Небылицы в развитие ребенка

Небылицы в развитие ребенка thumbnail

НебылицыКороткие тексты приносят большую пользу на начальном этапе чтения. Чаще всего родители берут их из букваря. 

Содержание

  1. Небылицы в развитии
  2. Необычное и смешное применение предметов
  3. Небылицы в стихах
  4. Рассказы — небылицы
  5. Небылицы, придуманные детьми

Дошкольникам, да и младшим школьникам время от времени надоедает читать учебники. Тогда им полезно подкинуть что-нибудь весёлое: короткие смешные истории, небылицы, небылицы в стихах.

Мы пишем о дошколятах, но работа со смешными короткими текстами ещё полезнее для первоклассников. Тут ещё надо учесть «клиповое внимание» современных детей, которое быстро истощается. А такие тексты активизируют интерес к читаемому. После них легче вернуться к чтению про то, что не очень интересно.

Небылицы в развитии

Что такое небылицы? Определение для детей такое — это всякого рода «перепутаницы». Наверное это самое простое объяснение.

Небылицы (нелепицы) важны в развитии детей по следующим причинам:

  1. вариант развития ума: нелепица — не бессмыслица, а уловить её смысл не всегда легко;
  2. позволяют взглянуть на мир под другим углом;
  3. формирует понимание комичного — чувства юмора.

Необычное и смешное применение предметов

Для понимания небылиц, всяких нелепиц полезно начать работу с придумывания необычного применения предметов:

  1. Миску вместо шляпы на голову надеть;
  2. На стуле поскакать, так как у него ножки есть,
  3. Бантик как крылышки кошке прицепить, чтобы летала;
  4. Кастрюлей рыбу ловить;
  5. Тазик для стирки вместо зонтика взять на улицу в дождь…

Слова можно переиначить: сказать, например, вместо «сугробы» — «снегобы».

Небылицы в стихах

Задания на поиск и объяснения небылиц в стихотворении

Задание.

  1. Найди небылицы и подчеркни их карандашом.
  2. Докажи, почему такого не бывает.

Путаница-перепутаница 1

Тёплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей
Быстро дайте мне ответ,
Это правда, или нет? (Л. Станичев)

Лесная небылица

Как-то летом на опушке
Куковали три лягушки.
К ним зайчонок прибежал,
Клюв открыл и замычал.
Пролетал над ними лось.
(Лосю что-то не спалось.)
Крикнул громко лось с небес:
— Тише, братцы, это лес!

Путаница-перепутаница 2

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко крякают котята.
Проползла змеёю луковица.
Получилась перепутаница. (В. Бурыкина)

Удивительная грядка

У меня на грядке —
Крокодил растёт!!!
А в Москва-реке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в Москва-реке
Клюнет на крючок —
Как вам это нравится?-
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет всё в порядке!? (Ю. Коваль)

Я не зря себя хвалю… 

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)

Жили-были…

Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё — два козла:
Сивка да Бурка! (Ю. Чёрных)

Перепутаница 3

Погляди-ка, у зайчонка
Мёду — полных два бочёнка,
А морковки нету!

А у рыженькой у белки
Три морковки на тарелке,
А орешков нету!

А орешки — у бычка,
Два дубовых сундучка,
А травки-то нету!

А у Пети-петушка
Травки целых три мешка!
А зёрнышек нету!

У мохнатых медвежат
В миске зёрнышки лежат,
А медку-то нету!

А у Журы-журавля
Три тарелки киселя,
А лягушек нету!

А у Маши в кружке
Квакают лягушки.
Лягушонок скачет —
Что же это значит?

Это значит,
Что всё тут перепутано.
А теперь попробуй сам
Всё расставить по местам! (В. Данько)

Эти стихотворные нелепицы можно давать детям на слух, предлагая выполнить какое-то действие, услышав небылицу. 

Инструкция. Я буду читать стихотворение, а ты внимательно слушай. Как услышишь небылицу, подпрыгни (присядь, хлопни, топни…).

