Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка

Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка thumbnail
  • несформированность широких социальных мотивов учения, слабые познавательные интересы, развитая мотивация достижения успеха, что проявляется в потере интереса к учебе или «односторонних» интересах, отсутствии удовлетворения от преодоления трудностей, получения нужного результата;
  • низкий уровень произвольности, что проявляется в недостаточном развитии волевых качеств, неумении работать, нарушениях дисциплины.

Отклонения в развитии познавательной сферы, проявляющиеся в трудностях усвоения учебного материала, низкая обучаемость (способность к усвоению знаний), интеллектуальная пассивность, задержка психического развития (которая проявляется уже в процессе обучения).

Несформированность способов учебной работы, может быть результатом педагогической запущенности (проблемы на уровне семейного воспитания, недостаточный уровень готовности к обучению в школе), недостатков школьного обучения, а проявляться — в «неумении учиться», использовании нерациональных способов решения учебных задач, отсутствии переноса усвоенного способа на другой материал, неправильная общая организация работы и тому подобное.

Особенности психофизического развития, проявляющиеся в соматическом ослаблении, свойствах высшей нервной деятельности (гиперактивность, замедленность) и своеобразии развития личности (высокая степень тревожности, демонстративность).

Таким образом, современные реалии позволяют убедиться в том, что школа не в состоянии строить свой учебно-воспитательный процесс с опорой только на «стандартные конвейерные программы обучения» и привычные методы, которыми трудно удовлетворить познавательные потребности всех, кто «законно» пользуется услугами общего образования. Так, наличие «нестандартных» учеников можно рассматривать как разновидность явления стихийной инклюзии, если иметь в виду необходимость создания специальных условий для их успешного обучения. Этот вариант инклюзии чаще всего является «завуалированным», так как проявления «нестандартности» могут быть либо недостаточно выразительными, или такие дети успевают сменить несколько школ, получая образование. В то же время всегда существовали учителя — мастера своего дела, которые понимали необходимость наличия собственного расписания для неуспевающих учеников. Они создавали соответствующие условия, руководствуясь здравым смыслом, интуицией и интересуясь доступным арсеналом накопленных человечеством знаний. Повышение мотивации к обучению, улучшение академических результатов, обретение уверенности учащихся в себе укрепляли веру общества в возможность удовлетворения даже «нестандартных» потребностей в контексте общего образования. С этой точки зрения такой вариант стихийной инклюзии можно считать явлением, которое возникло «изнутри», а также положительным опытом на пути к совершенствованию целостной системы образования нашего государства.

Известно, что во многих странах мира специалисты сначала изучают, каким образом гражданам удобно преодолевать определенное расстояние от одного пункта к другому (протаптывать тропу), а затем в соответствии обустраивают этот путь (например, асфальтируют). В нашей стране до сих пор сначала происходит архитектурное планирование, строительство, а потом идет постоянная борьба с тропами протоптанными гражданами в удобных для них местах.

Пользуясь такой аналогией, можно отметить, что и в России пора пересмотреть позиции по созданию условий и технологий обучения, при которых все ученики должны иметь равный доступ к образованию, одинаковые возможности получить знания и опыт в соответствии с теми мировоззренческими реалиями, которые объективно сложились в обществе. Таким образом, ориентация на потребности каждой конкретной личности могла бы служить надежной основой для создания адекватных многовариантных учебных стратегий.

Формирование нового взгляда на образование и место человека в социуме — главные мировые признаки инновационного развития любого общества. В наши дни образование приобретает характеристики всеобщности, доступности, равенства в странах с высокой степенью развития. Так, международное движение «Образование для всех» приоритетное значение отводит обеспечению каждого правом на удовлетворение образовательных потребностей, получению качественного базового образования. Детальное знакомство с зарубежным опытом внедрения инклюзивного образования в школьную практику существенно оптимизирует модернизацию отечественной образовательной системы в соответствии с сегодняшними потребностями и реализацию Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов. Базис образовательной инклюзии имеет глубокие концептуальные корни, отраженные в теориях социальной справедливости, прав человека, социальных систем по развитию личности, социального конструктивизма, структурализма; идеях информационного общества и социальной критики. В соответствии с указанными теориями и идеями образование рассматривается как общественное благо, что требует предоставления всем равных возможностей в доступе к этой социальной ценности. Путь преодоления социального неравенства в таком контексте заключается в создании возможностей для получения весомого места в обществе посредством образования. Интересно, что ограниченность доступа к образованию характеризует общество со сложной структурой (дифференциацией на социальные классы и слои населения по признаку неравенства), которое рассматривается в контексте идей социальной депривации. Высокий уровень академической подготовки, социальный опыт и компетентность, способность к социальной адаптации, являются составными функциональной грамотности населения, свидетельствуют о высоком качестве человеческих ресурсов в контексте такого общества, нацеленного на дальнейшее совершенствование. Сейчас гибкая индивидуализированная система обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения по месту жительства как раз и рассматривается как возможное средство преодоления социальных и академических проблем указанной категории лиц.

