Нервная система ребенка 3 года

Нервная система ребенка 3 года thumbnail

     По мере взросления малыша развиваются все его органы и системы, и особого внимания заслуживает развитие нервной системы. Условные рефлексы, поведенческие навыки, привычки в большинстве случаев закладываются в возрасте до 3 лет.

     Ребенок рождается с уже сформированными структурами нервной системы – головным и спинным мозгом, периферической нервной системой. Но после рождения развитие не останавливается, а начинается его новый этап – созревание коры головного мозга. Известно, что у новорожденного ребенка практически отсутствуют борозды и извилины головного мозга, поверхность органа практически гладкая. Количество и выраженность рельефа мозговой поверхности увеличивается по мере осваивания новых навыков, приобретения опыта и умений.

     Наиболее интенсивные темпы развития мозговой коры наблюдаются в первые три года жизни ребенка. В течение остальной жизни человека этот процесс не прекращается, но и темпы его не такие быстрые.

     Первое посещение детского невропатолога приходится на возраст 1 месяца. До исполнения 1 годика ребенок должен осматриваться специалистом не реже, чем 1 раз в 3 месяца. После годовалого рубежа будет достаточно ежегодного планового осмотра. В время осмотра детский невропатолог оценит безусловные рефлексы (их наличие и угасание), также сможет выявить патологию при ее наличии.

От рождения до 1 года:

     Интересно, что головной мозг новорожденного детеныша имеет массу около 400 грамм. Уже к 9 месяцам этот показатель удваивается. Утроение массы головного мозга наблюдается к трем годам.

     

     Первые пару месяцев жизни малыша – это период адаптации и привыкания к новым условиям. В это время у него очень хорошо развиты безусловные (врожденные) рефлексы – сосательный, хватательный, поисковый, опоры, автоматической ходьбы. Безусловные рефлексы, определенные самой природой, необходимы для дальнейшего приспособления в новой среде. Оценивание врожденных рефлексов помогает установить – нормально ли идет развитие нервной системы в целом. По мере развития угасают безусловные рефлексы. Проверяя их, можно судить о том, как идет развитие нервной системы. Со временем врожденные рефлексы угасают, их заменяют приобретенные. Наиболее простые приобретенные рефлексы можно обнаружить уже к двухмесячному возрасту. К примеру, ребенок перестает плакать и успокаивается, оказавшись на руках у мамы.

     В следующие три месяца интенсивно усложняются связи между нервными структурами. Чтобы работа нервной системы была слаженной, ребенку необходимо получать все более новую информацию из окружающего мира. В период 3-6 месяцев ребенок уже нуждается в общении со взрослыми, во время которого и получает новые навыки, обучается движениям и набирается впечатлений. В этом возрасте нужно носить малыша на руках по квартире или на свежем воздухе, показывая и называя различные предметы вокруг.

     

     В пятимесячном возрасте ребенок лепечет. Конечно, это еще не речь, но это своеобразный способ общения, при помощи которого детеныш учится новым звукам и слогам.

     После 6-тимесячного возраста темпы развития головного мозга не замедляются. Периоды бодрствования постепенно удлиняются, благодаря чему ребенок получает все больше информации от окружающего мира. Ускоряется появление новых связей между структурами нервной системы. Как результат, появляются новые навыки. В 6-8 месяцев ребенок может сидеть без поддержки. Также он умеет различать знакомых и незнакомых людей, реагируя на последних настороженностью. Демонстрируйте малышу различные движения, называйте их, просите кроху повторить за вами. Очень скоро ребенок научится хлопать в ладоши, качать головой и выполнять другие движения без ваших примеров.

     

     В 8 месяцев ребенок отлично ползает, умеет вставать, придерживаясь за кроватку. Уже вскоре он сможет даже ходить по своей кроватке, перебирая ручкой за боковину. Неделя за неделей идет развитие моторики, и уже скоро малыш продемонстрирует вам свои новые умения. Он может тянуть за веревочку, катать мяч, нажимать на кнопку.

     В конце первого года жизни приходит пора для закладки нового навыка – формирование основ речи. Пока продолжается стадия «сказать не могу, но все понимаю», нужно развивать пассивный словарный запас. Старайтесь стимулировать ребенка к речи. Если он чего-то требует, сделайте вид, будто не понимаете его. Попросите его произнести, что именно ему нужно.