Рассказы — небылицы

Цель: поиск небылиц и замена их «рядовым» текстом

Задание

  1. Найди небылицы.
  2. Переделай рассказ так, как бывает на самом деле.

Небылица про Машу и маму.

Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.

Небылица про зайца.

Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает. А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал. Только съесть грозился.

Читайте также:  Влияние наследственности среды и воспитание развития ребенка

Огромная небылица.

Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:

— Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.

Говорит крокодилище:

— Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.

<pТак и остался зайчище ни с чем.

Небылица про умного Ваню

Услышал Ваня, что в лесу рыбное болото есть. Там даже крокодилы водятся. А рыбы видимо-невидимо. Собрался Ваня на рыбалку. Надел рубашку с короткими рукавами, чтобы комары не покусали. Обулся в сандалии, чтобы ноги не промочить. Взял ведро без дна — рыбу домой нести. Сосед спрашивает:

— Чем рыбу ловить будешь?

— Руками. Схвачу за хвост и не отпущу.

Много ли рыбы наловит Ваня?

Небылицы, придуманные детьми

Цель: придумывание небылиц самими детьми

После непродолжительного знакомства с «перепутаницами» полезно предложить ребятам придумать небылицы. У некоторых получаются очень интересные, смешные и понятные другим детям короткие тексты, как, например, сочинил семилетний мальчик.

Небылица про картошку с глазами.

Жила-была картошка с глазами. Картошка по сторонам все разглядывала, а потом другим картошкам рассказывала. Потом ей надоело это.

— Какие вы глупые. Скучно мне с вами. Пойду я мир посмотреть

Выпрыгнула из мешка и пошла гулять по кухне. А хозяйка была колдунья. И у неё был день рождения.

— Ты чего тут под ногами путаешься, — спросила она картошку

Но картошка загордилась и не стала отвечать. Тогда хозяйка превратила гордую картошку в пирожное «картошку» и подала гостям к чаю. А они её и съели с удовольствием. (Кирилл Тихонов, 7 лет)

Небылицы помогают понять скрытый смысл текста. Смешные короткие тексты также хороши для развития воображения дошкольников. Играя с небылицами, ребёнок начинает прислушиваться к слову, что способствует интуиции. 

Источник

  • 11 декабря 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Школа ориентируется на многообразие образовательных потребностей, где современный ученик должен передавать информацию не как собрание готовых ответов, а сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности. Поэтому перед обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшее улучшение воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовка их к обучению в школе. Навыки, умения, приобретенный в дошкольный период , будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. Важнейшим навыками являются навык логического мышления, способность «действовать в уме», и навык выражения своих мыслей. Ребенку, не владеющему этими навыками, труднее будет даваться учеба, потребуется больше затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнуть интерес к учебе.

Моя тема по самообразованию — » Развитие логического мышления у детей старшего возраста через развивающие игры», больше брала игры с математическим уклоном. Но проводя занятие по художественной литературе, знакомя детей с художественным жанром «Небылицы», я заметила, что дети с большим интересом и увлечением слушают, выполняют различные задания связанные с этой темой. У них развивается мышление, фантазия, речь, они стали делать свои умозаключения, обобщения, применяя свой личный опыт. Меня заинтересовала эта тема «Небылицы».

Я поставила перед собой ряд вопросов:

  • Что такое небылицы?
  • Как они связаны с мышлением?
  • Что развивают у детей дошкольного возраста?
  • Как научить детей понимать их?
  • Как научить детей сочинять небылицы?
  • Через какие развивающие игры с небылицами можно развить логическое мышление?

На все поставленные вопросы, я хочу ответить в своем докладе, проанализировав литературу по теме и свой опыт работы.

В дошкольном возрасте развитие мышления тесно связано с практической игровой деятельностью ребенка. С её помощью он познает окружающую действительность, учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Все виды мышления тесно связаны между собой, а мышление с речью. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно связано с речью. Постепенно ребенок учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решить практические задачи по-своему, действенным путем. А речевые высказывания ребёнка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Речь стала как самостоятельное средство мышления. Развивается словесно-логическое мышление – самый сложный процесс мышления детей. Здесь уже ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Словесно-логическое мышление приводит к совершению любых логических действий (анализа, обобщения, выделение главного при построении выводов) и операций со словом. Упражнения по развитию этого вида мышления направлены на формирования у детей умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции.

