Не уложить ребенка 5 лет спать ночью

Как уложить ребёнка спать? «Моя дочка (ей скоро два года) вечером никак не хочет ложиться спать. Сама уже сонная ходит, но спать — ни в какую. Что только мы уже не пробовали: и сказки, и колыбельные, и укачивание…, и даже просто не обращать на неё внимание — сами ложимся спать, а она всё бегает… Как быть?»

Почему возникают проблемы с укладыванием и что делать, если ребёнок не хочет ложиться спать, сопротивляется сну, поздно ложится или слишком долго укладывается? Как научить ребёнка засыпать самостоятельно? Читайте в статье психолога Ирины Гладких, специально для CogniFit («КогниФит»).

Как уложить ребёнка спать? Полезные практические советы психолога

Почему ребёнок не хочет спать: причины

Каковы причины того, что ребёнка невозможно уложить спать?

Сон — важнейшая физиологическая потребность организма. Она идёт наравне с потребностью в пище, воде и воздухе… Нормы сна для каждого человека, конечно, индивидуальны, но, тем не менее, можно говорить о рекомендованных количествах сна, отклонение от которых приводит к негативным последствиям.

Нормы сна различаются в зависимости от возраста:

  • новорожденные: им нужно спать 12-18 часов;
  • ребёнок до года: спит примерно 15 часов;
  • дети в возрасте 1-3 года: от 12 до 14 часов;
  • дошкольники: 11-13 часов;
  • школьники: 10-11 часов;
  • подростки: 8-9 часов.

Если ребёнок спит меньше, одномоментно результаты недосыпа могут быть не заметны, однако в длительном временном интервале недосып приводит к таким последствиям как:

  • чрезмерная утомляемость и возбудимость
  • гиперактивность
  • плохое усвоение информации
  • капризность ребенка.

Бессонница — нарушение сна, которое может привести к серьёзным последствиям для нервной системы и организма а целом. Вы подозреваете у себя или своего ребёнка признаки бессонницы? Пройдите инновационный нейропсихологический тест CogniFit (“КогниФит”) на бессонницу и менее, чем за 30-40 минут узнайте, присутствуют ли когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие этого расстройства сна. Получите подробный отчёт в формате pdf с персональными рекомендациями.

Инновационный нейропсихологический тест CogniFit («КогниФит») на бессонницу

Каждый родитель хотя бы раз в жизни сталкивался с проблемой укладывания детей спать. Ситуация, когда за окном уже давно темно и пора спать, а ребёнок не хочет ложиться, чрезмерно активен и не только не хочет спать, но и всячески противится отходу ко сну, знакома если не всем, то точно большинству.

Родитель всячески пытаться уговорить ребёнка пойти спать, иногда физически его несут в кровать, но далеко не всегда это даёт результат. В итоге и родитель без сил, и ребёнок уже находится в состоянии истерики. Такие ситуации случаются не только при укладывании на ночной сон, но и на дневной. Родители, конечно, беспокоятся, хотят найти и устранить причину такого поведения у
детей. Так в чём же заключается эта причина?

Причины бессонницы у детей или сложностей при отходе ко сну у детей разного возраста могут отличаться.

Сложности со сном у малышей до года в основном связаны с
несовершенством нервной системы. У младенцев суточные ритмы только начинают формироваться, поэтому малышам сложно сразу его установить. В этом возрасте нормально, если ребёнок спутает день с ночью, не нужно лишний раз переживать из-за этого.

Возможны сложности с засыпанием из-за физиологических проблем: прорезывание зубов; ушные инфекции; дискомфортные ощущения, связанные с появлением опрелостей, зудом, жжением; желудочно-кишечные расстройства; непривычная обстановка, шум, яркий свет; чересчур сухой и теплый воздух. В этих случаях нужно максимально быстро устранить причину, и сон нормализуется.

У детей от года до трёх лет причинами проблем со сном является повышенная нервная возбудимость. Ребёнок переходит на новый этап развития — двигательный. Но нервная система ещё не совершенна и ей сложно «переварить» все новые ощущения и
впечатления от собственного передвижения в пространстве.

