Недостаток в развитии ребенка это

Недостаток в развитии ребенка это thumbnail

«Дети с недостатками развития» – так называется недавно переведённая и изданная у нас книга американского психолога Кэрол Тингей-Михаэлис, матери, которая на собственном опыте испытала трудности и успехи в воспитании сына, страдавшего болезнью Дауна. Эту книгу полезно прочесть, на наш взгляд, всем. Она поможет многим людям взглянуть на ребёнка с отклонениями в развитии совершенно другими глазами и особенно полезна будет тем, кто в силу обстоятельств или по роду своей деятельности воспитывает таких детей.

Для гуманного общества характерно стремление создать максимально благоприятные условия жизни всем людям, а особенно слабым, больным, инвалидам. Чтобы обеспечить их посильное включение в нормальную жизнь, помимо экономической, технологической помощи необходима и психологическая помощь. В неё кроме моральной поддержки должны входить и рекомендации по воспитанию больного ребёнка. Мы затрагивали один из аспектов этой проблемы, когда речь шла о физических недугах двигательной сферы ребёнка.

Столь же сложные проблемы встают перед родителями и воспитателями, если у ребёнка нарушено зрение, слух или и то и другое, а также в случаях умственной отсталости вследствие врождённых или приобретённых заболеваний. Самим родителям чрезвычайно сложно справиться с проблемами воспитания таких детей, тем не менее многие из них предпочитают не отдавать малышей на попечение государства, а растить их в семье. Конечно, во всех подобных случаях необходима постоянная консультация специалистов, но некоторые общие советы мы считаем необходимым сформулировать в нашей книге.

Все конкретные советы вытекают из аргументированных выше положений о ведущей роли общения со взрослыми в развитии ребёнка. Если Вы прочтёте книгу «Дети с недостатками развития» или книгу замечательного российского психолога А.И. Мещерякова «Слепоглухонемые дети», то поймёте, что и в них в центре внимания находится общение ребёнка со взрослыми.

Каков бы ни был дефект, но если ребенок в состоянии воспринимать Ваши обращения с помощью слуха, зрения или осязания, хорошо ли, плохо ли, медленно или быстро, он их воспримет. Ваша задача – быть чутким и внимательным к любым проявлениям активности малыша. Каждое из них может стать для Вас сигналом его желаний и потребностей, всегда найдётся такое Ваше действие, которое будет воспринято малышом. Ведь свою любовь и заботу Вы проявляете в том, что откликаетесь на обращения ребёнка, поддерживаете их, сопереживаете ему. Некоторые дети в состоянии освоить лишь первую форму общения – эмоциональную. На её основе могут быть построены различные, свойственные только Вашему ребёнку средства общения, опирающиеся на те каналы связи, которые у него есть.

Терпеливо и последовательно родители должны устанавливать причинно-следственные связи между определённым проявлением ребёнка и последующим собственным действием. Например, какой-то звук или жест влечёт за собой с Вашей стороны поглаживание, или вкладывание в ручку ребёнка предмета, или какое-то другое действие. Если Вы вовремя и правильно угадаете желание малыша и поддержите таким образом его инициативное действие, оно постепенно закрепится, и ребёнок будет пользоваться им в дальнейшем, вкладывая в него определённый смысл. Отталкиваясь от достигнутого, не форсируя событий, расширяйте круг знаний, доступных восприятию ребёнка. Если Вам удастся организовать элементарное общение, достигнуть эмоционального контакта, понимать желания ребёнка и быть понятым им в простейших проявлениях своих чувств, значит, Вы вышли на ситуативно-личностное общение. Попытайтесь перейти в дальнейшем к ситуативно-деловому. Оно непременно сопряжено с совместными действиями.

Если для нормального ребёнка этот этап начинается со второго полугодия жизни, то у больного он может задержаться на более длительный срок. Здесь всё зависит от специфики недуга, индивидуальных особенностей ребёнка и от Вас. Ориентирами служит не биологический возраст, а психологический возраст – те достижения, к которым Вы совместно с ним пришли.

