Непослушный ребенок 5 лет что делать комаровский

Непослушный ребенок 5 лет что делать комаровский thumbnail

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не слушается родителей

Нет такого ребенка, который всегда бы слушался своих родителей. Даже очень покладистые и спокойные малыши время от времени «бунтуют» и показывают характер. А некоторые дети так ведут себя очень часто, чем вызывают огорчение и тревогу у мам и пап. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает, почему ребенок не слушается родителей и что в этой ситуации нужно делать.

Непослушный ребенок 5 лет что делать комаровский

Педагогические проблемы глазами медика

К Евгению Комаровскому обращаются не только по поводу насморка, плоскостопия и других недугов. Довольно часто родители приводят на прием к педиатру своих детей и жалуются на то, что карапуз стал непослушным. Обычно эта проблема возникает в семьях, где детям уже исполнилось 4 года. Это слишком поздно, утверждает Комаровский, вопросами воспитания и послушания желательно заниматься тогда, когда ребенку исполнилось 1,5-2 года, а в идеале — с самого рождения.

Ребенок начинает вести себя в противовес родительскому мнению в двух случаях: если ему с самого рождения давали слишком много свободы и если ему слишком часто говорили слово «нельзя». Задача родителей — найти тот самый «золотой» баланс между этими крайностями.

Демократия в семье, дающая ребенку равные права со взрослыми, приводит к воспитанию непослушного и капризного ребенка, который будет истериками и скандалами добиваться своего в случае, если ему что-то запретили.

Непослушный ребенок 5 лет что делать комаровский

Непослушный ребенок 5 лет что делать комаровский

Истерики

Если ребенок однажды опробовал метод истерики и она увенчалась успехом (он получил то, что хотел), то, вне сомнений, кроха будет использовать этот способ манипуляции родителями и бабушками часто. Поэтому если непослушное чадо вдруг начало устраивать «концерты», с битьем головой о пол и стены, криками, в прямом смысле слова, до посинения, лучший способ — это не обращать внимания, говорит Евгений Комаровский.

Непослушный ребенок 5 лет что делать комаровский

Если нет зрителя в лице мамы или папы, то у малыша просто нет мотивации к истерике. Если кричит — нужно покинуть комнату, где разворачивается «драма», если бьется — положить подушечку, чтобы было мягче и покинуть комнату. Для родителей этот этап — самый сложный.

Комаровский советует запастись терпением, валерианкой и оптимизмом — все обязательно получится, если мама и папа будут последовательны в своих действиях.

Не стоит опасаться, что ребенок задохнется во время истерики, даже если он всем видом показывает, что это вот-вот случится. Дети, по словам Комаровского, часто при плаче выдыхают из легких весь запас воздуха, включая резервный, это вызывает длительную паузу перед вдохом. Если появились серьезные опасения, нужно просто дунуть малышу в лицо — он рефлекторно сделает вдох.

Непослушный ребенок 5 лет что делать комаровский

Физические наказания

Доктор Комаровский выступает против физического наказания, ведь ребенок, который с самого раннего возраста понял, что тот, кто сильнее, побеждает, будет использовать это знание всю свою жизнь. Из таких людей, которые привыкли решать проблемы с окружающими при помощи силы, ничего хорошего не вырастет.

Если мама или папа не могут решить проблем со своим ребенком без применения физической силы, это повод для обращения к специалисту — родителям нужна консультация психолога или психотерапевта. И это – разумно и правильно, говорит Комаровский.

Непослушный ребенок 5 лет что делать комаровский

Вариантов наказания достаточно и без ремня: объяснения, почему что-то делать нельзя, временное лишение неких благ (сладостей, новых игрушек). Главное, чтобы наказание было адекватным и своевременным: если ребенок плохо вел себя с утра, а его лишили вечернего просмотра мультфильмов, он уже не помнит, за что именно его наказали.

Поставить малыша в угол — достаточно разумный способ наказания.

Ребенку в конфликтной ситуации нужно побыть наедине с собой, без игрушек, без мультиков и других развлечений. Комаровский советует ставить малыша в угол ровно на столько минут, сколько лет чаду (3 года — 3 минуты, 5 лет — 5 минут).

В процессе наказания родители не должны лишать карапуза того, что ему нужно для жизни — прогулок на свежем воздухе, питья и пищи.