В возрасте 3-6 лет у детей начинает активно развиваться воображение. Просмотр чрезмерно эмоциональных мультфильмов, фильмов, детских телепрограмм запускает механизм воображения, и ребёнок придумывает себе всевозможных чудищ и пр. Если
учесть, что современная индустрия развлечения детей построена на изображении монстров, приведений, зомби и пр. то неудивительно, что детям это всё может видеться в темноте. Ребёнок начинает бояться темноты и находиться один в комнате. Подробнее про ночные страхи также читайте в статье про никтофобию.

Для детей этого возраста также характерна низкая способность к переключению — т.е. если ребёнок чем-то сильно увлечён, то его внимание сложно переключить. Но нервная система не
готова к такому напряжению, и происходит её перенапряжение. Этим вызваны вечерние истерики и неугомонность вечером детей, которые «заигрались» или «засмотрелись мультиков». Нервная система, можно сказать, «перегрелась» и уже не может сама себя
отключить. Здесь необходима помощь взрослых с переключением, но самое главное — упреждать такие ситуации.

Если ребёнок чем-то увлечён, его внимание сложно переключить

Дети 7-10 лет — это уже школьники, и тут к возбуждению нервной системы добавляются школьные переживания, возрастающий поток информации, и всё еще не сформирована нервная система, имеющая сложности с обработкой информации.

После 10 лет дети переходят в подростковый возраст. Здесь причинами нарушения сна могут стать как гормональные перепады, так и переживания личного плана, первая любовь, болезнь или смерть домашнего питомца. Ну и, конечно, простудные заболевания, заболевания жкт и другие в любом возрасте будут нарушать спокойный сон ребёнка.

Бессонница заключается не только в плохом засыпании, но и в снижении качества сна, в постоянном пробуждении и поверхностном
сне. Частые ночные пробуждения говорят о слишком сильном дневном психо-эмоциональном напряжении. Проблемы с ночным укладыванием возникают и в случае нарушения режима сна и отдыха у ребёнка, а также неверным процессом укладывания.

Если нарушение сна у ребёнка носит крайне редкий, эпизодический и непостоянный характер, то зачастую дело или в нервном перевозбуждении или в незначительном физиологическом заболевании. Однако, если нарушения носят системный характер —
длятся более недели или возникают на постоянной основе, то нужно внимательно отнестись к режиму сна и отдыха ребенка, его эмоциональному фону и внести туда коррективы. Изменить процедуру отхода ко сну. Если это не приносит желаемых
результатов, тогда нужно обратиться к неврологу для проведения обследования на предмет выявления возможных заболеваний.

Читайте также:  Что делать если ребенок толстый в 5 лет

Ваш ребёнок ведёт себя импульсивно, испытывает трудности с вниманием, не может сосредоточиться, ему тяжело заснуть? Проверьте — возможно, речь идёт о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью или без неё. Эта патология, как правило, определяется на основе гиперактивности и устойчивой трудности с концентрацией внимания. Дети  и взрослые с СДВГ часто бывают возбуждены и взволнованы, ведут себя импульсивно. То есть, не задумываются о последствиях своих действий. Они выполняют задачи, испытывая стресс, не думая о производительности, и легко отвлекаются на любой элемент окружающей среды или собственные мысли. Откройте для себя нейропсихологический тест CogniFit на СДВГ и узнайте, есть ли рис к присутствия данного расстройства. Тест подходит детям от 7 лет.

Узнайте, присутствуют ли признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Бессонница у детей: вред недосыпа для ребёнка

Чем опасна нехватка сна для ребёнка? Вред бессонницы у детей может быть не очевиден для взрослых. Казалось бы — ну не
выспался ребенок, покапризничал… и всё. Но на самом деле всё не так безобидно.

При бессоннице нервная система не успевает восстановиться за ночь. Т.е. всё напряжение, накопленное за день, не утилизируется. Затем наступает новый день, с новыми эмоциями и событиями. И вновь нервная система не успевает восстановиться за ночь. Если говорить языком нейрофизиологов, то синаптические связи не восстанавливают свой нейтральный химический состав, происходят нарушения в работе синапсов (т.е. в механизме передачи
нервных импульсов),что приводит к общим нарушениям в нервной системе.

