Неравенства для ребенка 5 лет

Неравенства для ребенка 5 лет thumbnail

Занятие по ФЭМП

Тема: Числовые равенства и неравенства.

Цель занятия : познакомить детей со знаками равенства и неравенства

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10;

Формировать умение составлять числовые

равенства и неравенства по рисункам и наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам и неравенствам «записывать» при помощи знаков «>» и «<» и читать «записи»; познакомить детей со знаками «=» «№» (равенство, неравенство); закрепить временные представления; учить называть «соседей» данного числа.

Закрепить знание последовательности дней недели.

Развивающие: развивать внимание , память, мышление, общую моторику Воспитательные: воспитывать желание прийти на помощь,  доброжелательные отношения во время совместной деятельности.

Оборудование

Для воспитателя: куб, на гранях которого нарисованы цифры; знаки; мяч;магнитная доска, желтые и синие квадраты (10шт.).

Для детей: «Математический набор», знаки.

Ход занятия

1.Организационный момент. Приветствие «Детский сад»

Детский сад, детский сад

Это праздник для ребят,

Здесь собрался народ

В наш веселый хоровод,

Ну-ка( имя ребенка), дружок,

Выходи скорей в кружок,

Ножкой, ножкой постучи

По коленям да в ладоши,

А мы похлопаем немножко!

В группе появляется Незнайка и говорит о том, что он тоже хочет пойти с детьми в первый класс. Но ему страшно т. к. он ничего не знает и не умеет решать примеры и задачи. Незнайка просит детей помочь ему. (Дети соглашаются).

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Незнайке? (ответы детей). А вы путешествовать любите? (ответы детей). Тогда я приглашаю вас в путешествие по стране математики, да и Незнайку возьмём с собой, чтобы он научился. Ну, что ж, готовы? Только вот я не знаю на чём мы с вами поедем? А чтобы узнать, вам нужно соединить точки, начиная с 1 и до12. Вот тогда и узнаем, на каком транспорте мы поедем. Устный счет.

(Дети соединяют и получается паровоз)

Воспитатель: ну, вот мы и узнали, на чём мы поедем! Занимайте места в вагонах и поехали!

Едет, едет паровоз,

Мимо елок и берёз.

Мимо дуба и сосны,

Мимо лета и весны.

Чух, чух, чух, чух пыхтит.

И колесами стучит.

Первая станция «Посчитайка».

Сидя за столом

Перед каждым ребенком на столе лежит «Математический набор» и знаки.

Воспитатель предлагает детям выложить числовой ряд от 0 до 10 и просит их сначала положить перед собой цифры 5 и 6, затем поставить между ними знак и прочитать «запись». Дети читают: «Пять меньше шести». Затем дети поочередно выставляют цифры: 8 и 10, 0 и 4, 6 и 5. Ставят знаки между ними и читают «записи»: «восемь меньше десяти», «ноль меньше четырех», «шесть больше пяти».

После этого воспитатель предлагает детям выдвинуть из ряда любые две цифры, поставить между ними знак и прочитать «запись», сравнить числа.

Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Готовы ехать дальше? (Ответы детей). Тогда закройте глаза и поехали на следующую станцию.

Вторая станция «Узнавайка».

На доске в одном ряду близко друг к другу стоят 5 желтых квадратов и на небольшом расстоянии от них 5 синих квадратов. Воспитатель спрашивает, каких квадратов больше.

Дети отвечают: «Сколько синих, столько и желтых квадратов, поровну, по пять».

Давайте обозначим это количество квадратов цифрами. Есть такой знак равенства (показывает). Попробуйте прочитать эту «запись».

Дети читают: «Пять равно пяти».

Воспитатель убирает один желтый квадрат.

Этот знак можно оставить? (Нет.)

А какой знак нужно поставить? (Знак больше или меньше.)

Найдите этот знак, поставьте и прочитайте «запись».

Дети читают вслух: «Пять больше четырех или четыре меньше пяти».

После этого воспитатель предлагает детям самостоятельно выставить два числа, поставить любой знак между ними и прочитать «запись».

Третья Станция «Отдыхайка»

Музыкальная физминутка.