Если физические возможности малыша допускают какие-либо совместные действия – используйте любую возможность и подключайте его собственную активность к их осуществлению. Это может быть и протягивание ручки или ножки во время одевания, и попытки самостоятельной еды, и, конечно же, игры.

В случае нарушений слуха или зрения, на этом этапе уже следует обучать малыша специальным средствам общения, для чего прежде Вы должны обучиться им сами. Тогда ребёнок сможет овладевать знаковой речью, необходимой для его дальнейшего нормального развития.

Если у малыша недостатки умственного развития, вызванные дефектами центральной нервной системы, то не следует заранее устанавливать «потолок», которого он может достичь. Каждый случай индивидуален, хотя и имеются какие-то общие закономерности, характерные для того или иного заболевания.

Часто случается, что прогноз не оправдывается и ребёнок достигает чего-то больного, чем предполагали врачи. Иногда может быть и наоборот, но всегда лучше предпринять всё, чтобы помочь ребёнку, чем остановиться и Не предоставить ему возможности дальнейшего развития. Ведь очень часто прогнозы врачей основаны на наблюдениях за развитием больных детей в специальных учреждениях. Но Вы знаете теперь, что там часто к фактору болезни подключается фактор неправильного воспитания, в основном дефицита общения, который сам по себе может вызвать задержку психического развития ребёнка. Поэтому никогда не теряйте надежды на более благоприятный исход событий и приложите к этому максимум усилий.

Природа и течение многих болезней ещё очень мало изучены. Случается и в учреждениях, что ребёнок долгое время не продвигается в развитии, но в какой-то момент происходит скачок и начинается постепенное наращивание способностей и умений, позволяющих ему освоить некоторые навыки самообслуживания, простейшие предметные действия и затем включиться в общественно-полезную деятельность. Таким образом, младенческий возраст может затянуться на годы, но потом ребёнок сумеет достичь и более высокого уровня развития. Ваша любовь, терпение и знание основных приёмов воспитания помогут ему.

Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г.
Психология Вашего младенца: у истоков общения и творчества.

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

  • Нужен ли ребенку мобильный телефон
  • Развитие внимания «Мишка на стуле»
  • Схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу
  • Развитие мышления «Раскрась флаги»
  • Если вашего ребенка в школе обижают одноклассники
  • Развитие зрительно-двигательного восприятия «Помоги машине доехать до гаража»
  • Лабиринт «Попади в вишню»
  • Психологічна просвіта для батьків «Лівша чи правша?»
  • Жестокость
  • Группа риска по множественному дефекту

Источник

Определение 1

Первичные дефекты развития – это нарушения, которые вытекают непосредственно из биологического характера болезни (нарушение слуха, зрения, органов чувств и т.д.).

Определение 2

Вторичные дефекты развития – это дефекты, которые возникают опосредованно, во время аномального социального развития ребенка.

Понятие дефекта развития

Все дети, имеющие различные отклонения в развитии имеют психические или физические недостатки, которые со временем приводят к отклонениям и в общем развитии. В зависимости от того каков характер дефекта, времени его наступления, некоторые недостатки могут быть преодолены полностью, некоторые лишь корректироваться, а некоторые частично компенсироваться.

Дефект развития – это психический или физический недостаток, который вызывает нарушение нормального развития ребенка, но при этом не всегда характеризуется только лишь отрицательными признаками.

Читайте также:  Роль семьи в развитии познавательной активности ребенка

Таким образом, дефект не отрицает положительных тенденций в развитии ребенка имеющего разного рода аномалии. Наличие положительных тенденций в развитии ребенка во многом зависят от окружающей его среды, уровня воспитания и обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Л. С. Выготский ввел понятие о первичных и вторичных дефектах развития. Согласно его исследованиям, первичные дефекты развития обусловлены различными органическими поражениями или недоразвития определенной биологической системы организма, в то время как вторичные дефекты развития носят характер нарушений социального поведения и психического недоразвития, которые вытекают непосредственного из первичного дефекта и обусловлены им.