     Годовалый ребенок перемещается по квартире ползком или на двух ножках, при этом он старается исследовать все, что видит вокруг. Вместе с крохой рассматривайте книги, картинки, играйте.

От 1 до 2 лет:

     В этот временной отрезок происходит очень важный в развитии нервной системы этап – миелинизация. Этот термин обозначает созревание оболочек нервных волокон, они покрываются миелином, благодаря которому становится возможным полноценное проведение по нервам импульсов.

     

     Благодаря процессу миелинизации двигательные навыки усложняются. В 1,5 года ребенок умеет взбираться на стул, а в 2 года отлично бегает.

     

     Работа нервной системы становится все более согласованной. Слаженная работа дает возможность выполнять одновременно разные действия. К примеру, в одной руке у малыша оказывается погремушка, которую он с удовольствием трясет, а в другой руке крепко удерживает куклу. Мышечные движения заметно более слажены, чем было до этого. Малыш может удерживать разные предметы, не роняя их. Двухлетний ребенок способен поймать брошенный мяч и отбросить его обратно.

     Более сложными становятся и игры. Годовалый детеныш увлеченно копирует взрослых, «разговаривая» по игрушечному телефону. Он любит играть с посудой, изображая маму. Ближе к 2-м годам в играх прослеживается некий простой сюжет, появляется последовательность в действиях. Кроха сама «кормит» куклу, а затем укладывает спать. Карапуз держит машинку и одновременно загружает ее песком. Впервые дети начинают играть вместе, а не просто «рядом».

     

     Кроме того, данный возраст прекрасен еще одним навыком – появлением речи. Малыш часто разговаривает слогами и при этом понимает, о чем говорит. В дальнейшем, когда сформируется вторая сигнальная система, ребенок заговорит не слогами, а целыми словами, но для этого необходимо связать слово с его смысловым значением. До того, как малышу не исполнится годик, приоритетом для реагирования будут вовсе не слова, обращенные к нему, а запахи, тактильные ощущения, интонации. Разговаривая с ребенком, подкрепляйте речь ласковым темпом и жестами, добавляйте словам эмоциональную окраску. Ближе к 2 годам ребенок начинает понимать смысл сказанных вами слов. Чтобы отстранить сорванца от опасного предмета, вам не нужно силой оттаскивать его, достаточно четко и внятно сказать «Нельзя».

     

     Когда малышу исполняется 2 годика, у него начинается новый период развития речи. Он без устали тараторит и болтает, часто на «своем» языке, во время игры, в ответ на обращенную речь. Не повторяйте за ним искаженные слова и не сюсюкайте, иначе можно замедлить речевое развитие. Если какое-то слово ребенок говорит неверно, каждый раз повторяйте его в правильном произношении.

Читайте также:  Сколько капель беродуала нужно для ингаляции ребенку 3 года

В 3-4 года:

     После 3-х лет ребенок хорошо удерживает равновесие, может координировать свои движения. В этот период дети могут научиться танцевать, кататься на коньках и роликах, даже освоить лыжи. Продолжает развиваться мелкая моторика. Становятся доступными многие мелкие действия – застегивание и расстегивание пуговиц, складывание пазлов, лепка и рисование.

     Как известно, развитие мелкой моторики и развитие речи – процессы тесто взаимосвязаны. Развивая у ребенка умение рисовать, лепить, складывать, вы стимулируете и его речевые центры. Оказывается, на ладонях расположены области, отвечающие за развитие речи. Ребенок уже умеет произносить самые разные звуки, и это доступно благодаря слаженной работе мышечного аппарата губ, неба, языка. Речь становится все четче и понятнее. Ребенок учится обобщать, в лексиконе появляются слова, обозначающие группы предметов – транспорт, одежда, посуда, мебель.

     

     Не стоит забывать, что в этом возрасте процессы торможения еще не могут обеспечить длительную концентрацию внимания на каком-то одном занятии. Ребенку сложно сосредотачиваться на задании без перерывов. Максимальное время, которое он может уделить ему – 10 минут. Развивая способности, не перегружайте и не утомляйте малыша.

     От трехлетнего малыша частенько можно услышать «Я сам!». И действительно, в 3 года дети начинают осознавать себя как личность, они стремятся к самостоятельности. Ребенок с удовольствием пробует самостоятельно расчесываться, убираться, одеваться и обуваться. И пусть действия эти еще нескладны и неуклюжи, но подобные навыки играют огромную роль в развитии самодостаточной личности.