Нельзя забывать, что развитие ребенка происходит на уровне его житейского опыта, от богатства накопленных знаний. Как его развить? С помощью развивающих игр и художественного слова, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащения лексического словарного запаса! Существует немало детских стихов, которые являются продуктами игры, это стихи-перевертыши и небылицы с логическими ошибками.

Читайте также:  Показатели физического развития ребенка 4 лет

Небылицы – это небольшой рассказик о том, чего на самом деле нет, и быть не может. Они как литературный жанр встречаются в литературе любой народности, её особенностью является шутка, неправдоподобность, юмор. Чем больше непонятного, необычного, несуразного и необъяснимого – тем лучше, концентрация чудес просто зашкаливает. В основе небылиц лежит фантазия, обман. Но обман не злой, направленный на то, чтобы ввести в заблуждение собеседника и получить свою выгоду. А обман добрый, направленный на то, чтобы развеселить, поднять настроение, вызвать улыбку и смех.

Своими культурными и историческими корнями небылицы уходят глубоко в древность, еще наши предки проявляли свою фантазию и сочиняли небылицы, передавая их из уст в уста (у казахского народа сказка «Қырық — өтiрiк»; у русского народа «Небылицы в лицах»), в современное время были написаны разными авторами (К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Вот какой рассеянный»), а так же и в наше время ( М. Алимбаев «Небылицы», И. Соковня-Семенова «Кудыкина гора»). Детские небылицы представляют собой первую интеллектуальную детскую игру, которая содействует гармоническому развитию детей. Как говорил детский писатель К. И. Чуковский, на сказках которого выросло не одно поколение, ребенок начинает играть не только с помощью подручных средств (кубиков, кукол, картинок), но и мыслить. Дифференциация предмета и выбранного объекта и его функций, а также наделение предмета новейшими, не присущими ему признаками являются первыми упражнениями на формирование логического мышления.

Небылицы, перевертыши и нелепицы могут быть построены на основе использования приемов:

  1. Малому приписывается качества большого и наоборот ( «Комарище, упавший с дубища»).
  2. Холодному приписывается качества горячего и наоборот (« Знойным летом дети катались на лыжах»)
  3. Съедобность несъедобность вещей и наоборот («Взял и стукнул колбасой»).
  4. Перевертыши одежды (« Лыко мужиком подпоясано»).
  5. Перевертыши явлений и законов природы (« В лесу рыба растет»).
  6. Перепутывание эпитетов («Конь скачет верхом на ездоке»).
  7. Изменение точки отсчета («Деревня убежала в поля»).
  8. Перевертыши телесных недостатков (« Слепые видят, немые кричат, глухие подслушивают, безногие бегают»).
  9. Перевертыши действующих лиц («Ворота лают из-под собаки»).

В первые годы жизни ребенок усваивает большой объем информации, а небылицы помогают ребенку разобраться в хаосе впечатлений. Ребенок получает удовольствие, если восстанавливает в своем сознании нарушение перевертышем естественные отношения вещей путем сопоставлений и умозаключений. Небылицы обостряют чувства реальности, подготавливают детей к усвоению более сложных форм. Игра с небылицами присуща чуть не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни.

В возрасте 2,5-4 лет дети часто начинают рассказывать небылицы, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых и вызвать восхищение других детей, зачастую знакомые слова «перевертывая» так, что образуются несуществующие слова. Положительный момент от таких перевертышей вполне очевиден, поскольку любое отклонение от нормы воспитывает в ребенке эту норму, и сам себе он начинает адекватно оценивать в окружающем мире. Он становится уверенным в своих интеллектуальных способностях, начинает уважать себя. Польза небылиц в этом возрасте очевидна: за каждым «не так» ребенок ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает ориентацию в мире.