Первичные дефекты развития

Первичные дефекты развития имеют биологическую природу повреждения систем или отдельных органов, например, к первичным дефектам развития относятся нарушения слухового анализатора, локальные нарушения различных отделов ЦНС, нарушение зрительного анализатора и т.п.

Указанные нарушения могут быть как приобретенными, так и врожденными. Для возникновения врожденных нарушений большое значение имеют наследственные факторы, ряд вредных воздействий на плод в процессе беременности (травма, интоксикация, инфекция), а также травмы в родах. Приобретенные нарушения обусловлены перенесенными ребенком инфекциями, травами и т.п.

Большое значение для детей, имеющих отклонения в развитии, имеет качество и степень первичного дефекта.

Коррекция первичных нарушений производится посредством использования методов и средств медицины. Важное значение в коррекционной работе, имеют последние достижения в области медицины и развития медицинской техники, например, слуховые аппараты, имплантаты, очки, линзы и т.д.

Кроме того, в настоящее время большие надежды в коррекции и полном преодолении первичных нарушений развития детей связаны с развитием генной инженерии и иммунологии.

Вторичные дефекты развития

Вторичные отклонения развития являются производными от первичных дефектов развития. Взаимосвязь первичных и вторичных дефектов не имеет однозначной органической природы, она не столь безусловна, как это ранее было представлено исследователями в области детской дефектологии.

Вторичные дефекты развития имеют специфический характер, который выражается в психическом недоразвитии и нарушении социального поведения, вытекающий непосредственно из первичного дефекта и обусловленный им. В данном случае первичный дефект имеет характер недоразвития.

Вторичный дефект развития – это одной из основных объектов исследований в области детской психологии и психолого-педагогической коррекции аномальных развитий детей.

Чаще всего вторично не развиваются или недоразвиваются те функции, которые находятся в непосредственной взаимосвязи с зоной подвергшейся поражению, например, недоразвитость понимания устной речи у детей, имеющих нарушения слуха.

Таким образом, вторичные нарушения возникают у ребенка тогда, когда первичные дефекты приводят к «выпадению» ребенка из социальной среды.

По мнению Л. С. Выготского, данные «выпадения» можно предотвратить, если ребенку будет обеспечен необходимый уход, в соответствии с его потребностями и учетом имеющихся нарушений. Так же это достигается посредством обеспечения ребенку с отклонениями необходимого доступа к источнику культуры, общения, развитию и т. п.

Так как вторичные дефекты развития не имеют прямой органической природы, то они не требуют и специальной коррекции посредством медицинских приемов и способов. Предупреждение и коррекция вторичных дефектов развития осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики и психологии.

Механизм возникновения вторичных дефектов развития:

  1. Вторичные дефекты функций организма находятся во взаимосвязи с непосредственно поврежденными органами или системами, например, нарушение развития устной речи у детей, имеющих проблемы со слухом, в результате конструктивного праксиса или ДЦП.

  2. Вторичные дефекты характерны для тех функций организма, которые в процессе повреждения находятся в сенситивном периоде развития. В результате чего разные нарушения могут приводить к различным дефектам, например, вдошкольном возрасте сенситивный период развития проходит произвольная моторика ребенка. При некоторых перенесенных инфекционных заболеваниях в это время (менингит), может отмечаться задержка формирования данной функции. Проявляется это в двигательной расторможенности.

  3. Одним из важнейших факторов возникновения вторичных дефектов развития является социальная депривация.

    Определение 3

    Социальная депривация – это невозможность полноценного общения со сверстниками и взрослыми, в результате чего происходит торможение в в развитии функций восприятия и памяти.