     Четырехлетний ребенок стремится к общению, и количество вопросом, адресованных взрослым, порой зашкаливает. Параллельно ребенок выстраивает отношения со сверстниками, ему нравится играть и общаться с другими детьми.

     

     Наблюдайте за своим ребенком и помогайте ему развиваться!

Источник

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Нервная система ребенка 3 года

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Нервная система ребенка 3 года

Нервная система ребенка 3 года

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Нервная система ребенка 3 года

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

Нервная система ребенка 3 года

Нервная система ребенка 3 года

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

Читайте также:  Сколько дают за 3 ребенка в москве в 2016 году

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Нервная система ребенка 3 года

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Нервная система ребенка 3 года

Нервная система ребенка 3 года

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.

Источник

Дети в той или иной степени являются непредсказуемыми даже для своих родителей. Иногда кажется, что малыш просто неуправляем и истеричен. Однако что послужило толчком для этого — заболевание центральной нервной системы ребенка, расстройства психоэмоционального характера или же просто желание манипулировать?

Болезнь или особенности характера?

Если ребенок очень нервный, то это может отражаться на качестве жизни как его самого, так и окружающих людей. Под этим термином обычно подразумевают плаксивость, возбудимость, проблемы со сном, непослушание, раздражительность, истеричность. С нервными детьми очень сложно идти на контакт, так как на любое замечание или предложение такой малыш реагирует бурными истериками и протестами. Психологическая практика показывает, что большинство проблем кроется в неправильном воспитании еще в раннем детстве.

Непослушные и нервные дети — это настолько переплетенные понятия, что иногда без помощи квалифицированных специалистов бывает сложно понять суть проблемы. Среди наиболее распространенных причин непослушания детей можно выделить следующие:

  1. Желание привлечь к себе внимание. Этим страдают дети, которые в какой-либо степени обделены родительским теплом и лаской. Ребенок замечает, что во время совершения им каких-либо негативных действий он получает недостающие родительские эмоции, чем и пользуется в дальнейшем.
  2. Желание освободиться от множества ограничений, установленных родителями. Это касается тех детей, которые ежедневно подвержены строгому контролю.

    строгий контроль

  3. Месть. Дети начиная с самого младшего возраста могут мстить, причем часто делая это неосознанно. Такое поведение может быть ответной реакцией на развод родителей, несправедливое наказание, невыполнение обещаний.

Лишь на последнем месте находятся расстройства нервной системы ребенка.

Детские неврозы

Психика маленького ребенка весьма хрупкая и подвержена влиянию извне. На фоне многочисленных запретов, стрессовых ситуаций и недостатка внимания могут сформироваться неврозы. Это нервно-психическое расстройство, которое характеризуется появлением необычных психосоматических и поведенческих симптомов. Часто нервными дети бывают именно по причине возникновения неврозов.

Пиком развития патологического состояния считается возраст 5-6 лет, когда ребенок начинает вести себя неадекватно. В некоторых случаях неврозы проявляются уже в 2-3-летнем возрасте.

Причин неврозов

Психологи выделяют такие предпосылки для развития патологического состояния:

  • травмирующие психику ситуации (алкогольная или наркотическая зависимость кого-то из родителей, развод, применение к ребенку телесных наказаний, конфликтные ситуации со сверстниками, адаптация к детскому саду или школе);
  • сильный испуг;
  • негативная атмосфера между родителями;

    напряженная атмосфера в семье

  • рождение в семье еще одного ребенка.

Также нервным ребенок 2 или более лет может стать из-за смерти кого-либо из родственников, попадания в автомобильную аварию.

Симптомы психического расстройства

Первыми признаками нарушений в работе нервной системы ребенка можно считать следующие проявления:

  • возникновение страхов и тревожных состояний;

    детские страхи

  • бессонница и спонтанные прерывания сна среди ночи;
  • беспокойное состояние;
  • нежелание общаться с другими детьми, замкнутость в себе;
  • покашливание, которое не проходит в течение длительного промежутка времени;
  • недержание мочи и кала, особенно в период сна;
  • заикание;
  • появление навязчивых движений.