Четвертая Станция «Поиграем( с Незнайкой)»

«Назови соседей»

Незнайка: Ребята. Давайте поиграем

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий:

Начинается считалка: «На березу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит. Если веришь —стой и жди, А не веришь —выходи!»

Незнайка бросает кому-либо из детей куб. Ребенок, поймавший его, сначала называет цифру на грани куба, а потом «соседей» этого числа.

Если ребенок дает правильный ответ, он становится ведущим.

Игра проводится в быстром темпе.

Усложнение. На гранях куба вместо цифр —кружки (от 1 до 6).

«Назови скорей»

Игра проводится в кругу, выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и спрашивает: «Какой день недели перед четвергом?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». Теперь он становится ведущим, бросает мяч другому ребенку и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?»

Вопросы.

назови день недели после вторника;

назови день недели между средой и пятницей.

утром я пришла в детский сад, а вернулась домой…?

если вчера была пятница, то сегодня…?

каждое воскресенье мы ходим в парк и вчера тоже ходили. Какой день недели сегодня?

за понедельником был вторник, а за четвергом будет…?

зиму сменяет весна, а какое время года сменит весну?

«Солнышко светит днем, а луна…»

Если кто-то из играющих не может стазу дать ответ, ведущий просит всех детей помочь ему. Целесообразно проводить игру небольшой группой, чтобы каждый из детей побывал в роли ведущего несколько раз.

        Пятая станция

«Задачкино»

Воспитатель предлагает вспомнить из каких частей состоит задача.

Дети: Условие, вопрос, решение, ответ.

Воспитатель: Что нужно знать, чтобы решить задачу?

Дети: Цифры, знаки «+»«-»«=»

Воспитатель предлагает решить и составить задачу по своим картинкам.

Дети выполняют задание. Делают «запись» — выкладывают на наборное полотно решение цифрами.

Два, три ребенка читают свое решение задачи, говорят условие задачи и вопрос.

Воспитатель предлагает решить задачи на сложение и «записать» их решение.

1. На блюде лежали 5 яблок и 2 груши. Сколько всего фруктов

лежало на блюде? / 5+2=7/

задача на вычитание.

Около елки росло 8 грибов 3 из них несъедобных. Сколько съедобных грибов росло под елкой? / 8-3=5 /

Воспитатель: молодцы! Послушайте, вам Незнайка что-то хочет сказать.Незнайка говорит, что он многому у вас научился и теперь готов идти в школу. А за то, что вы его всему научили, он приготовил для вас подарок. Постройтесь все в одну шеренгу. Посмотрите, на мольберте находится ваш подарок. Его возьмёт тот, кто правильно назовёт, сколько шагов нужно сделать до подарка.

(Дети по очереди называют количество шагов и измеряют. После трёх неудачных попыток, детям удаётся всё-таки назвать правильное количество шагов и они забирают подарок – книга «Считарь»).

Незнайка прощается и уходит.

3. Итог.

Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие. Скажите, какие задания были для вас:

— интересными?

— сложными?

Читайте также:  Куплю костюм зимний на ребенка 5 лет

— лёгкими?

Какие понравились больше всего?

А теперь нам пора возвращаться после нашего интересного, познавательного и увлекательного путешествия.

Мы едем, мы едем вперёд и вперёд.

Дорога нам новые силы даёт.

Мы в поезде едем, куда захотим,

И едем так быстро, как будто летим.

Мы едем, мы едем вперёд и вперёд.

Поезд везёт нас и не устаёт,

Так много дорог, впереди – поворот,

Свернули – и снова вперёд и вперёд!

hello_html_3865293f.jpg

hello_html_69113435.jpg

Источник

Надежда Овсянникова
«Равенство, неравенство». Конспект НОД по ФЭМП в средней группе

Тема:

Равенство, неравенство

.

Цель: Знакомство детей с понятиями столько же, больше, меньше.

Задачи:

1. Образовательные: формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета, познакомить с понятиями столько же, больше, меньше.