Все эмоции, мысли, события в нашей жизни вызывают изменение химических реакций в нашем организме, и особенно в мозге. Во время сна происходит снятие излишнего напряжения и восстановление химических реакций, можно сказать, приведение их к изначально заложенному протеканию. Таким образом, на первый взгляд безобидный недосып приводит к весьма небезобидным нарушениям в работе мозга. Если это будет длиться продолжительное время, то изменения могут стать сложнообратимыми, и потребуется медикаментозное лечение.

Как уложить ребёнка спать: 13 практических советов

Как уложить ребёнка спать без мучений? Для облегчения процедуры укладывания ребенка спать, как и со всеми другими воспитательными и образовательными мероприятиями, важна системность.

Как уложить ребёнка спать: практические советы

Перейдём к практическим советам:

1. Начинайте готовиться ко сну заблаговременно. Определите время, во сколько вы будете укладывать ребёнка спать. Делать это нужно исходя из расчёта получения достаточного количества сна ребёнком к моменту его пробуждения. Это время должно быть одним и тем же каждый день, независимо от дня недели. Также полезна когнитивная тренировка при бессоннице у детей, однако примерно за час до отхода ко сну уберите планшеты, телефоны, исключите просмотр мультфильмов и развлекательных программ.

2. Снизьте яркость света и уменьшите громкость различных звуков в квартире.

3. Введите определённый ритуал, который предшествует отходу ко сну. В разных семьях это может быть что-то свое, но самый часто используемый — это принятие ванны или душа. Вода помогает ребёнку расслабиться и снять первую волну излишнего напряжения, накопленного за день.

4. Заведите «сонную игрушку» — ту, с которой ребёнку приятно засыпать. Это будет своего рода «якорь», ритуал. Если ребёнок постоянно засыпает с одной и той же игрушкой, то при её виде срабатывает автоматизм: сонная игрушка = сон.

5. Читайте ребёнку на ночь спокойные сказки при приглушённом свете. Ребёнок уже лежит в постели, его подвижность снижена, значит новых впечатлений уже не возникает. Приглушённый свет и негромкий, постоянно звучащий голос родного человека успокаивают ребёнка.

6. Примерно за час — полчаса до сна дайте ребёнку небольшой перекус. Это может быть стакан тёплого молока с мёдом или стакан тёплого травяного чая и печенье. Тёплый напиток также снимает напряжение, а перекус даёт ощущение сытости и безопасности.
Чувство голода, на базовом уровне, является сигналом опасности существования, и для детской нервной системы может стать активирующим.

7. Избегайте плотных ужинов непосредственно перед сном. Процессы пищеварения очень энергозатратны. Для правильного функционирования системы пищеварения под большой нагрузкой ей требуется контроль головного мозга, который дополнительно
обрабатывает огромный поток информации о качестве, объёме, температуре пищи и пр. Поэтому обильный ужин, помимо неполезности для желудочно-кишечного тракта, является излишне стимулирующим фактором для головного мозга.

8. За час до сна хорошо проветрите комнату, в которой будет спать ребёнок. Проверьте, чтобы постель не была излишне жаркой, мягкой или жёсткой. Как в сказке про трёх медведей — чтобы постелька была в самый раз.

9. Дайте ребёнку почувствовать телесный контакт с вами. Погладьте его по голове, держите его ручку, когда читаете сказку, поцелуйте на ночь.

10. Если ребёнок уже школьник или подросток, дайте ему перед сном время просто побыть одному — почитать, поиграть в конструктор, порисовать, просто полежать и помечтать.

11. Избегайте нотаций и разговоров на повышенных тонах перед сном. Настроение перед отходом ко сну должно быть хорошим, иначе это влияет на качество сна не только детей, но и взрослых.

Главное ощущение для малышей — чувство безопасности

12. Для малышей главным ощущением является чувство безопасности. Это чувство преимущественно даёт мама. Для улучшения засыпания малышей, помимо всего вышесказанного, можно порекомендовать укачивание ребёнка на руках. Что бы ни
говорили наши бабушки, ребёнка нельзя избаловать ношением на руках. Это его главная базовая потребность — ощущать маму. Только так он понимает, что его мир стабилен и безопасен. Неудовлетворение базовых потребностей на таком раннем этапе развития ребёнка приводит в дальнейшем к серьёзным психологическим проблемам.