Внимательные родители обязательно заметят в поведении малыша какие-то изменения. Это может быть чрезмерная агрессивность как по отношению к другим детям, так и ко взрослым, раздражительность, гипервозбудимость. Все эти проявления дают повод для обращения к медикам, так как пускание ситуации на самотек может обернуться негативными последствиями в будущем как для родителей, так и для ребенка.

Лечение неврозов

Терапия при патологическом состоянии нервной системы подбирается комплексно. Важно пройти полное обследование с психологом, неврологом и другими смежными специалистами. На сегодняшний день существуют такие методики лечения неврозов:

  1. Психотерапия направлена на решение социальных проблем, из-за которых мог возникнуть невроз. Сеансы могут проходить как с родителями, так и с ребенком наедине. Психотерапевт для лечения использует следующие приемы: индивидуальное лечение, семейный сеанс, арт-терапия, применение гипноза, групповые занятия с детьми для улучшения их социализации.
  2. Медикаментозная терапия включает в себя фитопрепараты с успокаивающим действием, витаминные комплексы, антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропные медикаменты. Лечение подбирается на основе установленной тяжести течения патологического процесса.
  3. Народные средства, которые призваны успокоить нервную систему ребенка — настои валерианы, мелиссы, пустырника.

В качестве дополнительной терапии может быть использовано общение с животными — дельфинами, лошадьми, собаками.

Нервные тики

К сожалению, психологические проблемы не заканчиваются на неврозах. Доктора отмечают, что каждый нервный ребенок от 3-х до 18 лет может быть таковым из-за тиков. Есть данные, что практически каждый пятый ребенок испытывал подобные явления. Для удобства специалисты разделили разновидности нервных тиков на 3 группы:

  1. Моторные — прикусывание губ, гримасничанье, непроизвольные подергивания головой или конечностями.

    нервный тик

  2. Вокальные — ребенок при этом издает нетипичные звуки (покашливания, подвывания, сопения, кряхтение).
  3. Ритуальные — действия заключаются в почесывании головы, подергивании волос, стискивании челюстей.
Читайте также:  Если ребенок прищуривает глаза 3 года

По степени выраженности встречаются локальные (задействована одна группа мышц) и смешанные (нервные тики нескольких типов сразу).

Причины возникновения нервных тиков

Специалисты различают первичные и вторичные патологические состояния. Первая группа связана с такими факторами:

  • недостаток в организме таких важных микроэлементов, как магний и кальций;
  • эмоциональные потрясения — стрессовые ситуации, строгие наказания от родителей, испуг, недостаток любви и ласки;
  • нагрузки на центральную нервную систему, которые возникают из-за употребления большого количества чая, кофе, энергетических напитков. Чаще всего этим страдают подростки от 12 до 18 лет;
  • переутомление на фоне больших учебных нагрузок, длительное пользование компьютером, просмотр телевизора;
  • неблагоприятная наследственность.

Вторичные нервные тики могут развиваться на фоне серьезных заболеваний, таких как:

  • синдром Туретта;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы как закрытого (сотрясения мозга), так и открытого типа;
  • опухоль головного мозга;
  • врожденные заболевания нервной системы.

Чаще всего нервные тики проявляются в период бодрствования ребенка, в то время как сон можно назвать относительно спокойным.

Терапия при нервном тике

Состояние требует медицинской помощи в следующих случаях:

  • нервный тик не прошел самостоятельно в течение месяца;
  • патология причиняет малышу какие-либо неудобства;
  • сильная выраженность симптомов или совокупность нескольких разновидностей тиков.

В большинстве случаев лечение нервных тиков у детей легко поддается лечению, если их причины были связаны с психосоматикой. В более тяжелых случаях проблема может остаться навсегда.

Терапия при нервном тике психологического типа назначается аналогичная лечению неврозов. Необходимо подобрать комплекс успокаивающих медикаментов, а также провести несколько сеансов с квалифицированным психотерапевтом. В некоторых случаях достаточно народного лечения в виде успокоительных настоек валерианы, мелиссы, пустырника или ароматерапии посредством ванн с эфирными маслами лаванды, мяты.

Лечение вторичных тиков, к которым привели травмы или заболевания, необходимо начинать только под присмотром врача, который выявит истинный диагноз и назначит грамотную терапию.