2. Развивающие: развивать умение порядкового счета (в пределах 5); упражнять в умении сравнивать предметы (называть общие признаки и различия); упражнять в счете звуков на слух, воспроизводить указанное количество движений в пределах 5; закреплять умение детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов “на” и “под”; закреплять знания цветов (коричневый, желтый); развивать общую и мелкую моторику; развивать мышление, память, восприятие.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к новым знаниям, навыки сотрудничества, активности, инициативности.

Демонстрационный материал: куклы Таня и Ваня, поезд с 5-ю маленькими вагонами, поезд с 4-мя большими вагонами, барабан; картина «Зимний лес», картинка с елью, на которой 3 шишки и под – 2 шишки, иллюстрация «зайчик с барабаном).

Раздаточный материал: Двухполосные карточки (на верхней полосе изображены 4 белочки, изображения шишек (по 4 штуки на каждого ребенка, цифры от 1 до 5, карточки с изображением ели, на которой 3 шишки и под – 2 шишки (шишки не раскрашенные, цветные карандаши, снежинки.

Ход занятия:

I. Орг. момент.

— Ребята, к нам в гости сегодня пришли Таня и Ваня. Они собираются поехать в зимний лес и приглашают нас поехать с ними. Вы хотите отправиться в зимний лес?

К поездке необходимо приготовиться.

(дети говорят слова с движениями)

1 – 5 – топаем ногами

1 – 5 — хлопаем руками

1 – 5 — не будем отвлекаться

1 – 5 — будем отправляться.

II. Осн. часть.

1. Называние числительных по порядку;

–Ребята, вот мы пришли на платформу и, пока мы ждем поезд, давайте рассмотрим другие поезда. (вывешиваются два поезда: один с большими вагонами, другой –с маленькими).

— Посмотрите внимательно на поезда и скажите, одинаковые ли эти поезда? …Чем они отличаются?. (вагоны короткие – длинные, цвет, длина поездов). В каком поезде больше вагонов. Давайте проверим правильно ли вы ответили. Давайте посчитаем сначала вагоны на первом поезде. (один вагон, два вагона, три вагона, четыре вагона, пять вагонов).

-Молодцы. Сколько всего вагонов в этом поезде? Поднимите цифру 5.

— Теперь давайте посчитаем большие вагоны на втором поезде. (один вагон…. четыре вагона). -Молодцы. Сколько всего вагонов в этом поезде? Поднимите цифру 4.

2. Формирование представления о равенстве и неравенстве групп на основе счета.

— В каком поезде больше вагонов. …Давайте проверим правильно ли вы ответили.

Для того чтобы их сравнить, надо приложить маленькие вагоны к большим, вот так. (показываю). Каких вагонов больше? (маленьких). На сколько маленьких вагонов больше чем больших вагонов. (на один). Какой поезд меньше? На сколько вагонов меньше?.

3). Физминутка.

Молодцы! А вот и наш поезд подошел. Чтобы нам было ни скучно в дороге мы немного поиграем.

Раз, два, три, четыре, пять. (шаги на месте, руки на пояс)Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже. (прямые руки вытянуть вперёд)Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко- легко подышем.

Раз, два!- выше голова,

Три, четыре- руки шире. (прямые руки в стороны)

Пять, шесть- тихо сесть. (присели)Раз- подняться, подтянуться, (поднялись, руки вверх)

Два- согнуться, разогнуться (наклонили туловище, выпрямились)Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре- руки шире,

Пять- руками помахать, («ножницы» руками)Шесть- тихонько сесть. (присели)

4) беседа «Лес» — Вот мы и приехали. Ребята посмотрите перед нами Лес. (картина)

В лесную чащу тихо

Вошла Зима-портниха.

Берёзки очень рады

Спасибо за наряды.

Пушистые и белые

Зима наряды сделала.

И для лесов, и для полей

Пускай им будет, потеплей.

Деревьям всем в лесочке

Зима дала платочки,

А шубы их одела-

Сама повеселела!

Вопросы детям:Что растёт в лесу?

Все ли деревья в лесу стоят голые?

Какое дерево зимой зелёное?

Каких животных можно встретить в зимнем в лесу?

Это дикие или домашние животные?

Как нужно вести себя в лесу?

5)игровое упражнение. «Лес»

Выберите каждый себе по одной елочке (на столе разложены карточки.