13. Практикуйте совместное засыпание с ребёнком. Это может быть как засыпание ребёнка в своей кроватке, приставленной к кровати взрослого, так и засыпание взрослого рядом с ребёнком на его кровати. Взрослый потом может уходить в свою постель или же
практиковать совместный сон с ребёнком. Совместный сон, помимо облегчения засыпания, облегчает кормление ребенка, пока он грудничок, даёт возможность быстро проверить температуру, если ребёнок болен и пр.

Читайте также:  Нормы веса ребенка до 5 лет воз

Как научить ребёнка засыпать самостоятельно?

Самостоятельное засыпание ребёнка является желанием многих родителей. Прежде, чем перейти к практическим рекомендациям, я хочу отметить, что и тут необходимо учитывать индивидуальные особенности нервной системы вашего малыша. Если ваш
ребёнок достаточно спокоен и независим, то вы можете практиковать самостоятельный отход ко сну довольно рано, но для этого, подчеркну, необходимо, чтобы ребёнок имел нервную систему определённого типа.

Если ваш ребёнок тревожный, прошедший через непростые роды, или просто чрезвычайно к вам привязан, то к самостоятельному засыпанию можно приступать ближе к возрасту 6-7 лет.

Существуют 2 мнения относительно самостоятельно засыпания:

  • Ребёнок должен засыпать самостоятельно с возраста 5-6 месяцев.
  • Родители должны помогать ребёнку успокоиться.

Сторонники раннего самостоятельного засыпания предлагают дать ребёнку выплакаться, прежде чем родитель начнет его успокаивать, и начинать приучать ребёнка к самостоятельному засыпанию с 5-6 месячного возраста по определённой схеме. Согласно ей, прежде чем войти в комнату к проснувшемуся ребёнку, нужно выждать определённое количество времени, а именно:

1 день: 1 минута (1 раз), 3 минуты (2 раза), 5 минут все последующие разы;
2 день: 3 минуты (1 раз), 5 минут (2 раза), 7 минут все последующие разы;
3 день: 5 минут (1 раз), 7 минут (2 раза), 9 минут все последующие разы;
4 день: 7 минут (1 раз), 9 минут (2 раза), 11 минут все последующие разы;
5 день: 9 минут (1 раз), 11 минут (2 раза ), 13 минут все последующие разы;
6 день: 11 минут (1 раз), 13 минут (2 раза), 15 минут все последующие разы;
7 день: 13 минут (1 раз), 15 минут (2 раза), 17 минут все последующие разы.

Однако недавно в США было проведено исследование, опубликованное в журнале «Раннее человеческое развитие». Согласно ему, по результатам наблюдений за 25 младенцами в возрасте от 4 до 10 месяцев, в пятидневной программе обучения самостоятельному засыпанию в стационаре, исследователи контролировали уровни кортизола (гормона стресса) у младенцев, которым давали «возможность выплакаться».

Ученые наблюдали , как долго младенцы плакали каждую ночь, прежде чем заснуть. Матерям не разрешалось входить в комнату и
успокаивать детей. На третью ночь младенцы плакали в течение более короткого периода времени и быстрее засыпали. Однако уровни кортизола, измеренные в их слюне, оставались высокими. Это указывает на то, что даже во сне младенцы были так же возбуждены, словно они продолжали плакать.

Как научить ребёнка засыпать самостоятельно?

Для спокойного самостоятельного засыпания ребёнку нужно ощущение безопасности и спокойствия — это базовые условия. Чтобы успокоить ребёнка перед сном, достаточно следовать советам, указанным выше. Чувство безопасности ребёнку любого возраста
даёт присутствие значимого взрослого. Детям в младенческом возрасте невозможно дать ощущение присутствия взрослого без телесного контакта. Для детей более старшего возраста нужно проводить работу по выстраиванию доверительных отношений в
семье. Необходимо дать ребёнку базовое чувство, что родители всегда рядом, даже если он их не видит.

При соблюдении этих рекомендаций и советов, указанных выше, у вашего ребенка не должно возникнуть проблем со сном, однако, помните, что ваше психоэмоциональное состояние напрямую воздействует на детей, и, если родитель «на взводе», то никакие
рекомендации не помогут успокоиться ребёнку, чувствующему значительное нервное напряжение родителя.

Спасибо, что прочитали эту статью. А как вы справляетесь с проблемой укладывания ребёнка спать? Будем рады, если вы поделитесь с нами в комментариях. Здоровья и спокойствия вам и вашим детям!

Источник

Во сне ребенок растет, набирается сил, но засыпание не заложено в нас природой. Младенца надо научить спать. А помогут в этом режим и постоянно повторяющиеся ежедневные ритуалы.

Сколько и зачем ребенку спать

В педиатрии есть нормы ночного и дневного сна для детей от рождения. Это средние цифры, и если ребенок спит на час больше или на час меньше, в этом нет ничего страшного.

До четырех месяцев ребенок спит без пробуждений и просыпается, только если голодный или мокрый, если ему жарко или холодно. После четырех месяцев детский сон становится структурным, как у взрослых, появляются фазы. После каждой из них ребенок просыпается на секунды и за это время переходит в следующую фазу сна. Это получается не всегда, потому что у ребенка еще нет опыта засыпания. Тогда он начинает звать маму, просит то, с чем любит засыпать: бутылочку, грудь, на ручки, соску.

После четырех месяцев ребенок должен просыпаться только на кормление — два-три раза за ночь. После года ребенок, у которого нет проблем с весом и патологий со здоровьем, должен спать всю ночь и не просить еду.

Если ребенок недосыпает, он становится малоактивным, плохо концентрируется и запоминает информацию. Младенцы с недосыпом плохо справляются со стрессами, которые у них происходят постоянно — детям жарко, холодно, мокро, голодно, шумно, светло, темно.

Что мешает ребенку спать

Причины, по которым ребенок недосыпает, можно разделить на две группы: физиологические и неврологические.

Физиологические — это когда режутся зубки, беспокоит живот, хочется кушать. Эти симптомы проходят за несколько дней, а если ребенок плохо спит месяц или два, стоит обратиться к неврологу. Возможно, малыш перевозбуждается вечером и, засыпая, не может успокоиться. Или его весь день носили на руках, катали в коляске на улице, и ему не удалось поползать, походить, узнать мир.

Дети с полугода активно интересуются вещами и процессами вокруг себя, для них это познание становится основной задачей. Поэтому днем они могут плохо есть, просто потому что эта задача не основная, зато ночью начинают просыпаться каждый час-полтора и просить бутылочку.

Иногда родители поздно приходят домой и рвутся играть с ребенком. У младенца еще не сильно развито торможение активности, поэтому после активных игр на засыпание уйдет больше времени и спать он может тревожно.

Читайте также:  Гипотермия у ребенка 5 лет

Зачем нужен режим

Самое важное — режим. Если вы решили, что ребенок будет засыпать в 21:00, значит, это время нужно соблюдать, что бы ни происходило: бабушка в гости приехала, соседка зашла поболтать, муж вернулся из командировки. Время сна для ребенка должно быть неизменно, а ритуал перед сном должен быть одним и тем же.

Детям очень важна предсказуемость. Каждый день за два часа до сна должны повторяться одни и те же действия, включая детские походы попить и в туалет, после того как ребенок уже в кровати:

  • 19:00 — выключать телевизор и убирать гаджеты, выключать основной свет и оставлять лампу, сбавлять тон голоса, играть в спокойные игры;
  • 19:30 — идти в ванную или в душ. После купания расслабляющий массаж с маслами, обязательно переодеть ребенка в приятную, мягкую пижаму;
  • 20:00 — еда;
  • после еды — укачивать: например, петь колыбельные, читать сказки, всё зависит от возраста.

Детям с полугода лучше проговаривать план действий, рассказывать, что ждет их завтра. Так дети успокаиваются и не боятся спать, потому что знают: завтра точно будут новый день и новые игры. Если это малыш до двух лет, то слова для него могут быть примерно такими: «Сейчас мы идем чистить зубы, я тебя помою, потом ты покушаешь и пойдешь спать в свою кроватку. А утром я сварю тебе вкусную кашу и мы пойдем гулять в парк».

С двух лет уже можно перекладывать часть ответственности на ребенка: «Сейчас идем в душ, я помогу тебе почистить зубы, искупаю тебя, пока я готовлю тебе покушать, возьми игрушку, с которой ты будешь спать, и выбери книжку, которую хотел бы послушать перед сном. Утром мы пойдем в сад, где ты сможешь поиграть с друзьями, а вечером поплаваем в бассейне».

Комнату, где спит ребенок, надо хорошо проветрить, закрыть шторы и включить ночник. Если у малыша нет отдельной комнаты, это должно быть пространство в квартире, где он играет и спит, где лежат его игрушки, которые он сам разложил — место, где для него всё предсказуемо.

Какие есть методы засыпания

Существует множество методов засыпания, но рассмотрим четыре самых популярных, один из которых — скандальный.

Метод постепенного отдаления, который придумала специалист по детскому сну Ким Вэст. Родитель кладет ребенка в кроватку, а сам остается рядом: поглаживает малыша, разговаривает с ним, поет колыбельные. Постепенно родитель отходит от ребенка на небольшое расстояние, на шаг или два, но укачивать голосом продолжает. Ребенок привыкает оставаться в кровати один и начинает засыпать сам. Время для того, чтобы метод заработал, — от трех месяцев, всё зависит от ребенка и родителей.

Метод «обнял-положил» придумала медсестра Трейси Хогг, которая ухаживала за детьми. Суть в том, чтобы класть ребенка в кровать, а когда он начинает плакать, брать его и качать. И так, пока младенец не уснет. Со временем он перестанет хныкать и будет засыпать сам. Метод может принести результат через пару месяцев.

Метод Элизабет Пейнтли, который называется «фейдинг», что переводится как «затихание». Элизабет Пейнтли — мать четырех детей, домохозяйка, разработала метод на собственном опыте. Это один из самых мягких и долгих способов обучения ребенка засыпать спокойно и, со временем, самостоятельно. Сначала родитель качает ребенка и кладет в кроватку, когда тот заснет. Потом — до момента засыпания и так далее, пока ребенок не начнет засыпать сам. Чтобы ребенку было спокойнее, автор предлагает класть в кроватку любимую игрушку или вещь родителей, например свитер. Младенец чувствует знакомый запах, успокаивается и засыпает.

Метод педиатра Марка Вайсблута, который называется «Дать проораться», или «Метод исключения плача». Работает это так: родитель кладет ребенка в кровать, когда видит, что тот уже хочет спать, и выходит из комнаты. Ребенок плачет, протестует, но потом засыпает. И так каждый день в одно и то же время. Автор обещает, что дети начнут засыпать сами через 3 – 4 дня. Но этот метод довольно жестко сказывается на психике ребенка и может привести к энурезам и неврозам.

Мифы о детском сне

Если ребенка вымотать днем и не укладывать на дневной сон, он будет лучше спать ночью. Не будет, потому что ему будут мешать стресс из-за нарушенного режима и перевозбуждение. Дети до 4 – 5 лет обязательно должны спать днем, потому что в это время у них восстанавливается нервная система. Чем ребенок старше, тем меньше времени он спит днем.

Соска — вред. Соска может помогать и вредить. Если ребенок привык засыпать на груди, можно дать соску, но убрать, как только заснет. Иначе ребенок проснется на короткий сон и начнет искать соску. Если соски не будет на месте, начнет плакать. В этом случае надо оставлять 2 – 3 соски в кроватке, чтобы ребенок в момент пробуждения сам взял соску и стал спать дальше. Когда родители убирают соску сразу, у ребенка не остается ассоциации соски с засыпанием.

Мамы переводят детей на самостоятельное засыпание исключительно потому, что не хотят ими заниматься. Это не так: самостоятельно засыпание — это не вопрос родительского удобства, а естественный процесс. Самое важное время, которое надо проводить с ребенком — это день. Чем больше ребенок находится днем с родителями, общается с ними, гуляет, тем спокойнее он засыпает. Ребенок за день напитывается любовью и вниманием настолько, что для засыпания ночью ему нужны только кровать и любимая игрушка.

На самостоятельное засыпание можно переводить с рождения. До полугода ребенка нельзя переводить на самостоятельное засыпание. В первые месяцы жизни лучше быть с ребенком постоянно, чтобы у него не возникало чувство тревожности. С седьмого месяца можно пробовать разные методы засыпания. Ребенок сам подскажет, что ему нравится больше и по какой системе он будет спать.

Источник