Советы доктора Комаровского

Говорить категорическое «нельзя» следует только тогда, когда ситуация представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни ребенка и его семьи. Проволоку в розетку — нельзя, попой на холодный кафель — нельзя.

Если же ребенок просто разбрасывает игрушки, то этот запрет тут неуместен. Лучше объяснить, почему это некрасиво, неудобно, и почему предпочтительнее игрушки все-таки убрать. Тогда запрет будет восприниматься малышом как нечто действительно важное. Чем чаще он слышит «нельзя», тем меньше он придает ему значения.

Непослушный ребенок 5 лет что делать комаровский

Требуя что-то и аргументируя свое требование, родители должны стоять на своем до конца.

Т о, что было нельзя вчера, должно быть нельзя и сегодня. Все члены семьи должны поддерживать требование, и не менять своих решений. Это — отличная профилактика детских исдетских терик.

Если мама научит ребенка «проговаривать» свои эмоции, называть чувства словами (что очень тяжело дается всем детям! ), то это поможет крохе легче проходить через все «возрастные кризисы», которые случаются в 2-3 года, 6-7 лет и даже в 14-16 лет, когда кризисы будут уже подростковыми и нешуточными.

Умение выражать свои эмоции освобождает ребенка от необходимости кричать. Если он этого делать не умеет, то крик и плач с его стороны — единственный способ показать родителям, что с ним происходит что-то непонятное, нехорошее, чего он не может объяснить.

Непослушный ребенок 5 лет что делать комаровский

Непослушный ребенок 5 лет что делать комаровский

Более подробно о правилах воспитания непослушного ребенка доктор Комаровский расскажет в своей программе.

Источник

lerra

31/03/2015 13:47 #

lerra Беларусь, Минск

спасибо Вам огромное, Евгений Олегович!! прям затронули за живое! я не была уверена в своей методике воспитания (точнее бабушка поставила под сомнение мою уверенность:)), но теперь вижу, что все делаю правильно! спасибо, доктор, за Ваш труд!

Marina

30/10/2014 18:43 #

Marina Россия, Омск

Подскажите пожалуйста, после заставки видео выскакивает черное окно… что нужно скачать что бы посмотреть? Флэш плеер установлен

Asya

25/03/2014 15:04 #

Asya Россия, Красноярск

Мне кажется надо обязательно учитывать состояние ребенка, на горьком опыте знаю,что если ребенок хочет спать и устал или болеет,воспитывать бесполезно,только хуже будет.

4

Larissa_Demich

Яся

20/12/2013 04:33 #

Яся Россия, Красноярск

Анна, я тоже учитель и психолог и ничего нового вы мне не сказали. Я про то, что в широкие массы нужно нести ЗНАНИЯ,а не опыт воспитания своих детей! Это моё мнение.Всего доброго!

Юльчик

17/12/2013 18:57 #

Юльчик Украина, Днепропетровск

Да, есть над чем подумать и что поменять в жизни. Спасибо Евгений Олегович!
Народ, зацикливаясь на теме «плохой человек или плохой поступок» упускает из вида другие ценные советы.
Родительство — дело не простое, без самообразования не обойтись. Недавно на тему воспитания смотрела две передачи с участием христианского семейного консультанта. Там советы больше, наверно, по воспитанию уже с 2,5 лет и старше. Для тех. кто кочет расширить свои знания:
https://www.youtube.com/watch?v=RKFyX2yjXwU
https://www.youtube.com/watch?v=zjk_Mqpg6nU

1

Anna

17/12/2013 10:56 #

Anna Россия, Казань

Уважаемая Светлана. Знак равенства между плохие поступки= плохой человек можно поставить иногда у взрослого. НО НИКОГДА У РЕБЕНКА. Если ребенок взял что нибудь без спроса и вы скажите ему что он вор, вы поставите клеймо ребенку на всю жизнь. В итоге он и вырастет вором. Именно поэтому у ребенка оценивается поступки, а не сам ребенок. В большинстве случаев когда ребенок систематически делает что то плохое, это знак что ребенку не хватает внимания и таким образом он пытается его к себе привлечь. Когда вы в детстве делали что то плохое и родители оценивали именно ваш поступок, они делали это очень правильно. А давайте представим что за любую шалость ваши родители говорили бы вам, что не вы плохо поступили, а что ВЫ плохая, что бы из вас сейчас выросло.