Правила поведения для родителей

Нервными дети чаще всего бывают именно по вине собственных матерей и отцов. Психологи советуют, чтобы избавиться от проблем необходимо не только показать малыша специалисту, но и пересмотреть собственную модель поведения:

  1. Важно сглаживать образующиеся в ходе воспитания конфликты.

    родительское внимание

  2. Не стоит требовать от ребенка одинаковой любви ко всем родственникам. Частые вопросы на тему, кого больше любит малыш способны стать причиной нервозности.
  3. При разводе следует создать максимально комфортные условия для малыша, в которых он не будет чувствовать себя виноватым или обделенным.
  4. Не следует потакать всем капризам, иначе ребенок будет использовать манипулирование как единственную модель поведения в попытках добиться своей цели.
  5. Следует пересмотреть наказания для ребенка и, возможно, смягчить их, если они были слишком строги. Также наказания должны осуществляться наедине с ребенком, без посторонних глаз.
  6. Психику ребенка нужно заблаговременно подготовить к появлению еще одного члена семьи. Малыш должен понять, что с рождением братика или сестрички его не станут меньше любить.
  7. В общении нужно стараться быть с детьми на равных. Не нужно пытаться унижать или оскорблять их.
  8. Следует учитывать умственные и физические возможности ребенка и не требовать от него невыполнимых действий.

Кроме того, важно не показывать при детях собственные негативные эмоции, так как малыши могут перенять эту модель поведения.

Режим дня и питания

Нервный ребенок 3 и более лет должен иметь особенный суточный ритм. Психологи дают по этому поводу несколько важных рекомендаций:

  • при занятиях, которые требуют умственной активности, необходимо делать перерывы на 15 минут каждые 20 минут;
  • питание должно быть максимально сбалансированным для восполнения нехватки в витаминах и микроэлементах;
  • следует исключить из рациона такие напитки, как какао, кофе, крепкий чай — они возбуждают нервную систему.

Необходимо много времени уделять физиопроцедурам, таким как закаливание. Однако делать это стоит под присмотром детского врача-педиатра.

Возрастные особенности

Лечение нервного ребенка не всегда необходимо, так как это могут быть особенности развития:

  1. До 3-летнего возраста нервозность обуславливается врожденными особенностями поведения. Усугублять ситуацию может рождение последующего ребенка, если старшему еще не исполнилось 3 лет.

    маленький ребенок

  2. От 3 до 4 лет дети начинают интересоваться окружающим миром, и если малыш получает только ультимативные установки «можно» и «нельзя» без объяснений, то это может вызвать агрессию.
  3. От 5 до 7 лет необходимо стимулировать рвение ребенка к познанию, однако нельзя его принуждать к чему-либо.
  4. От 8 до 10 лет формируется сознание, как части общества, поэтому негативное поведение может быть следствием неверно выбранных идеалов на основе школьного влияния.
  5. От 10 до 16 лет наблюдаются гормональные перестройки, которые в поведении выражаются как протест и желание выделиться. В этот период нужно особенно корректно сглаживать конфликтные ситуации.

Родители должны «расти» вместе с собственным ребенком, учитывать его особенности и общаться с ним на равных с самого детства. Только таким образом можно сохранить доверительные отношения и спокойствие в семье.

Полезные советы

Нервный ребенок в год и позже может принести немало хлопот, поэтому иногда проще предотвратить развитие психических расстройств, нежели лечить их. Психологи дают несколько рекомендаций по этому поводу:

  • независимо от ситуации, необходимо соблюдать спокойствие, так как нервозность матери передается и ребенку, особенно это касается детей младшего возраста;
  • важно научить сына или дочь извиняться за проступки, однако так же важно просить прощения и у малыша;
  • для воспитания спокойного потомства необходимо запастись терпением;
  • нужно показывать положительный пример собственными действиями;
  • не следует ставить интересы ребенка превыше всего;
  • важно давать малышу право выбора.

Кроме того, дети любого возраста остро нуждаются в опеке и любви своих родителей.

счастливая семья

Заключение

Нервозность детей чаще всего связана с ошибками в их воспитании или внешними факторами. Такие ситуации легко исправить лишь подкорректировав свое собственное поведение по отношению к малышу. Однако при выявлении серьезных психических патологий не нужно игнорировать их лечение, так как это может обернуться серьезными проблемами в будущем.

Источник