâèæåíèÿ ïðèîáðåòàþò ïñèõîìîòîðíûé õàðàêòåð,
ò. å. ñòàíîâÿòñÿ îñîçíàííûìè. Ñåíñîìîòîðíîå ðàçâèòèå ÿâëÿåòñÿ áàçîé äëÿ
ôîðìèðîâàíèÿ âñåõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, â òîì ÷èñëå âîñïðèÿòèÿ, âíèìàíèÿ,
öåëåíàïðàâëåííîé äåÿòåëüíîñòè, ìûøëåíèÿ è ñîçíàíèÿ.

Òðåòèé ýòàï — àôôåêòèâíûé,
äëèòñÿ îò 3 äî 12 ëåò. Äåÿòåëüíîñòü äåòåé ïðèîáðåòàåò ïîñòîÿííûé èíäèâèäóàëüíûé
õàðàêòåð.

×åòâåðòûé ýòàï — èäåàòîðíûé
(12—14 ëåò). Ôîðìèðóþòñÿ óñëîæíåííûå ïîíÿòèÿ, ñóæäåíèÿ, óìîçàêëþ÷åíèÿ.
Äåòè íà÷èíàþò ñòðîèòü ïðåäâàðèòåëüíûé ïëàí ïîñòóïêîâ â óìå. Ìûøëåíèå ñòàíîâèòñÿ
àáñòðàêòíûì. Íà÷èíàåò ôîðìèðîâàòüñÿ ëè÷íîñòü.

 îòäåëüíûå ïåðèîäû æèçíè
ïîâûøåí ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ ó äåòåé ïñèõè÷åñêèõ íàðóøåíèé è áîëåçíåé. Ýòè
ïåðèîäû íàçûâàþòñÿ êðèçèñíûìè.

Âûäåëÿþò 2 êðèçèñà: â 2—3,5
ãîäà è â 12—15 ëåò.

 ïåðâîì âîçðàñòíîì êðèçèñå
— ïàðàïóáåðòàòíîì— áûñòðîå ôîðìèðîâàíèå ïñèõè÷åñêèõ è ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ
íàïðÿãàåò äåÿòåëüíîñòü âñåõ æèçíåîáåñïå÷èâàþ-ùèõ ñèñòåì. ×àñòü áîëåçíåííûõ
ñîñòîÿíèé ïñèõè÷åñêîé ñôåðû áåðåò ñâîå íà÷àëî èìåííî â ýòîì âîçðàñòå. Âòîðîé
âîçðàñòíîé êðèçèñ — ïóáåðòàòíûé—ñâÿçàí ñ ïåðåñòðîéêîé ôóíêöèè æåëåç âíóòðåííåé
ñåêðåöèè, áóðíûì ðîñòîì äåòåé, ïîëîâûì ìåòàìîðôîçîì. Â ýòîò ïåðèîä äåòè
î÷åíü ðàíèìû è òðåáóþò îñîáîãî âíèìàíèÿ.

Источник