Читайте также:  Как подготовить ребенка к стоматологу в 5 лет

3

Anna

17/12/2013 10:25 #

Anna Россия, Казань

Уважаемая Яся. Возможно педагогика и психология не специализация Е. О. Но зато это моя специализация как педагога и детского психолога. Просмотрев передачу, я не увидела каких то противоречий между тем, что ребенок будет послушен и одновременно с этим как вы сказали будет ЦЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ (так можно описать одним словом все что вы перечислили). Послушание это не тотальный контроль за ребенком, это помощь ему в социализации, обучение правилам поведения в обществе, обучение БЖ. До пяти лет не послушание можно определить словами капризы и упрямство, с которыми не просто можно, но и нужно бороться. Потому что если с этим не справиться до пяти лет это уже становится привычкой, с которой бороться намного тяжелее.

3

Яся

12/12/2013 13:53 #

Яся Россия, Красноярск

Безумно благодарна Комаровскому Е.О. как врачу!!!Он для меня авторитет во всех вопросах здоровья моего ребенка! Но эта передача меня расстроила, по тому как считаю, что педагогика и психология не его специализация и не нужно это нести в широкие массы(хотя в принципе есть дельные вещи, о которых он упомянул!). Не нужно ставить воспитание «послушного» ребенка — САМОЦЕЛЬЮ! Я, например, воспитываю СЧАСТЛИВУЮ, ЗДОРОВУЮ,СИЛЬНУЮ, УСПЕШНУЮ, УВЕРЕННУЮ В СЕБЕ ЛИЧНОСТЬ и таковым ребенок не будет, если будет послушным!!! Кому это интересно или со мной в корне не согласен — могу посоветовать книгу хорошего психолога Маруси Светловой «Воспитание по-новому» и «Искусство быть родителем»- ЭТО ПРОСТО ШЕДЕВРЫ ПСИХОЛОГИИ! После прочтения этих книг, думаю многие изменят своё мировоззрение на воспитание детей. Книги есть на её сайте, читаются легко на одном дыхании, с примерами из жизни!

3

Алена Цымбалова

07/12/2013 16:39 #

Алена Цымбалова Россия, Томск

читала, что когда ребенок в возрасте до года начинает кидать игрушки или что-либо еще с высоты, то это не тренировка родителей, а установка причинно-следственных связей, в передаче узнала, что нельзя поднимать ему игрушки, иначе избалуешь, немного запуталась, может есть какие то нюансы, моему малышу 8 месяцев, он начал кидать предметы с высоты

Гость

18/11/2013 13:22 #

Гость

Добрый день! Хочу выразить огромную благодарность Доктору Комаровскому за его советы!!! Я сама ими стала пользоваться и знакомым рассказываю — эффект не заставил себя долго ждать — раньше я не понимала — кто кого воспитывает- то ли я сына, то ли он меня (1,5 летний малыш). А сейчас у нас, наконец-то, взаимопонимание. Оказалось, что всё просто, а сама я до этого не догадалась. В общем, не буду долго размусоливать, ОГРОМНОЕ СПАСИБО ДОКТОР, ЧТО ВЫ У НАС ЕСТЬ! Если меня волнует какой-либо вопрос, я знаю, что залезу на сайт и найду для себя все ответы !!!
С уважением, Анна (Сочи-Краснодар)

2

Svetlana

11/11/2013 11:08 #

Svetlana Россия, Санкт-Петербург

Я не педагог, и не психолог. У меня один ребенок, и нет кучи воспитанников. Но меня очень задевает формулировка воспитывать ребенка. Я не понимаю какая цель. Я воспитывать ребенка не собираюсь. Моя цель это не воспитанный ребенок. Моя цель — это счастливый взрослый человек. Взрослый, здоровый и с правильной системой координат. В которую не входят хорошие люди с плохими поступками. Простите за второй пост. Просто задели за живое.

2

Svetlana

11/11/2013 10:51 #

Svetlana Россия, Санкт-Петербург

Я и многие другие взрослые люди, сталкиваемся в жизни с большими проблемами после «правильного» воспитания. Мои любящие родители никогда не критиковали меня, только мои поступки, если они были плохими по их мнению. Это привело к тому, что столкнувшись в жизни с плохим обращением первого мужа, и его недопустимым поведением, я очень долго осознавала что это не плохие поступки хорошего человека. А плохой человек, и нужно уходить.
И Именно осознание плохие поступки = плохой человек, было очень тяжелым. Я бы назвала это переживание глубокой травмой. Так может быть стоит объяснять детям, что если кто-то делает плохие вещи то он плохой сам по себе, и что хороший человек может конечно ошибаться, но все же плохие поступки = плохой человек, а хорошие поступки = хороший человек. И поступки не отделимы от личности. А именно это разделение и происходит.
Что во взрослом возрасте приводит к проблемам, и к оправдыванию всяческой подлости, под эгидой осуждения поступков, в отрыве от того кто их совершает.