Такой вариант образования предполагает готовность всех лиц к путешествию по пути, который не всегда состоит из ступеней, имеющих одинаковую форму, размер и расстояние друг от друга, а главное — отвечают траектории определенного стандарта. Тенденции и рекомендации, которые формируются на основе учета индивидуальных потребностей ребенка и накопленного человечеством опыта в области образования, уже позволяют отдать «пальму первенства» социальным технологиям (а также модели в отличие от медицинской, основанной на признании необходимости учета «объекта сожаления»). Указанный вариант образования нацелен на развитие инклюзивного общества, в котором особенности уважают и ценят, а это дает возможность каждому участвовать в жизни общества и вносить свой вклад в его развитие (лестницы на картинке ведут к обществу). Сейчас инклюзивное образование можно считать одним из механизмов ускорения инновационного развития образования в целом.

Читайте также:  Гармоничное развитие личности ребенка как цель

Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)

Источник

Неуспевающие дети. Как с ними работать?

Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы. Актуальность  объясняется тем, что, несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности школьников, эта проблема продолжает существовать и по сей день. 

Только у отдельных учителей или педагогических коллективов некоторых школ эта проблема решается успешно. В связи с этим возникает два вопроса: 

  1. Почему одни учителя и педагогические коллективы успешно справляются с этой проблемой?
  2. Что мешает другим учителям решать эту проблему столь же успешно?

Отсюда возникает еще одна трудность – это невозможность дать учителям точный, универсальный методический совет.

Между тем многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Отсюда часто применяемые по отношению к отстающим школьникам такие репрессивные меры, как «проработка», вызов родителей и т. д.

Чтобы не упрощать проблему неуспеваемости учащихся, заметим, что в ее основе лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Бывает и так, что на первоначальную причину неуспеваемости ученика наслаиваются новые, вторичные причины как следствие отставания в учебе. Эти причины также могут быть разнообразными, потому что школьники не одинаково реагируют на свою неуспеваемость.

На первых этапах обучения в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность — с другой, определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слез переживаются детьми.

Подростки уделяют учебным занятиям уже гораздо меньше внимания. Сфера их жизнедеятельности заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, занимаются спортом, много времени отводят играм и развлечениям. В подавляющем большинстве подростки относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается.

Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Этим объясняется и обычно разное отношение к оценкам, полученным по отдельным предметам. Если неудовлетворительная оценка получена по предмету, не входящему в сферу будущих профессиональных интересов школьника, то отношение к ней будет более спокойным, чем к оценке по интересующему его предмету.

Школьные учителя, склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Кроме того, успехи в учении зависят от таких личностных особенностей школьников как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, одноклассниками, характера самооценки и др.

Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины неуспеваемости, учителя обычно используют весьма скудный и далекий от совершенства набор средств помощи отстающим ученикам. Все силы педагогической помощи практически можно свести к двум: организация дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как на уроке) методы обучения, и оказание различных мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости.

К неуспевающим школьникам относят учеников, которые некачественно, поверхностно и с пробелами усваивают школьную программу. В основе неуспеваемости лежит ряд причин, которые часто действуют в комплексе.

Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:

  1. Физиологические;
  2. Психологические;
  3. Социальные

Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:

Недостатки познавательной деятельности

  • несформированность приемов учебной деятельности;
  • недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
  • неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

  1. Недостатки познавательной деятельности
  2. Несформированность приемов учебной деятельности

Такие дети просто не умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения определенными ЗУНами: счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д. Такие дети усваивают материал без предварительной логической обработки, выполняют различные упражнения без предварительного усвоения соответствующих правил. Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают определенные способы и приемы работы интуитивно, а не с помощью ЗУН, и со временем эти неправильные навыки в работе закрепляются.

Читайте также:  Как влияет токсикоз на развитие ребенка

Рекомендации учителю

Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.

ПРИМЕР: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как:

  • выделение опорных пунктов;
  • составление плана тезисов;
  • составление логической схемы прочитанного;
  • формулирование главной мысли.

Недостатки развития психических процессов

Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для преподавателя. И здесь говорится, прежде всего, о недостаточном развитии мышления, т.к. именно мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Но естественно мышление в сочетании с памятью и вниманием.