— Посчитайте шишки на дереве и под деревом. Раскрасьте шишки на дереве коричневым цветом, а шишки под деревом – желтым.

— Таня и Ваня заспорили, где больше шишек – на дереве или под деревом. Как это можно узнать? (надо провести линии от каждой шишки на дереве к шишкам под деревом и сделать вывод о том, что под деревом шишек меньше.)

5) игровое упражнение. «Угощения»

У каждого ребенка двухполосная карточка, на верхней полосе изображены 4 белочки.

— дети, посмотрите, к нам прибежали белочки. Давайте, угостим их шишками. белочки очень грустные, потому что не знают, хватит ли каждой из них по шишке.

— Что нужно сделать для того, чтобы это узнать? (каждой дать по шишке)Работа с карточками. На верхней полосе нарисованы 4 белочки. Детям необходимо выложить на нижней полосе угощение (шишки) так, чтобы хватило каждой белочке.

— всем белочкам хватило шишек? (да) Остались ли у вас лишние шишки? (нет)Чего больше шишек или белок(одинаково, поровну). Шишек и белок поровну.

6)Игровое упражнение «Игра с барабаном» (на ковре).

— А теперь, отгадайте, мою загадку.

Любит красную морковку,

Грызет капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям,

Серый, белый и косой,

Кто скажите он такой — …

Ответ: Заяц

Зайчик (иллюстрация) очень любит играть на барабане. Сейчас мы поиграем с ним в игру. Зайчик будет играть на барабане, а вы очень внимательно слушайте и считайте, сколько раз зайчик ударил лапкой по барабану и столько же раз хлопайте в ладоши. (отстукивать определенное количество звуков, а дети хлопают в ладоши соответствующее количество раз). — Молодцы. Все очень внимательно слушали, и правильно хлопали. Зайчику очень понравилось с вами играть, но нам уже пора отправляться в детский сад. А поможет нам вернуться в детский сад волшебное заклинание. Готовы превратиться в волшебников? Тогда слушайте внимательно и повторяйте за мой слова и движения.

Читайте также:  Истерика у ребенка 5 лет как правильно поступать

Три раза хлопни,

два раза топни,

шаг вперед,

шаг назад,

посмотри направо,

посмотри налево,

быстро-быстро покружись

и в детсаде окажись.

III. Итог занятия

— Вот мы и вернулись в наш детский сад. Понравилось вам путешествие?

Где мы сегодня побывали?

на чем мы приехали в лес?

Кого мы в лесу встретили?

Чем мы угощали белок в лесу?

С кем мы играли на барабане?

Посмотрите, Таня и Ваня из леса принесли вот такие снежинки и хотят подарить их вам. Вот их сколько много. Как вы думаете, всем вам хватит снежинок? Давайте проверим, подходите ко мне и берите каждый по одной снежинке. Всем хватило снежинок? А лишние снежинки у нас остались? Значит сколько у нас снежинок? Столько же, сколько и вас.

Источник

Развитие логики у детей среднего дошкольного возраста начинается с занимательных задачек на сообразительность. На ЛогикЛайк 3500 заданий, которые хочется решать.

Неравенства для ребенка 5 лет

На LogicLike.com дети учатся рассуждать, развивают логику, способности к математике и познавательный интерес.

В курсе развития мышления LogicLike

есть всё, что вы искали!

  • Пройдите 3 стартовые главы курса логики – и откройте доступ к разным категориям. Попробуйте «Логические задачи», «Истина и ложь», «3D‑мышление» и другие.

Попробуй мобильное приложение LogicLike!

Загрузите в App Store

Доступно в Google Play

Какие задания нравятся детям?

Чтобы завоевать и удержать внимание ребенка, задания на логику должны быть интересными, яркими, красочными и разнообразными.

Перед вами онлайн-платформа с коллекцией именно таких авторских логических задач и головоломок для детей с 5 лет.

Простые логические задания с ответами

Подборка из обучающего курса ЛогикЛайк

Условие: Лягушка ЖУ любит сидеть на розовой кувшинке.
Лягушка ИЯ никогда не выбирает ни розовую, ни голубую.

Вопрос: На какой кувшинке должна сидеть каждая из лягушек?