8

oksi_240591

11/11/2013 05:32 #

oksi_240591 Казахстан, Усть-Каменогорск

спасибо огромное Евгений Олегович за ваши передачи вы очень нам помогаете!!!

1

Darja26

09/11/2013 11:35 #

Darja26 Украина, Днепродзержинск

Огромное спасибо Евгений Олегович!!! Помогаете нам уж много, много лет.Вы врач от Бога, а таких единицы… Наконец то, мужу укажете на его ошибки.. Больше таких передач ….

 Динарик

07/11/2013 07:55 #

Динарик Казахстан, Семипалатинск

Спасибо огромное, Евгений Олегович, за Ваши передачи с педагогическим направлением!!! Как хотелось бы всё исправить… Но у нас уже запущенный случай ;-). Обожаю Вас и Ваше чувство юмора!!!

1

Kvitka

03/11/2013 16:36 #

Kvitka Украина, Киев

Золоті слова, лікарю!Ви повністю висловили мої думки переконання) Виявляється,ви не тільки чудовий лікар, але і прекрасний педагог! Браво!))

taniaviola

02/11/2013 21:18 #

taniaviola Беларусь, Гомель

Спасибо за передачу! Было бы классно купить в аптеке микстуру терпения и тогда наши дети были бы послушными 🙂 А если серьезно, непослушание на разных этапах формирования личности появляется периодически. Главное — правильно на него реагировать с учетом возраста ребенка.

2

нянька

02/11/2013 13:05 #

нянька Россия, Владивосток

Дорогой и любимый нами Евгений Олегович, не бывает плохих людей, бывают плохие поступки. Народная мудрость объясняет это очень доступно:говори человеку, что он свинья- он и захрюкает. Мои дети и многочисленные воспитанники НИКОГДА не ведут себя плохо и не закатывают мне истерик.Секрет успеха в соблюдении изложенных Вами правил педагогики и преимуществе поощрений, а не наказаний :)И ещё хочу поделиться своим ноу хау с мамочками: как только на прогулке или в общественных местах мои младенцы начинали вести себя «не очень», в наказание я брала их на руки, объясняя тихим строгим голосом на ушко, что если и впредь будет вести себя плохо, будет сидеть на руках, причём очень не комфортно- подмышкой например. Двойная польза- ребенок никогда не просится на руки и в случае плохого поведения достаточно нахмуриться и произнести: сейчас возьму на ручки. Конечно если ребёнка надо пожалеть или он действительно устал, то «на ручки» должны быть совсем другие- ласковые и очень комфортные. Главное, всё должно быть с любовью и без раздражения и гнева. И не скупитесь на похвалу, не ждите, когда ребёнок начнёт привлекать к себе внимание любыми способами, будьте мудрыми и просчитывайте наперёд детские поступки. Ведь они так предсказуемы.

Читайте также:  Чувство юмора у ребенка 5 лет

1

Вета

01/11/2013 16:41 #

Вета Беларусь, Витебск

я через оперу сижу но в других браузерах тоже самое)смотрите в левом углу экрана (опера) затем вкладку (расширения) а затем управления расширениями и там этот AdBlock отключить)

Источник

Главный закон педагогики всех времен и народов: маленькая птичка не управляет стаей

Пожалуй, большинство детских психологов и педагогов всего мира, какие бы концепции воспитания они ни пропагандировали, сходятся в едином мнении: ребенок в семье всегда должен занимать место подчиненного (ведомого), а не подчинителя (ведущего).

Главный закон педагогики гласит: маленькая птичка не может управлять стаей. Иными словами: ребенок не может подчинять себе (с помощью своих криков, истерик и капризов) волю взрослых людей. В противном случае это явное и страшное допущение со стороны родителей и других домочадцев может в будущем навредить всей семье, причинив существенный урон психике самого ребенка.

Однако родители должны понимать, что «подчинение воле взрослых» это отнюдь не насилие над личностью малыша или постоянное принуждение его воли желаниям взрослых членов семьи. Нет! Но ребенок должен понимать с самых юных лет, что все решения в семье принимают именно родители, и что любой запрет должен исполняться беспрекословно — в первую очередь потому, что он обеспечивает безопасность самого ребенка.

Откуда берутся «трудные дети»?

Прежде, чем научиться бороться с детскими капризами и истериками, стоит выяснить, как и когда вообще милые крохи превращаются в «трудных» непослушных детей. На самом деле, поведение ребенка в семье (как и поведенческие реакции детеныша в стае) в первую очередь и самым тесным образом зависят от поведения взрослых. Есть несколько типичных и наиболее распространенных ситуаций, когда дети-«ангелочки» превращаются в «монстров», садясь родителям «на шею». Дети становятся капризными, непослушными и истеричными, когда:

  1. В семье отсутствуют педагогические принципы. Например: родитель общается с ребенком исключительно на фоне собственного настроения — сегодня папа добрый и разрешил смотреть мультики до полуночи, завтра папа не в духе и уже в 21:00 загнал ребенка спать.
  2. Когда педагогические принципы взрослых членов семьи резко разнятся. Например: на просьбу ребенка посмотреть мультики после 21 вечера папа говорит «нельзя ни в коем случае», а мама — дает добро. Важно, чтобы родители (а желательно — и все прочие домочадцы) были едины в своих позициях.
  3. Когда родители или прочие домочадцы «ведутся» на детские капризы и истерики. Маленькие дети выстраивают свое поведение на уровне инстинктов и условных рефлексов, которые они улавливают мгновенно. Если малыш с помощью истерики, ора и плача может добиться от взрослых то, чего он хочет, он будет пользоваться этим приемом всегда и до тех пор, пока он срабатывает. И только в том случае, когда вопли и истерики перестанут приводить его к желаемому результату, ребенок наконец перестанет орать.

Обратите внимание, что детки никогда не капризничают, не кричат, не плачут и не устраивают истерик перед телевизором, мебелью, игрушками или совершенно посторонним человеком. Как бы ни был мал ребенок, он всегда четко различает — кто реагирует на его «концерт», а чьи нервы бесполезно «расшатывать» с помощью крика и скандала. Если вы «даете слабину» и пасуете перед детскими капризами — вы будете жить с ними бок о бок все то время, пока ребенок делит с вами одно пространство.

Как прекратить детские истерики: на раз-два!

Большинство родителей полагает, что превратить «трудного» непослушного и истеричного ребенка в «ангела» — это сродни чуду. Но в действительности этот педагогический «маневр» совсем не сложный, но требует от родителей особых моральных усилий, выдержки и воли. И оно того стоит! Причем, чем раньше вы начнете практиковать этот прием — тем более спокойным и послушным будет расти ваш ребенок. Итак:

Старая схема (так обычно поступают большинство родителей): как только ваш малыш заливался плачем и криками, топал ногами и бился головой об пол — вы «подлетали» к нему и были готовы на все, чтобы его успокоить. В том числе — соглашались исполнить его желание. Одним словом, вы вели себя по принципу «Сделаю что угодно, лишь бы дитя не плакало…».

Новая схема (так следует поступать тем, кто хочет «перевоспитать» непослушного ребенка): как только малыш стал кричать и «скандалить», вы спокойно улыбаетесь ему и выходите из комнаты. Но ребенок должен знать, что вы продолжаете его слышать. И пока он кричит, вы в поле его видимости не возвращаетесь. Но как только (хоть на секунду!) ребенок прекратил орать и плакать — вы опять же с улыбкой возвращаетесь к нему, демонстрируя всю свою родительскую нежность и любовь. Увидев вас, малыш снова начнет орать — вы так же спокойно вновь покидаете комнату. И снова возвращаетесь к нему с объятиями, улыбкой и всем своим родительским обожанием ровно в тот момент, когда он снова прекращает орать.

Таким образом рано или чуть позже ребенок «сообразит» (на уровне рефлексов): когда он истерит — его оставляют одного, его не слушают и не слушаются. Но как только он перестает кричать и «скандалить» — к нему снова возвращаются, его любят и готовы выслушать.