    Например, в результате олигофрении происходит недоразвитие мышления, что способствует вторичному недоразвитию потенциально более сохранного праксиса.

Источник

Дети с недостатками развития

Недостаток в развитии ребенка это

«Дети с недостатками развития» – так называется недавно переведённая и изданная у нас книга американского психолога Кэрол Тингей-Михаэлис, матери, которая на собственном опыте испытала трудности и успехи в воспитании сына, страдавшего болезнью Дауна.

Эту книгу полезно прочесть, на наш взгляд, всем. Она поможет многим людям взглянуть на ребёнка с отклонениями в развитии совершенно другими глазами и особенно полезна будет тем, кто в силу обстоятельств или по роду своей деятельности воспитывает таких детей.

Для гуманного общества характерно стремление создать максимально благоприятные условия жизни всем людям, а особенно слабым, больным, инвалидам.

Чтобы обеспечить их посильное включение в нормальную жизнь, помимо экономической, технологической помощи необходима и психологическая помощь. В неё кроме моральной поддержки должны входить и рекомендации по воспитанию больного ребёнка.

Мы затрагивали один из аспектов этой проблемы, когда речь шла о физических недугах двигательной сферы ребёнка.

Столь же сложные проблемы встают перед родителями и воспитателями, если у ребёнка нарушено зрение, слух или и то и другое, а также в случаях умственной отсталости вследствие врождённых или приобретённых заболеваний.

Самим родителям чрезвычайно сложно справиться с проблемами воспитания таких детей, тем не менее многие из них предпочитают не отдавать малышей на попечение государства, а растить их в семье.

Конечно, во всех подобных случаях необходима постоянная консультация специалистов, но некоторые общие советы мы считаем необходимым сформулировать в нашей книге.

Все конкретные советы вытекают из аргументированных выше положений о ведущей роли общения со взрослыми в развитии ребёнка. Если Вы прочтёте книгу «Дети с недостатками развития» или книгу замечательного российского психолога А.И. Мещерякова «Слепоглухонемые дети», то поймёте, что и в них в центре внимания находится общение ребёнка со взрослыми.

Каков бы ни был дефект, но если ребенок в состоянии воспринимать Ваши обращения с помощью слуха, зрения или осязания, хорошо ли, плохо ли, медленно или быстро, он их воспримет. Ваша задача – быть чутким и внимательным к любым проявлениям активности малыша.

Каждое из них может стать для Вас сигналом его желаний и потребностей, всегда найдётся такое Ваше действие, которое будет воспринято малышом. Ведь свою любовь и заботу Вы проявляете в том, что откликаетесь на обращения ребёнка, поддерживаете их, сопереживаете ему. Некоторые дети в состоянии освоить лишь первую форму общения – эмоциональную.

На её основе могут быть построены различные, свойственные только Вашему ребёнку средства общения, опирающиеся на те каналы связи, которые у него есть.

Терпеливо и последовательно родители должны устанавливать причинно-следственные связи между определённым проявлением ребёнка и последующим собственным действием. Например, какой-то звук или жест влечёт за собой с Вашей стороны поглаживание, или вкладывание в ручку ребёнка предмета, или какое-то другое действие.

Читайте также:  Понятие и значение речи в развитии ребенка

Если Вы вовремя и правильно угадаете желание малыша и поддержите таким образом его инициативное действие, оно постепенно закрепится, и ребёнок будет пользоваться им в дальнейшем, вкладывая в него определённый смысл. Отталкиваясь от достигнутого, не форсируя событий, расширяйте круг знаний, доступных восприятию ребёнка.

Если Вам удастся организовать элементарное общение, достигнуть эмоционального контакта, понимать желания ребёнка и быть понятым им в простейших проявлениях своих чувств, значит, Вы вышли на ситуативно-личностное общение. Попытайтесь перейти в дальнейшем к ситуативно-деловому.

Оно непременно сопряжено с совместными действиями.

Если для нормального ребёнка этот этап начинается со второго полугодия жизни, то у больного он может задержаться на более длительный срок. Здесь всё зависит от специфики недуга, индивидуальных особенностей ребёнка и от Вас. Ориентирами служит не биологический возраст, а психологический возраст – те достижения, к которым Вы совместно с ним пришли.

Если физические возможности малыша допускают какие-либо совместные действия – используйте любую возможность и подключайте его собственную активность к их осуществлению. Это может быть и протягивание ручки или ножки во время одевания, и попытки самостоятельной еды, и, конечно же, игры.

В случае нарушений слуха или зрения, на этом этапе уже следует обучать малыша специальным средствам общения, для чего прежде Вы должны обучиться им сами. Тогда ребёнок сможет овладевать знаковой речью, необходимой для его дальнейшего нормального развития.

Если у малыша недостатки умственного развития, вызванные дефектами центральной нервной системы, то не следует заранее устанавливать «потолок», которого он может достичь. Каждый случай индивидуален, хотя и имеются какие-то общие закономерности, характерные для того или иного заболевания.

Часто случается, что прогноз не оправдывается и ребёнок достигает чего-то больного, чем предполагали врачи. Иногда может быть и наоборот, но всегда лучше предпринять всё, чтобы помочь ребёнку, чем остановиться и Не предоставить ему возможности дальнейшего развития.

Ведь очень часто прогнозы врачей основаны на наблюдениях за развитием больных детей в специальных учреждениях. Но Вы знаете теперь, что там часто к фактору болезни подключается фактор неправильного воспитания, в основном дефицита общения, который сам по себе может вызвать задержку психического развития ребёнка.

Поэтому никогда не теряйте надежды на более благоприятный исход событий и приложите к этому максимум усилий.

Природа и течение многих болезней ещё очень мало изучены.

Случается и в учреждениях, что ребёнок долгое время не продвигается в развитии, но в какой-то момент происходит скачок и начинается постепенное наращивание способностей и умений, позволяющих ему освоить некоторые навыки самообслуживания, простейшие предметные действия и затем включиться в общественно-полезную деятельность. Таким образом, младенческий возраст может затянуться на годы, но потом ребёнок сумеет достичь и более высокого уровня развития. Ваша любовь, терпение и знание основных приёмов воспитания помогут ему.

Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г.
Психология Вашего младенца: у истоков общения и творчества.

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

Источник: https://Psylist.net/pedagog/00173.htm

Ребенок с отклонениями в развитии: как правильно определить патологию?

Недостаток в развитии ребенка это

Появление в семье ребенка – это всегда радость. Для каждого родителя свой малыш кажется особенным. Но некоторые особенности развития могут насторожить. В таких случаях необходимо не медлить и спешить к врачу.

К сожалению, в настоящее время количество детей с отклонениями в развитии значительно увеличилось. Такие малыши требуют к себе особого внимания и ухода. Очень важно определить патологию на начальном этапе, чтобы не упустить шанс исправить или облегчить сложившуюся ситуацию.

Как правильно определить патологию? Что означает “ребенок с отклонениями в развитии”?

Необходимые нормы для развития

Прежде чем говорить об отклонениях ребенка, выделим условия, необходимые для полноценного развития:

  1. Развитие и функциональность головного мозга должны быть в норме.
  2. Работа нервной системы и физические параметры соответствуют возрасту и обеспечивают все процессы для жизнедеятельности.
  3. Органы чувств могут обеспечивать естественную связь с внешним миром.
  4. Ребенок надлежащим образом, систематически и последовательно проходит все этапы обучения, начиная с семьи и заканчивая учебным заведением.

Что принято считать нормой в развитии ребенка:

  • Развитие соответствует ровесникам, его окружающим.
  • Поведение отвечает принятым общественным нормам.
  • Развитие организма совпадает с установленными нормами, при этом он способен бороться с негативными факторами окружающей среды и сопротивляется болезням.

Детей с отклонениями все больше, так как какое-то из условий развития не выполняется в силу тех или иных причин.

Причины отклонений

Основные причины развития отклонений у детей делят на:

  • наследственные;
  • внешние (влияние окружающей среды).

К наследственным относят:

  • Генетический фактор.
  • Соматический.
  • Повреждение головного мозга.

В зависимости от того, когда могли оказать влияние патогенные факторы, выделяют следующие промежутки времени:

  • До наступления родов.
  • В период родовой деятельности.
  • Послеродовой период до 3 лет.

Самое большое влияние на развитие психических функций оказывает вредное воздействие в момент интенсивного клеточного развития головного мозга, в период развития эмбриона.

Биологическое влияние

Можно выделить биологические факторы, которые влияют на развитие детей:

  • Генетические мутации.
  • Мать перенесла в период беременности инфекционное или вирусное заболевание: краснуху, грипп.
  • Родители не совместимы по резус-фактору.
  • Мать болеет диабетом.
  • Имеются у родителей венерические заболевания.
  • Прием наркотических препаратов, особенно матерью.
  • Биохимическое воздействие. Заводы, химические удобрения, бесконтрольный прием медицинских препаратов. Эти факторы оказывают влияние и в период беременности, и на ранних этапах развития ребенка.
  • Недостаток кислорода для плода.
  • Сильные токсикозы во второй половине беременности.
  • Слабое здоровье матери. Плохое питание, опухолевые процессы, недостаток витаминов.
  • Хронические заболевания у ребенка, начавшиеся в раннем возрасте: астма, диабет, патологии крови.
  • Травмы мозга в раннем возрасте и тяжелые инфекционные заболевания.
  • Травмы во время патологических родов.

Все эти негативные факторы могут стать причиной того, что будет ребенок с отклонениями в развитии.

Выделим социальные факторы, влияющие на развитие ребенка:

  • Сильные переживания будущей матери, сопровождающиеся значительным выбросом гормонов в околоплодные воды.
  • Негативные события и настроения против будущего малыша.
  • Стрессовые ситуации, часто повторяющиеся.
  • Состояние психики матери в период родовой деятельности.
  • Плохое отношение к ребенку, отрыв от матери, грубое обращение, отсутствие теплых отношений.

Все эти факторы больше требуют профессиональной консультации у психологов и педагогов, так как могут вызвать отклонения в психическом развитии ребенка, в то время как биологические требуют внимания врачей.

Какие возможны отклонения

Можно выделить несколько групп отклонений:

  • Дети с физическими отклонениями. Сюда относят нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.
  • Отклонения в психическом развитии ребенка. Это нарушение речи, умственная отсталость, также задержка психического развития и отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы.
  • Педагогические отклонения. Дети, не получившие среднего образования.
  • Дети с социальными отклонениями, не имеющие воспитания для вхождения в социальную среду. В этом случае важна профилактическая работа.
Читайте также:  Проект по развитию детей в доме ребенка

Также следует выделить периоды, в которые можно заметить яркие отклонения от развития:

  • Дошкольный.
  • Школьный младший.
  • Подростковый.

Для каждого периода ребенок должен обладать определенными навыками, умениями, знаниями. Взрослые в это время должны быть особенно внимательны и уделять ребенку время для занятий и общения.

Особенности отклонений в развитии детей

Рассмотрим особенности отклонений у детей с временной задержкой развития. Характерны следующие признаки:

  • Заметны отклонения становятся в школе.
  • Ребенок ведет себя так, как будто он в детском саду.
  • Не выполняет домашнее задание.
  • Трудно поддается обучению, чтению и письму.
  • Быстро устает.
  • Жалуется на головные боли.
  • Недостаточное физическое развитие.
  • Возможна задержка в мышлении.

У ребенка с психофизическим инфантилизмом есть такая особенность:

  • Понимает сюжет изображения.
  • Может понять смысл.

Дети, имеющие отклонения в развитии с признаками астении, имеют следующие проявления:

  • Нервное истощение.
  • Быстрая утомляемость.
  • Частые головные боли.
  • Плохая память.
  • Невнимательность.
  • Чрезмерная возбудимость.
  • Излишняя подвижность, импульсивность.
  • Плаксивость.
  • Робость и вялость.
  • Заторможенность.
  • Медлительность.
  • Расстройство сна.
  • Грубость.
  • Нестабильность поведения.

У каждого ребенка отклонения проявляются по-разному.

Нарушение умственного развития

К категории умственно отсталых детей относятся:

  • Дебилы. При правильном развитии и обучении могут быть высокого уровня психического развития. Имеют профессию, несут гражданскую ответственность.
  • Имбецилы. Глубоко отсталые дети. Не усваивают общих правил, понятий. Могут с большим трудом научиться писать, читать. Требуют постоянного ухода.
  • Идиоты. У таких детей нарушена координация, не развита речь, не могут себя обслуживать. Нуждаются в специальном уходе.

Дети, которые выделяются из толпы своих сверстников высоким развитием, также считаются детьми с отклонением в развитии. Особенности таких деток рассмотрим дальше.

Малыши с высоким уровнем развития

Они отличаются от своих сверстников тем, что:

  • Могут делать несколько дел одновременно.
  • Очень любопытны.
  • Легко прослеживают причинно-следственные связи.
  • Развито абстрактное мышление.
  • Концентрация внимания на высоком уровне.
  • Стремятся в том, чем занимаются, достигнуть совершенства.
  • Хорошо развиты учебные навыки.

Можно выделить психологические особенности таких детей:

  • Хорошо развито воображение.
  • Есть чувство справедливости с раннего возраста.
  • Ставят себе высокие планки в деле, которым занимаются.
  • Имеют хорошее чувство юмора.
  • Плохо справляются со своими неудачами.
  • Детские страхи сильно преувеличены.
  • Могут обладать экстрасенсорными способностями.
  • Появляются проблемы с ровесниками из-за развитого эгоцентризма.
  • Мало спят.

Следует внимательно относиться к ребенку, чтобы своевременно заметить особенности изменения психики по мере его взросления.

Отклонения в психическом развитии ребенка оцениваются по следующим критериям:

  • Как развита память.
  • Мышление.
  • Развитие речи.
  • Восприятие окружающего мира.

Какие существуют виды задержки психического развития:

  • Психогенный. Является результатом отсутствия воспитания в семье. Как правило, это дети из неблагополучных семей.
  • Соматогенный. Задержка в результате перенесенного заболевания. Ребенок сильно устает, ослаблен. Либо слишком возбудим.
  • Церебрально-астенический. Органическое поражение мозга. Ребенок чрезмерно возбужден, агрессивен. Настроение часто резко меняется.
  • Конституционный. На фоне недоразвитости лобных долей головного мозга. Уровень развития отстает на несколько лет. Так 6-летний ведет себя и испытывает потребности, как 2-летний.

При диагностике требуется осторожность, так как некоторые из перечисленных признаков могут быть проявлениями характера ребенка.

Диагностика отклонений у ребенка

Чтобы подтвердить или опровергнуть, что ребенок с отклонениями в развитии, необходимо провести медицинское и психологическое обследование.

При медицинском осмотре проводится:

  • Визуальный осмотр ребенка. Строение черепа, особенности скелета, конечностей, развитие сенсорных функций.
  • Сбор информации, имеющиеся жалобы со слов матери.
  • Состояние неврологического и психического характера.

Необходимо обратить внимание:

  • На эмоциональность.
  • Развитие интеллекта.
  • Развитие речи.
  • Моторику.
  • Состояние психики, нервной системы.

Возможны также такие обследования:

  • Рентгенография черепа.
  • Компьютерная томография.
  • Энцефалограмма.

Некоторые заболевания можно установить по внешним признакам. Особенно это касается врожденных патологий.

Психическое обследование требует анализа:

  • Внимания ребенка.
  • Памяти.
  • Интеллекта.
  • Восприятия внешнего мира.
  • Как ребенок мыслит.
  • Как выражает эмоции.

Как правило, это легко определяется в игровой форме. Для этого используется наглядный материал, а также методы и приемы работы, подстроенные под дефект ребенка.

Для глухих необходимы жесты, для отсталых в умственном развитии – простые задания. Сложность и главная задача для диагноста – это заинтересовать ребенка в игре, он не должен отказываться.

Это необходимое условие правильной диагностики. После этого можно назначать коррекцию отклонений в развитии детей.

Обучение и воспитание детей с отклонениями

Коррекция включает работу педагогов, врачей и родителей.

Можно выделить несколько принципов обучения детей с отклонениями в развитии:

  • Стимулирование сознательной деятельности.
  • Развитие активности.
  • Использование наглядного материала.
  • Систематичность занятий.
  • Доступность материала.
  • Соответствие между материалом и возможностями ребенка.
  • Прочное закрепление материала.
  • Дифференциальный подход.

Особое внимание уделяется развитию памяти и логического мышления. Обучение ставит цель не приспособиться к дефекту ребенка, а его корректировать и преодолеть. Образование детей с отклонениями в развитии имеет два направления:

  • Дифференциальное образование.
  • Инклюзивное образование.

Коррекционное обучение должно формировать психические функции ребенка и развивать опыт в преодолении имеющихся нарушений, будь то нарушение речи, слуха, моторики или поведения. Обучение и воспитание также должны быть методом профилактики возникновения вторичных отклонений. Это возможно из-за неготовности ребенка с отклонениями в развитии к существованию в социуме.

Для таких детей необходимо воздействие:

  • Лечебно-оздоровительное.
  • Психологическое.
  • Педагогическое.
  • Психотерапевтическое лечение должно проводиться напрямую и косвенно.
  • Занятия групповые и индивидуальные.

Ребенок с отклонениями развития в семье не всегда правильно оценивается родителями. Слишком много заботы или невнимательное отношение к ребенку могут усугубить психическое состояние.

Изоляция также оказывает отрицательное влияние. Поэтому очень важна совместная работа педагогов и родителей.

Необходимо оказывать квалифицированную помощь родителям для того, чтобы они могли оказать поддержку детям в получении знаний, навыков при определенных нарушениях.

Условия для интеграции детей

В настоящее время оказывается помощь детям с отклонениями в развитии, а также их родителям.

А именно:

  • Проводится ранняя диагностика выявления нарушений в развитии.
  • Организуется раннее коррекционно-воспитательное воздействие с первых месяцев жизни.
  • Проводится отбор детей с учетом дефекта отклонений, уровня развития и способности ребенка к обучению.
  • Дети, которые нуждаются в специальных условиях, определяются в специализированные учреждения.
  • Составляются варианты учебных программ, пособий по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии.
  • Необходимо постоянно контролировать и смотреть динамику развития таких малышей.

Воспитание детей с отклонениями в развитии имеет множество проблем:

  • Родители не умеют совместно работать с ребенком.
  • Не могут эмоционально поддерживать малыша.
  • Некоторые испытывают неадекватные реакции к нему.
  • Неадекватные методы воспитания.
  • Недостаточно общения с ребенком.

Только совместная работа специалиста, педагога и родителя может дать ощутимые положительные результаты в обучении ребенка с отклонениями.

Источник: https://FB.ru/article/451265/rebenok-s-otkloneniyami-v-razvitii-kak-pravilno-opredelit-patologiyu

Источник