Догадайся, сколько рыбок нужно запустить в пустой аквариум.

Условие: Картинки расставили в определённом порядке (в виде закономерности).

Задание: Подумай, какой элемент ряда будет следующим.

Источник

Вокруг дошкольного развития разгораются споры, и многие скажут, что математика для детей 4-5 лет – это лишняя нагрузка. Однако если ребенка не учить до школы, в первом классе ему будет тяжело усваивать материал, поэтому математику можно и нужно безболезненно изучать с 4 лет.

Что нужно знать до школы?

Дошкольник должен овладеть следующими навыками:

  • освоить счет в пределах 10;
  • уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
  • определять на слух пропущенное число;
  • уметь соотнести количество предметов с цифрой;
  • знать состав чисел первого десятка;
  • пользоваться знаками «больше», «меньше», «равно»;
  • решать и составлять примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

Это обязательный минимум, который изучается до школы, но ваш ребенок может знать и больше.

Как учить ребенка математике?

При обучении математике малыша 4-5 лет полезно соблюдать некоторые правила:

  1. не давать материала больше, чем он может усвоить;
  2. не требовать того, чего он еще не понял;
  3. не торопить, дать время «переварить» информацию (ведь что для взрослого элементарно, для ребенка 5 лет – новый мир);
  4. не усложнять задания слишком быстро, обучение проводить в формате «от простого к сложному»;
  5. заниматься, когда малыш бодр и в хорошем настроении, иначе занятия математикой превратятся в пытку;
  6. не скупиться на похвалу и подбадривание: «Сегодня получается лучше, чем вчера!».

Задания и упражнения для возраста от 4 лет

Дети в этом возрасте редко бывают усидчивыми и гораздо легче обучаются в игре. Заниматься  математикой с дошкольником – это не обязательно сидеть за столом и решать примеры в тетради. Гораздо легче подавать информацию как бы между делом и стимулировать ребенка к тому, чтобы самому находить правильный ответ.

Прямой и обратный счет

Малыш начинает проявлять интерес к цифрам еще до 4 лет. Самое время пробовать учить его считать. Как только ребенок научится свободно считать в прямом и обратном порядке, он будет готов к изучению более сложных понятий и первых математических действий.

Считаем предметы

Считаем ступеньки в подъезде, воробушков на улице, машины во дворе.

Всегда доступный счетный материал – пальцы. Пересчитываем их на каждой руке по отдельности, на обеих сразу.

Считаем неоднотипные предметы

Мы считаем не только пальцы, карандаши или конфеты. Дошкольник должен понимать, что количество предметов не зависит от формы, цвета, рода и т. д.

Сколько на полу машинок? Малыш считает: «Одна, две три». Спрашиваем, сколько на полу кубиков. Ребенок считает: «Один, два, три, четыре». Тогда спрашиваем, сколько на полу игрушек? Считаем вместе: «Один, два, три, …, семь!». Всего семь игрушек. Одновременно со счетом дошкольник учится мыслить логически, пользоваться широкими и узкими понятиями: кубики – это игрушки, машинки – это игрушки. Но игрушки – это не обязательно только кубики или машинки. Кубики и машинки – это частные случаи игрушек. Логика неразрывно связана с математикой.

Знаем цифры «в лицо»

Понимание приходит из житейских ситуаций. Вот некоторые:

  • показываем цифру нужного этажа, просим нажать кнопку лифта;
  • показываем номер любимого канала на пульте;
  • развешиваем магнитные цифры на холодильник, называем;
  • смотрим на цифру-свечу на торте: «Сколько тебе сегодня исполняется годиков? Три!».

Учим обратный счет

Запоминаем порядок чисел, запуская в космос ракету из конструктора. Обратный отсчет до старта: «10, 9, 8…, пуск!». Устраиваем эстафету при уборке игрушек: «Десять, девять, …, один, старт!».

Играем в «Загадай желание»: на листе черного картона делаем аппликацию из 10 желтых звездочек, вырезаем 10 кружков из черного картона. Загадываем желание и накрываем звездочку картонным кружком. Пересчитываем каждый раз, когда гаснет звезда: «10, 9, 8 …».