Известный популярный детский врач, доктор Е. О. Комаровский: «Как правило, на формирование у ребенка стойкого рефлекса «Когда я ору — я никому не нужен, а когда я молчу — меня все любят» уходит 2-3 дня. Если родители продержатся это время — они получат послушного малыша, если нет — будут и дальше сталкиваться с детскими истериками, капризами и непослушанием»

Волшебное слово «Нельзя»: кому и зачем нужны запреты

Никакое воспитание детей невозможно без запретов. И от того, насколько правильно вы пользуетесь запрещающими словами (типа «нет», «нельзя» и т.п.), зависит в большей степени и поведение ребенка. Так называемые «трудные» дети чаще всего встречаются в семьях, в которых взрослые произносят запреты «нет, нельзя» либо слишком часто (по поводу и без), либо не произносят их вовсе — то есть ребенок растет в режиме полной вседозволенности.

Меж тем, родители должны правильно и максимально осторожно использовать запреты при воспитании детей. В первую очередь потому, что от этого зачастую зависит безопасность самого ребенка и его окружения.

От того, насколько адекватно (а стало быть — быстро и системно) ребенок реагирует на запрет, зависит в первую очередь его безопасность. Если малыш катится на самокате, увлекшись процессом, и тут же останавливается перед потоком машин, четко и послушно среагировав на мамин крик «Стой, дальше нельзя!» -—это спасет ему жизнь. А если ребенок не приучен «железно» реагировать на запреты, вы не сможете уберечь его от несчастного случая: не реагируя на «нельзя», он полезет руками в огонь, выскочит на проезжую часть, опрокинет на себя кастрюлю с кипятком и т.п.

В определенном смысле запретное слово «Нельзя» имеет для малыша охранное свойство. Ваша родительская задача приучить ребенка мгновенно реагировать на сигнал и послушно ему следовать.

Именно потому, что запреты играют столь важную роль в воспитании послушных детей, родители должны уметь ими правильно пользоваться. Есть несколько правил, которые им в этом помогут:

  1. Употреблять само слово «нельзя» надо редко и только по делу (чаще всего — либо если запрет касается безопасности самого ребенка и других людей, либо для того, чтобы соблюсти общепринятую социальную норму — нельзя бросать мусор где попало, нельзя обзываться и драться и т.п.)
  2. Ребенок должен четко понимать, что если ему что-то запрещают — этот запрет действует всегда. Например: если у ребенка сильнейшая аллергия на молочный белок и ему нельзя мороженое, то даже если он принесет из школы 15 «пятерок» разом — мороженое все равно будет нельзя.
  3. Запреты типа «нет» или «нельзя» никогда не обсуждаются. Безусловно, родители должны максимально подробно и доходчиво растолковать малышу, почему они запрещают ему то или иное, но сам факт запрета никогда не должен становится предметом дискуссии.
  4. Недопустимо, чтобы позиции родителей на предмет какого-либо запрета расходились. Например папа сказал «нет», а мама — «ладно, разочек можно»;
  5. Любое «нет» должно соблюдаться повсеместно: и в Африке спустя 5 лет — оно тоже будет «нет». В большей степени это правило касается даже не детей и родителей, а более дальних родственников — бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и проч. Нередко ведь случается такая ситуация: например, дома сладости после 17 вечера есть нельзя (это портит зубы), а у бабушки на каникулах — можно сколько угодно и когда вздумалось… Ничего нет хорошего в том, что в разных местах ребенок живет по разным правилам.
Читайте также:  Костюм деда мороза ребенку 5 лет

Если ничего не помогает

В 99% случаев плохого поведения у ребятишек, проблема эта носит исключительно педагогический характер. Как только родители начнут правильно выстраивать свои взаимоотношения с малышом (научатся адекватно использовать запреты и перестанут реагировать на детские крики и слезы) — капризы и истерики ребенка сойдут на «нет»…

Доктор Е. О. Комаровский: «Если родители ведут себя правильно и несгибаемо, последовательно и принципиально, если они сохраняют присутствует духа перед детскими капризами и истериками и их силы воли хватает на то, чтобы не сдаться, то любые, даже самые сильные и шумные, истерики у ребенка пройдут стопроцентно и буквально за несколько дней. Мамы и папы, запомните: если ребенок не добивается своей цели с помощью истерик, он просто прекращает орать».

Но если вы все делаете правильно, не реагируете на капризы и истерики, четко следуете вышеупомянутым правилам, а эффекта так и не добились — и малыш по-прежнему сильно кричит, требуя своего, и продолжает истерить — с большой долей вероятности вам нужно показать такого ребенка специалистам (неврологу, психологу и т.п.), потому что причина в этом случае может быть не педагогическая, а медицинская.

Самые важные принципы воспитания

Тема детского воспитания — необъятна, многогранна, многослойна и вообще трудна для восприятия обычными людьми. Ежегодно в свет выпускаются тонны умных книг, посвященных воспитанию детей, но как и сто лет назад, большинство родителей то и дело оказывается перед лицом проблем, связанных с непослушанием их детей. И этим родителям при решении проблем необходима некая опора, некие основные принципы, на которые они должны были бы ориентироваться. К таким принципам можно отнести:

  1. Всегда щедро хвалите ребенка, когда он ведет себя правильно. Увы, но большинство родителей «грешат» тем, что воспринимают хорошие поступки малыша как должное, а плохие — как из ряда вон выходящее. На самом деле, ребенок еще только выстраивает свои поведенческие реакции и модели, для него зачастую еще не существует оценок «хорошо» и «плохо», и он ориентируется на оценку близких ему людей. Хвалите и поощряйте его послушание и хорошее поведение, и он с радостью будет стараться как можно чаще поступать именно так, как вы одобряете.
  2. Если малыш капризничает и ведет себя не правильно — не судите ребенка как личность! А судите только его поведение в конкретный момент. Например: допустим, мальчик Петя плохо ведет себя на детской площадке — толкается, обижает других ребятишек и отбирает у них совки и ведра. Взрослым так и тянет поругать Петю: «Ты — плохой мальчик, ты — злюка и жадина!». Вот это и есть пример осуждения Пети, как личности. Если такие посылы станут системными — в какой-то момент Петя действительно превратится в плохого мальчика. Ругайте Петю правильно: «Ты почему себя так плохо ведешь? Почему толкаешься и обижаешь других? Только плохие ребята обижают других, но ты ведь хороший мальчик! А ведешь себя сегодня как плохой — придется мне тебя наказать…». Так ребенок будет понимать, что он сам по себе — хороший, его любят и уважают, но вот его поведение сегодня — неправильное…
  3. Всегда берите в расчет возраст и развитие вашего ребенка.
  4. Требования, которые вы предъявляете ребенку, должны быть разумны.
  5. Наказания за проступки должны быть последовательны во времени (нельзя лишать трехлетнего малыша вечерних мультиков за то, что он утром плевался кашей — маленький ребенок не сможет осознать связь проступок-наказание).
  6. Наказывая ребенка, вы сами должны быть спокойны.

Любой психолог вам подтвердит: всякий собеседник, в том числе и ребенок (каким бы маленьким он не был), гораздо лучше вас слышит, когда вы не кричите, а говорите спокойно.

  1. Разговаривая с ребенком (особенно в ситуациях, когда он не слушается, капризничает, истерит, а вы — раздражены и сердитесь), всегда ориентируйтесь на свой тон и манеру разговора — хотели бы вы сами, чтобы с вами разговаривали таким образом?
  2. Вы всегда должны быть уверены, что ребенок понимает вас.
  3. Личный пример всегда работает намного лучше, чем посыл о том, как правильно или не правильно поступать. Иначе говоря принцип: «Делая как я» воспитывает ребенка в разы эффективнее, чем принцип «Делай так, как я говорю». Будьте примером для своих ребятишек, помните, что осознанно или нет, но они во многом — ваша копия.
  4. Как родитель, как взрослый, вы всегда должны быть готовы к пересмотрю ваших решений. Особенно это касается родителей детей 10 и страше лет, когда ребенок уже способен вступать в обсуждения, приводить аргументы и доводы и т.п. Он должен понимать, что решение — всегда за вами, но что вы готовы выслушать его и при определенных обстоятельствах вы можете изменить свои решения в пользу ребенка.
  5. Стремитесь донести до ребенка, каким будет результат его поступков (особенно в том случае, если он поступает неправильно). Если малыш выбрасывает из кроватки игрушки — не поднимайте их, и кроха быстро усвоит, что в результате такого поведения он лишается игрушек. С детьми постарше и в более серьезных ситуациях можно просто проговаривать — что случится, если малыш поступит так-то и так-то…

Растить послушного и адекватного ребенка не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Родителям лишь необходимо анализировать и контролировать собственные поведенческие реакции — быть малышу достойным примером, не «идти на поводу» у детских истерик и капризов, охотно разговаривать с ребенком, спокойно растолковывая ему те или иные свои решения.

Источник