НАПРИМЕР: слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты.

Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей.

Рекомендации учителю

Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.

Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.

Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, следовательно и не справляются с заданием в ситуации, когда учитель требует немедленного ответа.; в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь); в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.

Рекомендации учителю

Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же:

  • дать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени;
  • не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;
  • путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;
  • следует осторожно оценивать неудачи ученика;
  • желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.

На уроке для неуспевающих учащихся рекомендуются карточки с индивидуальными заданиями, рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, большое внимание уделяется работе с временными группами (предлагается выделить 3 группы: слабые; средние; сильные; на тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности), при этом переход из одной группы в другую не запрещается. На дополнительных занятиях можно предоставлять учащихся право спрашивать своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания тому, кто еще не понял.

Также одним из приемов работы с неуспевающими учащимися может быть социоигровой стиль обучения, В данном проекте можно отметить следующие методы:

  1. Работа проходит в микрогруппах, поэтому нет списывания;
  2. Присутствует соревновательный элемент;
  3. Отработка литературоведческих понятий в нестандартной форме;
  4. Развитие интеллектуальных способностей;
  5. Развитие психических процессов.

Таким образом, можно сделать вывод, что социоигровой стиль обучения позволяет ликвидировать неуспеваемость учащихся за счет разнообразия структуры урока и стимулировать активность учащихся в течение всего урока.

Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка

Несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеваемости. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении, а иногда даже и криминального поведения. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения чтения и письма.

Разнообразные нервно-психические расстройства могут вызывать нарушения усвоения письменной речи. В первую очередь это состояния общего психического недоразвития, грубые аномалии зрительного и слухового анализаторов, недоразвитие устной речи. Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценными зрением и слухом, имеющих несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом или чтением.
Проблема состоит в том, что как родители, так и многие учителя и психологи не имеют достаточных сведений о природе неуспеваемости по чтению и письму, не знают, что существуют такие состояния, как дисграфия и дислексия, при которых дети, не получившие своевременной помощи, могут на всю жизнь остаться полуграмотными. Итак, что же такое дисграфия и дислексия и каковы их причины?

Читайте также:  Внешние причины нарушения развития ребенка

Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций речи, участвующих в процессе письма.В настоящее время все чаще встречаются дети, делающие большое количество ошибок на правила. Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в перестановке букв, слогов, нарушении постановки ударения в словах.

Каковы же причины, вызывающие эти нарушения? Это и неблагоприятное протекание беременности, так называемый пренатальный период, и период родов — катальный период (быстрые или затяжные роды, длительный безводный период), и состояние новорожденного ребенка (кислородное голодание, обвитие пуповиной и т.д.). Все это вызывает определенные нарушения в функционировании отдельных отделов головного мозга, могущие в дальнейшем привести к рассматриваемым нами речевым нарушениям. Большое значение имеют также заболевания, перенесенные ребенком в первый год его жизни.

Но нередки и случаи, когда ребенок, не имеющий никаких нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте, оказывается двоечником по русскому языку. У таких детей при детальном обследовании часто выявляются нарушения фонематического слуха

Встречается также так называемая дисграфия цейтнота, когда ребенок при ускорении темпа работы начинает допускать большое количество ошибок. Развитие его внимания, памяти, мышления, его внутренние биологические ритмы не могут воспринимать материал с подаваемой скоростью. А значит, нужен индивидуальный подход в обучении ребенка.

Нарушение письменной речи не всегда связано с нарушением процесса чтения и наоборот.

Что в этом случае делать учителю?

Рекомендации учителю

  1. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.
  2. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).
  3. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.
  4. Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.
  5. Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.
  6. Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности (тем самым не дать закрепиться новым неудачам).
  7. Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.
  8. Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала)

Закончить свое выступление хотелось бы притчей.

Воспитатель — тот же садовник. Труд воспитателя можно сравнить с трудом  садовника, выращивающего различные растения. Одно растение  любит яркий свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше произрастает на песчаной почве, другое – на жирной глинистой.  Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно  не достигнет совершенства в  своем развитии.

Памятка  «Психотерапия неуспеваемости»

  1. Не бить лежачего
    Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
  2. Не более одного недостатка в минуту
    Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
  3. За двумя зайцами погонишься…
    Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
  4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
    Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
  5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами
    Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
  6. Не скупитесь на похвалу
    Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
  7. Техника оценочной безопасности
    Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
  8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели
    Не искушайте его невыполнимыми целями.
  9. Учащийся не объект, а соучастник оценки
    Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания.
  10. Сравнивайте достижения
    Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.

Источник