Дети 4-5 лет — это возраст « почемучек», у них интенсивно развивается мышление и речь, они начинают понимать простейшие причинные связи, если встречаются с явлениями знакомыми им из прошлого опыта. Дети 4 — 5 лет уже знают, что бывает, а чего не бывает, если рассказать им о знакомых предметах и явлениях. Наблюдательность, попытки к самостоятельному нахождению ответа, сосредоточения внимания, переход от одной деятельности к другой, переход к произвольной памяти, наглядно – образное мышление, развитие связной речи и словарного запаса дают предпосылки развития логического мышления. Формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. Игры с небылицами – любимая интеллектуальная работа детей – «изобличать небылицы, делать им очную ставку с реальными фактами, чтобы стимулировать умственные силы ребенка для борьбы с извращением истины», писал К. Чуковский в своей книге «От двух до пяти».

У детей 6-7 лет параллельно с наглядно – образным мышлением развивается логическое, в частности причинное, мышление. Все процессы опираются на усвоенные понятия и во многом соприкасаются с речевыми процессами. Интерес к явлениям, которые происходят не так, как обычно, заинтересовывают детей, заставляют искать и устранять причину. Игры с небылицами объединяют противоположные функции или свойства в один предмет, становятся проблемной ситуацией, в основе которой лежит противоречие. Каждая проблемная ситуация уникальна, и её разрешение происходит только на основе собственного индивидуального опыта. В основе выполнения ребенком умственной работы с небылицами лежит процесс понимания, который строится на анализе и синтезе. В результате мышления анализ становится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным, делается умозаключение, развивается словесное мышление. Развиваются новые мотивы познавательной деятельности, которые делают возможным сознательное усвоение новых знаний. «Старшие дети настолько укрепляются в реалистических позициях, что начинают любить всякие перевертыши. Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет свое правильное понимание окружающей действительности» К. Чуковский в книге «От двух до пяти».

Читайте также:  О совершенствовании пренатальной диагностики нарушений развития ребенка

Небылицы – это особенные детские логические игры, где детям весело, но и игры со своими мыслями. Дети любят не только слушать небылицы, но и сочинять сами. Небылицы являются плодом фантазии и воображения, которые позволяют детям самостоятельно составлять и придумывать их. Дети используют уже где-то услышанные небылицы, изменяют их или выбирают новые предметы и их функции, наделяя не присущими и новыми признаками. Таким образом, дети получают максимальное удовольствие от впечатляющей игры и существенную пользу для формирования и развития их логического мышления.

Небылица – это игра без правил со словами, с мыслью, которая позволяет ребенку проверить границы окружающего мира. Надо научить детей сочинять небылицы, используя любые приемы искажения действительности и лишения смысла, придавая новый неожиданный смысл мыслям и вещам.

Как научить сочинять небылицы? В этом помогут небылицы С. Маршака, К. Чуковского, Б. Захордера и Э. Успенского:

  1. Посмотреть на окружающий мир и выбрать какое-нибудь событие в качестве темы.
  2. Выбрать главного героя (сказочный персонаж, животное, несуществующее животное, предмет) или оставить себя в этой роли.
  3. Модифицировать события или явления. Для этого используют приемы нарочного искажения, действия полных перевертышей, нарушения смысловой сочетаемости.
  4. Придумать сюжет ( превращение главных героев, неожиданное исполнение желаний, перемещение).
  5. Сделать рисунок придуманной небылицы (детям не умеющим писать) или записать в прозе или рифме. Можно нарушить орфографию, пунктуацию, изменить смысл до нелепости, придумать неожиданные и нелепые сочетания слов, несвойственные характеристики.
  6. Сделать окончание небылицы, какой-то вывод из придуманного или может быть нравоучение.

Самой простой возможностью придумать самостоятельно небылицу считается умение построить ее на собственных ошибках. Такие истории изначально могут иметь двигательный характер, нежели словесный. К примеру, ребенок не умеет завязывать шнурки – шнурки обиделись и убежали. После этого, из многократных ошибочных действий, и могут возникнуть самые интересные истории. В этих историях будет присутствовать множество ошибочных персонажей, со смешными и необычными именами.