Порядковый счет

Помимо умения считать предметы по количеству нужно научиться считать их по порядку. Ребенок должен понять, что количественный счет предметов можно начинать с любого места, а порядковый счет – строго слева направо.

Учимся называть порядковый номер

Берем флажки (кубики) разного цвета. Выстраиваем в ряд и считаем по порядку: «Первый, второй …». Спрашиваем, который флажок (кубик) красный? Который — синий? Малыш называет порядковый номер.

Считаем ступеньки в подъезде: «Первая, вторая, третья…», разглядываем машины на стоянке: «Которая машина красная? Какая по счету машина синяя?».

Спрашиваем: «Сколько у нас в доме подъездов? А мы с тобой в котором подъезде живем? Давай сосчитаем: первый, второй, третий. Мы живем в третьем подъезде».

Запоминаем, какие числа идут до и после

Играем в игру «Впиши нужное число»: выбираем последовательности из любых трех чисел первого десятка, записываем их на листе, пропуская одно в каждой тройке. Вместо пропуска можно рисовать кружок или квадратик. Например:

5 … 7; 6 … 8; 2 … 4; 7 … 9.

На столе выкладываем числовой ряд из магнитных цифр. Ребенок ищет первое число в тройке и выясняет, какое пропущено. Записывает (сам или с помощью мамы) нужное значение в кружок, проговаривает: «5, 6, 7». Скоро он сможет устно продолжать числовой ряд, начиная с любого места.

Состав числа

Изучение состава числа поможет дошкольнику понять основы сложения и вычитания и в первом классе не тратить время на счетные палочки или вычисления на пальцах. В дальнейшем умение раскладывать числа на составные части позволит решать сложные примеры в уме.

Знакомим ребенка с составом числа

Подготавливаем двухсторонние кружки из картона с синей и красной стороной. Кладем перед ребенком три кружка синей стороной верх. Спрашиваем, сколько лежит кружков, объясняем, что число «3» мы составили из одного, одного и одного, а всего у нас три кружка. Просим малыша перевернуть один кружок. Получаем один красный и два синих кружка. Просим перевернуть еще один, получаем два красных, один синий круг. Поясняем, что число «3» можно составить по-разному:

  • 1, 1, 1 – вместе 3;
  • 1 и 2 – вместе 3;
  • 2 и 1 – вместе 3.

Домики

Рисуем дом из квадрата и треугольника. Квадрат делим на две «квартиры» вертикальной линией. Поясняем ребенку, что в дом переезжают новые жильцы, хозяин указал на крыше их количество (в треугольнике пишем число). Нужно заселить две квартиры. Используем карандаши, камушки, бусины. Кладем камушки в ряд («жильцы»), считаем. Напоминаем, что столько же написано на крыше домика. В одну «квартиру» вписываем цифру (начинаем с 1), отодвигаем камушек в сторону (этого «заселили»), сколько заселяем в другую «квартиру»? Считаем, записываем. Поначалу рисуем один домик за занятие. Потом можно рисовать многоэтажный дом, на каждом «этаже» вписывать одну цифру то в левую, то в правую «квартиру», и заполнять целый дом за занятие.

Объясняем на пальцах

Числа первого десятка можно представить на пальцах рук. Показываем, что 3 – это два пальца одной руки и один палец другой, 5 — это три и два пальца и т. д. Заостряем внимание на том, что 5 – это 2 и 3, или 3 и 2, а 7 – это 3 и 4, или 4 и 3. Можно добавить, что если на руках получается одинаковое количество пальцев (4 — это 2 и 2, 6 – это 3 и 3, 8 — это 4 и 4), то эти числа мы называем четными.

Знаки равенства и неравенства

Дошкольник должен понять разницу между знаками «больше», «меньше», «равно» и уметь применить их правильно. Сначала он будет сравнивать яблоки и конфеты, оценивая их количество глазами или пересчитывая пальчиком, а в дальнейшем – решать числовые неравенства.

Сравниваем количество предметов

Кладем на два блюдца конфеты. Где больше? На сколько конфет тут больше? А где меньше?

Строим башни из кубиков. Какая выше? Почему? На сколько кубиков здесь больше?

Учим распределять предметы по размеру

Распределяем предметы от меньшего к большему (однотипные, затем разные предметы), нумеруем их по возрастанию размера, длины, веса.

Рисуем четыре яблока разного размера, располагаем вразнобой. Просим ребенка дать яблокам номера от 1 до 4, от самого маленького яблока к самому большому.

Рисуем собаку, стрекозу, мышь. Просим пронумеровать животных цифрами от 1 до 3 от самого тяжелого до самого легкого.

Переходим к знакам сравнения

Объясняем будущему школьнику смысл знаков «>», «<» и «=» так, чтобы он их не путал. Например, можно сказать, что знак «>» и «<» – это пасть голодного крокодильчика. Он любит много кушать, поэтому из двух кучек еды выберет ту, в которой еды больше. Крокодил повернется к этой кучке и откроет рот: «>». А к маленькой кучке он повернется хвостиком: «<».

Знак «=» означает, что в двух кучках еды поровну, одинаково, столько же.

Теперь знаки можно использовать не только устно, но и в письменных заданиях.

Первые математические действия в пределах 10

К тому моменту, как вы начнете учить ребенка складывать и вычитать в пределах 10, малыш уже усвоит основы математики для самых маленьких. Он готов не только сравнивать количество предметов и выяснять, где больше, но и отвечать на вопрос: «Насколько больше?». Теперь можно переходить непосредственно к вычислениям в пределах первого десятка.

Счет на пальцах

На пальцах можно отрабатывать первые примеры. Сначала на одной руке, то есть в пределах 5.

  • Сложение: «У тебя есть 3 конфеты – разгибаем 3 пальчика. Я тебе даю еще 2 конфеты – разгибаем еще 2 пальчика. Сколько у тебя конфет?»
  • Вычитание: «У тебя 4 конфеты – разгибаем 4 пальчика. Ты меня угостил одной конфетой – загибаем один пальчик. Сколько осталось?».

Запоминаем, что «разогнуть» пальчик – это прибавить (доложить, сделать количество больше). «Загнуть» означает отнять (забрать, сделать количество меньше).

Считаем на предметах

Используем карандаши, камушки, конфеты, бусины. Сравниваем «кучки», проговариваем: «Три больше двух на один, семь больше шести на один». Ребенок со временем понимает, что если разницу положить в меньшую кучку, в сумме получится столько же, сколько в большей.

Пишем на бумаге

Знакомимся со знаками «+» и «-«, вспоминаем разгибание и загибание пальцев, переносим устное проговаривание на бумагу.

  • Было 3 конфеты, дали еще 2, стало 5. Малыш пишет и проговаривает: 3+2=5.
  • Было 4 конфеты, 1 дали маме, осталось 3. Малыш пишет и проговаривает: 4-1=3.

Поначалу двух-трех примеров в день достаточно. Дальше уже не нужны будут «конфеты», вы будете сразу писать примеры, а ребенок будет их решать.

Учим составлять и записывать примеры

Придумываем простейшие задачки.

  • Пример на сложение: «Мама помыла и положила на тарелку три яблока, а потом еще одно. Стало четыре яблока». Ребенок проговаривает и записывает пример: 3+1=4.
  • Пример на вычитание: «На тарелке лежало три печенья. Папа взял одно. Осталось два печенья». Ребенок проговаривает и записывает: «3-1=2».

Постоянные тренировки на сложение и вычитание помогут довести процесс до автоматизма.  Дошкольник овладеет навыком вычислений в пределах первого десятка, и ему легче будет понять, как складывать и вычитать числа от 10 и далее.

При подготовке к школе не зацикливайтесь только на математических занятиях. Дошкольник должен развивать логическое мышление, уметь сгруппировать объекты по общим признакам, продолжить логический ряд, найти закономерность, ориентироваться в пространстве (знать, где лево и право, что значит «над», «под», «перед», «позади» и т. д.) и времени (знать времена суток, дни недели, понимать время по часам). Обязательно нужно знать плоские геометрические фигуры, уметь изобразить их на бумаге, находить в окружающих вещах, составлять из нескольких фигур более сложные.

Источник

Читайте также:  У ребенка 5 лет появились седые волосы