Нельзя не отметить благоприятное влияние небылиц на развитие ребенка положительного эмоционального фона. Небылицы вызывают у детей смех, развивают юмор, который поможет во взрослой жизни относиться с иронией ко многим жизненным ситуациям.

Работа с небылицами – это как игра с ошибками. К ним относятся словесные игры с небылицами, стихи-небылицы, небылицы с логическими упражнениями, сюжетные картинки с небывальщиной, перевертыши, папки-передвижки, книжки-малютки.

Проанализировав материал с небылицами, я сделала подборку игр с содержанием небылиц и развитием мышления, это игры «построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных их функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава», — отмечал К. И. Чуковский.

Значение небылиц:

  • развивают все стороны устной речь;
  • способствуют развитию мышления;
  • развивают воображение и фантазию;
  • формируют свободу мышления и высказывания своего мнения;
  • учат понимать юмор;
  • создают эмоциональный настрой;
  • воспитывают интерес к художественной литературе.

Таблица: Игры и упражнения для детей старшего возраста по теме «Значение небылиц в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста»

ЦельНазвание игр
1.Подобрать слова противоположного значения или отрицания
  • «Правда – кривда»;
  • «Умейка – неумейка»;
  • «Задом наперед»;
  • «Отрицание»;
  • «Наоборот»;
  • «Маятник»;
  • «Объединение»;
  • «Хорошо – плохо» ;
  • «Не очень»;
  • «Вредные советы»;
  • «Летает и не летает».
2.Учить делать синтез, анализ, проводить эксперементирование со словами
  • «Скрещивание»;
  • «Изобретатели»;
  • «Уменьшение – увеличение»;
  • «Если бы»;
  • «Веселые кубики»;
  • «Новые герои».
3.Уметь классифицировать, исследовать, делать анализ и умозаключение
  • « Так бывает или нет?»;
  • «Что лишнее?»;
  • «Перевертыши»;
  • «Что забыл художник?»;
  • «Да – нетка»;
  • «Небылицы в картинках»;
  • «Это правда или нет?»;
  • «Кто больше заметит небылиц?»;
  • «Чего на свете не бывает?».
4.Уметь придумывать небылицы
  • «Ошибки»;
  • «Странные рассказы»;
  • «Вопрос и ответ»;
  • «Любопытные»;
  • «Снежный ком»;
  • «Удивляйся»;
  • «Давай посмеемся»;
  • «Изобретатели»;
  • «Веришь – не веришь?»;
  • «Сочини небылицу»;
  • «Репортаж с места события».
5.Уметь анализировать произведения, вычленять и систематизировать приемы составления небылиц
  • «Сказки дедушки Корнея»;
  • «Перевертыши»;
  • «Путаница», произведения народного творчества и авторские сочинения.

Используемая литература

  1. К. И. Чуковский «От двух до пяти», глава « Педагогическая ценность перевертышей», М., «Просвещение», 1998.
  2. «Потешки, считалки, небылицы» (Сост. А. Н. Мартынова), М., «Детская литература», 2005.
  3. А. С. Галанов «Игры – задания для детей», М., «Школьная Пресса», 2004.
  4. О. А. Белобрыкина « Речь и общение», Ярославль, «Академия развития», 2008.
  5. Е. Е. Кравцова «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе», М. «Просвещение», 2000.
  6. Л. Кэрролл «Логические игры», М., « Школьная Пресса», 2003.
  7. Е. Л. Агаева, В. В. Брофман, А. И. Булычева «Чего на свете не бывает?», М., «Просвещение», 1998.
  8. В. В. Волина «Игра- дело серьезное», Санкт-Петербург, «Зенит», 1999.

Автор: Орлова Ирина Евгеньевна, воспитатель ГККП «Ясли-сад №31» г.Павлодара, Республика Казахстан

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник